Книга Бытие / Недельный раздел Ваигаш |
45:4 | Я ЙОСЕФ, БРАТ ВАШ, | |
КОТОРОГО ВЫ ПРОДАЛИ В ЕГИПЕТ. | : | |
45:5 | И НЫНЕ - НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, | |
И ДА НЕ БУДЕТ ДОСАДНЫМ В ВАШИХ | ||
ГЛАЗАХ, ЧТО ВЫ ПРОДАЛИ МЕНЯ | ||
СЮДА, ИБО ДЛЯ ПРОПИТАНИЯ | ||
ПОСЛАЛ МЕНЯ БОГ ПЕРЕД ВАМИ... | : | |
45:7 | И ПОСЛАЛ МЕНЯ ГОСПОДЬ ПЕ- | |
РЕД ВАМИ ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ ДОСТАТОК | ||
НА ЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ | ||
ДОЖИТЬ ДО ВЕЛИКОГО СПАСЕНИЯ. | : | |
45:8 | И НЫНЕ, НЕ ВЫ ПОСЛАЛИ | |
МЕНЯ СЮДА, НО БОГ |
45:5 | И ДА НЕ БУДЕТ ДОСАДНЫМ В ВАШИХ | |
ГЛАЗАХ, ЧТО ВЫ ПРОДАЛИ МЕНЯ СЮДА. |
45:5 | ИБО ДЛЯ ПРОПИТАНИЯ | |
ПОСЛАЛ МЕНЯ БОГ ПЕРЕД ВАМИ. | : |
45:7 | И ПОСЛАЛ МЕНЯ ГОСПОДЬ ПЕ- | |
РЕД ВАМИ ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ ДОСТАТОК | ||
НА ЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ ДАТЬ ВАМ | ||
ДОЖИТЬ ДО ВЕЛИКОГО СПАСЕНИЯ. | : |
45:8 | И НЫНЕ, НЕ ВЫ ПОСЛАЛИ | |
МЕНЯ СЮДА, НО БОГ |
Совершенно ясно, что всякое новое событие, не может происходить без ближайшей причины, которая привела к этому происшествию; а у той причины - свой причина, и так далее, пока не дойдем до первой причины каждой вещи, то есть Божественной Воли и Желания. И поэтому пророки иногда опускают промежуточные причины и приписывают это действие Творцу и говорят, что Он, Всевышний, сотворил это. И все это известно, и уже говорили мы об этом, а еще до нас некоторые мудрые люди, и так думают об этом все люди нашей Торы. И после этого вступления вникни в то, что я говорю в этой главе и поразмысли об этом особым размышлением. И то, что я хочу разъяснить тебе - следующее:Иными словами, люди видят, что они совершают некие поступки по собственной воле и желанию; они - действующая сила, они идут к определенной цели и ведут к ней других. И неведомо им, что их самих ведет Тот, Кто ведет и препровождает каждого в соответствии с его назначением.
Знай, что те причины, которые приводят к тому, что происходит то, что происходит, вне зависимости от того, были ли эти причины сущностными природными факторами, свободным выбором или случайностью, все это пророки в своих книгах относят к Всевышнему, говоря, что Всевышний это "сотворил" или "повелел", или "сказал".
[Из комментария Баал-Шем-Това: например, как если бы некий царь повелел брать налог с горожан, и затем пришел казначей, чтобы взять налог, и начались в стране споры и ссоры, и началась также различная деятельность, сделки и торговля; - говорят, что царь произвел все эти действия, поскольку он был им причиной].
И об этом говорят в таких выражениях: "сказал", "приказал", "назвал", а также "послал"; и это то, что я хочу разъяснить в этой главе. И я напомню тебе некоторые выражения, которые целиком являются метафорами, и из них ты по аналогии сделаешь вывод обо всех тех, которые я тут не привожу. Так, о природных явлениях, таких, как таяние снега, когда прогревается воздух, и шум морских волн, когда свирепствует ветер, говорится: "Посылает Он слово Свое - и заставляет их таять, дует ветром своим - текут воды" (Теhилим, 147:18); и сказано: "И сказал Он, и восстал ветер бурный, и поднял Он волны" (Теhилим, 107:25); и о дожде сказано: "И облакам повелю не проливать на него дождя" (Йешаяhу, 5:6). И о том, по какой причине некий человек избран, чтобы вести войну или чтобы властвовать над народом, или когда человек стремится причинить вред другому человеку - сказано о властвовании Навухаднецера: "Приказал Я посвященным Моим, и для совершения гнева Моего призвал Я могучих" (Йешаяhу 13:3). И так же сказано о Шими бен Гера: "Ибо Господь сказал ему: ругай Давида" (Шмуэль П, 16:10). И о Йосефе-праведнике, когда он вышел из тюрьмы, сказано: "Мучили кандалами ноги его, железо вошло в тело его, доколе не пришло слово Его - слово Господне очистило его. Послал царь и развязал его, повелел властелин народов и освободил его" (Теhилим, 105:20). И об Элияhу, да будет благословенна его память, которому Всевышний доставил пропитание, сказано: "Вот, Я повелел там женщине вдове кормить тебя" (Млахим I, 17:8). И сказал Йосеф праведник: "Не вы послали меня сюда, но Бог" (Брейшит, 45:8).
(37:14): | И ПОСЛАЛ ЕГО | |
ИЗ ДОЛИНЫ ХЕВРОНА. |
15:13 | И СКАЗАЛ ОН АВРАМУ: ЗНАЙ ЖЕ, | |
ЗНАЙ, ЧТО ПРИШЕЛЬЦЕМ БУДЕТ ПОТОМ- | ||
СТВО ТВОЕ В СТРАНЕ ЧУЖОЙ И БУДУТ | ||
ПОРАБОЩАТЬ И УГНЕТАТЬ ИХ | ||
ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ. | : | |
15:14 | И ТАКЖЕ НАРОД, У КОТОРОГО В | |
ПОРАБОЩЕНИИ БУДУТ, СУДИТЬ БУДУ Я | . |
"Из долины Хеврона" - но ведь Хеврон на горе. Однако [это происходит из] глубокого замысла великого праведника, погребенного в Хевроне [т.е. Авраhама], как сказано: "пришельцами будет потомство твое в стране чужой"Мы уже говорили, что история эта начинается с простых слов, описывающих простой факт: "И послал его из долины Хеврона", а завершается словами, содержащими в себе смысл и разгадку всех событий: "Не вы послали меня сюда, но Бог". И счастлив тот, кто удостоился увидеть во всех перипетиях его ухода, путешествия и прихода, его возвышения и падения - поручение Всевышнего.