Книга Бытие / Недельный раздел Ваеце |
28:15 | И ВОТ: Я С ТОБОЙ, И СОХРАНЮ | |
ТЕБЯ ВЕЗДЕ, КУДА НИ ПОЙДЕШЬ, И | ||
ВОЗВРАЩУ ТЕБЯ В ЭТУ СТРАНУ | ||
ИБО НЕ ОСТАВЛЮ ТЕБЯ, НЕ СДЕЛАВ | ||
ВСЕГО, ЧТО Я ОБЕЩАЛ ТЕБЕ. | : |
28:20 | ЕСЛИ БОГ БУДЕТ СО МНОЮ, И | |
СОХРАНИТ МЕНЯ НА ТОМ ПУТИ, | ||
КОТОРЫМ Я ИДУ, И ДАСТ МНЕ ХЛЕБ ДЛЯ | ||
ЕДЫ И ОДЕЖДУ, ЧТОБЫ ОДЕТЬ ТЕЛО, : | ||
28:21-22 | И ВОЗВРАЩУСЬ Я БЛАГОПОЛУЧНО | |
В ДОМ ОТЦА МОЕГО, И БУДЕТ ГОСПОДЬ | ||
МНЕ БОГОМ. ТО КАМЕНЬ ЭТОТ, | : | |
КОТОРЫЙ Я ПОСТАВИЛ КАК ОБЕЛИСК, | ||
СТАНЕТ СВЯТИЛИЩЕМ БОЖЬИМ, | ||
А ОТ ВСЕГО ЧТО ДАШЬ МНЕ, | ||
ДЕСЯТУЮ ЧАСТЬ Я ТЕБЕ ПОСВЯЩУ. | : |
Как Яаков мог обязаться служить Всевышнему при условии, что он получит за это награду?! Если Бог будет со мною, и сохранит меня... и даст мне то-то и то-то - только тогда будет Господь мне Богом? Значит, если Он не сделает для меня всего этого - не будет Господь мне Богом, и я не буду Ему служить?! Авраhам, дед Яакова, так не поступал, но много раз подвергался испытаниям и выстоял во всех них!Различные ответы дают комментаторы Торы на этот вопрос, который стоял уже перед нашими мудрецами:
Разве может возникнуть мысль, будто Яаков, отец наш, ставит условия: "Если Бог будет со мною, и сохранит меня... и даст мне... и возвращусь я... и будет Господь мне Богом"? Что означает: "И будет Господь мне Богом"? То, что Он осенит меня Своей Шхиной, и не будет среди моих потомков ни одного недостойного.
"И будет Господь мне Богом" - то есть поможет мне во всех моих начинаниях.
Спорили об этом раби Эйви и раби Йонатан. Один сказал: "Говорит устная традиция, что события здесь не записаны в том порядке, в котором произошли [сначала Яаков молился, чтобы Бог был с ним, и только потом Всевышний ответил ему во сне: "Я с тобой"]". Другой сказал: "Все записано по порядку... Так сказал Яаков: 'Если исполнятся в отношении меня все условия - я исполню свой обет'".Согласно мнению того из мудрецов, который ссылается на древнюю традицию, обет Яакова вовсе не является реакцией на обещание Всевышнего, полученное во сне. Наоборот, сначала Яаков молился о том, чтобы Всевышний обеспечил ему защиту, и принял на себя обет, а уж потом во сне получил ответ на свои молитвы и свой обет - обещания Всевышнего. Следовательно, согласно этому мидрашу, Всевышний открывается только после того, как к Нему обращаются - "близок Господь ко всем, кто взывает к Нему, ко всякому, кто зовет Его по-настоящему" (Теhилим 145:18).
Рав hуна от имени рава Ахи сказал: "Написано: 'И вот Я с тобой', и написано также: 'Если Бог будет со мною' - как это сочетать? Значит, отсюда следует, что нет окончательного обещания праведнику в этом мире."
Смысл условия - что не будет совершен грех, из-за которого обещания потеряют силу.
1 Того же рода обет Ханы (Шмуэль I, 1:11): "Если обратишь внимание на нужду рабыни твоей и дашь рабыне Твоей сына - отдам я его Господу". То есть: дай мне для того, чтобы я смогла отдать Тебе.