ПУРИМ

Жду ваших писем.

=ПРАЗДНИКИ=НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ=ИСТОРИЯ=ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ=НОВОСТИ=ПУРИМ=

ОСОБЫЕ “ПУРИМЫ”


Историки насчитывают почти сто особых “Пуримов”, каждый из которых отмечается всей страной или отдельным городом.
Отдельные люди и, тем более, отдельные города, которым угрожала смертельная опасность,
неожиданно спасенные чудесным образом, могут установить личный “Пурим” для себя и своих потомков, в годовщину этого события.

Праздничная трапеза в ознаменование очередной годовщины такого чудесного избавления имеет статус “сеудат мицва” (праздничной трапезы)


ЗАБЫТОЕ СПАСЕНИЕ В ЕГИПТЕ

Книги Макавеев. 3 кн. 3. (с сокращениями)

После неудачного проникновения в Святая Святых, Птолемей II. Согласно третьей книги Макавеев, начинает гонения против евреев:

18 повелеваем упомянутых нами людей с их женами и детьми, с насилиями и истязаниями заключив в железные оковы, отовсюду выслать к нам на смертную казнь, беспощадную и позорную, достойную таких злоумышленников.

20 Если кто укроет кого из Иудеев, от старика до ребенка, не исключая грудных младенцев, должен быть истреблен со всем его домом жесточайшим образом.

21 А кто выдаст кого-либо, получит имение виновного и две тысячи драхм из царской казны, получит свободу и будет почтен.

22 Всякое место, где будет пойман укрывающийся Иудей, должно быть опустошено и выжжено, так чтобы никому из смертных ни на что не было годно на вечные времена".

4 гл. 1 Везде, куда приходило это повеление, у язычников учреждались народные пиршества с радостными кликами.

2 А у Иудеев началась неутешная скорбь, горький плач и рыдание.

4 Жестоко и без всякой жалости они были вместе высылаемы властями каждого города, так что при виде этой необыкновенной кары и некоторые из врагов, смотря на общее страдание и помышляя о неведомой превратности жизни, оплакивали злополучнейшее их изгнание.

5 Гнали толпу престарелых, покрытых сединами, сгорбленных от старческой слабости в ногах, и по требованию насильственного изгнания бесстыдно принуждали их к скорейшему шествию.

6 Отроковицы, только что сочетавшиеся супружеским союзом и вошедшие в брачный чертог, вместо ликования начали плач, посыпали пеплом благоухавшие от мастей волосы, были ведены непокрытыми и вместо брачных песней поднимали общий вопль, будучи мучимы истязаниями иноплеменных.

7 А их супруги, вместо венков перевязанные по шеям веревками, в цветущем юношеском возрасте, вместо пиршества и наслаждения молодости, проводили остальные дни брака в плаче, ибо под ногами у себя видели открытый ад.

8 Везены они были по подобию зверей; одни прикованы были за шеи к корабельным скамьям, другие крепкими узами привязаны были за ноги. Кроме того, накрытые плотным помостом, они отлучены были от света.

9 Когда же они привезены были на место, называемое Схедия, тогда царь приказал поставить их перед городом на конском ипподроме, который имел обширную.

10 Когда это было исполнено и царь услышал, что одноплеменники их часто выходят тайно из города оплакивать позорное бедствие братьев, то весьма разгневался и приказал и с этими поступить точно так же, как и с теми, чтобы они никак не меньшее получили наказание.

11 Он велел переписать весь народ по именам, не для тяжкого рабского служения, а для того, чтобы, измучив их казнями, погубить в один день.

5 гл. 1 Тогда царь приказал Ермону, заведывавшему слонами, на следующий день всех слонов, числом пятьсот, накормить ладаном и вдоволь напоить цельным вином и, когда они рассвирепеют, вывести их на Иудеев.

Ермон, напоив неукротимых слонов, утром явился во дворец донести о сем царю.

6 Но Бог послал царю крепкий сон.

7 Погруженный в приятный и глубокий сон, он забыл о своем приказе.

8 Иудеи же, избавившись предназначенного часа, восхваляли Бога своего и снова умоляли показать язычникам силу всемогущей десницы Своей.

9 Когда прошла уже половина десятого часа, служитель, которому поручены были приглашения, видя, что приглашенные уже собрались, вошел к царю будить его.

11 Во время продолжительной беседы царь призвал Ермона и грозно спрашивал, по какой причине Иудеи допущены пережить настоящий день?

12 Тот объявил, что еще ночью исполнил порученное ему, и друзья царя подтвердили это. Тогда царь сказал, что они должны быть благодарны сегодняшнему сну:

13 А Ермону вновь приказал приготовить слонов на истребление Иудеев.

15 Рано утром Ермон вывел зверей и стал раздражать их на обширном дворе. В городе толпы народа собрались на плачевное зрелище.

17 Не распространились еще лучи солнца, и царь еще принимал своих друзей, как предстал пред ним Ермон и приглашал на выход, донося, что все готово, чего желал царь.

18 Изумившись предложению, царь совершенно обо всем забыл и спрашивал: что это за дело? А это Бог навел на ум его забвение обо всем, что он сам прежде придумал.

19 Ермон и все друзья объясняли: звери и войска приготовлены по царскому повелению.

20 Царь же исполнился сильного гнева на такие и, сверкая глазами, сказал с угрозою:

21 «Если бы у тебя были родители или дети, то они послужили бы изобильною пищею для диких зверей вместо невинных Иудеев, которые мне и предкам моим сохраняли неизменную и совершенную верность».

23 Когда Иудеи услышали о такой благосклонности царя, то восхвалили Бога и Царя царей за помощь, полученную от Него.

24 После таких решений царь опять учредил пиршество и приглашал предаться веселью. Призвав же Ермона, грозно сказал: «Сколько раз я должен приказывать тебе, негодный, об одном и том же? Вооружи слонов на утро для погубления Иудеев».

25 Тогда родственники, удивляясь непостоянным его мыслям, сказали: «Долго ли, царь, ты будешь искушать нас как несмышлёных, в третий раз повелевая истребить их, и опять отменяешь свои повеления?»

27 После этого царь,

28 подтвердил и определил немедленно послать их в ад, изувеченных ногами и ступнями зверей, затем предпринять поход на Иудею, опустошить ее огнем и мечом, и храм их сжечь огнем и сделать его навсегда пустым для всех, желающих приносить там жертвы.

30 А Ермон, приведя зверей в бешеное состояние, вооружил их страшными орудиями и рано утром пришел во дворец и напомнил царю о том, что следовало исполнить.

31 Царь же вышел походом со зверями, желая видеть собственными глазами плачевную и бедственную гибель людей.

32 Когда Иудеи увидели пыль, поднимавшуюся от слонов и вооруженного войска, то подумали, что настала последняя минута их жизни.

33 Подняв плач и вопль, они целовали друг друга, обнимались с родными,

36 и громко взывали к Богу, умоляя Его помиловать их и явить помощь им свою.

6. 15 Только Елеазар окончил молитву, как царь со зверями и со всем страшным войском пришел на ристалище.

16 Когда увидели его Иудеи, подняли громкий вопль к небу и возбудили неудержимое сострадание во всем войске.

17 Тогда Бог отверз небесные врата, из которых сошли два славных и страшных Ангела, видимые всем, кроме Иудеев.

18 Они стали против войска, и исполнили врагов смятением и страхом; также и тело царя объял трепет, и раздраженную дерзость его постигло забвение.

19 Тогда слоны обратились на вооруженные войска, топтали их и губили.

20 Гнев царя превратился в жалость и слезы о том, что он собирался сделать.

21 Ибо, когда услышал он крик Иудеев и увидел преклонившимися на гибель, то, заплакав, с гневом угрожал друзьям своим и говорил:

22 «Вы злоупотребляете властью и превзошли жестокостью тиранов и меня самого, покушаетесь лишить власти и жизни, замышляя тайно неполезное для царства.

23 Тех, которые так верно охраняли укрепления нашей страны, кто безумно собрал сюда, удалив каждого из дома?

24 Тех, которые издревле превосходили все народы преданностью нам во всем и часто терпели самые тяжкие угнетения от людей, кто подверг столь незаслуженному позору?

25 Отпустите их с миром в свои дома, попросив прощение в том, что прежде сделано.

26 Иудеи, избавившись от смерти, прославляли своего Спасителя Бога.

32 А Иудеи, как сказали мы, составив упомянутый хор, отмечали праздник с радостными славословиями и псалмопениями.

33 Они сделали даже общественное постановление, чтобы во всяком населении их в роды и роды радостно праздновать означенные дни, не для питья и пресыщения, но в память бывшего им от Бога спасения. (Июнь?)

1039. ГРАНАДА.

В XI веке в Гранаде жил руководитель еврейской общины, визирь, главнокомандующий, близкий друг и помощник местного халифа Шмуэль а-Нагид. Так как халиф Бадис почти не занимался государственными делами, Шмуэль а-Нагид был фактическим правителем Гранады. Правители Севильи, главного соперника Гранады, проводили антиеврейскую политику. В 1039 году Шмуэль а-Нагид начал войну против Севильи и одержал трудную победу.

24 августа 1039 года в Гранаде заговорщики совершили покушение на Шмуэля а-Нагида, но он не пострадал. В память об этом чудесном спасении городские евреи установили "Гранадский Пурим".


1236 Г. НАРБОННА (21 АДАРА)

Однажды один еврей повздорил с неевреем, торговцем рыбой. Они подрались, и француз умер от побоев. Разъяренная толпа бросилась громить еврейские дома. В довершение ко всем прочим бедам погромщики разграбили библиотеку знаменитого рабби Меира.

Но правитель этих мест неожиданно встал на защиту еврейской общины и велел вернуть награбленное, а главных виновников казнил.

Прежнее место в доме раввина заняли и святые книги.

1400. ШИРАЗ. МОЭД КАТАН.

Согласно преданию, повествующему в одной еврейско-персидской рукописи 1400 года, еврей по имени Абу-аль-Хасан был обвинен в продаже трефного мяса накануне Рош hа-Шана.

Чтобы избежать гнева своих единоверцев, он принял ислам и обвинил евреев в ряде преступлений.

Мусульмане предложили евреям принять ислам, угрожая в противном случае смертью.

Евреи вынуждены были принять веру.

Однако 2 Хешвана Абу-аль-Хасан умер при загадочных обстоятельствах; у него нашли заявление о невиновности евреев.

Нашим собратьям разрешено было вернуться в иудаизм.

2 Хешвана евреи Шираза (Персия) празднуют Пурим Катан.

В этот день они не работают, посещают друг друга и обмениваются приветствиями: "Моед Катан" и "Абу аль Хасан".


1420. САРАГОССА

Он посвящен чудесному избавлению евреев из Сарагосы, столицы бывшего Арагонского царства, от неминуемой гибели. Историю их чудесного избавления, как она записана на небольших пергаментных свитках, публично читают во время каждого празднования.

Около 1420 года, во время правления Альфонса V Арагонского, в Сарагосе было двенадцать прекрасных синагог, которые существовали на пожертвования двенадцати религиозных братств, состоящих из богатых и влиятельных евреев. Правительство так им благоволило, что каждый раз, когда король приезжал в Сарагосу, раввины в знак благодарности организовывали в его честь торжественную процессию, во время которой каждый участник нес в ларце свиток с Законом, принадлежавший его синагоге.

Жители города постоянно выражали недовольство, называя богохульством обычай выносить священные свитки ради того, чтобы польстить тщеславию язычника (нееврея). Очевидно, сами раввины были рады найти подходящий предлог, чтобы не таскать увесистые манускрипты, и частенько стали выносить пустые ларцы, а свитки оставлять в синагоге. Один еврей по имени Маркус Дамасский принял христианство и в страстном порыве новоиспеченного приверженца этой религии стал заклятым врагом своей расы. Он искал способа уничтожить евреев и одновременно получить от этого выгоду.

Однажды Маркус случайно выяснил, что евреи встречают короля с пустыми футлярами от свитков Торы и решил сообщить об этом королю. Когда однажды король принялся восхвалять верность своих подданных-евреев, Маркус заметил, что монарх глубоко заблуждается. Верность евреев притворна, утверждал он, потому что вместо того, чтобы нести в знак почтения королю священные манускрипты из их синагог, они несут пустые ларцы. Король разозлился на евреев, услышав его слова, однако решил не предпринимать никаких мер, пока ему не представится возможность лично убедиться в том, что Маркус говорит правду.

Говорят, что у короля с Маркусом состоялся длинные разговор:

Король сказал: «Я знаю, что их Бог всемогущ. Он ведь может наказать меня за то, что я так обращаюсь с Его народом!»

«Евреи не ждут от своего Б-га ни милости, ни помощи, — ответил Маркус. — С тех пор как они припеваючи живут в Вашей стране, они перестали соблюдать свои законы и больше не выполняют Его заповеди.

Король возразил: «Но если мы выгоним евреев из страны, от этого станет только хуже! Они платят налоги и приносят много пользы».

«Вы даже не заметите их отсутствия», — ответил Маркус.

«Но зачем же наказывать всех евреев? Ведь не все из них знали этот секрет», — протестовал король.

«Вашему Величеству прекрасно известно, что все они одинаковые. Они всегда действуют сообща. В этом случае община всей страны знала о том, как их старейшины обманывают короля», — закончил свою речь Маркус, понимая, что у короля больше не осталось аргументов.

«Послушай, Маркус! Я и в самом деле не на шутку разозлился на евреев и согласен с тем, что их нужно наказать, если то, что ты говоришь, правда. Но я не желаю несправедливости, потому что никогда не видел от евреев ничего плохого. Давай сделаем так: на следующем параде, когда евреи выйдут ко мне с футляром, ты будешь ехать в одном экипаже со мной. Я поручу тебе открыть футляр. Если там не окажется свитка Торы, мы поступим так, как ты скажешь. Но если ты мне солгал, будешь жестоко наказан. Ты готов к этому? Никто не посмеет меня одурачить!» — сказал король.

17-го Швата король отправился в Сарагосу и приказал Маркусу сопровождать его. Последний пребывал в добром расположении духа, рассчитывая на то, что евреям пришел конец.

В ночь перед очередным торжеством шамаш главной синагоги Сарагосы мог заснуть. Он думал о грядущем параде и о том, что в еврейский квартал снова прибудет король, и его это очень беспокоило. Он ворочался в кровати, снедаемый нехорошим предчувствием: еврейской общине города грозила опасность. Он уже собрался встать и пойти к старейшинам общины, но вдруг подумал о том, что они будут смеяться над ним. В конце концов, он уснул. И приснился ему высокий седобородый старик, который подошел к нему и сказал: «Вставай! Не теряй времени. Евреи в опасности. Немедленно иди в синагогу и быстро разложи свитки Торы по футлярам. И никому ни слова об этом!»

Шамаш не успел произнести ни слова, как видение исчезло. Он поднялся с кровати, дрожа от страха, наспех оделся и побежал к синагоге. Шамаш был уверен, что старик, явившийся ему во сне, был не кем иным, как пророком Элиягу, и знал, что этот сон был вещим. А значит, он должен был поступить так, как сказал пророк. Но шамаш не знал, что пророк явился во сне не только ему. Шамаши других синагог Сарагосы видели тот же сон. И они тоже бросились к синагогам, чтобы исполнить указание Элиягу.

На следующее утро начался парад. В еврейском квартале заиграли трубы, оповещавшие о появлении короля. Старейшины общины как обычно вышли навстречу королю, держа в руках футляры со свитками Торы.

Когда карета короля поравнялась с делегацией евреев, Маркус сказал: «Его величество желает взглянуть на то, что спрятано внутри футляров».

«Да, — подтвердил король. — Открывайте футляры!»

Евреи не на шутку испугались, услышав неожиданную просьбу. Что скажет король, увидев пустые футляры? Но выбора не было, пришлось подчиниться приказу. Тяжело вздыхая, евреи открыли футляры и к своему удивлению обнаружили внутри свитки Торы.

Удивился и король. А Маркус был более чем разочарован: с его лица сошла торжествующая ухмылка, он побледнел от ужаса. Он не мог вымолвить ни слова. Король обрушил на Маркуса весь свой гнев: «Предатель! Обманщик! Ты показал свое истинное лицо! Стража! Немедленно схватить его! Повесить!»



После казни Маркуса король публично объявил, что всегда хорошо относился к евреям и более не сомневается в их верности. Более того, в знак доброго отношения к евреям король распорядился о том, чтобы в течение последующих трех лет евреи не платили в казну никаких налогов.

Когда же в еврейской общине распространилась весть о том, какие пророческие сны посетили нескольких евреев, их радости не было предела. Они неустанно благодарили Всевышнего в молитвах и прославляли Его имя, обещая и в будущем служить Ему так же верно. А 17 и 18 дни месяца швата евреи объявили днями общей молитвы и выражения благодарности Творцу, для того чтобы их потомки во всех поколениях помнили чудесную историю о том, как община Сарагосы была спасена от рук коварных врагов.

Праздник сохранился доныне, даже после того, как евреи были изгнаны из Испании.

И сегодня потомки сарагосских евреев отмечают этот знаменательный день.

Мифы и легенды Святой земли, Джеймс Ханауэр


1524. КАИР.

В 5284 г. (1524) Ахмед-паша, губернатор Каира, известный ненавистник евреев, приказал арестовать 12 самых известных членов общины и потребовал за них огромный выкуп (в том числе прославленного раввина Давида Ибн-Зимру). Так Ахмед Паша пытался получить большую сумму денег от директора монетного двора Авраама Кастро. Он угрожал уничтожить еврейскую общину Каира, если деньги не будут доставлены ему к 28 Адара.

Он заявил, что идет в баню, а затем отдаст приказ уничтожить всех евреев в столице, если к тому времени ему не принесут денег...

Своевольные действия Ахмада, велевшего, среди прочего, чеканить монету со своим портретом, вызвали гнев его сюзерена, турецкого султана Сулеймана Великолепного. Поэтому 28 адара паша был убит в бане собственными солдатами, сохранившими верность Стамбулу. С тех пор евреи ежегодно отмечали в этот день Каирский Пурим.

1538. КРИТ

Летом 1538 года остров Крит, находившийся под властью Венеции, был блокирован флотом турецкого Султана Сулеймана Великолепного. 18 Тамуза в городе Кандия (Ираклион) распространился слух о том, что в еврейском квартале якобы прячутся турецкие лазутчики.

Собралась вооруженная толпа, готовая расправиться и со шпионами, и с их «укрывателями». Положение было очень опасным: накануне все здоровые еврейские мужчины были мобилизованы на рытье траншей и строительство укреплений, так что дома остались лишь дети, женщины и старики.

Ситуацию спасли энергичные действия местного раввина р. Элияу Каспали. Он вышел к толпе и зачитал постановление, согласно которому имущество еврея, не сообщившего правителю об известных ему турецких агентах, будет немедленно конфисковано. К тому же ему удалось достучаться до местных властей, которые восстановили порядок в городе.

1541, 1775. АЛЖИР. ПУРИМ ЭДОМ.

14 числа месяца Хешван и 11-го Таммуза.

В эти дни в 5301 (1541) и в 5535 (1775) годах еврейская община Алжира была избавлена от неминуемой гибели, когда турецким правителям страны удалось отразить натиск испанских завоевателей. Если бы последние одержали победу, они бы, безусловно, уничтожили еврейский квартал.

В 1541 году император Священной Римской империи Карл V предпринял экспедицию против Алжира, где правил знаменитый пират Хайраддин Барбаросса.

23 октября высадили двадцати пятитысячный десант, который, по мнению испанских командиров, должен был без труда овладеть городом, лишенным сильных укреплений. Однако вечером 23 октября (4 Хешвана) поднялся сильный северо-восточный ветер, сопровождаемый ливнем. Ночью он перешел в ураган, который разметал солдатские палатки, сорвал с якоря несколько десятков кораблей и бросил их на прибрежные скалы. К утру число погибших кораблей перевалило за сорок, весь алжирский берег был завален их обломками. При виде этой катастрофы Карл V приказал отступать.

Евреи Алжира, среди которых было немало потомков испанских изгнанников, встретили отступление испанского флота с нескрываемым ликованием.

Тут же распространился слух, что спасительная буря разыгралась после молитвы местного раввина Шломо Дурана. А 4 Хешвана стал местным праздником, получившим название Пурим Эдом.

1555. ПАПСКЯ ОБЛАСТЬ

3 Ияра 1555 года в Риме был найден труп христианина.

Как водится, в преступлении обвинили местных евреев, якобы использовавших кровь убитого в ритуальных целях.

Прежде, чем толпа взяла закон в свои руки, был найден настоящий убийца — некий испанец, который и был казнен по личному приказу папы Павла IV.

А 3 Ияра стало местным Пуримом евреев, проживавших в Риме и Папской области.

1614. ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ. ПУРИМ ВИНЦ.

Еврейское гетто Франкфурта-на-Майне (Германия) подверглось жестокому нападению в 5374 г. (5 августа 1614 г.). В начале XVII века отношения между евреями и христианами во Франкфурте-на-Майне резко ухудшились. Городской патрициат покровительствовал евреям, уровень жизни которых повышался, несмотря на общую стагнацию экономики города. Не представленные в муниципалитете цеха, которые возглавляли христиане, видели в евреях опасных конкурентов.

Пряничник Винцент Фетмильх, который называл себя "новым Аманом", являлся лидером ремесленников-христиан. Он потребовал от городского патрициата изгнать евреев из города якобы за то, что они подкупили муниципалитет. Это, по утверждению Фетмильха, привело к тому, что евреи таким образом получили возможность безнаказанно нарушать ограничительные законы и наживаться за счет христиан.

Когда патрициат отверг это требование, начались нападения как на евреев, так и на членов муниципального совета.

4 мая 1614 года, в ночь праздника Шавуот, группа ремесленников-христиан Франкфурта-на-Майне пыталась ворваться в местное еврейское гетто, но была отброшена.

22 августа 1614 года толпа погромщиков под предводительством Винцента Фетмильха вновь атаковала еврейский квартал. Его обитатели защищались с оружием в руках, но вынуждены были искать убежища в домах христиан и на кладбище. Погромщики разграбили имущество евреев и сожгли то, что не смогли унести.

24 августа 1614 года Винцент Фетмильх, который фактически захватил власть в городе, приказал изгнать из города евреев.

Еврейские женщины и дети уже были вывезены в безопасные места. 1380 человек, в основном мужчины, покинули Франкфурт-на-Майне. Все изгнанники обосновались в окрестных городках и деревнях.

10 марта 1616 года евреи в сопровождении отряда правительственных войск при звуках труб и барабанов торжественно вступили во Франкфурт-на-Майне.

По указу императора Маттиаса лидер ремесленников Винцент Фетмильх был четвертован, а части его тела были выставлены напоказ в разных частях города. Его дом был снесен, а на этом месте установили позорный столб со стихотворением на немецком и латинском языках, которое описывало казнь Фетмильха.

По другой версии император издал приказ об аресте Феттмильха, и 16 марта 1616 г. “новый Аман” и шесть его приспешников были повешены. Евреев с почетом вернули в город.

Император Маттиас взял под своё покровительство франкфуртских евреев и навсегда запретил муниципалитету изгонять тех из них, кто прожил во Франкфурте-на-Майне более трех лет.

Он также вменил городским властям в обязанность обеспечивать безопасность еврейской общины. Император приказал выплатить евреям в качестве компенсации 175 тысяч золотых за счёт городского бюджета.

В память о событиях 1614–16 годов евреи города учредили 20 Адара ежегодный "франкфуртский Пурим" (Пурим Винц).

1684. ПАДУЯ. ПУРИМ ДИ БУДА

События происходили во время войны с Австрией, когда турецкие войска осадили венгерский город Буд. Вскоре по Европе поползли слухи, что тамошние евреи якобы помогают неприятелю. Когда слухи достигли итальянской Падуи, местные католики решили отомстить единоверцам «предателей» и осадили еврейский квартал.

Толпа напала на еврейское гетто, но армия и часть горожан остановили погром.

Лишь благодаря своевременному вмешательству венецианского дожа дело не закончилось погромом. Для того чтобы прекратить бесчинства, власти ввели смертную казнь для погромщиков. В память о своем спасении евреи Падуи ежегодно отмечали "день благодарения", так называемый "Пурим ди Буда".

С тех пор у евреев Падуи появился свой местный праздник — Пурим Буды.

Еврейский поэт Исаак Вита Кантарини (1644–1723) посвятил ему специальную поэму, которую читали в этот день в синагоге.

1690. АНКОНА

Анкона, морской порт Италии, был разрушен землетрясением 21 Тевета 5440 г. (29 декабря 1690). Еврейская община города чудесным образом избежала гибели, в память об избавлении в этот день празднуется ПУРИМ АНКОНА.

1743 Г. ПУРИМ В ТВЕРИИ

В тот год город Тверию окружили войска Сулеймана-паши.

Евреи Тверии поддерживали правителя города, шейха Дейр аль-Амара, и перенесли все муки осады, которая длилась 83 дня.

Наконец, 4 Элула, ничего не добившись, паша увел свои войска прочь. А через три дня умер.

Эти дни стали для евреев днями большого праздника.

1757. АВИНЬОН

Разбушевавшаяся толпа угрожала евреям Авиньона (Франция) 8 Швата 5517 г. (1757) и они уцелели лишь благодаря вмешательству Всевышнего.

1855. РОССИЯ

На Пурим (2 марта 1855 года), скончался император-антисемит Николай I, издававший жестокие указы и стремившийся силой обратить наших предков в православие.

1913.

Возникновение международного женского дня прочно связано с именем Клары Цеткин – деятеля германского и международного рабочего движения.

Клара Цеткин была очень живой, интересный человек и привлекательная женщина. Родом из семьи учителя немецкой приходской школы, Клара Эйснер получила педагогическое образование и, как и заметная часть молодежи того времени, посещала разные политические кружки. Вскоре пришлось перебираться в Париж. Здесь Клара обучалась революционному делу у Лауры Лафарг – дочери Карла Маркса и у других деятелей французского рабочего движения.

Клара редактировала женскую газету «Равенство», средства на издание которой предоставил сам основатель электротехнического концерна Роберт Бош! Издание было очень популярным и содействовало тому, что Клара Цеткин стала одним из самых видных социалистов той поры в Германии.

Решение о ежегодном праздновании Международного женского дня было принято по предложению Клары Цеткин в 1910 году на 2-й Международной конференции социалисток в Копенгагене. На этом форуме она поставила вопрос о том, чтобы выбрать определенный день в году, когда женщины всего мира будут привлекать внимание общества к своим проблемам в борьбе за социальное и экономическое равноправие и предложила ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата.

Назывался он сначала Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права.

Стоит отметить, что история установления даты именно 8 марта не так проста.

8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В этот день более 15000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных c мужчинами условий оплаты труда. Кроме того, было выдвинуто требование предоставления женщинам избирательного права.

В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля. В 1909 году это было 28 февраля.

Согласно официальной версии, дата 8 марта была подведена под массовое выступление работающих женщин в Нью-Йорке 8 марта 1857 года.

Согласно другой версии, в намерения Клары входило связать историю женского социалистического движения с героической историей спасения еврейского народа.

Первоначально даты праздника сильно различались в разных странах.

В 1911 году первый Международный женский день отмечался в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта в ознаменование Мартовской революции 1848 г. в Пруссии.

В 1912 году этот день отмечался в тех же странах уже 12 мая.

В 1913 году женщины митинговали во Франции и России — 2 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии — 9 марта, в Германии — 12 марта.

В эти годы Пурим пришелся на март: 1911 - 14; 1912 - 3; 1913 – 23; 1914 - 12.

В 1914 году единственный раз женский день отмечался 8 марта одновременно в шести странах: Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии. Праздник выпал на воскресенье.

Как бы там ни было, благодаря Кларе Цеткин день 8 марта обозначился, хотя и не сразу, прижился, и его начали отмечать более-менее регулярно с 1913 года.

1917. РОССИЯ

По сообщениям газеты «Биржевые ведомости», 21 февраля (6 марта) на Петроградской стороне начался разгром булочных и мелочных лавок, продолжавшийся затем по всему городу. Толпа окружила пекарни и булочные и с криками: «Хлеба, хлеба» двинулась по улицам.

22 февраля (7 марта) Николай II уезжает из Петрограда в Могилёв в Ставку Верховного главнокомандующего. Перед отъездом он получил заверения министра внутренних дел А. Д. Протопопова о том, что ситуация в столице полностью под его контролем; арестовав в конце января членов Рабочей группы Центрального ВПК, занимавшихся подготовкой массовой демонстрации, запланированной на 14 февраля, день открытия новой сессии Госдумы, Протопопов был абсолютно уверен, что ему удалось подавить революцию в зародыше.

23 февраля (8 марта) в 15:00 царский поезд прибыл в Могилёв.

А в столице антивоенные митинги, посвящённые Дню работницы, начали перерастать в массовые стачки и демонстрации. Остановили производство работницы ткацкой Торшиловской фабрики, снарядного завода «Старый Парвиайнен». Участники совместного митинга с Выборгской набережной направились в центр Петрограда. На Лесном проспекте они встретили 3-тысячную демонстрацию рабочих завода «Новый Парвиайнен» и вместе с ними по Литейному (Александровскому) мосту прошли в центр города.

Прекратили работу заводы «Старый Лесснер», «Новый Лесснер», «Айваз», «Эриксон», «Русский Рено», «Розенкранц», «Феникс», «Промет» и др. К вечеру на Невский проспект вышли рабочие Выборгской и Петроградской сторон, Рождественского и Александро-Невского районов, Путиловского завода и Нарвского района. Всего забастовало 128000 человек. Колонны демонстрантов шли с лозунгами «Долой войну!», «Долой самодержавие!», «Хлеба!».

В центре города произошли первые стычки с казаками и полицией.

2 (15) марта 1917-го Николай II отрекся от престола – пало русское самодержавие, не только загнавшее евреев в черту оседлости, но и прямо инициировавшее погромы.

Временный комитет Государственной думы сформировал Временное правительство России во главе с князем Г. Е. Львовым, который продержался на посту главы государства до июля 1917 года. Временное правительство отменило черту оседлости и все антиеврейские ограничения.

1927. ИТАЛИЯ

 В 1927 году, после неудачной атаки местных фашистов на синагогу, итальянский раввин Каценеленбоген установил Пурим катан в пятницу, предшествующую шабат толдот.

1943. МАРОККО

В 1943 году евреи Касабланки (Марокко) решили ежегодно праздновать 2 кислева, день прекращения нацистской оккупации.

1943. СТАЛИНГРАД

В канун Пурима 1943 года была добита группировка немецко-фашистских войск под Сталинградом, что фактически определило исход Великой Отечественной войны и спасло евреев от тотального уничтожения нацистами.

1946. ГЕРМАНИЯ

В 1946 году Нюренбергский международный трибунал вынес смертный приговор двенадцати крупнейшим нацистским преступникам.

Но сначала перечитаем Мегилу: «В столице моей, Шушане, иудеи убили пятьсот человек и с ними — десятерых сыновей Амана... Скажи, что еще за желание у тебя? И будет оно исполнено», — обращается Ахашверош к Эстер. «…Пусть же повесят десятерых сыновей Амана!» — отвечает Эстер (9:12-14). Странная просьба. Ведь сыновья Амана уже мертвы! Более того, они — уже повешены! Зачем же убивать их повторно?

Наши священные писания актуальны во все времена, пророчества из них не могут не сбыться! Возможно, это был намек на еще одно повешение сыновей Амана в будущем.

Отнюдь не случайным совпадением является и тот факт, что в древнеперсидских Сузах были повешены десять сыновей Амана, его единственная дочь совершила самоубийство, а в Нюрнберге были повешены десять нацистских бонз, а трансвестит Геринг совершил самоубийство.

Комментарии к свитку Эстер сообщают, что у Амана была еще и дочь. Жизнь она прожила короткую, а смертью умерла глупой.

Читатель помнит, что Ахашверош велел одеть Мордехая в царские одежды и посадить на белого жеребца. Вести коня под уздцы и громогласно сообщать о величии Мордехая было поручено Аману, который никогда, наверное, до этого не испытывал большего унижения.

Выглядывая из окна своего дома, дочь предположила, что на коне сидит ее отец. Она выплеснула из окна горшок с нечистотами, намереваясь унизить, как ей казалось, шагающего рядом с конем Мордехая. Осознав чудовищность своей ошибки, она выбросилась из окна и разбилась насмерть.

Какая же связь между этим событием и судебным процессом в Нюрнберге?..

Одиннадцатым нацистским преступником, которому удалось избежать виселицы, был Герман Геринг. Его нашли мертвым в камере, возле унитаза, то есть рядом с нечистотами. Он отравился, раскусив ампулу с ядом.

Кроме того, согласно послевоенным исследованиям выяснилось, что Геринг был трансвеститом, носившим под мундиром женское белье

На дату Нюрнбергского процесса, возможно, также есть намек в Мегилат Эстер:

Это связано с особым образом прописанными в именах сыновей Амана буквами «тав», «шин», «зайн» и «вав»). Из первых трех — «Тав»-«Шин»-«Зайн» — складывается — 5707-й год (1946). Числовое значение буквы «Вав» равно 6 – намек на шестое тысячелетие.

Проблемой является несовпадение дат казни нацистских военных преступников и праздника.

21 Тишрея 5707 года (16 октября 1946 года), — совсем не тот день, когда евреи празднуют Пурим. Тем не менее, мы включаем повешение нацистских чудовищ в список пуримских чудесных деяний. Один из приговоренных, Юлиус Штрайхер, идеолог фашизма и главный редактор антисемитского издания «Штюрмер», когда его подводили к виселице, закричал: «Праздник Пурим 46-го!»

Произошло чудо наказания «аманова отродья», посмевшего посягнуть на богоизбранный народ, а, значит, и на самого Бога.

1953. СССР. СМЕРТЬ СТАЛИНА

Борьба с «безродными космополитами» подходила к концу. Разгар «дела врачей». Известно было, что на запасных путях уже стояли эшелоны, готовые вывезти из городских центров, выражаясь языком Мегилы, «один определенный народ» и отправить его в Биробиджан.

За «железным занавесом» евреи всего мира отмечали веселый праздник Пурим. В Нью-Йорке, в центральной синагоге ХАБАДа, шел праздничный фарбренген. Ребе говорил слова Торы.

Неожиданно Ребе стал рассказывать историю об одном еврее старой России, который, приехав как-то в Петербург по делам, очутился в толпе в тот момент, когда по улице проезжал царь Павел I. Народ, приветствуя царя, громко кричал: «Ура! Ура!»

Герой рассказа был простым человеком из местечка, плохо понимал русский язык и не знал, что такое «ура». Он подумал, что кричат «гу ра», означающее «он – плохой», и, дабы не выделяться из толпы, стал вместе со всеми громко кричать «Гу ра! Гу pa!»

А через несколько дней царь Павел умер. На него было совершено покушение.

«Поэтому, — предложил Ребе, — давайте и мы сегодня, как тот еврей, вместе прокричим: “Гу ра!”»

Присутствовавшие были в недоумении. Какая странная история. Почему Ребе рассказал ее сейчас? И какое это все имеет значение? Никто ничего не понимал, но Ребе просит – и тысячи хасидов и гостей, собравшихся на фарбренген, громко скандировали: «Гу pa! Гу pa! Гу ра!»

Сталин умер через три дня после Пурима. Удар случился с ним в Пурим…


1960. ИЗРАИЛЬ. ВОЗМЕЗДИЕ

Достойный тезка своего вождя, Адольф Эйхман, архитектор геноцида, создавший теорию «Окончательного решения еврейского вопроса» и воплотивший ее в жизнь, заслужил себе место в аду рядом с самыми жестокими злодеями-преступниками, оставившими в истории свой кровавый след.

В октябре 1944 года в уже горящем Берлине Эйхман доложил Гиммлеру, что, по его подсчетам, четыре миллиона евреев уничтожены в лагерях смерти и еще два миллиона погибли от рук карательных отрядов, которые действовали в России. Он был доволен своими успехами, но жалел о том, что не достиг большего.

В хаосе последних дней «третьего рейха» Эйхман исчез. За его голову была назначена награда. В 1950-м году, пользуясь фальшивыми документами, Эйхман вместе с семьей бежал в Аргентину.

В 1959 г. израильская разведка заинтересовалась личностью скромного служащего филиала «Мерседес-Бенц», расположенного в одном из пригородов Буэнос-Айреса. Звали этого человека Риккардо Клемент. За его домом было установлено тщательное наблюдение.

Возмездие свершилось в месяце Адар, почти сразу же после праздника Пурим. 24 марта 1960 года Клемент, явился домой с огромным букетом цветов. Проверка показала, что эта дата — день свадьбы четы Эйхманов.

Судебный процесс над нацистским палачом длился почти полгода. 1 декабря 1961 года Эйхман был приговорен к смертной казни, войдя в историю как первый и единственный нацистский преступник, казненный на земле Израиля. В мае 1962 г. приговор привели в исполнение. Адольф Эйхман был повешен, труп его был сожжен, а прах развеян над морем.

1976 Г. УГАНДА

27 июня 1976 года боевики организаций НФОП и Революционные ячейки захватили пассажирский самолет компании «Эйр Франс», следовавший из Тель-Авива в Париж. По приказу террористов самолет совершил посадку в аэропорту Энтеббе близ столицы Уганды Кампалы. Пассажиров и команду самолёта удерживали в старом здании аэропорта.

29 июня террористы отделили 83 заложника с израильскими паспортами от других заложников и перевели их в отдельную комнату. Пассажиры с неизраильскими паспортами и нееврейскими именами были освобождены (47 человек).

На следующий день угонщики позволили 101 неизраильскому заложнику улететь на прибывшем самолёте «Эйр-Франс». Экипаж самолёта остался с заложниками по собственной инициативе. Всего осталось 105 заложников — израильские граждане, евреи и экипаж во главе с его командиром М. Бако. Они находились под угрозой гибели.

Руководство ЦАХАЛа разработало и провело операцию по спасению заложников.

Четыре самолёта с сотней коммандос пролетели 4 тыс. км до Уганды. Операция была разработана в течение недели, была проведена за полтора часа, в результате 102 заложника были освобождены и доставлены в Израиль.

Пять коммандос были ранены, командир группы подполковник Йонатан Нетаньяху — убит. Трое заложников, все террористы и 24 угандийских солдата были убиты, 30 самолётов МиГ-17 и МиГ-21 угандийских ВВС были выведены из строя.

24 часа спустя угандийские офицеры убили заложницу Дору Блох, пребывавшую в госпитале Кампалы.


1991. ПУРИМ 5751. ВОЙНА В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ

Последние дни месяца ава 5750 года. Иракский диктатор вторгся в Кувейт. «В течение 48 часов начнется кровопролитная война», — сообщают средства массовой информации. В Израиле – страх и паника. Многие собираются покинуть страну, некоторые уже уехали.

В этот критический момент прозвучал спокойный, уверенный голос: «Не покидать страну! Все будет в порядке!» Эти пророческие слова принадлежали Любавичскому Ребе. В самые тяжелые дни он вселял в сердца людей мужество, снова и снова повторяя слова Мидраша: «Дети Мои, не бойтесь!.. Пришло время Избавления вашего!»

В то время эти слова казались неправдоподобными, поскольку они совершенно не соответствовали реальной ситуации. Специалисты считали, что войну предотвратить невозможно, и обстрел Израиля химическими ракетами – вопрос времени.

Израильтяне запаслись противогазами и со страхом ждали дальнейших событий. Израильская армия находилась в состоянии полной боевой готовности.

Любавический Ребе четко и недвусмысленно заявил: войны не будет, противогазы никому не понадобятся. Он предсказал, что в Израиле произойдут великие чудеса, ибо 5750 год – «год великих чудес». Многие тогда спрашивали: «Откуда он это взял? Почему он так уверен, что все будет хорошо, когда факты свидетельствуют об обратном?»

Между тем положение становилось все серьезнее. Угрозы Хусейна «сжечь половину Израиля» лишили покоя жителей страны и евреев всего мира. Огромные усилия, предпринятые, для того чтобы заставить диктатора выйти из Кувейта, пропали даром. Вместо этого он попытался поставить вопрос о «возврате территорий» и тем самым переключить международное внимание на Израиль. К счастью, его затея полностью провалилась. Большинство правительств отказались связывать между собой два эти вопроса.

15 января 1991 года. Наступил последний день ультиматума. Напряжение достигло наивысшей точки. Все со страхом ожидали дальнейших событий.

И вот этот момент наступил. «Освобождение Кувейта началось», — сообщил представитель Белого дома в Вашингтоне, после того как американская авиация начала бомбить Багдад.

Теперь внимание всего мира было приковано к Тель-Авиву. Однако ничего не происходило. «Этот город должен был стать первой мишенью для иракского ответного удара», — сообщали средства массовой информации с немалой долей удивления.

В Израиле царил страх. «Что происходит сейчас в голове этого тирана?»

Но Ребе твердо стоял на своих позициях: «Мое мнение по этому вопросу не изменилось», — заявил он.

Интересно отметить, что Ребе предсказал точную дату завершения войны — праздник Пурим. Любавический хасид Яаков Гольдштейн, офицер американской армии, пришел к Ребе получить благословение на поездку в зону Персидского залива. Он сказал, что берет с собой Свиток Эстер, чтобы читать его во время Пурима. Ребе улыбнулся и сказал, что на Пурим бои уже закончатся...»

Наступил канун праздника Пурим. В этот день мир был потрясен известием о гибели 28 американских солдат. На территорию Израиля упали 39 ракет – и никто не погиб. Так, за день до окончания боев, все те, кто еще сомневался в чудесах, произошедших в Израиле, увидели, как Всевышний защитил Свой народ.

Тогда все поняли, что означали слова Ребе: «Страна Израиля – это самое безопасное место в мире». В этой атмосфере все готовились к Пуриму, и едва праздник наступил, мир узнал об окончании войны.

Тысячи евреев в Израиле и в других странах поверили в чудо Пурима, случившееся в 5751 году, и в обещание Всевышнего: «Все, что Я сделал, Я сделал ради вас!»


ТРЕЩОТКА: ПУРИМСКАЯ ИСТОРИЯ

 Эта история произошла много-много лет назад. В одном небольшом городке под названием Вардик местные евреи в праздник Пурим вместо того, чтобы петь и веселиться, были крайне озабочены: их общине грозила гибель.

Началось все с того, что в эти края с компанией друзей на охоту приехал сын могущественного царя. Они сбились с пути и случайно набрели на городок Вардик. Жители города пришли в восторг, узнав, что им выпала честь принимать у себя таких дорогих гостей. Молодых людей поселили в лучшем доме, потчевали лучшими блюдами и оказывали всяческие почести.

На следующий день принц внезапно заболел, так тяжело, что не смог отправиться в дорогу домой. К царю с дурными вестями отправили посланников. Через некоторое время в Вардик приехал сам царь в сопровождении приближенных министров.

С собой они привезли лучших докторов, которые немедленно приступили к лечению принца – но тщетно. Принц сильно страдал от боли, и ничего нельзя было сделать. Большую часть времени молодой человек был в бреду, он отказывался от еды и питья. Жизнь его была в опасности.

И тогда один из министров высказал предположение, что такое состояние принца – дело рук евреев, которые угостили его несвежей или отравленной едой. Конечно, эта версия была безосновательной, но все так волновались из-за болезни принца, что с радостью ее поддержали. Не в первый раз в истории люди винили во всех бедах евреев. Поэтому еврейская община Вардика была в опасности.

За день до Пурима по всему городу были развешаны объявления о том, что, если принц не поправится к окончанию следующего дня, ответственность за это ляжет на евреев Вардика. А поскольку принц был все еще очень плох, евреям не разрешалось устраивать пышные гуляния.

Тем не менее, евреи должны были прочесть Свиток Эстер. Они собрались в синагоге, неподалеку от дома, в котором лежал больной принц. Всем собравшимся раввин наказал вести себя очень тихо, и сам свиток читали почти шепотом. Дети оставили свои трещотки дома (ведь именно от них был большой шум во время чтения Мегилы каждый раз, когда читающий произносил имя злодея Амана).

Взрослые были серьезны и печальны. На женской половине время от времени раздавались звуки сдавленных рыданий. Пурим – самый веселый праздник в году – в этом городе не был таковым.

Вдруг раздался громкий звук. Раввин произнес имя Амана и один из мальчиков по имени Яаков начал крутить свою трещотку. Мальчик выглядел очень счастливым.

Евреи очень испугались. Через некоторое время раввин продолжил чтение свитка. Яакову объяснили, что он должен вести себя тише. Один из мужчин даже хотел отобрать у мальчика трещотку, но Яаков не позволил этого сделать. Евреи смирились: они боялись, что, если отбирать трещотку у мальчика силой, он начнет кричать и наделает еще больше шума. Теперь никто не мог запретить мальчику крутить трещотку, потому что во время чтения Мегилы разговаривать запрещено. Все надеялись, что Яаков поймет всю сложность ситуации и больше не будет шуметь.

В комнате, где лежал принц, окна были приоткрыты, чтобы внутрь попадал свежий воздух. Вокруг его постели сидел царь в окружении министров и врачей. В комнате стояла мертвая тишина. Принц был слаб и бледен, у него совсем не осталось сил.

Внезапно тишину разорвал шум. Кто посмел?! Царь и его приближенные подбежали к окну. И тут принц открыл глаза и слабым голосом попросил воды. Изумлению собравшихся не было предела.

«Что это за шум? — спросил принц. — О, как весело! Пожалуйста, принесите немного воды. Никогда в жизни я так не хотел пить, как сейчас!» Шум трещотки разбудил принца.

Через несколько дней он поправился и вместе с отцом вернулся во дворец. Евреи города были спасены, и это был самый счастливый Пурим, какой только можно было вообразить. Мальчик Яаков стал героем дня, и ему подарили столько сладостей, что хватило до самого Песаха!



ПРОСТО СОБЫТИЯ ИСТОРИИ:

Убит Гай Юлий Цезарь 15 марта 44 г. до н. э (в день Пурим)

Революция в Венгрии 15 марта 1848 г (за 3 дня до Пурим)

Смерть от «гриппа» Императора Николай I 2 марта 1855 г. (за 2 дня до Пурим)

Революция во Франции 18 марта 1871г. (за 5 дней до Пурим)

Убийство Императора Александра II 14 марта 1881 (за 1 день до Пурим)

Первый съезд РСДРП 1 марта 1898 г (за неделю до Пурим)

Февральская революция в России 8 марта 1917 г. (в день Пурим)

Операция «Буря в пустыне». Разгром Ирака 28 февраля 1991 (в день Пурим)

Ультиматум и начало войны против Ирака 18 марта 2003 (в день Пурим)

Война против Ливии 19 марта 2011 г. (в день Пурим)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

http://jhist.org/code/12-09.htm

http://jhist.org/code/12-10.htm

http://jhist.org/traditions/holidays/purim00.htm

 http://www.lechaim.ru/ARHIV/262/kalendar.htm

 http://www.moshiach.ru/calendar/12/secret_esther_scroll.html

 http://www.purim.ru

 Сыновья Амана.  http://evrofilm.com/synovya-amana-predislovie-k-ciklu-statej.html





=ПРАЗДНИКИ=НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ=ИСТОРИЯ=ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ=НОВОСТИ=ПУРИМ=