ВВЕДЕНИЕ В ИУДЕЙСКУЮ КУЛЬТУРУТЕКСТОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА |
Урок 16
Творческие работы учащихся
Вы узнаете
Какое значение отводится таким понятиям как вера, нравственность, знания в иудейской духовной традиции.
Основные понятия
Вера, нравственность, знания, иудейская духовная традиция
Дорогие друзья! Работая с материалом этой главы, вы не только узнаете что-то новое, но и сами побываете в роли ученых-исследователей. А исследовать и объяснять мы будем различные тексты. Это будут высказывания еврейских мудрецов и еврейские притчи, еврейские пословицы и поговорки и слова известных представителей еврейской культуры.
Цель вашей исследовательской работы: показать, какое значение отводится таким понятиям как вера, нравственность, знания в иудейской духовной традиции.
Для этого вам необходимо будет использовать знания, полученные на предыдущих занятиях и ваш пока еще небольшой, но, безусловно, ценный жизненный опыт, а также продемонстрировать ваши творческие способности.
Прочитайте еврейскую притчу.
Одному праведнику задали вопрос о словах из Торы: "И сказал Бог: сделаем человека".
– К кому Бог обращается за помощью, употребляя множественное число глагола?
– Он обращается здесь лично к тебе. Он говорит: если ты захочешь, то мы вместе – ты и Я, сделаем из тебя человека.
Как вы понимаете ответ праведника? Какую главную мысль содержит эта притча?
Иудаизм запрещает ставить человека в неловкое положение, запрещает давать прозвища и обзывать, запрещает злословить и сплетничать. Прочитайте следующую притчу.
Один человек дурно отзывался о рабби. Но однажды, ощутив угрызения совести, решил попросить прощения, сказав, что согласен на любое наказание. Рабби велел ему взять несколько пуховых подушек, распороть их и пустить пух по ветру.
Когда человек сделал это, рабби велел ему:
– А теперь иди и собери пух.
– Но это невозможно! - воскликнул человек.
– Конечно. И хотя ты можешь искренне сожалеть о причиненном тобою зле, так же невозможно исправить зло, причиненное словами, как и собрать весь пух.
Какой главный урок мы должны извлечь из этой притчи. Подтвердите свой ответ словами из текста.
Прочитайте еврейские пословицы и поговорки. Попробуйте определить, какие ценности иудаизма они отражают? Какие качества осуждаются в пословицах и поговорках?
Когда Всевышний творит добро, он не хвастается.
Кто больше, кто меньше - безразлично, лишь бы с душой искренней.
Тора - высшая ценность.
Обойди сонного, но не голодного.
Кто даёт - не должен помнить об этом, кто берет - не должен об этом забывать.
С верой нет вопросов, без веры нет ответов.
Если уронишь золото и книгу, подними сперва книгу.
Никогда не насмехайся над Родиной, матерью и женой.
Если ты носишь нож за пазухой, твое сердце тоже в опасности.
Книгу ценят не по обложке, а человека не по галстуку.
Доброе слово приносит добрый ответ.
Бог не пошлёт калачи, если лежать на печи.
Не сердись, и ты будешь не одинок.
За добро отблагодари сразу, за зло - отложи на потом.
Гора с горой не сходится, а человек с человеком всегда сойдётся.
Злоба превращает умного в дурака.
Добрую душу хоть к ране прикладывай.
Одно доброе дело ведет к другому, а один грех влечет за собой другой.
Отмыть можно тело, но не душу.
Пусть пред тобой закрыты все врата, дверь милосердия всё же открыта.
Прочитайте высказывания великих евреев, живших в разные времена в разных странах. Выберите одно, наиболее понравившееся вам, постарайтесь объяснить его смысл.
Разум давно уже доказал, что Бог ни в чем не нуждается, и что всё нуждается в Нем. (рав Саадия ха-Гаон)
Не ищите посредников: обращайтесь прямо к Богу.( Раби Моше бен Маймон (Рамбам)
Приготовление к удовольствию удваивает радость. Это дано тому, кто произносит благословение. (Раби Иегуда Халеви)
Не осуждай никого, пока не встанешь на его место. (Гиллель)
Каждый человек - как буква в алфавите: чтобы образовать слово, надо слиться с другими. (Осип Мандельштам)
В человеке, переполненном самим собой, нет места для Бога. (Баал Шем Тов).
На всех языках мира люди употребляют выражения, взятые из Танаха, зачастую не подозревая об этом. Например, кто из говорящих по-русски задумывался, откуда появились следующие выражения: «поставить во главу угла», «не хлебом единым жив человек»??? это же еванг а не танах, «козел отпущения», «неопалимая купина», «манна небесная», «нет пророка в своем отечестве», «перековать мечи на орала»?
И в Танахе (еврейской Библии), и в Талмуде, и в высказываниях еврейских мудрецов, и в еврейском фольклоре неоднократно говорится о ценности добра, милосердия, справедливости, взаимопомощи и о связи этих понятий с верой во Всевышнего. Иудаизм указывает цель, к которой человек должен стремиться в своем духовном и физическом развитии.
Вопросы и задания
Что они означают и с какими событиями связано возникновение этих выражений?
Какой они имеют смысл в современной жизни и чему они учат нас?
Домашнее задание
1. Подготовьте выступления на темы: «Как я понимаю иудаизм» и «Моя семья и иудаизм» - выполнение этого задания будет логическим переходом к уроку повторения (урок 17)
2. Спросите у своих родителей, членов своей семьи, какие часто употребляемые выражения из Танаха им известны и что они означают?
Еврейские пословицы и поговорки:
Война - это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться
Выпустив птичку, ты сможешь ее поймать, но не поймаешь слово, покинувшее твои губы
Добродетель сама себе награда, а наказание порока - сам порок (др. еврейская)
Доброе утро приносит добрый день
Если доброта имеет границы, то это уже не доброта (идиш)
Когда мудрый сердится, он уже не мудрый (др. еврейская)
Кто честен в перуте, тот честен и в динаре (др. еврейская)
Не будь мудр на словах - будь мудр на деле
Сначала измени себя - потом меняй других
Только тот обладает знанием, кто знает, что он ничего не знает (др. еврейская) ?? Сократ
Укради хотя бы и у вора - и войдешь во вкус воровства (др. еврейская)
Хочешь добра - делай добро другим
Хочешь узнать человека, пригласи его в трудный поход
Чем больше думаешь о себе, тем меньше тебя любят
Что в твоем сердце по отношению к твоему другу, то в его сердце по отношению к тебе (иврит)
Делай добро своему недругу: пусть он увидит и смутится.
Никому не завидуй: зависть поедает здоровье.
Клевета рубцы оставляет.
Какими глазами смотришь на человека, таким он тебе и кажется.
Хорошие слова получают хороший ответ.
Одно доброе дело влечет за собой другое.
Тот, кто имеет собственное достоинство, меньше ищет недостатки у других.
Злость – оружие слабых.
Притча
Один еврей спросил у приезжего Мастера:
— Чем, по-вашему, я могу заслужить милость Бога?
— Откуда ж мне знать? — ответил тот. — В твоей Библии сказано, что Авраам постоянно проявлял доброжелательность и поэтому Бог был с ним. Элиягу молился, и Бог был с ним. Давид правил царством, и Бог был с ним.
— Как же мне узнать, что предназначено мне?
— Спроси своё сердце, какое дело ему милее всего — то и делай.