В. Черепенчук

Еврейская мудрость.

Афоризмы, притчи, изречения

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Любовь божественная и земная

Наказание, в котором нет любви, не наказание.
Берешит раба


Как бы щедро человек ни был одарен, ему всегда чего то не хватает. Даже лучшие из людей ощущают свое несовершенство. Мужчина и женщина стремятся друг к другу именно потому что в каждом из них есть то, чего нет у другого.
Эмиль Аюркгейм


Если в любви есть расчет, то она проходит, когда ей уже не на что рассчитывать. Бескорыстная любовь не пройдет никогда.
Пиркей авот


Лучше делать что то по любви, чем из страха.
Талмуд. Coma


Когда у нас была любовь, нам не было тесно даже в самой узкой кровати. А теперь, когда любви нет, нам тесна даже самая широкая кровать.
Талмуд. Сангедрин


Сказал Господь народу Израильскому: "Дети мои, все вам дано Моей милостью. Чего же хочу от вас Я? Любите и уважайте друг друга; не грешите, не совершайте ни преступлений, ни других плохих дел; оставайтесь чисты и преданны".
Тана де бейт Элиягу


Один ученик сказал Раву: "Во сне мне было сказано: "Как велико благо Твое, которое Ты хранишь для боящихся Тебя"". Другой сказал: "Во сне мне было сказано: "И возвеселятся все полагающиеся на Тебя, вечно ликовать будут, и покровительствовать будешь им, и радоваться будут Тебе любящие имя Твое"". Рава ответил им: "Хотя вы оба праведные ученые, но один из вас движим любовью, а другой - страхом".
Талмуд. Сота


Я нарцисс Саронский, лилия долин! Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей. Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною - любовь.
Танах. Шир га Ширим (Песни Песней)


И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идуменянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его.
Танах. Мелахим А (Третья книга Царств)


Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других: голова его - чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его - как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его - лилии, источают текучую мирру…
Танах. Шир га Ширим (Песни Песней)


Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно.
Танах. Шир га Ширим (Песни Песней)


На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: "не видали ли вы того, которого любит душа моя?" Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его, доколе не привела его в дом матери моей и во внутренние комнаты родительницы моей. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно.
Танах. Шир га Ширим (Песни Песней)


О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза т вои голубиные под кудрями твоими; волосы твои - как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои - как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока - ланиты твои под кудрями твоими; шея твоя - как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем - все щиты сильных; два сосца твои - как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама. Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!
Танах. Шир га Ширим (Песни Песней)


Любовь - самая возвышенная и сокрушительная из всех страстей! И она непобедима в своем безмерном великодушии, в своей немыслимой щедрости.
Генрих Гейне


И скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка; при рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита. Ничей глаз не сжалился над тобою, чтобы из милости к тебе сделать тебе что нибудь из этого; но ты выброшена была на поле, по презрению к жизни твоей, в день рождения твоего. И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал себе: "в кровях твоих живи!" Так, Я сказал тебе: "в кровях твоих живи!" Умножил тебя как полевые растения; ты выросла и стала большая, и достигла превосходной красоты: поднялись груди, и волоса у тебя выросли; но ты была нага и непокрыта. И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер я воскрилия риз Моих на тебя и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, и ты стала Моею. Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем. И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьянные сандалии, и опоясал тебя виссоном, и покрыл тебя шелковым покрывалом. И нарядил тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье. И дал тебе кольцо на твой нос и серьги к ушам твоим и на голову твою прекрасный венец. Так украшалась ты золотом и серебром, и одежда твоя была виссон и шелк и узорчатые ткани; питалась ты хлебом из лучшей пшеничной муки, медом и елеем, и была чрезвычайно красива, и достигла царственного величия.
Танах. Йехезкель (Книга пророка Иезекииля)


Иаков полюбил Рахиль и сказал <отцу ее Лавану>: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою. Лаван сказал ему: лучше отдать мне ее за тебя, нежели отдать ее за другого кого; живи у меня. И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее.
Танах. Берешит (Бытие)


Любовь не помнит вчера, не надеется на завтра. Она жаждет пребывать в сегодня и забирает весь день без остатка, не зная ни меры, ни горя.
Генрих Гейне


В земной любви скрывается любовь небесная, без этого она была бы бессильна. Вся ее сила - в этой скрытой в ней частице небесной любви.
Франц Кафка


Идеальная, вечная, лишенная ненависти любовь возможна только между наркоманом и наркотиком.
Зигмунд Фрейд


Все, что делается в постели, - прекрасно и законно, лишь бы это нравилось обоим. Если вы находитесь в гармонии, то правы только вы, а все, кто вас осуждает, - извращенцы.
Зигмунд Фрейд


Тот, кто любит, - беззащитнее всех, и он же несчастнее всех, когда теряет любимое существо или его любовь.
Зигмунд Фрейд


Любящие не должны скрывать друг от друга неприятную правду, поскольку это ведет к охлаждению. Трудности нужно преодолевать вместе.
Зигмунд Фрейд


Почему бы нам не влюбляться в кого то другого каждый месяц? Потому что при каждом расставании мы теряем частицу своего сердца.
Зигмунд Фрейд


После того полюбил он одну женщину, жившую на долине Сорек; имя ей Далида. К ней пришли владельцы Филистимские и говорят ей: уговори его, и выведай, в чем великая сила его и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его; а мы дадим тебе за то каждый тысячу сто сиклей серебра. И сказала Далида Самсону: скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя? Самсон сказал ей: если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду как прочие люди.
Танах. Шофтим (Книга судей Израилевых)


И любил Ровоам Мааху, дочь Авессалома, более всех жен и наложниц своих, ибо он имел восемнадцать жен и шестьдесят наложниц и родил, двадцать восемь сыновей и шестьдесят дочерей. И поставил Ровоам Авию, сына Маахи, главою и князем над братьями его, потому что хотел воцарить его.
Танах. Диврей га Йамим Б (Вторая книга Паралипоменон)


Когда наступало время каждой девице входить к царю Артаксерксу после того, как в течение двенадцати месяцев выполнено было над нею все, определенное женщинам, - ибо столько времени продолжались дни притиранья их: шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими, - тогда девица входила к царю. Чего бы она ни потребовала, ей давали все для выхода из женского дома в дом царя. Вечером она входила и утром возвращалась в другой дом женский под надзор Шаазгаза, царского евнуха, стража наложниц; и уже не входила к царю, разве только царь пожелал бы ее, и она призывалась бы по имени. Когда настало время Есфири, дочери Аминадава, дяди Мардохея, который взял ее к себе вместо дочери, - идти к царю, тогда она не просила ничего, кроме того, о чем сказал ей Гегай, евнух царский, страж жен. И приобрела Есфирь расположение к себе в глазах всех, видевших ее. И взята была Есфирь к царю Артаксерксу, в царский дом его, в десятом месяце, то есть в месяце Тебефе, в седьмой год его царствования. И полюбил царь Есфирь более всех жен, и она приобрела его благоволение и благорасположение более всех девиц; и он возложил царский венец не голову ее и сделал ее царицею на место Астинь.
Танах. Эстер (Книга Есфирь)


Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
Танах. Когелет (Книга Екклесиаста)


Заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце своем, да не уловлен будешь очами твоими, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
Танах. Мишлей (Притчи Соломона)


Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем.
Танах. Шир га Ширим (Песни Песней)


И сказал Саул Давиду: вот старшая дочь моя, Мерова; я дам ее тебе в жену только будь у меня храбрым и веди войны Господни. Ибо Саул думал: пусть не моя рука будет на нем, но рука Филистимлян будет на нем. Но Давид сказал Саулу: кто я, и что жизнь моя и род отца моего в Израиле, чтобы мне быть зятем царя? А когда наступило время отдать Мерову дочь Саула, Давиду, то она выдана была в замужество за Адриэна из Мехолы. Но Давида полюбила другая дочь Саула, Мелхола; и когда возвестили об этом Саулу, то это было приятно ему. Саул думал: отдам ее за него, и она будет ему сетью, и рука Филистимлян будет на нем. И сказал Саул Давиду: чрез другую ты породнишься ныне со мною. И приказал Саул слугам своим: скажите Давиду тайно: вот, царь благоволит к тебе, и все слуги его любят тебя; итак будь зятем царя.
Танах. Шмуэль А (Первая книга Царств)


Боже хвалы моей! не премолчи, ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым; отовсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины; за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь; воздают мне за добро злом, за любовь мою - ненавистью… Танах. Тегилим (Псалтырь)


Как виночерпий, Йосеф обладал чудесным свойством. Бывало, нальет он вина Потифару.
- Это какое вино? - спросит Потифар.
- Сладкое, - отвечает Йосеф.
- А я хочу полынного.
И сладкое вино мгновенно превращается в полынное.
Потифар и поставил его главным правителем в доме и все, что имел, отдал на руки его. Йосефу в то время было семнадцать лет, он был в полном расцвете красоты. Дня не проходило, чтобы Зелика, жена Потифара, не говорила ему о своей страсти. По три раза на день она меняла свои одежды, стараясь обольстить его.
- О, как прекрасен ты! - говорила Зелика. - Как дивно прекрасны глаза твои! Как упоительно сладок голос твой! Возьми арфу мою и спой мне песню под звуки струн ее…
А кудри, кудри твои! Возьми себе этот золотой гребень, Йосеф, возьми и расчеши им кудри свои! О, как прекрасен ты, возлюбленный мой!
- Йосеф! - говорила она, переходя от мольбы к угрозам. - Горе тебе, если ты не ответишь на любовь мою: кандалами железными отягощу тебя, жизни своей не пожалею!
- Что с тобою, Зелика? - спрашивали египтянки, подруги ее. - Чего еще не достает тебе, жене вельможи знатного, любимца фараонова?
- Чего мне не достает? - отвечала Зелика. - Сейчас вы узнаете это.
В то время, когда эти египтянки занимались предложенными им плодами, очищая их острыми ножиками, в комнату по зову Зелики вошел Йосеф. Впились они глазами в лицо его и порезали себе до крови пальцы. Застывшие в очаровании, глядели они на лицо его, не видя и не чувствуя, как капала кровь из порезанных пальцев на плоды, на стол, на туники их…
- Вот, - сказала Зелика, - при одном взгляде на него вы так очарованы, поражены красотою его. Что же должна испытывать я, постоянно видя его, под одной кровлей находясь с ним?
С каждым днем росла и крепла страсть ее. Но не уступал Йосеф ни мольбам, ни угрозам ее.
Наступил день разлития Нила. С великою радостью, с музыкой и плясками, сопровождаемый несметными толпами, пошел фараон с волхвами и вельможами своими к берегам священной реки их. Пошел туда и Потифар со всеми своими людьми, и остались в доме его только Зелика и Йосеф.
Тончайшими благовониями умащенная, облаченная в роскошнейшие одежды свои, вся осыпанная драгоценными камнями - притаилась Зелика в одном из покоев, мимо которых должен был пройти сейчас Йосеф. Опьяняющим ароматом корицы и ладана, мирры и алоэ был насыщен воздух кругом.
Послышались шаги, вдали показался Йосеф. Вот он остановился… По тишине, стоявшей кругом, по необычному обилию и изысканности ароматов от курильниц он понял, кто стережет приближение его, и быстрым движением повернул назад. Но Зелика одним прыжком очутилась возле него, судорожно ухватилась за одежды его. Молнией сверкнуло лезвие кинжала в руке ее. "Ты пойдешь ко мне!" - подобно шипению раздался грозный шепот над ухом его. Мгновение - и фигура Йосефа исчезла вдали, а в руке у Зелики остался разорванный плащ его…
Сефер га Агада. Праотцы


Наш праотец Аврагам (Авраам) подвергся десяти испытаниям и все их выдержал - вот сколь велика была любовь нашего праотца Аврагама к Богу.
Пиркей авот


Моше (Моисей) пас стада, принадлежавшие Итро. Однажды убежал из стала козленок. Моисей побежал за ним и догнал его в ущелье, у источника, из которого козленок с жадностью пил.
- Бедняжка, - сказал Моисей, - тебя мучила жажда, а я об этом не подумал. А как ты устал теперь!
Дав козленку напиться, он положил его себе на плечо и понес к стаду.
В это время раздался Голос:
- Тот, в ком столько любви и сострадания к стаду козьему, достоин стать пастырем стада Божьего!
Сефер га Агада. Рабство и исход


Любовь гораздо больше, чем другие качества, побуждает человека к действию. И если любовь направляет человека к добру то она выше всех других качеств, ибо написано: "И люби Всевышнего". Служение Всевышнему по любви - высшая степень служения. Но если кого то любовь направляет ко злу то нет качества хуже.
Орхот цадиким. Врата любви


Какую любовь можно назвать достойной? Такая любовь - великое чувство, большое и крепкое, неразрывно влекущее душу человека к Богу Об этой любви человек думает постоянно, забывая все остальное, - так же как тот, кто, страстно любя женщину, не может забыть об этой любви, удержаться от мыслей об этой женщине: думает о ней во всякое время. В сердцах, любящих Бога, любовь к Нему еще больше и сильнее: они постоянно размышляют о своей любви к Нему, а обо всем остальном забывают, ибо Он заповедал нам: "Всем сердцем и всею душою".
Орхот цадиким. Врата любви


Мужа и жену судили за подделку ценных бумаг и приговорили отрубить одному из них руку. Когда настало время исполнить приговор, собрались было отрубить руку мужу но жена запричитала: "Не рубите ему руку я же люблю его!" - бросилась судьям в ноги и умоляла пощадить ее мужа. Они ответили: "Мы не можем отменить наказание, поскольку в вашем доме были найдены фальшивые бумаги. Раз он невиновен, значит ты виновна, и тогда возьми наказание на себя". И когда она поняла, что суровый приговор и наказание нависли над ней, и уже палачи берут ее руку и кладут под топор, то вырвалась она от палачей - значит, все таки себя любила больше.
Хафец Хаим "Открою уста свои в притче"


Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: "много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их". Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей плода от рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее.
Танах. Мишлей (Притчи Соломона)


Рабби Акива, который при императоре Адриане умер смертью мученика, в молодости был пастухом у одного богача. Дочь этого богача полюбила его, увидев его честность и достоинство, и спросила:
- Если я выйду за тебя, станешь ли ты учиться?
- Да, - ответил Акива.
Они тайно поженились. Узнав об этом, богач лишил дочь наследства и прогнал ее. Молодые люди жили бедно, ютились в сенном сарае. Однажды Акива сказал своей самоотверженной жене:
- Если бы я был богачом, то подарил бы тебе драгоценные украшения.
Тут к сараю подошел нищий и попросил охапку сена. Акива сказал:
- Посмотри, по сравнению с ним и мы богачи!
- Мне богатство не нужно, - ответила Рахиль. - Все, что я хочу, - это чтобы ты учился.
Акива поступил в школу к знаменитым раввинам, учился двенадцать лет и стал знатоком Писания. К нему самому стали приходить тысячи учеников. И тогда он решил, что пора вернуться к жене. Но подойдя к дому, где жила его жена, он услышал, как сосед ей говорит:
- И зачем тебе твой нищий пастух? Столько лет живешь вдовой при живом муже!
И услышал в ответ:
- Если бы Акива мог слышать меня, то я бы сказала ему, чтобы он остался в школе еще на двенадцать лет.
Тогда рабби Акива вернулся в школу и провел там еще двенадцать лет, а затем вернулся в родные места. Знаменитого учителя встречал весь город. Вышла ему навстречу и жена.
- Надо было тебе получше одеться, - говорили ей соседки.
- Праведный и так знает, что в сердце моем, - ответила она.
Подошла жена к Акиве и низко поклонилась ему. Его ученики хотели прогнать незнакомую женщину, но рабби Акива остановил их и сказал.
- Пустите ее ко мне! Потому что все мои и ваши знания принадлежат этой женщине.
Старый богач тоже узнал о приезде знаменитого ученого. Он уже раскаялся в том, что поступил с дочерью жестоко, и хотел получить совет, как все исправить. Он пришел к рабби Акиве и рассказал все как есть. Рабби Акива спросил его:
- Ты бы поступил иначе, если бы знал, что тот пастух станет знаменитым ученым?
- Конечно, - ответил богач. - Даже если бы он совсем немного учился.
Тут рабби Акива, признался, что он муж его дочери. Старик низко поклонился ему и сказал, что дает за дочерью половину своего состояния.
Еврейская притча


В те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле. И пошел один человек из Вифлеема Иудейского со своею женою и двумя сыновьями своими жить на полях Моавитских. Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там. И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими. Они взяли себе жен из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет. Но потом и оба сына ее, Махлон и Хилеон, умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего. И встала она со снохами своими и пошла обратно с полей Моавитских, ибо услышала на полях Моавитских, что Бог посетил народ Свой и дал им хлеб. И вышла она из того места, в котором жила, и обе снохи ее с нею. Когда они шли по дороге, возвращаясь в землю Иудейскую, Ноеминь сказала двум снохам своим: пойдите, возвратитесь каждая в дом матери своей; да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною! да даст вам Господь, чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа! И поцеловала их. Но они подняли вопль и плакали и сказали: нет, мы с тобою возвратимся к народу твоему. Ноеминь же сказала: возвратитесь, дочери мои; зачем вам идти со мною? Разве еще есть у меня сыновья в моем чреве, которые были бы вам мужьями? Возвратитесь, дочери мои, пойдите, ибо я уже стара, чтоб быть замужем. Да если б я и сказала: "есть мне еще надежда", и даже если бы я сию же ночь была с мужем и потом родила сыновей, то можно ли вам ждать, пока они выросли бы? можно ли вам медлить и не выходить замуж? Нет, дочери мои, я весьма сокрушаюсь о вас, ибо рука Господня постигла меня. Они подняли вопль и опять стали плакать. И Орфа простилась со свекровью своею и возвратилась к народу своему, а Руфь осталась с нею. Ноеминь сказала Руфи: вот, невестка твоя возвратилась к народу своему и к своим богам; возвратись и ты вслед за невесткою твоею. Но Руфь сказала: не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою.
Танах. Рут (Книга Руфь)


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = ОГЛАВЛЕНИЕ =