р. Иосиф Телушкин

Еврейская мудрость

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть III Между богом и человеком

Чего от нас хочет Бог?

46. Евреи и бог после Холокоста

Холокост и гнев на Бога

Еврей может быть евреем, оставаясь с Богом, выступая против Бога, но не может быть евреем без Бога.

Эли Визель

Самый известный человек, писавший на тему Холокоста, Эли Визель, - также самый известный в своем поколении борец с Богом. Он - продолжатель древней еврейской традиции, один из многих верующих, выражавших свой гнев и разочарование Богом, как и свою любовь к Нему. Эта уникальная традиция началась еще в библейские времена. Пророк Хаваккук (Аввакум) жалуется: "Доколе, Господи, вопить буду, а Ты не услышишь!" (Хаввакук 1:2). Псалмопевец требует: "Пробудись, почему ты спишь, Господи?…Почему скрываешь Ты лицо свое, забываешь бедность нашу и угнетенность нашу?" (Теhилим 44:24-25). И Иов в отчаянии кричит: "В городе людей стон, и душа убиенных вопиет, и Бог не видит в том худого" (Иов 24:12).

Сотни лет спустя Талмуд описывает реакцию Рабби Ишмаэля на бездействие Бога при разрушении Иерусалима: "Кто подобен Тебе среди безмолвствующих?" (Вавилонский Талмуд, Гиттин 566).

Этот гнев коренится в убеждении, что у Бога, как у человека, есть обязанности, и Он достоин упреков, если не выполняет их. Так считал и Абраhам, вопрошавший Бога: "Неужели судья всей земли не учинит правосудия?" (Брейшит 18:25). Все люди, задававшие такие вопросы, находились в очень близких отношениях с Богом.

Эта близость, позволявшая верующим выражать их боль и гнев, заставляла их также и "жалеть" Бога, если слово "жалость" здесь применимо.

Рабби Абраhам Иешуа Гешель описывает поездку своего религиозного друга, С. 3. Шрагая в Польшу сразу после Холокоста.

Сидя в роскошном купе поезда, Шрагай пригласил бедного еврея, которого встретил в пути, присоединиться к нему.

Мой друг пытался завязать с ним беседу, но тот отмалчивался. Когда пришел вечер, мой друг прочел вечернюю молитву, но его спутник не произнес ни слова. Утром мой друг вновь достал тфиллин, сидур и стал молиться. Но его спутник смотрел на это горько и растерянно.

В конце второго дня они, наконец, заговорили. Спутник сказал: "Я больше никогда не смогу молиться после того, что они сделали с нами в Освенциме… Как мне теперь молиться? Поэтому я и не молился с тобой…"

На следующее утро, а это была долгая поездка из Варшавы в Париж, мой друг с удивлением заметил, как его спутник все же вытащил талит и сидур и начал молиться. Он спросил: "Почему ты передумал?" "Я вдруг понял, как одиноко сейчас Богу. У него никого не осталось. Мне стало жаль его".

Aбpahaм Иeшya Гешель, "Страсть к истине"

* * *

Есть история о раввине в Аушвице, который сказал своим последователям: "Возможно, Бог - лжец". Его ученики, пораженные таким богохульством, потребовали объяснений. "Потому что когда Бог смотрит на Освенцим, он, видимо, говорит: "Я не несу за это ответственности". А это - ложь".

В 1979 году Яффа Элия, сама пережившая Холокост, работала в комиссии президента Картера по обнаружению новых фактов, касающихся Катастрофы. Она вместе с другими членами комиссии посетила Освенцим. Это был вечер Тиша бе-Ав, день, в который были разрушены как Первый, так и Второй Храм. В Тиша бе-Ав предписан пост, и все члены комиссии пошли на службу в старинную синагогу в Кракове. Один из них, Майлз Лерман, вся семья которого погибла в Катастрофе, ударил кулаком по столу и крикнул, что вызывает Бога в Дин Тора (еврейский суд). После этого Лерман зачитал свое обвинение:

Господи! Как мог ты жить, когда рядом - Освенцим?… Где был ты, когда по всей Европе твоих сыновей и дочерей вели на жертвенник? Что делал ты, когда мои святые мать и отец шли на смерть? Когда над моими братья и сестрами нависали грозные мечи?

Майлз Лерман

Лерман, который знал, что мать Элии была убита у нее на глазах, подошел к ней: "Ты не хочешь сказать несколько слов?" Элия отказалась говорить, а потом, в своем дневнике, написала - почему:

"Я не в обиде на Бога, только - на людей! Я тоже хочу суда, но не в синагоге Ремы!.. Я бы отдала под суд каждый западный университет и каждую библиотеку, ибо там свили свои гнезда тысячи злых слов, направленных против древнего народа. Эти слова, как кинжалы, утаены под камуфляжем "истины" и "науки"… Я хочу отдать под суд кафедры бесчисленных церквей, где ненависть горела вечным огнем… Я хочу судить железнодорожников с их красными флажками за то, что они работали как обычно. Я хочу судить врачей в их белых халатах за то, что они могли так спокойно убивать… Я хочу судить цивилизацию, в которой человек оказался таким жалким существом. Но судить Бога? Какие ему можно предъявить обвинения? Судить его за то, что он дал человеку право самому выбирать между добром и злом?…"

Йаффа Элия, "Хасидские истории о Холокосте"

Спор ортодоксов о роли бога в Холокосте

"У'мипней хата-эйну галеену мэ-арцейну" - "И за грехи наши мы были изгнаны с земли нашей".

Еврейская молитва, которая читается в начале каждого месяца и по праздникам

Традиционно евреи понимают страдания как наказание за их грехи. После Холокоста некоторые ортодоксальные теологи решили, что Холокост также был наказанием. Однако, в отличие от автора молитвы, говорившего "наши" грехи, эти люди считали грешниками не себя, а других евреев.

Возможно первым мыслителем, высказавшим такой взгляд, был рабби Хаим Элазар Шапиро, словацкий хасидский ребе. В 1933 году, после прихода нацистов к власти, Шапиро писал:

Когда нацисты в Германии объявили бойкот еврейскому бизнесу, я подумал, что это еще не повод объявить пост. Ибо почти все немецкие евреи публично нарушают Шаббат и их магазины работают в этот день. Теперь они заплатили за это (то есть эти самые магазины были закрыты).

Рабби Хаим Элазар Шапиро из Мункаса, Словакия, 1933 г. Цит. по Рабби Джозефу Киршнеру, "Раввинистические респонсы эпохи Холокоста"

13 апреля 1933 года только что пришедшие к власти нацисты объявили бойкот всем еврейским бизнесменам. Нацистские охранники, стоя перед еврейскими магазинами и офисами, не позволяли входить туда неевреям. Большинство немцев подчинилось, что заставило рабби Лео Бэка позднее назвать этот бойкот "днем величайшей трусости. Без этой трусости всего остального не случилось бы".

В это время рабби Шапиро попросили подписать бумагу, объявляющую международный пост всех евреев в поддержку немецких собратьев. Он отказался по той причине, что большинство немецких евреев не были религиозными и нарушали законы Шаббат. Поэтому, по его мнению, было бы правильным поститься в их поддержку только после того, как они начнут соблюдать заповеди и увидят в своих страданиях "перст Божий", наказание за осквернение святой субботы.

Слова рабби заставляют думать, что он в какой-то мере считал бойкот, объявленный Адольфом Гитлером, главным врагом евреев, делом рук самого Бога. То есть из-за того, мол, что евреи нарушали Шаббат, нацисты не дают им работать как в Шаббат, так и в будни.

Конечно, таким образом можно объяснить и более ужасные ситуации. Через десять лет после того как рабби Шапиро высказал свое мнение, почти все его последователи попали в концентрационные лагеря. Что ж, теперь можно сказать, что Бог обрек их на долгий пост в лагерях из-за того, что они отказались поститься в поддержку немецких евреев? Я, конечно, так не считаю, эта идея кажется мне ужасной, но логика рабби Шапиро ведет именно к таким выводам.

После Холокоста рабби Джоэл Тейтельбаум (1888-1979), Сатмарский ребе и большой враг сионизма, стал самым известным сторонником идеи, что нацисты были орудием наказания в руках Бога. Рабби Тейтельбаум считал, что Холокост был наказанием за грехи сионистов, которые, вместо того чтобы ждать Машиаха, вмешались в планы Господа и поселились на земле Израиля. Иногда рабби Тейтельбаум заходил еще дальше, утверждая, что сионисты хотели, чтобы Катастрофа произошла, надеясь тем самым ускорить создание еврейского государства. При этом он не принимал во внимание, что сионистские лидеры спасали евреев из рук нацистов. Вот притча, в которой он принижает ценность этих действий:

Один злой и желчный человек решил сжечь дом своего знакомого. Он нанял злодея, знавшего толк в таких вещах, и попросил его сделать свое черное дело так, чтобы никто не узнал о заказчике. Зная, что жертва славится своим гостеприимством, злодей пришел к нему и представился путником, которому негде остановиться. Хозяин дома тут же пригласил его переночевать. Ночью преступник, удостоверившись, что все спят, поджег дом, забрался в свою постель и притворился спящим. Позже, когда огонь разгорелся, все проснулись и в панике начали спасать вещи из огня. Но из-за беспорядка и хаоса они действовали неорганизованно. Злодей же притворился, что тоже испуган, и начал "помогать" хозяину дома. Так как он был внутренне спокоен и уже увидел, что его действия принесли свои плоды, то именно он успел вынести из дома несколько ценных вещей. На следующее утро хозяин делился своей бедой с другом, и рассказал, что Господь послал ему гостя, который помог спасти много ценных вещей… Смысл этой притчи совершенно ясен. Эти ужасные сионисты своими грехами и запрещенной политической деятельностью вызывают гнев Божий. Наш народ попал в беду затем, чтобы сионисты могли выступить в роли "спасителей". И этот обман им удается.

Рабби Джоэл Тейтельбаум, Сатмарский ребе, "Ва-Йоэль Моисей", том I, № 110, перевод Аллана Надлера, см. также "Благочестие и политика: случай Сатмарского ребе". "Иудаизм", весна 1982 г.

Снимая с себя и своих предков бремя ответственности за Холокост, такие авторы, как рабби Тейтельбаум, словно говорят своим последователям: "Из-за грехов этих евреев ваши родители, бабушки и дедушки, братья и сестры были уничтожены при Холокосте".

Историческое разрешение спора о вине сионистов в Катастрофе таково: среди немногих, переживших Холокост, было множество сионистов, которые отправились после войны в Палестину.

В момент, когда отступничество от Торы достигло своего пика и Польша была заражена материализмом, воинствующим интернационализмом и идеями Бунда (радикальная антирелигиозная социалистическая партия), Господь наконец избавил их всех от свободы воли и послал гитлеровских демонов, чтобы прекратить существование этих общин до того, как они сами достигнут полного упадка.

Рабби Авигдор Миллер, "Возрадуйся, о юноша"

Абсурдность такого высказывания кажется сама собой разумеющейся. Как я написал в другом месте: "Кроме того, что убийство ребенка в газовой камере кажется слишком сильным наказанием за нарушение Шаббат его родителями, такие утверждения неверны еще по одной причине. Как бы далеко ни отошли европейские евреи 1930-х и 1940-х годов от религии, процент "отступников" в Америке был еще выше. Однако американские евреи не пострадали от Катастрофы и вообще процветали в течение всей своей истории" ("Jewish Literacy").

Хотя такие объяснения причин Холокоста используются ортодоксальными раввинами, другие раввины, не менее ортодоксальные, яростно спорят с ними. Существует непреодолимая пропасть между мстительным Богом таких раввинов, как Шапиро, Тейтельбаум и Миллер, и любящим и сочувствующим Богом, в которого следует верить:

Обвинять в чем-либо европейское еврейство… - это поступок, говорящий о преступной самонадеянности и грубой бесчувственности. Как смеют эти люди даже подумать, что любой из "грехов", совершенный какой-то частью европейского еврейства достоин всей боли, горестей и смертей, которые принесли нам "мясники" Гитлера?

Рабби Норман Ламм, "Лицо Господа: мысли о Холокосте", в кн. "Теологические и галахические размышления о Холокосте".Под ред. Бернарда Розенберга и Фреда Хоймана, стр. 122-123. (Доктор Ламм - президент Йешива-Университета)

Теперь, когда жертвы Холокоста после жестоких мучений убиты, превращены в мыло, их волосами набиты подушки, а костная мука из их скелетов стала удобрениями, когда их могилы неизвестны и многие (те, кто отрицает Холокост) отказывают им даже в самом факте смерти, теологи добавляют последний штрих, утверждая, что все это случилось с этими людьми из-за их же собственных грехов.

Рабби Ирвин Гринберг, "Облако дыма, огненный столп: иудаизм, христианство и современность после Холокоста", в кн. "Аушвиц: начало новой эры", под ред. Эвы Флейшнер

Учитывая, что участники полемики часто используют Холокост для подтверждения того, во что заведомо верят, рабби Ирвин Гринберг предложил такое правило при обсуждении Холокоста:

Не делайте теологических или любых других утверждений, которых вы не сделали бы в присутствии сжигаемых заживо детей.

Рабби Ирвин Гринберг, там же

Как могут евреи верить в Бога после Холокоста?

Можно ли говорить с Богом после Освенцима? Можно ли вообще каждому из нас по отдельности и всему народу в целом вступать в диалог с Ним? Смеем ли мы советовать тем, кто пережил Освенцим, этим Иовам газовых камер, "взывать к Нему, ибо Он добр, ибо Его милосердие вечно?"

Мартин Бубер, "Диалог между Небесами и землей", в кн. Уилла Герберга, "Четыре теолога-экзистенциалиста"

В этом кризисе мы поняли, что совершенно одиноки. Что мы не можем ждать ни поддержки, ни помощи, - ни от Бога, ни от других людей. Поэтому мир навсегда останется домом скорби, страданий, отчуждения и полного поражения.

Ричард Рубинштейн, "После Аушвица"

Важнейшей мыслью в Торе является идея о том, что Бог, Создатель, вмешивается в ход истории. Когда евреи были рабами в Египте, Господь освободил их. (Однако не стоит забывать, что Он вмешался лишь после двухсот лет рабства.)

Бездействие Бога во время Холокоста заставило Рубинштейна решить, что в наши времена не существует Бога, Который вмешивается в историю. Книга Рубинштейна - наверное, самая мрачная и тяжелая работа за всю историю еврейской литературы. Рубинштейн отвергает идею о Холокосте как о наказании за грехи: "Если такой Бог и правда держит в Своих руках судьбу человечества, то с Его стороны настолько непристойно прибегать к помощи нацистов и использовать в своих целях концентрационные лагеря, что я скорее готов провести свою жизнь в вечных метаниях, чем проявить к такому Богу даже малейшее уважение" ("Борьба").

В результате выхода в свет книги "После Аушвица" все стали считать Рубинштейна представителем движения "Смерть Бога" середины шестидесятых двадцатого столетия. Но в то время как радикальные протестантские мыслители из этого движения (например Томас Альтизер) считали так называемую "Смерть Бога" благом, освобождающим человека от "тяжелой длани" Господа, Рубинштейна, с его мрачным взглядом на природу человека, "Смерть Бога" приводила в отчаяние. Он считал, что коль скоро Холокост мог произойти один раз, то такие вещи будут отныне случаться вновь и вновь и с евреями и другими народами (см. его книгу "Злодейка история").

Другие авторы, с сочувствием относясь к взглядам Рубинштейна, все же осуждали его, так как он нечаянно признал победу Гитлера:

У еврейской теории смерти Бога, появившейся в результате Холокоста, есть как трагические, так и абсурдные аспекты. Все начинается с проблемы веры, поднятой немецкими варварами эпохи нацизма. В поисках решения этой проблемы можно прийти не только к осуждению нацизма, но и к признанию его в качестве одной из истин, созданных человеком. (Ибо если во Вселенной нет ничего выше человека, то кому ж судить, какая из истин верна?) В этом и заключается ирония судьбы и весь абсурд ситуации… вот мы и видим величайший триумф нацистов. Сущность позиции Рубинштейна в отрицании личного Бога, озабоченного справедливостью, нравственностью или человеческими страданиями…

Элиезер Берковиц, "Вера после Холокоста"

Поэтому я вынужден сформулировать 614 заповедь: аутентичным современным евреям нельзя позволить Гитлеру одержать еще одну, посмертную, победу…

Во-первых, мы обязаны выжить как евреи, иначе еврейский народ исчезнет с лица земли.

Во-вторых, мы обязаны записать в каждой клетке своего тела память о Холокосте, иначе память о нем будет стерта с лица земли.

В-третьих, мы не имеем права отрицать Бога или разувериться в его существовании - пусть даже нам трудно смириться с его делами и с самой верой в него. Иначе иудаизм исчезнет с лица земли.

Наконец, мы не можем разочароваться в мире, который обетован нам как Царство Божье, иначе этот мир утратит смысл, станет местом, в котором Бог умер, где про Него забыли и потому все позволено.

Если мы откажемся от этих обязательств в ответ на победу Гитлера в Освенциме, мы позволим ему одержать еще одну победу.

Эмиль Факенгейм, "Возврат евреев в историю"

В Торе, конечно, содержится 613 заповедей. "614 заповедь" Факенгейма касается, в первую очередь, тех, кто отошел от веры и иудаизма из-за Холокоста.

Факенгейм считает, что если евреи потеряют веру в Бога и перестанут жить еврейской жизнью, то они, несмотря на всю свою ненависть к Гитлеру, тем самым подчинятся его воле. Ибо нацистский фюрер как раз и хотел покончить и с иудаизмом, и с евреями. Поэтому те из нас, кто предпочитает ассимилироваться, позволяют Гитлеру одержать "посмертную победу".

То, что пишет Факенгейм, лучше всего подходит для объяснения самоотверженности, с которой евреи защищали своих собратьев в СССР, Эфиопии и, что важнее всего, в Израиле. Ответ мирового еврейства на попытки Гитлера уничтожить евреев ясен: мы стараемся уберечь общины всего мира от любой дискриминации.

Все же "614-я заповедь Факенгейма" важна для одного, максимум двух поколений. Решение вести еврейскую жизнь должно быть принято не из ненависти к Гитлеру, а благодаря искренней идентификации с иудаизмом и его ценностями.

Холокост окончился почти 50 лет назад. Память о нем постепенно стирается, и число межнациональных браков у евреев все растет, достигая сейчас почти 50 процентов. Большинство из вступающих в такие браки не собираются воспитывать своих детей в духе традиций. Если они все же решат это сделать, то, скорее всего, это произойдет из-за того, что они считают себя евреями и ценят то, что может дать их детям иудаизм.

Самая убедительная критика "614-й заповеди Факенгейма" была предложена ортодоксальным еврейским философом Майклом Вышгородом.

Представим себе, что к власти приходит тиран, который вследствие своего безумия решает уничтожить всех собирателей марок на свете. Ясно, что каждый порядочный человек обязан пытаться помешать этому тирану. Представим себе, что тирану все же удается убить достаточно большое количество собирателей марок. Разве должны собиратели марок, после поражения тирана, держаться за свое хобби, даже если оно им вдруг станет неинтересно, - просто чтобы тиран не одержал посмертную победу?… И если коллекционирование марок исчезнет с лица земли просто потому, что многие потеряют к нему интерес, - разве это станет посмертной победой тирана? Я не понимаю, почему светский, неверующий еврей вдруг должен соблюдать заповеди иудаизма лишь из-за того, что Гитлер хотел уничтожить эту религию. Да, каждый еврей был обязан бороться против Гитлера, но с тех пор, как война окончена, у каждого есть свободный выбор, и на неверующих евреев не должны из-за Гитлера возлагаться никакие новые обязательства.

Майкл Вышгород, "Вера и Холокост", обзор книги Эмиля Факенгейма "Присутствие Бога в истории". Иудаизм, лето 1971 (20:3)

Для Вышгорода "Холокост - это совершенно разрушительное явление и после него мне тяжелее, чем когда-либо, оставаться евреем". И он может только изумляться попыткам Факенгейма извлечь какой бы то ни было урок из опыта Освенцима.

Только что, перечитав и Факенгейма и Вышгорода, я вспомнил старую еврейскую шутку. Два спорщика пришли к раввину. Один изложил аргументы в свою пользу. Раввин заявил: "Ты прав!" Другой привел доказательства своей правоты, и раввин опять сказал: "Ты прав!". Жена раввина удивилась: "Как можно было сказать обоим спорщикам, что они правы?" Рабби на минуту задумался, а потом повернулся к своей жене и произнес: "И ты права!"

Взгляд рабби Ирвина Гринберга содержит элементы позиции Факенгейма, но в нем есть немало от отчаяния Рубинштейна. По Гринбергу, Холокост смазал границу между верующими и неверующими, возможно, навсегда.

После Аушвица всем ясно, что любую веру можно победить… Теперь можно говорить лишь о "моментах веры", перемежающихся моментами, когда пламя и дым из печей крематориев сильнее любой веры, хотя потом она вновь появляется… разница между скептиком и верующим лишь в частоте этих моментов, а не в противоположности позиций.

Ирвин Гринберг, "Облако дыма, огненный столп: иудаизм, христианство и современность после Холокоста"


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =