В. ЧерепенчукЕврейская мудрость.Афоризмы, притчи, изречения |
Жизнь и смерть
Когда человек рождается - все радуются, когда человек умирает
- все плачут. На самом же деле не надо радоваться, когда человек рождается,
ибо неизвестны его будущие дела, будет ли он праведником или грешником. А когда
человек умирает, можно радоваться тому, что он заслужил себе доброе имя и спокойно
покидает этот мир.
Когелет раба
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание
жизни, и стал человек душею живою.
Танах. Берешит (Бытие)
И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве
я сторож брату моему? И сказал Господь: что ты сделал? голос крови брата твоего
вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои
принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю,
она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем
на земле. И сказал Каин Господу Богу: наказание мое больше, чем снести можно;
вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду
изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
И сказал ему Господь Бог: за то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро.
И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил
его.
Танах. Берешит (Бытие)
И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и
наполняйте землю и обладайте ею; да страшатся и да трепещут вас все звери земные,
и весь скот земной, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все
рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в
пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее,
не ешьте; я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя,
взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь
человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу
Божию…
Танах. Берешит (Бытие)
Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки.
Танах. Когелет (Книга Екклесиаста)
Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался
Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился
к народу своему. И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его, в пещере Махпеле,
на поле Ефрона, сына Цохара, Хеттеянина, которое против Мамре, на поле в пещере,
которые Авраам приобрел от сынов Хетовых. Там погребены Авраам и Сарра, жена
его.
Танах. Берешит (Бытие)
Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и
крепость в нем не истощилась. И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах
Моавитских у Иордана близ Иерихона тридцать дней. И прошли дни плача и сетования
о Моисее.
Танах. Дварим (Второзаконие)
И отправилась и прибыла к человеку Божию, к горе Кармил. И когда увидел человек
Божий ее издали, то сказал слуге своему Гиезию: это та Сонамитянка. Побеги к
ней навстречу и скажи ей: "здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли
ребенок?" - Она сказала: здоровы. Когда же пришла к человеку Божию на гору
ухватилась за ноги его. И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий
сказал: оставь ее, душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил
мне. И сказала она: просила ли я сына у господина моего? Не говорила ли я: "не
обманывай меня"? И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой
в руку твою, и пойди; если встретишь кого, не приветствуй его, и если кто будет
тебя приветствовать, не отвечай ему; и положи посох мой на лице ребенка. И сказала
мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он встал и
пошел за нею. Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не
было ни голоса, ни ответа. И вышел навстречу ему, и донес ему и сказал: не пробуждается
ребенок. И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его.
И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком,
и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к
его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел
по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул
ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои. И позвал он Гиезия и сказал:
позови эту Сонамитянку И тот позвал ее. Она пришла к нему, и он сказал: возьми
сына твоего. И подошла, и упала ему в ноги, и поклонилась до земли; и взяла
сына своего и пошла.
Танах Млахим Б (Четвертая книга Царств)
Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;
ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.
Танах. Мишлей (Притчи Соломона)
И сказал я в сердце моем: "и меня постигнет та же участь, как и глупого:
к чему же я сделался очень мудрым?" И сказал я в сердце моем, что и это
- суета; потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие
дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым. И возненавидел
я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо
все - суета и томление духа!
Танах. Когелет (Книга Екклесиаста)
Кто находится между живыми, тому еще есть надежда, так как и псу живому лучше,
нежели мертвому льву.
Танах. Когелет (Книга Екклесиаста)
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать;
время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать;
время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать,
и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать,
и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать,
и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
Танах. Когелет (Книга Екклесиаста)
Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы
они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих
и участь животных - участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание
у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета!
Танах. Когелет (Книга Екклесиаста)
Рабби Элиэзер сказал: "Раскайся за день до смерти". Спросили его ученики:
"Но разве может человек узнать, когда умрет?" И ответил им ученый:
"Значит, раскайся сегодня, потому что можешь умереть завтра, тогда каждый
день будешь готов предстать перед судом Всевышнего".
Талмуд. Шабат
Родившись, каждый человек привносит в мир нечто новое, чего прежде не существовало,
первозданное и уникальное. И каждому следует помнить о своей уникальности, что
ни до него не было, ни после него не будет точно такого же человека, потому
что иначе незачем было ему рождаться. Каждый человек совершенно нов в этом мире,
он воплощение своей индивидуальности. Поэтому человека должен проявлять свои
собственные уникальные, беспримерные и неповторимые возможности, а не повторять
достигнутое другим, даже если это великое достижение.
Мартин Бубер
Для каждого человека с его смертью всему миру приходит конец.
Зигмунд Фрейд
Пожеланиях долгой и счастливой жизни нет никакого смысла. Они остались от тех
времен, когда люди верили в магию слов.
Зигмунд Фрейд
Подсознательно каждый человек верит, что бессмертен.
Зигмунд Фрейд
В принципе, не важно, за что умереть. Но если умереть за то, что любишь, то
такая теплая смерть из преданности лучше, чем лишенная ее, холодная жизнь.
Генрих Гейне
Жизнь - это бег с препятствиями. Вот и все, что мы знаем о ней.
Бенджамин Дизраэли
Жизнь коротка, но кажется долгой из за печалей.
Бенджамин Дизраэли
Тот, кто прожил наполненную жизнь, не боится смерти. Страх смерти - признак
несостоявшейся жизни, ее ревность.
Франц Кафка
Когда Моше (Моисей) узнал о том, что ему предназначено умереть, подведя народ
к Земле Обетованной, он привел все доводы, чтобы приговор его был смягчен. Среди
прочего он сказал: "Царь вселенной, встань с трона суда и пересядь на трон
милосердия, чтобы я не умер. Пусть грех мой будет искуплен телесными страданиями,
которые Ты нашлешь на меня, но не отдавай меня во власть ангела смерти. И если
такова будет воля Твоя, я прославлю Тебя перед всеми жителями земли, как сказал
Давид: "не умру, но жив буду и расскажу о деяниях Господних"".
Тогда Всевышний сказал Моше: "Дослушай конец стиха: "Это врата Господни,
праведники войдут в них". Потому что с самого начала для всех живущих была
уготована смерть.
Танхума. Ваэтханан
Здоровый человек любит жизнь.
Генрих Гейне
Наверное, и в смерти есть что то хорошее.
Альберт Эйнштейн
Только жизнь, прожитая ради других, наполнена смыслом.
Альберт Эйнштейн
Пусть смерть неизбежна, неизбежно и сопротивление ей до самого конца.
Франц Кафка
Если хочешь видеть улыбку жизни, сначала улыбнись ей сам.
Бенедикт Спиноза
Не задерживайся в опасном месте, уповая на чудо, потому что можешь не дождаться
чуда, а если и дождешься, чудо может оказаться не полным.
Талмуд. Таанит
Пусть человек не боится нарушить субботу ради спасения жизни других. И чем больше
спасет, тем более достоин похвалы. Если ради спасения жизни нарушишь одну субботу,
то спасенный сможет потом соблюсти много суббот.
Талмуд. Йома
Сказано: "Пусть праведник умрет праведным, а грешник продолжает жить во
грехе". Что это значит? Что Бог знает, что праведник может оступиться,
и потому говорит: "Заберу его к себе, пока он еще праведен". При этом
пока жив грешник, Бог надеется, что он раскается, ибо сказано: "Со смертью
грешника исчезает надежда".
Когелет раба
Пока жив человек, он надеется.
Талмуд. Брахот
Жизнь не может находиться либо здесь, либо там - она повсюду.
Эмиль Дюркгейм
В мире грядущем самоубийца будет обездолен. Талмуд. Смахот
Не стоит завидовать другому говоря: "Он красив, а я уродлив", - ибо
в смертный час вы будете равны.
Дерех Эрец Зута
Один купец пришел к мудрецу потолковать и удивился: в ветхой лачуге мудреца
была только старая кровать и стол, заваленный книгами. Купец спросил:
- Почему знаменитый ученый не живет в богатом доме?
- А где живешь ты сам? - спросил мудрец.
- У меня самый большой дом на самой широкой улице города.
- Чем же ты занимаешься? - спросил мудрец.
- Торговлей. Езжу с товаром по разным городам и странам.
- Где же ты останавливаешься, когда приезжаешь в чужой город?
- Занимаю комнату в гостинице.
- Только одну комнату?
- Но ведь я там ненадолго, мне больше не нужно.
- Ты сам и ответил на свой вопрос, - улыбнулся мудрец. - Гостиница - твое временное
жилище в чужом городе. А для меня мир - всего лишь остановка на пути.
Еврейская притча
Свободный человек меньше всего думает о смерти. Его мудрость - в размышлении
о жизни, а не о смерти.
Бенедикт Спиноза
Когда рабби Йоханан бен Закай заболел, его проведать пришли ученики. Увидев
их, старик заплакал.
- Учитель, о чем ты плачешь? - спросили они.
Рабби Йоханан ответил:
- Дети мои! Если бы привели меня к царю из плоти и крови, который сам сегодня
жив, а завтра умрет, и гнев его не вечен, и если бы он отправил меня в тюрьму,
то не навеки, и мог бы помиловать, то я и тогда плакал бы. Что же мне делать
теперь, когда поведут меня на суд к Царю царей, свят и благословен Он! Если
Он разгневается на меня, то Его гнев будет вечным, и если отправит меня в тюрьму,
то навечно, и казнь моя будет казнью вечной. Две дороги меня ждут: в рай и в
ад, и неизвестно, по которой из двух пойду. Как же мне не плакать?
Еврейская притча
Император Адриан как то раз увидел старика, который сажал смоковницы. Адриан
спросил его:
- Ты уже стар, и все же продолжаешь работать. Зачем?
Тот ответил:
- Если Господь сочтет меня достойным, то я сам дождусь плодов от этих смоковниц,
а если нет, то они достанутся моим сыновьям.
Талмуд. Псахим
Смерть маячит перед нами, словно висящая на стене класса картина, на которой
изображен Александр Македонский. И нужно либо затмить эту картину своими деяниями
в этой жизни, либо вовсе не смотреть на нее.
Франц Кафка
Когда злой фараон приказал бросить в реку всех новорожденных еврейских мальчиков,
отец Моше (Моисея) Амрам сказал: "Напрасно мы стараемся". Пошел и
развелся со своей женой. И все евреи пошли и развелись с женами. Дочь Амрама
сказала ему: "Отец, ты более жесток, чем фараон, потому что фараон приказал
бросить только мальчиков, а ты бросаешь и мальчиков, и девочек. Деяние фараона
касается только этого мира, а твое - и этого мира, и грядущего. Фараон - язычник:
неизвестно, зачтется ли его деяние или нет, а ты - праведник, твое деяние наверняка
зачтется". Пошел тогда Амрам и вернул свою жену. И все евреи тоже пошли
и вернули своих жен.
Талмуд. Сота
Когда человек много грешит и Всевышний готов уже его покарать, Его милосердный
взор обращается на гадов ползучих и паразитов, и Он говорит: "Я даю жизнь
и этим, в ком нет надобности. Стоит ли отнимать ее у того, кого Я наделил высоким
назначением на земле?"
Талмуд. Брахот
Ева дала вкусить плодов запретного дерева не только Адаму, но и зверям и птицам.
Лишь птица феникс устояла перед соблазном. И вот, эта птица живет вечно, каждую
тысячу лет она сгорает в пламени, исходящем из ее гнезда, и снова возрождается
к жизни из пепла.
Сефер га Агада. Сотворение мира и первые поколения
Старый Нахум иш Гамзо доживал последние дни в своей ветхой лачуге - полностью
слепой, парализованный, весь в струпьях. Его ученики заметили, что вот вот рухнут
стены его лачуги, и вынесли из нее кровать с умирающим учителем. Тут же лачуга
рассыпалась.
Ученики спросили:
- Учитель! За что такие муки посланы тебе, праведнику?
- Дети мои, - ответил Нахум, - я сам просил себе эти муки у Всевышнего.
Однажды я ехал на осле в гости и вез в тюках еду и напитки, фрукты и сласти
в подарок. В пути встретился мне изможденный нищий, который попросил поесть.
- Погоди, - ответил я, - сначала надо развьючить осла.
Но пока я не торопясь развязывал тюк, нищий упал и умер. И тогда я сказал:
- Да ослепнут глаза мои, которые не сжалились над твоими! Да отпадут руки мои,
не пожалевшие твоих! Да отпадут и ноги мои, не пожалевшие твоих! Да покроется
мое тело язвами!
- Горе нам, что мы видим тебя таким! - сказали ученики.
- Горе было бы мне, если б вы меня не увидели таким, - ответил им Нахум.
Еврейская притча
Наступил первый солнечный закат после изгнания из рая. Похолодело от страха
сердце Адама.
- Горе мне! - возопил он. - За грех мой погас светильник дня и мир снова обращается
в хаос. Это смерть, посылаемая в наказание мне небом!
Всю ночь просидели Адам и Ева, каясь и плача. Когда же снова взошло солнце,
они поняли, что таков порядок в природе, и жертвоприношением возблагодарили
Господа.
Сефер га Агада. Сотворение мира и первые поколения
И ходил Ханох (Енох) путями Господними. Отвратил Ханох душу свою от порочных
дел людских и скрывал от людей чистые тайники души своей. Долгое время жил так
Ханох, проводя в молитве дни свои в уединенной келье в жилище своем. И однажды
во время молитвы воззвал к Ханоху ангел Божий. И отвечал Ханох:
- Вот я!
И сказал ангел Божий:
- Встань, Ханох, выйди из кельи своей, ступай к людям и поучай их, какими путями
ходить и делать дела, угодные Господу.
Встал Ханох, вышел из кельи своей и из жилища своего. И начали собираться к
Ханоху люди со всей земли, чтобы послушать поучения его. И люди поставили его
царем над собою, приходили и кланялись ему до земли, и слушали все и следовали
наставлениям его.
Двести сорок три года царствовал Ханох, творя суд и милость в народе. Однажды,
когда Ханох поучал народ, воззвал к Ханоху ангел Божий и возвестил ему, что
решено призвать его на небо, дабы он поучать стал сынов Господних так, как поучал
дотоле сынов человеческих.
И вот, в то время, когда Ханох поучал народ, подняли люди глаза и увидели: несется
с неба нечто в образе исполинского коня и летит, направляясь к земле. Сказали
люди об этом Ханоху. И отвечал Ханох:
- Для меня послан этот конь, ибо наступило мне время уйти от вас навсегда.
В эту минуту конь достиг земли и стал перед Ханохом. И все бывшие тут люди видели
это. Тогда повелел Ханох оповестить по всей земле, чтобы все желающие послушать
слово Божье пришли еще сегодня, перед тем как Ханох будет взят с земли. Собрались
к Ханоху все люди с их вождями и правителями и весь день тот слушали наставления
в мудрости, знании и страхе Божьем; и заключил Ханох мир между всеми людьми,
после чего сел на коня и поехал шагом неторопливым. И пошли вслед за ним люди,
около восьмисот тысяч человек. Весь день тот они шли за Ханохом.
- Возвращайтесь к жилищам своим, дабы не умереть вам в пути, - говорил им Ханох.
Часть провожавших возвратилась, другие еще шесть дней шли за ним. Те же, которые
и на седьмой день продолжали идти за ним, говорили:
- С тобою пойдем мы, куда бы ни шел ты. Клянемся, что только смерть разъединит
нас с тобою!
Упрашивал их Ханох уйти, пока не поздно. Но они не послушались его. Отвернулся
от них Ханох и более не говорил с ними.
И вот налетела буря. Огненная колесница с конями огненными появилась в вихре
- и вознесся Ханох на небо. Ходившие потом на поиски за последними провожавшими
Ханоха людьми пришли на то место и видят: все пространство покрыто сплошным
снегом и ледяными глыбами, и ни единого признака жизни незаметно кругом.
Сефер га Агада. Сотворение мира и первые поколения
Истерзанное тело Авеля лежало в поле; кровью его были обрызганы кусты и камни.
Верная собака его, овчарка, стерегла убитого, отгоняя хищных птиц и зверей.
Полными ужаса глазами глядели Адам и Ева на убитого сына, не зная, что делать
с этим похолодевшим, неподвижным телом. Недалеко от места лежал павший ворон.
И вот, бывший тут другой ворон подумал: "Покажу этим людям, что следует
сделать с трупом", - разгреб землю и закопал в ней мертвого товарища. Видя
это, Адам и Ева вырыли могилу и похоронили Авеля.
Сефер га Агада. Сотворение мира и первые поколения
Ежегодно в канун девятого ава, во все время пребывания народа в пустыне, Моисей
объявлял по всему стану Израилеву:
- Выходите копать могилы! Выходите копать могилы!
И каждый израильтянин, выкопав себе могилу ложился в нее на ночь. По утрам выходил
глашатай, провозглашавший:
- Живые, отделитесь от мертвых!
В живых оказывалось каждый раз меньше на пятнадцать тысяч человек. Так продолжалось
до тех пор, пока умерших не насчитывалось шестьсот тысяч душ. В последний, сороковой
год из могил встали все до единого. "Не произошла ли ошибка в счете дней?"
- подумали они и легли в могилы также и на следующую ночь, но и на этот раз
ни одного мертвого не оказалось, тем не менее они повторили то же самое и в
ночь на одиннадцатое, и так еженощно, до пятнадцатого числа месяца ава. Когда
же и на утро последнего дня встали все живыми, народ понял, что эта тяжелая
кара Господня прекратилась навсегда, и этот день сделали праздником.
Сефер га Агада. В пустыне
Человек старается заранее запасти все, что может понадобиться потом, даже не
зная, успеет ли воспользоваться запасом. Тот, кто собирается в дальний путь,
запасает в дорогу пищу. Так же нужно заботиться и о мире грядущем, который есть
не что иное, как дальний путь. Запас или нет человек "пищу" - Всевышний
все равно пришлет за ним Своего гонца в неизвестный час. Так что старайтесь
раньше запастись "пищей в дальний путь"!
Орхот цадиким. Врата памяти
Тот, кто не уверен в своей памяти, должен больше стараться запоминать свои дела,
чтобы избежать повторения своих ошибок. Один царь поступил так. Он что то написал,
дал записку своему слуге и сказал: "Давай мне ее всякий раз, когда увидишь
меня в гневе". В записке было написано: "Прекрати гневаться! Ты всего
лишь тленная плоть!" Это напоминало ему, что после смерти черви съедят
его плоть, и останутся от него только черви и прах. А другому слуге царь приказал
говорить, когда он повелит наказать кого то плетьми: "Господин, вспомни
про судный день! Так же и тебя будут бить огненными плетьми!"
Орхот цадиким. Врата забвения
Видя Моисея готовым к смерти, отверз Господь уста Свои, говоря:
- Кто же отныне встанет на защиту Израиля в час гнева Моего? Кто охранит на
поле брани детей Моих? Кто станет испрашивать милосердия к ним, когда они согрешат
передо Мною?
В это время явился ангел и сказал:
- Властитель мира! Моисей при жизни был Твой и после смерти Твой он.
Отвечал Господь притчей:
- Был у царя сын, который что ни день доводил отца до готовности убить его.
Спасала сына от отцовского гнева мать его. Пришло время - мать умерла. Царь
безутешно плакал.
- Государь наш, царь! Зачем ты так плачешь? - спрашивали царя слуги его.
Отвечал царь:
- Не только жену я оплакиваю; плачу о ней и плачу о сыне моем: многократно я
в гневе готов был убить его, и каждый раз мать спасала его от руки моей.
- Так и Я, - сказал Господь, - не о Моисее только плачу Я, оплакиваю его и плачу
о народе Израильском: ибо сколько раз огорчал Меня народ, вызывая гнев Мой,
а Моисей заступался за него - и проходил гнев Мой.
Сефер га Агада. В пустыне