Книга Бытие / Недельный раздел Вамшлах |
33:4 | И ПОБЕЖАЛ ЭСАВ ЕМУ НАВСТРЕЧУ, | |
И ОБНЯЛ ЕГО, И БРОСИЛСЯ НА ШЕЮ | ||
ЕМУ, И ЦЕЛОВАЛ ЕГО. И ОНИ ПЛАКАЛИ. | : | |
33:9 | И СКАЗАЛ ЭСАВ: ЕСТЬ У МЕНЯ | |
МНОГО, БРАТ МОЙ, ПУСТЬ | ||
ВСЕ ТВОЕ ОСТАНЕТСЯ У ТЕБЯ. | : | |
33:10 | И СКАЗАЛ ЯАКОВ: О НЕТ! | |
ЛИШЬ БЫ ОБРЕЛ Я МИЛОСТЬ В ГЛАЗАХ | ||
ТВОИХ, ЧТОБЫ ПРИНЯЛ ТЫ ДАР | ||
МОЙ ИЗ РУКИ МОЕЙ, ИБО ПОИСТИНЕ, | ||
ВИДЕЛ Я ТВОЕ ЛИЦО, КАК ЛИЦО АНГЕЛА | ||
БОЖЬЕГО, И ТЫ БЛАГОВОЛИЛ КО МНЕ. | : | |
33:11 | ПРИМИ ЖЕ МОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, | |
КОТОРОЕ ПРИНЕСЕНО ТЕБЕ, ИБО | ||
ОДАРИЛ МЕНЯ БОГ, ИБО ЕСТЬ У МЕНЯ ВСЕ. | ||
И УПРАШИВАЛ ОН ЕГО, И ТОТ ПРИНЯЛ. | : | |
33:12 | И СКАЗАЛ: ДАВАЙ ЖЕ ПОЙДЕМ, | |
И Я ПОЙДУ РЯДОМ С ТОБОЙ. | : | |
33:13 | И СКАЗАЛ ОН ЕМУ: ГОСПОДИН МОЙ | |
ЗНАЕТ, ЧТО ДЕТИ НЕЖНЫ, И МЕЛКИЙ, | ||
И КРУПНЫЙ СКОТ ДОЙНЫЙ У МЕНЯ. | ||
ЕСЛИ ГНАТЬ ИХ В ОДИН ДЕНЬ, | ||
ТО ПАДЕТ ВЕСЬ МЕЛКИЙ СКОТ. | : | |
33:14 | ПУСТЬ ЖЕ ПОЙДЕТ ГОСПОДИН МОЙ | |
ВПЕРЕДИ РАБА СВОЕГО, А Я БУДУ | ||
ДВИГАТЬСЯ МЕДЛЕННО, ПОСТУПЬЮ | ||
СКОТА, ЧТО ПЕРЕДО МНОЙ, И ПОСТУПЬЮ | ||
ДЕТЕЙ, ДОКОЛЕ ДОЙДУ ДО | ||
ГОСПОДИНА МОЕГО, ДО СЕИРА. | ||
33:15 | И СКАЗАЛ ЭСАВ: ТАК ПРИСТАВЛЮ | |
К ТЕБЕ ИЗ НАРОДА, КОТОРЫЙ У МЕНЯ. | ||
НО ОН СКАЗАЛ: К ЧЕМУ ЭТО? | ||
ЛИШЬ БЫ НАШЕЛ Я МИЛОСТЬ | ||
В ГЛАЗАХ ГОСПОДИНА МОЕГО. | ||
33:16-17 | И ВОЗВРАТИЛСЯ ЭСАВ В ТОТ | |
ЖЕ ДЕНЬ ПО ДОРОГЕ СВОЕЙ ОБРАТНО В СЕИР. | ||
ЯАКОВ ЖЕ ДВИНУЛСЯ В СУКОТ | ||
И ПОСТРОИЛ СЕБЕ ДОМ | . : |
Эта глава написана для того, чтобы узнали, как Святой, Благословен Он, спас Своего раба и избавил его от рук того, кто был сильнее его, и послал Он ангела Своего на помощь; и еще учит эта глава, что он [Яаков] не был уверен в своей праведности и всеми своими силами старался спастись сам. И есть здесь еще для поколений намек, что все, что случилось с нашим праотцем и с его братом Эсавом всегда будет случаться с нами и с сынами Эсава.
"[И сказал Эсав: так приставлю к тебе из народа, который у меня. Но он сказал:] к чему это? Лишь бы нашел я милость в глазах господина моего" (33:15). Имеется в виду, что Яаков не желал ни их [общества], ни вообще его [Эсава] дружбы. И наши мудрецы (Берешит Раба) видели в этом совет: Рабейну [в другой версии: Раби Янай], когда ездил к властителю [в Риме], перечитывал эту главу, и не брал с собой арамейцев [римлян], чтобы они охраняли его в пути. Однажды он не заглянул в эту главу, и взял с собой римлян, и не успели они доехать до Акко, как продал [страж] его коня [по некоторым толкованиям - его плащ, то есть забрал все, что у него было].
Потому что из традиции знали они [мудрецы мидраша], что эта глава [то есть глава "Ваишлах", "И послал"] - глава об изгнании. Когда учитель наш прибывал ко двору царей "Эдома" по делам своей общины, он перечитывал эту главу, чтобы следовать совету мудрого предка, к которому обращаются поколения и учатся на его примере, и не принимал людей от царства к себе в стражи, ибо те не стремятся сблизиться с тобой, кроме как только для своей собственной выгоды, и имущество человека для них словно бы ничье.
33:4 | И ПОБЕЖАЛ ЭСАВ ЕМУ НАВСТРЕЧУ, | |
И ОБНЯЛ ЕГО, И БРОСИЛСЯ НА ШЕЮ | ||
ЕМУ, И ЦЕЛОВАЛ ЕГО. И ОНИ ПЛАКАЛИ. | : |
Хотел Эсав его укусить, но сделалась у того шея как мрамор, и оттого стоят точки над словом ['ваишакеhу'] - "и целовал его": это не был настоящий поцелуй. "И они плакали" - почему же плакали? Сравним: на что это похоже - на волка, который хотел загрызть оленя. Стал олень бодаться, и застряли зубы волка в рогах оленя. Тот плачет и этот плачет. Волк плачет, что не может ему ничего сделать, а олень плачет, как бы тот не попытался снова его убить. Так и Яаков с Эсавом: Эсав плачет оттого, что шея у Яакова стала как камень, а Яаков плачет, как бы Эсав снова его не укусил. О Яакове говорит Писание в "Шир hаширим": "Шея твоя, как башня из слоновй кости" (7:5), а об Эсаве - в Теhилим: "Зубы нечестивцев сокрушил Ты" (3:8).
['ваишакеhу'] - "и целовал его" - [необычная] огласовка. Может быть, это был поцелуй любви? Раби Шимон бен Эльазар говорит: "Но ведь все свои прежние деяния он совершал из ненависти? - Кроме этого, которое он совершил из любви".
Когда Яаков шел, направляясь в Страну Кнаан, пришел к нему Эсав с горы Сеир, кипя гневом и замышляя погубить его. Как сказано (Теhилим, 37:12): "Замышляет нечестивец злое против праведника и скрежещет на него зубами своими". Сказал Эсав: не буду я убивать брата моего Яакова луком и стрелами, умерщвлю его своими устами и высосу его кровь - как сказано: "И побежал Эсав ему навстречу, и обнял его, и бросился на шею ему, и целовал его. И они плакали". Не читай "и целовал его", но "и укусил его"; но стала шея Яакова как слоновая кость. Как увидел Эсав, что не удается ему желаемое - стал он злиться и скрежетать зубами, как сказано (Теhилим, 11:10): "Нечестивец увидит и разгневается, зубами скрежетать будет и истает".
Слово ['ваивку'] - "И они плакали" со всей определенностью свидетельствует о том, что перед нами - проявление настоящего, чистого человеческого чувства. Бывает, что человек целует кого-то, но сердце его в этом не участвует. Но слезы, внезапно прорвавшиеся в такие мгновения, - они, несомненно, исходят из глубины сердца. Поцелуй и слезы показывают, что и Эсав - потомок праотца нашего Авраhама, что он не только охотникдикарь - ведь иначе он не смог бы достигнуть столь высоких степеней власти в истории человечества. Одной только силы меча, одного лишь голого насилия для этого недостаточно. Эсав постепенно складывает оружие и все больше проникается духом человеколюбия. И не кто иной, как Яаков, дает Эсаву возможность доказать, что принцип гуманности тому не чужд. Когда сильный уважает права сильного - это только разумно; но когда сильный - Эсав, - отбросив меч, бросается на шею слабому Яакову, - тогда мы видим, что и в нем возобладала правда и человечность.
['ваивку'] - "И они плакали". Плакали они оба - это учит нас, что и в Яакове пробудилась на миг любовь к Эсаву. И так будет в поколениях: в тот час, когда в потомках Эсава пробуждается чистое желание признать сынов Израиля и их достоинства - тогда и в нас пробуждается потребность признать Эсава братом. Так Раби поистине любил Антонина - и тому много других примеров.
29:11 | И ПОЦЕЛОВАЛ ЯАКОВ РАХЕЛЬ, | |
И ПОДНЯЛ ОН ГОЛОС СВОЙ, И ЗАПЛАКАЛ | ||
45:14 | И БРОСИЛСЯ ОН [Йосеф] НА ШЕЮ | |
БИНЬЯМИНУ, БРАТУ СВОЕМУ, И ПЛАКАЛ. | ||
46:29 | И ЗАПРЯГ ЙОСЕФ СВОЮ КОЛЕС- | |
НИЦУ, И ПОДНЯЛСЯ НАВСТРЕЧУ ИЗРА- | ||
ИЛЮ, ОТЦУ СВОЕМУ, В ГОШЕН, И | ||
ЯВИЛСЯ К НЕМУ, И БРОСИЛСЯ НА ШЕЮ ЕМУ, | ||
И ПЛАКАЛ НА ШЕЕ ЕГО ДОЛГО. | : | |
33:4 | И ПОБЕЖАЛ ЭСАВ ЕМУ НАВСТРЕЧУ, | |
И ОБНЯЛ ЕГО, И БРОСИЛСЯ НА ШЕЮ | ||
ЕМУ, И ЦЕЛОВАЛ ЕГО. И ОНИ ПЛАКАЛИ. | : |
36:8 | И ПОСЕЛИЛСЯ ЭСАВ НА ГОРЕ СЕИР: | |
ЭСАВ, ОН ЖЕ ЭДОМ. | : |
1 Профессор hайнеман в своей книге "Пути Агады" отмечает, что такой путь толкования, при котором события жизни потомков освещаются тем, что сказано о предках, имеет обоснования в самом тексте Писания. "Не раз группа людей получает в Писании собирательное имя в единственном числе. Когда праотец произносит "я" и когда о нем что-то рассказывается - это всегда может быть отнесено и к его потомкам. Так, например, в напутствии Всевышнего Яакову: "Не бойся сойти в Египет, ибо большим народом сделаю тебя там. Я сойду с тобой в Египет, и Я также выведу тебя" (46:4). Но ведь сам Яаков не вышел из Египта; кого же обещает вывести оттуда Всевышний? Очевидно, не останки Яакова, которые были вынесены из Египта, но, несоменно, тот "большой народ", которым станут сыны Яакова. Здесь налицо идентификация отца и сыновей, предка и потомков.