В. Черепенчук

Еврейская мудрость.

Афоризмы, притчи, изречения

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Закон и правосудие

Я если будет вред, то отдай душу за душу глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку ногу за ногу обожжение за обожжение, рану за рану ушиб за ушиб.
Танах. Шмот (Исход)


И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: Адам, где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и будет он господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
Танах. Берешит (Бытие)


И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе наверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Танах. Шмот (Исход)


Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд - дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его.
Танах. Дварим (Второзаконие)


Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; или если деревянным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно предать смерти; мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам может умертвить его.
Танах. Бемидбар (Числа)


Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых.
Разве не знаешь ты, что от века, - с того времени, что поставлен человек на земле, - веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна? Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков, - как помет его, на веки пропадет он; видевшие его скажут: где он? Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет. Глаз, видевший его, больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его. Сыновья его будут заискивать у нищих, и руки его возвратят похищенное им. Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они во прах. Если сладко во рту его зло, и он таит его под языком своим, бережет и не бросает его, а держит его в устах своих, то эта пища его в утробе его превратится в желчь аспидов внутри его. Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его. Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны.
Танах. Ийов (Книга Иова)


Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
Танах. Мишлей (Притчи Соломоновы)


Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже! Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем. Бог - судия праведный, и Бог - всякий день строго взыскивающий, если кто не обращается.
Танах. Тегилим (Псалтырь)


Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний. Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим, ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки. У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними. Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. Танах. Тегилим (Псалтырь)


Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
Танах. Тегилим (Псалтырь)


Не бери взятку ни в каком виде, ни деньгами, ни делом.
Талмуд. Бава Батра


Справедливость - это истина в действии.
Бенджамин Дизраэли


Однажды нищий нашел кошелек, в котором было сто золотых монет. Узнав, что потерявший его обещает вознаграждение, нищий пошел к нему, вернул кошелек и ждал награды. Но хозяин кошелька сказал:
- Здесь было двести золотых монет. Значит, ты половину украл и никакой награды не заслуживаешь.
- Я не крал твоих денег, - сказал нищий и предложил пойти к судье.
Судья выслушал обоих и сказал:
- У меня нет оснований не доверять кому то из вас. Ты говоришь, что в кошельке было двести монет? А в найденном кошельке - только сто монет. Значит, это другой кошелек.
И судья отдал кошелек нищему.
Еврейская притча


Вынося справедливый приговор, который снимает вину с невинного и обвиняет виновного, судья может помочь бедняку своими деньгами, если он признан виновным. Так судья сможет поступить с ним милосердно, не нарушив справедливость.
Талмуд. Сангедрин


Свидетелей допроси подробно и при этом старайся, чтобы твои слова не помогли им лжесвидетельствовать.
Пиркей авот


Для существования человечества необходимы три условия: правосудие, честность и добрососедство.
Рабан Шимон бен Гамлиэль


Если судья вынес смертный приговор, то он ничего не должен есть в этот день, ибо сказано: "Не ешьте с кровью".
Сифра


Судье не следует склоняться ни к одной из тяжущихся сторон: пока решение не принято, пусть каждая из них считается злой; когда решение принято, пусть каждая из них считается доброй, если они согласны с решением.
Пиркей авот


Созданный прецедент закрепляет принцип.
Бенджамин Дизраэли


Жестоки законы, продиктованные трусостью, поскольку трусость действует только через жестокость.
Карл Маркс


Наказание еще никого не исправило и не напугало.
Карл Маркс


Не подчиняться никаким законам - значит лишиться надежной защиты, потому что законы защищают человека не только от других людей, но и от самого себя.
Генрих Гейне


Людей низкой морали всегда привлекает сила.
Альберт Эйнштейн


Нельзя идти против совести, даже в интересах государства.
Альберт Эйнштейн


На самом деле многие из нас не хотят свободы, потому что свобода требует ответственности, а большинство людей ее боятся.
Зигмунд Фрейд


Не думаю, что месть является бесполезной жестокостью.
Эмиль Дюркгейм


Общество признает законным наказание в виде кровной мести, но применение этого наказания оно оставляет частным лицам.
Эмиль Дюркгейм


За некоторые преступления закон карает более сурово, чем общественное мнение.
Эмиль Дюркгейм


В конце концов, инстинкт мести - то же самое, что инстинкт самосохранения.
Эмиль Дюркгейм


Лучше пойти на компромисс, чем обратиться суд.
Талмуд. Сангедрин


Если какому то поколению выпало слишком много бед, то нужно выяснить, справедливо ли судят судьи Израиля, ибо все наказания, которые выпадают нам в этом мире, посланы только из за неправедных судей Израиля.
Талмуд. Шабат


Можно уладить дело к взаимному удовлетворению обеих сторон, не нарушив справедливости. Ибо сказано: "По истине и миролюбно судите у ворот ваших". Но ведь при полной справедливости решение не может быть мирным, а при мирном решении справедливость не может быть полной. Что поможет увязать эти два принципа? Только компромиссное решение, которое удовлетворит обе стороны.
Талмуд. Сангедрин


Нельзя разрешить одному из тяжущихся говорить, сколько он хочет, а другому потом сказать: "Говори короче". Нельзя разрешить одному сидеть, а другому стоять… Судья не должен думать: "Раз этот человек богат и благороден, то не стану срамить его или равнодушно смотреть, как его срамят, и не принесу ему бесчестие". Ибо сказано: "Не угождай лицу великого". Если один из тяжущихся бедняк, а другой богач, то судья не должен думать: "Раз этот человек бедняк, то мы с его противником должны ему помочь, и я оправдаю его". Ибо сказано: "Не будь лицеприятен к нищему".
Сифра


Рабби Йегуда бен Илай сказал: "Судья может позволить обеим тяжущимся сидеть во время суда, но нельзя, чтобы один тяжущийся сидел, а другой стоял".
Рабби Элиэзер сказал: "Если судья сразу увидел, кто прав, то пусть не показывает ему свое расположение, чтобы другой не сказал: судья с самого начала хотел решить дело в его пользу".
Рабби Шмуэль сказал: "Если судья сразу увидел, кто неправ, то пусть все же покажет ему свое расположение, чтобы он не сказал: судья с самого начала хотел обвинить его".
Дварим раба


На другой день сел Моисей судить народ, и стоял народ пред Моисеем с утра до вечера. И видел Иофор, тесть Моисеев, все, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера? И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю им уставы Божии и законы Его. Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не сможешь исправлять его; итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела его; научай их уставам Божиим и законам Его, указывай им путь Его, по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; ты же усмотри себе из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками и письмоводителями; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром. И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил ему.
Танах. Шмот (Исход)


Рабби Шимон бен Шитах обрабатывал лен и носил тяжелые охапки на себе. Ученики сказали ему:
- Рабби, мы пойдем и купим тебе осла, чтобы облегчить тебе работу.
Они пошли на рынок купили у араба осла, у которого нашли в ухе жемчужину. Пришли они к рабби и сказали:
- Теперь тебе больше совсем не нужно трудиться!
- Почему? - спросил рабби.
- Потому что мы нашли жемчужину в ухе осла, которого купили для тебя, - ответили ученики.
- А хозяин осла знал о ней? - спросил рабби.
- Пожалуй, нет, - ответили ученики.
- Тогда идите и верните ему жемчужину, - сказал ученикам рабби Шимон бен Шитах.
Тогда ученики спросили:
- Разве рабби Хуна не говорил, что даже если верно, что нельзя третьей стороне извлечь выгоду из кражи у иноверца, верно также, что можно оставить себе найденную вещь, принадлежавшую иноверцу?
Учитель ответил им:
- Не думаете ли вы, что рабби Шимон бен Шитах - язычник? Нет, для него лучше услышать, что араб скажет: "Благословен Бог Израиля!", - чем обладать всеми богатствами мира.
О том, что потерянную собственность следует вернуть, дабы исполнить заповедь освящения Имени, также учит другая история. Как то раз мудрецы купили у римских солдат мешок зерна и нашли в нем узелок с монетами. Они вернули деньги солдатам, и те сказали: "Благословен Бог евреев!"
Талмуд. Бава Мециа


Содом находился в цветущем состоянии, и это сделалось причиною гордыни и порочности жителей его.
- Мы, - говорили они, - живем в покое и изобилии: хлеб идет из Содома, отсюда же вывозятся серебро, золото, драгоценные камни и жемчуг. Для чего нам пускать сюда странников, от которых один только убыток? Воспретим же посторонним вступать в пределы нашего города.
Четверо судей было в Содоме: Шакрой, Шакрурай, Зайфой и Мацли дин. Эти судьи установили такие правила: если кто отрежет ухо у чужого осла, животное поступает в полное его распоряжение до тех пор, пока не отрастет отрезанное ухо; если кто нанесет другому увечье, пострадавший вносит ему плату как за кровопускание; кто пройдет через мост, уплачивает четыре зузы, а кто переберется вброд - восемь зуз.
Попал туда однажды человек, по ремеслу шерстобит. Потребовали с него четыре зузы мостовой платы.
- Но я ведь мост не переходил, - возражал он, - а перешел вброд.
- Тогда уплати восемь зуз.
Тот не согласился. Избили его. Пошел он с жалобой в суд; а там его присудили к уплате восьми зуз за переправу через брод, и отдельно за то, что ему кровь отворили.
Если попадал туда нищий, хлеба ему не подавали, а каждый давал по монете, на которой надписывал свое имя, и бедняк в конце концов умирал голодной смертью. Тогда каждый брал свою монету обратно.
Встретились у колодца две девушки. Одна из них имела вид крайне изможденный и с трудом держалась на ногах. На вопрос подруги - что с нею, она рассказала, что в доме у них все припасы истощились, и семью ждет голодная смерть. Другая, желая помочь несчастным, сходила домой и, наполнив свой кувшин мукою, тайком поменялась с подругой кувшинами. Но это открылось - и "преступницу" предали сожжению.
И Господь сказал:
- Теперь, если бы Я и хотел промолчать, голос этой мученицы властно требует от Меня ответа.
Сефер га Агада. Праотцы


Хуже украсть у нееврея, чем у еврея, так как этим оскверняется имя Всевышнего.
Талмуд. Бава Кама


Молясь о прощении грехов Содому и Гоморре, Авраам взывал к Всевышнему, говоря: "Судья всей земли поступит ли неправосудно? Господи! Если Ты желаешь, чтобы мир устоял, отмени суд Свой, а исполнится суд Твой - миру не быть. Ты затягиваешь петлю с обоих концов; ослабь сколько нибудь один ее конец - прости людям хоть часть их грехов, ибо иначе мир не устоит".
Сефер га Агада. Праотцы


Когда народ Израильский сказал: "Будем исполнять и слушать", - прежде всего исполнять, а потом слушать, - явилось шестьсот тысяч ангелов служения и каждого израильтянина двумя венцами увенчали: одним - за "будем слушать" и другим - за "будем исполнять". А когда народ Израильский впал в грех, сошло дважды шестьсот тысяч ангелов истребителей и сняли венцы с них.
Сефер га Агада. В пустыне


Хуже жестокости милосердие того, кто жалеет и поддерживает злодея. Тот ввержен в соблазн и низко пал, кто возносит и уважает злодеев, но унижает и презирает добрых. Об этом сказано: "Не жалей его, и не прикрывай его". Не следует жалеть и бедного в суде, ибо написано: "И бедному не потворствуй в тяжбе его", - это означает, что даже ради бедняка нельзя склонять суд к несправедливому решению.
Орхот цадиким. Врата милосердия


Тот, кто пожелал чужого, может нарушить и остальные заповеди. Вот что однажды произошло. Сосед одного человека пожелал жену его и что то из его вещей, то есть нарушил заповедь "не желай чужого". Как то раз, накануне субботы, человек сказал жене, что уедет в город по торговым делам. Сосед слышал это, и когда тот уехал, ночью проломил стену между их домами, то есть нарушил заповеди "помни субботу" и "соблюдай субботу". Он пролез в чужой дом и изнасиловал жену соседа, то есть нарушил заповедь "не прелюбодействуй". Когда он стал забирать соседские вещи, которые желал, женщина закричала, и он убил ее, то есть нарушил заповедь "не убий". Потом он забрал то, что хотел, то есть нарушил заповедь "не кради". Утром родители стали его укорять, и он восстал на них и избил их, то есть нарушил заповедь "почитай отца твоего и мать твою". А когда его призвали к суду, он сказал, а его презренные друзья подтвердили, что взятые им вещи он одолжил соседу на время обратно и не мог забрать, но поскольку разбойники сломали стену между домами и убили жену соседа, он узнал про это, пошел и забрал свои вещи, то есть тут он преступил заповедь "не лжесвидетельствуй". После этого злодей повсюду ходил и клялся, что невиновен, то есть нарушил заповедь "не произноси имени Бога напрасно". В конце концов его преступление было раскрыто, и все о нем узнали. Из за стыда он отступился от веры и отрекся от Бога, то есть нарушил заповедь "Я Господь, Бог твой". После этого он стал поклоняться идолам, то есть нарушил заповеди "не делай себе кумира" и "не поклоняйся им и не служи им". А началось все с того, что он пожелал чужого! То есть тот, что пожелал чужого, может нарушить и весь Закон.
Орхот цадиким. Врата зависти


Три путешественника остановились переночевать, а перед этим спрятали все деньги, которые у них были. Ночью один из них вытащил все деньги из тайника и взял себе. Увидев утром, что деньги похищены, они обвинили друг друга. Пришлось им пойти на суд к Соломону Соломон выслушал их рассказ и предложил им рассудить другое дело, чтобы вместе его решить:
- Юноша и девушка жили по соседству и полюбили друг друга. Юноша сказал: "Поклянись, что не выйдешь замуж, пока не получишь от меня на это согласие". Девушка поклялась. Некоторое время спустя родители решили выдать ее за другого. После свадьбы девушка сказала мужу: "Я поклялась своему первому жениху что не стану ничьей женой, пока не получу его согласия".
Они вместе пришли к ее первому жениху, и девушка сказала: "Дам тебе большой выкуп, только разреши мне выйти за того, с кем меня обручили". Тот ответил: "Ты не нарушила свою клятву, и я дам тебе свое согласие без всякого выкупа". А ее мужу сказал: "Радуйся доле своей".
На обратном пути на них напал разбойник, связал их, забрал все, что было приготовлено для выкупа, и хотел изнасиловать девушку, но она упросила его выслушать ее историю. Она рассказала, как поступили ее первый жених и муж, и прибавила: "Тот, кто уже имел на меня право, сдержался и не тронул меня. Ты бы тоже мог меня пожалеть. Оставь себе все деньги и драгоценности, а нас освободи". Разбойник выслушал рассказ, раскаялся и отпустил их, не взяв ни денег, ни драгоценностей.
На этом Соломон завершил свой рассказ и спросил:
- Кто в этой истории, по вашему, заслуживает наибольшей похвалы?
- Девушка, которая не нарушила свою клятву, - ответил первый.
- Муж, который не тронул ее, пока первый жених не освободил ее от клятвы, - ответил второй.
- Разбойник, который не только не тронул девушку, но и вернул все ценности, которые забрал! - воскликнул третий.
И тогда Соломон сказал:
- Раз ты с такой страстью говоришь о чужих деньгах, которых даже не видел, то как бы ты поступил с теми деньгами, которые ночью оказались у тебя в руках?
Еврейская притча


Одного человека посадили в тюрьму по лжесвидетельству. Он очень страдал в тюрьме, и каждый день казался ему годом. Однажды его родственники пришли его навестить и рассказали ему в утешение, что недавно в соседней стране случилось то же самое: кого то судили и посадили в тюрьму, где ему очень плохо. Узник воскликнул: "Разве это может меня утешить? Теперь я страдаю еще больше! Если бы вы сказали, что того человека оправдали, - я бы мог немного утешиться, потому что получил бы надежду. Или если бы его обвинили в том же, что и меня, и посадили вместе со мной - я бы мог немного утешиться, потому что не был бы уже так одинок. Но чем меня может утешить то, что кто то тоже сидит в тюрьме и так же страдает, как я?"
Хафец Хаим "Открою уста свои в притче"


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = ОГЛАВЛЕНИЕ =