Книга Бытие / Недельный раздел Лех Леха |
12:1 | И СКАЗАЛ БОГ АВРАМУ: | |
УХОДИ ИЗ СТРАНЫ ТВОЕЙ, И | ||
С РОДИНЫ ТВОЕЙ, И ИЗ ДОМА ОТЦА ТВОЕГО | ||
В СТРАНУ, КОТОРУЮ Я УКАЖУ ТЕБЕ. | : |
12:2 | И Я СДЕЛАЮ ТЕБЯ ВЕЛИКИМ НАРОДОМ, | |
И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ, И ВОЗВЕЛИЧУ ИМЯ | ||
ТВОЕ, И БЫТЬ ТЕБЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ. | : |
12:3 | И БЛАГОСЛОВЛЮ Я БЛАГОСЛОВЛЯЮЩИХ | |
ТЕБЯ, А ЗЛОСЛОВЯЩИХ ТЕБЯ | ||
ПРОКЛЯНУ. И БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ | ||
БУДУТ ТОБОЮ ВСЕ СЕМЕЙСТВА ЗЕМЛИ. | : |
Однако было бы лучше, чтобы Всевышний даровал справедливость всем людям. Это было бы более правильно и более соответствовало бы мудрости.
Р. Азария начал так: "Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился, оставьте его и пойдем каждый в страну свою" (Ирмияhу, 51:9). "Врачевали мы Вавилон" - в поколении Эноша, "не исцелился" - в поколении потопа; "оставьте его" - в поколении рассеяния [башни], "и пойдем каждый в страну свою" - "И сказал Бог Авраhаму: уходи!"
6:8 | ОДНАКО НОАХ СНИСКАЛ | |
ПРИЯЗНЬ В ГЛАЗАХ ГОСПОДА. | : | |
6:9 | НОАХ, ЧЕЛОВЕК ПРАВЕДНЫЙ, БЫЛ | |
СОВЕРШЕННЫМ В СВОИХ ПОКОЛЕНИЯХ, | ||
С БОГОМ ШЕЛ НОАХ. | : |
"И быть тебе благословением". В этой главе нет разъяснений, почему говорит Всевышний: "Оставь свою страну и сотворю тебе добро, какого еще не было в мире"; и не сказано что Авраhам служил Богу или был совершенным праведником, не сказано ни одного слова о том, как он оставляет страну, чтобы было понятно, что уход в другую страну - приближает его к Богу. Обычно в Писании говорится: "...ходи по путям Моим, слушайся Меня, и сотворю тебе добро...", как это было с Давидом и Шломо, которые получили благословение при некотором условии ["Если сыны твои будут блюсти путь свой, чтобы ходить предо мной в истине всем сердцем и всей душой своей..."(Млахим I, 2:4)] и как сказано обо всей Торе: "Если по уставам моим будете поступать и заповеди мои будете соблюдать, то дам я вам дожди вовремя и земля даст урожай свой и деревья полевые дадут плод свой" (Ваикра, 26:34) или, как сказано об Ицхаке, "Не страшись, ибо с тобой Я, и благословлю Я тебя, и умножу потомство твое ради Авраhама, раба моего" (Брейшит, 26:24).
Причина же в том, что жители Ура Касдимского сделали Авраhаму много зла за его веру во Всевышнего; он бежал от них в страну Ханаан и остановился в Харане. Но Всевышний велел ему оставить и это место и совершить то, что было задумано с самого начала: служить Всевышнему и призывать людей служить Ему в Избранной стране, где возвеличится и его имя, и благословятся им эти народы, но не так, как поступали с ним в Уре Касдимском, где его позорили, и злословили о нем, и бросили его в колодец или в печь огненную. И сказал ему Всевышний, что благословит Он благословляющих Авраhама, а если кто проклянет его, сам будет проклят.
О верованиях идолопоклонников Тора всегда говорит очень коротко и потому не рассказывает подробно о взаимоотношениях Авраhама с жителями Ура Касдимского - точно так же, как она избегает подробностей в рассказе о поколении Эноша, о заблуждениях этих людей и о введенном ими идолопоклонстве.
Сказал раби Йонатан: "Гончар не проверяет плохие кувшины, по которым один раз ударишь - они разобьются. Какие проверяет он? Самые лучшие, что если и много раз ударишь по ним - не разобьются. Так и Всевышний, благословен Он, не испытывает злодеев, а испытывает праведников, как сказано: "Господь праведника испытает" (Теhилим,11:5).