В. Черепенчук

Еврейская мудрость.

Афоризмы, притчи, изречения

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Отношение к детям. Воспитание

Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному своему Он дает сон. Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
Танах. Тегилим (Псалтырь)


Если у кого будут две жены - одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, - то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства. Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, - то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница"; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.
Танах. Дварим (Второзаконие)


Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери.
Танах. Мишлей (Притчи Соломона)


Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Танах. Тегилим (Псалтырь)


Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей. Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином. Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит; пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные. Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее! Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою. Сын мой! Не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей. Тогда безопасно пойдешь по пути твоему, и нога твоя не споткнется. Когда ляжешь спать, - не будешь бояться; и когда уснешь, - сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.
Танах. Мишлей (Притчи Соломона)


Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.
Танах. Мишлей (Притчи Соломона)


Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.
Танах. Мишлей (Притчи Соломона)


Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца своего, и уклоняй злое от сердца твоего, потому что детство и юность - суета.
Танах. Когелет (Книга Екклесиаста)


Не оскверняй дочери твоей, допуская ее до блуда, чтобы не блудодействовала земля и не наполнилась земля развратом.
Танах. Вайикра (Левит)


Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери. При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их. Наказывай сына своего, и он даст тебе покой и доставит радость душе твоей.
Танах. Мишлей (Притчи Соломона) * * *
Скажет Господь Аврааму: "Дети твои согрешили против Меня". И ответит Авраам: "Господи, пусть будут они стерты с лица земли ради святого имени Твоего!" И тогда Бог скажет: "Может быть, о милосердии к детям своим помолится Яаков (Иаков), сам много страдавший от них". Скажет он Яакову: "Дети твои согрешили". Ответит Яаков: "Господи, пусть будут они стерты с лица земли ради святого имени Твоего!" И скажет Он: "Не стоит спрашивать у старого и у молодого". И скажет Он Ицхаку (Исааку): "Дети твои согрешили". И ответит Ицхак: "Господи, разве это мои дети, а не Твои? Когда они обещали повиноваться Тебе, даже еще не выслушав Тебя, Ты назвал их "Израиль, первенец Мой". А теперь ты говоришь, что это не твои дети, а мои! Как долго они грешили? Сколько длится жизнь одного человека? Семьдесят лет, из которых нужно вычесть двадцать, за которые Ты не наказываешь, и останется пятьдесят. Вычти еще двадцать пять лет, которые человек тратит на сон, и останется двадцать пять. Вычти из них еще двенадцать с половиной лет, которые человек тратит на молитву, пищу и другие потребности, и останется двенадцать с половиной лет. Если Ты берешь всю ответственность себе - хорошо, а если нет, то одну половину возьму я, а другую Ты. Может быть, Ты хочешь отдать всю ответственность мне? Но ведь я уже один раз принес себя Тебе в жертву". И все станут восхвалять Ицхака, говоря: "Ты отец наш". А Ицхак остановит их и скажет: "Не прославляйте меня, а прославляйте Святого, благословен Он". И велит им Ицхак обратить свои взоры к Пресвятому. И возведут они очи к небу и воскликнут: "Ты, Господь, - Отец наш, Избавитель наш, благословенно вовеки имя Твое".
Талмуд. Шабат


В конце всех времен устроит Господь пир для потомков Авраама, Ицхака (Исаака) и Яакова (Иакова). А когда они насытятся и утолят жажду, праотцу Аврааму поднесут чашу с вином для благословения. И скажет Авраам: "Я недостоин благословить, ибо злодей Ишмаэль (Исмаил) - мой сын". Тогда скажет Он Ицхаку: "Благослови ты". И ответит Ицхак: "Я недостоин благословить, ибо злодей Эйсав (Исав) - мой сын". Тогда скажет Он Яакову: "Благослови ты". И ответит Яаков: "Я недостоин благословить, ибо женился на двух родных сестрах, а после это было запрещено Торой". Тогда скажет Он Моше (Моисею): "Благослови ты". И ответит Моше:
"Я недостоин благословить, ибо я не вошел в землю Израиля - ни во время жизни, ни после смерти". Тогда скажет Он Йегошуа (Иисусу Навину): "Благослови ты". И ответит Йегошуа: "Я недостоин благословить, ибо не родил я сына". Тогда скажет Он Давиду: "Благослови ты". И ответит Давид: "Благословлю я, ибо сказано: "Чашу спасения прииму и имя Господне призову!""
Талмуд. Псахим


Помянем добрым словом Йегошуа бен Гамла, без которого Тора была бы забыта. Когда то только отец учил сына Торе, и если у мальчика не было отца, он оставался невеждой. Потом открыли школы в Иерусалиме. Но по прежнему отец отправлял в Иерусалим сына, и если у мальчика не было отца, то он оставался невеждой. Потом открыли школы во всех местностях и набирали в них учеников с шестнадцати семнадцати лет, но если кем то из них учитель был недоволен, то мальчика выгоняли из школы. И только Йегошуа бен Гамла постановил открыть школы во всех деревнях и учеников в них набирать с шести семи лет.
Талмуд. Бава Батра


Для чего в Торе записано, что "мятежного сына" нужно побить камнями? Мудрецы сказали: "Для того, чтобы мы могли наслаждаться изучением Торы". "Мятежного сына" не было и не будет. Рабби Шимон сказал: "Если кто то поест мяса и выпьет вина, разве отец и мать побьют его камнями? Этого не было и не будет. Почему же это записано в Торе? Чтобы мы могли вкусить плоды познания". Рабби Йоси Галилеянин сказал: "Разве приведут человека в суд и приговорят к смерти только за то, что он поел мяса и выпил вина? Тем не менее Тора предвидит итог жизни упрямого и мятежного сына. В конце концов он растратит все имущество отца, а чтобы и дальше удовлетворять свои желания, станет грабителем. Поэтому в Торе и записано: "Лучше пусть умрет невинным, чем виновным"".
Талмуд. Сангедрин


Один человек сказал сыну:
- Иди к соседу и скажи: "Отец просит одолжить меру пшеницы".
Когда сын пришел к соседу то увидел, что тот отмеряет зерно. В ответ на просьбу сосед сказал:
- У меня нет пшеницы.
Вернувшись, сын рассказал об этом отцу.
- Наверное, он отмерял пшеницу, чтобы уплатить десятину, - сказал отец.
Другой раз он сказал сыну:
- Иди к соседу и скажи: "Отец просит одолжить ему талант".
Когда сын пришел к соседу то увидел, что тот пересчитывает деньги. В ответ на просьбу сосед сказал:
- У меня нет денег!
Вернувшись, сын и об этом рассказал отцу.
- Наверное, кто то попросил его сохранить эти деньги, - сказал отец.
Вскоре он случайно встретил соседа на улице, и тот спросил:
- Твой сын видел, что я меряю пшеницу, но я отказал ему - что ты тогда подумал обо мне?
- Я подумал, что ты собираешься заплатить этой пшеницей десятину, - ответил отец.
- А когда я не дал денег?
- Я подумал, что кто то дал тебе эти деньги на хранение.
- Ты не ошибся. Пшеницу я должен был отдать в тот же день, а деньги мне дал родственник и вскоре хотел их забрать, - сказал сосед. Вернувшись домой, отец сказал сыну:
- Видишь, я был прав. Думай о человеке хорошо.
Авот де рабби Натан


Один человек продавал благовония на рынке блудниц. За прилавок он поставил своего сына. Ремесло ли, место ли, возраст ли виноват, но свернул сын с пути праведного, и однажды отец застал его с блудницей.
- Я убью тебя! - крикнул отец.
Но его друг, что был с ним, сказал ему:
- Ты сам испортил сына, так что теперь кричать … Разве не мог ты научить его другому ремеслу, а только торговле благовониями? Разве не мог найти для него другого места, кроме рынка блудниц?
Шмот раба


Пусть учит отец сына легкому, чистому ремеслу и молится Тому, Кто дает богатство и почет. Бедняки и богачи есть в каждом ремесле, потому что богатство и почет не от ремесла, а дается человеку по его заслугам.
Талмуд. Кидушин


Не обручай дочь свою в малом возрасте, а только когда она вырастет и скажет: "Я хочу выйти за такого то".
Талмуд. Кидушин


Тот, кто воспитывает сироту, приравнивается к его родителю.
Талмуд. Мегила


Человек без детей все равно что покойник.
Талмуд. Недарим


Тот, кто воспитывает, сам должен быть воспитанным.
Карл Маркс


Даже самые трусливые и уступчивые люди становятся непреклонными, проявляя абсолютный родительский авторитет.
Карл Маркс


Ребенок требует от матери безмерной, исключительной и нераздельной любви.
Зигмунд Фрейд


Счастье дает только воплощение детской мечты.
Зигмунд Фрейд


Путь воспитания лежит между Сциллой свободы и Харибдой запрета.
Зигмунд Фрейд


Дочь для отца - сомнительное сокровище, из за нее он не спит ночами: пока юна - от страха, что ее соблазнят; когда повзрослеет - что станет распутной; пока девушка - что не выйдет замуж; когда станет замужней - что останется бездетной; когда станет старой - что возьмется колдовать.
Талмуд. Сангедрин


Ребенку нельзя просто пригрозить наказанием: надо либо сразу наказать, либо смолчать.
Талмуд. Смахот


Многие считают свое потомство вьючным животным, которое выдержит любую ношу.
Бенджамин Дизраэли


Один человек услышал, как его жена говорила дочери:
- Грешить надо тайно, чтобы никто не знал. Вот у тебя десять братьев, но только один - от твоего отца.
Умирая, тот человек сказал:
- Завещаю все имущество своему единственному сыну!
Но не успел уточнить, о каком именно сыне он говорит. Пошли его сыновья советоваться к рабби Бнайя. Тот сказал:
- Раскопайте могилу своего отца и спросите у него. Пусть сам скажет, кому оставил наследство!
Все сыновья пошли раскапывать могилу кроме одного. Его рабби и признал наследником.
Талмуд. Бава Батра


Ифтах был человеком невежественным, из за этого он погубил свою дочь. Выступая войной против аммонитян, Ифтах дал обет Господу сказав:
- Если Ты предашь аммонитян в руки мои, то первое, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, когда вернусь с миром, будет обречено Господу, и вознесу сие на всесожжение.
Вознегодовал на него Господь тогда, говоря:
- Ведь если навстречу ему попадется собака, свинья или верблюд, он и их в жертву принесет?
И суждено было дочери Ифтаха выйти навстречу ему. Когда Ифтах увидел ее, разодрал он одежды свои и сказал:
- Увы, дочь моя! Ты сразила меня! Я отверз о тебе клятвенно уста мои перед Господом и не могу отречься!
Когда Ифтах вывел дочь свою для заклания, она воззвала к нему, говоря:
- Отец! Отец! Есть ли в Торе такое повеление, чтобы израильтяне приносили в жертву детей своих?
- Обет уже дан мною, дочь моя! - был ответ.
- Но ведь и предок наш Яаков (Иаков), - продолжала она, - дал обет: "Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть". Господь дал ему двенадцать сыновей, а принес ли он в жертву хотя бы одного из них?
Все это говорила Ифтаху дочь его, но он не внял словам ее: вышел и заклал ее перед Господом.
И горестно воскликнул Дух Святой:
- Души живые требовал ли я в жертвы мне?
Сефер га Агада. Судьи. Цари. Пророки


У Элканы было две жены: Хана и Пнина. У Пнины были дети, у Ханы же не было детей. И соперница Ханы сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Постоянно Пнина обращалась к ней с такими вопросами:
- Купила ли ты уже старшему сыну своему хитон и рубашку?
Вставая рано утром, обращалась она к Хане с вопросом:
- Отчего ты, Хана, не встаешь, чтобы умыть сыновей своих и проводить их в школу?
А в шесть часов дня говорила она:
- Хана, отчего ты не идешь встречать сыновей своих, возвращающихся из школы?
За то, что она вызывала в душе Ханы ропот на Господа, Всевышний сказал:
- Ты заставляешь ее роптать на Меня - клянусь: после грома бывает дождь - и я вскоре посещу ее милостью Моей.
Сефер га Агада. Судьи. Цари. Пророки


Дело было с Мириам бат Нахтом, которую схватили вместе с ее семью сыновьями. Заключив их в отдаленнейшей темнице, начали выводить их поочередно перед императором. Вывели старшего из братьев.
- Поклонись идолу, - сказали ему.
- В Торе, - ответил он, - сказано: "Я Господь, Бог твой".
Казнили его.
Привели второго и сказали:
- Поклонись идолу.
- В Торе, - ответил он, - сказано: "Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".
Казнили и его.
Привели третьего и сказали:
- Поклонись идолу.
- В Торе, - ответил он, - сказано: "Богу иному не поклоняйся".
И его казнили.
Привели четвертого и сказали:
- Поклонись идолу.
- В Торе, - ответил он, - сказано: "Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен".
И его казнили. Привели пятого и сказали:
- Поклонись идолу.
- В Торе, - ответил он, - сказано: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть".
И его казнили. Привели шестого и сказали:
- Поклонись идолу.
- В Торе, - ответил он, - сказано: "Знай ныне и положи на сердце твое, что Господь Бог твой есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его".
И его казнили.
Привели седьмого, самого младшего. И сам император обратился к нему и сказал:
- Дитя мое! Поклонись идолу.
- Упаси меня Господь! - ответил отрок.
- Но почему? - ответил император.
- Потому, - был ответ, - что в нашей Торе так сказано: "Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом - и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом". Давно поклялись мы Всесвятому Благословенному, что не заменим Его другим Богом, и также Господь поклялся нам, что другим племенем не заменит нас.
Сказал император:
- Братья твои успели пожить на свете, познать жизнь и счастье; ты же еще мал, ни жизни, ни счастья не изведал еще. Послушайся меня - поклонись идолу.
- В Торе нашей, - ответил отрок, - сказано: "Господь будет царствовать вовеки и в вечность". И еще сказано: "Господь - царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его". Вы будете уничтожены, и царство ваше будет уничтожено, а Всесвятой Благословенный жив и будет жить вечно.
Повели его к плахе.
- Дайте мне, - взмолилась мать, - в последний раз облобызать его.
Ей это разрешили.
- Головой своей заклинаю тебя, - сказала она, обращаясь к императору, - казни раньше меня, а его потом.
Не внял император просьбе ее.
- Казнить отрока! - повелел он.
Заключила Мириам сына в объятия и, целуя и лаская его, говорила:
- Дитя мое! Иди к Аврааму, предку твоему, и скажи: "Так велела мать моя сказать тебе: "Ты воздвиг один жертвенник, я семь жертвенников воздвигла; ты одним испытанием ограничился, а мое несчастье до конца свершилось"".
Не успела она освободить сына из объятий, как его тут же умертвили. Поднялась она на кровлю и, бросившись вниз, убилась насмерть.
Сефер га Агада. Эпоха Второго Храма


Один мальчик пошел на пять лет в ученики к мастеру чтобы тот обучил его ремеслу во всех тонкостях и при этом кормил и одевал. За это он дал мастеру двадцать пять серебряных монет, но с условием, что в последний год обучения, когда уже всему научится, тот будет платить ему половину монеты в неделю. На пятый год у мастера уже было так много заказов, что сам он не справлялся и был вынужден отдавать часть другим мастерам и платил им по четыре монеты в неделю. А ученик, который тоже стал неплохим мастером, получал половину монеты в неделю, как было условлено. И он сказал учителю:
- Когда мы договаривались, ты обманул меня! Я такой же мастер, как они, и делаю такую же работу. Почему же я получаю полмонеты, а они - по четыре?
Мастер ответил ему:
- Глупец! Как можешь ты сравнивать себя с другими мастерами? Я их не учил, не делился с ними секретами мастерства, я не кормлю их и не одеваю, и инструмент у них свой. А тебя я сделал мастером, кормлю тебя и одеваю, и пользуешься ты моими инструментами. Так что будь рад и половине монеты.
Хафец Хаим "Открою уста свои в притче"


Один человек увидел на дороге ребенка, который умирал от голода и жажды. Сжалился он над ним, взял в свой дом и вырастил. Этот добрый человек даже решил выдать за него свою дочь и приготовил для нее в приданое тысячу золотых. А жениху купил разные подарки, какие даже и родной отец не всегда покупает сыну. Среди этих подарков были хорошие часы. Но жених чрезмерно загордился и сказал своему приемному отцу:
- Эти часы для меня слишком дешевые!
- Другие мне пока не по средствам. Может быть, позже я куплю тебе часы получше, - ответил ему приемный отец.
Но юноша так загордился, что стал оскорблять человека, который вырастил и любил его. На шум собрались люди и сказали ему:
- Как можешь ты так обращаться со своим благодетелем, который подобрал тебя и вырастил, и от которого ты видел столько любви? Ты просто негодяй! Сколько хорошего он сделал для тебя: кормил, растил, воспитывал! Ты должен благодарить его, даже если бы он ничего тебе не дарил.
Так и у нас, даже тысячекратно. Всевышний, благословенно Его имя, одаривает человека с самого создания в чреве матери. И человек, даже если бы тысячу лет каждый день воспевал и прославлял Бога, не успел бы отблагодарить Его за единственный день своей жизни.
Хафец Хаим "Открою уста свои в притче"


В одной стране должен был взойти на престол новый король. Новая корона для него была готова, осталось только украсить ее драгоценными камнями. Но никак не могли найти мастера, который бы осмелился взяться за эту работу.
Наконец один мастер нашелся. Он сказал, что сделает все за месяц. Почти целый месяц он только смотрел на корону, но не мог придумать, как расположить на ней драгоценные камни. Когда до конца срока оставалось два дня, он все же решился дотронуться до короны, но от страха у него так дрожали руки, что он чуть не выронил ее. Не зная, что и делать, он наконец решил позвать своего сына. Показал тому, как работать с золотом и драгоценными камнями, и мальчик сделал все очень хорошо, потому что еще не ведал страха перед сильными мира сего.
Еврейская притча


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = ОГЛАВЛЕНИЕ =