Книга Бытие / Недельный раздел Толдот |
30:1 | И ВИДЕЛА РАХЕЛЬ, ЧТО НЕ РО- | |
ДИЛА ЯАКОВУ, И ПОЗАВИДОВАЛА РА- | ||
ХЕЛЬ СЕСТРЕ СВОЕЙ. И СКАЗАЛА : | ||
ОНА ЯАКОВУ: "ДАЙ МНЕ ДЕТЕЙ! | ||
А ЕСЛИ НЕТ - МЕРТВА Я!" | : |
30:2 | И ВОСПЫЛАЛ ГНЕВ ЯАКОВА НА | |
РАХЕЛЬ, И СКАЗАЛ ОН: РАЗВЕ Я | ||
ВМЕСТО БОГА, КОТОРЫЙ | ||
ЛИШИЛ ТЕБЯ ПЛОДА ЧРЕВА? | : |
Говорили комментаторы, (что слова Рахель озна- чают:) помолись за меня, а если нет – мертва я; по словам Раши, бездетный считается как бы мертвым, и так сказано в мидраше учителей наших. И удивительно мне: ведь если так – то почему он воспылал гневом, и почему сказал: разве я вместо Бога? Ведь Всевышний внемлет праведникам. И разве праведники не молятся за других людей? Ведь Элияhу и Элиша молились даже за совсем чужих им женщин. Мы видим, что именно это поставили Яакову в вину учителя наши в мидраше Берешит Раба; [в мидраше говорится, что] сказал ему Святой, Благословен Он: "Разве так говорят со страдающими?" И простой смысл слов Рахели – "дай мне детей", но на самом деле она имеет в виду, что он должен молиться за нее, пока не будут ей даны дети, а иначе – она убьет себя с горя. Недостойные речи вела Рахель в ревности своей, и думала она, что Яаков, от большой любви к ней, предастся аскезе, облачится в мешковину, посыплет голову пеплом и будет молиться до тех пор, пока не родятся у нее дети, чтобы она не умерла с горя.
И разгневался Яаков, ибо не во власти праведников добиться, чтобы непременно была услышана их молитва. И потому сказал он ей, что не может вместо Бога призреть на ее бездетность. Ему самому не был страшен [ее упрек], он знал, что не он лишен плода чрева, а она, и потому он сказал так, чтобы уязвить и устыдить ее.
И тогда эта праведница увидела, что не может она полагаться на молитву Яакова, и стала молиться сама за себя Тому, кто слышит вопль, и вот услышал ее Бог.
Вероятно, однако, что учителя наши толковали это так, что не может того быть, чтобы Яаков не стал молиться за свою возлюбленную жену, - но молитва его не была принята; и стала тогда Рахель насмехаться над ним, говоря, чтобы он во что бы то ни стало дал ей детей своей молитвой, ибо он не хуже своего отца, который поступил так же. И воспылал гнев его, и ответил он ей, что это зависит от Всевышнего, а не от него.
В двух именах: ['иша'] и ['хава'] выражено то, что у женщины двойное назначение. На первое намекает имя ['иша']:
2:23 | ЭТА НАЗВАНА БУДЕТ ЖЕНОЮ, | |
ИБО ОТ МУЖА ВЗЯТА ОНА | : |
и, как мужчина, она сможет понимать и постигать слова разума и праведности, как делали наши праматери и некоторые другие праведницы и пророчицы и как это видно из простого смысла гимна добродетельной жене из "Мишлей". А второе назначение женщины - рождение детей, для чего она является орудием, и возложено на нее рожать и растить детей, и на это указывает ее второе имя - Хава:Комментатор считает, что Яаков гневается на Рахель за то, что она забыла свое истинное назначение в мире, которое не отличается от назначения мужчины. Рахель, в своей тоске по ребенку, видит в своем существовании только одну цель - ("малую цель" по выражению автора "Акедат Ицхак") - стать матерью, а без этого ее жизнь - не жизнь: "А если нет - мертва я!" Это предательство по отношению к истинному назначению человека, бегство от подлинной цели и от долга, возложенного на Рахель - не как на женщину, но как на человека.
3:20 И НАРЕК ЧЕЛОВЕК ИМЯ ЖЕНЕ СВОЕЙ ХАВА, ИБО ОНА БЫЛА МАТЕРЬЮ ВСЕГО ЖИВУЩЕГО. :
И вот, когда женщина не рожает, она не исполняет малое [второе] свое предназначение, но может еще выбирать между добром и злом, как и мужчина, у которого нет детей, и сказано о них [о бесплодной женщине и о бесплодном мужчине]: "И я дам им в доме моем и в стенах моих память и имя, которые лучше сыновей и дочерей" (Иешаяhу, 56:5) - ибо несомненно, что самое главное, что порождает в своей жизни праведник - это добрые дела, как об этом говорит Раши в комментарии к главе "Ноах" 1. Вот почему воспылал гнев Яакова на Рахель, когда она сказала: "Дай мне детей! А если нет - мертва я!" - чтобы побранить ее и научить, что не умрет она от того, что не исполняет своего второстепенного назначения и лишена плода чрева - ведь и он [Яаков] нужен, если даже не породит детей.
Учителя наши на юге, от имени рава Александри, [говорили:] "Ответит ли мудрый пустым знанием?" (Йов, 15:2). Это об Авраhаме, как сказано: "И послушал Аврам голоса Сарай". "Наполнит ли чрево свое бурным ветром?". Это о Яакове, как сказано: "И воспылал гнев Яакова". Сказал ему Святой, благословен Он: "Разве так говорят со страдающими? Жизнью твоей клянусь, что твои сыновья будут вставать перед ее сыном [Йосефом]!".Мудрецы обвиняют Яакова в том, что он не смог достойно держать себя с человеком, обратившимся к нему в тяжелую минуту. Мудрецы, как мы знаем, применяли особый толковательный прием, видя внутреннюю связь между одинаковыми выражениями, употребленными в разных местах текста и удаленными друг от друга. Так и в этом случае они находят связь между словами Яакова
30:2 | РАЗВЕ Я ВМЕСТО БОГА? |
50:19 | РАЗВЕ Я ВМЕСТО БОГА? | : |