=ГЛАВНАЯ =ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ =ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ=

Добро пожаловать в научно-просветительский центр МАХАНАИМ

Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"
Книга Бытие / Недельный раздел Ваеце

Жду Ваших писем!

К оглавлению книги

Сон Яакова   (Бытие гл. 28:10-22)


     Яаков, бежавший от меча своего брата, оставивший родину свою и дом отца своего, странствующий в ночи по дорогам, ночующий на голой земле, без крыши над головой, на камне вместо подушки, - впервые удостаивается откровения Всевышнего. Откровение является ему ночью, во сне.
     Бенно Яаков, исследователь и комментатор Писания, в своей книге "Gеnеsis" пишет, что многочисленные сны в книге Брешит можно разделить на две группы. В некоторых снах Всевышний говорит с людьми; в других - Он говорит с людьми посредством снов. Таковы сны Йосефа, сон виночерпия, сон пекаря и сон фараона. В этих снах божественное откровение выражается в красочных образах и символах и потому нуждается в истолковании. Сон Яакова непосредственно включает речь Всевышнего, но поскольку этой речи предшествует образ, который призван выразить нечто иное, чем слова, - постольку сон нуждается в истолковании. И толкований этих множество.
     Вот какую картину увидел Яаков:

28:12И ВОТ ЛЕСТНИЦА СТОИТ НА     
ЗЕМЛЕ, А ВЕРШИНА ЕЕ ДОСТИГАЕТ    
НЕБЕС, И ВОТ АНГЕЛЫ ГОСПОДНИ   
ВОСХОДЯТ И СПУСКАЮТСЯ ПО НЕЙ. :  
28:13И ВОТ - ГОСПОДЬ СТОИТ НАД НИМ     

     Эта картина занимала истолкователей и философов мыслителей, писателей и поэтов во всех поколениях. Из многих и многих толкований рассмотрим здесь то, которое предлагает мидраш Танхума. На этот мидраш опирался впоследствии Рамбан в своем толковании сна Яакова.
     Сказал раби Шмуэль от имени раби Нахмана: "И вот ангелы Господни восходят и спускаются" - это ангелы языческих племен и народов. Показал Святой, Благословен Он, праотцу нашему Яакову, как ангел Вавилона поднимается на семьдесят ступеней - и спускается; ангел Мидии - на пятьдесят две ступени, владыка Греции - на сто, а ангел Эдома [Рима] - поднимается неведомо на сколько. В тот час страх объял праотца нашего Яакова и сказал он: Неужели этот никогда не спустится? Ответил ему Святой, Благословен Он, словами пророка Ирмияhу: "А ты не бойся, раб мой Яаков, и не страшись, Израиль!" (30:10) - если бы ты даже увидел, как он поднимается и сидит у Меня - и оттуда Я сброшу его! Как сказано у пророка Овадии: "Если поднимешься, как орел, и если меж звезд сделаешь гнездо свое - оттуда низрину тебя, слово Господа" (1:4).
     В соответствии с этим мидрашом толкует сон Яакова и комментатор Овадья Сфорно:
     "Восходят и спускаются" - и если в конце концов ангелы народов мира после своего восхождения опустятся, то Бог, Благословен Он, пребудет вечно и не оставит Свой народ, как сказано (Ирмеяhу, 30:11): "Ибо Я истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не уничтожу".
     Сон Яакова истолкован здесь как аллегория мировой истории: восхождение и закат народов и цивилизаций до конца поколений. Но, спрашивается, какая связь между этим видением и кризисным состоянием самого сновидца - Яакова, который бежал от гнева брата и которому теперь предстоит жениться и продолжить род Авраhама и Ицхака? Ответ мидраша таков: в этом сне говорится не о Яакове-человеке, уходящем из дома Ицхака, но о Яакове-Израиле, о целом народе, который уходит из своей родной страны, в течение многих поколений скитается среди народов и стран и наблюдает на своем пути подъем и падение наций, культур и государств: Египет, Ассирия, Вавилон, Персия, Греция. Падение Рима, которого не довелось увидеть мидрашискому комментатору, жившему в эпоху римского владычества; падение народов христианского мира - наследников Рима (в мидрашах и сочинениях средневековых еврейских философов, поэтов и комментаторов они названы "Эдом"), которого не видел еще никто; - падение Эдома в конце времен обещает мидраш Яакову, объятому страхом и трепетом при виде этого всемирного зрелища. Яаков спрашивает о конце времен - и мидраш отвечает ему стихом, взятым из пророчества Овадьи, предсказывавшего падение Эдома: "Если поднимешься, как орел, и если меж звезд сделаешь гнездо свое - оттуда низрину тебя, слово Господа". Лестница, которую видит Яаков - это время. Всякое возвышение обусловлено падением чего-либо другого, всякое здание воздвигается на обломках своего предшественника. Но лестница не бесконечна: на ее вершине стоит Всевышний. Он, Хозяин истории, обещает, что всякий высокомерный и всякий вознесшийся будет унижен. Завершение человеческой истории запечатлено не только в образе лестницы, по которой восходят и спускаются ангелы, но в образе Горы Господней, утвердившейся выше всех гор, куда с братской любовью потекут все народы, как об этом сказано у пророка Йешаяhу. 1
     Совершенно иное толкование сну Яакова дает Раши. Комментарий Раши не выходит за рамки повествования ни в пространстве, ни во времени. В центре внимания Раши - праотец Яаков, уходящий из Кнаана в Падан Арам, спасаясь от меча брата. Яакову снится, что ангелы "восходят и спускаются"; по этому поводу Раши замечает: "Сначала поднимаются, а потом спускаются?" То есть если речь идет об ангелах, обитателях высот, то порядок слов должен быть другой: "спускаются и восходят". На этот вопрос Раши отвечает так:
     Ангелы, спровождавшие его в Стране Израиля, не выходят за ее границы, и [потому они] взошли на небеса. И спустились ангелы запредельных стран, чтобы сопровождать его за пределы Страны Израиля.

     
По этому поводу можно сказать, что непохожи пути человека в родной стране, трудности, тревоги и испытания, которые он переживает дома - и его пути, трудности, тревоги и испытания на чужбине. Здесь и там нужны ему разные ангелы; но всегда даны Яакову ангелы, чтобы хранить его. Это очень подходит ко всей главе 'Вайеце' ["И вышел"], рассказывающей о жизни Яакова, о страданиях и испытаниях, которые он перенес с того момента, как вышел из родного дома, из БеэрШевы, и до того, как он вернулся, прожив в чужой стране двадцать лет, в Маханаим. И вот - в начале главы он видит ангелов, в конце главы

32:2И ЯАКОВ ШЕЛ СВОИМ ПУТЕМ, И    
ВСТРЕТИЛИ ЕГО АНГЕЛЫ БОЖЬИ. :  

     Отзвуки этой истории мы слышим у божественного Псалмопевца, когда он говорит - не о Яакове, как отдельном человеке, а вообще о народе Яакова, который доверился Всевышнему: "Ибо ангелам своим прикажет хранить тебя на всех путях твоих, на руках понесут тебя, дабы не преткнулась о камень твоя нога" (Теhилим 91:11-12).


     

1 И будет, в конце дней утвердится гора Господня как вершина всех гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: давайте взойдем на гору Господню, в дом Бога Яакова, чтобы научил нас путями своими и чтобы пошли мы стезями Его. Ибо из Сиона выйдет Тора, и слово Господа - из Иерусалима. И рассудит он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои - на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. [Прим. пер.]


Продолжение