ТУ БИ-ШВАТ В ПЕРВОИСТОЧНИКАХ

 

=ПРАЗДНИКИ=НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ=ИСТОРИЯ=ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ=НОВОСТИ=ТубиШВАТ=

Мишна учит нас в соответствии со школой Гиллеля, что Новый год деревьев наступает пятнадцатого числа месяца Шват. К этому времени выпадает большая часть дождей и деревья начинают расцветать.

Какие благословения произносят над плодами?

Над плодами дерева говорят "Творящий плод дерева".

Кроме вина: над вином говорят "Творящий плод виноградной лозы".

А над плодами земли говорят "Творящий плод земли".

Кроме хлеба: над хлебом говорят "Выращивающий хлеб из земли"...

(Мишна Трактат Брахот)

О чем здесь говорится?

О том, что все происходящее происходит здесь, на земле. Мы опять ощущаем, как крепка связь нашего народа с природой, с землей и со Страной Израиля. Мы празднуем начало весеннего сезона, наступающего в Израиле в середине месяца Шват, который, как правило, выпадает на середину февраля, на время, когда в землях Северной Америки и стран бывшего СССР царят холод и снег. И в этом проявляется наша неподвластная пространству связь с Землей Израиля. В течение вот уже двух тысячелетий наш внутренний календарь, наши часы, отмеряющие сезоны, настроены на эту далекую землю, на эту землю тепла и пальмовых деревьев, в которой весна наступает в феврале, когда у нас мороз и холод.

Почему для нас столь важно наступление нового сезона цветения деревьев?

Потому, что мы любим эту Землю. Б-г сказал нам, что это Земля, текущая молоком и медом, в которой произрастают оливки, финики, гранаты и виноград, а также пять чудесных злаков. Мы любим Землю, данную нам Б-гом. Мы любим ее плоды и овощи.

Есть старый обычай, возникший у евреев Российской империи. Как мог еврей 18-го, 19-го или даже 20-го века в середине февраля получить продукты из Израиля? Так вот, если общине удавалось получить на праздник Суккот этрог, то его отдавали пожилой женщине, которая приготавливала из него варенье. Тем самым плод Земли Израиля сохранялся до февраля, до праздника деревьев и плодов Израиля.

Мы привели фрагмент из Мишны. Это раввинистическая таксономия, или система классификации естественного порядка. Для чего необходима нам таксономия естественного порядка? Во всем мы видим чудеса созидания. Красота и чудо есть и в яблоке, и в груше, и в картофелине. Вид, форма, цвет, фактура - все это достойно восхищения И, как учат нас мудрецы, следует благодарить Б-га за каждый отведанный нами продукт этой земли. Когда мы благодарим Б-га, мы признаем Его Создателем природы. Когда мы произносим специальные благословения на различные виды плодов и овощей, мы признаем, что природа не единообразна. Все в ней удивительно и своеобразно.

Особые благословения произносятся на плод лозы, то есть на вино и на хлеб, так как эти продукты отличают цивилизованное общество от нецивилизованного. Действительно, можно подобрать дикую картофелину или сорвать дикое яблоко, но для того, чтобы вырастить хлеб, надо прекратить бродить по свету. Необходимо перестать быть кочевником. Необходимо пустить корни, строить города, изучить искусство и науку выращивания лозы и обработки пшеничного поля, а также превращения их в вино и хлеб. И потому они получают особые благословения.

Итак, праздник Ту би-Шват - это праздник, который всегда мистической нитью связывал евреев с Землей Израиля, даже когда у них не было надежды увидеть эту Землю. Этот праздник напоминает нам о том, что самые важные уроки о Б-ге и природе можно извлечь из самых обыденных вещей.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

I. Каков смысл праздника Ту би-Шват?

Мы уже знаем, что каждой букве иврита соответствует определенное цифровое значение, сумма цифровых значений слов Ту би-Шват - пятнадцать. Таким образом, название Ту би-шват означает, что это пятнадцатый день месяца шват. Этот день в Израиле называют Новым годом деревьев Ту би-Шват связан с сельским хозяйством Земли Израиля и ведет свое начало от традиции приносить каждый год в Храм десятину от урожая. Этот праздник сегодня лишен религиозного содержания не существует каких-либо особых традиций, связанных с ним, нет особых вставок в молитвы, в этот день евреи не освобождены от своих повседневных работ, мы не зажигаем свечи и не произносим кидуш.

II. Почему же мы празднуем Ту би-Шват?

Причина заключается в нашей неразрывной связи с Землей Израиля Когда мы едим плоды Эрец Исраэль, мы всегда ощущаем эту связь. По традиции мы произносим соответствующие благословения, благодаря Б-га за плоды земли (овощи) и деревьев (фрукты).

III. Каковы обычаи праздника?

Есть замечательная традиция - в этот день подавать на стол фрукты которыми славится Земля Израиля, и среди них хотя бы один плод нового урожая, который мы еще не пробовали в этом году, чтобы произнести на него благословение Шеияну. Появилась и новая традиция - сажать в этот день в Эрец Исраэль деревья, чтобы на нашей земле вырастапи новые сады и давали новые урожаи фруктов В Израиле существует особый фонд, который называется Национальный фонд Израиля (Керен каемет ле-Исраэль), Евреи, живущие за пределами Земли Израиля, вносят деньги в этот фонд для посадки деревьев Таким образом они вместе с израильтянами заботятся о будущем Израиля, о новых поколениях израильтян, чтобы они наслаждались плодами Эрец Исраэль

IV Что такое седер Ту би-Шват?

Существует кабалистическая традиция устраивать седер Ту би-Шват, во время которого пробуют различные плоды, орехи, соки и вина в определенном порядке. Читаются отрывки из Торы о плодах и деревьях Земли Израиля и произносятся соответствующие благословения. Кабалисты придают этой традиции высокий духовный смысл.

V. Над какими вопросами следует подумать, планируя занятия по теме?

* Месяц шват выпадает на середину зимы. Как объяснить ученикам, почему в Израиле сажают деревья именно в это время? * Ту би-шват отличается от других праздников. Этот праздник не описан в Торе и не связан с историческими событиями. В каком контексте следует знакомить ребят с этим праздником? * Удалось ли вам помочь родителям ваших учеников ощутить свою связь с Эрец Исраэль благодаря Ту би-Шват? VI. Задачи обучения Важно, чтобы ученики усвоили, что: 1. Месяц шват следует за месяцем тевет. 2. Буквы в иврите имеют цифровое значение. 3. Ту би-Шват - 15-й день месяца шват. 4. Ту би-Шват- Новый год деревьев. 5. Эрец Исраэль свята для евреев во всем мире.

VII. План изучения темы

1. Прочитайте диалог Милы и Лени о Ту би-Шват. 2. Посадите в классе какие-нибудь овощи, чтобы использовать их на Песах, например, салат, картофель, петрушку, морковку, хрен и т.д. 3 Соберите идаку, чтобы послать в Керен каемет ле-Исраэль - для посадки деревьев. 4. Сделайте книжку под названием "Боре при а-эц" с благословением на первой странице и рисунками пятнадцати видов плодов Эрец Исраэль. Эта книга может включать в себя коллажи, загадки, странички юмора, головоломки и вопросы о плодах и деревьях Эрец Исраэль. 5. Нарисуйте плакаты и оформите классный уголок на тему: "Ту би-Шват в нашей стране и в Израиле". 6. Организуйте празднование Ту би-Шват и подготовьте для этого фрукты, сухофрукты, орехи и т.д. 7. Подготовьте большой рисунок (с участием детей) , на котором будет изображен сад с названиями деревьев на иврите.

VIII. Словарь

Ту би-Шват - название и дата праздника - пятнадцатое число месяца шват. Рош а-шана ле-иланот - новый год деревьев. Эц - дерево. Эцей зейтим - оливковые деревья, которые растут в Израиле. Эцей тамар - финиковые пальмы, которые растут в Израиле. Керен каемет ле-Исраэль - Еврейский национальный фонд, который занимается озеленением Израиля. Шкедим - миндаль (цветет в Израиле во время Ту би-шват)

ТУ-БИШВАТ В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

" ТУ-БИШВАТ В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ >>
"
" МУДРЕЦЫ ТОРЫ О ПЛОДАХ СТРАНЫ ИЗРАИЛЯ >>
"
" ТУ-БИШВАТ В ОБНОВЛЕННОЙ СТРАНЕ ИЗРАИЛЯ >>
"
" ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ >>
"
" ЗАПОВЕДИ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРАНОЙ ИЗРАИЛЯ >>
"
" СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ >>
"
" МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ >>
"
В Ту-Бишват не говорят Таханун, а если он выпадает на субботу, то в минху не говорят Цидкатха... (Милость Твоя...), потому что этот день - Рош-Ѓашана деревьев. (р. Айзик Тирна, Сефер Ѓаминѓагим)

15 швата принято есть фрукты, в особенности фрукты, которыми славится Страна Израиля. Этот день считается Рош-Ѓашана деревьев, - то есть днем, когда определяются сроки для отделения тру мот и маасрот, а также период, в течение которого фрукты запрещены (орла*).

----------------------------------

*Орла - фрукты, созревающие на дереве в течение первых трех лет после его посадки, которые, согласно закону Торы, находятся под запретом.

1) 15 швата кончается год, в котором от фруктов отделяют второй маасер и начинается год, в котором отделяют маасер бедняков.

2) От плодов, завязь которых образовалась до 15 швата, не отделяют трумот и маасрот за плоды, завязь которых образовалась после 15 швата.

От плодов, завязь которых образовалась до 15 швата, не отделяют бикурим за плоды, завязь которых образовалась после 15 швата.

4) Из-под запрета орла выходят лишь те плоды, завязь которых образовалась после 15 швата на четвертый год после их посадки. (р. И.-М. Токачинский, Луах Эрец-Исраэль)

Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в прекрасную страну, страну водных потоков, где родники и источники бьют и в долине, и на горе; в страну пшеницы и ячменя, винограда, инжира и граната; в страну олив, дающих масло, и фиников, дающих сладкий мед; в страну, где не в нищете будешь есть хлеб твой, где ты ни в чем не испытаешь недостатка; в страну, камни которой - железо, а из гор которой ты будешь добывать медь. И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, твоего Б-га, за прекрасную страну, которую Он дал тебе. (Дварим, 8:7-10)

Когда на стол поданы различные виды плодов, - раби Йеѓуда говорит: Если среди них есть один из семи видов плодов, которыми славится Страна Израиля, благословение произносится над ним. А мудрецы говорят: Произносят благословение над тем плодом, что хотят съесть первым. (Мишна, Брахот, 6:4)

Если ел инжир, виноград или гранат, произносит после них три благословения*, - это слова рабана Гамлиэля. А мудрецы говорят: Одно благословение, но тройное. Раби Акива говорит: Даже если ел всего-навсего вареные овощи, но как основную пищу, произносит после них три благословения. Если пил воду для утоления жажды, произносит благословение - По слову Которого возникло все. Раби Тарфон говорит - Творящий множество живых существ. (Там же, 6:8)

-----------------------------------------------------

* Три благословения - биркат-гамазон.

Немного истории

В XVI в., когда в Страну Израиля приехало множество мудрецов Торы - изгнанников из Испании и Португалии - день Ту-Бишват занял почетное место в еврейском календаре.

Город Цфат в Верхней Галилее стал центром кабалистов. По словам великого р. Йосефа Каро - автора кодекса Шулхан Арух - этот город был вертоградом Б-жьим. И именно там окончательно оформился и принял свой нынешний вид Рош-Ѓашана деревьев.

Великий кабалист раби Ицхак Лурия Ашкенази (Ѓаари) и его ученики, желая внести новую живую струю в жизнь тогдашнего еврейства - подавленного и страдающего - наполнили новым содержанием день Ту-Бишват, превратив его в символ единства народа Израиля и природы Страны Израиля. Введенные ими на основе Кабалы обычаи Ту-Бишвата очень быстро привились в общинах сефардских евреев Страны Израиля и смежных с ней областей, а некоторые из них позже были приняты и ашкеназийским еврейством. Этому в особенности способствовала книга При эц гадар (Плоды великолепного дерева), получившая широчайшее распространение во всем еврейском мире. В ней дается описание порядка проведения праздничной трапезы Ту-Бишват, во многих деталях напоминающее пасхальный седер.

Какие же плоды едят в Ту-Бишват?

Есть обычай есть в Ту-Бишват 15 видов фруктов - в честь пятнадцати дней, отделяющих этот день от начала месяца шват. Другой обычай - есть именно те семь плодов, которыми славится Страна Израиля.

Однако у многих, в том числе у самых Б-гобоязненных евреев, на столах появляется до пятидесяти видов плодов - и свежие, и сухие, и консервированные, и в виде варенья. А некоторые доводят их число до ста. Но, исполняя предписания Мишны, тем не менее, все благословения произносят именно над плодами, которыми славится Страна Израиля. Галаха постановляет, что те из этих плодов, которые упоминаются в Торе раньше, считаются более ценными, чем те, которые упоминаются позже, поэтому именно над первыми произносится благословение (см. цитату из Дварим, 8:7-10, приведенную выше). Таким образом, трапезу начинают с пшеницы в виде изделий из муки, каши и поджаренных пшеничных зерен.

Праздничные трапезы проводятся в кругу семьи, в синагогах и других общественных местах и сопровождаются пением, весельем и зажиганием праздничных огней.

МОЛИТВА О ТОМ, ЧТОБЫ ДЕРЕВО БЫЛО ПЛОДОНОСНЫМ

Да будет воля Твоя, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы то, что мы едим эти плоды, благословляем за них Всевышнего и наслаждаемся ими, оказало чудесное воздействие в духовном мире и привлекло на деревья, рождающие эти плоды, изобилие блага и щедрые благословения свыше; чтобы деревья эти росли и цвели от начала года и до конца года для блага, благословения, счастливой жизни и мира. (Из книги При эц гадар)

ЧТОБЫ ФРУКТЫ ПОЛУЧИЛИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Сказано в книге Маген Аврагам (гл. 116): Принято в Ашкеназе есть больше фруктов в день Ту-Бишват. Можно предположить, что этот обычай имеет следующий смысл: наслаждение, которое человек получает от фруктов, напомнит ему, что этот день - Рош-Ѓашана деревьев и побудит его молиться Всевышнему, чтобы Он благословил фруктовые деревья.

И так сказано в Талмуде, в трактате Рош-Ѓашана: Почему Тора повелевает, чтобы в праздник Шавуот принесли в Храм приношение из двух хлебов? Говорит Всевышний: Чтобы фрукты получили Мое благословение. Подобно тому, как в праздник Шавуот мы украшаем синагоги живыми деревьями, чтобы вспомнить и помолиться о них, так в день Ту-Бишват мы едим фрукты, дабы вспомнить о деревьях и помолиться о них Всевышнему. (р. Эфраим бен Шмуэль, Адней паз - комментарий к Шулхан Аруху, Орах хаим, гл. 131)

15 ПСАЛМОВ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА 15 ШВАТА

В некоторых общинах есть такой обычай: в день Ту-Бишват изучают только 15 глав из книги Теѓилим (Псалмы) - те пятнадцать гимнов, которые левиты распевали на пятнадцати ступенях, ведущих во внутренний двор Храма. И принято, чтобы все меламеды обучали своих учеников этим псалмам, а те в день Ту-Бишват пели их за столом во время праздничной трапезы. (р. Хаим Фаладжи, Моэд лехол хай, 2546)

ТАРЕЛКА ТУ-БИШВАТ

Аврагам РЕГЕЛЬСОН

На маленькой тарелке передо мной -

Вся Страна Израиля:

Из Ришона - миндаль, из Цфата - плоды

рожкового дерева, Виноград - из Метулы...

Возьму в руку золотой апельсин

И поцелую его - потому что

Аромат его - от вод Яркона,

А кожура его - это солнце земли Ханаанской.

А гранат поднимаю я с благоговением:

Этот гранат вырос в Тель-Хае,

И сок его - это кровь павших там героев.

* * *

Здесь учителю предоставляется возможность поговорить о том вкладе, который внесло сефардское еврейство в облик празднования дня Ту-Бишват.

Как говорилось выше, порядок празднования этого дня и обычай устраивать торжественную трапезу с изобилием фруктов распространился в еврейском мире в значительной мере благодаря книге При эйц гадар. Эта книга постоянно переиздается, ее ѓалахические постановления исполняются поныне, по сей день произносятся молитвы и распеваются гимны из нее евреями-выходцами из сефардских и восточных еврейских общин. В качестве образца мы привели одну из таких молитв - Молитву о том, чтобы дерево было плодоносным, заимствованную из этой книги. На ее основе главный сефардский раввин Израиля, раби Бецалель-Хай Узиэль, составил молитву, которую произносят во время посадки деревьев в день Ту-Бишват.

Следует обратить внимание, как раби Эфраим бен Шмуэль проводит параллель между Ту-Бишват и праздником Шавуот и видит смысл обычаев в напоминании о содержании праздника.

А в стихотворении А. Регельсона говорится, как маленькая тарелка с фруктами напоминает еврею о родине и воссоздает в его воображении всю Страну Израиля: каждый из плодов символизирует определенную часть ее и напоминает об исторических событиях, связанных с нею.

МУДРЕЦЫ ТОРЫ О ПЛОДАХ СТРАНЫ ИЗРАИЛЯ.

Раби Иоханан бен Закая говорил: Если случится, что ты будешь занят посадкой дерева и тебе скажут, что Машиах пришел, - сначала закончи посадку дерева, а потом беги встречать Машиаха. (Авот дераби Натан)

Этот народ - как виноградный куст: его лозы - это зажиточные люди, его гроздья - это мудрецы Торы, его листья - это простые земледельцы. (Хулин, 92а)

* * *

Почему народ Израиля сравнивается с виноградом?

А что делают хозяева виноградника для того, чтобы виноградный куст приносил лучшие плоды? Они выкапывают его, переносят на другое место и там сажают, и плоды становятся лучше. Так и Всевышний: желая, чтобы весь мир узнал о народе Израиля, забрал его из Египта и привел в пустыню - там евреи получили Тору и весь мир узнал о них. (Шмот Раба)

* * *

Почему Тора сравнивается с инжиром?

Заметьте: во всех плодах есть что-то несъедобное -косточки, кожура, - и только один инжир съедобен целиком. (Ялкут Шимони)

* * *

Почему Тора сравнивается с инжиром?

А потому, что плоды всех деревьев - маслины, виноград, финики - собирают сразу в какое-то одно определенное время, - только плоды инжира снимают с дерева понемногу. Такова и Тора: сегодня вы учите немного, завтра - больше, потому что Тору невозможно выучить ни за год, ни за два. (Бемидбар Раба)

* * *

Почему народ Израиля сравнивается с оливой?

Чтобы дать тебе понять: как олива не дает свое масло раньше, чем ее побьют в ступе, так и народ Израиля не возвращается к добру раньше, чем не испытает страданий.

Как олива не теряет своих листьев ни зимой, ни летом, так и народ Израиля никогда не исчезает - ни в этом мире, ни в мире грядущем. (Мнахот, 536)

* * *

Почему народ Израиля сравнивается с финиковой пальмой?

Потому что у финиковой пальмы нет ни одной бесполезной части: плоды идут в пищу, побеги - лулавы - нужны для исполнения заповеди арбаа миним, листьями кроют шалаш для праздника Суккот, из ее грубых волокон делают веревки, а из тонких - сита, из ствола - балки для строительства жилья. (Там же)

На гранатах показались бутоны - это дети, которые сидят и занимаются Торой: они сидят рядами, как зернышки в гранате. (Шир-ѓаширим Раба)

* * *

Изречение раби Йоханана бен Закая подчеркивает значение посадки деревьев на Земле Израиля. Озеленение Страны Израиля, культивация и сохранение ее зеленых насаждений - это символ всеобщего освобождения еврейского народа. Без него нет нормальных условий для здоровой жизни людей. Охрана природы - это основа для расцвета духовной жизни человека - чистой и святой. Поэтому посадка деревьев важнее, чем даже встреча Машиаха.

Избранные изречения наших мудрецов раскрывают символический смысл плодов, которыми славится Страна Израиля. Дело не только в их замечательных качествах, но и в том, что они олицетворяют особенности самого народа Израиля. Природа не существует сама для себя, ее предназначение - быть символом жизни человека вообще и народа Израиля в частности.

Чтение этих изречений может стать украшением вечера или утренника, посвященного празднику Ту-Бишват. Каждое из них может прочитать ребенок, держа в руке тот плод - настоящий или искусственный, о котором идет речь.

Плоды Страны Израиля и их символический смысл:

Виноград - 1) аллегория истории народа Израиля, его странствований как средства его совершенствования; 2) символизирует различные слои еврейского народа.

Инжир - 1) аллегория Торы; 2) аллегория изучения Торы.

Олива - 1) образ получения блага в результате страданий: 2) аллегория вечности народа Израиля.

Финиковая пальма - аллегория совершенства народа Израиля.

Гранат - это учащиеся, сидящие рядами и изучающие Тору.

Обобщение этих образов и аллегорий дает возможность понять две основополагающие идеи: народ Израиля - его качества и его судьба; Тора - ее ценность и ее изучение.

ТУ-БИШВАТ В ОБНОВЛЕННОЙ СТРАНЕ ИЗРАИЛЯ

Когда придете в - эту страну - насадите в ней плодовых деревьев (Ваикра, 19:23). Сказал Всевышний сынам народа Израиля: Хотя вы обнаружите, что страна эта полна всевозможных благ, не говорите, что раз так, мы можем спокойно сидеть и не заниматься посадкой деревьев. Вы найдете в ней деревья, которые другие посадили для вас, - так и вы сажайте деревья для ваших потомков. Пусть никто не говорит: Я уже стар - сколько лет я еще проживу на свете? Зачем мне трудиться для других, если, может быть, уже завтра я умру... Нет, пусть никто, даже старик - не уклоняется от посадки деревьев: сколько ни нашел, пусть прибавит к ним еще. (Танхума, Кедошим)

С самого начала сотворения мира Всевышний был занят посадкой деревьев - как сказано в Торе: И насадил Г-сподь Б-г сад в Эдене (Брейшит, 2:8). Так и вы: едва придете в Страну Израиля, не занимайтесь ничем иным, как посадкой деревьев. (Ваикра Раба)

Нет у нас другого праздника, вес;, облик которого так связан с природой, как Ту-Бишват. В этот день зима встречается с весной: он означает конец зимы и начало весны. Повсюду - в виноградниках, садах, на полях, даже в скалистых горах - в этот день ощущается пробуждение к жизни.

В первые дни месяца шват еще льют дожди, сверкают молнии и гремит гром. Со всех склонов гор текут ручьи. Русла рек, пересыхающих летом, еще заполнены водой. Отовсюду слышны журчание, звон, шум, грохот... Все впадины, ямы, колодца и водохранилища переполнены. Но этот ливень - последний в этом году: начинается весна.

* * *

Вышеприведенная цитата из Торы - не рекомендация, а заповедь: вы обязаны сажать деревья в Стране Израиля - собственноручно! Тем самым вы уподобляетесь не кому-нибудь, а самому Всевышнему (см. следующую цитату).

Примечание для учителя

В группах младших или отстающих лучше использовать отрывок Рош-Ѓашана деревьев в Стране Израиля не для чтения, а как тему для беседы. Началом ее могут стать наводящие вопросы типа: Что вы видите во дворе, в поле, в саду, в горах? Действительно ли день Ту-Бишват - революция в жизни природы?

* * *

Миндальное дерево может служить образцом перемен, происходящих в природе в это время. Не случайно на иврите миндаль называется шакед: это слово - однокоренное с глаголом шакад, что означает торопиться, быть усердным. И миндаль в самом деле торопится: он первым из всех деревьев возвещает о приходе весны. Еще до того, как на его ветках набухнут почки, он весь одевается в прекрасный бело-розовый наряд из цветов. И ветки, и ствол его покрываются изумительно красивыми цветами, источающими тонкий аромат, похожий на запах роз. Прекрасно миндальное дерево, стоящее в этом праздничном наряде среди других, еще голых плодовых деревьев. Воздух вокруг него звенит от пчел, прилетающих пить нектар его цветов, а земля словно легким снежком усыпана лепестками. Недаром в течение столетий мрачного галута миндаль служил символом связи евреев с их страной: вкус его напоминает еврею о родине.

И все-таки миндаль - не единственное дерево, расцветающее в начале месяца шват. Рано утром выходит садовник в сад и видит, что и на инжире набухли почки, и прекрасный зеленый росток выглядывает из них. Виноградник одевается в бархатистые одежды. На полях, среди зелени травы, появляется все больше и больше цветов - еще немного времени, и они превратятся в роскошный разноцветный ковер. Из расселин скал глядят цикламены: черная луковица, из которой тянутся стебельки, заканчивающиеся нежными цветами. Дети обожают цикламены: они плетут венки из его цветов, высасывают кисленький сок его стеблей, держат во рту кусок стебля, изображая курение трубки. Наверно поэтому цикламен известен в народе под названием пастушья трубка. А еще зовется он - венец Шломо...

Предание рассказывает: когда Шломо взошел на царский трон, перед ним появился ангел Всевышнего и сказал: Шломо, царь Израиля! Знай, что все цари на голове носят корону - так и ты сделай себе корону: выйди в поле, выбери самый красивый цветок и сделай себе венец по его образцу. Шломо вышел в поле и не нашел цветка красивей цикламена, цветки которого в те времена смотрели вверх и формой напоминали корону. Вот поэтому цикламену дали имя венец Шломо. А когда, спустя много времени, враги захватили Иерусалим, разграбили его и унесли в качестве трофея корону Шломо, цикламен от горя потупился в землю. Но говорят, что когда потомок Давида взойдет на царский трон в Израиле и возложит на голову себе царский венец, цикламен поднимет свои цветки, и будут они гордо смотреть вверх, как в прежние дни...

В дни месяца шват цветут анемоны - это время, когда они встречаются буквально на каждом шагу. Анемон - любимый детьми красный цветок, из которого они плетут прекрасные венки. Между красными анемонами виднеются маленькие красные точки цветов, называемые на иврите дмумит. Предание гласит, что этот цветок вырастал из каждой капли крови, пролитой на землю героями-Маккавеями. Вот он и получил свое название от слова дам - кровь. По-русски он называется горечавка.

В тех местах, где почва болотистая, расстилается ковер желтых звездчаток. А на южных склонах гор праздник своего цветения празднуют асфоделы. То тут, то там встречаются вам целые ковры розовых и желтых вьюнков.

На полях и в горах, между скалами, расцветает благоухающий нарцисс. Полагают, что он был известен и любим еще в глубокой древности. Среди длинных и узких его листьев горделиво поднимается стебель, несущий целую гроздь круглых белых цветов с золотыми чашечками. Об этом цветке есть красивое предание Древней Греции: жил-был один пастух, отличавшийся необыкновенной красотой. Звали его Нарцисс. Все девушки только о нем и говорили, а он и не знал, что так красив, потому что ни разу в жизни не видел своего лица. Однажды вместе со своим стадом он подошел к ручью, наклонился над ним и увидел свое отражение в воде. Ошеломленный своей красотой, он поскользнулся, упал в воду и утонул. А на том месте вырос прекрасный цветок, напоминающий белое лицо того пастуха, окаймленное золотыми кудрями. Поэтому этот цветок назвали нарцисс.

Весна - время великих перемен в природе, и день Ту-Бишват - начало их. Наши предки, понимавшие язык деревьев и трав, тонко чувствовали обновление природы весной и в честь этого создали праздник - Рош-Ѓашана деревьев, Ту-Бишват.

Праздник посадки деревьев

Как было сказано, в еврейской традиции Ту-Бишват - Рош-Ѓашана деревьев. Этот день - середина месяца шват, когда в Стране Израиля начинается пора цветения. Деревья просыпаются ото сна, одеваются в прекрасные одежды из зеленых листьев и цветов и наполняют воздух ароматом и благоуханием.

Много изменений претерпел этот праздник, пока не приобрел современную форму праздника посадки деревьев. Сейчас уже очень трудно воссоздать, как его отмечали в древние времена, когда народ Израиля жил на своей земле. Связь евреев с жизнью природы их страны была тогда непоколебимо крепкой, но выражалась она, главным образом, в праздновании трех праздников в году - Песах, Шавуот и Суккот, а также в различных обычаях. Как видно из книги Шофтим, праздновался также какой-то праздник, связанный с виноградниками, когда девушки выходили на лоно природы и водили хороводы, однако совершенно неясно, можно ли его отождествить с праздником Ту-Бишват.

Во время нынешнего изгнания Ту-Бишват приобрел совершенно особый характер - он стал выражением связи народа Израиля со своей страной. Фрукты - особенно семь видов плодов, которыми славится Страна Израиля, - стали символом стремления еврейского народа вернуться в Святую Страну, тоски по освобождению и любви к той земле, на которой жили праотцы.

Инжир и рожки, доставлявшиеся тогда из Страны Израиля, приносили с собой в еврейские дома запах отчизны, вселяя новую жизнь в иссохшиеся кости и ободряя дух измученных изгнанников.

В государстве Израиль Ту-Бишват стал днем посадки деревьев. Молодежь выходит на лоно природы, поднимается в горы, спускается в долины и высаживает в землю саженцы деревьев, преображая пустынные ландшафты нашей страны. Этот обычай привился чрезвычайно быстро и стал очень распространенным. Правда, он совершенно лишен религиозного содержания: люди, выходящие для посадки деревьев, выражают свою связь с землей Израиля лишь в плане национальном, чисто поверхностно. И, тем не менее, к этому обычаю следует относиться достаточно серьезно и постараться придать ему черты еврейских традиций, как средству возрождения более глубоких, духовных ценностей.

Посадка деревьев в период пробуждения природы должна символизировать обновление нашей жизни -жизни народа на своей родной земле. И не может быть, чтобы связь евреев с природой своей страны не отзывалась в их душе, вечно стремящейся к своему Творцу. Ведь в течение многих столетий природа Страны Израиля была символом и источником глубоких религиозных переживаний, выражением еврейской духовной жизни.

Заселение Страны Израиля - это заповедь Торы, для осуществления которой есть много путей, но самый простой из них - это возрождать нашу землю, сажая на ней деревья и занимаясь земледелием.

Посадка деревьев должна стать и наверняка станет религиозным актом. Множество заповедей Торы связаны с жизнью природы и земледелием. Посадка деревьев - это мицва, посредством которой исполняется заповедь заселения Страны Израиля и которую в условиях изгнания выполнить было совершенно невозможно.

Основанием для нее являются слова Торы: Когда придете в эту страну - насадите в ней плодовых деревьев (Ваикра, 19:23). В древности связь человека и природы, еврея - с его Страной, выражалась в прекрасном обычае сажать дерево в честь рождения ребенка - Ибо человек - дерево в поле. С этой точки зрения обычай сажать деревья в Ту-Бишват обязывает нас превратить его в часть исконной еврейской традиции.

* * *

Раздел Праздник посадки деревьев подытоживает и обобщает идеи, изложенные в этой брошюре ранее. Поэтому этой теме легко можно придать форму живой беседы, охватывающей все, что мы до сих пор знали о Ту-Бишват:

1) время пробуждения природы в Стране Израиля;

2) перевоплощения этого праздника и его образ: а) ѓалахический - день для определения сроков отделения трумот и маасрот и когда не говорят Таханун; б) символический - любовь к Стране Израиля и обычай есть фрукты как воплощение этого символа;

3) Ту-Бишват как праздник посадки деревьев в возрожденном Израиле.

Примечание для учителя

Следует особо подчеркнуть пункт 3: посадка деревьев в Стране Израиля есть выражение веры в заповедь заселения Страны Израиля и идей - Человек - это дерево в поле.

Зачем нужны леса в стране?

Дерево, на первый взгляд, вещь обыкновенная и привычная. Например, вы привыкли видеть деревья, посаженные у края тротуара, или рощу на краю деревни. А когда вы едете в Иерусалим, вы восхищаетесь видом гор, сплошь покрытых лесами. Но задумались ли вы хоть раз над тем, насколько важен лес для страны и насколько разнообразны его функции?

1. Тень.

Те, кто хоть раз путешествовал по Негеву или карабкался по откосам гор Галилеи, обливаясь потом, едва увидев какое-нибудь дерево, пусть одинокое и почти лишенное листвы, разом устремляются к нему, чтобы насладиться его тенью. Как было бы прекрасно, - думаете вы, - если бы леса покрывали галилейские горы и окрестности пыльной Беэр-Шевы, а по краям шоссе на Эйлат росли бы высокие пышные деревья!...

2. Пейзаж.

Страна наша прекрасна, не правда ли? Когда вы стоите на вершине горы Ацмон и видите на востоке озеро Кинерет, а на западе - Хайфский залив, когда вашим глазам внезапно открывается первозданная красота Маале-Акрабим, вы не можете сдержать возгласа восхищения. И все-таки невольно закрадывается мысль с привкусом горечи: как пустынна наша страна - совсем голая, ни капли зелени!... Эта земля достойна великолепных одежд, и нет лучше наряда для нее, нежели леса.

3. Плоды.

Конечно, вы помните, как гуляли лунной ночью в садах Гвата и Эйлона и наслаждались сливами - то красными, то голубыми с серовато-медным отливом. Сады - источник заработка и источник пропитания, источник здоровья для тех, кто стар и для тех, кто молод, сады - это все увеличивающийся объем импорта сельскохозяйственных продуктов, важнейший источник благосостояния страны.

4. Материалы.

Наверняка вы видели, как по большим рекам сплавляют лес в плотах - миллионы древесных стволов плывут по течению к какому-нибудь порту или большому заводу. Знаете ли вы, что лес - основное богатство многих стран? Наша же страна - страна строящаяся, вся суть ее - в новостройках. А что более необходимо для строительства, чем лес?

5. Препятствие для смыва почвы.

Когда вы подъезжали к Иерусалиму, вы наверняка восхищались мудростью и умением наших далеких предков-земледельцев, построивших террасы на склонах Иудейских гор. Ту же самую роль выполняет и лес: он препятствует дождям смывать с гор плодородный слой почвы. Известно ли вам, что огромные заболоченные пространства, от которых страдала вся низменная часть нашей страны, образовались именно из-за того, что земля, смытая дождями с гор, препятствовала стоку воды в море. Знаете ли вы, что сказал Лаудер-милк - известнейший американский специалист по охране почвы? Вот его слова: Только за то, как евреи воюют со смывом почвы и создают новый плодородный слой, им по праву должна принадлежать их страна. А достигается это только благодаря деревьям. Их корни проникают в расселины скал и постепенно дробят их, стволы мешают дождевой воде уносить с собой землю - столь ценную в нашей стране, а опадающие на землю листья создают новый плодородный слой земли.

6. Условие безопасности.

Как по-вашему, почему югославские партизаны смогли противостоять нацистам? Только потому, что укреплялись в своих городах, окруженных лесами! Лес - это убежище для бойцов. Он надежно укрывает их от врага на земле, и от наблюдений с воздуха. Леса - преддверие Иерусалима - заменяют собой крепостные стены: в них можно укрепиться и с успехом вести оборонительную воину.

Озеленение границ также означает их укрепление. Поэтому Керен Каемет леИсраэль (ККЛ) продолжает вести большую работу по озеленению страны, выбирая деревья, максимально соответствующие данному району и его климатическим условиям. А для того, чтобы насадить лес. необходимо предварительно подготовить почву. Так что задачи, которые приходится решать ККЛ, чрезвычайно разнообразны и сложны, а поле его деятельности расширяется из года в год. (Иланот, изд. ККЛ)

* * *

Все изложенное выше приведено нами с единственной целью - подчеркнуть чрезвычайно важное хозяйственно-экономическое значение лесов для нашей страны, хотя это не имеет никакого отношения к духовному аспекту нашей темы. Кроме того, мы хотели изменить подчас несправедливое отношение к работе ККЛ как к романтически-бесполезному занятию и потому акцентировали ее роль в экономике Израиля.

Статья эта может стать также темой для беседы, в ходе которой будут развиты другие аспекты проблемы, лишь вкратце отмеченные в ней, и вполне пригодна для самостоятельного и коллективного чтения.

РОЖКОВОЕ ДЕРЕВО (рассказ)

Под старым рожковым деревом, растущим на вершине холма, с которого виден Иерусалим, расположилась группа туристов. День, каким обычно бывают дни месяца швата - ясный и холодный. Линия горизонта то подергивается легкой дымкой, то вновь открывается. Холмы, горы, скалы в своей первозданной красоте дышат покоем, горы Моава скрывают от взоров Мертвое море.

Сегодня - Рош-Ѓашана деревьев. Дожди отмыли синеву небес, воздух прозрачен и чист, солнце заливает ослепительным светом величественные горы и скалы и нежно ласкает яркие цветы, выглядывающие из расселин. Ликующее пение птиц, приветствующих новый день, сливается в легкий непрестанный щебет.

Одиноко стоит старое рожковое дерево - ствол его сух и дуплист, ветки немногочисленны и дряхлы, но мощные корни еще полны жизни: они туго оплетают скалы, проникая в их глубину.

- Откуда взялось это дерево на скалистой, пустынной вершине холма, на которую можно взобраться лишь с превеликим трудом? Кто посадил его, кто охранял его, кто его вырастил? - спросил один из туристов.

Никто не ответил ему. Тогда он сам стал рассказывать историю, которую нельзя найти ни в одной книге. Зимний ветер над вершинами иерусалимских гор принес ее на своих крыльях - как он приносит ее из года в год в день Ту-Бишват.

Вот она.

Римляне осаждали Иерусалим. Они рыскали по окрестностям и уничтожали всю растительность: им нужно было очень много дерева для постройки осадных валов у городских стен, для устройства осадных машин с мощными таранами, чтобы пробить стены Иерусалима. В те времена на одном холме по дороге к Иерусалиму со своим единственным сыном жил один из еврейских героев по прозвищу Человек-Скала - сильный, мужественный и отважный. Дом, который он выстроил себе на вершине скалы, скорее напоминал орлиное гнездо.

На многие дни Человек-Скала и его сын надежно заперли дорогу на Иерусалим, сбрасывая с вершины огромные камни в узкий проход между скалами на головы штурмующих отвесные склоны римлян. Наглые, высокомерные римляне до крови кусали себе губы от досады. Всего два человека стоят у них на дороге и не дают пройти?! Снова и снова римляне бросались в атаку - сотни, тысячи остервенело осаждали холм словно огромный город.

И вот, когда в Иерусалиме узнали, что происходит около далекого холма, великая радость охватила его защитников. Тысячи горячих молитв понеслись к Всевышнему, чтобы Он помог выстоять двум героям. Человек-Скала понимал, что им долго не продержаться, и сказал сыну: Этой ночью мы в темноте пробьем себе дорогу к святому городу, к Иерусалиму. Готовься, опояшься своим мечом и жди!

Крутыми горными дорогами под покровом ночи отец с сыном достигли Иерусалима. А римляне, обнаружив их исчезновение, всю свою ярость излили на холм: до основания разрушили дом, уничтожили всю растительность, а землю засыпали солью. Их предводитель Тит приказал, чтобы никто не смел подниматься на этот холм, дабы навечно остался он опустошенным и даже деревья не росли на нем. Приказ разгласили по всему римскому войску. Достигла эта весть и осажденного Иерусалима. Узнав о приказе, Человек-Скала и его сын были чрезвычайно огорчены.

В ближайшем бою Человек-Скала получил тяжелое ранение. Сын нежно заботился об отце, не покидая его ни на миг. Глазами, полными любви и сострадания следил за ним раненый. Сын мой, - сказал он, - жить мне осталось немного. Я счастлив, что умру в нашем святом Иерусалиме, но очень горько мне, что наш холм должен оставаться опустошенным. Не должно исполниться слово этого нечестивца!...

С этими словами он откинулся на свое ложе, потеряв силы. Затем чуть-чуть приподнялся, устремив свой взор в безвестную даль и проговорил, словно в пророческом сновидении: Я вижу вдалеке наш холм, я вижу наше разоренное гнездо, я вижу срубленные деревья... Я не найду покоя в могиле, сын мой, если ты не восстановишь его вновь! Сын припал к изголовью и, положив руку на сердце, поклялся: Пока я живу, я не забуду нашего гнезда - я сорву с него траурный облик и посажу там дерево!

Лицо отца осветила улыбка, глаза, полные любви и благодарности, остановились на сыне и... навеки закрылись. Душа героя покинула его тело.

...Стены Иерусалима были разрушены, Храм был спален пожаром, герои Иудеи пали смертью храбрых, а те, что остались в живых, были взяты в плен. Римляне продолжали вымещать свою злобу на земле и на растениях...

Прошло много времени. Земля была поделена между новыми хозяевами. Но приказ Тита оставался в силе: особые караулы охраняли холм, на котором раньше жили Человек-Скала и его сын, и следили за тем, чтобы даже трава не вырастала на нем. Ни один еврей не смел даже близко подойти к этому месту...

А сын Человека-Скалы скрывался в пещере и выращивал саженец рожкового дерева, помня о завещании отца. И вот в ночь на 15 швата, когда тяжелые тучи покрывали вершины гор Иудеи, юноше удалось миновать римские караулы и подойти к родному холму. Проливные дожди сделали землю очень скользкой, в каждом углублении, в каждой расселине скопилась вода. Юноша, несмотря на страшный холод, карабкался по отвесному склону холма, скользил по мокрой глине, падал, ушибался о камни, опять вставал, снова падал, крепко сжимая окоченевшими пальцами драгоценный саженец. Когда забрезжил рассвет, ему наконец удалось подняться на вершину холма. Он стоял на том самом месте, где когда-то был его дом. Онемевшими пальцами разрыл землю и посадил рожковое дерево.

Взошло солнце, освещая вершины голых пустынных гор вокруг святого города Иерусалима. Оно золотило голову юноши, стоявшего на вершине холма. И тут заметили его римляне, сторожившие холм, и послали в него свои смертоносные стрелы...

А сыны народа Израиля до сегодняшнего дня носят в сердце образ этого юноши, и в честь него 15-го швата, в день Ту-Бишват, сажают деревья в Стране Израиля и лакомятся плодами рожкового дерева. (Из книги Ашер шамати весипарти)

Вопросы к рассказу "Рожковое дерево"

Что дает нам этот рассказ и для чего читать его ученикам именно в Ту-Бишват?

1. Рассказ-история рожкового дерева связывает посадку деревьев в Стране Израиля с борьбой еврейского народа за свободу и независимость. Из него следует, что и в далеком прошлом защитники и строители нашей родины были сельскими тружениками.

2. Поэтому приказ Тита оставить холм навечно разоренным - жестокий удар по отцу и сыну, которым был очень дорог этот клочок земли.

Кстати, ни Тит, ни легионеры разумеется не знали о запрете Торы уничтожать плодовые деревья: Если будешь осаждать город долгое время, чтобы захватить его, - не губи деревьев его, поднимая на них топор: их плоды ты есть будешь, и потому их не срубай... (Дварим 20:19).

3. Важно подчеркнуть, как беспокоится умирающий герой, чтобы земля Израиля не осталась пустынной, чтобы и после разрушения Иерусалима и Храма народ продолжал жить в своей стране. И как сын, выполняя завещание отца, вскоре после разрушения Иерусалима и Храма, открывает новую эпоху восстановления страны, сажая рожковое дерево на родном холме.

4. Рожковое дерево в этом рассказе становится символом непрерывности существования евреев на родной земле, символом вечной связи между нами и нашей землей.

Ощущение и понимание этой идеи - крайне важно. Связь с нашей землей, защита ее и работа на ней - не плоды нового сионистского движения, а продолжение древнейших традиций еврейского народа, его истории.

* * *

ИБО ЧЕЛОВЕК - ДЕРЕВО В ПОЛЕ... (рассказ)

Та-та-та!

Вот в пустыне

Лес растет,

Лес густой...

Дети шли по трое, торжественным шагом в такт песне. Дойдя до подножья холма, они остановились.

- Внимание! - прогремел громкоговоритель. - Говорит директор школы.

Воцарилась тишина.

- Этот холм, - начал директор, - очень древний. Называется он Гиват-Менаше, Холм Менаше. Когда-то он весь был покрыт лесом. Именно здесь герой Гидон тренировал своих воинов для борьбы с полчищами жестокого врага, который, словно саранча, налетел на нашу землю и уничтожил ее урожай. Именно здесь прятался юный Йотам, младший сын Гидона, после убийства всех своих братьев. Здесь, в густом лесу, он сочинил свою притчу, как деревья собирались поставить над собой царя, и отсюда окольными тропинками он пробрался в Шхем... Древний холм, холм наших предков! Мы, их потомки, вернем ему прежнее великолепие!

Классный руководитель - старый опытный учитель Ицхак, взглянул на своих учеников и увидел сорок голов, запрокинутых ввысь, и сорок пар глаз разных цветов, блестящих от радости и энтузиазма.

Прекрасно! - подумал он. - Как хорошо, что все ученики присутствуют здесь, на этом празднике... Все? Нет, один не явился. Конечно же, Йолек! Странный этот Йолек. Нелегкая проблема. В классе он словно чужой. Вечно уткнется в книгу на польском языке - и во время урока, и во время перемены. Никак не найдет общего языка с одноклассниками. А может быть, в этом виноват учитель? Может быть, он не нашел к Йолеку нужного подхода?

Нужный подход?! Но ведь Йолек никого к себе не подпускает! Однажды... Да, это было примерно месяца два назад. На уроке литературы он подошел к Йолеку и попросил у него ту книгу, которую тот все время читает. Показал ее всему классу: Смотрите, дети, это - поэма Пан Тадеуш великого польского поэта Адама Мицкевича. Может быть, Йолек, ты прочитаешь нам немного по-польски? А Йолек, насупившись, молчал...

Будь он здесь, может быть, и он был бы захвачен праздничной атмосферой? А может быть - и нет... Ведь он сам написал в сочинении, что ненавидит лес - это был первый и последний раз, когда он заинтересовался тем, что делается в классе...

Около месяца назад весь класс писал сочинение на тему: Почему я люблю деревья? Учитель Ицхак медленно прохаживался между рядами парт и тихо, еле слышно, кому-то делал замечание, кому-то давал совет.

Йехиэль-очкарик, сидящий рядом с Йолеком, задумчиво грызет свою ручку, глаза его прищурены, смотрят куда-то вдаль... А вот Йолек - как всегда, уткнулся в свою польскую книгу и ничего не замечает вокруг.

Учитель Ицхак на секунду закрыл глаза и представил себе, что он находится в лесу - молодом лесу, в котором царит тишина...

- Проше пана! - вдруг послышался голос Йолека. - Пожалуйста...Учитель открыл глаза и увидел устремленные на него голубые глаза Йолека.

- Да, Йолек?

- О чем они пишут?

- А? Они пишут сочинение на тему: Почему я люблю деревья?

- Спасибо, господин учитель.

И Йолек снова уткнулся в свою книгу.

- Может быть, ты тоже напишешь? - спросил учитель.

- Я? Я не знаю иврита.

- Напиши по-польски.

С минуту Йолек о чем-то размышлял, вдруг губы его тронула улыбка и он сказал:

- Хорошо, господин учитель.

Йолек отложил свою книгу, раскрыл тетрадь, взял ручку и начал писать.

Вечером учитель Ицхак проверял сочинения. Что это? Какое странное сочинение написал Йолек!

Почему я люблю деревья? Кто сказал, что я люблю деревья? Я их ненавижу! Я ненавижу их так сильно, как только могу. Они вызывают во мне отвращение! Деревья? Каждый, кому дорога его жизнь, должен держаться от них подальше. Они - предатели! Они - неблагодарные! Мой дядя Антек рассказал мне одну историю про дерево. Ужасную историю! У него во дворе росло дерево. Своими руками дядя Антек посадил его, ухаживал за ним, любил его. И вот выросло огромное дерево, ветвистое, развесистое. Одним осенним утром пришли немцы, чтобы забрать дядю Антека. Он заметил их еще издали и стал искать, куда спрятаться. А спрятаться некуда! И что он сделал? Он залез на свое дерево, скорчился между ветвями и думал, что среди густой листвы его никто не увидит. Немцы обыскали весь дом. Куда задевался еврей? Ведь и они видели его издалека - и вдруг он исчез, словно провалился сквозь землю! На землю спустились сумерки. Дядя Антек сидит на дереве и думает: Пускай поищут, пускай поищут - в конце концов им это надоест и они уйдут... А дерево - это подлое дерево - вдруг решило сбросить свои листья! Дядя Антек похолодел, увидев, как сыплются вниз листья. Пожалуйста, ради Бога! - умоляет он дерево. А оно, гнусный предатель, продолжает... Руки дяди Антека стараются задержать скользящие листья: Пощади! Пощади! Но дерево не знает сострадания. С жестоким равнодушием оно продолжает свое черное дело. А внизу, вокруг дерева, стоят немцы - кровожадные собаки. Еще немного - и они увидят дядю...

Произошло чудо: скоро настала ночь - защитник всех слабых и преследуемых. Под покровом ее темноты дядя Антек слез с дерева и убежал к партизанам.

Но дело не только в том, что я слышал от других. Я собственными глазами видел, какие негодяи эти деревья. Я был еще маленький и глупый тогда: гордо подняв голову, украшенную венком из цветов, я шагал вместе с ребятами из моего класса. Был День посадки деревьев. Мы распевали песни в честь нашей родины - Польши о том, как мы любим ее, в какой прекрасный зеленый наряд мы оденем ее, и какими добрыми друзьями будут нам деревья... Я тоже посадил дерево. Каждый день я бегал к нему, с любовью ухаживал за ним. В жаркие летние дни я любил сидеть под ним, в его тени. Оно улыбалось мне и приветливо шелестело листьями. Как я любил слушать шум его листвы! Оно было моим другом, и я вырезал на его коре свое имя - на вечную память.

Однажды я сидел в тени своего дерева, и вдруг услышал голоса. Очень знакомые голоса! Не прошло и нескольких минут, как меня окружили мои одноклассники. Они смотрели на меня насмешливо, издевательски.

- А ну, убирайся отсюда, еврей! Мы здесь хотим посидеть!

- Это мое дерево, - ответил я.

- Твое? Ха-ха-ха! - расхохотались они. - Иди, сиди в тени... в тени лука! Ты пахнешь так же, как он!

Их было много, а я был один. Я встал и ушел. Отойдя на расстояние, я повернул голову и увидел, как они располагаются в тени моего дерева, а оно, предатель, улыбается им. Ласкает их своими ветвями. С этой минуты я возненавидел его! Низкий изменник! Насколько раньше я любил его, настолько теперь я его ненавидел. Перед тем, как уехать, я пришел к нему. Стоя вдалеке, с чемоданом в руке, я пронзал его презрительным взглядом: подлец, изменник, грязный предатель!

Нет, я не люблю деревья! Я ненавижу их!

Назавтра учитель Ицхак вернул ученикам их сочинения. И Йолеку - его сочинение.

- Очень интересно и красиво написано... - сказал он ему.

- Спасибо, господин учитель.

- Только, к моему сожалению, я должен сказать тебе, Йолек, что ты совершенно не прав в своем отношении к деревьям.

Йолек потупился и ничего не ответил.

- Йолек, ты не думаешь, что здесь, в Стране Израиля, ты обязан пересмотреть свое отношение к деревьям? Ведь ты - на родине!...

Йолек поднял голову и посмотрел учителю прямо в глаза. Взгляд его был холодным и злым.

- Да, - процедил он сквозь зубы, - родина... И там мне тоже говорили, что я... на родине!

Последнее слово Йолек выговорил с таким презрением, что учитель, чувствуя, что кровь закипает у него в жилах от возмущения, счел лучшим повернуться и уйти прочь...

- Внимание! - снова прогремел громкоговоритель. - Сейчас мы начнем взбираться на холм, и там приступим к нашему главному делу - посадке деревьев. В связи с этим мы выражаем нашу глубокую благодарность нашему учителю садоводства Элиэзеру и бригаде его верных помощников, ученикам восьмого класса, которые сегодня с самого рассвета трудились, чтобы подготовить почву холма для посадки деревьев, и которые доставили на него те саженцы, посадкой которых мы займемся! Огромное спасибо!

- А теперь, - продолжал громко говоритель, - мы поднимаемся на холм. Учитель Элиэзер и его помощники дадут вам все необходимые инструкции. Желаю успеха!

* * *

Учитель Ицхак очнулся от своих дум. Другие группы уже поднимались по склону холма. Он сделал знак своему классу идти вслед за ними. Раздалась веселая песня.

На вершине холма их уже ждал Элиэзер.

- Настоящая работа, а? - сказал он, положив тяжелую руку на плечо Ицхака, и показал на заготовленные саженцы.

- Да, ты молодец, Элиэзер! - похвалил его Ицхак. - А где мы будем сажать? Кто будет нами руководить?

- Не спеши, не спеши, Ицхак. Ваш инструктор сейчас подойдет. Да, кстати, Ицхак, а ведь он твой ученик!

- Мой ученик? Как его зовут?

- Как его зовут? Его зовут Исраэль.

- Исраэль? В моем классе нет ученика с таким именем!

- Как это - нет? Есть, конечно же есть! Только вы его зовете Йолек.

- Йолек?!

Ошеломленный, Ицхак смотрел на Элиэзера, все еще не веря своим ушам.

- Что ты так уставился на меня? Пришли мы сюда еще до рассвета, вижу: сидит твой польский интеллигент на камне и читает свою польскую книжку. Подошел я к нему и попытался с ним заговорить, а он твердит свое: Моя не знать иврит. Тогда я заговорил с ним по-польски. Вставай, - говорю, - бери в руки мотыгу. Сегодня не время читать книжки, сегодня сажают деревья... Я не люблю деревья, - отвечает он мне. Что значит - не любишь деревья?! А он - как упрямый осел, отворачивается и не отвечает. Беру я его за подбородок, поворачиваю его лицо к себе и спрашиваю: Тебя как зовут? Йолек, - отвечает. Что это за имя - Йолек? Тебя зовут Исраэль -вот это имя! - говорю я ему. Да, - отвечает он, удивленный, - так называл меня дедушка... А если так, говорю, то все, что мы делаем, мы делаем и для тебя тоже. Как? - спрашивает он, еще более удивленный. Очень просто! - отвечаю я. - Для кого мы все делаем? Для Израиля - то есть для Исраэля, значит - для тебя. А теперь, лентяй ты эдакий, вставай и приступай к работе. Он поглядел на меня и снова уткнулся в свою книжку. Вижу, понапрасну трачу время, разговариваю с глухим. Разозлился я страшно, отвернулся от него, чтобы уйти. Видно, тебя и вправду зовут Йолек, а не Исраэль! - бросаю ему. А через пару минут гляжу - закрывает он свою книжку и подходит к нам. Можно получить мотыгу, господин учитель? - спрашивает. Можно, можно...

- А вот и он! Твой ученик, Ицхак! - улыбается Элиэзер. - Исраэль, иди сюда! Научи седьмой класс, что нужно делать.

- Иду, иду!

Ицхак поднял глаза и не узнал Йолека: белокурые волосы растрепаны, лицо испачкано землей - стоит и держит в руке зеленый саженец.

Стоит Ицхак как зачарованный, не может отвести взгляда от Йолека и думает: И дерево, и человек укрепились в родной земле!

Примечания для учителя

Рассказ Ибо человек - дерево в поле несет в себе мощный воспитательный заряд и может быть рассмотрен вместе с учениками в самых различных аспектах.

1. Само название этого рассказа намекает на аналогию судьбы человека и дерева. Оно взято из Торы, из книги Дварим, 20:19, где говорится о запрете уничтожать плодовые деревья даже во время войны.

Раби Авраѓам Ибн-Эзра комментирует: Потому что дерево обеспечивает человека питанием, и значит, уничтожая дерево, ты тем самым отнимаешь у человека жизнь... Жизнь дерева похожа на жизнь человека, и потому тот, кто уничтожает дерево, похож на убийцу. Особенное значение это сравнение приобретает в нашей обновленной стране, символизируя процесс укоренения народа Израиля на своей родной земле.

2. Рассказ повествует об этом трудном процессе на примере юноши, прибывшем в Израиль издалека - и в географическом, и в духовном смысле. Он - сын ассимилированной еврейской семьи. Прибыв в страну, он изолирует себя от всякого еврейского влияния, не желает учить иврит и все время занят только чтением польских книг. Кризис наступает, когда он отказывается принять участие в посадке деревьев в Ту-Бишват.

3. Поворотный момент, подготавливающий этот кризис: Йолек соглашается написать сочинение о своем отношении к деревьям (правда, по-польски), а ведь еще незадолго до этого он не пожелал даже почитать перед классом стихи великого польского поэта Адама Мицкевича.

4. Что открывает для нас сочинение Йолека?

Оно рассказывает о двух ужасных переживаниях евреев там, на чужбине, среди врагов. Оба они связаны с деревьями, оба они подтверждают идею об аналогичной судьбе деревьев и людей, но в обоих случаях речь идет о предательстве:

в первом - о дяде Йолека Антеке, спрятавшемся от немцев на дереве;

во втором - о самом Йолеке, о его участии в польском празднике посадки деревьев и о том, как его выгнали из-под посаженного им же дерева, как его дерево изменило ему, что потрясло его душу.

5. Чем именно была вызвана перемена в умонастроении Йолека?

Рассказ не дает на это однозначного ответа. Это дает возможность ученикам высказать различные предположения.

Например, можно обсудить такие вопросы:

а) Что привело Йолека на Гиват-Менаше? б) Как повлияли на Йолека простые и грубоватые слова учителя Элиэзера? в) Какую роль сыграла праздничная атмосфера Ту-Бишват? г) Как Йолек пришел к пониманию того, что Страна Израиля - действительно его родина?

6. Превращение Йолека в Исраэля - настоящее чудо: чужак, отгораживающийся от товарищей, становится инструктором класса по посадке деревьев.

7. Каково идейное содержание рассказа?

Еврейские дети - настоящие новые саженцы на Земле Израиля. Зачастую они привыкают к новому месту далеко не без труда. Все время в нашу страну прибывают юные братья, прошлое которых подобно прошлому героя этого рассказа, за плечами у них - тяжелые переживания, подобные переживаниям Йолека. Это в не меньшей степени относится и к новоприбывшим из стран Востока. Правда, характер трудностей, с которыми сталкиваются наши ученики, значительно отличается от трудностей Йолека-Исраэля. Они почти все знакомы с еврейскими традициями, не игнорируют иврит, национальные и религиозные обычаи нашего народа. Чаще всего они, как и их родители, сталкиваются с трудностями экономического характера или связанными с поиском работы, квартиры и т.п. Но им очень полезно поразмыслить над судьбой ашкеназийского мальчика, воспитанного на высоких ценностях общечеловеческой культуры, родители которого, без сомнения, были очень хорошо устроены, тем не менее, он был чужаком в нашей стране до тех пор, пока с ним не случилось чудо Ту-Бишват.

8. Имеет смысл также остановиться на описании места, где происходили события, описанные в нашем рассказе. Гиват-Менаше находится в Самарии (Шомроне), к северо-востоку от Хедеры, в сторону Афулы. Эта местность - удел колена Менаше - в древности вся была покрыта густыми лесами. Сегодня, сажая деревья, мы возвращаем нашей стране ее исконный вид.

Осознание этого может способствовать интересу учеников к занятию наших предков - земледелию.

* * *

Примечания к рассказам, связанным с Ту-Бишват.

Мы выбрали два рассказа, дополняющих друг друга по содержанию. В центре обоих стоит еврейский юноша, сажающий дерево в Ту-Бишват. Но какая разница между этими рассказами!

Рассказ Рожковое дерево переносит нас в далекое прошлое. Герой рассказа - юноша, верный своему отцу и своему народу, рискующий жизнью ради исполнения последней воли отца, ради дальнейшего существования своего народа на родной земле. А в рассказе Ибо человек - дерево в поле - события происходят в наши дни. Герой приехал в Страну Израиля издалека, он сам - росток, вырванный из родной почвы. И вот превращается в строителя возрожденной Страны Израиля...

ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ

Стройте дома и живите в них, сажайте сады и ешьте их плоды. (Ирмияѓу, 29:5)

* * *

Вот, Я беру древо Йосефа... и соединяю его с древом Йеѓуды, и станут они древом единым в Моей руке! (Йехезкель, 47:19)

* * *

На высочайшей горе Израиля Я посажу его, и раскинет он ветви, и плоды принесет, и станет, как кедр величавый; и поселятся под ним всякие птицы, все пернатые будут жить под сенью кроны его. (Там же, 17:23)

* * *

Разрастутся его побеги, и будет он великолепен, словно олива, а аромат его - словно аромат Ливана. (Ѓошеа 14:7)

* * *

И будет он словно дерево, посаженное у водных потоков, которое плод свой дает вовремя. (Теѓилим, 1:3)

* * *

Ибо для дерева есть надежда... почуяв воду, расцветет оно. (Иов, 14:7-9)

* * *

Кто сажает инжир - ест плоды его. (Мишлей, 27:18)

* * *

Все деревья сотворены для пользы людей. (Брейшит Раба, 13)

* * *

У инжира корни многочисленные, проникающие в глубь твердой скалы. (Брейшит Раба, 10:3)

* * *

Из-за тех, кто срубает хорошие деревья, затемняются небесные светила. (Сукка, 29)

Когда срубают плодовое дерево, стон его проносится из одного конца мира в другой конец - но люди его не слышат. (Пиркей де раби Элиэзер, 33)

* * *

С самого начала сотворения мира Всевышний был занят посадкой деревьев - как сказано в Торе: И насадил Г-сподь сад в Эдене (Брейшит, 2:8). Так и вы: едва придете в Страну Израиля, не занимайтесь ничем иным, как посадкой деревьев. (Ваикра Раба, 25)

* * *

Сказал Всевышний сынам народа Израиля: Хотя вы обнаружите, что страна эта полна всевозможных благ, не говорите, что раз так, мы можем спокойно си-деть и не заниматься посадкой деревьев. Вы найдете в ней деревья, которые другие посадили для вас, - так и вы сажайте деревья для ваших потомков. (Ваикра Раба, 28)

* * *

Раби Йоханан бен Закая говорил: Если случится, что ты будешь занят посадкой дерева и тебе скажут, что Машиах пришел, - сначала закончи посадку дерева, а потом беги встречать Машиаха.

* * *

С чем это можно сравнить? Например, человек идет по пустыне - голодный, жаждущий - и находит дерево, покрытое сладкими плодами, с развесистой кроной, дающей тень, и ручей протекает под ним. Человек попил, поел, посидел в тени и, отдохнув, собрался в путь. Дерево, дерево, - сказал он, - как благословить тебя? Пожелать тебе, чтобы твои плоды были сладки - они и так сладки; пожелать тебе, чтобы крона твоя была развесистой - она и так развесистая; чтобы ручей протекал у твоих корней - он и так протекает. Вот что я пожелаю тебе: чтобы все саженцы, которые берут от тебя, становились подобны тебе! (Таанит, 5)

* * *

Однажды Хони-Гамаагель шел по дороге и увидел человека, сажающего рожковое дерево. Через сколько лет это дерево принесет плоды? - спросил его Хони-Гамаагель. Через семьдесят лет, - ответил тот. Неужели ты уверен, что будешь жив еще через семьдесят лет? - изумился Хони. А человек ответил ему: Я нашел рожковые деревья, посаженные до меня, а теперь я сажаю деревья для моих потомков, как это делали мои предки для меня. (Таанит)

ЗАПОВЕДИ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРАНОЙ ИЗРАИЛЯ

Первого швата - Рош-Ѓашана деревьев, по мнению школы Шамая; а школа Ѓилеля считает, что пятнадцатого швата. (Рош-Ѓашана 1:1)

Почему именно в это время? Потому, что большинство дождей года уже прошли. (Рош-Ѓашана 14а)

В это время начинается более интенсивное движение соков внутри дерева, и, значит, создаются условия для созревания его плодов. (Комментарий Раши, там же)

Если к этому времени большинство дождей года уже прошло, то, значит, до сих пор дерево жило водой прошлого года, а с этого момента оно живет водой нового года. (Йерушалми, Рош-Ѓашана 1:2)

С плодов, завязь которых образовалась до 15 швата, отделяют маасер за прошлый год, а с тех, завязь которых образовалась после 15 швата, отделяют маасер уже в новом году. (Рош-Ѓашана 156)

Не отделяют труму с плодов одного года за плоды другого года, а если это сделали - отделенные плоды не являются трумой... Даже если один этрог сорвали накануне Ту-Бишвата перед самым заходом солнца, а другой - после захода солнца, нельзя отделить труму с одного из них за другой. Потому что 1 тишрей - это Рош-Ѓашана для отделения маасера от злаков и овощей, а 15 швата - Рош-Ѓашана для отделения маасера от фруктов. (Рамбам, Мишне-Тора, Законы о Труме, гл.5)

Этрог в отношении отделения маасера приравнивается к овощам, и момент, когда возникает обязанность отделить от него маасер, - это момент его сбора с дерева.. И так же нельзя приносить в Храм бикурим из плодов одного года за плоды другого года: то есть бикурим из плодов, созревших до 15 швата нельзя приносить за плоды, созревшие после 15 швата. (Там же, Законы о бикурим, 2:7)

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ

Эта подборка цитат призвана облегчить объяснение учащимся, что представляет собой Ту-Бишват с точки зрения Галахи. Но совершенно очевидно - она может служить лишь источником самых общих положений в свете еврейской философской мысли, но никак не подробного разъяснения законов, связанных с Ту-Бишватом.

Само название этого дня - Рош-Ѓашана деревьев - появляется в Мишне, в трактате Рош-Ѓашана, в одном ряду с другими датами, обозначаемыми тоже как Рош-Ѓашана, но в других аспектах. Понятие Рош-Ѓашана служит здесь для передачи основного содержательного момента даты - как Судного дня. Тем самым выражается идея, что не только люди находятся под пристальным наблюдением свыше, но и вся природа, и ее жизнь зависит от благословения, посылаемого Всевышним.

Дожди - это одно из самых ярких проявлений всемогущества Всевышнего, о котором мы упоминаем в молитве Шмонэ-Эсре, во втором благословении. А в девятом благословении в зимний период года мы молимся о дожде. Связь дня Ту-Бишват и сезона дождей в нашей стране ярко выражается в вышеприведенных цитатах из обоих Талмудов - Бавли и Йерушалми.

Параллель между обычаем есть фрукты в Ту-Бишват и принесением в Храм двух пшеничных хлебов в праздник Шавуот, когда на небесах решается, каким будет следующий урожай, освещает внутренний смысл этого праздника.

Ощущение, что судьба урожая зависит только от Всевышнего, выражает идею, что силы природы не всемогущи, как полагали язычники, обожествлявшие их, но тоже являются созданиями Его.

Подборка цитат Ту-Бишват в еврейской традиции призвана облегчить педагогу разъяснение роли этого дня для отделения трумот и маасрот, необходимого для того, чтобы наша пища была кошерной. В год шмита они отделяются только от тех фруктов, завязь которых образовалась до Ту-Бишвата. Те же, завязь которых образовалась позже, свободны от отделения трумот и маасрот. С другой стороны, в следующем году после года шмита, те фрукты, завязь которых образовалась после Ту-Бишвата предыдущего года, продолжают быть свободными от отделения трумот и маасарот, а те, завязь которых образуется после Ту-Бишвата, уже подлежат ему. (Что же касается овощей, то здесь решающим моментом является время их сбора.)

Преподавателям, располагающим большим временем для внеклассной работы, рекомендуется начать объяснение галахических законов, связанных с Ту-Бишватом, за несколько недель до него, и посвятить больше времени детальному разъяснению, что такое трумот и маасрот и как их отделяют от плодов, выросших в Стране Израиля.

Разъяснение обычая есть фрукты в день Ту-Бишват дается выше, в первом разделе брошюры, и следует подчеркнуть его символический смысл, связанный со смыслом Ту-Бишват как Судного дня деревьев. От педагога зависит сделать нужный акцент на важности сохранения связи между народом Израиля и его страной. Следует указать, что в течение веков евреи старались есть в день Ту-Бишват именно те плоды, которыми славится Страна Израиля, и что то благословение, которое произносится затем, выражает ту же идею: Благословен ...за дерево и за плоды дерева, и за урожай полей, и за землю прекрасную, добрую и обширную, которую было Тебе угодно дать нашим предкам... И приведи нас туда и возвесели нас там, и будем мы благословлять Тебя, пребывая в святости и чистоте!


=ПРАЗДНИКИ=НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ=ИСТОРИЯ=ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ=НОВОСТИ=ТубиШВАТ=