=ГЛАВНАЯ =ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ =ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ=

Добро пожаловать в научно-просветительский центр МАХАНАИМ

Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"
Книга Бытие / Недельный раздел Толдот

Жду Ваших писем!

К оглавлению книги

Благословение Яакова  (Бытие гл. 27)


     В главе "И разразился он воплем оглушительным и горестным несказано" мы разбирали этот поступок Яакова и его последствия. Теперь попытаемся понять мотивы, которыми руководствовались отец и мать Яакова, и их роль в этом эпизоде.
     Многие из комментаторов - среди них и автор "Акедат Ицхак", и дон Ицхак Абарбанель, и святой мученик раби Шломо Астрюк - выражают удивление: почему Ицхак пожелал благословить именно Эйсава? Каждый из них формулирует этот вопрос на свой манер, следуя своему стилю, но в наиболее простой форме его ставит Мальбим:
     Почему Ицхак счел необходимым благословить именно Эйсава, а не Яакова? Разве он не знал, что Эйсав - "человек степей", а Яаков - "человек совершенный"? И разве нельзя было благословить обоих сыновей?

     
Правда, целый ряд комментаторов полагают, что Ицхак, действительно, не знал о происходящем в его доме и также о том, что между Яаковом и Эйсавом пролегла бездонная пропасть противоречий. Абарбанель даже открыто высказывает обвинения в адрес Ицхака:
     Нет сомнения в том, что Ицхак должен был бы задуматься о поведении Эйсава, о его греховности и о греховности его жен, а также о том, что дети, которых они родят, будут такими же нечестивцами, как они. И ему следовало бы молиться Всевышнему, прося Его указать, которого из двух сыновей благословить - старшего по возрасту или большего по степени совершенства. Однако любовь ослепляет, и из-за того, что Ицхак любил Эйсава, он не видел за ним никакой вины. Возможно, именно это имеет в виду Тора, говоря (Брейшит 27:1): "И было: когда Ицхак состарился, ослабло зрение его" - зрение его разума ослабло в отношении Эйсава, Ицхак не видел поступков Эйсава и не обдумывал их так, как следовало бы.
     Тем не менее, Абарбанель не старается найти причину поведения Ицхака и объяснение тому, что один из праотцев еврейского народа - а именно, средний из них, духовное совершенство которого так подчеркивают мудрецы наши, - не знал, не понимал и не хотел видеть того, что происходило в его доме. Однако, в отличие от Абарбанеля, наши мудрецы занимались этим вопросом и усматривали корень ошибки Ицхака как раз в его совершенстве. Вот слова мидраша - могущие, правда, показаться нам странными в своей сверхчеловечности:
     Берешит Раба 65:5:
     "Ослабло зрение его" - потому что в тот момент, когда связал Авраhам, праотец наш, своего сына и возложил его на жертвенник, заплакали ангелы, служители Всевышнего, и слезы их капали на глаза Ицхака и оставляли в них свои следы, и когда он состарился - перестали видеть глаза его.
     Другое объяснение: "ослабло зрение его" из-за того, что в тот момент, когда связал Авраhам, праотец наш, Ицхака, своего сына, и возложил его на жертвенник, возвел Ицхак глаза свои ввысь и увидел Шхину
.
     Комментаторы Мидраша по-разному объясняют это. Некоторые из них видят в этом символ того, что тот, кто однажды был настолько близок, чтобы быть принесенным в жертву Всевышнему, более не способен понять этот мир - мир лжи. "hамидраш веhамаасэ" говорит, что подвиг Ицхака превосходил подвиг Авраhама - поскольку тот услышал приказ от самого Всевышнего, Ицхак же подчинился только потому, что верил словам отца:
     И в своем поразительном совершенстве он был настолько далек от лжи, что вообще не подозревал о ее существовании ему даже в голову не приходило, что возможно говорить не то, что в сердце. И слезы ангелов [символизирующих духовное совершенство] Ицхака, то есть: его глаза были уже не в состоянии разглядеть лукавство Эйсава. И в результате этого к старости глаза Ицхака ослабели настолько, что он не смог оценить поведение Эйсава и поверил, будто Эйсав более достоин благословения, чем Яаков.

     Но если Ицхак действительно не подозревал каков истинный облик Эйсава, почему же еще раньше сказано о том, что Эйсав женился на "дочерях Хетта" (см. 26:3435)? Почему перед рассказом о том, как Ицхак зовет Эйсава для того, чтобы благословить его, Тора считает нужным сказать, что Эйсав совершил самое отвратительное в глазах праотцев - породнился с "народом той страны", с сыновьями Кнаана, от которых праотцы стремились себя изолировать? Ведь из сопоставления конца главы 26 и начала главы 27 как будто следует, что Ицхак знал истинную натуру Эйсава и все, что делается в доме Эйсава. Не случайно Тора говорит о женах Эйсава, что они "стали причиной постоянных огорчений для Ицхака и для Ривки" (26:35). И мы снова возвращаемся к исходному вопросу: почему же Ицхак хотел благословить Эйсава?
     Представляется верным подход Рабака, который говорит, что Ицхак желал благословить Эйсава не потому, что не знал, кто он такой, а именно потому, что знал, и надеялся на то, что благословение удержит Эйсава от окончательного падения. Нечто подобное пишет также автор комментария "Ор hахаим":
     Причина того, что Ицхак желал благословить злодея Эйсава, заключается в том, что он надеялся через это благословение изменить поведение Эйсава в лучшую сторону.

     
Однако это еще не дает ответа на вопрос Мальбима, который мы привели выше: почему Ицхак хотел лишить Яакова того, что ему причиталось по праву? Неужели именно потому, что Яаков не был злодеем, он должен быть ущемлен?!
     Ответ на этот вопрос мы найдем, если сравним два благословения, которые Ицхак дал Яакову - первое, когда Ицхак думал, будто перед ним стоит Эйсав, и второе, которое Ицхак дал Яакову уже не по ошибке, но по доброй воле перед тем, как расстаться с ним:

27:28-29И ДАСТ ТЕБЕ БОГ НЕБЕСНОЙ   
РОСЫ И ТУКОВ ЗЕМЛИ, И ХЛЕБА   
И ВИНА ВДОВОЛЬ. БУДУТ ТЕБЕ НАРОДЫ :  
СЛУЖИТЬ, И СКЛОНЯТСЯ ПЕРЕД    
ТОБОЙ ПЛЕМЕНА; БУДЕШЬ ТЫ ГОСПОДИНОМ   
НАД БРАТЬЯМИ ТВОИМИ, И СКЛОНЯТСЯ   
ПРЕД ТОБОЙ СЫНОВЬЯ МАТЕРИ ТВОЕЙ;    
ПРОКЛИНАЮЩИЙ ТЕБЯ - ПРОКЛЯТ САМ,  
А БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИЙ ТЕБЯ -
САМ БЛАГОСЛОВЕН!  :
28:34И БОГ ВСЕМОГУЩИЙ БЛАГОСЛОВИТ     
ТЕБЯ, И РАСПЛОДИТ ТЕБЯ, И РАЗМНОЖИТ   
ТЕБЯ, И СТАНЕШЬ ТЫ ОТЦОМ БРАТСТВА :  
НАРОДОВ; И ДАСТ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ  
АВРАhАМА - ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ    
ТВОЕМУ ВМЕСТЕ С ТОБОЙ,    
ЧТОБЫ ТЫ ОВЛАДЕЛ СТРАНОЙ, В КОТОРОЙ  
ЖИВЕШЬ, КОТОРУЮ БОГ ОТДАЛ АВРАhАМУ.  

     Мы видим между этими благословениями огромное различие. Изобилие, плодородие земли, высочайший экономический уровень, богатство, власть и могущество - все это предназначалось Эйсаву. Однако нет здесь ни слова о миссии Авраhама, о потомстве и о владении страной - это Эйсаву вовсе не предназначалось с самого начала, потому что благословение Авраhама не переходило автоматически в наследство, непременно к старшему брату. Необходимо было быть его достойным. И прекрасны слова Мальбима:
     Благословение Всевышнего Авраhаму - что его потомки станут особым народом, избранным Всевышним как Его личное достояние, что Всевышний будет им Богом и поселит Свою Шхину в их среде, что именно они унаследуют ту страну и будут святыми у своего Бога. Но Авраhам не передал этого благословения Ицхаку, потому что человек не в силах передать ее как наследие своим детям - она зависит от степени святости народа и от степени творимого им добра, и лишь только после смерти Авраhама Всевышний благословил Ицхака этим благословением. Точно так же и Ицхак не собирался благословлять своих сыновей благословением Авраhама, так как знал, что это не будет иметь силы: лишь тот, кто действительно готов принять это благословение, получит его от самого Всевышнего.
     Поскольку Эйсав сам себя устранил из наследия Авраhама, породнившись с кнаанеями, он не получил благословения Авраhама, чтобы, как сказано в мидраше (Брейшит Раба 67), "ты не сказал: если бы не обманул Яаков отца своего, он не получил бы его благословений" и не был бы избран в качестве третьего праотца еврейского народа. Именно потому и сказал отец его, узнав о том, что он сделал: "Пусть же также благословенным он будет!" (27:33).
     Однако о том, по каким мотивам Ривка решилась дать своему любимому сыну столь странный совет, за исполнение которого он заплатил потом двадцатью годами изгнания и всем, что ему пришлось вытерпеть в доме Лавана, мы поговорим в следующей главе.
     
Продолжение