Смирнов Алексей

АРАБО-ИЗРАИЛЬСИКЕ ВОЙНЫ

ЖДУ ВАШИХ ПИСЕМ
Здесь это обсуждают

=ПРАЗДНИКИ = НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =

Послесловие: некоторые выводы

И вновь, уже и после этой войны, вопрос ближневосточного урегулирования зашел в тупик. Палестинские партизаны в основной массе покинули Ливан, но "мир в Галилее", да и во всей Палестине, так и не наступил.

Прошло еще четыре года... 9 декабря 1987 года началась "Интифада" восстание палестинцев на оккупированных территориях. Катализатором его послужило самое обыкновенное дорожно-транспортное происшествие, когда водитель израильского грузовика въехал в толпу палестинцев. Четверо погибли и семеро было ранено. Жителей палестинских территорий после 20 лет оккупации словно бы прорвало.

Сотни и тысячи человек, в основном молодежи, вышли на улицы и стали забрасывать израильские патрули камнями и бутылками. Начались столкновения, причем с применением не только резиновых пуль. За первые три года были убиты до сотни израильтян и до тысячи арабов. Последних сразили не только армейские пули. Многих из них обвинили в сотрудничестве с оккупационными властями, и разговор с ними был "короткий". Повезло тем, в отношении которых ограничились только побоями и другими подобными "воспитательными мерами".

"Интифада, дубль первый" завершилась в принципе необыкновенным образом. Спустя 6 лет в столице Норвегии Осло председатель ООП, постаревший Ясир Арафат, и премьер-министр Израиля, такой же постаревший Ицхак Рабин, после четырех десятков лет непрерывной конфронтации и пяти войн подписали мирные соглашения, по которым израильские войска выводились с Западного берега реки Иордан и сектора Газа. Там образовывалась так называемая "автономия", управляющаяся палестинской администрацией, куда армия уже не имела права вернуться. Правда, так и не был окончательно разрешен вопрос с еврейскими поселениями на этой земле. Израильтяне утверждали, что "эту землю нам дал наш Бог", на что арабы возражали: "А кто этому был свидетелем? Эту землю мы получили от своего Бога" и т.д. Тем не менее Арафат и Рабин стали лауреатами Нобелевской премии мира, и это был несомненный прогресс.

Прошло еще семь лет, и в один из последних сентябрьских дней 2000 года Ариель Шарон направился со своим окружением на Храмовую гору в Иерусалиме, где находятся самые главные арабские и иудейские святыни.

То, что последовало потом, получило вскоре название "Интифада-2". Когда Шарона стали упрекать, зачем он пошел и спровоцировал Ясира на последующие действия, он отвечал: "А почему я не могу посетить это место? Там находится и мой храм. А он, - раз уж принял такое решение, - мог придраться к любому другому факту и необязательно к моему визиту на Храмовую гору..."

Все, что было дальше, показывают по телевизору практически каждый день, с врезкой в голубом квадратике с надписью "Ближний Восток".

Вновь арабские пацаны достали свои рогатки и стали подбирать по обочинам камни, чтобы метнуть в израильских солдат. Хуже того, "подключилась" и вполне официальная палестинская полиция, вооруженная АКМ, и подпольные организации "Хамас" и "Исламский джихад".

С другой стороны, тележурналисты ОРТ и НТВ все чаще стали показывать парней в израильской форме и касках, в засаленных от долгого ношения бронежилетках. Представляясь, они называли себя "Андрей из Саратова" или "Саша из Твери" и на вопрос, как служба, отвечали, естественно, по-русски: "Нормально, до дембеля 30 дней". После этого, как правило, они просили передать привет одноклассникам, "кто еще помнит меня", или соседям.

Показывали, кстати, и палестинцев, которые с удовольствием рассказывали про свою учебу в Воронежском медицинском или Ростовском политехническом и, представляя своих "половин", говорили: "Это моя жена Марина (или Светлана), а это наши дети" и т.д.

Из событий 2001 года авторы выделяют три следующих:

1. Взрыв у дискотеки "Дольфи" на Тель-Авивской набережной в первых числах июня, где погибло свыше десяти парней и девчонок (все выходцы из СНГ), которые пошли отмечать окончание учебного года. ("Почему убили этих подростков? Ведь они не были военнослужащими, а "Дольфи" - это не военная база или оборонный объект", - вопрошала местная пресса.)

2. Взрыв 9 августа в итальянской закусочной-пиццерии на углу все той же улицы Яффа и короля Георга в Иерусалиме. Палестинский камикадзе двадцати трех лет, Хуссейн Амар Абу Насса в предсмертной записке попрощался со своей семьей и затем взорвал себя бомбой, прикрепленной к телу, унеся жизни 18-ти посетителей закусочной и ранив около сотни. В качестве ответной меры израильтяне оккупировали все объекты в Восточном Иерусалиме и среди них самый важный под названием "Ориент-Хаус", где располагалась неофициальная штаб-квартира ООП. При этом на флагштоке их зелено-красно-черный флаг был сменен на бело-голубой израильский, что только вызвало всплеск дополнительных эмоций. Палестинцы вообще-то считают Восточный Иерусалим своей столицей, в ответ израильтяне заявляют, что город является "единым и неделимым" и они его давным-давно объявили главным городом своего государства.

3. И, наконец, убийство в результате покушения в середине октября министра туризма Израиля Рехавима Зееви, кстати, отставного генерала. Гибель правительственного чиновника столь высокого ранга повлекла за собой репрессалии со стороны армии, которая заняла сразу 6 городов на Западном берегу.

Вновь пошли в действие "меркавы", а в небесах замелькали "томкэты", "хорнеты", "апачи" и "кобры". Только в конце ноября, в связи с прибытием очередной команды американских миротворцев, "в качестве жеста доброй воли" войска были возвращены на исходные позиции...

Рассказ о ближневосточной драме можно продолжать до бесконечности, но, наверное, пора уже подводить некоторые итоги...

На наш взгляд, палестинцам следует признать, что пятьдесят лет назад их отцы и деды не сумели сыграть "единой командой" и в целом их "выступление" было на слабую троечку.

Хотя... как посмотреть, если сравнивать с итогами войн 1956 и 1967 годов? Ведь в 48-м они на последующие двадцать лет сумели сохранить за собой весь Восточный Иерусалим со Старым городом и всеми святыми местами. Западный берег вошел в состав Хашемитского королевства, и казалось, был еще шанс переиграть итоги первой войны. Но случилось то, что случилось. История не имеет сослагательного наклонения.

И вновь надо отдать должное американской журналистике.

Осада Бейрута еще продолжалась, а в "Newsweek" Vol C,N7,16.08.82 была опубликована статья, озаглавленная: "Палестинцы: куда им идти отсюда?"

Даже сейчас, двадцать лет спустя, этот материал под пронзительным названием не потерял актуальности. Несомненно, Деминг, Прингл, Кубик и Клифтон были настолько впечатлены мужеством и отчаянием палестинцев, которые только с "калашами" и РПГ в руках противостояли в течение трех месяцев "меркавам", "паттонам" и "кфирам", что у них родилось целое исследование этого вопроса.

...Итак, "мечта любого палестинца - это апельсиновая роща у подножья изящно очерченных невысоких холмов. Эта мечта помогала им выжить под беспрерывным обстрелом из 155-мм самоходных гаубиц. "Нас гнали всю жизнь, заявляет 18-летняя Фатима Абу Суэйд. - Куда нам идти отсюда? Я остаюсь здесь жить или пускай нас убьют... здесь же".

Палестинских арабов насчитывается в мире 4,4 млн человек (в 1982 г. Примеч. авт.), из них в Иордании живет 1,2 млн. Нуха Батчон является хозяйкой художественного салона в Аммане. Она вспоминает, как ребенком пряталась под кроватью в ходе первой арабо-израильской войны 1948 года. Когда наконец-то ее семья уехала, спасаясь от боевых действий, "они считали, что вернутся домой через 10 или 15 дней". Как и тысячам других, им уже не довелось вновь увидеть свой родной дом. Доктор Дауд Ханания - это воплощение "палестинского успеха". Он возглавляет Институт Сердца в Аммане и одним из первых делал операции на сердце по методике и под руководством профессора Майкла ДеБейки. В ясную ночь из своей клиники он хорошо видит "зарево и огни над Иерусалимом", всего лишь в сорока милях от Аммана. Д-р Ханания вспоминает, что его семья жила в пригороде Иерусалима и имела дом из 13 комнат, который был построен из "розового" камня. Его окружал большой апельсиновый сад. Весной 48-го года в этом пригороде начались столкновения с евреями, которые постепенно набирали размах. "Наши соседи один за другим уехали, и мы были последними, кто выехал, надеясь, что вернемся очень скоро". "Мои два последних сына родились уже здесь в Аммане, но если вы спросите любого из них: "Откуда ты?", он всегда скажет - "из Иерусалима".

Рибим Мухаммед Салем преподает арабскую литературу в Кувейт-Сити. Он получает письма от своих отца и матери, которые так и живут на своей ферме возле Хеврона. "Родители сообщают, что израильтяне пытаются согнать их оттуда, но ведь у них на руках до сих пор есть документы на владение этой землей, которые им выдавали турецкие, английские и иорданские власти".

Палестинцы живут даже в Детройте. Будучи совсем молодым человеком, Айюб Талхами вступил в иорданскую армию, чтобы сражаться с израильтянами в 1948 году, затем судьба занесла его в Америку. "На улице я как любой другой американец, но я прихожу домой - и я вновь житель Шефа-Амер" (городок в Галилее, где он провел свои юные годы.)

Нуха Аранки, социальный работник, живет в Аммане. "Мы ведь не против евреев, мы сосуществовали с ними в течение веков, но когда семья сионистов приезжает из Польши и занимает мой дом и мой апельсиновый сад, то о какой справедливости можно говорить?"

Из всего вышесказанного следует, что палестинцы в своей массе помнят о своих исторических корнях, о своей земле, и эта проблема уже перешла из ХХ века в ХХI.

Вновь цитата из Милана Кубика: "В 1929-м, во времена Британского мандата, арабские мятежники перебили 60 человек евреев из их поселений возле Хеврона, 50 других было ранено. Затем во время Войны за независимость продвигающиеся иорданские войска захватили еврейские поселения в Блок Этционе, находящемся между Хевроном и Иерусалимом, убив многих из поселенцев. С тех времен израильтяне отвечают арабам взаимной враждебностью". Эта фраза объясняет все. В той нескончаемой войне в этой ближневосточной драме нет ни правых, ни виноватых.

"Хороши" были и те, и другие.

Вывод может быть только один - мириться.

Конечно, палестинцы могут выдвинуть свои аргументы, опять вспоминать про свои апельсиновые рощи и земли (дома из "розового" камня), согласны, это сильный аргумент. Но нельзя постоянно жить в состоянии войны и конфронтации.

На наш взгляд, настало время обеим сторонам остыть и снизить накал конфронтации. И этому несомненно помогли бы гуманистические идеалы еврейской нации и изначальное благородство арабской.

Нам в России в целом небезразличен этот кусочек общего дома под названием Земля. Есть у нас, кстати, и положительный опыт в разрешении международных конфликтов. Не наш ли премьер А.Н. Косыгин примирил в январе 1966 года индусов и пакистанцев после очередной индо-пакистанской войны?

К счастью, наше участие в ближневосточном конфликте было все-таки всего лишь косвенным.

Нам представляется, мы нашли бы достаточные аргументы для той и другой стороны. Учитывая, что для одних в течение двух, если не трех, десятилетий мы поставляли то самое оружие, которое в конце концов позволило им восстановить свои честь и достоинство, а другим вот уже полтора десятка лет направляем своих людей.

Положение палестинской стороны обрисовано чуть выше, но давайте взглянем еще раз. После событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке весь цивилизованный мир с крайним отвращением воспринимает само понятие "терроризм".

Один из комментариев международной прессы после 11 сентября гласил следующее: причина ненависти мусульманских экстремистов к Израилю как таковому и еврейской нации в целом заключается в том, что фундаментальный Ислам рассматривает Израиль на территории Палестины как "инородное тело".

Хотя "фундаменталисты" и признают, что древнееврейский народ вышел с этой земли, то есть изначально имеет определенные права, но они считают евреев вероотступниками, так как они в свое время не приняли ислам. А в их глазах "вероотступник" представляет еще худшего негодяя и преступника, чем просто православный или католик, соответственно и наказание ему будет тяжелее.

"...Нет пророка в своем отечестве", но пусть прозвучат пророческими недавние слова одного из предводителей победившей афганской оппозиции, к тому же мусульманина. Они могут быть применены к любому межнациональному конфликту: "Афганцы так хорошо отличились в защите своей страны от иноземцев... и в сражениях между собой, что... наконец-то настало время нам так же отличиться в установлении мира на нашей земле".

И завершаем свой рассказ образом бравого сержанта израильской полиции (видеозапись имеется), который, разглядев российскую съемочную ТВ-бригаду, притормаживает свой запыленный джип, опутанный противоосколочной сеткой, и, приоткрыв водительскую дверь, делает приветственный жест рукой, затем кричит: "Ребята, вы там поосторожнее, за тем перекрестком стреляют".

Эти слова мы переадресовываем всем участникам - на обеих сторонах ближневосточного конфликта.


=ПРАЗДНИКИ = НА ГЛАВНУЮ = ТРАДИЦИИ = ИСТОРИЯ = ХОЛОКОСТ = ИЗРАНЕТ = НОВОСТИ = СИОНИЗМ =