Книга Бытие / Недельный раздел Берешит |
6:5 | И УВИДЕЛ ГОСПОДЬ, ЧТО ВЕЛИКО ЗЛО | |
ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ, И ВСЕ | ||
ПОБУЖДЕНИЕ ПОМЫСЛОВ СЕРДЦА | ||
ЕГО ЛИШЬ ЗЛО ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ |
2:16 | ОТ ВСЯКОГО ДЕРЕВА В САДУ | |
МОЖЕШЬ ЕСТЬ, |
2:17 | НО ОТ ДРЕВА ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, | |
НЕ ЕШЬ ОТ НЕГО... |
Сказал раби Пинхас бен Яир: "Дерево то - покуда не ел от плодов его Первый Человек, звалось просто "дерево", как все деревья; но когда он поел и нарушил запрет Всевышнего, тогда стало оно зваться "древо познания добра и зла", по результату - как и многие другие вещи, которые называются по тем событиям, из них проистекающих. А откуда мы знаем, что не называлось так дерево изначально? Из ответа женщины змею. Смотри, что она ему сказала: "Но от плодов дерева, которые в середине сада, - сказал Бог, - не ешьте от него", и не сказала "от древа познания добра и зла". И еще: когда спрашивал Всевышний человека: "Почему ты прячешься?" - как Он сказал? "Не от дерева ли, от которого я велел тебя не есть, ты ел?", но не сказал: "древо познания". - А почему же было дано ему имя "Древо познания добра и зла"? Потому что через то, что поел от него, узнал Адам зло и страдания. Ведь пока не нарушал он запрета, не был возложен на него тяжкий труд, и утомительная работа, и холод, и зной, и болезни, и всякое зло и беда; но как только нарушил запрет Всевышнего - зло коснулось его, и начались его беды, и омрачились его дела. А почему заповедал ему Всевышний, чтобы он ел от всякого дерева в саду, и лишь одно запретил ему? Чтобы всегда видел Его человек, и помнил своего Создателя, и признавал над собой бремя Творца, чтобы не было в нем духа наглости.Иначе говоря, у дерева не было никаких особых свойств, которые могли бы придать человеку некие особые силы. Это было такое же дерево, как и все деревья в саду, и оно было названо "древом познания добра и зла" вовсе не потому, что в его плодах содержалось знание и вкушение этих плодов само по себе могло его дать - но потому, что съедение плодов совершилось вопреки запрету. Преступив запрет, человек познал добро, которое он потерял, и зло, которое пришло к нему. Дерево было пробным камнем, экзаменом на дисциплину, проверкой Человека на готовность принять на себя бремя повиновения Творцу. Истоки преступления Первого Человека были вовсе не в какой-то практической потребности или нехватке: - наоборот, ему были предоставлены все остальные деревья, как сказано:
2:16 | ОТ ВСЯКОГО ДЕРЕВА В САДУ | |
МОЖЕШЬ ЕСТЬ, |
4:8 | И СКАЗАЛ КАИН hАВЕЛЮ, БРАТУ | |
СВОЕМУ... И БЫЛО, КОГДА ОНИ | ||
БЫЛИ В ПОЛЕ, И ВОССТАЛ КАИН НА | ||
БРАТА СВОЕГО hАВЕЛЯ И УБИЛ ЕГО. |
4:23 | АДА И ЦИЛА, ПОСЛУШАЙТЕ ГОЛОСА | |
МОЕГО; ЖЕНЫ ЛЕМЕХА, ВНЕМЛИТЕ РЕЧЕНИЮ | ||
МОЕМУ: МУЖА ЛИ УБИЛ Я МОИМ | ||
РАНЕНИЕМ И ДИТЯ - УДАРОМ МОИМ? | ||
4:24 | ЕСЛИ КАИН ОТОМЩЕН | |
БУДЕТ ВСЕМЕРО, ТО ЛЕМЕХ - | ||
В СЕМЬДЕСЯТ СЕМЬ РАЗ" 1 - |
Некий человек нанес мне рану, и я убил его, но он в тот момент нанес мне удар - что, однако, легче, чем рана; и убил я также его дитя, так что некому встать и спросить с меня за их кровь, и нет на земле для меня закона, ибо я силен.Преступлением Каина, как мы видели, было убийство, но то была спонтанная, безудержная вспышка гнева. Песня Лемеха воспевает убийство, прославляет и возвеличивает того, у кого достаточно сил и возможностей, чтобы играть человеческой жизнью, как игрушкой.
И если ты скажешь, что будет ему возмездие от Небес, то он ответит, что если уж о Каине, первом убийце, сказал Всевышний, что всякому, кто убьет Каина, всемеро отмстится, - тем паче Лемех, который яростнее Каина; семижды семь отмстится тому, кто убьет Лемеха, ибо его сыновья и слуги возьмут на себя месть.
Вот повествование о том, как сыны Каина скатывались все ниже и ниже и дошли до того, что похвалялись убийствами и даже собственных жен запугивали кровопролитием и резней.
6:2 | И ВИДЕЛИ СЫНЫ СИЛЬНЫХ ДОЧЕРЕЙ | |
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ, ЧТО ХОРОШИ | ||
ОНИ, И БРАЛИ СЕБЕ ЖЕН | ||
ИЗ ВСЕХ, КАКИХ ВЫБИРАЛИ. |
"И увидели сыны сильных" - сыновья судей, знатных людей и правителей стран, ибо именно их называют сильными.Это нравственное падение совершается, как рассказывает нам Тора, параллельно с постоянным подъемом - заселением земли, развитием материальной культуры. Вот что писал об этом во второй половине прошлого века Мальбим:
"Дочерей человеческих" - дочерей простонародья, у которых не было возможности сопротивляться; и когда видели сыновья знатных красивых женщин, прекрасных лицом и видом, то обижали их и брали их, какие понравятся, будь то даже замужние. Ведь тот, кто был выше и сильнее своего ближнего, угнетал его, как хотел, и не было тому спасения.
Каин и его потомки построили город и основали государственное устройство, учредили обычаи и правила поведения, ремесла и общественную иерархию. Но при всем том - если не слушаться голоса разума, если люди изначально не будут стремиться к правде и любить справедливость - не будет во всем этом прока; ведь если появится сильный и властный человек, он посмеется над любым законом, над всяким этикетом и присвоит себе право судить, и уничтожит справедливость.Эту идею Мальбима развил проф. Кассуто в своей книге "От Адама до Ноаха":
После повествования о тех новшествах, которые внесли потомки Каина в человеческую жизнь, следует песнь Лемеха, из которой видно, что материальный прогресс не сопровождался прогрессом морали. Это было царство беззакония, и люди того поколения гордились и хвастались беззаконием; именно те человеческие черты, которые ненавистны Всевышнему, считались достоинствами.
И Судья всей земли совершил Суд.Из сказанного понятно, сколь логичен и необходим печальный конец главы "Брейшит", начало которой было залито светом:
6:5 | И УВИДЕЛ ГОСПОДЬ, ЧТО ВЕЛИКО ЗЛО | |
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НА ЗЕМЛЕ, И ВСЕ | ||
ПОБУЖДЕНИЕ ПОМЫСЛОВ СЕРДЦА | ||
ЕГО ЛИШЬ ЗЛО ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ | ||
6:6 | И РАСКАЯЛСЯ ГОСПОДЬ В ТОМ, | |
ЧТО СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ, | ||
И ОГОРЧИЛСЯ ОН В СЕРДЦЕ СВОЕМ. |
1 1 Перевод стихов 4:24 приведен по изданию: "Тора. Пятикнижие Моисеево" Под ред. П.Гиля. Иерусалим, "Шамир", 1992 (в соответствии с толкованием Мальбима – см. далее). В переводе Ф.Гурфинкель: "Если в седьмом [поколении] отомстится Каину, то Лемеху – в семьдесят седьмом!"