МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

БЕМИДБАР

ХУКАТ

Все законы Торы находятся вне пределов нашего понимания

Все мицвот Торы подразделяются на три категории:

1. Эдуйот - свидетельства. Мицва, поясняющая смысл какого-либо исторического события или одну из граней нашей веры, называется эдут - свидетельство. Например, мицва о соблюдении шабата укрепляет нас в вере, что Всемогущий сотворил мир за 6 дней; соблюдение праздников служит напоминанием об Исходе из Египта; мицва о цицит и тфилин символизирует нашу веру в абсолютную власть Ашема.

2. Мишпатим - гражданские законы. Мишпатим представляют собой Б-жественные законы, обеспечивающие безопасность и выживаемость общества: например, мицвы, запрещающие кражу и убийство.

3. Хуким - Б-жественные установления. Под категорию хок (во множественном числе хуким) подпадают мицвот, предназначение и смысл которых недоступны человеческому разуму.

Можно привести много примеров хуким, но мидраш перечисляет лишь четыре таких, о которых Тора ясно говорит: "Это хок". Они содержат много, на первый взгляд, противоречивого, поэтому часто высмеиваются самонадеянными людьми с рациональным типом мышления. Чтобы избежать соблазна сомнения, Тора советует еврею говорить самому себе: "Это - хок, и я не имею права подвергать эти мицвот сомнению, ибо такова воля Всевышнего".

Вот эти четыре мицвы.

1. Ибум. Еврей не может жениться на жене или на вдове своего брата, если у брата есть дети. В этом случае он навлекает на себя наказание карет. Но если вдова брата не имеет детей, жениться на ней является мицвой (ибум).

Обычная логика не позволяет осознать смысл этой мицвы, поэтому Писание особо подчеркивает: "И ты должен охранять Мои хуким" (Ваикра 18:26).

2. Шаатнез. Тора запрещает пользоваться материей, сотканной из шерсти и льна вместе. В то же время разрешается носить льняную одежду, к которой прикреплены шерстяные цицит. Чтобы мы не пытались разумно обосновать это исключение, Тора говорит об этой мицве: "Ты должен соблюдать Мои хуким" (Ваикра 19:19).

3. Сеир лаАзазель - козел для Азазеля. Козел, умерщвляемый во время службы на Йом Кипур, очищая Общину Израиля от грехов, оскверняет человека, который приносит его в жертву. Поэтому этот закон называется "вечный хок" (Ваикра 16:29).

4. Пара адума - рыжая корова. Пепел пары адумы очищает человека от нечистоты, делая нечистым каждого, кто участвует в приготовлении пепла.

Поскольку и эта мицва не поддается логическому объяснению, Тора предваряет ее описание такими словами: "Это - хок Торы" (19:2), и мы должны воспринимать ее как Б-жественное установление.

Но, разумеется, нельзя утверждать, что хуким - это "законы без основания"; в их основе лежит Б-жественная логика, постичь которую в определенной степени смогли только величайшие и мудрейшие из людей. Например, логическое обоснование заповеди о рыжей корове по воле Ашема было открыто Моше.

С другой стороны, царь Шломо, исследовавший законы, лежащие в основе мицвот, и нашедший объяснения для других заповедей, открыто заявлял, что смысл этой мицвы скрыт от человеческого разума.

Шломо удалось понять, почему шохет должен перерезать у животных и трахею, и пищевод, у птиц достаточно отрубить только один из этих органов, а рыба вообще не нуждается в шхите. Тем не менее он признавал: "Я сказал: Стану мудрей, но она (заповедь пара адума) далека от меня (от моего понимания)" (Коэлет 7:23). (Численное значение слов "она далека" соответствует численному значению слов пара адума.)

Чтобы в полной мере оценить это высказывание, вспомним о масштабе и глубине знаний царя Шломо:

"И Б-г дал Шломо столько мудрости и понимания и широты знания, сколько песка лежит на берегу моря" (I Мелахим 5:9).

Стих говорит о том, что мудрость царя Шломо равноценна мудрости всего еврейского народа, который был так многочислен, как песчинки на морском берегу. Его интеллект превосходил интеллект любого человека, он без труда мог определить, что у каждого на уме. Поэтому его суждения всегда были справедливы, и ему удавалось рассудить самые запутанные тяжбы.

Однажды три еврейских купца отправились в путь по торговым делам. Приближался шабат. Купцы решили спрятать свои деньги в укромном месте, чтобы по окончании шабата выкопать их и продолжить путь.

Один из купцов, пока его компаньоны спали, под покровом ночи пробрался к тайнику, достал деньги и перепрятал в другое место.

После завершения шабата купцы обнаружили пропажу. Никто другой не знал, где находится тайник, следовательно, украсть деньги мог только один из них. Но кто? Каждый, обвиняя другого, говорил: "Ты - вор!"

Так и не выяснив, кто из них виновен, они отправились в Иерусалим, чтобы их рассудил царь Шломо.

Внимательно выслушав обстоятельства дела, Шломо велел им вновь прийти к нему на следующий день. Когда они явились, царь сказал им: "Перед тем как вынести суждение о вашем деле я хотел бы услышать ваше мнение по поводу одной истории".

Все трое внимательно выслушали рассказ Шломо: "Девочка и мальчик, жившие по соседству, дали друг другу обещание не вступать в брак без взаимного согласия. Позже девушка уехала в другой город, и молодые люди потеряли друг друга из виду. Прошло время, девушка собралась выйти замуж, однако она не забыла о своей детской клятве. Незадолго до свадьбы она продала личные вещи, чтобы иметь деньги на дорогу, и отправилась в свой родной город. Там она отыскала друга детства и рассказала ему, что стала невестой другого. Она попросила освободить ее от данного обещания, а вместо этого взять деньги.

Молодой человек оценил благородство своей подруги и ее верность данному слову. Ему было тяжело, но он освободил ее от данного обещания, отказался от предложенных денег, и она уехала с миром.

Для молодой девушки возвращение домой оказалось опасным. Когда она ехала по пустынному месту, на нее напал разбойник, ограбил ее и угрожал насилием.

"Зачем вы, пожилой человек, хотите совершить такой грех, - взмолилась девушка. - Неужели вы не боитесь Страшного Суда? Возьмите мои деньги и позвольте мне невредимой вернуться к жениху". Она поведала ему свою историю и сказала в заключение: "Моему другу детства было гораздо труднее отпустить меня, нежели вам: он молод и имел на меня определенные права. Вам следует поучиться у него благородству".

Грабитель был тронут ее словами и, не причинив ей вреда, вернул деньги.

"А теперь ответьте, - сказал Шломо, - кто истинный герой этой истории - девушка, молодой человек или грабитель? Мне хотелось бы услышать ваше мнение".

"Меня поразила девушка, - сказал один купец.

- Подумать только: ведь ради обещания она предприняла рискованное и долгое путешествие!"

"А мне понравился юноша, - отметил второй.

- Он поступил благородно и бескорыстно".

"Наиболее благородно поступил разбойник, - заявил третий купец. - Он мог воспользоваться беззащитностью своей жертвы, завладеть ее деньгами, но не тронул девушку и даже вернул деньги".

"Послушайте его! - вскричал Шломо. - Этот человек думает только о деньгах. Во время моего рассказа он в глубине души желал денег девушки. Когда ему представится возможность украсть, он, без сомнения, сделает это! Схватите его!"

Купец был схвачен и сразу сознался в содеянном.

Будучи сведущ во всех науках, Шломо превосходил знаниями всех своих предков.

Например, он знал о животных больше самого Адама, который дал всем животным имена, исходя из их особенностей.

Его познания в астрономии были глубже, чем у Авраама, являвшегося большим ученым в этой области.

Его компетентность в вопросах правления государственными делами превосходила знания Йосефа, весьма искусного законодателя. Он был также и лучшим лингвистом, нежели Йосеф, который говорил на 70 языках.

Во всех областях научных знаний Шломо затмил царей и цариц своего времени, и хотя египетские фараоны гордились знанием астрологии, эрудиция Шломо все же была выше, что ясно из следующего примера.

Когда Шломо приступил к строительству Храма, он просил у египетского фараона Нехо прислать ему ремесленников.

Фараон приказал своим астрологам определить, кого из мастеров в этом году ожидает смерть, и отправил Шломо именно этих работников.

Но не успели египетские ремесленники прибыть в Иерусалим, как Шломо уже узнал о замысле фараона Нехо: "Вероятно, в твоей стране не хватает саванов, я посылаю тебе несколько для твоих работников".

Шломо был чрезвычайно сведущ в Торе. Его знания были полнее и глубже, чем у всего Поколения Пустыни, о котором говорили как о "Поколении Знания". Ему были известны в Торе такие подробности, о которых не знал сам Моше.

- величии Шломо и его обширных познаниях свидетельствуют святые книги, которые он написал с помощью духа святости: Коэлет, Мишлей и Шир Аширим, вошедшие в Танах. (Помимо этого он сочинил несколько псалмов для Теплим.)

Объясняя людям значение каждой алахи, он мог рассказать 3000 связанных одна с другой притч и привести 1005 различных обоснований установлениям мудрецов.

Насколько же глубок должен быть смысл мицвы пара адума, если Шломо, самый мудрый из людей, говорил: "Я изучал ее и пытался осознать, но она оказалась выше моего понимания!"

На самом деле, так же далеки от нашего понимания и те мицвот, которые кажутся понятными: их истинный смысл человеческому разуму неподвластен.

Законы о рыжей корове

Первого нисана 2249 года, в последний день торжественного освящения Мишкана, Ашем открыл Моше законы, касающиеся нечистых людей, изгоняемых из стана, а также законы чистоты для коэнов.

Ашем открыл ему, как достигается очищение от нечистоты разного рода (путем погружения в микву или в "живой" источник) и какие жертвы завершают процедуру очищения.

Фараон приказал своим астрологам определить, кого из мастеров в этом году ожидает смерть, и отправил Шломо именно этих работников.

Но не успели египетские ремесленники прибыть в Иерусалим, как Шломо уже узнал о замысле фараона Нехо: "Вероятно, в твоей стране не хватает саванов, я посылаю тебе несколько для твоих работников".

Шломо был чрезвычайно сведущ в Торе. Его знания были полнее и глубже, чем у всего Поколения Пустыни, о котором говорили как о "Поколении Знания". Ему были известны в Торе такие подробности, о которых не знал сам Моше.

- величии Шломо и его обширных познаниях свидетельствуют святые книги, которые он написал с помощью духа святости: Коэлет, Мишлей и Шир Аширим, вошедшие в Танах. (Помимо этого он сочинил несколько псалмов для Теплим.)

Объясняя людям значение каждой алахи, он мог рассказать 3000 связанных одна с другой притч и привести 1005 различных обоснований установлениям мудрецов.

Насколько же глубок должен быть смысл мицвы пара адума, если Шломо, самый мудрый из людей, говорил: "Я изучал ее и пытался осознать, но она оказалась выше моего понимания!"

На самом деле, так же далеки от нашего понимания и те мицвот, которые кажутся понятными: их истинный смысл человеческому разуму неподвластен.

Законы о рыжей корове

Первого нисана 2249 года, в последний день торжественного освящения Мишкана, Ашем открыл Моше законы, касающиеся нечистых людей, изгоняемых из стана, а также законы чистоты для коэнов.

Ашем открыл ему, как достигается очищение от нечистоты разного рода (путем погружения в микву или в "живой" источник) и какие жертвы завершают процедуру очищения.

Когда Ашем учил Моше тому, что, прикоснувшись к мертвому телу, еврей становится нечист, Моше спросил: "Как же тогда он очищает себя от этой нечистоты?"

Всемогущий не ответил на его вопрос, и лицо Моше омрачили печаль и стыд. (Для талмид хахама, чье предназначение состоит в самосовершенствовании, а также в изучении и исполнении заповедей Торы, нет большего несчастья, чем получить отказ в знании, к которому он стремится.)

Не получив ответа от Ашема, Моше почувствовал стыд из-за Аарона. Он подумал, что своим участием в грехе золотого тельца Аарон допустил к еврейскому народу ангела Смерти и ему не избавиться от позора, пока Ашем не скажет, как надо очищать себя от нечистоты, связанной со смертью.

На деле же Ашем медлил с ответом из любви к Аарону. Когда Он обратился к Моше в первый раз, Аарона не было рядом, поэтому Ашем ждал, когда Аарон окажется рядом с братом, а затем сообщил законы о рыжей корове им обоим (Бемидбар 19:1). Тем самым Он давал понять, что простил Аарона за его участие в грехе золотого тельца.

В тот же день Ашем продолжил свои объяснения Моше и Аарону: "Если кто-то осквернит себя прикосновением к трупу, его следует окропить смесью воды и пепла от сжигания рыжей коровы".

Законы о рыжей корове были сообщены Всевышним первого нисана. Почему же они располагаются в разделе Хука-fl Поскольку Корах высмеивал процедуру очищения левитов, то именно после рассказа о бунте Кораха Тора объясняет фундаментальную мицву об очищении через пепел рыжей коровы.

Всевышний открыл Моше и Аарону законы о рыжей корове:

= Рыжую корову приобретают на средства Храма из ежегодных обязательных пожертвований в полшекеля, которые делали все евреи.

= Корова должна быть не моложе трех лет (возраст, достаточный для вынашивания плода).

= Она должна быть совершенно рыжей, даже два волоска иного цвета делают ее непригодной.

= Животное не подходит, если хотя бы однажды на него было надето ярмо, даже если при этом не исполнялось никакой работы.

Санхедрин повсюду разыскивал совершенно рыжую корову, и вот, наконец, стало известно, что такое животное найдено, но принадлежит нееврею.

К нему отправили мудрецов, чтобы купить корову.

Владелец животного сказал: "Я хочу продать корову за хорошую цену. Дайте мне за нее четыреста слитков золота".

"Ты получишь их", - пообещали мудрецы и ушли, чтобы получить необходимую сумму из фондов Санхедрина. Тем временем нееврей, рассказав своим друзьям о выгодной сделке, понял, что обладает редким и ценным животным.

Когда посланцы вернулись с обещанной суммой, нееврей сказал им: "Я передумал продавать корову".

Члены Санхедрина стали набавлять цену, пока владелец коровы не согласился на дополнительную сумму в 100 слитков золота (некоторые считают, что дополнительная плата составляла 1000 слитков).

Мудрецы пообещали ему, что на следующий день они принесут золото и заберут животное.

Когда мудрецы ушли, нееврей со смехом сказал соседу: "Знаешь, почему эти евреи настаивали на покупке именно этой коровы? Она нужна им для религиозного обряда, ибо никогда еще не носила ярма. Но я сыграю с ними злую шутку".

Той же ночью нечестивец поставил корову в упряжь и пахал на ней.

Вернувшись на следующее утро, мудрецы внимательно осмотрели животное. Они знали, что корову, которая никогда не носила ярма, можно узнать по двум признакам: во-первых, два определенных волоска у нее на шее стоят вертикально, но если на корову хотя бы однажды было надето ярмо, они согнуты; во-вторых, животное, не знающее ярма, смотрит прямо, а если ярмо надевалось, корова моргает, так как во время работы косит глазами, чтобы рассмотреть ярмо.

Мудрецы сразу поняли, что по всем признакам это животное однажды уже было запряжено.

"Оставь корову себе, - сказали они нееврею. - Она не нужна нам".

И даже этот злодей, потрясенный проницательностью мудрецов, вынужден был признать: "Да будет благословен Тот, Кто избрал эту нацию!"

Удрученный тем, что хитрость его не удалась и выгодная сделка не состоялась, он от огорчения и стыда повесился.

= Коэн совершает шхиту "вне стана". Во время скитаний евреев по пустыне животное полагалось резать за пределами всех трех станов, а во времена Храма - на Масличной горе, ибо считалось, что эта гора находится "вне Иерусалима".

= Собрав немного крови в левую руку, он погружает в нее указательный палец правой руки и брызгает кровью в направлении входа в Святилище, который виден ему с горы.

= Разводится огонь, и коэн наблюдает за сожжением коровы.

= Бечевой из красной шерсти он связывает вместе кедровую палочку и несколько побегов иссопа, а затем спрашивает присутствующих:

- Эта палочка из кедра?

- Да, - отвечают они.

Он трижды задает вопрос и все три раза должен получить положительный ответ. Затем он - тоже трижды - спрашивает: "Это красная шерсть?" - и вновь каждый раз ему отвечают утвердительно.

Зачем нужна эта процедура?

Не все виды иссопа, кедра и красной краски являются кашерными для рыжей коровы. И если не все три предмета отвечают алахическим требованиям, исполнение мицвы будет недействительным. Таким образом, коэн придает особое значение тому, чтобы все присутствующие сходились во мнении в отношении заповедей Торы.

= Пока корова сгорает, связку из кедровой палочки и иссопа бросают внутрь туши.

= Пепел от коровы делят на три части: одну размещают в определенной части Храмового двора, где она хранится во исполнение мицвы о том, что пепел рыжей коровы должен сберегаться для всех последующих поколений. Другую часть пепла делят между собой коэны, служащие в Мишкане, чтобы всегда был под рукой для очищения коэна, ставшего нечистым. Третью часть пепла относят на Масличную гору для очищения евреев.

= Тот, кто участвует в приготовлении пепла, например, человек, который сжигает корову или бросает ритуальную связку в огонь, или приносит дрова, или даже просто касается пепла, - становится нечистым.

= Пепел коровы в специальном сосуде смешивается со свежей родниковой водой.

= Водой рыжей коровы окропляют проходящего очищение еврея на третий и седьмой день. Делает это человек, не оскверненный трупной нечистотой. Помимо этого, на седьмой день, чтобы завершить свое очищение, еврей должен погрузиться в микву.

К настоящему времени сожжено девять рыжих коров.

Первую сжег Элазар бен Аарон под руководством Моше второго нисана 2449 года. (Поскольку Элазар не понимал смысла совершаемого, Моше давал правильное направление его мыслям.) Немного пепла первой рыжей коровы было смешано с пеплом коров, сожженных позднее (ибо только под наблюдением Моше пепел был приготовлен должным образом).

На этой доле пепла, отделенной для очищения, лежало благословение, которое длилось вплоть до времен Эзры.

Под наблюдением Эзры была сожжена вторая корова; третья и четвертая - под руководством Шимона Праведного, а еще две - во времена первосвященника Йоханана. С этого момента и до разрушения Второго Храма были сожжены еще три рыжие коровы. Десятую приготовит Машиах, да скорее наступит это время!

Намеки, скрытые в заповеди о рыжей корове

Хотя суть этой мицвы непостижима и будет скрыта от нас вплоть до прихода Машиаха (когда Ашем откроет еврейскому народу смысл каждой мицвы), и, в частности, остается тайной, каким образом корова, очищая нечистого человека, в то же время оскверняет чистого, - Тора все же дает нам некоторые намеки.

Однажды маленький сын дворцовой служанки, играя, запачкал чисто вымытый пол. "Где мать этого чертенка? - вскричал царь. - Пусть она немедленно явится и уберет за сыном".

Точно так же и Всемогущий заявил: "Пусть мать (корова) искупит нечистоту, произведенную (золотым) тельцом". Поэтому для приготовления очищающей воды подходит только самка, в то время как для иных жертвоприношений пригодны особи и женского, и мужского рода.

В чем же смысл этого мидраша!

После дарования Торы Ашем освободил евреев от власти ангела Смерти, и отныне для Общины Израиля уже не существовало нечистоты, связанной со смертью.

Однако после греха золотого тельца они вновь стали смертными и, следовательно, к ним вернулась трупная нечистота. Поэтому Всемогущий предназначил рыжей корове роль "матери тельца", очищающей евреев от нечистоты, которую причинил "ее сын".

- том, как исполнение этой мицвы очищает от греха золотого тельца, великолепно сказано в поэме рабби Элазара Акалира. Ее читают во время утренней молитвы в шабат Пара. Она начинается словами: "Нам не выразить величие Твоих чудес, ибо мы не знаем пределов Твоих законов".

Отрекшись от Славы Ашема ради золотого идола, евреи потеряли право на искупление.

Так пусть же его мать, корова, служит им для искупления.

Их лица покрыла краска стыда (от греха).

Так пусть же Он, Кого зовут "светлым и румяным" (Тир Аширим 5:10), дарует им искупление посредством его (тельца) красномордой матери!

Поклонясь идолу, они вновь обрели былые пороки.

При даровании Торы евреи были избавлены от всех болезней, но когда они соорудили золотого тельца, к ним вернулись их изъяны.

Так пусть же его мать, не имеющая изъянов, придет, чтобы окропить этой водой еврейский народ, о котором сказано "...прекрасный и непорочный" (Шир Аширим 4:7)!

Принося жертвы тельцу, они восстали и сбросили ярмо Небес.

Так пусть же (закон) его не носившей ярма матери будет возложен на их плечи, как ярмо!

Исполняя волю Б-га насчет рыжей коровы, они вновь признают Его власть.

Ради золотого тельца они собрались вокруг коэна (Аарона), который тем самым навлек на себя такой Небесный гнев, что Б-г желал убить его (Дварим 9:20).

Так пусть же его мать будет предана коэну, тем самым искупая грех коэна.

Как был сожжен в огне золотой телец, так будет сожжена и его мать.

Как был он сокрушен в прах, так и мать его обратится в прах и пепел.

Как прах тельца был смешан с водой, так и прах и пепел его матери следует бросать в воду.

Как три тысячи евреев пали из-за тельца, так и три разных предмета (дерево кедра, иссоп и красная нить) должны погибнуть в огне, сжигающем корову.

Как золотой телец осквернил чистый народ, так и рыжая корова осквернит чистого человека.

Как прах золотого тельца очистил народ, так и его мать очистит любого нечистого человека.

Моше заставил евреев выпить воду, смешанную с прахом золотого тельца, тем самым очищая грешников.

Как грех золотого тельца лежит на всех последующих поколениях, так сохранится навечно и вода, смешанная с пеплом его матери.

Пока человек не изольет душу подобно воде, до тех пор он не будет воистину очищен каплями воды.

Как же может человек, подобный увядающей траве, проявлять свою гордыню перед Б-гом, Который есть Огонь?

- связи между рыжей коровой и грехом поклонения золотому тельцу говорят и следующие факты:

= Поскольку все евреи отдали золото на сооружение идола, необходимо, чтобы каждый внес вклад на покупку рыжей коровы. Эту сумму брали из ежегодных пожертвований в полшекеля от каждого еврея на нужды Храма.

= Ашем приказал, чтобы первая рыжая корова была сожжена сыном Аарона Элазаром, а не самим Аароном, так как Аарон участвовал в грехе золотого тельца.

Загадка рыжей коровы - одновременно оскверняющей и очищающей - содержит важный урок:

Одной из величайших философских тайн в этом мире является проблема сосуществования добра и зла, счастья и беды. Даже великие пророки задавались вопросом: почему праведники подвергаются мучениям?

Будучи не в состоянии примирить жизненные противоречия, язычники связывали свое происхождение с двумя божествами: одно приносило благосостояние народам, зато другое - зло.

Именно поэтому современные люди заявляют, что у вселенной нет направляющей силы.

Однако Тора учит нас верить в Единственный Источник, от которого произошло все - и добро, и то, что кажется злом.

Противоречивость мицвы о рыжей корове вынуждает нас признать ограниченность и несовершенство человеческого разума. Однако на уровне, превосходящем уровень нашего интеллекта, все противоречия исчезают. Суть всего едина - Б-жественный план, осуществляемый ради нашей конечной пользы.

Эта мицва предписывает нам воспринимать все стороны жизни через веру, подобно тому, как мы должны воспринимать и сами мицвот.

Есть обычай читать в синагогах в шабат перед месяцем нисан отрывок о рыжей корове. Во времена Храма каждый еврей должен был пройти ритуал очищения в нисане, прежде чем принести пасхальную жертву. Именно поэтому перед самым началом нисана читали законы об очищении.

В настоящее время чтение нами отрывка о рыжей корове принимается Ашемом в качестве частичной замены исполнения мицвы.

Некоторые законы ритуальной чистоты

В определенных условиях при контакте с человеком или животным, являющимися нечистыми, стать нечистыми могут:

= пища;

= жидкости;

= сосуды и одежда;

= еврей.

Опишем в общих чертах основные законы нечистоты для вышеперечисленных групп.

Пища

Пища может стать нечистой, только если:

1) она не получает более питания из корней или ветвей (т.е. плоды сорваны, зерновые культуры сжаты);

2) вначале она соприкасалась с одной из семи жидкостей: вином, пчелиным медом, оливковым маслом, молоком, росой, кровью или водой.

Если при наличии этих двух условий до пищи дотрагивается нечистый человек или животное (или же труп животного или труп некоторых пресмыкающихся), то она становится нечистой.

Во времена Храма коэн не мог есть оскверненную труму или халу. Некоторые евреи, не облеченные священством, тоже воздерживались от употребления любой нечистой пищи (когда это было возможно), чтобы избежать ошибок или проявить акт особой святости.

Жидкости

Если жидкости коснется нечистый человек или труп животного, она тоже становится нечистой.

Сосуды и одежда

Сосуды и одежда становятся нечистыми, если до них дотронется источник нечистоты (человек или животное), а глиняные сосуды - лишь в том случае, если нечистота коснулась их внутренней поверхности.

Металлические или деревянные сосуды очищаются путем погружения в микву; глиняную посуду очистить нельзя.

Еврей становится нечистым в следующих случаях:

1. Если он дотронется до трупа еврея, перенесет его, даже не коснувшись, или будет находиться под одной крышей с покойником, с каким-либо его органом или конечностью; либо дотронется до сосуда, который прикасался к трупу.

Еврей, осквернивший себя таким образом, называется ав атума - источник нечистоты. Он нечист в течение семи дней и на 3-й и 7-й дни очищения должен быть окроплен водой с размешанным в ней пеплом рыжей коровы, а затем погрузиться в микву.

2. Соприкоснувшийся с ав атума тоже становится нечистым, но его нечистота не так велика. Она продолжается до вечера, и очиститься от нее можно путем погружения в микву. Такой человек называется ришон летума - первичный носитель нечистоты.

Существуют и другие виды тумы, происхождение которых так или иначе связано с телом самого человека, например, зивут, нидут или цараат.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =