ДЕСЯТЬ СТУПЕНЕЙХАСИДСКИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ, СОБРАННЫЕ И ИЗДАННЫЕМАРТИНОМ БУБЕРОМ |
Пусть каждый взывает к Богу и обращает к Нему сердце, словно он висит на волоске и ураган неистовствует в самом сердце небес. Человек бессилен спасти себя и самое время кричать о помощи. Это время, когда никакой совет не поможет человеку и нет иного выхода, как в одиночестве обратить свой взор и сердце к Богу и воззвать к Нему. Это должно делать всегда, ибо человек в мире пребывает в великой опасности.
ТАЙНАЯ МОЛИТВА
Слова молитвы: "Внемли нам, когда мы взываем о помощи, услышь мольбу нашу, Ты, Который знает сокровенное" - разъясняются так: мы даже не знаем, как нам следует молиться. Всё, что мы делаем, - это мольба о помощи в сиюминутной нужде. Душа жаждет духовного, однако мы не в состоянии выразить ее потребности. Вот почему мы не просто молим Бога внять нашим призывам о помощи, но и просим Его - знающего сокровенное - услышать безмолвный плач нашей души.
В ИЗГНАНИИ
Королевский сын взбунтовался против своего отца и был изгнан от лица его.
Прошло некоторое время, отец затосковал по сыну и велел слугам отправиться
на его поиски. Много времени спустя один из слуг обнаружил принца далеко от
дома, в деревенском трактире: босоногий, в рваной рубахе, королевич танцевал
в толпе пьяных крестьян. Придворный низко поклонился и сказал: "Ваш отец
послал меня спросить о Ваших нуждах. Какими бы они ни были, он готов удовлетворить
любое Ваше желание". Принц расплакался и сказал: "О, если бы у меня
была теплая одежда и пара башмаков!"
Смотрите, как мы плачем о суетном, забывая, что Слава Господня в изгнании!
ОБНОВЛЕНИЕ В СИЛЕ
Когда еврей хочет сказать: "Благословен Ты, Господь, Бог наш. Царь Вселенной"
и готовится произнести первое слово "благословен", - он должен напрячь
все свои силы, не оставляя ничего на последующее слово "Ты". И в
этом смысл того места в Писании, где говорится: "А надеющиеся на Господа
обновятся в силе"*. И на самом деле, мы должны сказать: "Отец наш
небесный, я вкладываю все свои силы в первое слово; теперь Ты, взамен, даруй
мне обновление в силе, чтобы я мог продолжать свою молитву".
ЛОЖНАЯ МОЛИТВА
Тот, кто творит молитву в печали от беззащитности, сковывающей его душу, и
думает, что молится в страхе Господнем; или тот, кто возносит молитву восторженно
от сияния своей души и мнит, что молится будучи исполнен любви к Богу, - молитвы
их вовсе не хороши. Ибо их страх есть бремя печали и их любовь - пустой восторг.
В СЛОВЕ
Ты должен произносить слова так, словно небеса открываются в них, и не в уста
ты вкладываешь свое слово, но будто ты сам воплощаешься в слово.
ПРИНОСИТЬ СЕБЯ В ЖЕРТВУ
Тот, кто произносит слово "Царь" и одновременно готовится сказать
"Вселенной"*, поступает не так, как должно. В тот момент, когда
он говорит слово "Царь", он обязан мыслить только о принесении себя
в жертву Господу, как если бы его душа погибла во славу Создателя, и он уже
не сможет добавить слово "Вселенная". Довольно того, что он способен
произнести "Царь".
БОГ ПОЕТ
В псалме говорится: "Хорошо петь Богу нашему"*. Хорошо, когда человек
способен совершать это так, что Бог поет в нем.
КАК ПРАВИЛЬНО ВОЗВЕСТИ АЛТАРЬ
Написано: "Жертвенник из земли сделай Мне... Если же алтарь из камней
будешь делать Мне, то не закладывай их тесаными, ибо раз занес ты на какой-либо
из них железо твое, ты осквернил его"*.
Жертвенник из земли - это алтарь безмолвия, которое угодно Богу больше всего. Но если ты творишь алтарь из слов, не руби и не высекай их, ибо подобное витийство в молитве оскверняет его.
ПОВРЕЖДЕНО ВНУТРИ
Общаться с твоим Творцом в одиночестве и тишине, петь псалмы и молиться Ему
надо всем сердцем, пока ты не переполнишься слезами и заплачешь пред Богом,
как сын пред отцом. Но недостойно плакать во время молитвы намеренно! Тот,
кто делает так, не может выразить больше, чем обращаясь всем сердцем, и истинный
великий плач не наполнит его. Равно как мысли о молитве подобны "чуждым
мыслям" и препятствуют душе всецело подчиниться Богу.
ДВА ЯЗЫКА
Есть люди, способные произносить слова молитвы с истинной страстью так, что
слова светятся, как драгоценный камень, чье сияние исходит изнутри. И есть
люди, чьи слова подобны окну, которое само по себе не содержит света, но лишь
пропускает его сквозь себя и таким образом светится.
МОЛИТЬСЯ И ЕСТЬ
Вопрос: сказано "И служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб
твой"*. Почему написано вначале "вашему", а затем "твой"?
Ответ: служить - значит молиться. Когда человек молится, даже если он один в комнате, он в первую очередь сливается со всем Израилем; поэтому всякое истинное служение - это общая молитва. Но когда человек ест, даже если он участвует в многолюдном застолье, - он ест для себя.
ИСТИННАЯ МОЛИТВА
Молитва, которую творят не во имя всего Израиля, вообще не молитва.
ВСЕ МЕЛОДИИ
Каждый народ обладает своим собственным напевом и нет народа, поющего чужую
песню. Но Израиль возносит все мелодии, чтобы донести их до Бога. Так в молитве
"Псукей дезимра" все создания, живущие на земле, и все птицы воспевают
каждый свое. Но Израиль творит песню из всех их напевов, чтобы принести их
Богу.
О СИЛЕ СЛОВА
Говоря, бережно храни мысль о сокровенном смысле звука и слова, говори в страхе
и любви, помни, что через твои уста находит выражение мир слова. Тогда ты
возвысишь слово.
Помни, что ты лишь сосуд и что твоя мысль и твое слово - это миры, которые распространяются вокруг: мир слова - это Божественное Присутствие, которое, являя себя, требует нечто от мира мысли. И когда ты впускаешь свет Божий в свои мысли и слово, моли, чтобы часть изобилия и благословения мира мысли излилась в мир слова. Тогда ты получишь то, в чем нуждаешься. Вот почему мы говорим: "Позволь нам обрести Тебя в наших молитвах!" В каждой нашей молитве мы можем найти Бога.
ОН ТВОЯ СЛАВА
В Торе мы читаем: "Он слава твоя и Он твой Бог"*.
Он слава твоя и Он также твой Бог. Молитва, которую произносит человек, сама по себе есть Бог. Это не то, как если бы ты просил что-либо у друга. Твой друг отличается от тебя и слова ваши разнятся. Но не так в молитве, ибо молитва объединяет идеи. Когда молящийся думает, что его молитва есть нечто отличное от Бога, он выглядит как проситель, к чьим просьбам снисходительно относится царь. Но тот, кто знает, что молитва сама по себе Бог, - подобен сыну царя, который берет из запасов отца всё, что пожелает.
примечания:
Царь Вселенной: вступительная фраза многих молитв.
А надеющиеся на Господа обновятся в силе: Йешаягу, 40:31.
Хорошо петь Богу нашему: Тегилим, 147:1.
Жертвенник из земли...: Шмот, 20:21,22.
И служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой: Шмот, 2325.
Он слава твоя и Он твой Бог: Дварим, 1021.