Ричард ДокинзБог как иллюзия |
Глава восьмая. Что плохого в религии? Зачем на неё нападать?
Тёмная сторона абсолютизма
Касаясь в предыдущей главе изменчивой природы Zeitgeist, я упоминал
о сходном нравственном настрое, некоем моральном консенсусе, широко распространённом
среди либерально мыслящих, просвещённых, нравственных индивидуумов. В конце
оптимистично заключалось, что все мы в целом, пусть и в разной степени, присоединяемся
к этому консенсусу. При этом я имел в виду большинство возможных читателей этой
книги, вне зависимости от того, являются они верующими или нет. Но, безусловно,
не все присоединяются к консенсусу (так же как и не все пожелают прочесть эту
книгу). Мы вынуждены признать, что абсолютистские взгляды себя ещё далеко не
изжили. К сожалению, они и поныне здравствуют в умах огромного количества людей
во всём мире; самые угрожающие их проявления заметны в мусульманских странах
и в нарождающейся американской теократии (более подробно см. об этом в соответственно
озаглавленной книге Кевина Филипса – «Американская теократия»). Практически
всегда абсолютизм произрастает на почве сильной религиозной веры, и этот факт
демонстрирует, как религия может играть в мире роль источника зла.
В Ветхом Завете одно из самых страшных наказаний предусматривалось за богохульство.
В некоторых странах оно существует и по сей день. Статья 295?C Уголовного кодекса
Пакистана предписывает за это «преступление» смертную казнь. 18 августа 2001
года к смертной казни за богохульство приговорили врача и преподавателя д?ра
Юниса Шейха. Его преступление состояло в высказывании мысли, что пророк Мухаммед
не был мусульманином до того, как создал религию в возрасте 40 лет. Одиннадцать
его студентов донесли о «преступлении» властям. Закон о богохульстве чаще применяется
в Пакистане против христиан, как, например, в случае с Августином Ашиком «Кингри»
Маси, приговорённым к смерти в Фейсалабаде в 2000 году. Христианину Маси не
разрешалось жениться на любимой девушке, потому что она была мусульманкой, а,
согласно пакистанскому (и мусульманскому) закону, мусульманская девушка не имеет
права – представьте себе – выходить замуж за христианина. Когда он пытался перейти
в мусульманство, его обвинили, что он делает это из корыстных побуждений. Из
отчёта, с которым я ознакомился, трудно понять, было ли это само по себе тяжким
преступлением либо его дополнительно обвиняют в каких?то высказываниях о нравственности
самого пророка. В любом случае его поведение не привело бы к вынесению смертного
приговора ни в одной стране со свободным от религиозного ханжества законодательством.
В 2006 году в Афганистане к смерти за обращение в христианство приговорили Абдула
Рахмана. Может, он убил кого?нибудь, нанёс увечья, украл или, в конце концов,
повредил чьё?то имущество? Нет. Он просто поменял мнение. Своё внутреннее, персональное
убеждение. Он позволил себе прийти к мыслям, оказавшимся не по душе правящей
партии. И речь идёт, заметьте, не о талибском Афганистане, а об «освобождённом»
Афганистане Хамида Карзая, основанном при поддержке коалиции во главе с Америкой.
Г?ну Рахману, к счастью, удалось избежать казни, но только после упорной международной
кампании и только благодаря тому, что его признали невменяемым. Сейчас, чтобы
избежать смерти от руки выполняющих религиозный долг правоверных, он нашёл убежище
в Италии. А в конституции «освобождённого» Афганистана по?прежнему есть статья,
карающая вероотступничество смертной казнью. Вероотступничество, замечу ещё
раз, не предполагает нанесения никакого вреда ни людям, ни собственности. Это
«мыслепреступление» в чистом виде, выражаясь словами Оруэлла из «1984», и по
исламскому закону официальное наказание за него – смерть. И оно приводится в
исполнение, вот ещё один пример: 3 сентября 1992 года в Саудовской Аравии за
вероотступничество и богохульство Садику Абдулу Кариму Малаллаху публично отрубили
голову[169].
Однажды я участвовал в теледебатах с упомянутым в главе 1 ведущим британским
«либеральным» мусульманином сэром Икбалом Сакрани и задал ему вопрос относительно
смертной казни за вероотступничество. После долгих увёрток и уклонений он так
и не высказался ни за, ни против. Изо всех сил стараясь увильнуть от ответа,
он заявил, что незачем обсуждать такие несущественные детали. И это – человек,
посвящённый британским правительством в рыцари за заслуги в развитии «добрых
межконфессиональных отношений».
Но и насчёт христианства заблуждаться не стоит. Ещё в 1922 году в Великобритании
Джона Уильяма Готта приговорили к 9 месяцам каторжных работ за богохульство
– он сравнил Иисуса с клоуном. И, как ни поразительно, богохульство по?прежнему
остаётся в Великобритании преступлением[170], и в 2005 году христианская группа
пыталась начать частное судебное преследование против Би?би?си за показ мюзикла
«Джерри Спрингер, опера».
В США недавно появилось, и по понятным причинам не могло не появиться, выражение
«американские талибы». Поиск в Гугле показывает, что оно уже в широком употреблении.
Цитатники этих господ, содержащие мудрость американских религиозных лидеров
и политиков, пугающим образом напоминают узколобость, бессердечную жестокость
и злобность афганских талибов, аятоллы Хомейни и ваххабитского правительства
Саудовской Аравии. Особенно богатое собрание отвратительно нелепых цитат можно
найти на веб?сайте «Американский талибан», начиная с совсем уже невероятного
высказывания, принадлежащего особе по имени Анн Култер, всерьёз призывающей:
«Мы должны захватить их страны и, уничтожив вождей, обратить их всех в христианство»[171]
(и это, как уверяют меня американские коллеги, не изобретение американской пародийной
газеты «Луковица»). Другие перлы: «Используйте слово “gay” только как сокращение
“Got Aids Yet?” (“Ещё не заработал СПИД?”)» – член конгресса Боб Дорнан; генерал
Уильям Г. Бойкин: «Джорджа Буша избрало не большинство населения США, его назначил
Господь»; и более давний – знаменитая стратегия охраны окружающей среды министра
внутренних дел из правительства Рональда Рейгана: «Незачем охранять природу,
Второе пришествие не за горами». Афганский и американский талибан – наглядный
пример того, как действуют люди, принимающие Священное Писание буквально и всерьёз.
Глядя на них, можно с замиранием сердца представить, каково жилось населению
теократических обществ Ветхого Завета. Книга Кимберли Блейкер «Основы экстремизма.
Правые христиане в Америке» подробно повествует об угрозе христианских талибов
(хотя этот термин в книге не используется).