=ПРАЗДНИКИ=НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ=ИСТОРИЯ=ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ=НОВОСТИ=

КНИГА ИОНЫ

Перевод книги Ионы по изданию "Маханаим"

Глава 1

1. И БЫЛО СЛОВО БОГА ИОНЕ БЕН АМИТАЙ ТАКОЕ.

2. ВСТАНЬ, ИДИ В НИНЕВИЮ, ГОРОД БОЛЬШОЙ, И ВСКРИЧИ ЕМУ, ИБО ПОДНЯЛОСЬ ЗЛО ЕГО ПЕРЕДО МНОЙ.

3. И ВСТАЛ ИОНА, ЧТОБЫ БЕЖАТЬ В ТАРШИШ ОТ ЛИЦА БОГА, И ПРИШЕЛ В ЯФО, И НАШЕЛ КОРАБЛЬ, ИДУЩИЙ В ТАРШИШ, И ДАЛ ПЛАТУ ЗА НЕГО, И ВЗОШЕЛ НА НЕГО, ЧТОБЫ ПЛЫТЬ В ТАРШИШ ОТ ЛИЦА БОГА.

4. А БОГ НАВЕЛ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР НА МОРЕ, И БЫЛА БУРЯ БОЛЬШАЯ В МОРЕ, И КОРАБЛЬ, КАЗАЛОСЬ, ВОТ-ВОТ РАЗЛОМАЕТСЯ.

5. И ИСПУГАЛИСЬ МОРЯКИ, И ВОЗЗВАЛИ КАЖДЫЙ К БОГУ СВОЕМУ, И ВЫБРОСИЛИ СОСУДЫ, КОТОРЫЕ НА КОРАБЛЕ, В МОРЕ, ЧТОБЫ ОБЛЕГЧИТЬ КОРАБЛЬ, А ИОНА СПУСТИЛСЯ В ТРЮМ, ЛЕГ И УСНУЛ.

6. И ПОДОШЕЛ К НЕМУ КОРМЧИЙ И СКАЗАЛ ЕМУ: "ЧТО ЖЕ СПИШЬ ТЫ? ВСТАВАЙ, ВОЗЗОВИ К БОГУ СВОЕМУ, МОЖЕТ БЫТЬ, ПОДУМАЕТ БОГ О НАС, И НЕ ПРОПАДЕМ".

7. И СКАЗАЛИ ДРУГ ДРУГУ: ДАВАЙТЕ БРОСИМ ЖРЕБИЙ И БУДЕМ ЗНАТЬ, ИЗ-ЗА КОГО ЭТО БЕДСТВИЕ НАМ. И КИДАЛИ ЖРЕБИЙ, И ПАДАЛ ЖРЕБИЙ НА ИОНУ.

8. И СКАЗАЛИ ЕМУ: "СКАЖИ-КА НАМ ТЫ, ИЗ-ЗА КОТОРОГО ПОСТИГЛО НАС БЕДСТВИЕ ЭТО: КАКОЕ ЗАНЯТИЕ ТВОЕ И ОТКУДА ПРИШЕЛ ТЫ, ЧТО ЗА СТРАНА ТВОЯ И ИЗ КАКОГО НАРОДА ТЫ?"

9. И СКАЗАЛ ИМ: "ЕВРЕЙ Я И СТРАШУСЬ ГОСПОДА, БОГА НЕБЕС, СОТВОРИВШЕГО МОРЕ И СУШУ".

10. И ИСПУГАЛИСЬ ЛЮДИ СТРАХОМ ВЕЛИКИМ И СКАЗАЛИ ЕМУ: "КАК ЖЕ ТЫ СДЕЛАЛ ТАКОЕ?", КОГДА УЗНАЛИ ЛЮДИ, ЧТО ОТ ЛИЦА БОГА ОН БЕЖИТ, ИБО СООБЩИЛ ИМ.

11. И СКАЗАЛИ ЕМУ: "ЧТО НАМ СДЕЛАТЬ С ТОБОЙ, ЧТОБЫ УТИХЛО МОРЕ ДЛЯ НАС?", ИБО МОРЕ БУШУЕТ ВСЕ БОЛЬШЕ?

12. И СКАЗАЛ ИМ: "ВОЗЬМИТЕ МЕНЯ И БРОСЬТЕ В МОРЕ, И УСПОКОИТСЯ МОРЕ ДЛЯ ВАС, ИБО ЗНАЮ Я, ЧТО ИЗ-ЗА МЕНЯ ЭТА ВЕЛИКАЯ БУРЯ ВАМ".

13. И СТАЛИ ГРЕСТИ ЭТИ ЛЮДИ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ СУШИ, И НЕ МОГЛИ, ИБО МОРЕ ВСЕ БОЛЬШЕ БУШЕВАЛО ПРОТИВ НИХ.

14. И ВОЗЗВАЛИ ОНИ К БОГУ И СКАЗАЛИ: "ПРОСИМ, ВСЕВЫШНИЙ, НЕ ДАЙ НАМ ПРОПАСТЬ ИЗ-ЗА ДУШИ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА И НЕ ВОЗЛОЖИ НА НАС КРОВИ НЕВИННОЙ, ИБО ТЫ, ВСЕВЫШНИЙ, СДЕЛАЛ ТО, ЧТО ХОТЕЛ".

15. И ПОДНЯЛИ ИОНУ, И БРОСИЛИ ЕГО В МОРЕ, И ПЕРЕСТАЛО МОРЕ БУШЕВАТЬ.

16. И УСТРАШИЛИСЬ ВСЕВЫШНЕГО ЭТИ ЛЮДИ СТРАХОМ ВЕЛИКИМ, И ПРИНЕСЛИ ЖЕРТВУ БОГУ, И ДАЛИ ОБЕТЫ.

Глава 2

1. И ПРЕДУГОТОВИЛ БОГ РЫБУ БОЛЬШУЮ ПРОГЛОТИТЬ ИОНУ, И ПРОБЫЛ ИОНА ВО ЧРЕВЕ ЭТОЙ РЫБЫ ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ.

2.И МОЛИЛСЯ ИОНА БОГУ ВСЕСИЛЬНОМУ СВОЕМУ ИЗ ЧРЕВА РЫБЫ.

3. И СКАЗАЛ: ВЗЫВАЮ ИЗ БЕДЫ СВОЕЙ К БОГУ, И ДА ОТВЕТИТ МНЕ. ИЗ ЧРЕВА ПРЕИСПОДНЕЙ КРИЧУ О ПОМОЩИ: УСЛЫШЬ ГОЛОС МОЙ.

4. ИБО ТЫ ВВЕРГ МЕНЯ В ПУЧИНУ, В СЕРДЦЕ МОРЕЙ, И ПОТОКИ ОКРУЖИЛИ МЕНЯ. ВСЕ, ЧЕМ КРУШИШЬ ТЫ, И ВСЕ ВОЛНЫ ТВОИ ПРОХОДЯТ НАДО МНОЙ. И СКАЗАЛ:

5. ПРОГНАН Я ОТ ОЧЕЙ ТВОИХ, НО ВСЕ ЖЕ УВИЖУ ЕЩЕ ХРАМ СВЯТОСТИ ТВОЕЙ.

6. ОЪБЯЛИ МЕНЯ ВОДЫ ДО САМОЙ ДУШИ, БЕЗДНА ОКРУЖАЕТ МЕНЯ, ТРОСТНИКОМ ОБВИТА ГОЛОВА МОЯ.

7. НА ГЛУБИНУ ГОР ОПУСТИЛСЯ Я, ЗЕМЛЯ ЗАПОРАМИ СВОИМИ ЗАКРЫТА ОТ МЕНЯ НАВЕК; НО ТЫ, ГОСПОДЬ БОГ МОЙ, ВЫВЕДИ ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ ЖИЗНЬ МОЮ.

8. КОГДА ИЗНЕМОГЛА ВО МНЕ ДУША МОЯ, ГОСПОДА ВСПОМНИЛ Я; ПУСТЬ ПРИДЕТ К ТЕБЕ МОЛИТВА МОЯ, К ХРАМУ СВЯТОСТИ ТВОЕЙ.

9. ЧТУЩИЕ СУЕТНУЮ ЛОЖЬ ОСТАВИЛИ МИЛОСЕРДНОГО СВОЕГО;

10. А Я ГОЛОСОМ БЛАГОДАРНОСТИ ПРИНЕСУ ЖЕРТВУ ТЕБЕ; ЧТО ОБЕЩАЛ ТЕБЕ - ИСПОЛНЮ. СПАСЕНИЕ - У БОГА.

11. И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ РЫБЕ, И ИЗВЕРГЛА ОНА ИОНУ НА СУШУ.

Глава 3

1. И БЫЛО СЛОВО БОГА К ИОНЕ ВО ВТОРОЙ РАЗ ТАКОЕ:

2. "ВСТАНЬ, ИДИ В НИНЕВИЮ, ВЕЛИКИЙ ГОРОД, И ОГЛАСИ ЕМУ ВОЗЗВАНИЕ, КОТОРОЕ Я ГОВОРЮ ТЕБЕ".

3. И ВСТАЛ ИОНА, И ПОШЕЛ В НИНЕВИЮ, ПО СЛОВУ БОГА; А НИНЕВИЯ БЫЛА ГОРОДОМ БОЛЬШИМ ДЛЯ ГОСПОДА, ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ ТРИ ДНЯ ХОДЬБЫ.

4. И НАЧАЛ ИОНА ХОДИТЬ ПО ГОРОДУ, СКОЛЬКО МОЖНО ПРОЙТИ В ОДИН ДЕНЬ ПУТИ, И ПРОВОЗГЛАШАЛ, ГОВОРЯ: "ЕЩЕ СОРОК ДНЕЙ - И НИНЕВИЯ БУДЕТ ПЕРЕВЕРНУТА!"

5. И ПОВЕРИЛИ ЛЮДИ НИНЕВИИ БОГУ, И ПОСТАНОВИЛИ ПОСТ, И ОДЕЛИСЬ В МЕШКОВИНУ ОТ БОЛЬШИХ ДО МАЛЫХ.

6. И ДОШЛО ЭТО СЛОВО ДО ЦАРЯ НИНЕВИИ, И ВСТАЛ ОН С ТРОНА СВОЕГО, И СНЯЛ С СЕБЯ ОДЕЖДЫ ЦАРСКИЕ, И ОБЛАЧИЛСЯ В МЕШКОВИНУ, И СЕЛ НА ПЕПЕЛ.

7. И ВСКРИЧАЛ ОН, И ПРОВОЗГЛАСИЛ В НИНЕВИИ ОТ ИМЕНИ ЦАРЯ И ЕГО ВЕЛЬМОЖ: "ЧТОБЫ НИ ЛЮДИ, НИ ЖИВОТНЫЕ, НИ КРУПНЫЙ, НИ МЕЛКИЙ СКОТ НИЧЕГО НЕ ЕЛИ, НЕ ХОДИЛИ НА ПАСТБИЩА И НЕ ПИЛИ ВОДЫ.

8. И ЧТОБЫ ПОКРЫТЫ БЫЛИ МЕШКОВИНОЙ ЛЮДИ И СКОТ, И ПУСТЬ ВЗЫВАЮТ К БОГУ УСЕРДНО. И ЧТОБЫ ОТВРАТИЛСЯ КАЖДЫЙ ОТ ДУРНОГО ПУТИ СВОЕГО И ОТ НАСИЛИЯ РУК СВОИХ.

9. КТО ЗНАЕТ, МОЖЕТ БЫТЬ, ЕЩЕ СМИЛУЕТСЯ БОГ И ОТВРАТИТ ЯРОСТЬ ГНЕВА СВОЕГО; И МЫ НЕ ПОГИБНЕМ".

10. И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ОНИ ОТВРАТИЛИСЬ ОТ ДУРНОГО ПУТИ СВОЕГО, И ПОЖАЛЕЛ БОГ О БЕДСТВИИ, О КОТОРОМ СКАЗАЛ, ЧТО НАВЕДЕТ НА НИХ, И НЕ НАВЕЛ.

Глава 4

1. И ОЧЕНЬ ПЛОХО СТАЛО ИОНЕ, И ДОСАДНО СТАЛО ЕМУ.

2. И МОЛИЛСЯ ОН БОГУ, И СКАЗАЛ: "ВОТ, ВСЕВЫШНИЙ, РАЗВЕ НЕ ТАК ГОВОРИЛ Я, ПОКА БЫЛ ЕЩЕ В ЗЕМЛЕ СВОЕЙ? ПОТОМУ-ТО И БЕЖАЛ Я ЗАРАНЕЕ В ТАРШИШ, ИБО ЗНАЛ Я, ЧТО ТЫ БОГ ПРОЩАЮЩИЙ И МИЛОСЕРДНЫЙ, ДОЛГОТЕРПЕЛИВЫЙ И МНОГОМИЛОСТИВЫЙ И СОЖАЛЕЕШЬ О БЕДСТВИИ".

3. А НЫНЕ, ГОСПОДИ, ПРОШУ ТЕБЯ, ВОЗЬМИ ДУШУ МОЮ ОТ МЕНЯ, ИБО ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ МНЕ, ЧЕМ ЖИТЬ.

4. И СКАЗАЛ БОГ: "НЕУЖЕЛИ ТЫ ТАК РАЗДОСАДОВАН?"

5. И ВЫШЕЛ ИОНА ИЗ ГОРОДА, И ОСТАНОВИЛСЯ К ВОСТОКУ ОТ ГОРОДА. И СДЕЛАЛ СЕБЕ ТАМ ШАЛАШ, И СЕЛ ПОД НИМ В ТЕНЬ - ПОКА НЕ УВИДИТ, ЧТО СТАНЕТ С ГОРОДОМ.

6. И ПРЕДУГОТОВИЛ БОГ КЛЕЩЕВИНУ, И ПОДНЯЛАСЬ ОНА НАД ИОНОЙ, ЧТОБЫ БЫЛА ТЕНЬ НАД ЕГО ГОЛОВОЙ, И ТЕМ СПАСТИ ЕГО ОТ ЗЛА. И ОЧЕНЬ ОБРАДОВАЛСЯ ИОНА ЭТОЙ КЛЕЩЕВИНЕ.

7. И ПРЕДУГОТОВИЛ БОГ ЧЕРВЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ЗАРИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ; И ПОДТОЧИЛ ОН КЛЕЩЕВИНУ, И ОНА ЗАСОХЛА.

8. И БЫЛО: КОГДА ВЗОШЛО СОЛНЦЕ, ПРЕДУГОТОВИЛ БОГ ЖГУЧИЙ ВОСТОЧНЫЙ ВЕТЕР, И СОЛНЦЕ ПАЛИЛО НАД ГОЛОВОЙ ИОНЫ; И ИЗНЕМОГ ОН, И ПРОСИЛ СЕБЕ СМЕРТЬ, И СКАЗАЛ: ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ МНЕ, ЧЕМ ЖИТЬ.

9. И СКАЗАЛ БОГ ИОНЕ: "НЕУЖЕЛИ ТЫ РАЗДОСАДОВАН ТАК СИЛЬНО ИЗ-ЗА КЛЕЩЕВИНЫ?" И СКАЗАЛ ИОНА: "ДО СМЕРТИ ДОСАДНО МНЕ".

10. И СКАЗАЛ ВСЕВЫШНИЙ: "ТЫ СОЖАЛЕЕШЬ О КЛЕЩЕВИНЕ, НАД КОТОРОЙ НЕ ТРУДИЛСЯ И НЕ РАСТИЛ ЕЕ, КОТОРАЯ В ОДНУ НОЧЬ ВЫРОСЛА И В ОДНУ НОЧЬ ИСЧЕЗЛА.

11. КАК ЖЕ МНЕ НЕ ПОЖАЛЕТЬ НИНЕВИЮ, ВЕЛИКИЙ ГОРОД, В КОТОРОМ БОЛЕЕ СТА ДВАДЦАТИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, НЕ УМЕЮЩИХ ОТЛИЧИТЬ ПРАВОЙ РУКИ ОТ ЛЕВОЙ, И МНОЖЕСТВО СКОТА?"

Глава 1

1. Иона, сын Амитая, был признанным пророком; он жил в Израильском (Северном) царстве. Его мать была также кормилицей пророка Элияhу (Ильи).

2. Описываемые события происходят примерно за 10-30 лет до падения Израильского царства, завоеванного Ассирией в 3250 г. от Сотворения мира (511 г. до н. э. по общепринятому летоисчислению). Ниневия, столица Ассирии, была в то время "столицей мира", всеобщим центром идолопоклонства, разврата и злодеяний. Впрочем, в тексте мы не видим никакого указания на время этих событий - этим подчеркивается, что книга Ионы по сути, стоит вне времени; эта книга - притча о тшуве. Это один из немногих случаев, когда Бог послал еврейского пророка к другому народу. Но хотя Иона и послан в Ниневию, на самом деле, его пророчество связано с Израилем. Бог хотел показать Израилю, что даже такой погрязший в грехе город, как Ниневия, и то может раскаяться, и этим подвигнуть Израиль к тшуве. Иона чувствовал, что Ниневия действительно может внять его призывам и раскаяться, и он боялся, что, во-первых, пощаженная Ассирия может впоследствии стать орудием гнева Господа и поразить Израиль (как это позже и произошло); и, во-вторых, что раскаяние Ниневии может послужить как бы дополнительным аргументом в обвинении Израиля: вот, даже языческая Ниневия раскаялась, а твердолобый Израиль все еще не пошел по пути тшувы. Поэтому он не хотел идти в Ниневию.

3. Разве возможно убежать от Господа? Ведь Он - всюду. Иона решил бежать от Шехины (Божественного присутствия), т. е. из Земли Израиля, где наиболее явно оно сконцентрировано. Иона надеялся, что Бог не захочет являться ему вне Земли Израиля. Но сказал Дающий пророчества: "Есть у меня посланцы, подобные ему, которые приведут его ко Мне". Это иллюстрируется следующей притчей. У коhена - священника - убежал раб, который скрылся от своего господина на кладбище, т. к. коhену не разрешается туда входить. Тогда коhен сказал: "Есть у меня рабы, подобные тебе, которые приведут тебя оттуда". Слова "и дал плату за него", как разъясняют мудрецы, означают, что Иона дал плату за весь корабль. Корабль только что прибыл в Яфо и ждал пассажиров. Иона заплатил за весь рейс, потому что торопился и потому, что боялся за судьбу людей на корабле, сознавая, что Бог, возможно, будет преследовать его.

4. Мудрецы разъясняют обстоятельства, указывающие на то, что этот ветер на море был необычным. Во-первых, описываемое событие происходило не в сезон бурь. Если в это время года дует сильный ветер, то он дует с суши и все время в одну сторону, над всем морем. В данном случае все было не так - ветер дул только на данном участке моря, и, что самое поразительное, даже и там остальные корабли плыли спокойно. Во-вторых, употреблен глагол "ломаться". В открытом море корабль тонет, а не ломается. Ломается он, если его выносит на скалы, ближе к берегу. Необычный характер ветра позволил матросам догадаться, что это - не просто буря, а специальное наказание.

5. Итак, моряки облегчили корабль, и каждый стал молиться своему богу, в которого он верил. Иона же спустился спать. Почему? Потому, что он понимал, что эта буря из-за него. Он хотел, если корабль начнет тонуть, утонуть первым, чтобы буря прекратилась и остальные спаслись. Иона считал, что наиболее верный способ уклониться от своей миссии, "убежать от Господа", - это умереть; поэтому ему незачем было молиться.

6. Кормчий увидел, что каждый молится своему богу, и только один Иона не молится. 7. У него появилась надежда, что после молитвы Ионы буря может успокоиться.

8. Моряки верили в специальное божество моря и поэтому спрашивали: "Каковы дела твои, ибо, может быть, именно ты не нравишься этому божеству или, может быть, места, откуда ты пришел, не нравятся этому божеству, а может быть, земля твоя не нравится ему или народ твой не нравится ему?"

9. Ответив: "Страшусь Господа", Иона подтвердил, что именно его грех - причина бури, а сказав, что он еврей и служит Богу, сотворившему море и сушу, он отверг вопрос о морском божестве.

10. Услышав, что согрешил он перед Богом, люди испугались еще сильнее, чем прежде (см. стих 5), ибо тогда это был страх перед опасностью, а теперь - перед Богом.

11. Жребий бросали не для того, чтобы уничтожить виновного, а для того, чтобы его найти. Теперь они предлагают Ионе загладить вину: отправиться с ним прямо в Ниневию или в Землю Израиля, чтобы таким образом успокоить море. Но Иона не хочет идти в Ниневию.

12. Моряки не привыкли топить пассажиров; они решают вернуть его в Яфо, хотя Иона все еще не раскаялся.

13. Итак, моряки стараются вернуть Иону на берег, но не могут. Ситуация, по сравнению с моментом получения Ионой приказа, изменилась: Иона бежал. Поэтому и способ выполнения задачи уже не может быть прежним. Иона должен быть приведен к пониманию своей миссии кружным путем. Слова "против нас" еще раз подчеркивают, что буря была только вокруг этого корабля.

14. Всем этим они хотели сказать, что если они не бросят этого человека в море, то пропадут все. Все в руках Господа, и если Он хочет смерти Ионы, то пусть это будет сделано не руками моряков. Если они бросят Иону в море, то Господь может утопить его или не утопить по Своему желанию.

16. Устрашившись могущества Всевышнего, моряки разуверились в своих идолах-богах и решили сделать гиюр, т. е. перейти в иудаизм. Они признали единого Творца и Господина вселенной. И еще говорят наши мудрецы, что самые верующие люди - это моряки, которые чаще других могут наблюдать силу Его и милость Его. Интересно сравнить стихи 5, 10 и 16. Во всех этих трех стихах есть слова: "И испугались". Но в стихе 5 они просто "испугались", в стихе 10 - "испугались страхом великим". Кроме того, в стихе 5 они называются "моряки", а в стихах 10 и 16 - "люди". Вначале моряки боялись просто бури, и боролись с ней профессиональными способами (выбрасывали сосуды), поэтому они называются "моряки". В стихе 10 говорится уже о "страхе великом", поскольку они поняли, что дело не в стихии, а в Боге, и убоялись Его. Поэтому здесь они ведут себя уже не как моряки, а как люди - молятся и пытаются понять, за что их постигло это бедствие. В стихе 16 говорится уже об истинном страхе Небес. Буря уже улеглась, так что бояться им, в сущности, нечего; но у них появилась истинная Богобоязненность.

Глава 2

Вторая глава, в основном, представляет собой молитву Ионы. В молитве Иона перечисляет все свои беды. Он понимает свою вину и все же надеется на то, что Господь спасет его. Почему же Иона, который готов был погибнуть вместе с кораблем и не молился, теперь, из чрева рыбы, воззвал к Господу? Страдания для него страшнее, чем смерть. Он видит теперь, что Бог не собирается дать ему умереть - убежать от Господа. А терпеть физические страдания он не готов, как это будет видно и из дальнейшего.

9. Итак, Иона принимает на себя повеление Господа и готов идти в Ниневию. Но он понимает, что если Ниневия сделает тшуву, то эта тшува будет неполной, что впоследствии принесет беды Израилю. Поэтому Иона говорит: "Разве таковы "чтущие суетную ложь", разве таковы жители Ниневии, чтобы они могли навсегда отказаться от мерзости идолопоклонства своего? Даже если и смогут они это сделать, то ненадолго".

Глава 3

3. Слова "городом большим для Господа" подчеркивают, что Богу было жаль разрушать город. Они имеют также и иной оттенок: Ниневия относилась к Богу как город "великий", т. е. заносчиво.

6. В первой части приказа царь подтверждает правильность действий народа и добавляет, что нужно усердно молиться. Во второй части он требует от каждого практических действий - загладить свою вину, ибо раскаяние и исповедь не принесут пользы до тех пор, пока человек не исправит совершенное им зло.

Глава 4

Мидраш рассказывает: "Сказал Иона: - Ты пожалел их, и будут они жезлом гнева Твоего. И я - причина этого. Ибо действиями своими усилил гнев Твой на Израиль и дал возможность сказать, что Ассирия лучше Израиля, ибо жители Ниневии раскаялись не требуя знака или знамения. И горько и досадно было Ионе." Мудрецы разъясняют, что Иона огорчился по нескольким причинам. Во-первых, он счел подорванной свою репутацию пророка: город не был перевернут. На самом деле, город был-таки перевернут - в моральном плане - и пророчество, таким образом, исполнилось.

Помимо этого, известно, что пророчество о благе сбывается всегда, в отличие от пророчества о бедствии, которое может и не сбыться (например, в случае тшувы). Во-вторых, Иона знал, что жители Ниневии не совершили полной тшувы. Они остались идолопоклонниками. Ионе невыносима мысль о том, что, служа орудием Божественного гнева, усилится над Израилем идолопоклонник. Но главная причина огорчения Ионы, огорчения "до смерти", кроется глубже. Ее можно почувствовать, внимательно прочитав стих 2: "... знал я, что Ты Бог прощающий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый".

Странная жалоба! Разве милосердие и долготерпение Бога - не величайшее благо для человека? Но Иона не может с ними примириться. Он понимает, что у милосердия есть и оборотная сторона - пощадив злодея, Бог дает ему возможность совершать зло дальше. Иона не может принять это свойство Бога. Парадокс милосердия мучает его "до смерти". Потому он и хотел убежать от Бога, что не мог понять и принять Его в Его милосердии. История Ниневии - это пример парадоксальности милосердия Бога: Ниневия была пощажена и впоследствии принесла зло Израилю. И неразрешимость этого противоречия, возможно, мучит Иону больше, чем все остальные соображения. Итак, Иона сидит в шалаше. Но тень шалаша недостаточна, чтобы спасти его от палящего зноя.

11. Мудрецы объясняют, что "не умеющие отличить правой от левой", - это маленькие дети, а "множество скота" - это взрослые, не ведающие, кто Создатель их.

* * * Урок Книги Ионы

Итак, Бог сказал Ионе: "Если ты пожалел о клещевине, которую не растил, то как же Мне не пожалеть целый город - Ниневию? Ведь на детях этого города нет греха. Грех - на их родителях, но они сделали тшуву". Можно ли не помиловать людей, не знающих, где право, а где лево, то есть не различающих между служением единому Богу и идолопоклонством? Нельзя требовать от народа понимания, превышающего его возможности, и нельзя наказывать его за отсутствие разума. Ведь они, в отличие от Израиля, не были выведены из Египта, им не была вручена Тора у горы Синай. Книга Ионы заканчивается вопросительным знаком. Вопрос, конечно, риторический, но даже и риторический вопрос в Танахе - это всегда какая-то неразрешенность. И здесь текст Писания как бы говорит нам: "Парадокс, мучивший Иону, - это действительно не разрешенная людьми проблема.

Человек должен только любить Бога и надеяться, что когда-нибудь Бог даст ему ответ на его вопрос, вопрос Ионы". Но пока ответ нам не дан, и книга заканчивается вопросительным знаком. Таким образом, книга Ионы, которую читают в Йом Кипур, учит нас нескольким важным вещам. Во-первых, тому, что от поручения, от миссии, которую Бог возлагает на человека, невозможно уклониться. Каждому назначена своя роль, свое место в мире.

Бессмысленно сопротивляться Божественной воле, следует понять ее и стараться строить свою жизнь в соответствии с ней. Во-вторых, книга учит нас, какой гигантской силой в этом мире является раскаяние. Жителям Ниневии был сообщен приговор: "Еще сорок дней - и Ниневия будет перевернута", и они совершенно правильно поняли эти слова в смысле разрушения, предстоящего городу. Приговор был сообщен однозначно, без условий типа "если не раскаетесь, то..." или "если раскаетесь, то помилую..."

Приговор был сообщен через известного всем пророка, и ситуация казалась безвыходной. Несмотря на то, что ничего не указывало на раскаяние как на средство спасения, жители Ниневии все же совершили тшуву, хотя, казалось бы, было уже поздно. И тогда "... увидел Бог, что они отвратились от дурного пути своего, и пожалел о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел". В-третьих, книга Ионы учит нас также и тому, что Божественное милосердие, на которое мы так надеемся в Йом Кипур, - вещь сложная и неоднозначная.

Но, несмотря на все сомнения и противоречия, мы должны всем сердцем стремиться к Богу, и тогда, может быть, мы удостоимся того, чтобы приблизиться к пониманию Его свойств. Когда мы говорим о силе тшувы, возникает вопрос: как может человек своими действиями привести к тому, что Бог изменит свое решение? Ведь на решение Бога не могут повлиять новые, непредвиденные обстоятельства, Он знает будущее наперед: "Предвещаю от начала конец и от древних времен то, что (еще) не сделалось" (Исайя 46:10).

А если Он знает будущее наперед, Он в силу Своего абсолютного совершенства принимает абсолютно правильные решения, которые, конечно, не подлежат замене на другие, менее правильные. Как сказано: "Бог же не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы раскаиваться" (Числа 23:19). Ответ на эти вопросы связан также с известным парадоксом о сочетании предвидения будущего Богом со свободой воли (т. е. непредсказуемостью поведения), которой наделен человек (см. подробнее о свободе воли и о парадоксе у Маймонида "Законы о тшуве").

По-видимому, изменение решения Бога есть лишь иллюзия, возникающая при взгляде со стороны человека. Бог не отменял решения перевернуть Ниневию, Его слова о наказаниях надо всегда понимать условно: "Если не исправитесь...", так и сказано об этом у пророков: "А теперь исправьте пути ваши,.. и отменит Господь то бедствие, которое изрек о вас" (Иеремия 26:13).

Но даже и такое условное понимание есть лишь взгляд со стороны человека, т. к. Богу известно заранее, исправит ли человек свои пути. Безусловными являются лишь слова, сказанные народу о хороших событиях, как написано: "Пророка же, который пророчествует о мире,.. его узнают как пророка, которого воистину послал Господь" (Иеремия 28:9).

В некоторых случаях слова Бога не отменяются, а понимаются иначе, например слова о "переворачивании Ниневии" можно понять иначе: Ниневия действительно была перевернута, но не в физическом, а в духовном смысле; или "поднятие ввысь на гору" (вместо "принесения во всесожжение на горе") о жертвоприношении Ицхака (Бытие 22:2).

Еще есть некоторые места в Писании, которые, казалось бы, противоречат вышесказанному, такие, как стих: "И пожалел Господь, что создал человека на земле" (Бытие 6:6). Общее объяснение для всех таких мест таково, что используется понятный для людей антропоморфный язык. Как человек огорчается смерти близких, хотя знает заранее, что все смертны, так и Б создал человека", когда человек вел себя плохо, хотя заранее знал, что так будет.

Систематическое обсуждение антропоморфизмов в Танахе можно найти в книге Маймонида "Море Невухим" - "Путеводитель колеблющихся". В Рош hа-Шана происходит Божественный суд, и о нас выносится решение. Но все равно многое еще мы можем поправить, и до Йом Кипура нам предоставляется время для апелляции. Мудрецы говорят об этом так: "В Рош hа-Шана происходит Суд, а в Йом Кипур Божественное решение скрепляется печатью". Можно ли исправить ситуацию после Йом Кипура, когда решение уже "запечатано"? Имеет ли смысл и дальше делать тшуву? Да. Согласно еврейскому подходу к миру, Бог может в любой час переменить вынесенный человеку приговор.

Но сделать тшуву в "десять дней раскаяния" гораздо легче, чем после Йом Кипура. Мудрецы говорят: "В эти дни Бог ближе к нам, чем в остальное время года. В это время нам легче приблизиться к Нему".