МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

ДВАРИМ

НИЦАВИМ

Моше заключает новый завет с народом, вступающим в Землю

В последний день своей жизни Моше продолжал говорить с собравшимися евреями. Начал он с успокоительных заверений.

"Я знаю, что вы встревожились, услышав от меня 98 проклятий. Но хочу уверить вас, что несмотря на все невзгоды, еврейский народ не погибнет. В конечном итоге эти проклятия будут служить вашему благу.

Б-г объявил (Дварим 32:23): "Я израсходую на них (евреев) Мои стрелы". Эта "угроза" одновременно является и поддержкой, ибо подразумевает: "Все Мои стрелы будут израсходованы - но сыны Израиля все еще будут здесь".

Лучник нацелился в потолок и пускал стрелы до тех пор, пока не опустел колчан. Но потолок выдержал. Вот так и еврейский народ страдает, отдельные люди умирают, но нация вечна.

Страдая, неевреи отказываются от Б-ra, а евреи признают Его, невзирая ни на что. В результате они получат награду - жизнь в Грядущем Мире.

Моше призывал народ:

"Этот день подобен дню Дарования Торы. Б-г заключает с вами новый завет и скрепляет его клятвой.

Зачем Ашем заключил с сынами Израиля новый завет перед входом в Землю? Полная изоляция во время их скитаний по пустыне и зависимость от Б-жественного Провидения могли принудить их соблюдать Тору ради выживания. Б-г решил, что новый завет совершенно необходим перед вступлением в Эрец Исраэль, Землю благоденствия и изобилия, которое грозит евреям серьезной опасностью: небрежным исполнением заповедей и забвением Ашема.

Вы все вступаете в этот завет: ваши лидеры - Йеошуа, Элазар, главы колен и старейшины Санхедрина; судьи над тысячами, над сотнями, над полусотнями и десятками, все ваши мужчины, все ваши жены, которые могут не вполне ясно понимать мои слова, но которые достойны награды за то, что слушают и принимают их; и ваши дети, которые таким образом обучаются Торе и заповедям. Завет включает и тех геров (обращенных) среди вас, которые заготавливают дрова и черпают воду. (Моше имел в виду группу хананеев, желавших обратиться в еврейство. Моше назначил их общинными дровосеками и водоносами. Он также предвидел, что гивониты обратятся обманным путем во времена Йеошуа ради спасения своих жизней, и поэтому включил их в завет.)

Этот завет обязывает даже тех евреев, которые родятся в будущем. Хотя в настоящий момент физически они не существуют, их души присутствуют в этом собрании. (При Даровании Торы также присутствовали души всех евреев.)

Б-г желает, чтобы вы приняли Тору и поклялись в этом до того, как я завершу свою миссию вождя. Б-г Сам поклялся праотцам, что никогда не заменит евреев ни на какой другой народ. Если бы поклялся только Он (а не вы), то соглашение было бы неравным".

Во времена пророка Ехезкеля некоторые старейшины евреев, потрясенные страданиями своего народа от гнета вавилонского царя Нэвухаднэцара, спросили у пророка: "Может быть, мы освобождены от исполнения заповедей, ибо Б-г продал нас Нэву-хаднэцару, как хозяин продает своего раба?"

Ехезкель ответил, что Б-г призвал евреев в качестве Своих слуг на все времена. Он предал их в руки Нэвухаднэцара только из-за их грехов, но они навеки связаны с Его Торой.

Моше предупреждал народ: "Многие из тех, кто жил в Египте, помнят идолов из камня и дерева (египтяне выставляли их на улицах), а также золотые и серебряные изваяния (египтяне хранили их в своих домах под замком, опасаясь воров). Вы видели, как египтяне служили им, и, возможно, вас поражало их богатство, успех и престиж. Есть среди вас и такие, кто поклонялся богам Эдома, Амона, Моава и Мидьяна. Не исключено, что среди собравшихся есть евреи, в душе верящие в этих богов, но лицемерно отвечающие "амен"при словах: "Проклят изготавливающий идола".

Возможно, они думают, что Б-г не наказывает за порочные мысли. Или рассчитывают, что на них не распространится Б-жественное проклятие, посылаемое общине как единому целому.

Знайте же, что это не так! Тот, кто думает: "Я не стану обращать внимания на завет, а буду потворствовать своим желаниям", не будет прощен Б-гом! (Б-г накажет даже индивидуума и даже если он поклоняется идолам лишь в мыслях.)

Я предупреждаю вас, что если человек в самой малой степени поддается своему побуждению ко злу, это приведет его к тяжким грехам".

Вначале побуждение ко злу создает себе точку опоры в душе человека, уговаривая: "Только один малюсенький грешок!" Но мало-помалу оно увлекает жертву в бездну греха. И путы порока, вначале напоминающие паутинку, в конце концов становятся подобны канатам.

Моше провозгласил: "Лишь только человек начинает поддаваться своим желаниям (то есть, желаниям побуждения ко злу), он никогда не будет удовлетворен. Наоборот, с каждым разом он будет все больше вожделеть запретных наслаждений.

Б-г не простит того, кто оскверняет Его завет. Если человек совершил грех сознательно, Ашем покарает его даже за непреднамеренные грехи, совершенные ранее. Против этого человека возгорится Б-жественный гнев, и сбудутся все перечисленные в Торе проклятия".

Моше говорил о будущем, о том времени, когда евреи станут поклоняться идолам: "Когда в будущем неевреи увидят, как вас наказал Б-г, опустошив Землю и изгнав вас оттуда, и спросят, почему из всех народов земли так страдаете только вы, ваши потомки признают Б-жествен-ную справедливость: потому что вы приняли Его завет, а затем нарушили его.

С этого дня Б-г возлагает на всех вас ответственность не только за грехи общины, но и за прегрешения отдельных людей".

Тогда евреи отвечали: "Моше, мы согласны нести ответственность за грехи наших братьев, совершенные публично (которых мы не смогли предать суду), но не за их тайные прегрешения".

Ашем уступил и согласился взыскивать с евреев только за явные грехи. На практике Он отсрочил возложение на общину ответственности за грехи индивидуумов до вступления евреев в Эрец Исраэль и принятия ими благословений и проклятий на горах Геризим и Эйвал.

Мера Б-жественной награды всегда превышает меру Его наказания. Ашем постановил, что вся община страдает за грех одного еврея. Но как же велико тогда благо, даруемое общине за заслуги составляющих ее личностей!

Поэтому наши мудрецы учили: "Весь мир существует ради заслуг одного праведника, как сказано (Мишлей 10:25): "Праведник - основа мира".

Все собрание накануне вступления в Эрец Исраэль приняло этот новый завет (в дополнение к завету, заключенному на Синае).

Моше обещает, что если еврейский народ раскается в изгнании, то Ашем спасет его

Моше предупреждал: "Когда проклятия Торы сбудутся на опустившихся поколениях, примите сердцем слова Аше-ма. Возвратитесь к Нему посреди рассеяния и изгнания, вслушайтесь в Его голос".

Услышав эти слова, евреи спросили: "А примет ли Ашем наше раскаяние?"

Моше ответил от имени Ашема:

- "Я принял раскаяние Каина, разве Я не приму ваше?"

После убийства брата Каину был вынесен суровый приговор: он должен стать парией и изгнанником на земле. Но когда он сознался в грехе, половина приговора была отменена и ему было разрешено поселиться в земле Нод (Берешит 4:16).

- "Я принял раскаяние царя-идолопоклонника Ахава, разве Я не приму ваше?"

Ахав, правивший царством Десяти Колен, настолько погряз в идолопоклонстве, что стирал Имя Б-га в Торе и заменял его на "Баал". В его Торе было написано: "Вначале Баал создал", "И Баал сказал..."

Не было в его царстве ни одной горы, где бы он не воздвиг идола и не поклонился ему.

Когда Ахав убил Навота, чтобы получить его виноградник, Б-г послал пророка Элияу, чтобы он предрек царю: "Там, где собаки лизали кровь Навота, они будут лизать и твою". Далее Элияу пророчествовал: "Остерегайся, Я навлеку на тебя зло и положу конец твоей родословной. Твой дом опустеет, подобно домам Иеровама и Баша, которые разгневали Меня и привели Израиль к греху".

- жене Ахава, Йезевели, подстрекавшей мужа к греху, Элияу сказал так: "Собаки будут рвать тело Йезевели у изреельской стены".

Услышав это, Ахав разорвал на себе одежды и облекся в рубище. Он призвал Еошафата, царя Йе-уды и свояка, чтобы тот бил его кнутом дважды в день, нанося ему по сорок ударов. Ахав постился три часа ежедневно, откладывая еду с шестого до девятого часа, ходил босой и умолял Б-га простить его. До Элияу дошли слова Ашема: "Ты видишь, как Ахав унижает себя предо Мной? Он раскаялся, и пока он жив, Я не причиню зла его дому, отложив наказание до восшествия на трон его сына".

- "Я принял раскаяние царя Менаше (и дал ему награду в этом мире. Его раскаяние было слишком поверхностным, и совершил он его только из-за обрушившихся на него несчастий, поэтому он не получит удела в Грядущем Мире.) Разве Я не приму ваше?!"

Царь Менаше (сын Хизкияу, царствовавший в Йеуде) поставил в Храме идола с четырьмя лицами, сказав при этом: "Откуда ни войдет человек, он непременно поклонится идолу".

Шехина покинула Храм; Небесный огонь, мерцавший над жертвенником, исчез, а золотые фрукты, которыми царь Шломо украсил Храм, засохли.

К каким только бесчинствам ни прибегал Менаше, чтобы вычеркнуть из памяти еврейского народа Имя Б-га!

Ашем предал Менаше в руки ассирийских полководцев, которые заковали его в кандалы и посадили на специально изготовленного железного мула. Под мулом был разложен костер, огонь нагревал металл, и Менаше испытывал мучительные страдания по дороге в Бавель.

В отчаянии еврейский царь взывал ко всем идолам, которым поклонялся, но не получал ответа. Тогда Менаше сказал: "Я помню, как мой отец Хизкияу учил меня: "Когда ты будешь в беде и когда все эти вещи случатся с тобой, вернись к Ашему, своему Б-гу, и слушай Его голоса" (Дварим 4:30).

Царь обратился к Всемогущему: "Теперь я вижу, что все боги фальшивы, ибо ни один не смог мне помочь. Ты - Господин Вселенной, но если Ты не ответишь мне, я объявлю, что все боги одинаковы!"

Всемогущий на Небесах сказал: "Этот злодей не заслуживает того, чтобы Я принял его молитвы. Однако, если Я отвечу ему отказом, это может в будущем удержать от раскаяния других людей".

Б-г был готов принять молитву Менаше, но тут вмешались ангелы. "Господин Вселенной, - воскликнули они, - разве может совершить чистосердечное раскаяние человек, который установил идола в Храме и склонял народ к греху?" Ангелы закрыли на Небесах все окна, дабы молитвы Менаше не достигли Небесного Трона. (Грехи Менаше не давали его молитвам возноситься на Небеса. Кроме того, его раскаяние не было чистосердечным, ибо он просто испытывал Ашема.)

Как же поступил Б-г? Он как бы просверлил под Своим Троном небольшое отверстие, чтобы молитвы Менаше дошли до Него. (Б-г принял его молитвы из Своего великого милосердия, хотя на самом деле Менаше был этого недостоин.)

Ашем чудесным образом восстановил правление Менаше, как сказано (// Диврей аямим 33:13): "И Он вернул его в Иерусалим в его царство".

Позднее Менаше признал: "Вселенной управляет справедливый правитель!" Он уничтожил идолов и разбил изваяние в Храме. Он восстановил жертвенник Ашема, принес на нем мирные и благодарственные жертвы и приказал своему народу служить Ашему.

Моше обещал: "Если вы раскаетесь в изгнании и будете соблюдать Тору от всего сердца, Б-г возвратит ваших пленных (Он Сам тоже вернется, ибо Его Шехина пребывает с вами в изгнании) и будет милосерден к вам. Он соберет вас из народов, среди которых рассеял вас. И даже если ваши изгнанники находятся на краю Вселенной, то и оттуда Ашем, ваш Б-г, соберет вас".

В будущем царь Машиах восстановит династию Давида, отстроит Храм, соберет всех рассеянных по свету евреев. Тот, кто не верит в его приход или не ждет его, отрицает не только более поздние пророчества, но и саму Тору. Ибо Тора совершенно ясно утверждает: "И Ашем, ваш Б-г, возвратит ваших плененных братьев, и будет милосерден к вам, и соберет вас... Если даже вы изгнаны до края Небес... Ашем, ваш Б-г, вернет вас в Землю, которой владели ваши отцы, и вы овладеете ею" (Дварим 30:3-5).

Сколь тщательно должен человек относиться к служению Творцу! Каждый день Небесный Голос объявляет миру: "Возвращайтесь, непослушные дети!" (Ирмеяу 3:14), но люди не обращают внимания на эти слова.

До тех пор пока человек благоденствует в этом мире, в глубине души он верит, что будет пребывать в нем вечно. Но как только ему становится плохо, на него как будто надевают железные цепи и предают Небесному суду. Человека могут осуждать тысячи ангелов, но если хотя бы один из них встанет на его защиту, указав на какую-то необычную заслугу, человек получает прощение.

Если Небесный суд выносит смертный приговор, Ангел Смерти подходит к человеку с пылающим мечом. Охваченный страхом и трепетом человек начинает раскаиваться в своих грехах. Но уже слишком поздно. Раскаяние не достигает цели, если человек при жизни не отрекся от грехов. Два ангела напоминают ему о поступках, совершенных в этом мире, о каждом произнесенном им слове, и человек признает их правоту.

Когда умершего несут к могиле, перед ним идут его деяния, а небесные глашатаи объявляют, была его жизнь греховной или нет. Перед наводящим страх Троном Ашема человек должен держать ответ, причем не только за свои грехи, но и за грехи людей, испытавших его влияние, и даже за те духовные достижения, которые он не совершил из-за своей лени. (Знание о неиспользованных возможностях станет для человека самым тяжелым "наказанием", ибо повергнет его в глубокую печаль и смятение.)

Поэтому пусть человек боится своего Господина, ежедневно анализирует свои поступки и совершает раскаяние, пребывая в этом мире!

Моше продолжал: "Б-г приведет вас в Землю, которую Он обещал вашим праотцам, будет творить для вас добро и многократно умножит вас.

В будущем Он удалит из ваших сердец побуждение ко злу (в дни Эзры Ашем погасил потребность служить идолам, а во времена Машиаха Он избавит нас от всех порочных наклонностей), чтобы вы служили Ему с чистыми помыслами.

Наши мудрецы поясняют, что в последующую за воскрешением мертвых эру Ашем освободит наши сердца от побуждения ко злу. Однако награда за исполнение заповедей не будет столь велика, как сейчас.

Б-г определит меру наказания вашим врагам, угнетавшим вас в изгнании.

Он возрадуется вам, как Он радовался вашим праотцам. Все так и произойдет, если будете слушаться Его Голоса и вернетесь к Нему всем сердцем и душой".

Таким образом, Тора ясно утверждает, что искреннее и совершенное раскаяние положит конец нашему изгнанию.

Рабби Элиэзер говорил: "Еврейский народ будет избавлен только в результате раскаяния".

Рабби Йеошуа подтвердил: "Если евреи не раскаются добровольно, Б-г поставит над нами правителя такого же тяжелого, как Аман. Его жестокие указы заставят евреев вернуться к Ашему".

Рабби Йеошуа бен Леви удостоился чести встретить Машиаха (в Ган Эдене) и спросил его: "Когда же придет Господин?"

"Сегодня", - отвечал Машиах.

Позднее рабби Йеошуа жаловался пророку Элияу, что Машиах обманул его.

"Нет, - объяснил Элияу, - ты не понял его. Он подразумевал (Теплим 95:7): "Сегодня, - если ты внемлешь Его гласу".

Таким образом, есть два возможных срока окончательного Избавления:

- Немедленно, если еврейский народ раскается совершенным образом.

- В определенный момент времени, назначенный Б-гом и скрытый от нас, когда Он снова обратит сердца евреев к Себе.

Моше объясняет, что Тора близка каждому еврею

Теперь Моше объяснял евреям, как надо раскаиваться и возвращаться к Ашему: через изучение Торы.

"Тора, которую я завещаю вам, не есть нечто недоступное, - внушал он. - Не притворяйтесь, что вам ее не понять, ибо я снабдил вас Устным Пояснением к Письменной Торе".

В дом учения входит глупец. Увидев, с каким усердием учатся другие евреи, он спрашивает: "Как можно стать знатоком Торы?" Ему отвечают: "Изучив Алеф-бейт, переходят к Пятикнижию, затем к пророкам и, наконец, к Мишне и Гемаре (Талмуду)".

Глупец думает: "Как же мне все это усвоить?" И сдается, даже не начав учебу.

Мудрый человек думает иначе.

Два человека увидели каравай хлеба, висящий на привязанной к потолку веревке. Один из них сказал: "Это так высоко, что мы никогда не сможем достать его". Другой же подумал: "Совершенно ясно, что если кто-то повесил хлеб, должен быть способ достать его!" Он принес лестницу, палки и "охотился" за хлебом до тех пор, пока не сбросил его вниз.

Вот так же рассуждает мудрый человек и в отношении учения: "Выучу немного Торы сегодня, еще чуток завтра, и так, понемногу, буду учить каждый день, пока не усвою ее полностью".

Далее Моше сказал евреям: "Тора более не пребывает на Небесах - я принес ее на землю и открыл вам. Поэтому не говорите: "Вот если бы у нас был другой Моше, который принес бы Тору с Небес и растолковал ее нам, мы бы учили ее". (Даже если бы Тора все еще пребывала на Небесах и вам пришлось бы напрячь все силы, чтобы получить ее, вы все равно были бы обязаны сделать это).

Тора находится не за морями, и нельзя оправдать себя: "Если бы кто-то мог отправиться в дальние края и привезти нам пояснения к Торе, мы бы учили ее". (Но даже если бы Тора была на другом берегу океана, вы должны были бы отправиться туда и изучать ее.)

Мудрецы наставляли нас, что еврей должен отправиться в центр по изучению Торы, если не может достичь должного уровня изучения в месте своего проживания: "Следуй в место, где изучают Тору, и не говори, что она (Тора) последует за тобой" (Авот4\14).

Слова "Не на Небесах Тора", кроме того, подразумевают, что Б-г не выносит решения по вопросам Торы на Небесах. Он даровал мудрецам власть разрешать на земле все вопросы алахи. Любое решение должно отражать мнение большинства в Санхедрине.

Среди мудрецов возник спор, может или нет стать тамэ (нечистым) определенный тип печи.

Рабби Элиэзер бен Гурканос, возможно, самый выдающийся авторитет своего поколения, объявил, что данная печь чиста, но остальные с ним не согласились.

"Если алаха такова, как я ее толкую, - воскликнул рабби Элиэзер, - пускай рожковое дерево, растущее во дворе, подтвердит это!"

И случилось чудо: рожковое дерево перескочило на одну сотню локтей. "Мы не принимаем доказательства от рожкового дерева", - протестовали другие мудрецы. (Б-г исполнил волю праведника, нарушив законы природы, но твое алахическое суждение, тем не менее, остается неправильным.)

"Если алаха такова, как я учу, пусть ручей докажет это!" - заявил рабби Элиэзер.

И тотчас воды ручья потекли вспять.

"Не приводят доказательства от ручья!" - возражали мудрецы.

И тогда рабби Элиэзер сказал: "Если я прав, пускай это подтвердят стены дома учения!" Когда стены начали оседать, рабби Йеошуа воскликнул: "А вам какое дело до спора, который идет между мудрецами Торы?"

Как только он произнес эти слова, стены перестали крениться. Во имя заслуг рабби Йеошуа они не разрушились, но во имя заслуг рабби Элиэзера не вернулись в вертикальное положение - так и остались в наклонном положении.

Рабби Элиэзер не случайно призвал в свидетели рожковое дерево. Он хотел показать, что постигал мудрость Торы в условиях гнета и бедности (которые символизирует рожковое дерево. Рассказывают, что рабби Ханина бен Доса, заслуги которого поддерживали весь мир, сам съедал за неделю только одну горстку плодов этого дерева.) Тем самым он утверждал, что его решение, основанное на глубоком изучении Торы в крайне неблагоприятных условиях, было определенно истинным.

Затем он обратился за подтверждением своих слов к ручью, намекая на свое превосходство в Торе над другими мудрецами (Тору сравнивают с водой). По этой причине они должны были принять его мнение. В конце концов, рабби Элиэзер приказал стенам дома учения рухнуть. Это означало, что собравшиеся мудрецы, оспаривавшие его правоту, заслуживали уничтожения (Эйней Ицхак).

И, наконец, рабби Элиэзер объявил: "Если я прав, пусть Небеса подтвердят это!"

Раздался Небесный Глас: "Алаха всегда соответствует учению рабби Элиэзера".

Тогда поднялся рабби Йеошуа и произнес: "Тора запрещает нам, решая алахические вопросы, прислушиваться к Голосу Небес. Тора более не пребывает на Небесах, а устанавливается на земле большинством мудрецов, ибо сказано (Шмот 23:2): "За большинством склоняться".

Когда позднее один из мудрецов, рабби Натан, удостоился откровения пророка Элияу, он спросил его: "Что же сказал тогда Б-г?"

Элияу отвечал: "Он улыбнулся (с удовлетворением) и воскликнул: "Мои сыны победили, мои сыны победили". (Небесный Глас был испытанием для мудрецов, чтобы проверить, согласятся ли они с мнением большинства, как это приказывает делать Тора, или нет. И мудрецы выдержали это испытание.)

Рабби Элиэзер продолжал упорствовать, и мудрецы распорядились сжечь те предметы, которые он в тот день объявил чистыми. Кроме того, они постановили отлучить рабби Элиэзера бен Гурканоса. Непреклонность его позиции угрожала единству учения и соблюдения Торы.

"Кто пойдет к рабби Элиэзеру и скажет ему о нашем решении (при этом не разгневав его)?" - спросили мудрецы.

"Я пойду", - вызвался рабби Акива.

Он надел черные одежды (в знак траура) и сел на расстоянии четырех локтей от рабби Элиэзера.

"Что случилось, Акива?" - спросил его рабби Элиэзер. - Похоже, - произнес рабби Акива, - твои товарищи отделились от тебя".

Рабби Элиэзер все понял. Он разорвал свои одежды и разулся (ибо в соответствии с алахой отлученный должен разорвать одежду и не имеет права носить кожаную обувь). Затем сел на землю и зарыдал.

Скорбь праведника привела к тому, что треть мирового урожая оливковых пальм, пшеницы и ячменя пропала. В этот же день тесто, которое замесили женщины, прокисло.

Глава Санхедрина рабан Гамлиэль, бывший инициатором отлучения, плыл в этот момент по морю на корабле. Океан забушевал, а волны величиной с башню грозили поглотить судно.

"Сдается мне, - заметил он, - в мире неспокойно из-за постановления в отношении рабби Элиэзера бен Гурканоса".

Он обратился с молитвой к Б-гу: "Властелин Вселенной, Ты знаешь, что я сделал это не ради личных почестей или славы отцовского дома (чтобы доказать свое превосходство). Только ради Тебя я отлучил его, дабы прекратить разногласия среди еврейского народа. (Мы знаем истинную цену ему; он является величайшим мудрецом и святым человеком, но его позиция ведет к расколу Торы.)"

После этих слов море утихло.

Другой смысл стиха "Не на Небесах Тора" состоит в том, что великая мудрость Торы не пребывает среди тех, кто посвятил себя светским наукам.

Мудрец Шмуэль учил: "Эти слова относятся к астрономам, всматривающимся в небеса (то есть, к тем, кто проводит время в изучении астрономии)".

"Ты сам являешься астрономом и, одновременно, великим мудрецом Торы!" - возражали ему люди.

Он пояснил: "Изучением астрономии я занимаюсь только в банях (то есть там, где о Торе думать запрещено)".

Евреи спросили у Моше: "Наш учитель Моше, ты утверждал: "Не на Небесах Тора и не за морями". Тогда где же она?"

Моше отвечал: "Она очень близка к вам, когда вы изучаете ее в домах учения; все то время, пока вы, изучая ее своими устами, подготавливаете свое сердце для ее исполнения. (Если же только губы участвуют в изучении, Тора никогда не приблизится к вам.)

Один из мудрецов рассказывал: "Однажды во время путешествия я встретил человека, который был несведущ в Торе и ее заповедях и пренебрегал изучением Торы.

"Сын мой, - спросил я его, - что же ты ответишь своему Отцу на Небесах в день Суда?"

"У меня есть веская причина, - ответил он. - Я скажу, что Небеса не одарили меня умом для изучения Торы".

"А чем ты занимаешься?" - спросил я его.

"Я - рыбак", - последовал ответ.

"Как ты работаешь?" - поинтересовался я.

"Мне дают лен, - объяснил он, - из которого я плету сети. Я бросаю их в море и ловлю рыбу".

Я сказал ему: "Ты достаточно смышлен, чтобы плести сети и ловить рыбу. Как же ты можешь говорить, что не понимаешь Тору, в которой сказано: "Ибо слово очень близко к тебе, в твоем сердце и в твоих устах (оно), чтобы исполнять его (Дварим 30:14)?"

Он пал ниц в искреннем раскаянии, и я успокоил его: "Сын мой, много есть подобных тебе, кто представит оправдания в день Суда. Но Б-г не примет их".

Моше говорит в заключение, что если человек соблюдает Тору, то удостоится вечной жизни

В благословениях и проклятиях Моше обещал, что если евреи будут соблюдать Тору, то насладятся материальным благополучием и миром; в противном случае их ждут физические страдания. Сейчас он напомнил им, что при соблюдении Торы они удостоятся "жизни" - близости к Ашему, означающей вечную жизнь. Выбор целиком в руках человека.

"Я призываю небеса и землю быть свидетелями, - завершил свою речь Моше, - что вы изберете путь жизни, путь Торы, чтобы жили вы и ваши потомки.

Ибо Тора, которой вы занимаетесь, есть ваша жизнь в этом мире и долгота ваших дней в Грядущем Мире.

В конце изгнания вы соберетесь вместе и станете жить в Земле, которую Б-г обещал Аврааму, Ицхаку и Яакову".

Как только Моше закончил говорить, евреи вернулись в свои шатры.

ВАЕЛЕХ

Моше успокаивает евреев, обеспокоенных его неминуемой смертью

Небесный Глас открыл Моше в день его смерти: "Тебе осталось прожить всего день". Услышав это, Моше из лагеря левитов (где стоял его шатер) направился в лагерь израэлитов, чтобы попрощаться с евреями и успокоить их, встревоженных его неминуемой кончиной.

Скромность Моше была так велика, что он считал своим личным долгом попрощаться с народом.

Вот что он сказал им в утешение: "Я - старый человек ста двадцати лет от роду. Мне не позволено более учить вас Торе; Ашем закрыл передо мной источники мудрости".

Б-г чудесным образом закрыл перед Моше источники мудрости, чтобы тот без сожаления уступил место Йеошуа. Каким образом "родники мудрости закрылись перед ним"? Июн Яаков считает, что Моше не мог более понимать новые аспекты в том, что он изучал, но, без всякого сомнения, не забыл ничего из узнанного ранее.

Анаф Йосэф поясняет, что Моше утратил способность передавать свои знания евреям. Раньше он мог излагать Тору на их уровне и делать ее понятной для них. Но ко времени своей кончины он достиг таких глубин понимания, что был не в состоянии разъяснить еврееям Тору - "источники мудрости" не изливались больше на окружающих.

Эта точка зрения помогает понять толкование Сифри следующего стиха: "его глаза не затмились" (34:7), то есть, он все еще мог различать чистое и нечистое, запрещенное и разрешенное, и "его щеки не впали" (там же), то есть, он все так же усердно занимался изучением Торы.

"Б-г не разрешает мне пересечь Иордан, но это не должно беспокоить вас! Перед вами будет шествовать Его Шехина, а Йеошуа будет вашим вождем.

Б-г разобьет народы Ханаана подобно тому, как Он разбил царства Сихона и Ога. Я ухожу от вас, ибо я человек, и дни мои сочтены. Но Б-г вас не покинет, пока вы Ему служите и остаетесь верными Ему".

Моше призвал Йеошуа и оказал ему почести в присутствии всех евреев. Он облачил его в царские одежды, усадил на свое кресло и возложил ему на голову корону - все это для того, чтобы евреи приняли его как нового вождя. Моше ободрил Йеошуа: "Черпай силу из Торы и заповедей. Ты проживешь до тех пор, пока Земля не будет завоевана и распределена между коленами. Б-г будет с тобой, не бойся и не трепещи!"

В день своей смерти Моше пишет тринадцать свитков Торы

Седьмого адара 2488 года, в день своей смерти, Моше совершил множество дел:

Он заключил новый завет между Ашемом и сынами Израиля (как это было объяснено в разделе Ницавим)'; обучил евреев песне Аазину, благословил все колена и тринадцать раз переписал всю Тору с начала до конца, от "В начале сотворил" до "перед глазами всего Израиля". Он мог сделать все это только с помощью чудесного содействия Небес, ибо человек не в состоянии за день переписать свиток Торы даже один раз.

Он распределил двенадцать свитков Торы между коленами, а тринадцатый поместил в ковчег, чтобы его хранили левиты. Если кто-нибудь попытается внести изменения в любую часть текста Торы, всегда можно сверить его правильность с оригиналом, хранящимся в ковчеге.

Раз в семь лет необходимо собирать весь народ, чтобы он услышал, как царь читает Тору

Моше разъяснил евреям заповедь, которую надо исполнять царю и всему народу каждые семь лет:

Когда евреи придут в Иерусалим на праздник Суккот на следующий год после шмиты, то они должны в самом начале холь амоэд (будней праздника) собраться и слушать, как царь читает и толкует Тору. Присутствовать должны все: мужчины, женщины и дети. О начале собрания возвещают звуки труб.

В эзрат нашим (дворе, предназначенном для женщин) в Храме воздвигают высокую деревянную платформу, на которой восседает царь.

Царь стоя получает свиток Торы и произносит над ним благословение. Затем он садится и читает несколько отрывков из книги Дварим, среди которых Шма (6:4-8) и проклятия и благословения из раздела Ки таво.

После заключительного благословения Торы царь читает семь особых благословений.

Даже величайшие мудрецы должны слушать чтение Торы с благоговейным вниманием. Царь действует как представитель Б-га, поэтому каждый еврей должен внимать произносимым словам, как если бы они исходили от Синая.

Предназначение этой заповеди - укрепить еврейский народ в соблюдении Торы и Б-гобоязненности.

Заповедь собирания всего народа раз в семь лет (ак'эль) исполняли все праведные цари.

О благочестивом царе Агриппе рассказывают, что он читал Тору стоя. Мудрецы восхваляли его за это.

В праздничный день рабби Йоханан бен Берока и рабби Элазар бен Хисма навестили своего учителя рабби Йеошуа, жившего в Пекиине (навестить в праздник своего учителя Торы - заповедь для ученика).

"Что нового вы услышали сегодня в доме учения?" - спросил их учитель.

"Мы - ваши ученики, - отвечали они. - Нам не подобает говорить в вашем присутствии".

"Но тем не менее, рассказывайте, - приказал им учитель. - Каждое собрание мудрецов в доме учения приносит что-то новое. Кто давал урок?"

"Рабби Элазар бен Азария", - отвечали они.

"Какова была тема занятия? - продолжал расспрашивать учитель.

"Раздел ак'эль - заповедь собирания всего народа", - отвечали ученики.

"Чему же он учил?" - спросил рабби Йеошуа.

"Он обсуждал стих (3:12) - "Собери вместе весь народ: мужчин, женщин и детей". Не вызывает сомнений, говорил он, почему должны придти мужчины - они обязаны изучать Тору. Женщины приходят, чтобы послушать чтение. Но зачем родителям приводить с собой маленьких детей (они не могут ни учить, ни слушать)? И рабби Элазар бен Азария пояснил: "Тора приказывает приводить с собой детей, чтобы Ашем наградил тех, кто их привел".

Рабби Йеошуа воскликнул в возбуждении: "Какое прекрасное объяснение! И вы чуть было не скрыли его от меня!"

Эти слова Гемары показывают, как Б-г любит еврейский народ. Родители приводят детей на собрание, чтобы не оставлять их дома без присмотра. Б-г превратил необходимость в заповедь, и если родители приводили детей "во имя Небес" (потому что Он так приказал), то получали за это дополнительную награду. Кроме того, известно, что окружающая обстановка очень сильно влияет на развитие ребенка еще до начала его фактического обучения. Атмосфера, парящая на всенародном собрании, без сомнения, оказывает глубокое и позитивное воздействие даже на ребенка. Комментаторы объясняют: Какую награду получат родители за то, что приведут с собой детей? Дети научатся бояться Б-га и исполнять заповеди. Таким образом, они будут следовать дорогой Торы, а именно это - самая высокая награда родителям.

Моше умоляет Ашема отменить смертный приговор

Начиная с первого адара, когда Моше узнал о неизбежности своей смерти, вплоть до седьмого адара, он постоянно молил Ашема продлить его жизнь. (Ибо человек не должен терять веру в милосердие Б-га, даже если приговор уже вынесен.)

Ашем объявил о смерти Моше так: "Вот, приближаются дни, когда ты должен умереть".

Почему Он не сказал просто: "Вот, ты должен умереть"?

Наши мудрецы рассказывают о таком случае.

Рабби Шимон бен Халафта был однажды приглашен на обрезание, где отец угощал гостей вином семилетней выдержки.

"Остатки этого вина, - сказал он, - я сохраню до свадьбы сына". Пиршество продолжалось до полуночи, после чего рабби Шимон бен Халафта возвратился в свой город. Обычно он предпочитал не ходить в одиночку по ночам, опасаясь мазикин (вредоносных сил), но так как нынче он возвращался после исполнения заповеди, то верил в Б-жествен-ную защиту.

По дороге он встретил ангела Смерти.

"Кто ты?" - спросил его рабби Шимон.

"Я - посланец Б-га", - отвечал ангел.

"Почему сегодня ночью ты выглядишь так необычно?" - спросил рабби Шимон. (Мудрецы нередко видели ангела Смерти и знали, как он выглядит.)

"Меня огорчают легкомысленные заявления некоторых людей о том, чем они собираются заниматься в будущем, - сказал ангел. - Им никогда не приходит в голову, что они могут неожиданно умереть. (Если бы они подумали об этом, то немедленно раскаялись бы.) Хозяин дома, где ты был вчера вечером, сказал, что собирается сберечь часть дорогого вина для хулы своего сына, а сын его умрет через тридцать дней".

"Назови же и мне день моей кончины", - попросил его рабби Шимон.

"Я не властен над тобой и людьми, равными тебе, - признался ангел. - Если Б-г хочет ваших праведных поступков, Он удлиняет ваши жизни, как сказано (Мишлей 10:27): "Б-гобоязненность добавляет дней".

Таким образом, Ашем мог бы продлить жизнь Моше сверх отведенных ему ста двадцати лет. Он очень неохотно отнимает жизнь у праведника, как сказано: "Драгоценна (нелегка) в глазах Ашема смерть Его благочестивых" (Теилим 116:15).

Стремясь подчеркнуть Свое нежелание, Ашем не сказал Моше прямо: "Ты должен умереть", а говорит о "приближающихся днях смерти".

Более того, Б-г намекнул: "Твои дни умрут, а не ты", ибо праведника зовут "живым" даже после его смерти.

Услышав это, Моше воскликнул в испуге: "И Ты объявляешь мне о моей смерти так же, как я восхваляю Тебя!? Я объявил: "Вот, Ашему принадлежат Небеса и Небеса Небес" (Дварим 10:14), а Ты заявляешь: "Вот, ты должен умереть"!?

Испуг Моше можно понять из такой притчи:

Один человек нашел на пустынной дороге потерянный кем-то меч, сделанный с большим искусством и украшенный драгоценными камнями.

"Только царю подобает владеть таким оружием", - подумал путник и направился во дворец.

Стража пропустила его, и, оказавшись в тронном зале, человек с поклоном передал царю подарок.

"Мне редко приходилось видеть такое прекрасное оружие", - воскликнул царь и долго любовался дорогим подарком, а потом позвал стражу и приказал отрубить дарителю голову.

Человек испытал грандиозное потрясение. "Неужели вы обезглавите меня мечом, который я с почтением преподнес вам?" - восклицал несчастный, но мольбы его были тщетны.

Вот так и Моше был устрашен, когда Б-г объявил о его смерти, употребив то же самое слово "вот", которое он произносил, восхваляя Б-га.

Тиферет Цион объясняет, что слово "вот" подразумевает явную манифестацию. Время, когда Моше являлся вождем, было периодом явного проявления Шехины, когда чудеса происходили ежедневно. Ашем сообщил Моше, что к условиям Эрец Исраэль лидерство подобного рода не подходило, ибо евреи не были готовы к нему. Именно поэтому Моше не мог ввести евреев в Эрец Исраэль.

Р. Бехае объясняет, что утверждение: "Вот, подошли дни, когда ты должен умереть", говорит не о наказании Моше; скорее, смерть явилась для него своего рода вратами в Грядущий Мир, где он получит заслуженную им вечную награду. Ашем не "обезглавит его" с помощью подарка, который предложил Моше. Употребление слова "вот" имело такой смысл: "За то что при жизни ты восхвалял Меня, твоя душа теперь будет обитать под Небесным Троном Славы".

Ашем отвечал ему: "А разве не сказал ты, когда Я хотел послать тебя в Египет, чтобы освободить евреев: "Вот, они не поверят мне?!"

"Почему я должен умереть, - протестовал Моше, - Ты назначил наказание карэт за тридцать шесть грехов. Разве я совершил хотя бы один из них?"

"Но Я провозгласил смерть самому первому человеку, Адаму", - отвечал Ашем.

"Адам заслужил смерть, ибо нарушил Твою заповедь, - отвечал Моше, - а я не совершал ничего подобного". "Ты включен в приговор Адаму", - отвечал Ашем.

Правитель приговорил женщину к длительному тюремному заключению. Женщина была беременна и родила в тюрьме мальчика. Здесь он провел свое детство.

Однажды мимо проезжал правитель. Малыш побежал за ним и спросил: "Скажите, за какое преступление я должен сидеть в тюрьме?"

Тот ответил: "За преступление твоей матери!"

Так и Ашем сказал Моше: "Души людей всех поколений являются частью души Адама. Поэтому смертный приговор Адаму относится к каждому его потомку. Вспомни, что даже праведник Авраам, освятивший Мое Имя в мире, должен был умереть".

Моше отвечал: "Авраам породил Ишмаэля, чьи потомки разгневали Тебя. (Это убеждает нас, что Авраам не смог полностью очистить себя от греха Адама и поэтому заслуживал смерти.)"

"Но ведь и Ицхак, подставивший свою шею под нож с желанием быть принесенным в жертву, тоже умер",- напомнил Ашем.

Моше возражал: "Ицхак произвел на свет ненавистного Эсава. (Значит, и Ицхак обладал следами нечистоты Адама. Поэтому и он заслужил смерть.)"

"Но ведь умер даже Яаков, - сказал Ашем. - Яаков, который породил двенадцать совершенных сыновей, они все были праведники".

"Яаков не смог достигнуть моего уровня духовности, - настаивал Моше. - Разве он шествовал по облакам и походил на ангелов? Разве он разговаривал с Тобой лицом к лицу? Разве он получил Тору подобно мне?! (Он умер, ибо его тело не было совершенно очищено, а мне не нужна смерть, чтобы освободить меня от моего тела.)"

"Прекратим разговор, - сказал Ашем. - Такова Моя воля".

"Властелин Вселенной, - умолял Моше, - поднимись со Своего Трона Суда и пересядь на Трон Милосердия. Пусть мои грехи будут искуплены моими страданиями, которые Ты навлечешь на меня, но не дай мне попасть в число людей, которых заберет ангел Смерти. Если только Ты примешь мои молитвы, я буду восхвалять Тебя перед всем человечеством, ибо сказано: "Я не умру, а буду жить и возвещать дела Б-га" (Теплим 118:17)".

"Это невозможно, - отвечал Ашем. - Решение о неминуемости смерти было вынесено в древности и относится даже к праведникам".

Ангел Смерти не подвластен ни одному человеку. Когда подходит время умирать, никто не может сказать: "Мой слуга заменит меня".

Никто не может использовать оружие, чтобы победить ангела Смерти.

Никто не может сказать ему: "Подожди, я закончу расчеты и сделаю указания по дому. Тогда я при-ду".

Давид объявил: "Наши дни на земле подобны тени, и нет надежды" (IДиврей аямим 29:15).

Надежда есть всегда, но не в этом случае. Человек может мечтать о богатстве, силе, мудрости или могуществе, но не может надеяться на спасение от смерти и на вечную жизнь. Не было пророка, равного ему, о котором сказано (Шмот 33:11): "И Ашем говорил с Моше лицом к лицу". Тем не менее он не смог избежать смерти.

Когда Моше понял, что его молитвы не приняты, он стал умолять ангела, поставленного над землей и небесами: "Попроси о милости ко мне!"

Ангел отвечал: "Перед тем как попросить за тебя, я должен просить о том, чтобы небеса и земля не были разрушены. Ибо в пророчестве сказано о будущем: "И небеса свернутся как свиток" (Йешаяу 34:4). Моше отправился к ангелу, который отвечал за горы и холмы, и молил его: "Попроси о милости ко мне!"

"Прежде чем просить за тебя, - отвечал ангел, - позволь мне попросить за самого себя, ибо предсказано, что "горы отступят и холмы сдвинутся" (там же 54:10).

Моше обратился к ангелу моря с той же просьбой.

"Бен Амрам, - удивился тот, - почему ты просишь о помощи именно меня? Разве не ты с помощью своего посоха приказал мне, чтобы море расступилось?! Я подчинился, ибо не мог воспротивиться силе сопровождавшей тебя ШехиньГ.

Когда таким образом Моше напомнили о великих его свершениях, он воскликнул: "О, все это в прошлом! Я был царем, когда пересекал Ям Суф, а теперь я падаю ниц в молитве, но на нее не обращают внимания".

В конце концов Моше пошел к великому ангелу Мата-трону и взмолился: "Попроси для меня пощады, чтобы я не умер!"

"Моше, - отвечал ангел, - зачем прилагать столько усилий? Из-за Небесного полога я слышал, что твои молитвы по этому поводу не приняты".

Моше закрыл лицо руками, зарыдал и воскликнул: "Кого же еще мне просить о пощаде?"

"Моше, - спросил его Ашем, - что причиняет тебе такую муку?"

"Я боюсь ангела Смерти", - отвечал Моше.

Ашем успокоил его: "Я не позволю ему забрать твою душу. Твоя кончина не будет похожа на смерть других людей. Ты сегодня так же энергичен, как и в молодости. Тебе не придется готовить саван или гроб, ибо тебе их обеспечат Небеса. Тебя не похоронят ни члены твоей семьи, ни друзья - это сделаю Я и Мое Небесное воинство".

"Меня очень тревожит судьба моей матери, Йохевед, - признался Моше. - Она уже лишилась двух своих детей, Аарона и Мириам. Теперь ей предстоит потерять и меня?"

"Так решено, - отвечал Ашем. - До сих пор лидером был ты. Теперь пришел черед Йеошуа".

"Мой Господин, - молил Моше, - если я должен уступить место новому вождю, позволь мне остаться его учеником!"

"Попробуй, если хочешь", - уступил Ашем.

Моше тотчас же пошел к шатру Йеошуа. Увидев его, Йеошуа удивился: "Неужели ко мне пришел мой учитель Моше?"

Они направились к Мишкану, причем Моше шел слева от Йеошуа (как подобает ученику). Когда они вошли внутрь, опустилось Облако Славы, образовав между ними подобие перегородки.

После того как Облако поднялось, Моше спросил Йеошуа: "Что за Б-жественное сообщение ты получил?"

Йеошуа ответил: "Когда Б-г являлся тебе, разве мне сообщали о содержании Его послания?! (Облако разделило нас, так как слова Б-га были предназначены только мне, и я не могу открывать их тебе.)"

Тогда Моше воскликнул: "Уж лучше сотня смертей, нежели эта зависть!"

Когда евреи пришли к Моше за наставлениями по Торе, он сказал: "У меня нет на это разрешения".

Тем не менее народ настаивал, чтобы он учил их до тех пор, пока Небесный Голос не объявит: "Учитесь у Йеошуа".

Йеошуа занял место во главе, Моше сел справа от него, а слева разместились сыновья Аарона.

Когда Йеошуа поднялся, чтобы начать урок, он столь сильно трепетал при мысли, что ему придется говорить в присутствии своего учителя, что ему потребовалась поддержка.

Моше лишился мудрости и не мог понять, чему учит Йеошуа.

Когда Йеошуа закончил, к Моше подошли люди и пожаловались:

"Его Тора не так понятна, как твоя, к которой мы привыкли". Моше не мог учить их и был охвачен таким отчаянием, что воскликнул: "Властелин Вселенной, до сих пор я просил тебя о сохранении своей жизни, теперь же прошу забрать мою душу!"

Моше так отчаянно просил о продлении жизни потому, что "жизнь" для него означала получение новых знаний о Торе и заповедях, а со смертью он терял эту возможность.

Никто не мог оценить "жизнь" так, как Моше, который каждую секунду тратил на духовное совершенствование. Когда он утратил эту возможность, жизнь потеряла для него всякую ценность.

Когда Ашем увидел, что Моше примирился с мыслью о смерти, Он успокоил его: "Клянусь, как ты вел Моих сынов в этом мире, так ты вновь поведешь их в будущем (после воскрешения мертвых)!"

Моше предупреждает евреев, чтобы они признали Б-жественное правосудие, когда в будущем будут наказаны за идолопоклонство

Ашем предсказал Моше: "Пока твое тело будет покоиться с твоими отцами, твоя душа будет храниться под Троном Моей Славы вместе с душами твоих отцов.

После твоей смерти порочные люди из народа пренебрегут Моим заветом и будут служить идолам".

Ашем предсказал то, что случится во времена Первого Храма, когда развращенные цари принудят многих евреев к идолопоклонству.

"В этот день возгорится Мой гнев, и Я скрою Свое лицо от них и заставлю их страдать". В то же время Ашем говорил так, как говорит любящий отец, который отворачивается, чтобы не видеть страданий сына.

"Тогда евреи признают: "Из-за того, что Шехина покинула нас (из-за наших грехов), пришло на нас это зло".

"Эта мимолетная мысль о раскаянии, однако, не заставит Меня избавить их от бед. Я и далее буду скрывать Свое лицо, будто не замечаю их страданий, и буду ждать истинного раскаяния.

Им придется стать свидетелями разрушения своих Храмов и выдержать изгнание".

Р. Бехае поясняет, что Тора сперва использует только одно выражение эстер (Я скрою Свое лицо от них), намекающее на вавилонское изгнание, длившееся семьдесят лет. Здесь же использовано двойное выражение эстер астир, что указывает на длительное сокрытие Б-жественного Присутствия, на нынешнее наше изгнание.

Мудрецы учили: "Никогда не было более страшного момента в истории нежели тот, когда Всемогущий предсказал Моше: "И Я без сомнения скрою Свое лицо в тот день" (Дварим 25:18).

Эти скупые слова Торы охватывают две тысячи лет мрачной истории изгнания, мрачной, ибо Шехина открыто не проявляет себя среди нас.

В эпоху Храма присутствие Б-га среди еврейского народа было очевидным. При посещении Храма люди видели в Святом Доме десять явных чудес.

Даже после разрушения Храма слова Б-га еще можно было непосредственно слышать из уст пророков.

По завершении эры пророков Б-г почти полностью "скрыл Свое лицо". Сохранился лишь один остаток прежнего величия - Его Тора - с чьей помощью мы только и можем преодолеть мрак галута. Ее изучение поможет нам правильно оценить свою историю и открыть для себя Ашема даже в изгнании.

"А теперь запиши песнь Аазину (Дварим 32:1-43). Ты и Йеошуа объясните ее народу и научите евреев произносить ее. В ней предсказывается наказание за оставление Меня. Когда позднее они будут страдать в изгнании, пусть не приписывают судьбу случайности, пусть они поймут, что Я судил их по справедливости.

Если они вернутся ко Мне и возопят, Я отвечу им. Тогда они осознают, что Я всегда был с ними в их страдании".

Женщина, рожая, начала кричать от боли. Ее мать, услышав крики, тоже начала кричать.

"В чем дело? - спросил сосед. - Разве рожают ' обе?"

Ответила мать: "Разве боль моей дочери не является и моей болью?"

Вот так и Б-г скорбел на Небесах, когда был разрушен Храм. Он как бы страдает вместе с нами в изгнании, как сказано: "Я вместе с ним в горе" (Теилим 91:15).

Б-г обещал: "Песнь Аазину и всю Тору еврейский народ никогда не забудет в ходе истории.

Когда в будущем евреи согрешат, они прочтут Аазину VI признают, что получили предостережение не нарушать Тору. Я исполнил Свою часть завета, а им это не удалось".

Моше подчинился приказанию Б-га. Он записал песнь Аазину, включив ее в Тору. Затем собрал старейшин и народ и разъяснил им ее смысл.

В день своей смерти Моше не собирал людей, как обычно, трубными звуками. Он приказал похоронить свои серебряные трубы, чтобы никто не мог воспользоваться ими. Моше считал, что они не должны звучать в день его смерти, ибо цари обычно собирают своих подданных звуками трубы, а "В день смерти нет власти" (Коэлет 8:8).

В этот день между царем и простым человеком нет никакой разницы, ибо даже власть над людьми не может спасти царя от смерти.

Заповедь каждому еврейскому мужчине написать для себя свиток Торы

Написать для себя свиток Торы - это заповедь для каждого еврея. Лучше сделать это самому, но можно нанять опытного писца (софера), чтобы тот переписал свиток.

Сегодня мы приобретаем сфарим (книги Письменной и Устной Торы). Тем самым достигается цель заповеди (и, в соответствии со многими алахическими авторитетами, исполняем и саму заповедь): чтобы у каждого еврея был под рукой выверенный текст Торы для изучения.

Также вошло в обычай приобретать долю в общинном свитке Торы, чтобы участвовать в исполнении заповеди ее написания. Последние буквы обычно вписываются в свиток только после того, как были "куплены" членами общины.

ААЗИНУ

Содержание песни Аазину и перечисление десяти пророческих песен

В песне Аазину в поэтической форме предсказано будущее еврейского народа. В ней говорится о наказании за нарушение завета с Ашемом и о том, как Ашем покарает тех, кто вредил евреям в изгнании.

Всего существуют десять пророческих песен, среди которых Аазину четвертая:

1. Первую песнь Адам произнес в Ган Эдене. Он составил "Песнь для дня Шабата", в которой восславил величие Шабата.

2. На берегах Ям Суф Моше и сыны Израиля пели песнь о своем чудесном освобождении от армии фараона.

3. Сыны Израиля пели песнь, восхваляющую колодец Мирьям (раздел Хукат).

4. Моше научил народ песне Аазину в день своей кончины.

5. В битве с эморейцами в Гивоне, когда солнце чудесным образом остановило свое движение ради побеждающей еврейской армии, Йеошуа пел песнь.

6. Девора и Барак сочинили песнь, когда Б-г предал в их руки врагов, в том числе и хананейского полководца - Сисру (Шофтим 5).

7. Когда Хана родила Шмуэля после долгих лет бесплодия, она восхвалила Ашема пророческой песнью (/ Шмуэль 2).

8. В конце жизни царь Давид сочинил песнь в благодарность Ашему за спасение от врагов (II Шмуэль 22).

9. Царь Шломо написал Шир аширим (Песнь песней). 10. Десятую, самую великую песню, споют евреи, когда Б-г освободит их от нынешнего изгнания.

Первые девять песен названы шира (женский род), а десятая названа шир (мужской род), как сказано: "В этот день в земле Иеуды будет спет шир (Иешаяу 26:1).

После освобождений, послуживших поводом для сочинения первых девяти песен, неизбежно следовали новые трудности. Поэтому каждое из освобождений подобно состоянию женщины, переживающей тяготы беременности, родов и все-таки снова и снова радующейся зарождению новой жизни.

Однако десятая песнь положит конец всем невзгодам.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =