МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ

БЕМИДБАР

Как готовили к походу священные сосуды Мишкана

Перед походом каждый из священных сосудов Мишкана заворачивали в два покрова. Обычный покров был сделан из шерстяной ткани голубого цвета и символизировал покоящуюся на этом сосуде Шехину, а второй, защитный, покров - из кожи тахаша. (См. раздел Трума в книге Шмот). Некоторые сосуды требовали особых покровов. Это были шулхан, внешний Жертвенник и Арон.

= Шулхан (стол) - двенадцать лэхем апаним (хлебов предложения) никогда не убирались со стола. Вначале Шулхан вместе с хлебами оборачивали голубой тканью. Затем Шулхан со всеми его вспомогательными принадлежностями - блюдами, ложками, чашами - накрывали голубой тканью, а поверх нее - слоем шерсти пурпурного цвета. И, наконец, все это оборачивали в покров из кожи тахаша.

Зачем оборачивали Шулхан и его принадлежности в пурпурную шерсть?

Шулхан - символ династии Давида. Внутренний слой синей ткани символизировал самого Давида, праведника. Пурпурный цвет намекал на прегрешения (как описано у Иешаяу). Пурпурная ткань символизировала сыновей Давида, грехи которых привели к разделению царства. Небесно-голубая и пурпурная ткани были покрыты сверху кожей тахаша - символ того, что в конце концов царство Давида будет воссоединено (Бемидбар раба 4:14, Эц Йосэф).

= Внешний Жертвенник был обернут под внешним покровом из кожи тахаша тканью пурпурного цвета.

Пурпурный цвет намекал на то, что благодаря жертвам, приносимым на этом Жертвеннике, евреи избавлялись от необходимости расплачиваться за свои прегрешения несчастьями и страданиями.

Перед походом огонь на Жертвеннике не гасили. Перед тем, как обертывать Жертвенник тканью, коэны накрывали огонь сверху большим медным горшком, чтобы он не прожег ткань.

= Арон (Ковчег) - процедура укрытия Арона отличалась от обертывания других сосудов. О ней будет рассказано в следующем параграфе.

= Менора - покрытую голубой тканью Менору клали в большой мешок из кожи тахаша. Этот мешок затем привязывали к шесту (ибо у Меноры не было собственных шестов).

Ашем предупреждал, что никому не позволено рассматривать священные сосуды во время их укрывания.

Человек, пристально смотревший на Арон, священнейший из сосудов, мог погибнуть. Почему Ашем запретил разглядывать священные сосуды во время подготовки их к походу?

1. Степень почитания кого-то или чего-то часто определяется внешним видом человека или предмета. Например, любой незнакомец в богатом одеянии поначалу покажется другим важной персоной. И, наоборот, знатный человек, надевший простой костюм, принизит свое достоинство в глазах окружающих.

Рассматривание каким-либо человеком священных сосудов во время их подготовки к походу могло преуменьшить его уважение к ним.

2. Этот запрет вытекает из кабалистических представлений, вознесенных над нашим пониманием. Когда Арон находился в Святая Святых, покоившаяся в нем Шехина являла себя в одном обличье. Когда же Ковчег изымали оттуда, Шехина выглядела уже иначе. Поэтому непозволительно было смотреть на Арон, когда его снимали с подобающего ему места в Святая Святых.

Обязанность покрывать все священные сосуды Ашем первоначально доверил левитам. Однако некоторые левиты не могли устоять перед искушением взглянуть на Арон, ибо они жаждали увидеть Шохину. Они умирали в тот же миг.

Тогда Ашем повелел, чтобы не левиты, а коэны подготавливали священные сосуды к походу.

Коэны были предпочтительнее для выполнения этой задачи по следующим соображениям:

1. Ко всем своим обязанностям коэны относились с безукоризненной точностью и добросовестностью. На них можно было положиться - они совладают со своим желанием взглянуть на священные сосуды.

2. Даже если коэн забудется и посмотрит на Арон, он может быть избавлен от наказания смертью, ибо уровень его святости высок.

Перед каждым переходом коэны оборачивали все священные сосуды в предназначенные им покровы. Затем они призывали левитов из рода Кеата.

Каждый из сынов Кеата подходил к тому сосуду, который он назначен был нести, и коэны прилаживали шесты на его плечи.

Особые законы о подготовке священного Ковчега к переходу; - том, как Ковчег сверхъестественным образом нес себя сам

Перед каждым переходом Арон оборачивали в парохет (Разделяющую Завесу перед Святая Святых).

Коэны опасались, что, если для снятия Завесы они будут вставать на лестницы, их может одолеть искушение взглянуть на Арон. И они придумали необычный способ отцепления Завесы:

С помощью длинных шестов коэны снимали Завесу со вделанных в столбы крюков, на которых она висела, а затем осторожно опускали ее вниз, пока она полностью не покрывала Арон; таким образом Арон ни на мгновенье не оставался открытым для взоров. Затем они расстилали поверх Завесы еще одно голубое покрывало.

Ни один другой сосуд не оборачивали в голубую ткань снаружи; так поступали только с Ароном, чтобы привлечь внимание к его особой святости. Священнейший из сосудов соответствовал Престолу Небесной Славы. Голубой покров призван был напомнить всякому, кто посмотрит на него, о значении Арона.

Ритуал переноски Арона также был особым:

= Четыре носильщика Арона должны были идти, обратившись к нему лицом. Поэтому двое передних носильщиков шли пятясь.

= Перенося Арон, сыны Кеата пели песнь Ашему (подобно ангелам, которые приближены к Шохине и оттого поют песнь Ашему).

Когда переносчики Арона брались за свои шесты, происходило удивительное чудо. Не только сам Арон явственно становился невесомым, но и его носильщиков поднимало и влекло вперед. Это чудо всенародно было явлено, когда сыны Израиля под водительством Иеошуа достигли Иордана десятого нисана 2488 года.

Стояла весна, и Иордан вышел из берегов.

Иеошуа сказал народу: "Ашем сотворит сейчас чудо, которое ясно покажет, что Он обитает в вашей среде. Оно поможет убедить вас в том, что Он изгонит язычников из Ханаана".

Иеошуа приказал коэнам, которые по такому особому случаю несли Арон вместо левитов, ступить в воды Иордана.

В тот миг, когда ноги коэнов погрузились в реку, ее течение внезапно остановилось и вода стала рядом с ними стеной, поднявшись до огромной высоты. Так как с другой стороны от коэнов река продолжала течь, они оказались стоящими на сухом речном дне.

Иеошуа приказал, чтобы весь народ пересек русло Иордана, пока коэны с Ароном стоят на месте. Когда же весь народ перешел реку, Иеошуа велел коэнам вернуться обратно на восточный берег. Как только они это сделали, водяная стена рухнула и воды устремились вниз по течению.

Коэны, носильщики Арона, были теперь отделены от своих соплеменников, стоявших на западном берегу реки. И тогда Арон сверхъестественным образом перенес коэнов к сынам Израиля над водами реки.

Все видели как Арон нес своих носильщиков. И так было всегда.

Маараль поясняет, что как животворящая душа поддерживает тело, так и Арон, - душа и духовное содержимое Мишкана, - поддерживает своих носильщиков.

Это чудо - "Ковчег, поддерживающий своих носильщиков", - учит нас важнейшему принципу. Еврей обычно не сомневается в том, что он "поддерживает Тору", но забывает о том, что Тора "поддерживает его".

Во времена царя Давида один человек по имени Уза, увидев, что волы наклонили повозку и вот-вот сбросят Арон наземь, взялся за него рукой, и Небо поразило его за это смертью (II Шмуэль 6:6-7). Ашем сказал: "Арон носит даже своих носильщиков. Тебе следовало верить, что уж тем более он поддержит себя самого!"

Ашем повелел, чтобы в Святилище выполняли следующие четыре действия, которые Сам Он осуществляет совсем иначе, неизмеримо более совершенным способом, чем мы.

= Он заповедал сынам Кеата нести Его Арон, хотя Сам Он поддерживает всю вселенную.

= Он заповедал коэнам и левитам охранять Мишкан, хотя Сам Он - Страж всему миру.

= Он заповедал, чтобы в Святилище возжигали Менору, хотя Сам Он дает свет всему миру.

= Он повелел приносить жертвы на Его жертвеннике, хотя Сам Он подкрепляет и питает все живое.

Сказанное подтверждает, что Ашем для того установил все мицвот, чтобы духовно возвышать нас в этом мире и в мире, который придет ему на смену.

Сынов Кеата подвергают исчислению, чтобы распределить их для служения

Из трех родов левитов - Гершона, Кеата и Мерари - одному, а именно роду Кеата, была поручена обязанность переносить священные сосуды.

Хотя сын Леви Гершон был старше Кеата, эта более почетная работа была поручена роду Кеата по таким соображениям:

1. Ашем оказывал тем самым честь Моше и Аарону, которые вели свою родословную от Кеата.

2. Сыны Кеата выделялись среди других родов левитов своей полной погруженностью в Тору и служением, доходившим до забвения всех мирских забот. Кроме того, они часто собирали людей, чтобы наставлять их в Торе.

Они несли Арон, Завесу, Менору, Шулхан, Жертвенники и все их принадлежности. Эти священные сосуды они должны были переносить на своих плечах. Левитам же из других родов разрешалось везти свой груз на повозках.

Ашем повелел Моше пересчитать потомков Кеата как людей из первого среди левитов рода и определить их обязанности. Эта перепись устанавливала число левитов, подходящих для служения. Поэтому в нее включались лишь мужчины от тридцати до пятидесяти лет - возраст служения левитов в Мишкане. Элазар, третий сын Аарона, поставлен был управляющим над сынами Кеата. Он назначал на работу и определял, кто будет нести какой сосуд во время перехода.

Сам Элазар нес в правой руке масло для возжигания Меноры, в левой - воскурения, в подвешенном на плечо сосуде - муку для ежедневного жертвоприношения, а на поясе - небольшую бутыль с маслом помазания.

Рамбан (4:16) поясняет, что все эти предметы были очень тяжелыми: полный запас воскурений составлял 368 маот; годовой запас масла - 183 лога, а, кроме этого, Элазару приходилось нести еще и муку для жертвоприношений по крайней мере на один, а возможно, и на несколько дней. Следовательно, Элазар был очень силен; мы уже знаем, что Моше и Аарон были также необыкновенными силачами.

Перед каждым выступлением в поход люди Кеата начинали спорить между собой о том, кому достанется привилегия нести Арон. Хотя они прекрасно знали, что многие их братья лишались жизни из-за малейшей неточности по отношению к Ковчегу, они тем не менее считали высшей честью нести этот святейший из сосудов. Получая от Элазара назначение, каждый из них требовал: "Дай мне нести Арон, а не Шулхан {Менору или другой сосуд)!"

Чтобы избежать этих постоянных споров, Ашем повелел Моше и Аарону: "Приставьте к Арону постоянных носильщиков, а не назначайте перед каждым переходом новых. Вы, Моше и Аарон, благодаря духу святости, распознайте, кто из сынов Кеата достоин нести Арон. Выбирайте наисвятейших из рода сего".

В завершение Ашем строго предостерег всех коэнов: до тех пор не призывать сынов Кеата к исполнению их обязанностей носильщиков святых сосудов, пока сосуды не будут целиком укрыты покровами. Если сыны Кеата станут разглядывать святые сосуды или дотрагиваться до них, когда те будут неприкрыты, они могут погибнуть.

"Справедливо ли это? - спросил Моше Ашема. - Или Ты заботишься только о том, как избавить от смерти сынов Кеата? Разве тебе безразличны коэны, которым предстоит оборачивать святые сосуды?"

"Коэны не погибнут от того, что будут смотреть на них, - заверил Ашем Моше. - Ведь коэны - святые из святых. Поэтому, представ перед непокрытыми сосудами, которые тоже святые из святых, они не претерпят никакого ущерба. Сыны Кеата менее святы, чем коэны, и потому лицезрение святых сосудов повредит им".

Ашем обещал, что каждый из трех родов левитов - Гершона, Кеата и Мерари - продлится вовеки. По своему значению роды левитов стоят в одном ряду с целыми коленами; посему так же, как и колена, они не прервутся до пришествия Машиаха.

НАСО

Отбор левитов из рода Гершона для служения

После того, как Моше пересчитал семьи левитов, происходивших от Кеата, и дал им указание об их обязанностях, ему велено было исчислить сынов Гершона, чтобы определить, кто из них годен для служения.

Затем сыновья Аарона определили обязанности каждого левита, а Итамар, четвертый сын Аарона, был поставлен постоянным начальником над сыновьями Гершона.

Левиты, принадлежавшие к роду Гершона, должны были:

1. Готовить к походу полотнища, завесы, покровы и ширмы внутреннего двора и нести их.

2. Петь во время каждодневных утренних и полуденных приношений, а также при всех общинных приношениях олот и при общинных приношениях шламим в праздник Шавуот.

В хоре левитов должно было участвовать не менее двенадцати певцов, а желательно и больше; обычно хору вторили музыкальные инструменты. Быть музыкантами разрешалось даже нелевитам.

Стоя во дворе, люди слышали оркестр и хор левитов.

В Храме в каждый день недели хор пел определенную главу из книги Теилим.

В первый день недели - "Ашему принадлежит земля и все наполняющее ее, вселенная и все живущее в ней" (Теилим 24:1).

Этот стих хорошо подходил для первого дня недели, ибо он напоминает нам о первом дне Творения. Ашема нельзя было тогда не признать единственным властелином, ибо в тот день никого не существовало - даже ангелы еще не были сотворены.

Во второй день - "Велик Ашем и всехвален во граде нашего Б-га, на горе Его святости" (Теилим 48:2).

Во второй день Творения Ашем восставил твердь разделять верхние и нижние воды и назначил верхние сферы Своим обиталищем. По подобию с этим Он предустановил в нижнем мире место особой святости, где Он будет обитать, - "град нашего Б-га, гору Его святости".

В третий день - "Б-г стоит в собрании судей" (Теилим 82:1).

В этот день Б-г собрал воды в моря, осушив тем самым материки, которые будут потом заселены людьми. Но людям разрешено было жить там лишь при условии, что они будут творить справедливость - один из столпов, на которых утверждено человечество. Если же люди извратят справедливость, то Ашем повелит морям затопить сушу, как и случилось потом с людьми из поколения Потока.

В четвертый день - "Б-г отмщения, Ашем, Б-г отмщения, яви Себя!" (Теилим94:1).

В этот день были сотворены небесные тела. Впоследствии Ашем накажет всех тех, кто поклонялся им.

В пятый день - "Радостно пойте Б-гу, Твердыне нашей, с ликованием восклицайте Б-гу Яакова" (Теилим 81:2).

В тот день Всемогущий сотворил миллионы видов птиц и рыб. Всякий, кто лицезреет их, радостно провозглашает хвалу Создателю.

В шестой день - "Ашем царствует; Он облечен величием; облечен Ашем могуществом и препоясан" (Теилим 93:1)

Этот стих подходит для шестого дня, дня завершения великолепного Творения, когда величие Ашема явственно засияло над всей вселенной.

В шабат - "Псалом, песнь на день субботний" (Теилим 92:1).

Этот стих имеет в виду не только тот шабат, что повторяется каждую неделю, но и эпоху, которая наступит после Искупления, - "великий Шабат в истории людского рода".

Еженедельный шабат дан был нам как образец для грядущей эры, эры бесконечного и вечного добра. Подобно тому, как трудимся мы всю неделю, чтобы почтить шабат лакомыми яствами, готовим мы себя в этом мире к миру грядущему, когда вкусим мы плод наших трудов. С разрушением Храма исчезла красота всех этих песен. В наших сегодняшних песнях не звучит святость или гармония духовного совершенства, присущая тем песнопениям, что звучат в Храме.

После разрушения Первого Храма император Нэвухаднэцар пригнал в Вавилон группу плененных левитов. Глядя на их плач и стенания, он воскликнул: "Почему так печально? А ну-ка, давайте повеселее! Пока я не начал обедать, поиграйте-ка мне и моим богам на кинорах, как игрывали вы для вашего Б-га!"

Переглядываясь друг с другом, левиты зашептали: "Ни за что! Мы, которые играли в Храме для Всемогущего, будем теперь играть для этого коротышки (Нэвухаднэцар был маленького роста) и для его идолов?! О, если бы мы пели для Всемогущего с большим усердием, мы никогда не очутились бы в изгнании!"

Но как могли они и в самом деле не подчиниться приказу пленившего их властителя?

План возник сразу же. Каждый левит, не колеблясь, отсек себе большой палец правой руки. Воздев кверху кровоточащие обрубки, чтоб их увидел Нэвухаднэцар, они запричитали: "Как нам петь песнь Ашема? (Теилим 137:4) Разве ты не видишь, что наши руки искалечены, и мы не можем больше играть на музыкальных инструментах?"

Разъяренный Нэвухаднэцар приказал перебить тысячи пленников. Но левиты не пожалели о том, что отказались играть перед идолами.

В конце концов эта группа левитов возвратилась из вавилонского изгнания и была свидетелем возведения Второго Храма. Ашем клятвенно обещал еврейскому народу: "Ради Меня левиты искалечили свои правые руки; посему Я клянусь Моей правой рукой, что в конце концов Я разгромлю ваших врагов и возвращу вам Иерусалим".

Сынов Мерари подвергают исчислению, чтобы определить их обязанности

Род Мерари последним из всех трех родов левитов прошел исчисление и получил указания относительно своих обязанностей.

Люди из этого рода несли брусья и подножия Мишкана. Их начальником был Итамар, сын Аарона. Он указывал каждому левиту, что тот должен делать.

Однажды получив назначение, левит уже не мог его изменить.

Ашем повелевает, чтобы все ритуально нечистые люди покинули стан

Первого нисана, в последний день Освящения Мишкана, Ашем сказал Моше: "Святы все три стана в пустыне. Внутренний стан Шехины свят наивысшей святостью. Окружающий его стан левитов и стан сынов Израиля, окружающий стан левитов, менее святы.

Человеку, ритуально нечистому, придется покинуть, в зависимости от степени его нечистоты, один, два или все три стана".

Ашем объяснил Моше, что эта мицва будет иметь отношение к грядущим поколениям в Эрец Исраэль:

- Стан Шехины в пустыне будет соответствовать территории внутреннего двора Храма.

- Стан левитов в пустыне будет соответствовать всей территории Храмовой Горы, окружающей внутренний двор.

= Стан сынов Израиля в пустыне будет соответствовать территории всего Иерусалима за вычетом Храмовой Горы.

Самым серьезным из всех видов ритуальной нечистоты была цараат.

= Пораженного цараат изгоняли из всех трех станов.

= Заву, заве, ниде или роженице закрывался доступ в два стана Шехины и левитов, но разрешалось оставаться в стане сынов Израиля.

= Самым легким видом была нечистота, возникающая от прикосновения к мертвецу, к трупу животного или к трупу какого-либо из восьми пресмыкающихся, объявленных Торой нечистыми. Такого человека изгоняли только из стана Шехины, он мог оставаться в стане левитов и Израиля.

Ашем объявил: " Мое присутствие обитает во всех трех станах, посему нечистые должны покинуть тот или иной стан, дабы не осквернять его".

Почему же Ашем не провозгласил заповедь об изгнании нечистых сразу после дарования Торы?

Ответ заключается в том, что эта заповедь не была тогда нужна: среди сынов Израиля не было нечистых. Перед дарованием Торы ангелы исцелили все их телесные болезни.

По прошествии сорока дней, когда евреи соорудили золотого тельца, к ним вернулись все их прежние недуги.

Поэтому, когда был воздвигнут Мишкан, Всемогущий дал Моше наставление: "Теперь, когда Я вселился в Свою постоянную обитель в среде сынов Израиля, отошли всех нечистых".

Эту мицву предваряет такая фраза: "Прикажи сынам Израиля" (5:2).

Эти слова появляются всякий раз, когда человеку бывает трудно соблюсти мицву.

Однако здесь эта фраза служит хвалой сынам Израиля, выполнившим мицву радостно и без промедления. Даже сами нечистые не протестовали, когда им велено было покинуть станы, и ушли без принуждения.

Видуй - мицва изустно признавать свои грехи

Если еврей нарушил запрещающую заповедь Торы или не исполнил предписывающую заповедь и сожалеет о своем поступке или упущении, то совершение тшувы - мицва для него.

Тшува состоит из трех главных частей:

1. Искреннее сожаление о содеянном или невыполненном.

2. Изустное признание в совершенном грехе.

3. Твердое решение никогда больше не впадать в этот грех.

В разделе Насо говорится о второй из этих трех частей - о видуе - изустном признании в грехе.

Как происходит видуй? Грешник произносит такие слова: "Вот, Ашем, я согрешил, а теперь сожалею и стыжусь своего поступка и никогда не совершу его снова".

Он сам рассказывает Ашему о случившемся и умоляет Его об искуплении.

Во времена Храма грешник должен был сначала произнести видуй, а потом совершалась шхита животного, принесенного им во искупление греха.

Почему Тора повелевает нам изустно признавать наши неправедные поступки?

Напрашиваются два ответа:

1) исповедуясь Всемогущему в прегрешении, мы тем самым провозглашаем свою веру в то, что Он карает грешников и награждает тех, кто соблюдает Его заповеди;

2) полный устный видуй укрепит грешника в его решении исправиться и поможет ему не отступаться от тшувы.

Ашем говорит: "Как только еврей признает, что поступил плохо, Я преисполняюсь милости к нему".

Всякий, кто произнес видуй перед смертью, имеет удел в Мире Грядущем. Если он не знает, в какие слова облечь свой видуй, то ему надо произнести: "Пусть моя смерть искупит все мои грехи".

Существует особая мицва произносить видуй в Йом Кипур - день, обладающий силой очищать от греха.

Закон о возмещении украденного у умершего гера (обращенного)

Ашем дал Моше такое наставление: "Вот закон о воре-еврее, укравшем что-либо у другого еврея - открытым ли образом или путем невозвращения залога, или как-нибудь иначе. Если вор, отрицая кражу, дал ложную клятву, а потом пожалел об этом и сознался в содеянном, он должен вернуть потерпевшему украденную сумму и, в дополнение к ней, установленный Торой штраф в одну пятую этой суммы. Если он обнаружит, что потерпевший был гером, который к тому времени скончался, не оставив наследников, он должен выплатить указанное возмещение тем коэнам, которые будут в тот день выполнять свои обязанности в Храме".

Услышав об этой мицве, языческие народы воскликнули: "Как же велик сей Б-г, Издающий законы, выгодные для тех, кто их соблюдает!"

Излагая законы, касающиеся воровства храмового имущества, Ашем снисходительно назвал вора человеком, "который согрешил по ошибке" (Ваикра 5:15). С другой стороны, вор, похитивший имущество своего ближнего, сурово именуется "виновным" (Бемидбар 5:6).

Обычно царь или глава государства бывает весьма обеспокоен, когда грабят лично его, чтобы преступник был сурово наказан. Однако если жертвой воровства оказывается кто-то другой, то наказание бывает более мягким. Всемогущий, наоборот, более снисходителен к прегрешениям против Него лично, нежели ко злу, причиненному человеком своему ближнему.

Это относится не только к греху против еврея, но равным образом и к прегрешению против нееврея, обратившегося в иудаизм.

Законы Торы показывают, как велика любовь Ашема к тем, кто пришел под крылья Шохины.

Запрет на удержание доли, причитающейся коэнам и левитам

Во времена Храма еврей-землевладелец должен был отдавать больше десяти процентов своего урожая коэнам и левитам.

Конечно, сделать это было непросто. Скупец мог бы давать без особой охоты или даже обманывать коэнов и левитов, оставляя себе то, что он должен был даровать им. Однако, поступая так, он обманывал бы только самого себя.

Жил-был еврей-землевладелец, чье поле давало тысячу бушелей в год. Он всегда отделял от урожая маасер - десятину, причитавшуюся левитам.

Был он стар, и, почувствовав, что конец его близок, он призвал к себе сына, чтобы дать ему последние наставления. Среди прочего, он предостерег сына, чтобы тот был тщателен при отделении маасера.

Через год после смерти отца поле, как и обычно, дало тысячу бушелей урожая. Из них сто бушелей сын отдал в виде маасера. Однако он подумал, что раз он не получил никакого проку от той сотни бушелей, которая была долей левитов, то с него должен причитаться маасер не от всего урожая в тысячу бушелей, а только от тех девятисот, что оставались в его владении. Поэтому на следующий год он отдал девяносто бушелей маасера.

Подсчитывая свой урожай еще через год, он обнаружил, что земля дала только девятьсот бушелей - на сто бушелей меньше, чем обычно. Следуя своему решению, что маасер нужно отделять не от полного количества собранного урожая, он сократил свой маасер еще на десять бушелей.

На следующий год он опять собрал на сто бушелей меньше. Человек продолжал уменьшать свой маасер, а поле продолжало приносить все меньше урожая.

Наконец, его земля родила совсем скудно - всего лишь сто бушелей, десятую часть первоначального урожая.

Когда про это услышали его родственники, они облачились в праздничные одежды и пришли навестить его.

При виде великолепных одеяний и счастливых лиц он с горечью воскликнул: "Так вы пришли для того, чтобы посмеяться надо мной?"

"Упаси Б-г", - ответили они. - Мы пришли поздравить тебя и устроить праздничную трапезу, ибо ты возвысился до положения левита. Сначала ты давал левитам десятину от своего урожая, теперь же Всемогущий дает тебе маасер от былого урожая".

Эта история показывает, что, удерживая то, что причитается коэнам и левитам, человек вредит самому себе.

Действительно, тому, кто отделяет маасер от своих плодов, обещано Небом, что он будет осыпан благословениями и посему разбогатеет.

Кроме того, Тора предупреждает: "Тому, кто, несмотря на удачу в делах, отказывается дать коэнам их долю, придется заглаживать грех свой при неприятных обстоятельствах. Он заподозрит жену свою в неверности и вынужден будет принести корбан сота (долю от которого получают коэны)".


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =