р. Иосиф Телушкин

Еврейская мудрость

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть V Проблемы современных евреев

Основные темы

65. Антисемитизм

В самом теплом сердце найдется холодное место для евреев.

Ирвин Хоув (1920-1993)

(Для евреев) мир делится на места, где им нельзя жить и куда им нельзя въехать.

Хаим Вейцман, 1936

Вейцман, "отец" Бальфурской декларации, позднее - первый президент Израиля, сделал это заявление через три года после прихода к власти Гитлера. Действительно, отказ других стран принять евреев-беженцев из Германии заставил Гитлера решить, что его антиеврейские мероприятия получили международную поддержку.

Через тридцать пять лет британский еврейский писатель Исраэль Зангвил высказал столь же горькое наблюдение: "У убийц в древней Палестине было больше городов-убежищ, чем у румынских евреев во всем мире". Зангвил имел в виду необычный закон в Бемидбар 35:16, согласно которому в Израиле было шесть городов, куда могли бежать нечаянные убийцы, спасаясь от гнева семей их жертв.

Если моя теория относительности будет подтверждена, немцы скажут, что я - немец, а французы - что я гражданин мира. Но если она будет опровергнута, то французы скажут, что я - немец, а немцы - что я еврей.

Речь, произнесенная А. Эйнштейном в Сорбонне в дек. 1929 г. Цит. по "Нью-Йорк Таймс", 16 февр. 1930 г.

В 1817 году немецкий еврей, политолог и лидер еврейской эмансипации, высказал похожее мнение, содержащее смесь горького сарказма и беспощадного реализма:

По воскресеньям евреям запрещалось покидать гетто, чтобы их не побили пьяницы… По праздникам они должны были возвращаться в гетто не позже семи, чтобы солнце не сожгло их белую кожу… Кроме того, они не могли ходить по многим улицам, чтобы не сбить ноги на ухабах…

Людвиг Боэрне (1786-1837)

Принимая во внимание, что мой маленький сын еврей только наполовину, не могли бы вы позволить ему заходить в бассейн по пояс?

Гручо Маркс (1895-1977), в телеграмме в загородный клуб отдыха, куда его сыну запретили ходить как еврею

Антисемит - это человек, который ненавидит евреев больше, чем это необходимо.

Еврейская пословица

Первые в мире антисемиты: Фараон и Аман

И восстал новый царь над Египтом… и сказал народу своему: "Вот, народ сынов Израилевых многочисленнее и сильнее нас. Давай перехитрим его, чтобы он не размножался. Иначе, когда случится война, присоединится и он к неприятелям нашим". (Фараон обращает евреев в рабство, но число их все равно растет.) И повелел Фараон всему народу своему, говоря: "Всякого новорожденного сына (евреев) бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых".

Шмот 1:8-10, 22

Есть один народ, рассеянный среди всех народов и обособленный (от них), и законы у него иные, чем у всех народов, и законов царя они не выполняют. И царю не стоит оставлять их (жить в стране). Не угодно ли будет царю дать предписание уничтожить их?

Аман говорит царю Ахашверошу в кн. Эстер 3:8-9

Со времен первых антисемитов "список претензий" оставался неизменным: евреи слишком многочисленны, они - предатели, "пятая колонна", их религия противоречит интересам государства, и, в конце концов, "еврейский вопрос" решается уничтожением этого народа.

Почему евреи?

Существует два самых распространенных мнения о причинах антисемитизма. Первое гласит, что нет никаких "потому", что евреев ненавидят без всяких на то оснований, а антисемиты просто выдумывают причины, чтобы оправдать свое отношение к евреям.

Французский философ Жан-Поль Сартр (1905-1980), автор самой известной книги об антисемитизме "Антисемит и еврей" полностью разделяет такое мнение:

Еврей - всего лишь предлог. В других местах его двойником является негр или человек с желтой кожей.

"Антисемит и еврей"

Согласно Сартру, иудаизм и евреи существуют только благодаря антисемитизму:

Еврей - это тот, кого другие люди считают евреем. Антисемит создает еврея… Детей Израиля не объединяет ни прошлое, ни религия, ни земля… Их держит вместе лишь ненависть и презрение других народов.

"Антисемит и евреи"

Нечаянно оскорбляя достоинство нашего народа, Сартр пишет: "Мы (неевреи) создали эту категорию людей, которая не имеет иного смысла (кроме как козла отпущения)".

То есть, согласно Сартру, антисемитизм никак не связан с евреями и еврейством. Недавно Константин Зеленский, польский поэт и литературный критик, размышляя об извечной ненависти поляков к евреям, отметил уникальную наивность такой точки зрения:

Поляки никогда не выступали против евреев "потому, что они - евреи", но только потому, что евреи были грязными, жадными, лживыми, потому что они носили пейсы, говорили на жаргоне, не хотели ассимилироваться, - а также потому, что они ассимилировались, прекращали говорить на жаргоне, красиво одевались и хотели казаться поляками. Потому что они были некультурными или потому, что они были слишком образованными. Потому что они были религиозными, отсталыми и полными предрассудков. Или потому, что они были очень уж способными, прогрессивными и амбициозными. Потому, что у них были длинные, кривые носы и потому, что их иногда трудно отличить от "истинных поляков". Потому что они распяли Христа, совершали ритуальные убийства и бдели над своим Талмудом, и потому, что презирали собственную религию и были безбожниками… Потому, что они были банкирами и капиталистами и потому, что они были коммунистами и агитаторами. Но никогда - потому что они были евреями.

Константин Зеленский в парижском журнале "Культура", май 1968 г.

Более умеренное и менее оскорбительное, чем у Сартра объяснение антисемитизма было предложено Максом Нордау, ближайшим соратником Герцля и одним из основателей сионизма:

"Если вы решили утопить собаку, - гласит пословица, - сначала объявите ее бешеной". Люди приписывают евреям всевозможные пороки, чтобы оправдать свою ненависть к ним. Но главным чувством здесь все же является ненависть.

Макс Нордау (1849-1923), на первом сионистском конгрессе, август 1897 г.

* * *

Зигмунд Фрейд, еврейские писатели Морис Самуэль и Денис Прагер, католический теолог Жак Маритэн разделяют другую точку зрения на природу антисемитизма. Они считают, что объектом ненависти на самом деле являются идеи, которые евреи несут в мир.

Мы не должны забывать, что народы, которые сейчас отличаются таким сильным антисемитизмом, стали христианами относительно недавно, иногда вследствие кровавого принуждения. Можно сказать, что их "плохо крестили". Под тонким налетом христианства они остались теми же, кем были их предки, - варварами-язычниками. Они еще не преодолели недовольство новой религией, которую им навязали: ненависть к иудаизму, если копнуть глубже, обнаружит ненависть к христианству.

Зигмунд Фрейд, "Моисей и монотеизм"

Можно сказать, что от голода люди видят галлюцинации. Но глупо считать, что от голода они галлюцинируют только о евреях.

Морис Самуэль (1895-1972), "Великая ненависть"

Никто не любит свой будильник.

Морис Самуэль

Евреи - шахтерская канарейка этого мира. Канареек обычно спускают в шахту, так как они быстро умирают, если там есть отравленные испарения. Когда шахтер видит, что канарейка умерла, он знает, что в шахте есть эти вредные испарения. Так же и с евреями. Злые силы обычно сначала заняты евреями. Но их настоящая мишень - это моральные ценности, носителями которых мы являемся. Неевреи, разделяющие с евреями представление о ценностях… совершают фатальную ошибку, считая антисемитизм чисто еврейской проблемой.

Денис Прагер, "Что мы узнали о евреях благодаря Битбургу", "Первоочередные вопросы", лето 1985 г.

Неевреи, не выступающие против антисемитов, часто потом страдают из-за них. Например, в 1930-х американские изоляционисты считали антисемитизм одной отрицательной чертой вполне цивилизованной во всех остальных отношениях Германии. В 30-х и 40-х годах они отказывались считать Гитлера и нацистов опасным злом, и убеждали американцев не вступать в войну. Ведущий изоляционист Чарльз Линдберг просил евреев не насаждать антинацистские тенденции в Америке. Но если бы борьба с Гитлером началась раньше, когда его основным недостатком являлся только антисемитизм, были бы спасены не только шесть миллионов евреев, но и пятьдесят миллионов других людей.

В 1970-х годах диктатор Уганды Инди Амин объявил в ООН о своем восхищении "окончательным решением" Гитлера. Протест выразили только евреи и посол США в ООН. К счастью, у Амина не было возможности привести свои антиеврейские планы в действие. Но зато несколько сотен христиан Уганды были уничтожены Амином. Его преступные действия можно было предугадать заранее, на основании его ненависти к евреям.

Когда Аятолла Рухола Хомейни получил власть в Иране, его первым шагом был захват израильского посольства в Тегеране. Мир решил, что это касается только евреев, но меньше чем через год иранцы захватили американское посольство и взяли в заложники более сотни людей.

Ненависть арабов к евреям также считается исключительно еврейской проблемой, имеющей весьма малое отношение к самим арабам или мусульманским государствам. На самом деле ясно, что ненависть арабов к евреям и Израилю не является малозначительным штрихом в портрете. Скорее, это серьезный моральный индикатор, как показал печальный опыт ливанских христиан, которые пострадали гораздо сильней, чем израильтяне. Как писали Денис Прагер и я: "Существует прямая корреляция между силой ненависти мусульманского лидера к еврейскому государству и его ненавистью к демократии и другим западным ценностям. Хомейни в Иране, Каддафи в Ливии и Хуссейн в Ираке - три хороших примера. Верно и обратное: исламские государства, не отличающиеся деспотизмом и необоснованной жестокостью своих правителей, как Турция и Тунис, более толерантны также и к евреям" ("Почему евреи", стр. 197-198).

Так что неевреи, которые не хотят обращать внимания на антисемитизм, должны понимать, что сами, вместе со своими ценностями, могут стать его жертвами.

Израиль… находится в самом центре мировой системы; (он учит, что) мир не найдет удовлетворения и покоя, пока повсюду в нем не восторжествует Бог… Эта навязчивая идея Израиля вызывает ненависть всего мира.

Жак Маритен (1882-1973), "Христианский взгляд на еврейский вопрос"

Антисемитизм: непримиримая вражда

Еврей прошел мимо Адриана (римского императора II в.) и поприветствовал его. Кесарь спросил:

- Кто ты?

- Я - еврей.

- Как смеет еврей приветствовать императора? Отрубите ему голову! Другой еврей проходил мимо и, видя, что случилось с первым, не поприветствовал Адриана. Император спросил:

- Кто ты?

- Я - еврей.

- Как смеет еврей молча проходить перед Адрианом? Отрубите ему голову!

Сенаторы спросили: "Мы не можем тебя понять. Тот, кто поприветствовал тебя, был казнен, и тот, кто промолчал - тоже".

Адриан ответил: "Не учите меня, как поступать с теми, кого я ненавижу".

Эйха Рабба 3:9, комментарий на пассаж 3:58

Адриан признал то, что отрицает большинство антисемитов: их ненависть нельзя уменьшить никаким "примерным поведением".

Например, те, кто ненавидят евреев за то, что те "лезут во все дырки", должны вроде бы успокоиться, если евреи уйдут в добровольное гетто и будут заниматься только делами своей общины. Но исследования показали, что те же самые антисемиты, которые ненавидят евреев за "вторжение" в культуру большинства, обвиняют их также и в умении "держаться друг за друга".

Антисемиты часто прибегают к самым расхожим в данный момент времени аргументам. Так, ненависть к евреям в СССР опиралась на образ "евреев-капиталистов", пытающихся победить коммунизм, а в США антисемиты обвиняли евреев в симпатии к коммунистам и попытках покончить с капитализмом.

Бесполезно спорить с этими учениками Адриана. Как заметил немецкий философ девятнадцатого века Теодор Моммзен: "Вы ошибаетесь, если считаете, что здесь может помочь разум. Раньше я тоже так считал, и продолжал спорить с этим ужасным бесчестьем - антисемитами. Но это бесполезно, совершенно бесполезно" (Цит. по Деборе Липштадт, "Отрицание Холокоста").

Антисемитизм: двойной стандарт

Не верьте тем, кто говорит: "Я жду от евреев большего". Они ждут меньшего. На самом деле они говорят: "О-кей, мы знаем, что вы - шайка хищных ублюдков, и если вам дать хотя бы малейшую возможность, вы захватите полмира, не говоря уже о бедной Палестине. Мы знаем это, и поэтому мы устроили для вас ловушку.

Какую? Сделайте шаг, и мы скажем: "Но мы ждем большего от евреев. Евреи должны поступать гораздо лучше". Евреи должны поступать лучше? После всего, что случилось с нами?

Я думаю, что это неевреям стоит начать вести себя немного лучше. Почему только мы являемся членом этого прекрасного закрытого клуба народов, которые ведут себя плохо?

Филипп Рот, "Жизнь наизнанку"

Христианский антисемитизм

И, отвечая, весь народ сказал: "Кровь Его на нас и на детях наших".

Матфей 27:25

Согласно Матфею, каждый год на Песах римский прокуратор позволял евреям Иерусалима спасти жизнь одного из узников, осужденных на смерть. В этот раз евреи могли выбирать между одним из лидеров антиримского движения Вараввой и Иисусом. Матфей утверждает, что евреи единогласно выбрали Варавву, а потом стали кричать слова, приведенные выше. (Конечно, Матфею было важно подчеркнуть, что так кричали все евреи. Тогда на всех их потомков ложится вина за смерть Иисуса.)

Однако эта история полна исторических несоответствий и противоречий.

Во-первых, Матфей утверждает, что хотя Пилат и предоставил евреям выбор, он сам хотел помиловать Иисуса. Тогда возникает вопрос, который задал в своей работе "Осуждение и смерть Иисуса" судья Верховного суда Израиля Хаим Кон: "Почему он сам не помиловал его?" Пилат был диктатором Иудеи, его власть ограничивалась только приказами римского императора. Даже если у евреев и была возможность спасти осужденного, они, вот уж точно, не могли бы заставить прокуратора распять того, кого он захотел бы помиловать.

Во-вторых, упоминание о том, что прокуратор предоставил порабощенному народу возможность спасти жизнь приговоренного к смерти, противоречит всему, что мы знаем о Римской империи с ее развитой юриспруденцией. Ни в одном из римских или еврейских источников такая практика не упоминается. Если бы она существовала, разве бы мы не узнали о других, более ранних или поздних, случаях ее применения? Но таких сведений нет. Не следует забывать и о революционных, предгрозовых настроениях в тогдашней Иудее; об освобождении из-под стражи обвиняемых в мятеже не слышали даже в более спокойных регионах империи.

Кроме того, пишет Кон, даже если такая привилегия существовала, то почему "народные массы, которые случайно оказались на площади в Иерусалиме в этот момент, стали ее носителем"?

Судья Кон задает третий вопрос: "Если был предложен выбор, то почему именно между Иисусом и Вараввой"?

Сведение выбора к двум людям - это сильный литературный прием, направленный на усиление драматического эффекта и создание впечатления о черном злодеянии, свершенном евреями (см. Хаим Маккоби, "Революция в Иудее", где обсуждается этот вопрос). Так как Варавва изображен в Новом Завете разбойником, бунтовщиком и убийцей (Лука 23:19), то факт, что евреи предпочли его Иисусу, отражает злодейскую природу этого народа.

Тщательно изучив историю Вараввы, профессор С. Г. Ф. Брэндон, христианин, исследователь генезиса христианства, пришел к выводу, что эта история в действительности не имела места. Я приведу лишь одно из противоречий, которое убедило его в этом:

"Результатом поразительного поведения Пилата стала казнь того, кого он считал невинным, и освобождение популярного борца сопротивления, возможно - зелота, который уже доказал, сколь взрывчатый материал он из себя представляет" ("Иисус и зелоты").

Учитывая, что история Вараввы противоречит историческим реалиям, зачем она вообще включена в Новый Завет?

Тому есть две причины. Во-первых, чтобы показать римскому правительству, что, хотя оно и распяло Иисуса, он не был врагом Рима. Сам прокуратор хотел помиловать его. То есть Иисус был распят потому, что евреи "заставили" Пилата сделать это. Следовательно, у Рима не было причин считать Иисуса своим врагом и запрещать религию, основанную на его учении (этот запрет существовал в Риме во время написания Нового Завета).

Во-вторых, показав, что евреи предали Иисуса, ранняя церковь могла доказать, что они отказались быть "избранным народом" и что христианство "сменило" иудаизм. Поэтому в истории и показано, как все евреи жаждут крови Иисуса. Чтобы вывести из игры весь еврейский народ, было недостаточно обвинить в смерти Христа только первосвященников и старейшин. Гораздо полезней здесь изобразить толпу евреев, требующих смерти Иисуса. Тогда это "биологически" перенесет на их потомков вину за убийство Бога.

Так что авторы Евангелия несут значительную, хотя и косвенную, ответственность за смерть сотен тысяч евреев от рук людей, прочитавших эту историю и возненавидевших наш народ. Конечно, основная ответственность лежит на самих убийцах.

История дочерних религий иудаизма - непрерывная цепь попыток матереубийства.

Мориц Штайншнайдер (1816-1907), немецкий еврей, библиограф и историк

Как ужасно, что они еще несчастней под владычеством христианских князей, чем их предки под властью фараона.

Папа Иннокентий IV, "Письмо в защиту евреев", 1247 г.

Это благородное заявление Папы было, возможно, вызвано желанием оправдаться за поведение его предшественника, Папы Иннокентия III, который писал в 1208 году: "Евреи, против которых взывает кровь Иисуса… должны быть изгоями на земле, пока лица их не будут покрыты стыдом, и не начнут они искать имени Господа нашего, Иисуса Христа".

Это их кровавая вина - они должны были оставить Бога в покое.

Хиллэр Беллок (1870-1953), британский писатель и поэт, член парламента и апологет римской католической церкви

Уверенность, что Иисус Христос - Бог и евреи убили Его, разжигала огонь антисемитизма. В основе этой ненависти лежит страх, ибо если евреям удалось убить Бога, то они обладают поистине сверхчеловеческими, демоническими способностями.

Хотя это и является одним из психологических оснований антисемитизма, все же утверждение, что евреи убили Иисуса, не имеет исторических подтверждений. Распятие - римский способ казни, было всегда запрещено еврейским законодательством. Иисус - один из пятидесяти или ста еврейских бунтовщиков, распятых римским правительством в первом веке.

Историк Хаим Маккоби писал: "Крест был таким же символом римского правления, как сейчас газовая камера - власти нацистов… Связывать крест и евреев - все равно, что приписывать жертвам газовых камер вину за их использование" ("Революция в Иудее: Иисус и еврейское сопротивление").

На одной публичной лекции меня спросили: "Разве история скитаний и страданий евреев не доказывает, что они были прокляты за то, что отвергли Иисуса?"

Я ответил: "Нет, потому что евреев преследовали те же люди, которые предсказали их страдания. Это все равно, как если бы я предсказал, что это стекло разобьется, а потом кинул бы в него камень. Это больше скажет о моей склонности к агрессии, чем о пророческом даре".

Гарольд Кушнер, "К жизни!"

Утверждения христиан, что еврейские страдания были наказанием за отвержение Иисуса, особенно популярные в средние века, кажутся странными в свете ужасной судьбы, постигшей самого Иисуса.

* * *

Я недавно с еврейским раввином читал V главу Матфея. Почти при всяком изречении раввин говорил: это есть в Библии, это есть в Талмуде, и указывал мне в Библии и Талмуде весьма близкие изречения к изречениям Нагорной проповеди. Но когда мы дошли до стиха о непротивлении злу, он не сказал: "И это есть в Талмуде", а только спросил с усмешкой: "И христиане исполняют это? Подставляют другую щеку?" Мне нечего было отвечать, тем более, что я знал, что в это самое время христиане не только не подставляли щеки, но били евреев по подставленной щеке.

Лев Толстой (1828-1910), "В чем моя вера"

Похожие соображения можно найти в сочинениях другого русского религиозного мыслителя Николая Бердяева: "Самым грустным мне кажется, что те, кто отвергли Крест, должны нести его, а те, кто приняли его, часто участвуют в распятии" ("Христианство и антисемитизм").

* * *

Они должны были сделать одно простое заявление: мы виновны в двухтысячелетнем антисемитизме. Простите нас.

Эдвард Китинг

Китинг, католический писатель, имел в виду декларацию, изданную Ватиканом в 1965 году: "В Страстях Христовых нельзя обвинить ни всех без исключения евреев, живших тогда, ни евреев, живущих сейчас". Хотя декларация и вызвала некоторое раздражение (из-за отсутствия извинений) в еврейской общине, в основном все были довольны. Папа Иоанн XXIII, "отец" этой декларации, несомненно хотел принести извинения. Незадолго до смерти, он составил такую молитву:

Мы теперь понимаем, что много, много веков наши глаза были слепы и мы не видели, насколько прекрасен Избранный народ и уже не узнавали в нем своего старшего брата. Мы понимаем, что на наших челах лежит Каинова печать. Веками лежал Авель в крови и слезах, потому что мы забыли Твою любовь. Прости нам, что мы прокляли евреев. Прости, что этим проклятием мы распяли Тебя во второй раз.

Папа Иоанн XXIII (1881-1963)

Удивительно, но самые яркие антисемитские и филосемитские высказывания принадлежат одному человеку. В начале своей карьеры Мартин Лютер (1483-1546) надеялся, что евреи присоединятся к нему в борьбе против католической церкви и обратятся в христианство его толка. В этот период Лютер писал в брошюре "Иисус Христос был рожден евреем":

Наши дураки и тупицы, наши священники, епископы, софисты и монахи обращались с Христом так, что если кто-либо хотел стать настоящим христианином, ему лучше было стать евреем.

Спустя меньше чем двадцать лет после того как попытки обратить евреев провалились, Мартин Лютер разгневался на евреев и призвал к разрушению этой общины:

Я дам вам совет (о том, что делать с евреями):

- подожгите их синагоги и школы;

- сломайте и разрушьте их дома, и пусть они живут в сараях;

- заберите у них все их молитвенники и талмуды, которые учат всему этому язычеству, лжи, проклятиям и богохульству;

- запретите их раввинам учить под предлогом потери жизни или конечности;

- сделайте так, чтобы они не чувствовали себя в безопасности на большой дороге;

- запретите им заниматься ростовщичеством и отберите у них деньги и золотую и серебряную казну.

Но если вы боитесь их… то прогоните их навсегда из страны.

Мартин Лютер, "О евреях и их лжи", (совет правителям Германии). См. кн. Дж. Коэна "Традиционные предрассудки и реформация: теологические и исторические предпосылки антисемитизма Лютера". Подборка позитивных и негативных отзывов Лютера о евреях есть в кн. под ред. Якова Маркуса.

Я пригрожу отрезать им языки, если они откажутся признать, что Бог - это Троица, а не просто Единый Бог.

Мартин Лютер. Цит. по "Антология Хаима Гринберга" под ред. Марье Сыркина

Через четыреста лет Адольф Гитлер напишет: "Он (Лютер) видел евреев такими, какими мы только начинаем видеть их сегодня" (Фридрих Хир, "Первая любовь Бога").

Когда крестишь еврея, держи его голову под водой пять минут.

Болгарская пословица

Современные высказывания, порочащие евреев

Еврейские священники совершают человеческие жертвоприношения своими святыми руками.

Вольтер. Приложение к его статье о евреях в Dictionnaire Philosophique, 1770 г.

Великий французский мыслитель эпохи Просвещения, воинствующий атеист, вдохнул новую жизнь в средневековый и языческий миф о кровавых человеческих жертвоприношениях, совершаемых евреями. Непримиримая ненависть Вольтера к евреям вдохновила многих современных антисемитов. Например, он называл евреев "самым отвратительным народом мира", но, обладая просвещенческой "толерантностью" добавлял: "Все же их не надо жечь заживо".

К сожалению, Вольтер был одержим ненавистью к евреям.

"Когда Гитлер оккупировал Европу, - пишет французский историк, еврей Леон Поляков, - учителю истории Генри Лебру не составило никакого труда создать компиляцию из антисемитских высказываний Вольтера объемом в 250 страниц" ("История антисемитизма: от Вольтера до Вагнера", стр. 87).

Современный американский историк Артур Герцберг, тоже еврей, рассказывает в книге "Французское просвещение и евреи", что Вольтер оказался основным связующим звеном между древним и современным антисемитизмом, Он заразил умы самых просвещенных евреев Европы (тех, кто, казалось, должен был активно выступать за эмансипацию евреев) идеей, что евреи, желающие войти в западное общество, должны отказаться от своей религии.

Известный писатель-сионист Агад Ха'ам утверждал, что "кровавый навет"* дал евреям неожиданное психологическое преимущество: благодаря ему они не могли поверить в жуткий образ своего народа, созданный антисемитами.

"Кровавый навет" - это единственный случай, когда мы не сомневаемся в том, что весь мир видит нас неверно, а мы себя - верно, ведь "кровавый навет" - абсолютная ложь.

Каждый еврей, который вырос среди евреев, знает неоспоримый факт, что во всем народе не найдется ни одного человека, который пил бы кровь по религиозным соображениям… "Но, - спросите вы, - разве возможно, чтобы все были не правы, а евреи - правы?" Да, это возможно, и "кровавый навет" тому подтверждение.

Агад Ха'ам (1856-1927)

Дать им гражданские права? Я не вижу другого способа это сделать, кроме как отрезать им головы и приставить на их место другие - без единой еврейской мысли в них.

Иоганн Фихте (1762-1814), ведущий философ Немецкого Просвещения, первый ректор Берлинского университета

* * *

Деньги - это ревнивый Бог Израиля, который не допускает никаких других Богов.

Карл Маркс (1818-1883), "О еврейском вопросе"

Маркс родился в еврейской семье - он был внуком двух раввинов, - но отец крестил его в возрасте шести лет. Еще из ранних работ видна его яростная ненависть к евреям. Такой антисемит как Адольф Гитлер называл Маркса своим учителем: "Достаточно того, что научное знание об опасностях иудаизма стало значительно глубже, и на его основе каждый человек начинает убивать в себе еврея, но я очень боюсь того, что эта прекрасная мысль также пришла в голову еврею" (цит. по Юлиусу Карлебаху, "Карл Маркс и радикальная критика иудаизма").

Гитлер ссылается на то, что Маркс был евреем. Вообще, это - большая проблема: большинство неевреев считают Маркса евреем, так как он был рожден в еврейской семье. Немногие знают, что он был крещен в детстве и стал антисемитом, когда вырос. В своей работе "О еврейском вопросе" Маркс определяет иудаизм как одержимость "торгашеством" и деньгами и делает вывод, что человечество станет до конца свободным, только избавившись от "духа иудаизма".

Позже Маркс называет обедневших евреев - беженцев из Польши - "самой отвратительной из всех рас". Он утверждал, что с их богатыми немецкими собратьями их объединяла только "жадная страсть к накопительству". Смешно слышать это от человека, который всю свою жизнь в материальном отношении зависел от других людей (см. Пол Джонсон, "Интеллектуалы").

В 1850 году Маркс насмехался над попытками барона Ротшильда и английских либералов добиться получения Ротшильдом кресла в Палате Общин, на которое он был избран. Он не мог его занять, так как его вынуждали произнести христианскую клятву. "Сомнительно, чтобы англичане захотели распространить избирательные права на еврейского ростовщика", - прокомментировал ситуацию Маркс.

Примерно в то же время Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865) распространял во Франции революционные политические и экономические идеи. Вместе с социалистической и анархической риторикой (философ верил, что, достигнув политической зрелости, люди не будут более нуждаться в правительстве и законах) в них была большая доля антисемитизма:

Еврей - враг человеческой расы. Этот народ лучше всего отправить обратно в Азию или уничтожить… Огнем, слиянием с другими народами, изгнанием - но евреи должны исчезнуть… Можно оставить стариков, так как они не могут больше произвести на свет отпрысков.

П.-Ж. Прудон, "Послания", декабрь 1847 г., цит. по ст. Дж. Лихтхайма "Социализм и евреи", "Избранные эссе"

* * *

Если ради спасения невинного Дрейфуса должно пострадать французское государство, нужно сделать все, чтобы Дрейфус был объявлен виновным, а государство осталось незапятнанным.

Андре Жид в письме к другу по поводу "дела Дрейфуса", 1898 г.

У Жида, который позднее прославился как великий писатель, был в это время период ультранационализма. Возможно, поэтому он не понял, что именно преследование невинного человека грозит запятнать честь Франции, а не возможность оправдания Дрейфуса. Тот факт, что Жид был готов смириться с продолжительным заключением Дрейфуса в ужасных условиях на Дьявольском острове, показывает, до какого морального падения может довести национальный шовинизм.

* * *

Даже в самых образованных кругах… мы слышим сегодня крик, словно исходящий из одной глотки: "Евреи - наше несчастье".

Генрих фон Трейчке, "Слово о наших евреях", 1879 г.

Так как фон Трейчке, ведущий немецкий историк конца девятнадцатого века, имел множество последователей, этот "афоризм" сразу стал широко известным. Через пятьдесят лет слова "евреи - наше несчастье" стали нацистским лозунгом.

Сегодня защитники фон Трейчке утверждают, что он был противником физического насилия над евреями и никогда бы не стал поддерживать сторонников их уничтожения. Такая апологетика напоминает мне притчу, направленную против политической философии Гегеля:

Человек однажды увидел объявление "Здесь гладят брюки". Он принес брюки, но ему сказали: "Мы не гладим брюки. Мы только вешаем объявления". (Эта притча показывает, как можно оправдать зло, используя философию Гегеля.)

Мы сражаемся против самого древнего проклятия, которым наказало себя человечество. Против так называемых "Десяти Заповедей", против них мы сражаемся.

Адольф Гитлер в беседе с Германом Раухнингом. Цит. по "Десять Заповедей", под ред. Армина Робинсона, предисловие Раухнинга. Гитлер сказал Раухнингу, что целью его жизни являлось поражение "тиранического Бога евреев" и его "Десяти Заповедей, отрицающих саму жизнь"

Хотя пятнадцатилетняя Анна Франк не могла знать эту фразу Гитлера, она интуитивно поняла основу нацистского антисемитизма. 11 апреля 1944 года она пишет в своем дневнике: "Кто знает, может быть наша религия учит мир и все народы хорошему, и из-за этого и только из-за этого мы сейчас страдаем".

* * *

Антисемитизм в литературе двадцатого века

Кто-то коричневый у подоконника

Уселся - не в силах отвести взгляд;

Официант вносит бананы.

Сочные финики, тепличный виноград;

Тихая коричневая тварь напротив

Хмурится, смотрит, напрягается;

Рахель Рабинович спокойно

Клешнями убийцы в виноград впивается.

Т. С. Элиот, "Поросенок среди соловьев", избранные стихи 1909-1935 гг.

Хотя позже Элиот сменил гнев на милость, это стихотворение 20-х годов прошлого столетия рисует страшную картину: богатые евреи открыто пируют на глазах у нищих. Учитывая, что склонность евреев к благотворительности общеизвестна, можно предположить, что автор был убежденным антисемитом. Действительно, как и средневековые антисемиты, Элиот не считает евреев нормальными человеческими существами. Вместо рук у них - "клешни убийц".

Руки евреев всегда особенно занимали поэта. В 1919 году, в явно антисемитском стихотворении "Бурбанк с Бедекером, Бляйштайн с сигарой", Бляйштайн описан так: "…Провисли колени, противно вывернуты кисти, чикагский семит из Вены" (там же, стр. 47). В другом стихотворении есть строка, которая после Холокоста звучит, как мне кажется, более недоброжелательно, чем того бы хотел сам Элиот: "У крыс есть шерсть. А у еврея - жребий. И деньги все в мехах".

Все труднее становится говорить об американских проблемах, не упоминая проблем расовых… Когда-нибудь англо-саксы поймут, что еврейский кагал… втягивает арийские или нееврейские страны в войны не ради победы этих стран. Эти страны втягиваются в войны, чтобы быть разрушенными, лишенными структуры, лишенными населения.

Эзра Паунд (1885-1972). Передача № 32, трансляция из Рима, 30 апреля 1942 г. (см. в кн. Аллана Гаулда "Что они думали о евреях?"

Паунд родился в Америке и является автором "Кантоса" (серии стихотворений, публиковавшихся в течение нескольких десятилетий). Он считается одним из величайших поэтов двадцатого века. Увлечение фашизмом заставило его переехать в муссолиниевскую Италию в 1925 году. В 1939 году он опубликовал в итальянской газете статью под милым названием "Еврей - воплощенная болезнь".

Паунд провел военные годы в Италии, ведя пропаганду в пользу Германии и Италии по итальянскому радио. Он принимал и даже расширял тезисы нацистов. Он был уверен, что евреев волнуют только деньги, что они ненавидят другие народы, втягивают страны в войны, чтобы уничтожить их население.

Так как союзники выиграли войну, у Паунда не было дальнейшей возможности влиять на историю антисемитизма. Если бы победили нацисты, они бы не преминули использовать великого поэта, чтобы придать антисемитизму респектабельный имидж.

В 1945 году американцы арестовали Паунда и переправили в США, где его судили за государственную измену. Однако суд признал его невменяемым, и он был отправлен в психиатрическую лечебницу в Вашингтоне (округ Колумбия), где и оставался двенадцать лет. Все это время признанные поэты и другие литературные деятели боролись за его освобождение, утверждая, что несправедливо держать такого талантливого человека в лечебнице (в 1958 году Паунд вышел на свободу). Джордж Оруэлл так прокомментировал их протест: "Каждый имеет право ожидать элементарной порядочности даже от поэта".

* * *

Евреев можно ненавидеть хотя бы потому, что они - самая неприятная нация из когда-либо существовавших. Можно удостовериться, что им не хватает многих качеств цивилизованного человека: мужества, достоинства, честности, спокойствия, уверенности. У них есть суетливость, но нет гордости, есть чувственность, но нет вкуса, есть ученость, но нет мудрости. Вся сила их духа тратится на пустые эмоции, а их благотворительность - показуха.

Х. Л. Менкен (1880-1956), "Трактат о Богах" (1930). Цит. по Хейвуду Брауну, Дж. Бретту, "Вход только для христиан"

В 1926 году Вальтер Липпман писал, что Менкен, журналист и лингвист, "был личностью" оказавшей самое сильное влияние на всех образованных людей нашего поколения". Поэтому его антисемитские речи могли нанести серьезный ущерб имиджу евреев. К счастью, Менкен в основном доверял свои антисемитские мысли дневнику. Посмертные публикации его записных книжек читатели были поражены количеством антисемитских высказываний. Публичные же заявления Менкена были гораздо более толерантными и иногда даже выглядели филосемитскими. В своей колонке в "Балтимор Сан" в канун нового 1939 года он выступил за предоставление США убежища евреям из Европы:

Или мы хотим предоставить убежище немецким евреям, или нет. Если да, то мы должны привести их сюда первыми же кораблями и помочь им встать на ноги. Только так мы можем им действительно помочь и не оказаться в глазах истории такими же ханжами, как англичане.

Инициативу должны взять на себя так называемые христиане, которые так щедры сейчас на слова утешения и лести и так скупятся на практическую помощь. В особенности ответственность лежит на политических шарлатанах, которые сотрясают воздух пустыми проклятиями в адрес Гитлера, но не готовы протянуть руку и помочь хотя бы одному еврею.

Х. Л. Менкен. Цит. по Иосифу Эпштайну, "Уместные игры"

Приходите за арендной платой, еврейчики, или попросите у меня книгу, или сидите в судах, вершите свое правосудие, все равно я кое-что для вас припас: однажды мы все, даже моя мама в парике, зададим вам жару.

Амири Барака (Лерой Джонс) "Черная магия: избранные стихи", 1961-1967 гг.

Ирвин Хоув, литературовед и критик, комментирует это и другие произведения Барака-Джонса: "Когда я читаю, как Лерой Джонс агитирует "воткнуть стихи в скользкие животы - еврейские животы"… я знаю, что имею дело с расистским хулиганством, подстрекательством к кровопролитию. И меня не разубедят никакие разговоры о рифме, метафоре и дикции" ("Критическая точка: О литературе и искусстве").

Барака сейчас говорит, что больше не является антисемитом, но все еще считает, что Израиль не имеет права на существование. Вот как комментирует это профессор литературы Гай Штерн: "Если даже можно провести грань между двумя фобиями (антисемитизмом и антисионизмом), признание мистера Джонса не может свести на нет разрушительный эффект, произведенный его убийственными текстами" ("Риторика антисемитизма в послевоенной американской литературе").

Последняя мысль

Антисемитизм - это чувства, которые не только периодически обуревают неевреев, но, что самое ужасное, это - чувства, которых они не стесняются.

В. X. Ауден (1907-1973)


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =