=ГЛАВНАЯ =ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ =ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ=

Добро пожаловать в научно-просветительский центр МАХАНАИМ

Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"
Книга Бытие / Недельный раздел Ваешев

Жду Ваших писем!

К оглавлению книги

"И нашел его некто"  (Бытие гл. 37-40)


     В разделе "Ваешев" начинается последовательность рассказов, захватывающая также два следующих раздела, "Микец" и "Ваигаш", - та удивительная повесть, в которой на каждом шагу деяния человеческие переплетаются с деяниями божественными. Люди ведут себя так, как им подсказывает их сердце, воображая, что преследуют свои собственные интересы, однако Божественное Провидение постоянно вносит свои коррективы, заставляя людей действовать ради достижения особой, божественной цели. Кажется, что люди передвигаются, падают, поднимаются, снова идут, взбираются по крутым ступенькам, опять падают, встают и снова взбираются вверх, однако, как мы убеждаемся, это Всевышний передвигает людей, бросает вниз и поднимает - иной раз до самых высших сфер.
     Начнем с того, как Яаков посылает Йосефа с поручением:

37:14И ПОСЛАЛ ЕГО ИЗ
ДОЛИНЫ ХЕВРОНА  

     и сразу заглянем почти в самый конец повести, где Йосеф говорит своим братьям:

45:8 "ЭТО НЕ ВЫ ПОСЛАЛИ  
МЕНЯ СЮДА, НО БОГ".     

     Это - истинный ключ к пониманию всех событий, о которых рассказывается в промежутке между этими двумя фразами. Два поручения: одно - явное, видное человеческому глазу, которое дает Йосефу Яаков, посылая его из долины Хеврона проведать братьев и узнать, цел ли скот, который они пасут; второе - скрытое, надежно спрятанное за внешним покровом событий, которое Всевышний дает детям Авраhама, посылая их в Египет, чтобы осуществить то, что предсказано во время заключения с ним союза.
     На эту двойственность намекает мидраш, который приводит Раши:
     "И послал его из долины Хеврона" - да ведь Хеврон стоит на горе?! Но Яаков послал Йосефа из "глубины замысла того праведника", что похоронен в Хевроне, - чтобы исполнить то, что было сказано Авраhаму при заключении с ним союза (Брейшит 15:13): "...пришельцами будут потомки твои в чужой стране".

     Иными словами, Раши видит в этой фразе указание не столько на географический пункт, из которого отправился в путь Йосеф, сколько на первопричину всех его приключений. Всевышний уводит Йосефа из дома его отца согласно непостижимой для человека "глубине замысла", о котором узнал Авраhам.
     Ту же самую идею двойственности происходящего, когда человеческие поступки в действительности оказываются формой достижения божественной цели, видит Рамбан в удивительной сцене встречи Йосефа с "некто":

37:15-17И НАШЕЛ ЕГО НЕКТО, И ВОТ:   
ОН БЛУЖДАЕТ ПО ПОЛЮ, И СПРО-    
СИЛ ЕГО: "ЧТО ИЩЕЩЬ ТЫ?" :  
И СКАЗАЛ ОН: "БРАТЬЕВ МОИХ     
ИЩУ Я; СКАЖИ МНЕ,  
ГДЕ ОНИ ПАСУТ?" И СКАЗАЛ :   
ТОТ: "ДВИНУЛИСЬ ОНИ ОТСЮДА, ТАК     
КАК Я СЛЫШАЛ, КАК ОНИ ГОВОРИЛИ:   
"ПОЙДЕМТЕ В ДОТАН''; И ПОШЕЛ   
ЙОСЕФ ЗА БРАТЬЯМИ СВОИМИ,    
И НАШЕЛ ИХ В ДОТАНЕ.  : 

     Этот маленький диалог происходит на границе между двумя мирами: спокойным, охраняемым миром Йосефа, пребывающего в доме любящего и балующего его отца, и ужасным миром страданий, в который Йосеф будет брошен сразу после встречи со своими братьями. Уже очень давно этот диалог привлекает к себе внимание комментаторов Торы. Удивительно: на первый взгляд, он совершенно чужд обычаю Торы сокращать до минимума описание реалий действительности и вводить в повествование случайных персонажей. Тора никогда не превращает описание события в самоцель. Не случайно поэтому наши мудрецы видят в этом таинственном "некто", внезапно возникающем невесть откуда на пути Йосефа, начинающем беседу не дожидаясь, чтобы его о чем-то спросили, и знающем заранее, что ответить, не просто случайного прохожего, но ангела.
     Вот как разъясняет Рамбан этот мидраш:
     Писание так подробно говорит об этом... чтобы мы поняли: истина - это установление Всевышнего, а человеческие старания - ложь. Всевышний заставил Йосефа якобы случайно встретиться с тем, кто укажет ему путь, чтобы отдать его в руки братьев как будто непреднамеренно. Это имели в виду мудрецы наши, говоря, что такие люди - в действительности ангелы, что не напрасно Тора все это рассказывает, а для того, чтобы нам сообщить (Мишлей 19:21): "Но замысел Господа - лишь он исполнится".

     
По мнению Рамбана, под словом "ангел" мудрецы совсем не обязательно имеют в виду существо сверхъестественное - вроде "шестикрылого серафима". Само слово "ангел", означает "посланец", и в этом смысле тот прохожий был посланцем Всевышнего, непреднамеренно указавшим дорогу Йосефу. Рамбан тоже считает, что тот в простоте душевной считал, что лишь отсылает Йосефа к его братьям, не имея ни малейшего понятия о том, что в действительности он способствует сначала уходу сынов Израиля в египетское изгнание, в дальнейшем - их порабощению египтянами и в конце концов - получению ими Торы у горы Синай. "Не напрасно Тора все это рассказывает, а для того, чтобы нам сообщить (Мишлей 19:21): "Но замысел Господа - лишь он исполнится".
     Мудрецы и Раши говорят языком художественных образов: Йосефу встретился "ангел Гавриэль". У Рамбана же язык точных понятий: это был человек - посланец Всевышнего, исполнивший свое поручение, однако, не отдавая самому себе в том отчета. Яаков не подозревает, куда он посылает своего сына Йосефа; Йосеф, разыскивая своих братьев, понятия не имеет о том, куда на самом деле он стремится; "некто", показывая Йосефу дорогу, не знает, куда он отсылает его. Даже братья Йосефа не понимают настоящего смысла того, что делают. Однако Йосеф - одну вещь он все-таки знает: а именно, что он не одинок в этом мире, в котором у него нет ни отца, ни брата, ни родственника, ни спасителя. С ним - Всевышний.
     Обратим внимание: с того самого дня, когда Йосеф расстался с отцом и встретил своих братьев в Дотане, он словно не раскрывает рта. Ни одного слова, произнесенного Йосефом, не сообщает нам Тора, показывая, как встречают его братья, как бросают в яму, как продают его в Египет. Даже когда он работает в доме Потифара и ступенька за ступенькой поднимается по служебной лестнице, он словно немой, не ракрывающий рта. Он уже "статный и красивый" (39:6), уже его господин оставил "все, что у него, в руках Йосефа" (там же), а он - молчит. Только в миг величайшего испытания, отчаянной борьбы с самим собой, он раскрывает рот. Исчерпав все доводы, которые могла бы понять искусительница, которые более-менее соответствуют ее взглядам-понятиям, Йосеф заканчивает такими словами:

39:9КАК ЖЕ Я СОДЕЛАЮ   
ЭТО ВЕЛИКОЕ ЗЛО    
И СОГРЕШУ ПЕРЕД БОГОМ?!

     И снова слышится его голос, когда он уже давно томится в тюрьме и, наконец, Божественное Провидение шлет ему своих посланцев, благодаря которым он получает шанс на освобождение. Что он говорит?

40:8 "ВЕДЬ ОТ БОГА  
ИСТОЛКОВАНИЕ СНОВ!"

     В развращенном до предела мире Египта, стоя перед его правителями - мужчинами и женщинами, даже перед лицом самого фараона, Йосеф, "раб иври", "пришелец в чужой стране", высоко держит свое знамя веры в Бога и никого не страшится.
     
Продолжение