=БЕСЕДЫ О ТОРЕ= НА ГЛАВНУЮ= ПРАЗДНИКИ= ИСТОРИЯ= ХОЛОКОСТ= ИРУШАЛАИМ= ИЗРАНЕТ=

Рав Ицхак Зильбер

Беседы о Торе

О МИМИКРИИ

Одно из интереснейших природных явлений - мимикрия.

Шкурка зайца зимой - белая, чтобы его нельзя было заметить на снегу, а летом - серая, сливающаяся с цветом земли.

У диких птиц скорлупа яиц покрыта пятнами и полосами, чтобы скрыть их от хищников, а яйца домашних кур, уток, гусей - белые, и крестьяне легко их видят.

Лягушки, змеи и птицы, обитающие на деревьях, часто имеют зеленую окраску, но подобные им виды, которые водятся на земле, предпочитают коричневые тона.

Замечено, что куколки некоторых бабочек принимают цвет предмета, к которому они прикреплены: на светлом фоне они светлеют, на темном - темнеют, на красном - краснеют.

В зависимости от условий меняют свои цвета хамелеон, осьминог - так они скрываются от врагов.

Во время второй мировой войны военное ведомство США исследовало поведение камбалы, чтобы научиться у нее искусству маскировки. Если поместить камбалу в аквариум с синим дном, она становится синей, с красным - красной, а если дно раскрашено, как шахматная доска, - камбала принимает такую же окраску.

То же происходит с древесной лягушкой: в зависимости от обстановки она становится то более светлой, то более темной, то зеленой, то желтоватой - как выгодней.

Меняют окраску и живущие в воде тритоны.

Есть в животном мире “артисты”, лишенные средств нападения, но умеющие подделываться под своих опасных собратьев.

На подсолнухах нередко обитают “болотные мухи”. Они называются так потому, что откладывают яйца и выводят куколок на болотах и на помойках. Они похожи на пчел, и их часто путают. Обычные мухи пугливы в отличие от пчел, которые ничего не боятся, полагаясь на свое жало. Вот и “болотные мухи” щеголяют храбростью - их можно пальцами снять с цветка.

Обычно мухи летают быстро, поджав лапки. А пчелы летают медленно и тяжело и лапки не поджимают. Так вот, когда “болотная муха” оказывается вблизи цветов, над которыми кружатся пчелы, она летит медленно, тяжело, расправив лапки, точно как пчела. А посмотрите на нее, когда она направляется к помойке, чтобы отложить яйца, - полет стремителен, лапки поджаты.

Существует и групповая мимикрия. В 1958 году советский журнал “Вокруг света” рассказал об одном немецком ученом, который вел подводные наблюдения за морскими сомиками. Эти небольшие рыбки всегда плавают стаями. Вдруг к стае стала приближаться акула. И что же? Вместо стайки сомиков она увидела морского ежа, который уж никак не годится ей в пищу: проглоти такого - и умрешь. Но стоило акуле удалиться, как ученый заметил, что морской еж распадается. Что произошло? А это морские сомики, завидев акулу, сблизились и изобразили морского ежа!

Об удивительных уловках, к которым прибегает цикада-флаттида, чтобы защитить себя от врагов, рассказывает в одной из своих книг о природе Африки Джой Адамсон. Ее поразило, что обычная, на первый взгляд, цветочная стрелка оказалась скоплением цикад-флаттид, сидевших со сложенными крыльями.

Цикады обычно выбирают часто встречающиеся растения и располагаются вдоль стебля таким образом, что становятся похожи на соцветие. Иногда на вершине стебля теснятся цикады с бледной желтовато-зеленой окраской, но чем темнее их крылья, тем ниже они спускаются, и в целом создается впечатление увядающего соцветия.

Д. Адамсон цитирует записки Роберта Ордри о цикаде-флаттиде. Он пишет, что видел цикад на высохшем стебле какого-то сорняка. Они изображали собой красивый коралловый цветок. Таких цветов в природе нет, но насекомые сумели создать впечатление настоящего живого цветка.

Один кениец рассказал Роберту Ордри: “Я разводил в Кориндонском музее целые поколения этих цикад-флаттид. И в каждой ежедневной кладке яиц всегда оказывалось, по крайней мере, одно яйцо, из которого развивается создание не с коралловыми, а с зелеными крылышками, а из нескольких яиц появляются насекомые с крылышками промежуточных оттенков”.

...Стебель заканчивался зеленым бутоном. Ниже - частично раскрывшиеся “цветы” с коралловыми прожилками, еще ниже - целое “соцветие” цикад - все с коралловыми крыльями. Прожорливые птицы не могли догадаться, что перед ними легкая добыча. Стоило потрясти стебель, и цикады поднимались в воздух, но через некоторое время возвращались и, переползая друг через друга, восстанавливали картину. Снова и снова перед изумленными натуралистами появлялся прелестный коралловый цветок, которого не существовало в природе.