=ПРАЗДНИКИ=НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ=ИСТОРИЯ=ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ=НОВОСТИ=

Шмини Ацерет и Симхат Тора

РАВВИН ИСРАЭЛЬ-МЕИР ЛАУ
ПРАКТИКА ИУДАИЗМА
В СВЕТЕ УСТНОЙ ТОРЫ

ШМИНИ-АЦЕРЕТ И СИМХАТ-ТОРА

Шмини-Ацерет является самостоятельным праздником. Мы не сидим в "суке", мы не берем "арбаа миним", мы произносим благословение "Шегехеяну" во время зажигания свечей и при совершении "Кидуша" после "Маарива". И тем не менее, Шмини-Ацерет является своего рода завершением праздника Сукот и, кстати, по той же причине Шавуот называется иногда Ацерет: он тоже как бы завершает собой Песах. Тора говорит о Шмини-Ацерет в книге Ваикра (гл. 23): "Семь дней приносите огнепалимую жертву для Г-спода, в восьмой день священное собрание да будет у вас и приносите огнепалимую жертву для Г-спода. Это - собрание праздничное [ацерет] - никакой работы не совершайте". И еще раз в книге Бемидбар (гл. 29) напоминается о том же:

"В день восьмой праздничное собрание [ацерет] да будет у вас - никакой работы не совершайте и приносите всесожжение, огнепалимую жертву для Г-спода, доставляющую Ему особое наслаждение..."

Согласно тому, что было сказано раньше о значении слова ацерет, ясно, что оно выражает любовь Всевышнего к Своему народу. А мидраш добавляет:

Всевышний хотел, чтобы у каждого месяца года был праздник. Нисану Он подарил Песах, ияру - Песах-Шейни, сивану - Шавуот. Однако следующий месяц, тамуз, был тем месяцем, в котором народ Израиля согрешил, создав золотого тельца, и в котором из-за этого были разбиты Скрижали завета. Поэтому тамузу Всевышний не дал праздника и настолько разгневался, что и следующие два месяца - ав и элул - тоже лишил праздников.

Но чтобы компенсировать пробел, те праздники, которые предназначались этим месяцам, Всевышний отдал месяцу тишрей: Рош Гашана, предназначавшийся первоначально тамузу, Йом Кипур, предназначавшийся аву, Сукот, предназначавшийся элулу. Но тогда где же собственный праздник месяца тишрей? Ему был дан Шмини-Ацерет - его собственный праздник. За пределами Страны Израиля праздник Сукот заключают не один, а два праздничных дня. Это два отдельных праздника: Шмини-Ацерет и Симхат-Тора. А в Стране Израиля оба эти праздника мы отмечаем в один день - 22 тишрей.

МОЛИТВА О ДОЖДЕ

Перед "Мусафом" читают "Изкор" (см. ниже), а затем в "Мусафе" мы впервые начинаем просить у Всевышнего дождь. Сначала в молитве шепотом мы говорим "за- ставляющий дуть ветер и лить дождь" вместо "посылающий росу" (эти слова в Стране Израиля говорят в течение всего лета). А затем, когда хазан приступает к повторению "Амиды", открывают "Аарон Кодеш", и вся община вслед за хазаном молится о дожде. Мы вспоминаем заслуги Авраама, Ицхака, Яакова, Моше, Агарона и двенадцати колен Израиля, ради которых мы просим Всевышнего открыть для нас сокровищницы дождя:

"Вспомни праотца, который тянулся вслед за Тобой, как вода" - это Авраам;

"Вспомни рожденного после сказанного вестникам: пусть принесут немного воды" - это Ицхак:

"Вспомни перешедшего с посохом воды Иордана" - это Яаков;

"Вспомни извлеченного из папирусного ларца, из воды" - это Моше;

"Вспомни первосвященника, пять раз окунающегося в воды" - это Агарон;

"Вспомни двенадцать колен, которые провел Ты между разверзшихся вод" - это двенадцать колен Израиля, перешедших море при исходе из Египта.

Хазан заканчивает "Молитву о дожде", провозглашая: "Ибо Ты - Г-сподь, Б-г наш, заставляющий дуть ветер и лить дождь!". Затем он произносит три благословения: "...для благословения, а не для проклятья; для жизни - а не для смерти; для сытости - а не для голода", а община на каждое из них отвечает: "амен!"

ПОМИНОВЕНИЕ ДУШ

После чтения 'Горы, перед "Мусафом", принято молиться о душах умерших и брать на себя обещание выделить деньги на цдаку в память о них. Это делается в Йом Кипур, Шмини- Ацерет, последний день Песаха и в Шавуот. Молящиеся называют имена своих умерших родных, а те, чьи родители живы, выхолят на это время из синагоги. Казалось бы, что связывает поминовение душ умерших с днем праздника? Однако наша традиция велит нам именно в моменты душевного подъема обращаться к тому, что вызывает скорбь. "В крови своей живи", - сказал пророк Йехезкель. То есть в самый момент кризиса умей находить в своей душе источник оптимизма, свет надежды. То, что мы можем веселиться, куплено ценой крови, ценой многих жизней - поэтому соединяются поминовение душ и Симхат-Тора воедино, и то же самое относится ко всем остальным праздникам. В наши дни празднику Дня независимости предшествует День памяти павших солдат Армии обороны Израиля. "В крови своей живи"...

СИМХАТ-ТОРА

Об этом празднике Тора не упоминает, но Галаха предписывает: "...празднуют день окончания чтения Торы". По обычаю в этот день мы совершаем "гакафот" - праздничное кружение вокруг "бимы" в синагоге. "Гакафот" устраивают вечером, после "Маарива", и утром, после чтения "Галеля". Как известно. Тора разделена на 54 главы, каждая из которых в субботу прочитывается в синагоге, - так что в течение года прочитывают всю Тору. День окончания чтения Торы, 22 тишрей в Стране Израиля, или 23 тишрей за ее пределами - праздник, известный под именем Симхат-Тора ("Веселье Торы"). Стоит подчеркнуть, что на самом деле изучение Торы никогда не заканчивается: в тот самый день, когда мы завершаем чтение Торы, мы начинаем ее сначала -с Сотворении мира, и открывается новый годовой цикл ее чтения.

ХАТАН ТОРА И ХАТАИ БРЕЙШИТ

Особая заповедь - вызвать в этот день к Торе всех, кто приходит в синагогу. Тем самым мы выполняем слова Торы: '"Гора, заповеданная нам Моше, - наследие общины Яакова" (Дварим. 33). Вся обшина Яакова приняла Тору, и поэтому каждый еврей имеет на нее все права и на каждого еврея она возлагает одинаковые обязанности. Мудрецы говорят: читай не "мораша" ("наследие" - потому что Тора не переходит "по наследству", но достается лишь тем, кто изучает ее), а "меораса" ("обрученная"). Это значит, что каждый еврей должен ухаживать за Торой так же, как ухаживал бы за девушкой, которую любит, и прилагать все силы для того, чтобы добиться ее взаимности. Поэтому принято тех, кого удостаивают чести заканчивать цикл чтения Торы и открывать новый, называть "хатан Тора" ("жених Торы") и "хатан Брейшит" ("жених Сотворения").

Не только взрослых вызывают в Симхат-Тора к чтению Торы, вызывают и детей. Их накрывают одним "талитом", как бы объединяя в одно целое, и после чтения принято говорить им то благословение, которым когда-то Яаков наградил своих внуков Эфраима и Менаше: "Всевышний, посылавший Своего ангела, спасавшего меня от всех бед, да благословит этих юношей и наречет их именем моим и именами моих отцов, Аврагама и Ицхака, и да расплодятся они на земле, подобно рыбам в море". В этот день из "Аарон Кодеш" вынимают три свитка Торы: первый - для прочтения последней недельной главы Торы до самого конца ее, после чего все провозглашают:

"Хазак хазак венитхазек". ("Крепись, крепись, и мы будем крепкими!").

Для того, чтобы каждый из присутствующих получил возможность подняться к Торе, этот раздел многократно повторяют -но не весь, а именно до слов "и в гордости Своей небеса". Затем вызывают "жениха Торы" - обычно раввина или другого уважаемого человека, известного своими познаниями в Торе, и тогда доводят чтение Торы до конца - причем вся община слушает чтение стоя. "И не было более пророка в Израиле, подобного Моше, с которым Г-сподь говорил лицом к лицу, совершившего подобное всем знаменьям и чудесам, которые Г-сподь послал его совершить в Египте для фараона, и всех его слуг, и для всей страны; подобное сильной руке и каждому диву великому, которые совершил Моше на глазах всего Израиля".

После возгласа "хазак, хазак, венитхазек!" Тору поднимают иначе, чем в течение всего года: три столбца текста, видные на развороте свитка, обращают не в сторону того, кто поднимает Тору, а в сторону общины, и обращают по очереди во все стороны - чтобы осуществить слова Торы "на глазах всего Израиля". Затем берут другой свиток и вызывают "жениха Сотворения" - тоже раввина или уважаемого всеми члена общины. Над головами тех, кто стоит на "биме", разворачивают "талит" словно "хупу" и начинают читать Тору с самого начала - до окончания рассказа о сотворении мира и о первой субботе. В конце каждого из отрывков, посвященных отдельным дням Творения, принято хором заканчивать: "И был вечер, и было утро - день такой-то". Также и заключительные стихи от слов "И завершены были небеса и земля" (начало гл. 2-й) произносят все молящиеся, а чтец Торы повторяет за ними "Хаци-кадиш" - и открывают третий свиток Торы, откуда зачитывают "мафтир" - из книги Бемидбар, гл. 29-я, где перечисляются жертвоприношения этого дня: "В восьмой день..."

"Гафтара" этого дня взята из книги пророка Йегошуа, гл. 1-я, которая является непосредственным продолжением того, чем заканчивается Пятикнижие: после смерти Моше главой народа становится его ученик, продолжатель дела его, Иегошуа бин Нун.

"ГАКАФОТ"

В Симхат-Тора в синагоге устраивают "гакафот" - семь обходов вокруг "бимы". Из "Аарон Кодеш" вынимаю-все свитки Торы, которые имеются в синагоге, - даже те, в которых есть какой-либо дефект, и они, поэтому, непригодны дли публичного чтения. Есть обычай оставлять в опустевшем "Аарон Кодеш" зажженную свечу - чтобы он не оставался пуст и темен (как сказано: "Свеча - мицва и Тора - свет"). Хазан возглавляет шествие, держа в руках свиток Торы и громко распевая особые молитвы, сопровождающие "гакафот". В них выражается мольба ко Всевышнему услышать молитвы народа Израиля и послать ему помощь и успех во всех его делах.

Дети тоже принимают участие в "гакафот", они держат в руках маленькие игрушечные свитки "Горы или флажки с красочными картинками и молитвами, которые произносят перед началом и во время "гакафот". После каждого обхода "бимы" все, кто находятся в синагоге, танцуют, держа в руках свитки Торы. Танцам, песням и веселью нет конца. В Стране Израиля принято устраивать "гакафот" также на исходе праздника Симхат-Тора - "вторые гакафот". Ими мы выражаем нашу солидарность с евреями, живущими в странах рассеяния и начинающими праздновать Симхат-Тора как раз в это время. На "вторые гакафот" обычно собирается множество народа, принято приглашать на них также оркестры и музы- кальные ансамбли. Мы любим и ценим веселье. А когда поводом для него служит Тора - это святое веселье. Во время "гакафот" проявляется веселье и внутреннее, и внешнее. Перед началом "гакафот" читают: "Тебе воочию показано, чтобы ты знал, что Г-сподь - Он Б-г, и нет никого, кроме Него". Хасидская притча говорит, что весь месяц, когда читают "слихот", Рош Гашана, Йом Кипур и праздник Сукот - всё это лишь подготовка к этому моменту и к этим словам - квинтэссенции всей нашей веры.