МИДРАШ РАССКАЗЫВАЕТ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =

БЕРЕШИТ
ШМОТ
ВАИКРА
БЕМИДБАР
ДВАРИМ


ВАИКРА


Не перенимать повседневные обычаи неевреев

Ашем предостерег евреев: ...по их (язычников) уставам не ходите" (Ваикра 18:3).

Смысл этого стиха не в запрещении идолопоклонства и суеверий - эти запреты прямо сформулированы в других местах Торы.

Нет, здесь явно высказано предостережение против того, чтобы евреи разделяли повседневные обычаи языческого мира или подражали этим обычаям.

Ашем сказал: Не восседайте в их театрах, цирках и на стадионах!

Это повеление включает в себя запрет на ношение евреями особых культовых одеяний, употребляемых язычниками.

Сюда же следует отнести и празднование нееврейских праздников.

Мы должны отмежевываться от нееврейских повседневных обычаев, которые своим происхождением обязаны поклонению идолам (либо, в лучшем случае, пусты и бессмысленны), чтобы везде и всегда нас можно было распознать как избранный народ Ашема.

Арайот (запрещенные интимные отношения)

В те времена, когда евреи пришли в Египет, падение нравов среди египтян достигло своего пика. И самыми распутными оказались области, граничившие с местами поселения евреев. Но даже в этом кольце похоти нравственная чистота семейной жизни евреев оставалась нетронутой. Наш народ достоин восхищения тем, что он сохранился среди египтян, как "лилия между тернами" (Шир аширим 2:2).

Оставив Египет, евреи направились в Ханаан, где тоже были распространены самые низкие извращения.

Я молю вас, - упрашивал еврейский народ Ашем, - придя в эту страну, останьтесь достойными сравнения с "лилией между тернами".

Всемогущий перечислил Моше все запрещенные интимные отношения, сказав при этом: "Я знаю, что у евреев благородный нрав и что они от природы выше всех этих непотребств; и все же Я подробно перечисляю их, ибо они обычны среди народов, а даже величайший праведник восприимчив к своему окружению".

В число запрещенных отношений входят:

= Интимные отношения с близкими родственниками.

= Одновременное сожительство с двумя женщинами, одна из которых приходится другой дочерью.

= Сожительство с сестрой жены, когда жена еще жива.

= Прелюбодеяние с замужней женщиной.

= Совокупление мужчины с мужчиной и женщины с женщиной.

= Совокупление с животными.

= Совокупление или любой интимный контакт с нидой. (Женщина остается в состоянии ниды, пока не отсчитает семь чистых дней и не окунется в микву).

Человека, преднамеренно вступившего в некоторые из перечисленных выше запрещенных отношений, бейт дин карает смертью; нарушивший другие запреты наказывается "отрезанием души".

Почему кара за этот грех так сурова?

Безнравственность омерзительна Всемогущему.

Ашем свят.

Человек, опускающийся до непотребного распутства, тем самым отрывает себя от своего Творца.

Когда нечестивцы придумывали план уничтожения еврейского народа, злодей Билам предложил: "Давайте поймаем их в капкан безнравственности. Тогда Б-г наверняка истребит их, ибо Б-г этого народа ненавидит распутство".

Билам составил ужасный план по обольщению еврейских мужчин, и Б-жественная поражение обрушилось на евреев, унеся 24 000 жизней (Бемидбар 25:1-9).

Карет (отрезание души)

В чем же заключается наказание "отрезанием души", о котором все время говорится в Торе? Возможны три вида "отрезания":

1) сокращение земной жизни;

2) отрезание души от ее источника;

3) сокращение земной жизни и отрезание души от ее источника.

Объясним теперь смысл каждого вида.

1. Еврей, живущий праведно, но вдруг преступивший один из запретов Торы, нарушение которого влечет за собой "отрезание", умирает, не дожив до шестидесяти лет. Иначе говоря, первая разновидность этого наказания сводится к тому, что человеческая жизнь укорачивается. Но душа такого еврея останется жить после его смерти и удостоится удела в Мире Грядущем.

2. Еврея, грехи которого перевешивают его добродетели, называют нечестивым. Если он совершает прегрешение, наказываемое "отрезанием", то душа его будет отрезана от Б-жественного источника жизни в Мире Грядущем.

Рамбам добавляет, что "отрезание", которому подвергаются души некоторых грешников, выступает недвусмысленным доказательством утверждения Торы о том, что душа человека продолжает жить после его физической смерти. Письменная Тора не говорит о бессмертии души - это полагается само собой разумеющимся. Раз душа есть искра духа Всемогущего, Который вечен, то и она, естественно, живет вечно. Наказание "отрезанием" называется так потому, что душа отсекается от своего природного Б-жественного источника - как ветка отрубается от дерева, на котором она выросла.

Однако в мире сем этот грешник может дожить до преклонных лет, как сказано: "Нечестивый долго живет в своем нечестии" (Коэлет1:15).

"Отрезанием" души карается, например, вступивший в какое-нибудь из запрещенных интимных сношений, или евший хамец (квасное) в Песах, или тот, кто работал или ел в Йом Кипур.

3, Самый суровый вид этого наказания - двойное "отрезание", означающее преждевременную смерть и потерю удела в Мире Грядущем. К этому виду "отрезания" приговариваются идолопоклонники, осквернители Имени Всемогущего и другие грешники, повинные в тяжких преступлениях (перечисленных мудрецами в Гемаре, Шавуот 13а).

Ашем сурово наказывает за распущенность

Обычно Ашем проявляет сдержанность по отношению к грешнику и ждет, чтобы тот раскаялся. Но распутников Ашем карает безотлагательно.

Он не только наказывает отдельных грешников - Он вызывает гибельный мор, проносящийся по всей стране, Его гнев несет великие разрушения.

= Во времена Ноаха Ашем устроил на Земле Потоп. Одной из главных причин, вызвавших это наказание, было широкое распространение в том поколении запрещенных интимных отношений.

= Когда ангелы пришли к Лоту домой, чтобы сообщить ему о надвигающемся уничтожении Сдома, он стал умолять Ашема пощадить город.

Жители Сдома, узнав о приходе гостей в дом Лота, собрались у дверей, громко требуя выдать им этих людей, дабы сотворить с ними грех. Тогда ангел сказал Лоту: "Не молись больше за них. Твоя молитва тщетна, ибо их безнравственность решила судьбу жителей города. Бери свою семью и спасайся, ибо мы уничтожим это место".

Ашем говорит: Я покарал за грех безнравственности Шимшона, Амнона и Зимри. Покараю Я и всякого, кто будет поступать так, как поступали они!

В противоположность Поколению Потопа и жителям Сдома, трое упомянутых мужей были праведниками; и все же им пришлось тяжко пострадать, ибо они оступились и согрешили против нравственности.

= Шимшон. Судье Шимшону суждено было стать святым человеком. Еще до его рождения ангел поведал его матери, что он будет назиром от ее чрева. Ашем избрал его для борьбы с филистимлянами в одиночку. Ему было предназначено смешаться с ними и жениться на одной из их дочерей, чтобы раздуть вражду между ними и евреями и затем отомстить филистимлянам, не поставив под удар своих соплеменников.

Его дух и его назначение в этой жизни были настолько возвышенными, что наш праотец Яаков, пророчески предвидевший его появление, решил сперва, что он будет предвестником Машиаха и возвестит наступление эры Конечного Искупления.

Однако Шимшону не удалось остаться на высоте своего предназначения. Когда он объявлял своим родителям, что собирается жениться на филистимлянке, он сказал им: "Ее возьмите мне, потому что она угодна в моих глазах" (Шофтим 14:3). Хотя он намеревался жениться на этой девице, чтобы впоследствии держать филистимлян в страхе, и хотя Небо одобрило его женитьбу на филистимлянке (см. там же), он не добился того, чего хотел, ибо выбрал девицу, "угодную своим глазам". То, что на его побуждениях, которые должны были быть чисто духовными, лежал налет вожделения, говорило о нравственном ущербе его души, который в конце концов и привел его к гибели.

Постигшее Шимшона суровое наказание было воздаянием "мера за меру". Филистимляне выкололи ему глаза, которые заглядывались на эту девицу (Шофтим 16:21).

= Амнон. Сын Давида Амнон навлек на себя смертную кару потому, что не управлял своими страстями. Как рассказано в Писании (II Шмуэль 2:13), Амнон вырос в царском дворце вместе с Тамар. Хотя на самом деле, согласно закону Торы, она не была его сестрой, он знал, что по разным причинам ее не отдадут ему в жены. По совету своего нечестивого друга Йонадава он остался с ней наедине и заставил ее подчиниться его воле. Брат Тамар Авшалом отомстил за это злое дело, приказав убить Амнона.

После этого события Санхедрин запретил евреям уединяться даже с незамужними девицами.

= Зимри. Из этих трех людей, наказанных за безнравственность, самое большое несчастье причинил Зимри. Он не только сам был убит, но и навлек смерть на 24 000 других евреев (об этом подробнее рассказывается в разделе Балах).

Земля Израиля не терпит распутства

Хотя безнравственность карается повсюду, где бы она ни проявилась, в Земле Израиля она наказывается особенно строго: изгнанием из страны (Ваикра 18:28).

Чем же отличается Земля Израиля от прочих стран? Ответ дает следующая притча.

Заключенных концлагеря кормили грубой пищей, смешанной с грязью. Те, кто выросли в бедной семье и с детства были знакомы с лишениями, без особого труда проглатывали эту пищу. Но другие привыкли к изысканной еде, подаваемой в чистой посуде. Хотя голод и заставлял их преодолевать свое отвращение, их нежные желудки не выдерживали и после каждой еды их тошнило.

Изо всех стран света Земля Израиля обладает высочайшей степенью святости. Поэтому она как бы более чувствительна ко всякому злу, совершаемому в ее священных пределах. Если обитатели Святой Земли преступают волю Ашема, то ее благородная сущность не выносит их присутствия. Поэтому она неизбежно "изрыгает" их, и они отправляются в изгнание.

Расселять жителей каждой завоеванной страны по другим областям своего царства (дабы уменьшить вероятность бунта) - такова была политика ассирийского царя Шалманэсера.

Так, он привел неевреев, обитавших в Бавеле, Куге и других городах, на поселение в Эрец Исраэль. Эти люди и здесь продолжали, как и прежде, служить своим идолам. Тогда Ашем наслал львов, которые умертвили многих из них.

Язычники отправили Шалманэсеру послание, где говорилось:

"Царь, властелин наш, Земля, в которой ты поселил нас, как видно, не может терпеть нас на себе, ибо мы подверглись нападению диких зверей и лишь немногие из нас уцелели".

Ассирийский царь послал за еврейскими мудрецами и спросил у них:

"Почему все годы, что вы жили на этой земле, львы не трогали вас, а вот теперь они нападают на моих подданных?"

Мудрецы дали ответ, который, как они надеялись, должен был склонить императора к тому, чтобы удалить неевреев из Эрец Исраэль.

"Властелин наш, царь, - воскликнули они, - знай же, что наша Земля не допустит никого, кто не обрезан и несведущ в Торе".

"Коли так, - повелел император, - пошлите двух ваших мудрецов, чтобы они обрезали кутим и обучили их Торе".

У мудрецов не было иного выхода, кроме как подчиниться. Эти новообращенные из города Куга, известные как "обращенные из-за львов", причинили впоследствии много вреда нашему народу.

Возникает вопрос, почему Ашем не наказал идолопоклонников в их собственной стране, но наслал на них львов, как только они поселились в Земле Израиля.

Израиль - это Дворец Царя. Прегрешение, которое может быть терпимо в любом другом месте, на Святой Земле карается безотлагательно.

Рамбан объясняет этим принципом уничтожение нечестивых городов Сдома, Аморы, Адмы и Цваима.

Это отнюдь не единственные места на свете, обитатели которых во времена Авраама были испорченными людьми. Многие страны, например, Египет, были также развращены и подвластны пороку. Почему же тогда Б-жий Промысел так сурово покарал именно эти четыре города? Объяснение кроется в том, что эти города находились в Земле Израиля, где не могут жить грешники. Поэтому нечестивцы были быстро истреблены.

В этом одна из причин, почему ни одному народу, пытавшемуся осесть в Земле Израиля (называвшейся ранее Землей Ханаанской), не удалось этого сделать. Один за другим народы изгонялись из страны, так как не обладали нужным уровнем святости.

Народом, обитавшим в Земле дольше других, были хананеи. Но ведь известно, что они были самым распутным из всех людских племен. Так разве они не должны были бы немедленно быть изгнаны из Святой Земли?

Наши мудрецы объясняют, почему их изгнание задержалось на сорок лет.

1. Это явилось им наградой за те почести, которые они некогда воздали Аврааму. Когда Авраам обратился к жителям Ханаана с просьбой продать ему участок земли, чтобы похоронить там Сару, они почтили его словами "князь Б-жий" и помогли ему приобрести этот участок.

2. Ашем позволил им задержаться в Святой Земле ради евреев, которым Он обещал землю, изобилующую всеми полезными и драгоценными дарами.

Сорок лет перед приходом евреев люди Ханаана строили дома и сажали сады. Так что евреи пришли в богатую землю, "текущую молоком и медом".

Но когда по прошествии сорока лет безобразия хананеев достигли предела, они были выдворены из Святой Земли, где вместо них поселились евреи. Ашем предупреждал евреев: Земля будет вашей, пока вы будете чисты. Не пачкайте себя мерзостями, дабы "не изрыгнула Земля вас, как изрыгнула она народ, бывший до вас" (Ваикра 18:28).

Когда евреи стали подражать обычаям окружавших их народов, сбылось то, о чем предостерегал Всемогущий. Они стали терпеть поражения в битвах и, в конце концов, отправились в изгнание.

Б-жественная Тора написана для всех времен. Она предупреждает нас, что мы сумеем прочно утвердиться в Земле Израиля, только если будем обладать таким уровнем святости, который соответствовал бы внутренней святости этой Земли, иначе нас постигнет та же судьба, которая постигла наших предков и те народы, чье распутство Земля не могла вынести.

К несчастью, наше поколение извлекает сведения о смысле жизни главным образом из газет. Газеты убеждают читателя, что экономика, армия и культурные учреждения - важнейшие основы существования Израиля. Однако Тора ясно указывает: все это никоим образом не обеспечивает нашего дальнейшего пребывания на Земле. До тех пор, пока Иерусалимский университет проповедует ересь и смешанные браки, пока в каждом еврейском городе существуют кинотеатры и другие "культурные учреждения", прославляющие все виды пороков, пока свой образ жизни евреи уподобляют "лучшим" образцам нееврейской культуры, - мы не отличаемся от народов, живших тут раньше и впоследствии изгнанных из Святой Земли.

Вместо того, чтобы щедро тратить деньги и усилия на систему, порочную в корне, мы должны задуматься об основах бытия на Святой Земле.

Государству, жизнь которого основана на принципах Торы, обеспечена защита Свыше. Поэтому поддерживать нам нужно прежде всего сшивы, хедеры и другие религиозные учреждения.

Защита от безнравственности

Говоря о запрещенных связях, Тора употребляет особое выражение: "не приближайся к ним" (Ваикра 18:6,9).

Исходя из этого, наши мудрецы ввели законы, запрещающие мужчине уединяться с посторонней женщиной.

Однажды Р. Йосе Аглили стоял в раздумье на перепутье и увидел Брурию, жену Р. Меира, известную своей ученостью.

"По какой дороге следует пойти, чтобы попасть в город Лод?" - спросил он у нее.

"Глупец, - рассердилась она, - разве не советуют наши мудрецы не умножать разговоров с женщинами (Авот 1:5)? Ты должен был спросить: "Какая дорога в Лод?"

Предосторожности, охраняющие нравственность, - это не старомодные правила, без которых в нынешнее время можно обойтись. Нет, Всемогущий, вылепивший человеческую душу, прекрасно знает все движущие побуждения и инстинкты, вселенные Им во всякое творение. Поэтому Он повелел нам принимать меры предосторожности против безнравственности - самого трудноодолимого соблазна. Если инстинкт обуздан и запряжен в работу, цели которой святы, это связывает человека с Творцом, благодаря чему Шехина обитает в нашей среде. Если же мы пойдем по пути прочих народов, то будем низведены до уровня животных.

Дни праздника Суккот были самыми яркими и радостными из всех дней года. Великие мудрецы Торы, главы вшив, члены Санхедрина плясали и играли на разных музыкальных инструментах, а весь народ смотрел на это зрелище.

Первоначально женщины оставались в женском отделении, в то время как мужчины собирались у подножия Храмовой Горы; однако такое расположение приводило к излишнему общению полов и к чрезмерной игривости. Посему мудрецы приказали мужчинам занять женское отделение, а женщинам стоять снаружи. Но и это показалось недостаточным, и тогда на стенах Храма были сооружены балконы, которые перед каждым праздником Суккот обносились решетчатыми ограждениями, и теперь женщины могли смотреть на праздничное действо сверху.

Мудрецы сочли эти предосторожности обязательными, несмотря на то, что празднества проводились в Храме, где каждый еврей и так вел себя сдержанно и почтительно.

Иллюстрируя заботу евреев о чистоте и нравственности, Гемара приводит пророчество о грядущих временах, когда настанут дни великой скорби по Машиаху бен Йосефу, который падет в войне Гога и Магога: "И будет рыдать земля, каждое семейство особо: семейство дома Давидова особо, их жены особо; семейство дома Натана особо, жены их особо; ...и все остальные семейства - каждое семейство особо и жены их особо" (Зехария 12:12-14).

Мы читаем здесь, что мужчины и женщины будут разделены даже в момент оплакивания. И это несмотря на то, что:

а) в дни скорби люди меньше склонны к легкомыслию;

б) это пророчество касается того времени, когда Ашем с корнем вырвет из человеческого сердца злое начало, гнездящееся в нем сегодня, и восстановит ту чистоту, которой обладал Адам.

Приведенные примеры показывают, что Тора требует обязательных мер предосторожности для охраны чистоты и нравственности.

Рав Деслер объясняет, что защитники идеи смешанных школ, утверждающие, что каждодневные встречи привьют обоим полам иммунитет против соблазна, совершают серьезную ошибку. По внешним признакам современная жизнь действительно в огромной степени отличается от той жизни, что вели наши предки две тысячи лет назад. Но основные инстинкты человека остаются теми же, что и во времена Адама. Злое начало не устает охотиться за человеком; защитись от него с одной стороны, оно найдет другие пути. Если человек не защищен от его нападений, то он становится совершенно невосприимчивым к святости, и всеобщая развращенность нашей эпохи увлекает его за собой.

Всемогущий присоединил Свое великое Имя к именам нескольких людей, избежавших безнравственности; среди них были Йосеф и Палтиэль.

= Йосеф каждый день подвергался обольщениям жены Потифара, и все же он не согрешил. Ашем сказал: "За каждое твое воздержание от греха ты будешь вознагражден мера за меру".

Его шея не склонилась к греху, и фараон украсил ее золотым ожерельем. Его руки избежали греха, и фараон унизал их кольцами. Его тело осталось чистым, и льняные одежды облекли его. Ноги не привели его к греху, и он стал ездить на царской колеснице. Его мысли были безгрешны, и посему он был провозглашен отцом мудрости. И, наконец, все эти достижения увенчаны были тем, что Йосеф получил новое имя - Йеосеф (Теилим 81:6) - добавлением к своему прежнему имени буквы "эй" из Имени Ашема; Сам Всемогущий свидетельствовал, что Йосеф не согрешил ни в малейшей степени.

= Всемогущий связал Свое Имя и с Палти бен Лаишем, который, чтобы уберечь себя от безнравственности, проявлял наивысшее самоограничение и превзошел в этом даже Йосефа. Йосеф год подвергался соблазну, а Палти - многие годы; Йосеф устоял перед несомненным прегрешением, а Палти - перед искушением совершить поступок, который мог бы быть оправдан по закону.

Царь Шаул, считавший по некоему алахическому соображению недействительным замужество своей дочери Михаль с Давидом, своевольно отдал ее в жены другому человеку, Палти. Но Б-гобоязненный Палти все те годы, что он по повелению царя считался мужем Михаль, не притрагивался к ней. Он не хотел совершать поступок, который мог бы оказаться греховным. За это ему воздана великая честь: его имя скреплено с Именем Б-жьим и он назван Палтиэлем (I Шмуэль 3:15).

Гемара приводит еще один пример.

Несколько мудрецов сидели вместе, и один из них задал вопрос: "Знаете ли вы о египетском городе Сахния?"

И вот что он рассказал: "Еврейские юноша и девушка из этого города обручились и собирались пожениться, но язычники захватили их и увели в изгнание. Там их господин поженил их по закону той страны.

Она сказала ему: "Мы не можем жить как муж и жена, ибо у меня нет от тебя ктубы (брачного договора)". И до самой своей смерти он не дотрагивался до нее, и в день, когда он умер, женщина сказала: "Вознесите этому праведнику достойные его хвалы, ибо он сдерживал свое злое начало дольше, нежели Йосеф. Он подвергался искушению всю свою жизнь, находясь бок о бок с женщиной, которая формально была ему женой, но не притронулся.

Удаляясь от безнравственности, человек соединяет себя со Всемогущим.

Тому, кто по нечаянности увидел нечто непристойное, но не позволил себе глядеть на это, уготована особая награда. О таком человеке сказано: "Тот... кто закрывает свои глаза, чтобы не видеть зла ...твои глаза увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную" (Йешаяу 33:15, 17).

Мидраш поясняет, что наградой ему будет лицезрение Шехины и что, кроме того, он удостоится видеть, как грешники мучаются в Геиноме (в "земле отдаленной" ).

Тора требует от еврея более праведного поведения, чем от язычника. Закон и язычникам запрещает прелюбодеяние и кровосмешение, но еврей осуждается даже за распутный взгляд (Ваикра раба 23:12) и за любое действие, побуждающее к безнравственности. Более того, Тора прямо запрещает безнравственные мысли (как будет объяснено в разделе Шлах).

Если мы возвышаем себя до нравственного уровня Торы, а не приспосабливаемся к растленному образу жизни, которым отличается наше нееврейское окружение, то мы содействуем приближению нашего народа к его высокому назначению быть "царством коэнов и святым народом" (Шмот 19:6).

Не отводить детей к жрецам Молоха

Ашем сказал евреям: "И своих детей не давай проводить (через огонь) пред Молохом" (Ваикра 18:21). В разделе Кедошим (20:1-5) об этом запрете говорится более подробно.

Как происходило поклонение Молоху? Разжигали два костра и проводили между ними детей.

Действительно ли детей сжигали - спорно. Согласно Рамбаму и Раши, ребенка просто проводили через огонь и затем возвращали родителям живым. Тора говорит о "проведении ребенка между огнями" и запрещает это действие даже в том случае, если ребенку не наносится никакого вреда. С другой стороны, Рамбан утверждает, что служение Молоху действительно включало человеческие жертвоприношения, и приводит для подтверждения своего мнения отрывки из Танаха.

Ялкуг иначе рассказывает о ритуале служения Молоху:

Молох представлен был изваянием с мордой тельца и протянутыми вперед человеческими руками. Торс изваяния был полым, чтобы внутри разжигать огонь. Перед изваянием сооружалось семь палат. Человеку, пришедшему принести в жертву птицу, велели делать это в первой палате, овцу - во второй, ягненка - в третьей, тельца - в четвертой, быка - в пятой, вола - в шестой; двери в седьмую, сокровенную палату - обиталище идола - предназначались для того, кто пришел принести в жертву собственного сына.

Отец целовал идола. Затем жрецы разжигали огонь внутри изваяния до тех пор, пока руки идола не раскалялись добела. Тогда ребенка клали на ладони Молоха, и его крики тонули в сопровождавших церемонию громких ударах жреческих барабанов.

Жрецы Молоха устрашали и запугивали всех родителей тем, что если они не насытят нужды идола, он воспылает яростью и убьет всех остальных детей. Так как этой опасности пугались чаще всего женщины, Тора увещевает их не поддаваться угрозам жрецов.

Если двое людей свидетельствовали, что еврей нарушает запрет и отводит ребенка к жрецам Молоха, суд приговаривал его к побиению камнями.

Если свидетелей не было или они боялись дать показания, Ашем карал отступника "отрезанием души", которое влечет за собой преждевременную кончину, а также смерть всех его детей. (Тора предостерегает, что, уступая требованиям жрецов Молоха, родители не добьются счастья и благополучия для своих детей. Наоборот, они навлекут смерть на себя и на свое потомство).

В то время как за предание своего ребенка Молоху родитель карается смертью, всех родственников грешника Ашем наказывает страданиями. Если член семейства совершает что-то неправедное, то это дурно отражается на всех его сородичах, ибо, скорее всего, они недостаточно сильно пытались воспротивиться и помешать своему родственнику совершить это преступление.

Наши мудрецы учат, что еврей, который доставляет Молоху не одного или нескольких, а всех своих детей, свободен от смертной казни по приговору суда.

Как это понимать?

Тора повелевает казнить грешника для его же блага. Смерть искупает его прегрешение, сохраняя для него удел в Мире Грядущем. Однако вина еврея, доставившего Молоху всех своих детей, не может найти искупления через простую физическую смерть. Грех оставил в его душе такой глубокий отпечаток, что смертная кара не в силах послужить искуплением и поэтому теряет свой смысл. Такого грешника очистят лишь муки Геинома.

Ашем сказал: Я обращу Свое лицо на того человека и истреблю его из среды его народа, ибо он дал от своих детей Молоху, чтоб осквернить Мое Святилище и бесчестить Имя Моей святости (Ваикра 20:3). Принося дитя в жертву идолу, еврей тем самым оскорбляет Ашема и удаляет Шехину из среды общины Израиля.

Сказано об идолопоклоннике царе Ахазе, правившем царством Йеуды: "И он также заставил сына своего пройти через огонь согласно мерзостям народов" (I Мелахим 16:3).

Ахаз доставил жрецам своего маленького сына Хизкияу, чтобы они сожгли его. Но мать Хизкияу успела пропитать кожу своего ребенка кровью некоей твари, напоминающей саламандру, и, таким образом, сделала ее неподвластной огню. (Это была особая тварь, созданная волшебством). Ашем сотворил ее специально для того, чтобы не дать погибнуть праведнику Хизкияу.

Хотя в прямом смысле культ Молоха и не дошел до наших дней, запрет этот имеет отношение и к нам. Р. Йосеф Хаим Зонненфельд и другие мудрецы говорят о родителях, отдающих своего ребенка в "нормальную" светскую школу, как о "предающих дитя Молоху". Родители должны заботиться о физическом здоровье ребенка, но в неменьшей степени они обязаны печься и о его духовном здоровье.

На впечатлительную душу ребенка влияет не только содержание урока: он чувствует также и нравственную позицию своего учителя - по его поведению и даже по брошенным походя замечаниям.

Поэтому постоянное воздействие среды или личности, не сообразовывающейся с нормами Торы, может отражаться на духовных достоинствах ребенка в течение всей дальнейшей жизни.

Тора увещевает еврея удержаться от соблазна отдать своих детей Молоху. Она умоляет нас давать детям образование в атмосфере святости и развивать их способности в служении Ашему.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = ОГЛАВЛЕНИЕ =