=ПРАЗДНИКИ=НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ=ИСТОРИЯ=ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ=НОВОСТИ=

НАЗВАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ Йом Кипура

ЙОМ КИПУР - День Искупления - самый важный праздник в году. Период десяти дней - Десяти Дней раскаяния - начинается с Рош Хашана и достигает своего пика на Йом Кипур. Это день искупления грехов, которые человек совершил против Б-га. Суд начинается на Рош-а-Шана, и заключительный приговор оглашается на Йом Кипур. На Йом Кипур мы воздерживаемся от удовлетворения основных человеческих потребностей и желаний:

1.ЕДЫ И ПИТЬЯ.

2.КУПАНИЯ.

3.ИСПОЛЬЗВАНИЯ КОСМЕТИЧЕСКИХ МАСЕЛ.

4.НОШЕНИЯ КОЖАНОЙ ОБУВИ.

5.СУПРУЖЕСКОЙ БЛИЗОСТИ.

Тора говорит нам (Ваикра (Левит) 16:31): "Чтобы смиряли Вы души свои…"
В этот день человек должен удалиться от повседневной рутины и посвятить все силы своей души очищению, чтобы искупить грехи, совершенные за прошедший год, и раскаяться. Переживания для успокоения совести не являются целью, цель - достижение нового, более высокого духовного уровня. Сефер А-Чинух (заповедь 313) объясняет: "Источник этой заповеди единственно тот, что Б-жья доброта к человечеству лежит в ней. Он выделяет один день в году, в который они должны искупить свои грехи через раскаяние. Следовательно, нам было предписано поститься в этот день, поскольку пища, питье и другие физические удовольствия тянут нас по направлению к материальным вещам и мешают душе в поисках правды. Никто не должен представать перед Б-жьим судом с едой и питьем... потому, для пользы человека в этот день укрепить свою душу, чтобы она стала достойной получить прощение Г-спода".

На Рош-а-Шана мир предстает перед судом и на Йом Кипур Б-г выносит приговор. Это должно побуждать к искренней Тшуве. Кто может оставаться безучастным, когда оцениваются его поступки?

Когда человек начинает готовить себя к неизбежному, он становится причастным к смыслу жизни. По мере того как его физические силы идут на убыль, его внимания сильнее фокусируется на духовных ценностях. Мы - не хозяева своей судьбы. Человек должен ясно представлять, что может умереть в любой момент, и его душа должна будет предстать перед Б-гом. Несомненно, осознание этого побудит человека к Тшуве. Мидраш говорит, что безнравственные будут просить Б-га отсрочить их смерть с тем, чтобы они могли раскаяться, но Б-г ответит им: "Этот мир может быть сравнен с днями, предшествующими субботе. Если человек не приготовился к субботе, ему нечего будет есть в субботу".

КАППАРОТ

Этот обычай выполняется в день, предшествующий Йом Кипуру. По традиции, белого цыпленка или рыбу поднимают над головой и, совершая вращательные движения рукой, в которой держат цыпленка или рыбу, произносят: "Это- замена мне, это - вместо меня, это - выкуп мой. Пусть уделом этого петуха станет смерть, а моим уделом - благополучная долгая жизнь и мир." Этого цыпленка зарезает резник (Шойхет) и он должен быть отдан в пищу бедным. Сегодня стало более принятым просто давать бедным деньги, а не живое существо, говоря: "Пусть эти деньги пойдут на благотворительные цели, а моим уделом будет благополучная долгая жизнь и мир.". Цель исполнения человеком капарота состоит в искуплении его грехов.

ИСПОВЕДЬ (ВИДУЙ)

Видуй - молитва, которую читают на Иом Кипур, повторяя ее в этот день десять раз.

Она содержит две части: краткую, в которой перечисляются грехи, причем предложения выстроены в алфавитном порядке (на Иврите), и длинную версию, в которой каждая строка начинается со слов: "Аль Хет..." (за то, что мы согрешили перед тобой... ). Например: за то, что мы согрешили перед тобой неуважением к родителям и наставникам, и за то, что мы согрешили перед тобой глупыми разговорами, и за то, что мы согрешили перед тобой злословием, и за то, что мы согрешили перед тобой беспричинной ненавистью, и т.д.

Исповедуясь в своих грехах Ашему, человек осознает все дурное, что он совершил и сожалеет об этом. Исповедь необходима также для полноценной Тшувы, поскольку при этом мы берем на себя обязательства не повторять эти грехи вновь.

ИЗКОР (поминальная молитва)

Молитву Изкор за умерших, также читают на Иом Кипур (те, чьих родителей/одного из родителей уже нет в живых). Мы также читаем Изкор за тех, кто погиб в течение Холокоста и тех, кто пал в боях, защищая Израиль.

ЕДА ПЕРЕД ПОСТОМ

Последний прием пищи перед началом поста должен быть закончен за полчаса до заката солнца. Раввины учили, что человек должен поесть обильно девятого числа месяца Тишрей, говоря: "Тому, кто ел девятого и постился десятого Тишрей, это вменяется в заслугу так же, как если бы он постился девятого и десятого (Тишрей)".

МАФТИР ИОНА

Во время послеполуденной молитвы (Минха) на Иом Кипур, после чтения Торы (Вайикра, гл. 18), мы читаем книгу пророка Ионы. Она рассказывает о пророчествах, которые Иона произнес в осуждение города Ниневия, который Б-г решил наказать за грехи его жителей. Слушая пророчество, народ Ниневии раскаялся, и приговор о разрушении города был отменен. Рассказ Ионы это послание всему человечеству о том, что для любого человека и для любой нации никогда не поздно совершить Тшуву и вернуться к Б-гу.

БЕЛЫЕ ОДЕЖДЫ

На Йом Киппур обычай предписывает надевать белые одежды. Мужчина надевает специальную белую мантию, называемую "Китель". Белое символизирует чистоту, и, как сказал пророк Йешайя, "Даже если грехи ваши красны как пурпур, они станут белыми, как снег.

МОЛИТВА НЕИЛА

(Закрытие [небесных врат]) На Иом Кипур читается еще одну молитву больше по сравнению с другими праздниками. Помимо молитв Маарвит (Вечерней), Шахарит (Утренней), Мусаф (Дополнительной) и Минхи (Послеполуденной), к вечеру мы читаем молитву Нейлу. Когда ворота Бейт Амикдаш закрыты, и ритуалы священного дня завершены, закрыты и Небесные Врата, и Б-г скрепляет печатью свои приговоры.

Перед этим мы обращаемся к Б-гу и просим: "Открой для нас врата, даже если они закрыты и день подходит к концу."

В заключение Неилы кантор, сопровождаемый всеми собравшимися, провозглашает: "Слушай, Израиль: Г-сподь Б-г наш, Г-сподь один!" Затем три раза повторяют: "Благословенна слава Его царства во веки веков!" и семь раз "Г-сподь - Он Б-г". Немедленно звучит шофар, напоминающий звук шофара на Иом Кипур в юбилейном году в древние времена (см. Вайикра, гл.25).Звук шофара был изначально предназначен для провозглашения свободы евреев-рабов и возвращения земли, которая была продана, их первоначальными хозяевами. Сегодня мы слушаем звуки шофара в надежде, что скоро вся еврейская диаспора вернется на нашу землю: "Вэ шаву башим ливулам"-"И сыновья вернутся в пределы свои". (Иеремия 31:16)

ПРАЗДНИЧНЫЕ ИСТОРИИ

ОДЕЖДА ЛЕСНИКА

Это история о короле, который отправился в лес на охоту. Он заблудился и беспомощно блуждал по лесной чаще целый месяц. Пока его не встретил лесник и не вывел из леса. Король был очень благодарен леснику. Когда они пришли во дворец, король назначил его королевским офицером, приказал одеть лесника в роскошную одежду, а его собственную одежду положить в королевскую кладовую. Прошли годы, и этот офицер, бывший лесничий, предал короля. Король был очень рассержен и приказал его повесить. Прежде чем ему на шею накинули петлю, он произнес свою последнюю просьбу: чтобы его одели в старую одежду лесника. Его просьба была удовлетворена. Увидев эту одежду, король вспомнил о великодушии лесника, вернувшего его во дворец. Король приказал помиловать лесника, избавив его от казни.

Подобно этому, среди всех народов на Земле Б-г искал такой, который бы принял Тору, но все отказывались, пока ее не предложили народу Израиля, который принял Тору со словами: "Выполним и услышим". Это совершалось под звуки шофара. Годы спустя, мы восстали против Торы и предали ее. Теперь на Рош-Ашана, Судный день, мы трубим в Шофар - облачаясь в ту же "одежду", в которой мы были на Синае, когда мы приняли Тору. (Раввин Леви Йицхак из Бердичева)

О ГЛУПОСТИ ФОРМАЛЬНОЙ МОЛИТВЫ

Снова и снова Магид из Дубно ругал своих людей за формальное исполнение религиозных обязанностей в осенние праздники. Он никогда не переставал предупреждать своих слушателей, что исповедь, произнесенная механически, без искреннего желания изменить свою жизнь и глубже понять себя, не принесет Прощения на которое мы надеемся в Дни Трепета. И рабби Яаков подтверждение своих слов он рассказал притчу: Глубоко в провинции была деревня, люди в которой были просты и наивны. Однажды один из жителей попал в большой город и остался там ночевать. Среди ночи он был разбужен громкой барабанной дробью. "Что это значит?"- в испуге спросил он. Ему ответили, что вспыхнул пожар, и барабанная дробь - это пожарная тревога. Удовлетворенный этим объяснением, этот человек вернулся ко сну. Вернувшись в деревню, он взволнованно рассказал о том, что увидел в городе. "Они великолепно придумали! - говорил он, - когда в городе возникает пожар, они бьют в свои барабаны, и огонь уходит." Деревенский голова решил, что это прекрасная идея и немедленно купил барабан для использования при пожаре. Несколько дней спустя, в деревне был пожар. Жители деревни спешно взяли барабаны и стали в них бить сильно и громко, так что приятно было их слушать. Тем временем, пламя охватило половину домов деревни. Незнакомец, который случайно оказался в это время на площади в деревне, иронично рассмеялся и сказал пожарным, энергично выбивавшим дробь своими деревянными палочками: "Глупцы! Разве вы не знаете, что нельзя погасить огонь одной лишь барабанной дробью? Барабаны нужны лишь для того, чтобы вызвать пожарных, чтобы они пришли и потушили огонь. Барабанная дробь не заставит огонь погаснуть." "Эта притча, - сказал Магид из Дубно - применима к тем из нас, кто верит, что пустых слов достаточно, чтобы заслужить прощение Вс-вышнего. "

Но если слова противоречат тому, что чувствует сердце, то бесполезно надеяться на праздничный ритуал как на магическое средство избежать последствий греха.

Напротив, мы должны рассматривать его как сигнал тревоги, побуждающий к раскаянию и самосовершенствованию, чтобы погасить обжигающее пламя зла, которое горит в наших сердцах".

КОГДА РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ

Раввин Исраель Салантер опаздывал. Времени до начала молитвы Кол Нидрей почти не оставалось. После долгого ожидания отправились на поиски раввина, но найти его не удалось. Наконец его нашли в старой хижине, он качал детскую люльку. Его ученики были очень удивлены и попросили объяснить им, что происходит. Видимо, мать ребенка хотела пойти на молитву Кол Нидрей и оставила старшего ребенка следить за малышом. Дела шли из рук вон плохо, в это время и пришел раввин. Он сказал: "По дороге в синагогу я услышал плач ребенка. Как же я мог посвятить себя молитве Б-гу, когда еврейский ребенок плакал. "


© 1998 by Casper Center S.A.B.J.E. © 1999,
русский перевод, ИСТОЧНИК © 1999 by ISTOCHNIK,
© 1999 ИСТОЧНИК, Copyright by Istochnik -1999 Design by Advanced Design Team -1999