МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

ДВАРИМ

Краткое изложение ряда заповедей из этого раздела

В первый год после женитьбы новобрачного освобождают от военной и гражданской службы. В этот же период он не должен покидать свой город.

Этот период очень важен для привыкания друг к другу и возникновения привязанности. Пребывая со своей женой, муж строит фундамент счастливого семейного очага.

= Если еврей одалживает другому деньги, он не может брать в качестве залога какую-либо утварь, необходимую для приготовления пищи, например, жернова.

= Тот, кто дал взаймы, не имеет права перешагнуть порог дома своего должника с целью забрать предмет, предложенный в качестве залога. Ему надо стоять у дверей и ждать. Так надо поступать даже в том случае, если за залогом явился посланец бейт дина.

= Если еврей заметит у себя на теле признаки цараат, он не может вырывать волосы в местах поражений или делать с ними что-либо (то есть, не должен избавляться от проявлений болезни). Он должен показать цараат, как она есть, коэну и ждать его указаний.

= Запрещено во время пахоты надевать намордник на животное, чтобы помешать ему есть зерновые.

Помнить, как Б-г наказал Мирьям, чтобы воздерживаться от злоречия

Если во время разговора нам трудно удержаться от злоречия (лашон ара) или других запрещенных речей, Тора заповедует нам вспомнить о наказании за этот грех.

Во времена Храма Б-г наказывал злоязычников цараат. Пораженный цараат должен был жить за пределами города, и его могли изгнать из общества на всю жизнь. Ему нельзя было смешиваться даже с другими нечистыми людьми, изгнанными из города. Он должен был разорвать свою одежду, накрыть голову, как при трауре, и объявлять всем о своей нечистоте.

Следует помнить, что даже праведная Мирьям, которая говорила о своем брате с положительными намерениями, была, тем не менее, наказана и оставалась за пределами лагеря семь дней. Как же велико должно быть наказание менее заслуженного человека!

"Храни свой язык от зла!" Следя за своим языком, вы избавляете мир от зла. Злоречие приводит в мир болезни.

Запрещено брать залог у вдовы

Давая деньги в долг вдове, нельзя брать у нее залог. При этом не имеет значения, богата она или бедна. Бейт дин также не может брать залог у вдовы.

Тора учит нас относиться к вдовам с особым вниманием.

Дары для бедных во время жатвы

Если еврей владеет полем, он должен исполнять три заповеди в пользу бедных:

1. Пэа - оставлять несжатым край своего поля.

Тора не указывает точный размер пэа, который землевладелец должен оставлять неубранным для нищих. Наши мудрецы постановили оставлять, по крайней мере, 1/60 часть урожая.

Всемогущий говорит:

"Разве кто-нибудь может одарить Меня прежде, чем Я одарю его?"

= Разве какой-нибудь отец исполнил заповедь обрезания до того, как Я благословил его сыном?

= Разве кто-нибудь прикрепил мезузу к своему жилищу прежде, чем Я снабдил его этим жилищем?

= Разве кто-либо сумел купить лулав до того, как Я дал ему деньги?

= Разве кто-нибудь оставил пэа (край поля), если прежде Я не дал ему это поле?

= Сумел ли кто-нибудь отделить халу, не получив от Меня муки?

= Сумел бы кто-то исполнить заповедь об ограждении своей крыши, если Я не дал ему крышу?

= Разве может человек принести в жертву животное, не получив его вначале от Меня?

Ашем объявляет: "Под Небесами все принадлежит Мне" (Иов 41:3).

Таким образом, оставляя пэа и другие части урожая, мы тем самым признаем, что истинным владельцем поля является Б-г. Он дал его нам, и мы уважаем Его волю о необходимости делить наш урожай с менее удачливыми братьями.

2. Лекет - оставление одного или двух отдельных колосков. Если жнец случайно уронит один или два колоска, то не должен поднимать их; пускай остаются на земле для нищих. Однако уронивший одновременно три колоска и более может их собрать.

3. Шикха - не возвращаться, чтобы взять забытые снопы. Если при сборе урожая земледелец забывает один или два небольших снопа (весом не более двух сэа - около семи килограммов - каждый), он должен оставить их бедным.

Однажды во время сбора урожая земледелец заметил, что оставил на поле сноп. Тем самым он сделался обязанным исполнить заповедь шикха - оставить забытый сноп для бедных.

"Поспеши и приведи двух быков, одного для жертвы всесожжения, а другого - для мирной жертвы, - приказал он сыну. - Я хочу выразить свою радость по поводу того, что Ашем дал мне возможность исполнить заповедь шикха".

"Почему это так радует тебя?" - поинтересовался сын.

"Это необычная заповедь, - пояснил отец. - Она пришла ко мне, хотя я даже не помышлял о ней". Он устроил великий и веселый праздник по поводу возможности исполнить заповедь шикха.

Наоми и Рут вернулись из Моава нищенками. Поселившись в Бейт Лехеме, родном городе Наоми, Рут попросила у свекрови разрешения выйти в поле и собирать дары, на которые имеют право бедняки: лекет, шикха и пэа. Это могло поддержать их обеих.

Провидение привело Рут на поле Боаза, богатого родственника ее покойного свекра. Даже занимаясь сбором даров, она отличалась скромностью и деликатностью. Было совершенно очевидно, что она хорошо знает закон Торы, так как никогда не брала ничего не предназначенного для нищих. Например, она никогда не подбирала три колоска, оброненных сборщиком урожая, тем самым показывая, что знает закон, по которому только два оброненных колоска считаются лекет, а три принадлежат владельцу поля.

Когда Боаз заинтересовался личностью этой замечательной девушки, надсмотрщик ответил: "Эта женщина из Моава, обратившаяся в иудаизм. Она хорошо знает Тору, ибо этому научила ее свекровь".

Боаз обратился к Рут со словами утешения, сообщив, что слышал о ее праведных поступках. Он предрек ей: "Хотя сейчас ты находишься среди беднейших, ты станешь праматерью еврейского царя (Давида), который будет даровать сотню кикаров золота на Храм".

Когда Рут ушла, Боаз приказал надсмотрщику: "Не срамите ее, выделяя только долю бедных. Давайте ей столько снопов, сколько она захочет".

Слуга отвечал: "Она не примет ничего, на что не имеет права".

"Если так, - приказал Боаз, увидев одиночные колоски, - "забывайте" их, чтобы Рут собирала их как шикха".

Многие наши мудрецы поступали так же тактично, дабы не смущать бедняков:

Прогуливаясь, рабби Йоханан обычно "ронял" монеты, чтобы шедший за ним рабби Шимон бар Ба "находил" их.

Рабби Хия Раба объявлял колоски на своем поле бесхозными, если рядом находился рабби Шимон бар Халафта (делая вид, что колоски не имеют для него никакого значения). Он поступал так, чтобы рабби Шимон бар Халафта брал их себе.

В соответствии с Торой, законы о дарах бедным относятся только к полям в Эрец Исраэль. Однако наши мудрецы постановили, что эти законы применимы также и в странах, граничащих с Эрец Исраэль.

Дары бедным из виноградников и оливковых рощ

Владелец виноградника должен отделить беднякам четыре типа даров:

1. Пэа - долю урожая винограда: подобно землевладельцу, который должен оставлять полоску неубранной земли, хозяин виноградника оставляет бедным часть урожая винограда.

2. Перет - отдельные гроздья: одна или две грозди винограда, которые сборщик уронил в ходе уборки урожая, должны быть оставлены для нищих.

3. Олелот - недоразвитые кисти: нельзя собирать недоразвитые кисти винограда. Отличить недоразвитые кисти можно по двум признакам:

а) они не имеют типичной для грозди формы, когда центральный стебель разветвляется и дает несколько более мелких кистей; в недоразвитой грозди виноградины растут прямо от центрального ствола;

б) на конце грозди нет скопления виноградин. В полностью сформировавшейся кисти многочисленные виноградины висят, тесно прилегая друг к другу в самом конце ствола.

Если одновременно присутствуют оба признака, то владелец виноградника не может собирать такие грозди, ибо они принадлежат беднякам.

4. Шикха - забытые гроздья: гроздья, по ошибке оставленные в винограднике во время сбора урожая, не могут быть собраны позднее; их следует оставить бедным.

Владелец оливковой рощи также должен оставить бедным все вышеперечисленные дары урожая.

Молкот - наказание плетьми

За нарушение определенных запрещающих заповедей, например, килаим, вводится наказание плетьми.

Моше объяснил, как должен поступать бейт дин в таких случаях. При этом наказании пользовались двумя хлыстами: один, сделанный из кожи быка, другой -из кожи осла, имея в виду слова пророка (Йешаяу 1:3): "Знает вол своего хозяина, а осел - ясли своего господина".

Ашем сказал: "Пускай шкура животного, который знает своего господина, накажет того, кто не признает своего Господина".

Наша Устная Традиция учит, что нельзя давать более тридцати девяти ударов бичом.

Письменная Тора не дает точных указаний, а лишь говорит: "Числом (близким к числу) сорок (то есть тридцать девять) ты можешь высечь его".

Почему Письменная Тора упоминает число сорок?

Чтобы намекнуть: грешник на самом деле заслужил сорок ударов, так как:

= он нарушил закон Торы, данный Моше на сороковой день его пребывания на Небесах;

= он заставил свое тело, сформировавшееся в утробе матери на сороковой день после зачатия, совершить прегрешение, и поэтому его тело подвергается наказанию.

Однако Б-г в Своем милосердии никогда не дает воли Своему гневу, и поэтому Он повелел, чтобы грешник был освобожден от полного наказания в сорок ударов плетью.

Бейт дин призывает эксперта, который устанавливает, сколько ударов плетью может выдержать грешник. Если это число не делится на три, то берут ближайшее меньшее число, кратное трем, так как 2/3 ударов должны прийтись на спину, а 1/3 -на грудь. Например, если эксперт считает, что виновный человек может вынести пять ударов, то ему дают лишь три. Если грешник напуган так сильно, что во время наказания непроизвольно мочится, то наказание тотчас же прекращают.

Во время порки старший судья произносит слова Писания: "Если ты не будешь оберегаться, чтобы исполнять все слова этой Торы ... Б-г поразит тебя разящими ударами" (Дварим 28:58-59).

Наказание плетьми показывает любовь Б-га к еврейскому народу, ибо "того, кого любит Б-г, Он подвергает наказанию" (Мишлей 3:12). Стыд и унижение, которые испытывает грешник, искупают его грех. Наказание плетьми дает ему полное прощение, даже если он заслуживает наказания карэт (отрезания души).

Выслушав Б-га, который перечислил тридцать шесть грехов, заслуживающих наказания карэт, Моше спросил в ужасе: "Именно таким должно быть наказание за прегрешение?"

Б-г отвечал: "Пусть грешника накажут сорока ударами плетью, и это освободит его от карэта"

Судьям запрещено наказывать грешника даже одним лишним ударом плетью. Отсюда мы делаем вывод, что ни одному еврею нельзя бить своего ближнего. Даже если кто-то просто поднял руку на ближнего (но не ударил его), он считается "злодеем".

Ибум - левиратный брак

Тора запрещает еврею жениться на вдове своего брата. Однако в одном случае такая женитьба является заповедью: если брат скончался бездетным (у него никогда не было детей ни от одной женщины), то человек обязан жениться на вдове своего брата. Такой брак называется ибум. Он - проявление доброты к покойному.

На простом уровне бездетный мужчина получает утешение при мысли, что в случае его смерти вдова выйдет замуж за его брата.

Согласно кабалистическим книгам, ибум помогает душе усопшего в мире душ, ибо только после ибума она обретает истинный покой. Первенец, появившийся в результате ибума, считается "сыном умершего", что добавляет заслуг покойному.

Наши праотцы еще до Дарования Торы знали о мистических преимуществах ибума. Если у усопшего не было брата, то ибум совершал ближайший из родственников. (Однако после Дарования Торы ибум мог осуществить только брат.)

Когда Эр, старший сын Йеуды, умер бездетным, Йеуда приказал своему второму сыну Онану: "Вступи в брак ибум с Тамар, вдовой твоего брата".

Онан внешне подчинился отцу, но на самом деле, опасаясь, что ребенок, рожденный в этом браке, не будет "его" ребенком, препятствовал зачатию. Б-г наказал его смертью. Йеуда не хотел отдавать Тамар своего третьего сына Шелу, так как ее первые два мужа умерли.

Когда Тамар поняла, что ей отказывают в браке с Шелой, она начала действовать сама, дабы завершить ибум рождением ребенка от самого Йеуды.

Если против ибума имеются веские причины, например, пара абсолютно не подходит друг другу, то совершается особая процедура по освобождению вдовы. Эта процедура называется халица. (Авторитеты Торы постановили, что в наши дни мы всегда должны исполнять халицу, так как ибум необходимо совершать исключительно "во имя Небес", а сегодня мы не можем быть уверены в чистоте намерений.)

Вдова и брат умершего предстают перед судьями. Женщина произносит на Святом Языке слова Торы (Дварим 27:7): "Брат моего мужа отказывается восстановить имя своего брата в Израиле, он не хочет исполнять ибум". Брат мужа подтверждает (25:8): "Я не хочу брать ее". Затем процедура халицы совершается следующим образом. Брат умершего прислоняется к стене, вдова развязывает шнурки его ботинок и снимает один из них. Этот ботинок должен быть целиком изготовлен из кожи, закрывать большую часть ступни и иметь прочие особые характеристики. Поэтому обычно пользуются специальным "ботинком для халицы".

Женщина плюет на пол перед своим деверем и произносит на Святом Языке: "Так будет сделано мужчине, который не хочет отстроить дом своего брата, а назовут его имя в Израиле "дом человека со снятым ботинком".

Заповедь для собравшихся три раза возгласить "Халуц анааль", что значит: "Человек со снятым (женой его брата) ботинком".

Ашем объяснил Моше: "Процедура халицы как бы говорит деверю: "Ты отказался исполнить заповедь ибума, поэтому у тебя сняли ботинок, дабы показать, что ты заслужил ходить босым, подобно скорбящему или отлученному. Ты отказался принести в мир дитя вместо своего брата, поэтому перед тобой извергли слюну (которая похожа на сперму)".

Наши мудрецы заметили: "Плевок евамы (вдовы, подлежащей ибуму) является одним из хуким (законом, основания которого лежат за пределами нашего понимания), над которыми насмехаются побуждение ко злу и нееврейский мир".

Р. Бехае считает, что снятие с ноги башмака символизирует начало истинного траура по покойному. То есть, именно с этого момента он воистину "мертв", так как у него не будет потомков посредством ибума.

Хинух трактует халицу иначе: вдова показывает, что была готова стать женой этого мужчины и всячески угождать ему, даже снимать обувь с его ног. Но так как деверь отказывается жениться на ней, женщина плюет перед ним, показывая: она более не оказывает ему почестей, которые следует оказывать мужу.

После процедуры халицы судьи пишут гет-халица - документ, удостоверяющий, что женщина освобождается от необходимости выходить замуж за своего деверя и может выйти замуж за любого еврея.

Однажды перед рабби Шимоном предстали мужчина и вдова его брата для исполнения процедуры халицы. Когда женщина плюнула, рабби Шимон заметил, что ее слюна бесцветна, так как она недавно поела. Поэтому он отложил халицу. Когда

подошло назначенное время, пара сообщила рабби Шимону, что они изменили свое решение и совершат ибум.

Кабалистические книги указывают, что если ибум невозможен, то халица засчитывается в заслугу усопшему.

Запрет использования неверных весов и мер

Тора приказывает еврею пользоваться только точными мерами и весами.

Нельзя не только использовать их в делах, но даже просто держать в доме.

Тот, кто совершает мошенничество с помощью неправильных весов или мер, ненавистен в глазах Ашема, сказавшего: "Ты можешь обмануть своего ближнего, но ты не можешь обмануть Меня. Как Я знал обо всех первенцах в Египте (даже о рожденных вне брака), так знаю о тех, кто бесчестен с весами и мерами, и накажу их".

Мошенничество навлекает многие проклятия, среди которых:

= обнищание;

= нападение врага. История Амалека следует за запретом на пользование неверными мерами и весами, дабы подчеркнуть эту причинную взаимосвязь.

Б-г обещает наградить материальным избытком того, кто скрупулезно честен в торговле при измерении и взвешивании.

Заповедь помнить о зле, причиненном нам Амалеком, и о необходимости уничтожить его

Тора приказывает нам вспоминать и в мыслях, и в речи о зле, причиненном нам Амалеком, а также о том, как его наказал Б-г.

Чтобы исполнить эту заповедь, мы должны читать отрывок об Амалеке, который называется паршат Захор (Дварим 25:17-19), каждый год в Шабат перед Пуримом.

Кроме того, Б-г приказал царю, правящему в Эрец Исраэль, уничтожить Амалека.

Почему именно Амалек был выделен среди всех прочих наций для особого наказания?

1. Об Амалеке сказано: "Он не боялся Б-га". После чудес, связанных с Исходом, все народы осознали, что Б-жественное Присутствие обитало в среде Общины Израиля, и поэтому не осмеливались нападать на евреев. Однако Амалек действовал с полнейшим пренебрежением и презрением к чести Всемогущего, как если бы подняв руку на Б-жественный Трон Славы. Своим бесстыдным осквернением Имени Б-га он вдохновил и другие нации последовать своему примеру. Его окончательное уничтожение позволит восстановить славу Имени Всемогущего.

2. Амалек не мог предъявить ни одного из оправданий, которыми объясняли свои действия антисемиты как в древние времена, так и в наши дни: например, страх потерять свое состояние, зависть или стремление к выгоде и почестям.

Когда Амалек напал на евреев, они были далеко от его земель и никак его не провоцировали. Им двигала только ненависть к еврейскому народу, который он хотел уничтожить.

Первый еврейский царь Шауль не исполнил заповеди Б-га уничтожить народ Амалека. Он вопрошал: "Разве справедливо уничтожать целый народ - мужчин, женщин, детей и даже животных?"

Результатом такого поведения Шауля, претендовавшего на то, чтобы быть "более милосердным, нежели Всевышний", стало возвеличение Амана, потомка Амалека, который реально угрожал уничтожением всех евреев - мужчин, женщин и детей.

Мало того, что Амалек ненавидел Б-га и наш народ; сама манера нападения с его стороны была злобной и крайне нечестной. Без предварительного предупреждения Амалек приблизился к еврейскому лагерю с тыла и напал на тех евреев, которые были изгнаны Облаками и которые поэтому остались без защиты.

Затем амалекитяне выманили из Облаков других евреев. Они звали: "Реувен, Шимон, Леви - выходите! (Они внимательно изучили имена евреев по египетским архивам.) Мы - торговые люди и хотим предложить вам дело!" Как только те выходили за пределы Облаков Славы, амалекитяне убивали их.

Б-г сделал нападение Амалека успешным, ибо евреи небрежно относились к изучению Торы и соблюдению заповедей в месте под названием Рефидим.

Пренебрежение изучением Торы немедленно приводит к тому, что на нас нападает Амалек, неевреи. Мы можем сражаться с силами Амалека только одним оружием - интенсификацией изучения Торы (Рабби Эльхонон Вассерман).

Амалек насмехался также над заповедью обрезания, выкрикивая Ашему такие слова: "Какая польза от заповеди обрезания, которую Ты дал евреям?" Эти слова также профанировали наш народ.

В последовавшей затем битве против Амалека евреи ослабили его, но Б-г не позволил их военачальнику Йеошуа уничтожить Амалека окончательно, ибо Он оставил исполнение этой задачи первому еврейскому царю.

До тех пор пока в мире существует безбожный Амалек, не будут совершенны ни Трон Б-га, ни Его Имя. Только после уничтожения Амалека Б-г будет полностью признан всеми.

Ашем говорит: "Уничтожьте Амалека внизу, и Я уничтожу его вверху. (То есть, искореню туму - духовную нечистоту, которую причиняет Амалек.)"

Если проявить небрежность при обучении детей Торе, то они на всю оставшуюся жизнь приобретут неверные представления, которые, возможно, приведут к пагубным последствиям.

Когда полководец Давида Йоав вернулся с войны против Эдома, царь спросил его: "Откуда ты учил, что надо уничтожить только мужчин-эдомитов, но не трогать их женщин и детей?"

"Я сделал такое заключение из закона против Амалека, - отвечал Йоав. - Если даже в заповеданной войне против Амалека Тора повелевает нам убивать только мужчин, то в добровольной войне против эдомитов мы, несомненно, должны воевать только с мужчинами".

Давид спросил в крайнем удивлении: "Почему ты считаешь, что мы должны уничтожить только мужчин Амалека?"

Йоав ответил: "В Торе сказано: "Вы должны уничтожить захар Амалек (мужчин Амалека)!"

"Ты неправильно прочитал текст, - воскликнул Давид. - В соответствии с нашей Устной Традицией мы произносим зехер Амалек (память об Амалеке), подразумевая, что все люди этой нации должны быть уничтожены".

Йоав пытался защитить себя: "Я помню, что ребенком я читал захар (мужчин), и мой ребе не сделал мне замечания". (В те времена дети изучали ивритские тексты по свиткам, без знаков препинания.)

Йоав пошел к ребе, который учил его в детстве, и спросил его:

"Как огласуются буквы заин, хаф, рейш?"

"3axap (мужчины)", - отвечал ребе.

Йоав пригрозил ребе наказанием смертью как "человеку, который халатно исполняет Б-жественную работу".

Мы видим, что любая небрежность или неточность со стороны ребе может привести к печальным последствиям, поэтому точность и ясность при обучении Торе имеет жизненно важное значение.

Следующие заповеди, которые встречаются в разделе Ки тэце, были уже объяснены в прочих разделах:

= не надевать шаатнез (Ваикра, Кедошим);

= надевать цицит (Бемцдбар, Шлах);

= не одалживать деньги под процент (Шмот, Пекудей);

= исполнять обеты и обещания (Бемидбар, Матот);

= аккуратно выдавать плату работнику (Ваикра, .

Кедошим);

= не извращать суд (Шмот, Мишпатим).


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =