Хафец Хаим - "Жаждущий жизни"

ОТКРОЮ УСТА СВОИ В ПРИТЧЕ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ

= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Глава 3. СЛУЖЕНИЕ Б-ГУ

76. Купивший поддельные долговые расписки

Как слышал я от одного великого мудреца, в этом мире награда за исполнение заповедей не выплачивается потому, что этот мир не в состоянии вместить в себя стол, за которым должны воссесть исполняющие заповеди: ведь "лучше один час блаженства будущего мира, чем вся жизнь в мире этом". И стало мне непонятно:

если это так, как же понять стих Писания: "И платит ненавистникам Своим непосредственно, чтобы уничтожить его". (Этот стих означает, что ненавистникам награда за их праведные поступки выплачивается в этом мире; так объясняют этот стих Раши и перевод Онкелоса. - Прим. сост.) Как это возможно: ведь здесь не место расплаты?

Видимо, объяснить это можно притчей. Жил да был один обманщик, и соблазнил он некоего важного человека купить сотню поддельных векселей - а мошенник этот подделал царские векселя. Тот дал ему в уплату за все один настоящий вексель, и фальшивомонетчик закричал: "Как это так - я дал тебе сто векселей, а ты платишь мне одним?!" Тот ответил: "Дурак, разве похожи мои деньги на твои? Твои расписки ведь поддельные, а моя - настоящая". - "Ну и что? - возразил мошенник. - И то и другое - бумага". - "Глупец, невежда! - сказал покупатель. - Мой вексель я могу отнести в царское казначейство и разменять там на любые монеты, на какие захочу, и примут меня там с радостью; если же я принесу туда твои векселя - сразу поймут, что они поддельные и подпись царя на них фальшивая, и потребует царь тогда мою голову. Так что я смогу продать их лишь в самых подозрительных местах, и стоят они все поэтому копейки".

Совершенно то же самое происходит и в нашем случае. Когда народ Б-жий исполняет повеления Б-га, нет сомнений, что он делает это ради выполнения желания Б-га, Который потребовал этого от него; и, несомненно, каждая исполненная заповедь подписана Именем Б-га. Говорят мудрецы Талмуда (в Мидраш Рабба на книгу Рут), что, когда человек исполняет заповедь, пророк Элиягу записывает ее, а Царь Машиах и Святой, благословен Он, подписываются собственноручно, согласно стиху из Писания: "Тогда заговорили боящиеся Б-га друг с другом (...), и было записано в Книгу Памяти пред Ним..." (Своего рода намек на это содержится в Торе, где в нескольких местах при завершении описания заповеди сказано: "Я Б-г", и объясняются эти слова так: "Я Б-г, Который непременно даст награду"; а это и есть подпись, которую ставит царь на свои векселя.) Если человек появится в вышнем мире с такой долговой распиской, разумеется, по ней будет ему сразу и с большим почетом уплачена награда, о которой сказано: "Лучше один час блаженства в Будущем мире, чем вся жизнь этого мира". Такой вексель, конечно, не может быть оплачен в этом мире, как мы и говорили.

Если же человек - злодей, то исполненные им заповеди, разумеется, исполнены не ради них самих, а ради каких-то сторонних причин, например, чтобы его уважали; несомненно, что такая заповедь не подписана Именем Б-га, и такой вексель, попав в будущий мир, не будет стоить там ни гроша. Наоборот, вызовет он там гнев Святого, благословен Он.

Об этом говорится в трактате Авот: "Если "я" не за меня, то кто за меня?" Это означает: если выполненная мной заповедь выполнена не ради нее самой, то есть не подписана словом "я" из приведенного выше стиха Торы, - а слово "я" (согласно объяснению Раши в трактате Сукка, 45, есть одно из семидесяти двух Имен Б-га), то какой ангел сможет дать мне за ее выполнение хоть какое-нибудь благо?

И продолжает Мишна, и говорит: "А если я для себя, то что я?" Это значит: если Святой, благословен Он, оценивает лишь меня самого, не засчитывая мне заслугу моих отцов, - чего стоят мои дела?

Однако Вс-вышний благ и милостив и поэтому желает все равно выплатить награду даже за такую заповедь. Но раз она исполнена путем ложным и обманным, ее награда ограничена. Об этом и говорит Мидраш, требуя, чтобы человек старался взять с собой то, что он успел выучить, чтобы не опозориться перед Вышней свитой Б-га в час, когда скажут ему: "Встань и предъяви Писание, которое ты читал, и Мишну, которую ты повторял". Мишна имеет в виду, что, если человек занимался Торой, чтобы досадить кому-то или еще по какой-нибудь причине (кстати, если человек делал это без какой-то осознанной причины, все в порядке: "исполнение без осознанной причины" считается "исполнением во имя заповеди"), нет сомнения, что будет он устыжен и опозорен, когда предъявит в вышнем мире ничего не стоящий товар.

Шем Олам, 5


= ПРАЗДНИКИ = ГЛАВНАЯ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = АТЛАС = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =