ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

ЛИВАНСКАЯ ВОЙНА - 2006

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ

=ПРАЗДНИКИ =НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ =СИОНИЗМ =

Отношение к Израилю - смесь неприязни и чувства вины

The Economist

Только что завершившаяся короткая, но жестокая "летняя война" в Ливане стала в Европе предметом обсуждения в парламентах, телестудиях на улицах, в телестудиях, в дружеских компаниях и больше всего в ходе этих дискуссий достается Израилю.

Совет Европы назвал ответ Тель-Авива на нападения "Хизбаллы" с ливанской территории "несоразмерным" и обвинил Израиль в "массированных ударах по гражданским объектам". Премьер-министр Италии расценил реакцию Израиля как "чрезмерную". Норвежский писатель Юстейн Гордер, автор популярного романа "Мир Софи", обвинил Израиль в "этнической чистке" и убийстве детей, и заявил, что еврейское государство утратило право на существование. Во многих европейских столицах участники антивоенных демонстраций несли флаги "Хизбаллы". Когда британский премьер Тони Блэр попытался объяснить точку зрения Израиля - и к тому же не стал призывать к немедленному сокращению огня - его политические акции резко понизились.

Г-ну Гордеру в конце концов пришлось выдавить из себя извинение. Истина, однако, состоит в том, что подобная критика в адрес Израиля представляет собой не крайнюю точку зрения, а отражает настроения миллионов европейцев, связанные с общим ужесточением их отношения к Израилю, о котором свидетельствуют социологические опросы. По данном опроса, проведенного в Британии в первые две недели конфликта организацией YouGov, 63 % респондентов сочли реакцию Израиля на нападение "Хизбаллы" "несоразмерной"; в ходе аналогичного опроса в Германии такое же мнение выразили 75% участников.

Подобные ответы отражают общее отношение к Израилю в Европе, которое резко отличается от настроений в Америке. Как показал опрос, проведенный в этом году исследовательским центром имени Пью в рамках проекта Pew Global Attitudes, палестинцам в Европе сочувствует куда больше людей, чем Израилю. Стоит вспомнить и о другом опросе, организованном по заказу Евросоюза в 2003 г.: тогда выяснилось, что 59% европейцев считают Израиль большей угрозой миру во всем мире, чем Иран, Северную Корею и Пакистан.

Почему европейцы инстинктивно настроены против Израиля, в тот время как американцы на том же инстинктивном уровне склонны поддерживать эту страну? В Европе нет мощного произраильского лобби, которое в США представлено Американским комитетом по связям с Израилем (American Israel Public Affairs Committee) (АКСИ); кроме того, не стоит забывать о растущем (и недовольном своим положением) мусульманском населении в странах Старого Света. Но одними этими факторами подобную разницу в настроениях не объяснить. Кстати, многие мусульмане Европы сегодня чувствуют себя чуть ли не на "осадном положении", а их организации не могут и мечтать о влиянии, которым пользуется в Америке АКСИ.

Кое-кто в Америке считает, что все дело в усилении антисемитизма в Европе; это явление они также отчасти связывают с ростом мусульманского населения континента. Однако антисемитизм и антиизраильская позиция - не одно и то же, и прямая связь между ними далеко не очевидна. К примеру, в Центральной Европе, где антисемитские настроения, судя по всему распространены сильнее всего, наиболее высок и уровень поддержки Израиля. Кроме того, результаты некоторых социологических опросов позволяют предположить, что в Америке процент людей, считающих, что евреи пользуются в стране "слишком большим влиянием", выше, чем в Европе.

К тому же в Европе наибольшую поддержку Израилю сегодня зачастую выражают правые партии, в прошлом не чуравшиеся антисемитизма. Так, сегодня самой произраильской партией в Британии являются тори, мягко говоря, не всегда проявлявшие восторг в отношении евреев и Израиля. В Италии - на родине фашизма - "Форца Италия" во главе с Сильвио Берлускони и некогда стоявший на неофашистских позициях Национальный альянс Джанфранко Фини относятся к Израилю благожелательнее, чем правительство. В Испании именно правоцентристская оппозиция подвергла резкой критике премьера-социалиста Хосе-Луиса Родригеса Сапатеро, когда тот надел арабский головной убор, чтобы продемонстрировать солидарность с ливанцами во время недавней войны.

Страны, несущие наибольшую ответственность за Холокост, особенно Германия, также оказываются более твердыми сторонниками Израиля. Шестьдесят лет назад именно Западная Германия оказала еврейскому государству наибольшую финансовую помощь: первые 865 миллиардов долларов она предоставила Тель-Авиву в 1952 г. Эта поддержка продолжалась и в 1960-е гг. - задолго до того, как главным источником зарубежной помощи Израилю стала Америка. Принятое на этой неделе решение Берлина о включении германского контингента в состав миротворческих сил в Ливане также можно считать проявлением чувства вины за прошлое.

Если правыми (и немцами) движет стремление загладить прошлые грехи, то левые, которые сегодня контролируют правительства многих европейских стран, и, несомненно, большинство СМИ в Старом Свете, напротив, считают, что Израиль их "предал" - именно поэтому многие из них нападают на еврейское государство с таким рвением. До конца 1960-х гг. европейские социалисты поддерживали евреев и Израиль. В середине 20 века они считали антисемитизм и фашизм порождением правой идеологии, а потому инстинктивно занимали произраильскую позицию. Так, в 1950-х гг. именно левые французские правительства предоставили Израилю ядерные технологии и поставляли ему современные боевые самолеты.

Все изменилось после "шестидневной войны" 1967 г., когда Тель-Авив нанес превентивный удар по иорданским, египетским и сирийским войскам, которые, судя по всему, готовились к нападению на Израиль. Война завершилась блестящей победой Израиля, но она также привела к оккупации Западного берега реки Иордан, сектора Газа и Синайского полуострова. После этого европейские социалисты, в начале войны поддерживавшие "слабого", то есть Израиль, стали воспринимать его не как государство отважных людей, переживших Холокост и теперь обороняющихся от более сильных соседей, а как неоколониалистскую региональную сверхдержаву.

Кроме того, за несколько десятилетий, прошедших с конца 1960-х гг., изменилось и внутриполитическое "лицо" Израиля. Партия труда, почти непрерывно находившаяся у власти с 1948 г., начала утрачивать позиции, а правые партии, прежде всего "Ликуд" набирали силу. Европейские левые, идеализировавшие Израиль времен Голды Меир как первопроходца коллективистского социалистического общества счастливых "кибуцников", были шокированы милитаризмом и расизмом, воцарившимися, по их мнению, в стране при Менахеме Бегине: так начался их "роман" с палестинцами.

Эту смену настроений можно проследить на примере таких либеральных изданий, как британская газета Guardian. В свое время Хаим Вейцман, первый президент Израиля, во многом способствовал тому, что Guardian уже на раннем этапе поддержала сионистское движение и создание еврейского государства, но сегодня эта газета является одним из самых резких критиков Израиля. В адрес BBC - одного из бастионов умеренно-левого истэблишмента - также звучат упреки в необъективной антиизраильской позиции, которая достаточно наглядно проявилась в ходе ливанской войны.

На взгляды европейцев, особенно левых, влияет и их отношение к Америке. Чем больше Израиль сближался с США, тем больше антипатия левых кругов в отношении этого "капиталистического мастодонта" проецировалась и на Тель-Авив. Так, общественное мнение в Турции - единственной мусульманской стране, занимавшей в свое время произраильскую позицию - сегодня настроено против него: это происходит параллельно с поворотом к антиамериканизму, связанным в первую очередь с войной в Ираке.

По мнению Эммануэле Оттоленги из Оксфордского университета, специалиста по отношениям между Израилем и Европой, "европейцы видят в Израиле воплощение демонов из собственного прошлого". Считается, что создание Евросоюза означает отказ от войн, национализма и конфликтов в пользу любви к ближнему, мира и федерализма. Но сегодняшний Израиль напоминает европейцам о более мрачных временах и явлениях из собственной истории.

Могут ли эти настроения измениться? Такое представляется маловероятным, не в последнюю очередь потому, что сам Израиль сегодня резко критикует Европу, и в особенности европейские СМИ. По крайней мере, по этому вопросу пропасть между Старым и Новым Светом продолжает углубляться.

Источник: ИноСМИ.Ru


=ПРАЗДНИКИ =НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ =СИОНИЗМ =