=ГЛАВНАЯ =ТРАДИЦИИ =ИСТОРИЯ =ХОЛОКОСТ =ИЗРАНЕТ =НОВОСТИ=

Добро пожаловать в научно-просветительский центр МАХАНАИМ

Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете классических комментариев"
Книга Бытие / Недельный раздел Лех Леха

Жду Ваших писем!

К оглавлению книги

"Не страшись"  (Бытие гл. 15)


     "Не страшись" - эти слова при разных обстоятельствах были сказаны каждому из трех наших праотцев. Но удивительны обстоятельства, при которых услышал эти слова Авраhам. Вот он, Авраhам, победитель, выигравший войну с объединенным войском ханаанских царей, получивший благословение от царя Шалема и выгодные экономические предложения от царя Сдома; вот он отказывается от всего предложенного ему материального имущества в безграничной уверенности, что тот, кто служит "Господу, Богу Всевышнему, создавшему небо и землю" не нуждается в подарках от земных царей. Таков фон Откровения: удача, богатство, честь и уверенность. И вот теперь звучат обращенные к Авраhаму слова Всевышнего:

15:1НЕ СТРАШИСЬ, АВРАhАМ: Я ЩИТ    
ТЕБЕ, НАГРАДА ТВОЯ ВЕЛИКА ОЧЕНЬ    

     И удивительны были эти слова для наших учителей. Чего страшится Авраhам, и кого ему бояться? И от кого его нужно защитить?
     Три ответа на этот вопрос дает мидраш Берешит Раба. Рассмотрим все три:
     
     Раби Леви сказал два толкования, и одно - мудрецы. Раби Леви сказал:
     Ибо праотец наш Авраhам страшился и говорил: "Вдруг среди тех, кого убил я, был один праведник, трепещущий перед Небом!" - Это подобно тому, как некто проходил мимо царского сада, увидел куст терниев, подошел и вырвал его. Выглянул царь и увидел - стал тот человек прятаться. Сказал ему царь: "Почему ты прячешься от меня? Ведь мне нужны были работники, чтобы выполоть это! Иди и получи свою плату". Так Всевышний, благословен Он, сказал Авраhаму: "Те, кого убил ты, были [как] тернии отсеченные!" Как сказано: "И будут народы [как] горящая известь, [как] тернии отсеченные" (Йешаяhу 33:12)
     И еще другое сказал раби Леви:
     Ибо праотец наш Авраhам страшился и говорил: Вдруг те цари, которых убил я, - сыновья их соберут войско, и придут, и учинят со мной войну! Сказал ему Всевышний, благословен Он: "Не страшись, Я щит тебе!" А что это за щит: даже если все мечи поднимутся против него - он выстоит; так и ты - даже если все народы мира соберутся и пойдут против тебя, Я буду биться с ними!"
     Мудрецы сказали:
     Ибо праотец наш Авраhам страшился и говорил: Спускался я в печь огненную - и спасся, ходил я войной на царей - и победил; вдруг получил я уже награду свою в этом мире и ничего не осталось мне для мира будущего? Сказал ему Всевышний, благословен Он: "Не страшись, Я щит тебе!". Все, что сделал Я для тебя в этом мире - сделал Я даром, а награда твоя сбережена для будущего мира, "награда твоя велика очень". И это то, что сказано в Писании: "Как велико благо Твое, которое сберегаешь Ты для боящихся Тебя!" (Теhилим 31:20).
     Согласно первому ответу, страх Авраhама - это голос его совести. Может быть, среди убитых на войне, среди тех, с кем он сражался, среди полчищ, пришедших издалека, - может быть, среди них был один-единственный праведный человек? Нет ничего удивительного, что комментатор приписывает праотцу Авраhаму такого рода страх: ведь именно Авраhам требовал от Всевышнего ответа, когда Тот судил преступный город (а ведь Он - Судья Праведный):

18:24МОЖЕТ БЫТЬ, ЕСТЬ ПЯТЬДЕСЯТ   
ПРАВЕДНИКОВ В ЭТОМ ГОРОДЕ? НЕУЖЕЛИ   
ПОГУБИШЬ И НЕ ПРОСТИШЬ ЭТОМУ   
КРАЮ РАДИ ПЯТИДЕСЯТИ ПРАВЕДНИКОВ,  
НАХОДЯЩИХСЯ В НЕМ?  :  
18:25НЕ ПОДОБАЕТ ТЕБЕ ДЕЛАТЬ     
ТАКОЕ: ГУБИТЬ ПРАВЕДНОГО ЗАОДНО   
С НЕЧЕСТИВЦЕМ - ЧТОБЫ ПРАВЕДНИК   
УПОДОБИЛСЯ НЕЧЕСТИВОМУ?! НЕДОСТОЙНО   
ЭТО ТЕБЯ! НЕУЖЕЛИ СУДЬЯ ВСЕЙ ЗЕМЛИ  
НЕ БУДЕТ СУДИТЬ СПРАВЕДЛИВО?!  :  

     Несомненно, и к себе самому Авраhам предъявлял не менее строгие требования: "Вдруг среди тех, кого убил я, был один праведник, трепещущий перед Небом!"
     Согласно второму ответу раби Леви, Авраhам страшится не самой войны, а ее результатов. Не зря откровение Бога приходит к нему после победы, ибо именно в этот час подобает страшиться: ведь победа еще не означает, что война окончена; может быть, в ней таится зародыш новой войны: "Вдруг те цари, которых убил я, - сыновья их соберут войско, и придут, и учинят со мной войну!" Да не покажется странным и неправдоподобным то, что комментатор приписывает Авраhаму страх такого рода: ведь и праотец Яаков страшился после разгрома, который его сыновья учинили в Шхеме: "Я же малочислен и соберутся они против меня и разобьют меня, и истреблен буду я и мой дом" (Брейшит 34:30).
     Труднее всего понять третий ответ - ответ мудрецов. Мы помним, что профессор И. hайнеман учил нас понимать красочные образы Агады как символы, полные глубокого и сложного содержания. hайнеман дал такое объяснение этому мидрашу: чувство справедливости в душе человека требует соответствия между действиями человека и его судьбой, между тем, что дает человек, и тем, что он получает. Если он видит, что равновесие нарушено, он вопиет к Судье Праведному: "Почему праведнику плохо, а грешнику - хорошо?" Но обычно свои собственные добрые дела, то, что он дает миру, человек видит как бы сквозь увеличительное стекло, а добро, которое он получает, всегда представляется ему преуменьшенным. Милости Всевышнего, щедро осыпающие его путь, кажутся ему незначительными по сравнению с его собственной праведностью и милосердием. Но у истинного праведника все наоборот: в его глазах его собственные заслуги ничтожны, его праведность недостаточна, а милость Всевышнего и чудеса, сотворенные Им, окружают его со всех сторон и зримы во всех событиях. Так смотрел на свою жизнь праотец Яаков: "Мал я против милостей и всей истины, что содеял ты с рабом твоим" (Брейшит, 32:11)
     Так видит себя самого праотец Авраhам: прах и пепел. Для него, истинного праведника, вся его правота - как былинка в поле. И потому он страшится: милости Превечного так велики, они изливаются на него каждое мгновение. Вдруг поколеблется равновесие между его делами и его судьбой - даже если это нарушение - в его пользу? Тогда он вечно останется должником и никогда не сможет уравновесить своими делами изобилие добра, дарованного ему. "Спускался я в печь огненную - и спасся, ходил я войной на царей - и победил; вдруг получил я уже награду свою в этом мире и ничего не осталось мне для мира будущего" - и не смогу я достичь равновесия, которое необходимо для справедливости, ибо нет за мной заслуг, которыми бы я мог заслужить "одно из тысячи тысяч милостей и чудес, которые Ты сделал мне".
     Если так, то, согласно первому ответу, причина страха праотца Авраhама - этическая. Это страх за то, что он не вполне чист в своих отношениях с ближним. Согласно второму ответу, источник страха - политические соображения: страх относится к отношениям между победителем и побежденными. Согласно же третьему ответу, страх Авраhама - религиозный и касается его отношений с Богом: Авраhам страшится, что пострадает истинность того чувства, с которым должен человек предстать перед своим Творцом.
     В тексте Торы никак не разъясняется и даже не упоминается причина и сущность страха Авраhама. Нам - и ему - дан только ответ Всевышнего:

15:1НЕ СТРАШИСЬ, АВРАhАМ:   
Я ЩИТ ТЕБЕ,   
НАГРАДА ТВОЯ ВЕЛИКА ОЧЕНЬ . :  

     Прежде чем закончить этот урок, упомянем мнение Раши, который приводит мидраш в иной форме и с иным толкованием:
     "После этих событий" - после того, как с ним произошло чудо и он [в сражении] убил царей, он стал тревожиться, говоря [себе]: может быть, я получил вознаграждение за все мои добрые дела?" Поэтому Вездесущий сказал ему: "Не страшись, Авраhам, Я щит тебе" от кары, чтобы не понести тебе наказания за всех тех людей, которых ты убил. Что же до твоей тревоги о полученной награде, то [знай, что] "награда твоя велика очень".

     
Отметим, что слова мидраша "вдруг среди тех, кого убил я, был один праведник" Раши передает как "чтобы не понести тебе наказания за всех тех людей, которых ты убил". В интерпретации Раши Авраhам был удручен и полон страха не оттого, что он, спасая своих близких, возможно, погубил праведника, но оттого, что погибли люди вообще - будь они праведниками или отъявленными грешниками. Значит, его страх связан с войной как таковой, которая неотъемлема от кровопролития. Мы видели, что второй ответ раби Леви близок к тому, что сказал Яаков своим сыновьям по поводу разгрома Шхема; видели мы также, что "ответ" мудрецов близок к молитве Яакова: "мал я против милостей". Так что есть близость между формулировкой Раши и словами Всевышнего о войне, будь то даже оборонительная война или война священная. Ведь так сказал Давид своему сыну Шломо: "Было у меня на сердце выстроить дом для имени Господа Бога моего. И было ко мне слово Господне: много крови пролил ты и войны большие вел ты - не должен ты строить дом имени моему, ибо много крови пролил ты на землю передо мной" (Диврей hаямим 22:7, 8).
     И там же: "Не строй дома для имени Моего, ибо человек воинственный ты и кровь проливал ты" (Диврей hаямим 28:3).
     
Продолжение