|
Н.Лейбович "Новые исследования книги Бытие в свете
классических комментариев"
Книга Бытие / Недельный раздел Берешит
|
|
К оглавлению книги
"По Божественному образу сотворил он его " (Бытие
гл. 1:27)
Особняком стоит человек среди созданий, сотворенных
Богом до него. Только о человеке сказано, что он был вначале задуман и лишь затем
сотворен.
1:26 |
И СКАЗАЛ БОГ: СОЗДАДИМ |
|
|
ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, |
|
|
ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ
1 |
|
В том, что слово "создадим" предшествует
самому факту создания, наши комментаторы усматривали превосходство человека над
всеми другими творениями. Вот что говорит об этом Рамбан:
"И
сказал Бог: создадим человека". Сотворение человека неотъемлемо от речи
- ради превосходства его: ибо свойства человека не таковы, как свойства зверей
и животных, сотворенных до него.
Эту
идею развил - в несколько другом направлении - автор комментария "hарехасим
лабикъа":
"Создадим
человека". Вначале Он сказал, что собирается сотворить человека; также
и с женой его - вначале сказал: "Нехорошо человеку быть одному, сделаю
ему помощника под стать ему" - такого не было ни с кем из сотворенных.
И через то явил Он Свою справедливость всем Своим созданиям, когда пришел к
ним их властитель и повелитель [человек] - дабы приуготовить к тому их сердца
и дабы не устрашились они, когда появится вдруг их властитель и повелитель.
И потому сказал [Он] им [сотворенным]: "Создадим человека" - так царь,
который идет собирать подати со своего народа, говорит: "Давайте обложим
податями наши земли" - ведь это к их же благу.
2
Комментаторы
видели величие человека также и в том, что он был сотворен последним. Вот что
говорит об этом Радак:
К чести
человека и возвеличению его был он создан последним - чтобы показать, что все
создания на земле - для него, а он поставлен господином над всеми.
Эту идею развил р. Шломо
из Дубны в своем комментарии "hабиур":
Дабы
научить, что человеку подобает особый почет и величие, коими увенчан он перед
всеми живущими и лишь немного умален перед ангелами (См. Теhилим, 8), и дана
ему разумная душа, способная познавать Творца и неподвластная уничтожению, и
дабы воцарить его над всем Творением благодаря его разумению - сказано при творении
его: "сотворим человека"... После того, как сотворены все эти для
человека, для его пользы и радости, придет, наконец, господин в свой чертог.
Положение
человека в мире как цели всего Творения, его особая роль подчеркнуты в торжественных
стихах Писания:
1:27 |
И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА В |
|
|
ЕГО ОБРАЗЕ, ПО ОБРАЗУ |
|
|
БОЖЕСТВЕННОМУ СОТВОРИЛ ОН ЕГО,
МУЖЧИНОЙ |
|
|
И ЖЕНЩИНОЙ СОТВОРИЛ ОН ИХ.
|
|
Стиль этого отрывка возвышен и поэтичен. Подчеркнут
и выделен тот факт, что человек сотворен (слово "сотворил" повторяется
три раза). Особенность, отличающая человека от всех остальных творений Всевышнего
- то, что он сотворен "по образу Бога" - подчеркнута дважды. Из этого
следует, что, с одной стороны, человек превосходит все творение честью, которая
ему оказана, и особой красотой, которой он наделен, а с другой - на него возложена
особая ответственность.
Проф. Гутман в книге "Религия и наука",
говорит о понятии "образ" следующее:
Слово
"образ", "отпечаток" - 'целем' предполагает отношения, которые
могут быть только между "личностями": Бог и человек. Известны религиозные
представления, согласно которым между Богом и человеком существует постоянная
связь. Есть также религиозные системы, в которых идеальное состояние верующего
человека представляется как "стирание", "растворение" личности:
личность, с этой точки зрения, является преградой между самим человеком и миром,
- преградой, которую следует преодолеть. Но в этической религии этого нет. Наоборот:
человек способен установить связь с Богом лишь постольку, поскольку он является
личностью. Человек сам содержит в себе целую Вселенную и потому не должен растворяться
в природе.
Отсюда
абсолютная значимость человека, каждого человеческого существа - ведь каждый человек
сотворен "по образу".
И
вот почему создан человек как единственное существо человеческого рода - ведь
первая супружеская пара была создана как один человек - чтобы научить тебя,
что каждый, кто губит живого человека, - засчитывает ему Писание, как если бы
он погубил целый мир; и каждый, кто привел к жизни человека - засчитывает ему
Писание, как если бы он привел к жизни целый мир (Мишна, трактат Санhедрин).
Эта
уникальность человека, каждого человеческого существа, неповторимость каждого
человека, несущего в себе целый мир, подчеркнута и выделена в Талмуде именно там,
где объясняется, "почему создан человек как единственное существо человеческого
рода":
Дабы
поведать о величии Всевышнего. Человек чеканит монеты одним и тем же чеканом
- все монеты как одна. А Царь над царями царей, Святой, благословен Он, оттиснул
печать Адама на каждом из людей - и ни один из них не похож на другого (там
же).
Как
только человек, созданный "по образу", явился в мир, ему дано благословение,
определяющее его обязанности. Но ведь человек - не первое Божье творение, которое
благословил Всевышний. Ему предшествовали рыбы. Рыбы и люди получили сходные благословения;
но между этими благословениями есть существенное различие.
Что касается рыб, то о них сказано:
1:22 |
И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ БОГ ТАК: |
|
|
ПЛОДИТЕСЬ И УМНОЖАЙТЕСЬ. |
: |
Человеку же сказано:
1:28 |
И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ БОГ И |
|
|
СКАЗАЛ ИМ БОГ: |
|
|
ПЛОДИТЕСЬ И УМНОЖАЙТЕСЬ |
|
Бог не обращается к рыбам: он дает им способность
плодиться и умножаться - и в этом их благословение. Но
к людям Он обращается: человек не только наделен способностью плодиться и умножаться,
но ему дано повеление плодиться и умножаться, и что для рыб и животных - объективная
данность, то для человека - это осознанная реальность. Как сказано в Пиркей
Авот:
Возлюблен
человек, что создан в образе [Бога]; более того возлюблен - что дано ему знать,
что он создан в образе (3:4).
На
человека, созданного "в образе", возложена особая обязанность по отношению
к миру и к остальным созданиям в нем, от которых он отличается самым принципиальным
образом.
1:28 |
И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ БОГ И |
|
|
СКАЗАЛ ИМ БОГ: ПЛОДИТЕСЬ И |
|
|
УМНОЖАЙТЕСЬ И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ
|
|
|
И ЗАВОЕВЫВАЙТЕ ЕЕ И ВЛАСТВУЙТЕ
|
|
|
НАД РЫБОЙ МОРСКОЮ, И НАД ПТИЦЕЙ
|
|
|
НЕБЕСНОЮ, И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, |
|
|
ЧТО ПОЛЗАЕТ ПО ЗЕМЛЕ |
|
Удивляет здесь слово "завоевывайте". Завоевание
связано с войной - но ведь первый человек и первая супружеская пара созданы едиными
и единственными в мире именно для того, чтобы предотвратить войну, и так об этом
сказано в Тосефте Санhедрин:
Человек
создан единым и единственным в мире, чтобы не враждовали между собой роды и
племена. Если ныне, когда создан он единым и единственным, его потомки враждуют
друг с другом - если бы были созданы сразу двое, то как бы они враждовали!
Еще
более ясный и определенный протест против любой попытки представить человечество
изначально разделенным на расы, разрушая тем самым единство и братство всего человеческого
рода, содержится в талмудическом трактате Санhедрин:
Потому
создан человек единым и единственным, чтобы в мире был мир, чтобы не говорил
один человек другому: мой отец знатнее твоего!
Но
если так - что же означает "завоевывайте", каково содержание этой заповеди?
У кого должен отвоевывать землю человек, если он создан единым и единственным?
Эту проблему блестяще решает Рамбан:
Дал
Он им силу властвовать над землей и поступать по своему усмотрению с животными,
пресмыкающимися и со всем живущим на земле, и строить, и вырывать растения из
гор земных, и добывать медь, и все подобное тому.
Всевышний
дал им могущество и власть над землей, чтобы им поступать с любыми животными -
вплоть до самых мелких, - и со всеми пресмыкающимися по своему усмотрению, а также
строить, выкорчевывать насаждения, из гор добывать медь и все тому подобное.
Если так, то заповедь о "завоевании" не
означает, что один человек что-то должен отнимать у другого человека; "завоевание"
- не означает здесь "война". Человек должен воевать не с другим человеком,
но с пустыней. "Завоевание" здесь - не разрушение и опустошение, а напротив
- возделывание и улучшение мира, цивилизаторская деятельность, подчиняющая человеку
силы природы: укрощение и приручение животных, окультуривание растений, использование
природных богатств, таящихся в недрах земли. Как сказано в Талмуде, в трактате
"Гитин": "Не для хаоса создал Он землю - для того, чтобы ее заселить"
(Иешаяhу, 45:18). Право владеть землей и властвовать над
всеми живыми тварями дано человеку Творцом, Который сотворил и самого человека,
и его подданных.
1:28 |
И ВЛАСТВУЙТЕ НАД РЫБОЙ МОРСКОЮ,
|
|
|
И НАД ПТИЦЕЙ НЕБЕСНОЮ, |
|
|
И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ |
|
|
ЧТО ПОЛЗАЕТ ПО ЗЕМЛЕ |
|
Все живое организовано в некую систему, по порядку
сотворения. Рыбы и птицы, созданные в пятый день, животные и пресмыкающиеся, созданные
после них, в шестой день, - все они отданы во власть человека, созданного самым
последним - как цель всего Творения. Приведем еще один отрывок из книги Гутмана,
который видит в этом стихе утверждение особого статуса человека в мире:
Положение
человека в мире, с религиозной точки зрения, - ни в коем случае не подчиненное.
Силы природы отнюдь не являются Божественными силами, которые превыше человека.
Напротив, он как бы - вместе с Богом - противостоит силам природы.
Бог
благословляет человека "сверху вниз", обращаясь к нему во втором лице.
К этой теме вернется великий псалмопевец, когда будет говорить о человеке, который
стоит лицом к лицу со всем звездным воинством и чувствует себя в этом противостоянии
миру маленьким и слабым - и в то же самое время гордым той великой честью, которой
он удостоен: "Когда я вижу небеса, творение перстов твоих, луну и звезды,
которые установил Ты, [я думаю]: что [есть] человек, что ты помнишь о нем, и сын
человеческий, что Ты вспоминаешь его? Немного умалил Ты его перед ангелами Твоими,
славой и великолепием увенчал его, воцарил его над творениями рук Твоих, все к
ногам его положил: всех зверей малых и больших, всех животных полевых, птицу небесную
и рыб морских, путем морским проходящих" (Теhилим
8:59).
1
Цитаты из Торы и из комментария Раши здесь и далее - в переводе Ф. Гурфинкель
по изд.: "Пятикнижие с толкованием Раши". Перевод Фримы Гурфинкель.
В отдельных случаях использовалось также издание: "Тора (Пятикнижие Моисеево).
С русским переводом", изд. "Шамир".
2
Говоря о том, чем отличается человек от остальных созданий Бога, мы не будем
углубляться в вопрос о множественном числе слова "Создадим", - вопрос,
которым занимались поколения комментаторов, от мудрецов Мишны и Талмуда до современных
исследователей текста Танаха. Приведем здесь только одно из толкований, которое
представляется нам также весьма убедительным, из книги р. Саадии Гаона
"Эмунот ведеот": "В еврейском языке допустимо для некоего
большого человека сказать "сделаем, осуществим" во множественном числе
вместо единственного. Так, Балак в книге Бемидбар говорит: "Мы его поразим"(22:6);
Даниэль в книге Даниэль говорит: "Таков сон, а толкование его скажем перед
царем" (2:36)".
Продолжение