Книга Бытие / Недельный раздел Ваера |
18:20 | И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ: УСЛЫШАЛ Я, | |
КАКИМ ГРОМКИМ СТАЛ ВОПЛЬ СДОМА | ||
И АМОРЫ И О ТОМ, СКОЛЬ | ||
ТЯЖКИМ СТАЛ ИХ ГРЕХ. | : | |
18:21 | СПУЩУСЬ-КА И ПОСМОТРЮ: | |
ДЕЛАЮТ ЛИ ОНИ ТАК, КАК ГОВОРИТ | ||
ВОПЛЬ, ЧТО ДОШЕЛ ДО МЕНЯ.... |
Объявили в Сдоме и Аморе: "Каждый, кто поможет бедняку, или нищему, или просто пришельцу хотя бы куском хлеба, будет сожжен в огне!" Плотит, дочь Лота, была замужем за одним из виднейших жителей Сдома; однажды увидела она бедняка, просящего подаяние на улице, и опечалилась душа ее. И что она стала делать? Каждый день, выходя за водой, она клала в свое ведро разную пищу, которую брала в доме, и кормила того бедняка. Стали удивляться жители Сдома: отчего он еще жив? Наконец, они узнали, в чем дело, и вывели ее, чтобы сжечь. Взмолилась она: "Бог вселенной! Взыщи с жителей Сдома за то, что они делают со мной!" - и прилетел ее вопль к подножию трона Всевышнего. Сказал Он тогда: "Спущусь-ка и посмотрю: делают ли они так, как говорит вопль, что дошел до Меня" - если жители Сдома действительно сделали так, как говорит вопль, донесшийся до Меня, переверну Я весь город его основанием кверху!"Два момента особо выделены в этом мидраше. Во-первых, вопрос: в чем именно выразилось злодейство жителей Сдома, и в чем вообще смысл понятия "зло" - такого, что единственным способом исправить его является полное уничтожение города, где творили это зло? Ответ: это - социальное зло, выражающееся даже не в конкретных поступках, а всего-навсего в бездействии там, где обстоятельства требуют действия. Как сказал об этом пророк Йехезкель 16:49): "Вот в этом и был грех Сдома...гордыня, пресыщенность, спокойствие и тишина... а бедняку и нищему не помогал..."
Должен каждый человек смотреть на себя весь год так, словно добро и зло в нем уравновешаны и что точно в таком же положении находится весь мир. Так что если он совершит только один грех - он опустит себя и весь мир в сторону зла и причинит вред себе и всему миру, а если исполнит только одну заповедь - возвысит себя и весь мир в сторону добра и причинит благо и себе, и всему миру.
18:21 | СПУЩУСЬ-КА И ПОСМОТРЮ: | |
ДЕЛАЮТ ЛИ ОНИ ТАК, КАК ГОВОРИТ | ||
ВОПЛЬ, ЧТО ДОШЕЛ ДО МЕНЯ.... |
После того, как то испытание, о котором сказал Всевышний: "Спущусь-ка и посмотрю...", свершилось в действительности и оказалось, что все жители Сдома грешны - так что даже зятья Лота, женатые на его дочерях, не стали слушать его предупреждений и осмеяли его, был вынесен окончательный приговор: смерть и уничтожение.Иными словами: то, что слишком кратко и потому не слишком определенно прозвучало в первом упоминании о Сдоме (13:13): "А жители Сдома творили множество зла и грешили против Господа безмерно", то, что гораздо более ясно было сказано Всевышним Авраhаму (18:21), нашло свое полное и наглядное воплощение в сцене осады дома Лота горожанами Сдома. И вот тогда-то им был вынесен окончательный приговор.
Сказал Лот: "Не нужно мне ни Аврама, ни его Бога!"И немедленно, покинув Авраhама, один полюс мира, Лот ушел к другому полюсу - в Сдом:
13:10 | И ВЗГЛЯНУЛ ЛОТ ВОКРУГ, | |
И УВИДЕЛ ВСЮ ДОЛИНУ ЯРДЕНА - | ||
КАК ВСЯ ОНА ОРОШАЕМА: ДО | ||
УНИЧТОЖЕНИЯ ГОСПОДОМ СДОМА И - | ||
АМОРЫ БЫЛА ОНА СЛОВНО САД ГОСПОДА, | ... | |
13:11 | И УШЕЛ ЛОТ С ВОСТОКА И ОТДЕЛИЛИСЬ | |
ОНИ ДРУГ ОТ ДРУГА. | : |
От похвал в адрес этого человека мы переходим к его порицанию. Множество усилий он приложил к тому, чтобы защитить своих гостей только потому, что они "пришли под сень его крова", однако его попытка ублажить горожан, предлагая им своих дочерей, - не что иное, как свидетельство лютости его сердца, того, что не был он совершенно чужд разврату. И потому сказали наши мудрецы: "В мире ведется, что человек защищает своих дочерей и жен, будучи готовым убивать или быть убитым, а этот - отдает своих дочерей на поругание!"Но если он, воспитанник Авраhама, не в состоянии сам сохранить в Сдоме дух Авраhама, то тем более он не способен передать этот дух следующему поколению. А поколение это - его дочери, выходящие замуж, понятно, в Сдоме. Их мужья, зятья Лота, согласно мидрашу, принадлежали к сдомской элите, именно им приносит Лот известие о катастрофе, готовой вот-вот разразиться - об уничтожении Сдома, нечестивого и преступного города. Тора буквально передает его слова:
19:14 | И ПОШЕЛ ЛОТ, И ГОВОРИЛ С ЗЯТЬЯМИ | |
СВОИМИ, ВЗЯВШИМИ ЗАМУЖ ЕГО | ||
ДОЧЕРЕЙ, УГОВАРИВАЯ ИХ: "ВСТАВАЙТЕ И | ||
УХОДИТЕ ОТСЮДА, ПОТОМУ ЧТО | ||
УНИЧТОЖАЕТ ГОСПОДЬ ЭТОТ ГОРОД!" |
19:14 | НО КАЗАЛСЯ ОН ШУТНИКОМ | |
В ГЛАЗАХ ЗЯТЬЕВ ЕГО. | : |
Страшны насмешки - вплоть до того, что поспешило несчастье обрушиться на жителей Сдома только после того, как они начали насмехаться над Лотом - как сказано: "Но казался он шутником в глазах зятьев его". Говорили они ему: "Глупец ты - самый большой в мире! Арфы, лютни и свирели звучат в городе - а ты говоришь, что Всевышний уничтожает Сдом?!"По-видимому, жители вечного Сдома (потому что был уничтожен только архетип Сдома, однако в своих отдельных проявлениях Сдом существует в каждом поколении) - всегда прежде всего наказываются слепотой. Поскольку он в глазах тех, кто видит лишь внешнюю форму явлений, представляется "Божьим садом", поскольку торговля в нем процветает и растет материальное благосостояние его обитателей, поскольку он манит всевозможными наслаждениями - "арфы, лютни и свирели звучат в городе" - они не знают и не понимают, насколько все это недолговечно. Потому тот, кто приходит и уговаривает их: "Вставайте и уходите отсюда", в их глазах - "самый большой глупец в мире", и ответом ему служат только насмешки.