Книга Бытие / Недельный раздел Микец |
41:25 | ТО, ЧТО БОГ ДЕЛАЕТ, | |
СООБЩИЛ ОН ФАРАОНУ. | : | |
41:28 | ЧТО БОГ ДЕЛАЕТ, | |
ПОКАЗАЛ ОН ФАРАОНУ. | : | |
41:32 | УГОТОВАНО ЭТО ОТ БОГА, | |
И СПЕШИТ ГОСПОДЬ СДЕЛАТЬ ЭТО. | : |
41:33 | А НЫНЕ ДА УСМОТРИТ ФАРАОН МУЖА | |
РАССУДИТЕЛЬНОГО И МУДРОГО И ПОСТАВИТ | ||
ЕГО НАД ЗЕМЛЕЙ ЕГИПЕТСКОЙ | : | |
41:34 | ПУСТЬ СДЕЛАЕТ И НАЗНАЧИТ | |
ФАРАОН РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ НАД | ||
ЗЕМЛЕЮ, И СНАБДИТ ОН ЗЕМЛЮ ЕГИ- | ||
ПЕТСКУЮ ЗА СЕМЬ ЛЕТ СЫТОСТИ. | : | |
41:35 | И СОБЕРУТ ВСЕ СЪЕСТНОЕ В ЭТИ | |
НАСТУПАЮЩИЕ ДОБРЫЕ ГОДЫ, | ||
И ПУСТЬ ЗАГОТОВЯТ ЗЕРНО ПОД РУКОЙ | ||
ФАРАОНА В ПИЩУ ДЛЯ ГОРОДОВ, | ||
И ХРАНЯТ. |
. | |
41:36 | И БУДЕТ СЪЕСТНОЕ В ЗАПАС | |
ДЛЯ ЗЕМЛИ НА СЕМЬ ГОЛОДНЫХ ЛЕТ, | ||
КОТОРЫЕ БУДУТ НА ЗЕМЛЕ ЕГИПТА, | ||
И НЕ ИСТРЕБИТСЯ ЗЕМЛЯ ГОЛОДОМ. |
41:47 | И СЪЕЛИ КОРОВЫ, ДУРНЫЕ НА | |
ВИД И ТОЩИЕ ТЕЛОМ, СЕМЬ КОРОВ, | ||
ХОРОШИХ НА ВИД | ||
И ТУЧНЫХ |
И ПОГЛОТИЛИ КОЛОСЬЯ ТОЩИЕ | ||
СЕМЬ КОЛОСЬЕВ ТУЧНЫХ | ||
И ПОЛНЫХ. |
"И съели коровы": По моему мнению, это знак того, что съедят голодные годы годы сытости; из этого узнал Йосеф то, что он сказал фараону: "И соберут все съестное в эти наступающие добрые годы... И будет съестное в запас для земли на семь голодных лет" – ведь он видел, что хорошие коровы и колосья будут проглочены плохими. Это не совет – разве поставили его советником царю?1 – и сказано это только в порядке толкования сна. "И забудется все изобилие на земле египетской", "И не будет приметно то изобилие" (41:30) – и толкование: "И вошли те в их утробу, и незаметно, что вошли в утробу их, ибо вид их был дурен, как прежде" (41:21) – ибо видел, что и съев тех, не стали они хорошими и здоровыми, но те только пошли им в пищу [иначе говоря, избыток урожая недостаточен, чтобы сделать голодные годы изобильными, его хватит лишь на то, чтобы продержаться и остаться в живых]. А не так, как у Раши, который говорит: "И забудется все изобилие" – такова разгадка поглощения тучных сытыми.
"А ныне да усмотрит фараон": комментаторы задаются вопросом: кто поставил Йосефа советником царю? Разве его вызвали не для того только, чтобы разгадать сон?!
И мне кажется, что это не совет, [который дает Йосеф] по своему разумению, но что [его речь] тоже связана с разгадкой сна. Ведь по окончании первого сна сказано: "И пробудился фараон", и сам фараон, пересказывая свой сон Йосефу, говорит: "И пробудился я", и все это, казалось бы, лишнее, ибо какая нам разница, пробуждался он или нет. Но из этого понял Йосеф, что фараон сам должен как бы очнуться, воспрянуть и обратить свое внимание на то, что стало ему известным из его сна, быть расторопным и поднять других перед лицом беды, которая должна обрушиться на его царство и сделать все необходимые приготовления в хорошие времена, чтобы уменьшить, насколько возможно, то зло, которое придет вслед за ними. Ибо если пробуждение указывает, что человек очнулся от сна, то указывает оно и на собранность и готовность к действию, как сказано: "пробудился и поднимись для суда моего" (Теhилим 35:23) - ибо как спящий не может быть сосредоточенным, а бодрствующий может, так и тот, кто очнулся и сосредоточился, чтобы устремить свое внимание на нечто важное, словно пробуждается от сна.
"Да усмотрит фараон мужа рассудительного и мудрого": сказал ему, что ему нужен будет рассудительный и мудрый человек, которого назначат ответственным за всю страну и который будет назначать других распорядителей, подчиненных ему, которые ходили бы по стране и собирали все съестное, ибо не может сам властитель ходить по стране. И сказал, что этот человек должен быть "рассудительным и мудрым". "Рассудительный" - тот, кто сумеет управиться с египтянами и взять столько хлеба, сколько положено, и дать хлеба столько, сколько надо, чтобы выжить, а оставшееся продаст в другие страны, чтобы собрать богатство и деньги для фараона. "Мудрый" - тот, кто умеет сберечь урожай, чтобы он не сгнил, и знает, что нужно примешивать к зерну, чтобы оно сохранило свои качества, как, например, вещество "хотмин", о котором говорили наши мудрецы [различные соли, с помощью которых фрукты сохраняли свою свежесть] и живое серебро, убивающее тлю, и тому подобное. И все это Йосеф говорил с тем, чтобы выбрали его - ибо "глаза мудрого в голове его".Из последних слов - весьма странных - мы видим, что и Рамбану было трудно объяснить, как это Йосеф решился говорить фараону то, о чем тот его не спрашивал - "разве поставили его советником царю?" И потому комментатор нашел такое объяснение, с которым не согласились другие комментаторы: очевидно, Йосеф намекал фараону, чтобы тот выбрал его. И с этим действительно трудно согласиться. Тот, кто, будучи еще в темнице, подчеркивал, говоря с царедворцами фараона, что он не ворожей и не сын ворожея, что его мудрость - не от него, но
40:8 | ОТ БОГА ИСТОЛКОВАНИЯ |
41:16 | НЕ Я, - БОГ ДАСТ ОТВЕТ | |
НА БЛАГО ФАРАОНУ. | : |
Эта мудрость не мне принадлежит, но Бог вложит в мои уста ответ.И этот человек станет намекать фараону: я и есть "муж рассудительный и мудрый", которому ты должен вручить судьбу Египта, которого ты должен назначить ответственным за все хозяйство государства?! Это кажется нам совершенно невероятным.
41:3840 | И СКАЗАЛ ФАРАОН СВОИМ | |
СЛУГАМ: НАЙДЕМ ЛИ ТАКОГО МУЖА, В | ||
КОТОРОМ ДУХ БОЖИЙ? И СКАЗАЛ | : | |
ФАРАОН ЙОСЕФУ: ПОСЛЕ ТОГО, | ||
КАК БОГ ДАЛ ТЕБЕ ПОСТИЧЬ ВСЕ | ||
ЭТО - НЕТ [столь] РАССУДИТЕЛЬ- | ||
НОГО И МУДРОГО, КАК ТЫ. | ||
ТЫ БУДЕШЬ НАД ДОМОМ МОИМ. |
41:15 | А Я СЛЫШАЛ О ТЕБЕ, ЧТО ТЫ | |
ПОНИМАЕШЬ СОН, КАК | ||
ИСТОЛКОВАТЬ ЕГО | . : |
41:41 | И СКАЗАЛ ФАРАОН ЙОСЕФУ: | |
СМОТРИ, ПОСТАВИЛ Я ТЕБЯ | ||
НАД ВСЕЙ СТРАНОЙ ЕГИПЕТСКОЙ | . : |
41:40 | ТЫ БУДЕШЬ НАД ДОМОМ МОИМ, | |
И ПО СЛОВУ ТВОЕМУ КОРМИТЬСЯ | ||
БУДЕТ ВЕСЬ НАРОД МОЙ; ЛИШЬ | ||
ПРЕСТОЛОМ Я БУДУ ВЫШЕ ТЕБЯ? | : |
"Смотри, поставил я тебя": возможно, Йосеф был испуган тем, что ему дается такая власть и сомневался, не сказано ли это ему в издевку и насмешку, ведь он сам сказал: "Да усмотрит фараон мужа рассудительного и мудрого". И потому сказал [фараон], увидев его в страхе и растерянности, как бы подтверждая и приказывая: "Смотри, поставил я тебя над всей страной египетской".Итак, Йосефу не только не приходило в голову предлагать себя на роль "мужа рассудительного и мудрого" - даже когда она была ему предложена, он не мог поверить своим ушам.
Весь этот совет - дал его Йосеф силой святого духа, ибо пророк не может сдержать свое пророчество и будет стремиться сказать то, что видел и что его обязывает [к речи]. Как сказал Ирмеяhу: "И было [слово Господа] в сердце моем как огонь пылающий, заключенный в костях моих, и извелся я, сдерживая его, и не мог более" (20:9).Итак, мудрость Йосефа - это мудрость, которая приходит тогда, когда Всевышний освещает разум человека.
"Мудрость" в древности пользовалась большим уважением. Словом "мудрость" называли силу духа, науку, философию, просвещение, жизненный опыт, житейскую умудренность, а также всякие ремесленные умения и навыки, умение выполнять тонкую и сложную работу.1Реминисценция из книги Диврей hаямим, где царь Амация говорит пророку: "Разве поставили мы тебя советником царю? Перестань, пока не убили тебя!" (I, 25:17).
Народ Израиля также уважал "мудрость", и книги Писания не скупятся на похвалы "мудрости". Она - духовность, и жажда знания, учение и исследование. Но слово "мудрец" впервые появляется в нашем разделе, и здесь отчетливо видна разница между Израилем и другими народами в понимании того, что такое мудрость. Здесь противопоставлены друг другу мудрецы народов - египетские ворожеи - и мудрец Израиля - "муж, в котором дух Божий".