ВВЕДЕНИЕ В ИУДЕЙСКУЮ КУЛЬТУРУТЕКСТОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА |
Урок 8
Дарование Торы на горе Синай
Вы узнаете
Как и где Бог даровал евреям Тору
Как евреи сделали себе идола
Как был сооружен Мишкана
Почему евреи сразу не вошли в Землю Израиля
Основные понятия
Дрование Торы, десять заповедей, мишкан (переносной Храм), коэны (священнослужители), рабейну (учитель).
Самое главное событие Исхода произошло в пустыне у горы Синай. Здесь Всевышний даровал евреям Тору. В тот момент Синай стоял в огне, окутанный густым дымом, земля дрожала, гремел гром, блестела молния, и в шуме стихии раздавался голос Божий, произносивший заповеди. Страх охватил евреев, и Моше один поднялся на гору. Сорок дней провёл Моше на горе Синай, слушая Всевышнего и записывая Тору. Главные же десять заповедей – сердце Торы – были запечатлены Самим Богом на двух каменных таблицах, называемых скрижа?ли. Десять заповедей передают суть данной евреям Богом религии и нравственности.
Пока Моше отсутствовал, евреи сделали себе идола – золотого тельца и стали ему поклоняться. Страшно разгневался на них за это Моше и разбил принесённые каменные скрижали Завета у подножия горы. Но когда Бог захотел уничтожить евреев за идолопоклонство и произвести новый народ непосредственно от Моше, Моше умолил Его не делать этого. Народ раскаялся, Моше повторно поднялся на Синай и заново записал десять заповедей на скрижали.
По воле Всевышнего в пустыне был сооружён Мишка?н(переносной Храм), в котором хранился ковчег со скрижалями Завета. Как именно следует построить Мишкан, из каких материалов, Бог подробно рассказал Моше: этому посвящены несколько глав книги Шмот. Колену Леви? было поручено обслуживание Мишкана, а из самого колена выделены священнослужители – ко?эны, потомки первосвященника Аарона, брата Моше.
Подойдя к границам обещанной Богом Земли Израиля, евреи не решились положиться на Божественную помощь и сразу войти в Эрец Исраэль: они боялись погибнуть от рук живших там племен. За непослушание Богу евреи были приговорены к сорокалетнему странствованию по пустыне, – лишь следующее поколение вышедших из Египта евреев должно было войти в Землю Обетованную. И действительно, спустя сорок лет, уже после смерти Моше, завоевав земли Заиорданья, они вышли к реке Иордан и завоевали Эрец Исраэль.
Таким образом из толпы беглых рабов, смутно помнивших некоторые обычаи своих предков, сложился новый единый народ, веровавший в единого Б-га и объединённый общими моральными ценностями. Все это – во многом заслуга Моше, которого евреи почтительно называют рабeйну, т. е. «наш Учитель», и считают первым израильским пророком. О нём сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моше, которого Бог знал лицом к лицу. По всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать...».
Вопросы и задания
Что, согласно иудейской традиции, является величайшим событием в истории еврейского народа?
Как надо понимать слова мудреца о ежедневном «получении Торы»?
Важные понятия
Шавуoт – праздник дарования Торы. Спросили у мудреца: «Почему мы называем Шавуот праздником дарования Торы, а не праздником её получения?» Он ответил: «Потому что Тора была дарована нам в Шавуот, но получать её мы должны всегда, в любой день нашей жизни».
Это интересно
Знаете ли вы, что сказано в Торе: «Моше вернулся к Господу и сказал: «Этот народ совершил великий грех: они сделали себе бога из золота. Простишь ли Ты их грех? А если нет, то сотри меня из Твоей книги, которую Ты написал!» Господь <ответил>: «Я сотру из моей книги того, кто согрешил предо Мною. А теперь иди, веди народ туда, куда Я тебе говорил».