Книга Бытие / Недельный раздел Ваигаш |
46:31 | Я ВЗОЙДУ СООБЩУ ФАРАОНУ, | |
СКАЖУ ЕМУ: БРАТЬЯ МОИ И ВЕСЬ | ||
ДОМ ОТЦА МОЕГО, КОТОРЫЕ БЫЛИ | ||
В СТРАНЕ КНААН, ПРИШЛИ КО МНЕ. | : | |
46:32 | А ЛЮДИ ЭТИ - ПАСТУХИ ОВЕЦ, | |
ПОТОМУ ЧТО СКОТОВОДАМИ ОНИ ВСЕГДА | ||
БЫЛИ, И СВОЙ МЕЛКИЙ И КРУПНЫЙ . | ||
СКОТ И ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ, ОНИ ПРИВЕЛИ | . : |
47:1 | ОТЕЦ МОЙ И БРАТЬЯ МОИ | |
С МЕЛКИМ И КРУПНЫМ СКОТОМ СВОИМ | ||
И СО ВСЕМ, ЧТО У НИХ, | ||
ПРИШЛИ ИЗ СТРАНЫ КНААН, | ||
И ВОТ ОНИ В СТРАНЕ ГОШЕН. | : |
46:33-34 | БУДЕТ: КОГДА ПОЗОВЕТ ВАС | |
ФАРАОН И СПРОСИТ: "ЧЕМ ВЫ ЗАНИ- | ||
МАЕТЕСЬ?" ТО ОТВЕТЬТЕ: "СКОТО- | : | |
ВОДАМИ ВСЕГДА БЫЛИ РАБЫ ТВОИ С | ||
ЮНОСТИ НАШЕЙ И ДОНЫНЕ, | ||
И МЫ САМИ, И ОТЦЫ НАШИ". |
47:24 | И НЕКОТОРЫХ БРАТЬЕВ СВОИХ | |
ОН ВЗЯЛ, ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК, И | ||
ПРЕДСТАВИЛ ИХ ФАРАОНУ. | : | |
И СПРОСИЛ ФАРАОН ЕГО БРАТЬЕВ: | ||
" | ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?" И ОТВЕТИЛИ | |
ОНИ ФАРАОНУ: "ПАСТУХИ ОВЕЦ | ||
РАБЫ ТВОИ - И МЫ САМИ, | ||
И ОТЦЫ НАШИ". И СКАЗАЛИ ОНИ | : | |
ФАРАОНУ: "ПОЖИТЬ В СТРАНЕ ЭТОЙ | ||
ПРИШЛИ МЫ, ТАК КАК НЕТ ПАСТБИЩ | ||
ДЛЯ ОВЕЦ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ РАБАМ | ||
ТВОИМ, ПОТОМУ ЧТО ТЯЖЕЛ ГОЛОД | ||
В СТРАНЕ КНААН. И ТЕПЕРЬ | ||
ПОЖИВУТ, С ТВОЕГО РАЗРЕШЕНИЯ, | ||
РАБЫ ТВОИ В СТРАНЕ ГОШЕН". . | : |
После того, как Йосеф встретился с отцом и всей его семьей, он сказал им: "Я взойду, сообщу фараону" - я не хочу задерживаться с вами здесь, так как мне нужно сообщить фараону о вашем прибытии. Лучше, чтобы он узнал об этом от меня, чем от другого".И еще одно добавил Йосеф, говоря с фараоном: "И вот они в стране Гошен" - по-видимому, чтобы направить мысли царя в желаемом направлении. А по мнению автора "Ор hахаим", смысл этих слов состоял в следующем:
И вот, Йосеф это сказал не отцу, а своим братьям и всему дому отца своего, потому что не хотел, чтобы у отца закралось сомнение, будто вопрос об их пребывании в стране Гошен еще не решен. Поэтому Йосеф сообщил это своим братьям и заверил их в том, что будет говорить с фараоном таким образом, чтобы тот сам предложил им жить в стране Гошен.
И обратите внимание: хотя Йосеф сказал братьям, что скажет фараону - "Братья мои и весь дом отца моего пришли ко мне", но говоря с фараоном, он не сказал: "Ко мне". Он опасался, чтобы фараон не заподозрил, будто они пришли специально для того, что-бы фараон кормил их за счет царской казны. Поэтому Йосеф сказал только: "Пришли из страны Кнаан", и добавил: "И свой мелкий и крупный скот и все, что есть, привели они", чтобы показать, что пришли люди богатые, не нуждающиеся в его помощи.
Следовательно, говоря с фараоном, Йосеф сознательно изменил сказанное своим братьям, желая достичь определенной цели.
И вот они в стране Гошен" - так, как ты приказал о них (45:18): "И я дам вам самое лучшее в стране египетской" - а страна Гошен, с ее пастбищами для скота, самая лучшая часть страны египетской.Теперь сравним два следующих отрывка - то, что Йосеф посоветовал своим братьям сказать фараону, и то, что они действительно сказали. Видно, что братья Йосефа не удержались на той ступени уверенности в себе и сознания собственного достоинства, на которой хотел их видеть Йосеф. Они - даже перед вице-фараоном распростерлись ниц, а вот Яаков - тот, находясь перед лицом самодержавного властелина страны египетской, не поклонился ни разу, ни входя, ни выходя. Братья Йосефа не сумели удержаться на достойной позиции и ограничиться лишь кратким ответом на вопрос фараона, как их учил Йосеф. Напротив, стоя перед фараоном, они просят его о милости, излишне многословно рассказывая о своем бедственном положении и даже преувеличивая свою бедность и свои невзгоды.
"А люди эти - пастухи овец, потому что скотоводами они всегда были". Йосеф посоветовал своим братьям сказать фараону, что они - пастухи, однако отнюдь не такие, которые пасут чужой скот. И для собственного скота у них довольно слуг и домочадцев, которые могут пасти его, но источник их богатства - это скот, и потому они называются "скотоводами". Им всегда принадлежали многочисленные стада, они были очень богаты и у них всегда было огромное хозяйство. Йосеф хотел, чтобы все, что услышит фараон, пробуждало бы в нем уважение к сыновьям Яакова.Однако братья Йосефа поступились своей гордостью, своим достоинством перед фараоном, чтобы пробудить царское милосердие. "Пастухи овец рабы твои", - сказали они и не упомянули, что они - скотоводы. И так же не стали они ждать, чтобы, как планировал Йосеф, фараон сам предложил им жить в стране Гошен, но поспешили попросить об этом.
46:34 | ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ ВАМ | |
В СТРАНЕ ГОШЕН, ТАК КАК ОТВРАТИ- | ||
ТЕЛЕН ДЛЯ ЕГИПТЯН ВСЯКИЙ ПАСТУХ ОВЕЦ. |
"Для того, чтобы жить вам в стране Гошен". Именно она нужна вам, потому что вся она - пастбище. И когда вы скажете фараону, что в любой другой работе вы неискусны, он отдалит вас от себя и поселит там.Раби Ицхак Арама:
"Так как отвратителен для египтян всякий пастух овец" - потому что египтяне поклоняются овцам как божествам.
Нет сомнения, что Йосеф, желая того, мог бы назначить своих братьев на высшие должности в государстве. Однако он посоветовал им сказать, что они - как и их отцы - с юных лет пасут овец, так что это занятие издавно присуще им, и они не смогут отказаться от него. Все это - для того, чтобы поселить их как можно дальше от египтян, так как отвратителен для египтян всякий пастух овец, и как из этого следует, сынам Израиля надлежит жить в стране Гошен. Именно это имеет в виду Раши, говоря: "И когда вы скажете фараону, что в любой другой работе вы неискусны, он отдалит вас от себя и поселит там. Одним словом, для Йосефа отдаление своих братьев от египтян было главным, а пребывание их в стране Гошен - второстепенным.В сущности, Раши не отвечает на наши вопросы. Он разъясняет слова Йосефа, но не его побуждения. Автор "Акедат Ицхак", являясь, как и Абарбанель, одним из испанских изгнанников, видит истиннную цель Йосефа в отдалении сынов Израиля от царских дворов. Эти евреи, уроженцы Испании, которые видели своими глазами все внешнее великолепие королевских придворных, своих соплеменников, и на собственном примере познали, сколь горький конец их ожидает, которым было также известно, сколь низко может пасть еврей, заполучивший власть, в полной мере постигли смысл изречения наших мудрецов: "Ненавидь обладание властью" (Авот 1:10). Именно поэтому, с их точки зрения, главным намерением Йосефа было: насколько возможно отдалить своих братьев от фараона и его двора.
"Так как отвратителен для египтян". И не хотел Йосеф поселить своих братьев там, где проживала большая часть населения Египта. Для того же, чтобы достичь своей цели - изоляции сынов Израиля от египтян - Йосеф замыслил использовать отношение египтян к пастухам, несмотря на то, что его братья и весь дом его отца будут предметом презрения фараона. Тем не менее, решил Йосеф, все стоит использовать для достижения самого необходимого: сохранения святости народа Израиля.
47:27 | И СТАЛ ЖИТЬ ИЗРАИЛЬ В СТРАНЕ | |
ЕГИПЕТСКОЙ, В СТРАНЕ ГОШЕН, | ||
И ОСЕЛ НА НЕЙ, И РАСПЛОДИЛСЯ, | ||
И ЧРЕЗВЫЧАЙНО МНОЖИЛСЯ. | : |
1 Возможно, источник этой точки зрения - оригинальная интерпретация слов Всевышнего, обращенных к Авраhаму (Брейшит 17:6,8): "И сделаю тебя [учителем] народов... и отдам тебе и потомкам твоим после тебя страну, в которой живешь ты, - всю страну Кнаан" (ср. Иермеяhу 1:5). Как комментирует Нацив, "Что-бы не решил Авраhам, будто единственным назначением народа Израиля является кочевать в среде народов мира и учить их Божественной мудрости и потому он не предназначен для оседлой жизни в независимом государстве, Всевышний подчеркнул: для того, чтобы все вышесказанное стало возможным, Я "отдам тебе всю страну Кнаан".