О БОЖЕСТВЕННЫХ ИМЕНАХ В
ЕВРЕЙСКОМ МИСТИЦИЗМЕ
|
Представление о божественных именах и о том важнейшем значении,
каковое они имеют для сотворения мира и его существования, а также практики
почитания имен составляют важнейшую часть иудаизма как религии в целом и еврейского
мистицизма в частности.
Идея о творящей силе четырехбуквенного непроизносимого Имени (Тетраграмматона)
и других имен особенно ярко выражена в средневековой каббале. Она основывается
на лингвистическом мистицизме древнего еврейского трактата «Сэфер йецира» («Книга
Творения», III–VI вв.), в котором сотворение мира рассматривается как лингвистический
процесс, а буквы еврейского алфавита как одновременно силы творения и тот праматериал,
из которого создается мир.
В статье рассмотрены основные особенности символизма божественных имен в каббале.
Нами выделены две главные тенденции в понимании божественных имен, характерные
для двух основных направлений в средневековой каббале, — теософско-теургического
и экстатического (пророческого). Взгляды этих школ анализируются на материале
сочинений двух выдающихся каббалистов XIII в. — Йосефа Гикатилы и Авраама Абулафии.
В первой из них познание божественных имен должно повлечь за собой пробуждение
скрытых сил в душе человека и привести к исправлению недостатков земного мира,
а также может оказывать определенное влияние и на мир божественный.
Таким образом, познание имен понимается как имеющее мессианское и эсхатологическое
значение. Родоначальник школы пророческой каббалы Авраам Абула-
фия, с другой стороны, разработал изощренные мистические практики комбинирования
букв различных божественных имен, призванные изменить сознание адепта и привести
к трансформации всего его существа, достижению состояний пророчества и, в конце
концов, слияния с Божеством.