Книга Бытие / Недельный раздел Толдот |
Почему Ицхак счел необходимым благословить именно Эйсава, а не Яакова? Разве он не знал, что Эйсав - "человек степей", а Яаков - "человек совершенный"? И разве нельзя было благословить обоих сыновей?
Нет сомнения в том, что Ицхак должен был бы задуматься о поведении Эйсава, о его греховности и о греховности его жен, а также о том, что дети, которых они родят, будут такими же нечестивцами, как они. И ему следовало бы молиться Всевышнему, прося Его указать, которого из двух сыновей благословить - старшего по возрасту или большего по степени совершенства. Однако любовь ослепляет, и из-за того, что Ицхак любил Эйсава, он не видел за ним никакой вины. Возможно, именно это имеет в виду Тора, говоря (Брейшит 27:1): "И было: когда Ицхак состарился, ослабло зрение его" - зрение его разума ослабло в отношении Эйсава, Ицхак не видел поступков Эйсава и не обдумывал их так, как следовало бы.Тем не менее, Абарбанель не старается найти причину поведения Ицхака и объяснение тому, что один из праотцев еврейского народа - а именно, средний из них, духовное совершенство которого так подчеркивают мудрецы наши, - не знал, не понимал и не хотел видеть того, что происходило в его доме. Однако, в отличие от Абарбанеля, наши мудрецы занимались этим вопросом и усматривали корень ошибки Ицхака как раз в его совершенстве. Вот слова мидраша - могущие, правда, показаться нам странными в своей сверхчеловечности:
"Ослабло зрение его" - потому что в тот момент, когда связал Авраhам, праотец наш, своего сына и возложил его на жертвенник, заплакали ангелы, служители Всевышнего, и слезы их капали на глаза Ицхака и оставляли в них свои следы, и когда он состарился - перестали видеть глаза его.Комментаторы Мидраша по-разному объясняют это. Некоторые из них видят в этом символ того, что тот, кто однажды был настолько близок, чтобы быть принесенным в жертву Всевышнему, более не способен понять этот мир - мир лжи. "hамидраш веhамаасэ" говорит, что подвиг Ицхака превосходил подвиг Авраhама - поскольку тот услышал приказ от самого Всевышнего, Ицхак же подчинился только потому, что верил словам отца:
Другое объяснение: "ослабло зрение его" из-за того, что в тот момент, когда связал Авраhам, праотец наш, Ицхака, своего сына, и возложил его на жертвенник, возвел Ицхак глаза свои ввысь и увидел Шхину.
И в своем поразительном совершенстве он был настолько далек от лжи, что вообще не подозревал о ее существовании ему даже в голову не приходило, что возможно говорить не то, что в сердце. И слезы ангелов [символизирующих духовное совершенство] Ицхака, то есть: его глаза были уже не в состоянии разглядеть лукавство Эйсава. И в результате этого к старости глаза Ицхака ослабели настолько, что он не смог оценить поведение Эйсава и поверил, будто Эйсав более достоин благословения, чем Яаков.
Причина того, что Ицхак желал благословить злодея Эйсава, заключается в том, что он надеялся через это благословение изменить поведение Эйсава в лучшую сторону.
27:28-29 | И ДАСТ ТЕБЕ БОГ НЕБЕСНОЙ | |
РОСЫ И ТУКОВ ЗЕМЛИ, И ХЛЕБА | ||
И ВИНА ВДОВОЛЬ. БУДУТ ТЕБЕ НАРОДЫ | : | |
СЛУЖИТЬ, И СКЛОНЯТСЯ ПЕРЕД | ||
ТОБОЙ ПЛЕМЕНА; БУДЕШЬ ТЫ ГОСПОДИНОМ | ||
НАД БРАТЬЯМИ ТВОИМИ, И СКЛОНЯТСЯ | ||
ПРЕД ТОБОЙ СЫНОВЬЯ МАТЕРИ ТВОЕЙ; | ||
ПРОКЛИНАЮЩИЙ ТЕБЯ - ПРОКЛЯТ САМ, | ||
А БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ ТЕБЯ - | ||
САМ БЛАГОСЛОВЕН! | : | |
28:34 | И БОГ ВСЕМОГУЩИЙ БЛАГОСЛОВИТ | |
ТЕБЯ, И РАСПЛОДИТ ТЕБЯ, И РАЗМНОЖИТ | ||
ТЕБЯ, И СТАНЕШЬ ТЫ ОТЦОМ БРАТСТВА | : | |
НАРОДОВ; И ДАСТ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ | ||
АВРАhАМА - ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ | ||
ТВОЕМУ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ, | ||
ЧТОБЫ ТЫ ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ, В КОТОРОЙ | ||
ЖИВЕШЬ, КОТОРУЮ БОГ ОТДАЛ АВРАhАМУ. |
Благословение Всевышнего Авраhаму - что его потомки станут особым народом, избранным Всевышним как Его личное достояние, что Всевышний будет им Богом и поселит Свою Шхину в их среде, что именно они унаследуют ту страну и будут святыми у своего Бога. Но Авраhам не передал этого благословения Ицхаку, потому что человек не в силах передать ее как наследие своим детям - она зависит от степени святости народа и от степени творимого им добра, и лишь только после смерти Авраhама Всевышний благословил Ицхака этим благословением. Точно так же и Ицхак не собирался благословлять своих сыновей благословением Авраhама, так как знал, что это не будет иметь силы: лишь тот, кто действительно готов принять это благословение, получит его от самого Всевышнего.Поскольку Эйсав сам себя устранил из наследия Авраhама, породнившись с кнаанеями, он не получил благословения Авраhама, чтобы, как сказано в мидраше (Брейшит Раба 67), "ты не сказал: если бы не обманул Яаков отца своего, он не получил бы его благословений" и не был бы избран в качестве третьего праотца еврейского народа. Именно потому и сказал отец его, узнав о том, что он сделал: "Пусть же также благословенным он будет!" (27:33).