КНИГА ПРЕМУДРОСТИИ ИСУСА, СЫНА СИРАХОВА

Иешуа Бен-Сира

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ =

Комментарии и исторические события к Книге Иешуа Бен-Сиры


ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА, ПРЕМУДРОСТИ КНИГА, входит в раздел учительных книг ВЗ, отнесена Церковью к числу неканонических. Содержит цикл назидательных наставлений, написанных в поэтической форме. Состоит из 51 гл. Латинское название книги - "Экклесиастикус" (не смешивать с Екклесиастом).

Язык, автор и датировка книги.

До кон. 19 в. переводы Сир делались с греч., поскольку еврейский оригинал, о котором знал еще Иероним, был утрачен.

В 1896 англичанки Агнес Льюис и Маргарет Гибсон нашли в каирской генизе кожаный свиток, который был опознан Соломоном Шехтером как еврейский текст Сир. Позднее фрагменты евр. текста книги были обнаружены в палестинской крепости Масада (1963).

Греческий перевод проливает свет на автора книги и его время. В предисловии переводчик называет себя внуком Иисуса Сирахова и датирует начало своего труда 38-м г. царя Эвергета.

Это прозвище носили два царя - Птолемей III (246-221) и Птолемей VII (145-116).

Первый исключается, т.к. он не дожил до 38-го г. своего правления.

Птолемей же VII вел счет своего царствования с 170, когда он стал соправителем Птолемея VI; следовательно, 38-й г. его правления и дата начала перевода Сир падает на 132 до н.э.

Внук Иисуса Сирахова пишет, что сделал его для египетских иудеев, "которые, находясь на чужбине, желают учиться и приспособляют свои нравы к тому, чтобы жить по Закону".

Сам Иисус, сын Сирахов, не мог писать позже 175, когда начались гонения Антиоха IV (см. ст. Второго Храма период).

Он был современником первосвященника Симона II.

Все это приводит к 90-80-м гг. 2 в. до н.э. как к дате написания Сир. О личности Иисуса (евр. Иешуа Бен-Сира) существуют лишь косвенные данные в самой книге. Он жил в Палестине, много путешествовал, обладал обширными по тем временам познаниями. Книга его говорит о придворных обычаях, медицине, торговле, богослужении. По словам внука Иисуса, его дед, "больше других предаваясь изучению Закона, Пророков и других отеческих книг и приобретя достаточный в них навык, решился и сам написать нечто, относящееся к образованию и мудрости, чтобы любители учения, вникая и в эту [книгу], еще больше преуспевали в жизни по Закону".

Из этих слов явствует, что Иисус уже имел Библию почти в полном объеме (т.е., кроме Торы и Пророков, читал книги, позднее вошедшие в собрание Писаний). Из его "панегирика отцам" (44-50) явствует, что он не знал лишь Книгу Даниила.

Композиция и содержание.

Сир написана в традиции мудрецов писаний; апокалипсические и мессианские мотивы в ней почти отсутствуют.

В задачу автора "Премудрости" входило дать наставление для повседневной практической жизни.

В книге собраны краткие изречения, советы, гимны, размышления над жизнью, прославление героев священной истории. Несмотря на разнородность частей, книгу объединяет общий дух и замысел.

Книга содержит раздумья

о Премудрости Божьей и о ее деяниях в роде человеческом (1:1-16:23),

о творении и нравственных заповедях (16:24-23:37),

афоризмы о семейной и обществ. жизни (24:1-33:17),

о долге человека перед Богом (33:18-38:23),

о профессиях и призваниях (33:24-42:14),

о совершенстве природы (42:15-43:36),

о праведниках ВЗ (44-50)

и заканчивается молитвой и эпилогом (51).

Учение Сир.

Богословие книги продолжает линию, идущую от богословия Притчей.

Мудрец не дерзает говорить о внутренней тайне Сущего.

Бог запределен твари; Его Премудрость познается в природе и Откровении.

В описании Сир она почти ипостазируется. "Порою речь прямо как будто идет о некоей вполне конкретной личности (14:20-15:10;24).

Тем не менее, и это обстоятельство еще не позволяет нам видеть в этом образе некое, отличное от Яхве, Божественное лицо.

Как и в отношении Притч, образ этот находит свое естественное объяснение в традиционном обычае персонифицировать теофании.

Однако, Божественная Премудрость книги Сираха не есть уже только промыслительное действие Божие, умудряющее свыше и наставляющее человека: это есть персонификация всего действия Божия в истории" (прот.*Князев, ПМ, X, с.104).

Стройные закономерности мироздания определяются Премудростью:

По определению Господа дела Его от начала,

и от сотворения их Он разделил части их.

Навек устроил Он дела Свои

и начала их - в роды их.

16:26-27

Вселенная исполнена Славы Творца (42:15-26).

Премудрость Божья свидетельствует о себе в деяниях Господних.

Сама она "вышла из уст Всевышнего" (24:3) и тождественна Его творческому Слову.

В истории Домостроительства Премудрость проявляется как Закон, данный народу Божьему (24:8-9).

Но если природа строго подчинена космическим уставам Премудрости, то человек имеет свободу выбора и, следовательно, несет ответственность за свои поступки.

Перед ним начертаны два пути - путь добра и путь зла. Рисуя картину нравственного и социального зла в человечестве, мудрец связывает его и с первородным грехом (25:27), и с личным выбором, решением человека.

Он от начала сотворил человека

и оставил его в руке произволения его.

Если хочешь, соблюдешь заповеди,

и сохранишь благоугодную верность.

15:14-15

Именно вера в ответственность человека позволяет Бен Сире быть суровым моралистом и бичевать человеческие пороки. Однако он верит в силу покаяния и учит прощать. "Мстительный получит отмщение от Господа", - говорит мудрец.

В качестве примеров автор приводит праведников ВЗ, обозревая при этом всю священную историю. Он верит, что Бог "услышит молитву рабов Своих" и что настанет время, когда "все живущие на земле" познают Господа (36:18-19).

1. Автор, дата и язык книги.

Около 200 года до Р.Х. произошло слияние традиции Закона с традицией мудрецов-хакамов. Отныне книжники стали больше опираться на Тору. Это нашло свое отражение в Кн. Премудрости, написанной человеком по имени Иисус, сын Сирахов (евр. Иешуа Бен-Сира).

Хотя его Премудрость не была включена иудеями в Библию, а Церковь отнесла ее к неканоническим писаниям, она пользовалась большим уважением среди христиан.

Свт. Киприан Карфагенский именовал ее даже "Церковной Книгой" - Экклезиастикус. Под этим названием она часто встречается в католических изданиях (не смешивать с Екклесиастом). Св. Отцы видели в Премудрости своего рода руководство для повседневной жизни и противоядие нездоровой мечтательности.

Биографических сведений о Сирахе не сохранилось. По-видимому, он происходил из знатного иерусалимского рода и провел молодые годы в путешествиях, откуда вынес разнообразные знания. Возможно, он был знаком и с античной литературой, но лучше всего он знал Библию, которую читал уже почти в полном объеме.

Премудрость рисует и облик самого автора: человека трезвого, рассудительного, благожелательного к людям. Последний из хакамов, он идеально воплощает в себе мудреца-книжника. Он любит свой литературный труд и ставит его выше всех профессий. Закон для него есть ключ к праведной и правильной жизни. Без знания Торы человек надмевается и тем ввергает себя в неисчислимые беды (10,7-9).

В царствование Птолемея VII в Египет приехал внук Сираха, который заметил, что александрийские иудеи недостаточно знают основы отеческой религии. Чтобы помочь им, он решил перевести с еврейского на греческий язык книгу своего деда, которую считал наиболее подходящим наставлением в вере и жизни. Приступил он к своей работе в 132 году (предисловие, им написанное, сохранилось и в славянском переводе). Вероятно, сам Сирах писал около 190 года.

Вплоть до конца ХIХ века были известны только греческие версии книги. В 1896 году гебраист С. Шехтер опубликовал сведения о найденной в Каире рукописи еврейского текста Сираха. Эта находка (изданная в 1899 году) не только приблизила библеистов к оригинальному тексту книги, но и позволила уточнить многие неясные места греческого перевода.

2. Характер книги. Премудрость Иисуса, сына Сирахова, состоит из стихотворных глав, которые собраны без строгого плана. Она поразительно многогранна. Это настоящая энциклопедия жизни: в ней говорится о придворных обычаях и храмовых обрядах, о торговле и Св. Писании, о медицине и воспитании детей. В ней есть псалмы, поднимающиеся до уровня лучших творений св. библейской поэзии. Однако автор прежде всего учитель жизни. Он проповедует "знание"; но не научное знание, как его понимали греки, а своего рода "науку жизни"; Сирах - моралист, который рассматривает бытие человека под религиозным углом зрения. Свой практический опыт он взвешивает на весах Закона Божия.

Сирах мало говорит о грядущем; он сосредоточен на сегодняшнем дне. Это отличает его и других хакамов от пророков.

3. Учение о творении, Премудрости Божией и человеке. Иисус Сирахов жил в эпоху бурную и тревожную. Именно поэтому он более всего ценил прочность, незыблемость, постоянство. Неизменность всего созданного он связывал с верой в Творца, пребывающего над миром:

По определению Господа дела Его от начала,

и от сотворения их Он разделил части их.

Навек устроил Он дела Свои,

и начала их - в роды их.

(16,26-27)

Динамика природы и истории мало отражена в книге. Она подчеркивает прежде всего непреложность порядка Вселенной. Законы мира для него - проявления верховной Премудрости Сущего, о которой говорилось еще в Кн. Притчей и Кн. Иова.

Но для Сираха характерно отождествление Премудрости Божией с Законом, данным ветхозаветной Церкви через Моисея. Св. писатель вкладывает в уста Премудрости слова, из которых явствует, что она и Закон есть лишь различные выражения единой божественной Воли:

Я вышла из уст Всевышнего,

и, подобно облаку, покрыла землю.

Я поставила скинию на высоте,

и престол мой - в столпе облачном.

Я одна обошла круг небесный

и ходила в глубине Бездны.

В волнах моря и по всей земле

и во всяком народе и племени

имела я владение.

Между всеми ими я искала успокоения,

и в чьем наследии водвориться мне.

Тогда Создатель всех повелел мне,

и Произведший меня указал мне покойное жилище

И сказал: поселись в Иакове

и прими наследие в Израиле.

Прежде века от начала Он произвел меня,

и я не скончаюсь во веки.

Я служила пред Ним во святой скинии,

и так утвердилась в Сионе.

(24,3-11)

Если природа, по мысли Сираха, не может нарушить предначертанного Богом строя, то человек находится перед Премудростью-Законом в ином положении. Он - свободное существо. Наделенный великими дарами, созданный по образу Творца, он должен сам избирать себе истинный путь:

Он от начала сотворил человека

и оставил его в руке произволения его.

Если хочешь, соблюдешь заповеди

и сохранишь благоугодную верность...

Пред человеком жизнь и смерть,

и чего он пожелает, то и дастся ему.

(15,14-15,17)

Здесь впервые в ветхозаветной письменности столь ясно выражена мысль о свободе и ответственности человека. Мудрая жизнь есть осуществление в поступках, мыслях и чувствах высшей мудрости, то есть воли Божией, запечатленной в законе.

4. Учение о грехе. В Премудрости Сираха нельзя найти разработанного богословского учения о первородном грехе; в ту эпоху ветхозаветная мысль к этой идее только приближалась. (В полноте своей учение о первородном грехе откроется лишь в писаниях ап. Павла.) Однако Иисус сын Сирахов уже знает, что грех имел начало и связывает его с рассказом Кн. Бытия (Сир 25,27). В отличие от своих современников - греческих моралистов, - мудрец не верит, что "естественный человек" - существо добродетельное от природы. Он слишком хорошо знает силу зла в душе человеческой:

Беги от греха, как от лица змеи;

ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя.

Зубы его - зубы львиные,

которые умерщвляют души людей.

(21,2-3)

Сирах рассматривает мир в его падшем состоянии, когда зло является неотъемлемой составной частью бытия. Но человек не должен считать себя обреченным. Ему предоставлена возможность выбора:

Когда нечестивый проклинает сатану,

то проклинает свою душу.

(21,30)

Иными словами, даже воздействие темных сил не снимает с людей нравственной ответственности за поступки.

5. Образ добродетельного человека, начертанный в Книге Сираха, несет на себе печать ветхозаветной ограниченности. Это рачительный глава семьи, любящий муж, строгий отец, человек, нескорый на слово, всегда обдумывающий свои решения. Он не гонится за богатством, но и не чужд радостей жизни. Он справедлив, добр, вежлив и осмотрителен, никогда не изменяет данному слову и готов в любой момент оказать помощь нуждающимся.

Одним из величайших благ жизни Сирах считает дружбу. Кто нашел доброго друга - нашел сокровище. С нечестивыми же, напротив, нужно не входить в общение (12,13).

Местами этика книги почти приближается к евангельской. Поднимаясь над юридическим "око за око", он говорит:

Прости ближнему твоему обиду,

и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои.

(28,2)

Праведный человек укрепляет в себе нравственный дух и радость бытия верой в Бога. Но внешнее благочестие без добра и правды есть кощунство. В этом Сирах - достойный продолжатель пророков, книги которых он чтил и изучал:

Не говори: "Он призрит на множество даров моих,

и, когда я принесу их Богу Вышнему, Он примет"...

Кто приносит жертву от неправедного стяжания,

того приношение насмешливое,

и дары беззаконных неблагоугодны.

(7,9; 34,18)

Смертный, учит Сирах, не может равняться с Сущим, он должен благодарить Его за жизнь, которая ему дарована; и если она коротка - то такова небесная воля. Чем больше человек познает величие Творца, тем меньше чувствует себя вправе предъявлять Ему требования. Проходя по жизни, наслаждаясь ее дарами, трудясь для себя и других, исполняя Закон Божий, человек находит источник утешения в созерцании Славы Сущего.

6. Иисус, сын Сирахов, и св. история. В отличие от других хакамов, Сирах не ограничивается только размышлениями о Боге и жизни. Он говорит и о явлении Господа в истории. Однако это по преимуществу история библейского народа, получившего от Бога свет Премудрости. Сирах сурово осуждает жителей Палестины, оказавшихся во власти язычества: идумеев, филистимлян и самарян, которые, по его словам, вообще не есть народ. Таким образом, писатель утверждает себя исповедником строгого иудаизма.

В славословии "отцам" (гл. 44-50) Иисус, сын Сирахов, говорит о великих мужах древности, которые жили согласно разуму и Закону и которым Бог открывал Свою волю. Они погребены в мире, но имена их живут в род и род. Это праотцы человечества, патриархи и благочестивые цари, пророки и наставники Израиля. Каждому из них Сирах дает краткую характеристику и завершает шествие святых Ветхого Завета Симоном Праведным, первосвященником Иерусалима(X). Но о будущем, о Мессии книга ничего не говорит. Мудрец лишь верит, что наступят времена, когда и язычники познают истинного Бога. Он молится:

Ускори время и вспомни клятву,

и да возвестят о великих делах Твоих...

Услышь, Господи, молитву рабов Твоих,

по благословению Аарона, о народе Твоем;

И познают все живущие на земле,

что Ты Господь, Бог веков.

(36,9,18-19)

Обходя стороной эсхатологию и мессианизм, Сирах учит людей жить в повседневности, ориентируясь на здравый смысл и Закон Божий. В его наставлениях воплотилась та сторона религиозной этики, которая воспитывала цельность души, стойкость воли и нравственную чистоту.



=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ =