П У Р И М

Р. Йорам Мазор, ПРОБЛЕМАТИКА ПРАЗДНИКА ПУРИМ

Жду ваших писем.

=ПРАЗДНИКИ=НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ=ИСТОРИЯ=ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ=НОВОСТИ=ПУРИМ=

И отправила Эстер послание мудрецам: постановила я на века (о празднике).

Ответили ей мудрецы: возбуждаешь ли гнев народов на нас?

Ответила им Эстер: уже записано об этом в истории царей Персии и Мидии.

(Вавилонский Талмуд 7а)

Этот мидраш свидетельствует о том, что еврейские законоучители понимали, что празднование Пурима может осложнить отношения народа Израиля с другими народами.

Событие, в отношении которого нет никакой уверенности, что оно происходило в действительности, заканчивается очень жестокой местью, от которой погибли многие персы и мидийцы.

Правда, в еврейской традиции существует изречение: "Пришедшего убить тебя - опереди и убей"; и все же месть ради мести не принята среди евреев, и уж наверняка следует скрывать это отношение народу, рассеянному по многим странам, как это было уже во времена законоучителей.

Книга, одна из идей которой - месть, весьма проблематична, что показывает и диалог Эстер и законоучителей в Талмуде, когда Эстер требует от них превратить день спасения в праздник навеки, а законоучители в ответ приводят возражение: такой праздник станет поводом для возбуждения ненависти неевреев к еврейскому народу.

Эстер, с ее более гордым подходом, утверждает, что в любом случае все это событие уже попало в анналы истории Мидии и Персии и нельзя будет скрыть его; поэтому все же следует превратить этот день в вечный еврейский праздник.

Именно такой подход: не следует обязательно думать о том, "что скажут гои", - победил, и день Пурима стал праздником навеки.

Нумерология

Слово миште (пир, торжественная трапеза) упоминается в Книге Эстер 20 раз - ровно столько же, сколько оно употребляется во всей Библии.

"НИЧЕГО НЕТ ЕСТЕСТВЕННЕЙ ЧУДА!"

Пурим (в переводе слово означает "жребий") - это самый веселый еврейский праздник, В дни Пурима народ отмечает избавление от коварного замысла язычника Амана, всесильного министра персидского "царя царей" Ахашвероша (в русском произношении - Артаксеркса), от замысла истребить евреев на всем пространстве гигантской Персидской державы, от Эфиопии до Индии. Эта удивительная история рассказана в Мегилат-Эстер - "Свитке Эстер", одной из самых увлекательных и сюжетно напряженных книг Танаха.

Советские евреи любят вспоминать, что Аман XX века, задумавший истребить российское еврейство, Иосиф Сталин, скончался, не успев осуществить до конца "дело врачей", именно в Пурим 1953 года!

Мегилат-Эстер, т.е. рассказ о чуде спасения евреев, построен по классическим законам превосходной литературы и - без привлечения Высших Сил! Книга Эстер - единственная часть Библии, где ни разу прямо не упомянуто слово "Б-г" и все спасение возникает как бы совершенно естественным образом - из любви Эстер к своему народу, из любви Ахашвероша к своей жене - силой чувства грозный и распущенный тиран преображается и позволяет новой жене сделать то, из-за чего он прогнал старую: нарушить закон, установленный мужем, и навязать ему свою волю! Чудо рождается даже из сумасбродного характера царя, который, увидев Амана, припавшего к ложу Эстер с просьбой о пощаде, заподозрил министра в том, что тот хочет... изнасиловать царицу! Как говорили мудрецы, "чудо - это не сотворение бытия из ничего, а сотворение бытия из бывшего прежде", и потому "ничего нет естественней чуда"!

С незапамятных времен в день Пурима устраивался великий пир в еврейских домах. Как сказал древний мудрец (амора Рава), "обязан человек напиться в Пурим до такой степени, чтобы уже не отличал, как проклинают Амана и как благословляют Мордехая". Другой древнейший обычай - посылать на Пурим знакомым и близким мишлоах манот, т.е. сладости и прочие "вкусности"! Уже в самой Книге Эстер говорится об этом обычае, и почти восемь веков назад Рамбам советовал посылать не меньше, чем "два яства".

На Пурим евреи любят заниматься благотворительностью - именно в этот праздник они всегда помогали бедным: с древних времен существовал "Фонд Пурима" для бедняков и запрещено было тратить деньги из этого фонда на что-либо иное, кроме помощи бедным собратьям.

Разумеется, Пурим был и днем отдыха для всех, потому что "всякий, кто работает в Пурим, не увидит благословения в труде своем". В этот день одевались в лучшие одежды, зажигали во время праздничного угощения свечи.

Надо ли напоминать, что Пурим - это и еврейский карнавал, в который принято надевать маскарадные костюмы, разыгрывать театральные представления, знаменитые пуримшпили (а бывали и пародийные спектакли, иронизирующие над спорами талмудистов, Пурим-Тора). Во время чтения Мегилат-Эстер его прерывают, неслыханное дело, трещотками, которые специально приносят: они звучат, когда, произносится непристойное имя Амана!

Но чтобы и в веселье люди не забывали про горе, которое ему предшествовало, чтоб не потеряли за праздничным столом бдительность, для этого в субботу, предшествующую веселому празднику, читают текст из Второзакония /Дварим/ 25: 17-19: "Помни, что делал тебе Амалек на пути, когда выходили из Египта", и далее - потому что, согласно традиции, Аман именно происходил от Амалека и был потомком нечестивого царя Агага из рода его. Суббота так и называется: Шабат Захор, т. е. "Суббота Помни"

Любимое праздничное угощение на Пурим - треугольный гоменташ, или "уши Амана", своеобразное печенье с маковой начинкой. Впрочем, некоторые ученые не без основания видят во вкусных треугольниках, непохожих на какие-то "уши", старинное восточное, вавилонское или персидское угощение, называвшееся "лоно Астарты". Это может быть, все может быть в этом веселом, шутливом, маскарадном Пуриме!

ПУРИМ - НЕ ТОЛЬКО КАРНАВАЛ

В трактате Шабат Вавилонского Талмуда (88а) содержится интересный рассказ о сравнении дня дарования Торы и праздника Пурим. В современном изложении рассказ звучит так: "И стали мы у подошвы горы в день дарования Торы". Сказал рабби Авдими: "Отсюда мы выводим, что Г-сподь Б-г заставил Израиль принять Тору, и сказал им: если примете ее - хорошо, а если нет - тут вам и конец".

Сказал рабби Аха бен Иаков: "Это можно понять так, что вся Тора отменяется".

Раши продолжает и поясняет: "Ведь если призовут народ Израиля на суд, дабы выяснить, почему не исполняли сказанного в Торе, ответом их будет - нам ее навязали".

Сказал Рав: "И все же народ Израиля вновь принял Тору во дни Ахашвероша.

Как сказано:

Установили иудеи и взяли на себя - установили (выполнили) то, что взяли на себя (приняли) еще во время дарования Торы".

Сказанное в Талмуде позволяет предположить следующее: наши законоучители считали, что праздник Пурим несет в себе идею, важную и для будущих поколений. Цель настоящей статьи - попытаться понять, в чем она заключается.

Если рассмотреть план злодея Амана, то видно, что ему было надо убить человека, публично унизившего его перед всеми слугами, а именно - еврея Мордехая. Убийство отдельного человека не имело в глазах Амана никакого значения. В Книге Эстер написано: "И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мордехая".

Аман задумал истребить всех евреев. Довод, который он приводит Ахашверошу, - "законы их отличны от законов всех народов" - означает: вера евреев не имеет ничего общего с верой каких-либо других народов, так что царю нет в них никакой надобности.

Аман, как потомок Амалека, стремится истребить народ Израиля не только потому, что тот обладает религией, отличной от всех прочих религий в пределах царства Ахашвероша, но потому, что Израиль как народ имеет иную национальную природу. При таком способе уничтожения ни один человек не избежит своей судьбы, и весь народ будет истреблен. Как сказано: "Убить, погубить и истребить всех иудеев, малого и старого, детей и женщин".

Еврейские законоучители выражали изумление перед тем, что Ахашверош дал согласие истребить всех представителей еврейского народа. Они утверждали, что, по сути, Ахашверош был орудием Г-спода для осуществления наказания евреев. Наказание же им следовало за чрезмерную ассимиляцию с нееврейским обществом, выразившуюся в том, что они падали ниц перед образом и участвовали в трапезе (некошерной) Ахашвероша во время пира, который тот устроил, и тем самым пренебрегали сохранением своего особого еврейского облика.

Поскольку в те времена уже не было пророков у Израиля и некому было осудить народ за его образ действий, то Г-сподь наслал на него кару в надежде, что это заставит его изменить свой образ жизни и в самом деле. Услышав о грозящем бедствии, народ начал поститься, молиться и вновь вернулся к вере: тогда наказание отменяется, и евреи получают право защищаться. Защищаясь и избивая своих ненавистников, они возобновляют духовную связь с еврейством и вновь принимают на себя бремя подчинения власти Г-спода и бремя выполнения заповедей; об этом говорит нам Талмуд. Отсюда вытекает, что праздник Пурим - это не только карнавал.

Пурим - это не только карнавал. Это праздник вечного Избавления, из поколения в поколение. Это праздник, в который получают избавление те, кто избрал Избавление, - это не Песах, общий для всех, но Пурим для тех, кто сознает и стоит на том.

Пурим - это праздник духовного взлета, вторичного принятия и выполнения Торы. Пурим напоминает нам, что для еврея, стремящегося пребывать при дворе Ахашвероша, нет будущего.

Этот праздник внушает стороннику ассимиляции, тому, кто во главу своей системы ценностей ставит принадлежность к другому народу, что такое растворение в другом народе не принесет ему спасения, и что нет на этом пути никакой гарантии его духовного выживания.

Пластиковые молоточки на улицах наших городов напоминают празднующим, что скверна и отсутствие святости возможны в Израиле в не меньшей степени, чем в любом другом месте.

Только сохранение наших еврейских ценностей - религиозных и национальных - позволит нам подняться до вечных высот.

Это и есть идея праздника Пурим, и она важна не только для поколения Мордехая и Эстер, но является предупреждением и примером для многих поколений - на вечные времена.

ЖИЗНЬ В ПЕРСИИ

По всей видимости, Книга Эстер была написана в Вавилонии или Персии и отражает историческую действительность, царившую в Персидской империи в эпоху правления династии Ахменидов (558-330 гг. до н.э.), т. е. до нашествия греков во главе с Александром Македонским. Подтверждением того, что Книга Эстер написана в догреческую эпоху, служит полное отсутствие в ней греческих терминов и имен. Встречающиеся в книге иностранные слова - либо персидские, либо арамейские.

Евреи жили в Персидской империи довольно спокойно. Нет никакого сомнения в том, что и они были среди приглашенных на царский пир (стихи 5 - 8). Как мы увидим в дальнейшем. Книга Эстер рисует нам прототип еврейской жизни в диаспоре, со всеми ее интригами, опасностями и победами.

Подробное описание царского пира, скорее всего, не содержит особых преувеличений. Среди археологических находок описываемого периода немало золотых чаш для напитков в виде животных, причем каждая иной формы.

Из того, что мы знаем о подобных пиршествах, можно заключить, что опьянение здесь доходило до той стадии, когда для развлечения гостей в залу вводили проституток (голых или почти голых).

Однако трудно себе представить, чтобы от царицы потребовали подобного унижения. А если бы такое требование было высказано, царица наверняка отказалась бы его выполнить.

Автор Книги Эстер был прекрасно осведомлен о порядках, существовавших в Персидской империи в те времена, - начиная с группы из семи княжеских советников и до сложной и действенной почтовой системы, обслуживавшей всю огромную империю.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ИМЯ "ЭСТЕР"?

Имя Эстер должно иметь какое-то отношение к имени вавилонской богини Иштар. (Иштар или Аштар - на персидском языке - утрення звезда, Венера. (Талмуд, Трактат Мегила)) Точно так же не может быть случайным сходство между именами Мордехай и Мардук (имя вавилонского бога). Имя злодея Амана, возможно, созвучно с именем еще одного персидского божества Мемухана. Хотя существует еще версия происхождения имени Аман от ивритского "мемухан", что означает приготовленный, готовый. Мидраш Раба объясняет это таким образом: "Потому что был предназначен для наказания Израиля", т. е. его судьба определена его именем.

Либо оба имени были избраны неслучайно, что свидетельствует о высокой степени ассимиляции, либо вся эта история основывается на персидском фольклоре - мифах о богах и богинях - переработанном автором Книги Эстер для его собственных целей.

Обратите внимание и на то, что у Эстер есть и еврейское имя (Хадасса), под которым ее, возможно, знают среди евреев, обычай, который по сей день распространен в диаспоре. (Хадасса - мирт. Так названа Эстер, потому что дела праведников подобны аромату мирта. (Мидраш Раба))

При раскопках в Гезере, Лахише и Тель-Джемме были найдены специальные приспособления на четырех ножках, вырезанные из камня, для сжигания ароматических веществ. В этих горелках помещались благовония, которыми женщины пропитывали одежду и тело. Очевидно, в 12-м стихе речь идет именно об этом, хотя срок в 12 месяцев, в течение которых женщину подготавливали таким образом, кажется чрезмерным, даже когда речь идет о ночи, которую ей предстоит провести с царем.

Как известно, на всем древнем Ближнем Востоке ворота были тем местом, где происходили суды и вершилась справедливость...

Истцы и ответчики во время разбирательства стояли, а судья, роль которого мог выполнять сам царь, или чиновник, назначенный царем, или даже простолюдин, выбранный для этой цели, сидел. Таким образом, слова "Мордехай сидел в царских воротах" (стих 21) приобретают конкретное значение.

После того, как Эстер стала царицей, она сделала так, чтобы Мордехая назначили магистратом или судьей (одна из невысоких должностей в сложной иерархии персидского двора).

Таким образом, она не только признает то, что сделал для нее Мордехай, но и дает ему возможность легче проникнуть на царский двор.

Посетитель Персеполиса, одной из столиц древней персидской империи, может, пройдя сквозь двойные ворота дворца, еще и сегодня посидеть на одной из каменных скамей, которыми пользовались во времена Ахашвероша и Мордехая царские придворные.

Зереш, жена Амана, и его советники хорошо осведомлены о евреях и о том, какую силу им приписывают (стих 13). Но это история личной мести, а месть редко бывает рациональной.

Тем не менее, интересно порассуждать о том, как родилось ощущение того, что невозможно перехитрить соперника - еврея.

Возможно, жена Амана и его советники умеют читать те знаки, которые они видят в только что услышанном рассказе, где Мордехай оказался победителем, а Аман побежденным.

Возможно также, что они, как это часто бывает, вместо того, чтобы обвинять какого-то одного определенного еврея, обвиняют всех евреев вместе.

Такой легкий, радостный, блестящий и шумный праздник Пурим является, тем не менее, одним из самых непростых и глубоких. Философские идеи праздника мерцают и переливаются где-то в глубине, скрытые за шумными атрибутами, как скользящие в туманных глубинах вод необыкновенные рыбы - символы месяца Адар, такого же мистического и неоднозначного.

Прежде всего, свиток Эстер - одна из немногих книг ТаНаХа, написанная в изгнании, в Галуте. Все в ней узнаваемо: и рассеянный народ, и неопределенное положение изгнанников, чья судьба может зависеть от каприза местного сановника, и упорное желание приспособиться к местным обычаям, мучительное противостояние обособленности и ассимиляции. Представляя нам Мордехая, Мегила четыре раза повторяет в одном предложении слово "изгнан", подчеркивая самоощущение Мордехая: не "один персидский еврей", а "изгнанник".

Интересно сравнить Свиток Эстер с историей другого изгнанника - Иосифа, проданного в Египет своими братьями. Что общего, казалось бы? Как и Иосиф, Эстер не по своей воле очутилась в изгнании; и Иосиф, и Эстер, скрывают свое истинное происхождение; в обеих книгах героя, благодаря его необыкновенным качествам, неожиданно возвышают до фактически второго человека в государстве, и это дает ему возможность спасти евреев от опасности, совершить деяния на благо еврейского народа. Повторяются даже такие детали, как передача перстня в знак даруемой власти, царская одежда и царский конь, и провозглашение царской милости: "...и снял фараон перстень с руки своей, и надел его на руку Иосифу, и одел его в одежду из виссона, ... и велел везти его на колеснице, ... и возглашали перед ним."

История, рассказанная в Мегилат Эстер, кончается замечательно - радостью и ликованием, и победой, и упрочением положения евреев. Так что, выходит, и в Галуте можно неплохо устроиться, особенно если свои люди у власти... На это отвечает нам неслышно идущая на втором плане параллель с историей Иосифа, и мы вспоминаем, как после столь удачного завершения истории, всего через несколько поколений после Иосифа, евреи очутились в пучине рабства и унижения. Сколько раз впоследствии повторяла история этот урок! Потому как сказано в Торе: "...и среди неевреев не будешь знать покоя".

СОКРЫТИЕ ЛИКА ВСЕВЫШНЕГО

Впервые с момента получения Торы на горе Синай евреи очутились в изгнании. Иерусалим и Святой Храм лежали в руинах. Всевышнего, как казалось многим, больше не интересовала судьба Его народа. Обязаны ли теперь евреи соблюдать условия Завета? Ведь если муж выгоняет жену из дому, она не обязана более хранить верность ему, а евреи изгнаны из земли, обетованной им Всевышним. И никакого чудесного вмешательства что-то не видно...

Эту эпоху назвали наши мудрецы временем сокрытия лица Всевышнего. Что происходит, когда лицо Б-га скрывается от нас? Люди перестают видеть, как Его Рука творит историю. До этого момента кажется несомненным, что удачи и поражения еврейского народа зависят от его союза с Б-гом и верности Его учению. В словах Торы и пророков евреи умели видеть предостережения и обещания, и если хранили верность Завету, то получали вознаграждение в этой жизни. Если же они были глухи к Его слову, возмездие не заставляло себя ждать. Так было, когда воля Б-га была им открыта и ясна. Когда же Его Лицо скрылось, евреям стало казаться, что они зависят от капризов правителей, изменчивости природы и превратностей истории. Ко временам Эстер и Мордехая период явных чудес в еврейской истории закончился. С этого момента еврейская история приобрела иной характер. Теперь евреи должны были понять, что не только небесный огонь и расступившиеся воды морские, но и события повседневной жизни есть проявление Его воли.

Книга Эстер - единственная из 24-х книг ТаНаХа, где ни разу не упоминается Б-г. Ни разу! Все происходящее, на первый взгляд, является просто удачной цепью случайных совпадений. Однако, Талмуд разъясняет нам, что слово "царь" в Свитке является указанием также и на Б-га, Царя Вселенной; тем не менее, то, что Его Имя не называется прямо, выделяет книгу Эстер из всех остальных книг Священного Писания.

Мудрецы Талмуда сравнивали Эстер с утренней зарей, потому что как заря - это переход от одного состояния природы в другое, так и Эстер открывает новую эпоху в еврейской истории. Прошло детство народа, когда Моше Рабейну разговаривал со Всевышним в любое время; и юность, когда Всевышний открывался народу Израиля через пророков. С Эстер закончилось время явных чудес. Как родители, которые постоянно опекают ребенка, пока он мал, перестают открыто указывать ему, когда он взрослеет, так и Всевышний проявляет свою волю через, казалось бы, случайные совпадения естественных событий. Вера, основанная только на чудесах, поверхностна. Евреи должны были учиться жить в новом мире и видеть проявления Всевышнего не только в манне небесной, но и в шуме дождя и рождении ребенка. Мир - это Его создание и Его присутствие в нем постоянно, хоть мы этого и не замечаем.

Многое скрыто в Свитке Эстер: не упоминается Б-жественное присутствие, Эстер скрывает свое происхождение и родство с Мордехаем. В самом имени Эстер ( ) мы находим ивритский корень , который обозначает сокрытие, тайну. Где в Торе мы можем найти указание на Эстер? - говорит Талмуд, трактат Хулин, - там, где говорится о сокрытии лица Б-га:

"И уклонится Израиль к богам чужого народа, ... и оставит он Меня, и нарушит союз Мой, который Я заключил с ним. И возгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою лицо Свое от них, и будет он истребляем, и постигнут его многие бедствия; и скажет он в тот день: "не потому ли, что нет Б-га моего среди меня, постигли меня бедствия эти?" А Я совершенно сокрою ( - астер астир) лицо Свое в тот день за все зло, которое сделал он, обратившись к богам иным" (Дварим, 31:17).

АМАЛЕК

И тут на арену событий выходит Амалек. Потомок Эсава, народ, вероломно напавший на евреев, когда они, ослабленные и уставшие, шли из Египта. Тогда сказал Г-сподь Моше: "Я совершенно сотру память об Амалеке из-под неба. ... Война у Г-спода против Амалека из рода в род".

Племя Амалека - враг Израиля с того момента, как оно напало на сынов Израиля в пустыне после исхода из Египта, согласно еврейской традиции не подлежит прощению.

"Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га. И вот, когда успокоит тебя Г-сподь, Б-г твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из-под небес; не забудь" (Второзаконие 25:17-19)

Такова заповедь Торы, обращенная к каждому еврею: хранить в своем сердце ненависть к Амалеку и его потомству, вспоминать об их злодеяниях и рассказывать детям своим и всему своему поколению о том, что сделал он при выходе нашем из Египта; до того как истребится память о нем из мира и сотрется имя его, и не останется из его потомков никого уцелевшего: ни мужчины, ни женщины, и ни одной вещи, называющейся его именем.

Тора учит нас милосердию и состраданию. Одна из ключевых ее заповедей - "Возлюби ближнего своего как самого себя" (Левит 19:18). Тем не менее, заповедь об Амалеке предписывает нам прямую ненависть. Никаких других врагов (например, египтян) Тора не призывает ненавидеть. Что же касается Амалека, то Писание сообщает нам, что царю Шаулю (Саулу) было заповедано убить всех амалекитян и уничтожить все их имущество. Почему об Амалеке установлен столь суровый закон?

В наше время закон о необходимости убить амалекитянина неприменим: сейчас нет людей, о которых было бы точно известно, что они происходят от Амалека, однако амалекитяне, рассеянные в других народах, живут и сегодня. Как и прежде жива идеология Амалека, и потому закон о ненависти к нему остается в силе.

Первый Амалек, родоначальник амалекитян, был сыном Элифаза - первенца Эсава и его рабыни Тимны. При этом сама Тимна родилась от связи Элифаза с матерью Тимны, которая была в то время женой царя Сеира. То есть Амалек происходит от союза, который представлял собой одновременно прелюбодеяние и кровосмешение (см. главу 36 книги Бытие, комментарий Раши).

Сильна ненависть Амалека к Израилю, ее нельзя даже уподобить обычной враждебности к евреям злодеев всего мира. Ибо ненависть амалекитян постоянна, она не утихает ни на миг, ее нельзя смягчить ни подкупом, ни компромиссом. Когда другие народы поднимаются против евреев, то, ощутив на себе карающую руку Б-га, они на время оставляют евреев в покое. Но Амалек, даже когда он видит чудеса, призванные воздать злом врагам евреев за причиненное им зло, и даже когда он знает, что от войны будет ущерб ему самому, он все равно идет воевать. Потому что сам Амалек, весь его народ и все его потомство добиваются не блага для себя, но лишь уничтожения евреев, у них нет никаких иных ценностей, кроме ненависти к Израилю, и в жизни их нет никакого иного содержания, кроме войны с евреями.

Сказано в пророчестве Билама (Валаама): "Первый из народов Амалек, но конец его - гибель" (Числа 24. 20)

Амалек стремится к господству над миром, Израиль же - препятствие для него на этом пути. Амалек ведет свое происхождение от Авраама (Авраам - Ицхак - Эсав - Элифаз - Амалек) и хочет по-своему унаследовать его центральную роль среди народов. Но для этого ему необходимо избавиться от истинных потомков Авраама, его наследников не только по крови, но и по духу - от Израиля. Цель Амалека - уничтожить свет, который несет Израиль, и распространить в мире тьму.

Свиток Эстер говорит нам, что Аман, ненавистник евреев, был потомком Агага-амалекитянина, царя Амалека, которого победил Шауль в жестокой войне. Из рода в род, проявляясь в разных поколениях, идет противоборство Израиля и Амалека, который стремится уничтожить евреев только за то, что они есть, что "законы их отличаются от законов других народов", что они осмеливаются быть самими собой. События, описанные в Книге Эстер - один из этапов войны Израиля с Амалеком - войны, которая началась с возникновения обоих народов и закончится лишь в конце дней.

Существует мидраш, как однажды сказал Эсав Амалеку:

- Сколько раз я пытался уничтожить Якова, но не был он дан в мою руку. Теперь ты должен будешь осуществить мою месть.

- Как же я смогу одолеть его? - воскликнул Амалек.

- Расскажу я тебе о законах их, - ответил Эсав, - и когда увидишь, что они пренебрегают ими, тогда нападай!

И действительно, самая первая встреча евреев с Амалеком произошла в пустыне, когда, ведомый Моисеем получать Тору, возмущался народ Израиля, говоря: "Есть ли Г-сподь среди нас, или нет?" И сразу после этих слов: "И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидим." И был побежден в сражении. "И низложил Иеошуа Амалека и народ его острием меча". (Первое столкновение Израиля с Амалеком описано в книге Исход 17:8-16).

Спустя четыреста тридцать восемь лет, как только Шауль был помазан на царство, ему было приказано Б-гом начать войну с Амалеком. В качестве испытания ему было велено закончить дело, начатое Моисеем и Иеошуа: истребить Амалека окончательно, истребить даже скот его. Шауль сказал себе: "Если смерть даже одного единственного человека - несчастье, то истребление целой нации - это трагедия! Если люди грешны, то чем же грешен скот их?" Вопросы эти логичны. Праведный Шауль попал в ловушку, которая стоила ему трона. Он заменил Б-жественное понимание добра своим, решив, что может быть милосерднее, чем Всевышний. Он напал на Амалека и одержал победу, но не выполнил заповеди, данной ему Б-гом, не уничтожил всех амалекитян, их скот и имущество. Шауль и его люди пощадили одного человека. Это был царь Агаг, повелитель народа, несущего зло. Шауль решил, что лучше поработить Aгага: он также сохранил имущество амалекитян, не понимая того, что война с Амалеком - это не только мильхемет мицва - война во исполнение заповеди, но и мильхемет хорма - война на полное уничтожение. Шауль считал, что имущество Амалека можно использовать на добро. Но суть Амалека как раз и заключается в том, что в нем вообще отсутствует искра святости, поэтому ничто, связанное с ним, не может послужить добру. Единственное, что можно с ним сделать - это полностью его уничтожить. Пророк Шмуэль на следующий день собственноручно убил Агага, но за эту ночь Агаг успел зачать сына, и царский род в Амалеке не пресекся. Через много лет потомок Агага - Аман, родившийся благодаря ложному милосердию Шауля, вступил на арену еврейской истории. Так человеческое милосердие, противопоставленное Б-жественному, навлекло на евреев угрозу того уничтожения, которое должно было постигнуть Амалека. Утверждается в Талмуде: "Если бы Шауль (Саул) не пощадил Амалека, не появился бы Аман."

Акт кажущегося великодушия со стороны Шауля (Саула), в результате которого был пощажен Амалек, привел к угрозе уничтожения еврейского народа.

Причудливо выглядит ткань еврейской истории. Часто лишь по прошествии сотен лет мы различаем связь причин и следствий, окружающих каждое событие. Мы обнаруживаем закономерности и постепенно учимся понимать те уроки, которые терпеливо преподает нам Создатель.

Мордехай и Эстер, отдаленные потомки царя Шауля, столкнулись с задачей, которая стояла в свое время перед ним, и не была решена.

Раши, великий комментатор Торы, рассказывает такую притчу: шел однажды по дороге человек, и нес на плечах маленького сына. Все, что сын просил по дороге, он давал ему. Встретился им как-то прохожий. Обратился к нему мальчик, и спросил его: "Скажи, не видел ли ты моего отца?" Возмутился отец, и опустил сына на землю - пусть попробует, что значит идти самому! И подбежала злая собака, и укусила его.

Когда народ Израиля сомневался в Б-ге - появлялся Амалек. В этом сомнении и черпает Амалек свои силы. Недаром численное значение (гематрия) слова (Амалек) равно численному значению слова - сафек (сомнение).

=70+40+30+100=240

=60+80+100=240

Разъединенность евреев, их сомнение в Б-жественном присутствии, их неверие дали Аману надежду совершить задуманное. Мидраш рассказывает, что между Аманом и Ахашверошем состоялся следующий разговор:

Аман: Государь! Повели жестоко преследовать их.

Ахашверош: Опасно это: их Б-г карает всех преследователей их.

Аман: Они давно уже изменяют заветам Его, и не заслуживают заступничества.

Ахашверош: Но есть среди них и праведники, которым удается вымолить прощение для них.

Аман: Все они одинаковы. И законы их отличны от законов всех других народов". Они не едят и не пьют с нами, и в браки с нами не вступают. "И законов царя они не выполняют": круглый год праздники у них - то суббота, то праздник. Вот посчитай: Песах, Шавуот, Суккот, Рош а-Шана, Йом-Кипур.

(В эту минуту прозвучал голос небесный: "Нечестивец! Тебе завидно, что праздников много у них? Я повергну тебя перед ними - и прибавлю у них еще один праздник, в память гибели твоей)".

"И царю - продолжал Аман - не стоит беречь их. Так вот, если царю благоугодно, то пусть будет предписано истребить их".

У евреев Персии был выбор. Евреи поняли, что их спасение не в указах царей, а в Торе, не в ассимиляции, а в единении. События Пурима заставили их почувствовать это. Талмуд с горечью замечает: "Передача кольца больше сплотила евреев в религиозном раскаянии, чем 48 пророков и 7 пророчиц"

И так велика была сила этого чувства, что "установили иудеи и приняли на себя" обязанности исполнения законов Торы вновь. Традиция говорит, что если до Вавилонского пленения только часть народа соблюдала заветы Б-га, то после событий Пурима - весь народ. И если после первой войны с Амалеком евреи получили Тору на горе Синай, то после Пурима - заново приняли ее на себя. Приняли после раздумий и раскаяния, поста и размышления.

Наши мудрецы, да будет благословенна их память, говорили о сходстве и единстве Пурима и Йом-Кипур - двух таких непохожих, даже противоположных, на первый взгляд, праздников. Не только идея возвращения к законам Торы через раскаяние и пост роднит эти праздники, но и в самих названиях есть явное сходство: мудрецы переводили

- (Йом-Кипур) как

- день, подобный Пуриму".

В названии праздника Пурим слово - пур (жребий) стоит во множественном числе. Ведь жизнь неоднозначна. И в любой ситуации есть выбор из нескольких жребиев. Разыгрывая судьбу евреев, Аман в то же время бросал другой жребий - на свою собственную судьбу. Да и у евреев, при всей жестокой однозначности выпавшего им жребия, был выбор: умолять сановников и вздорного царя, или с раскаянием обратиться к Царю Царей. Двойственность Пурима, как выражение идеи свободной воли и свободного выбора, всегда стоящих перед человеком, мы видим и в самом символе месяца Адар: это всегда две рыбы, и всегда они плывут в разные стороны...

ПИРЫ

Идею противопоставления мы видим и в пирах, столь щедро представленных в этой книге. Сколько же пиров промелькнуло перед нами за это время? Царь Ахашверош устраивает два пира, сначала для сановников, затем для народа; свой пир устроила и Вашти. Пышный пир устраивает царь в честь избрания Эстер своей царицей. И после передачи перстня и "решения еврейского вопроса" царь с Аманом, разумеется, отправились пировать. Два пира устроила для Ахашвероша царица Эстер, и на пиру обратилась она к царю с самой важной своей просьбой. И после избавления от опасности постановили Эстер и Мордехай сделать эти дни для евреев днями пира и веселья. Сплошные пиры! И тем не менее, эти пиры - разные. В персидском царстве пируют, чтобы развеселиться. "И на седьмой день развеселилось сердце царя от вина". Причина пира - скука, и цель его - хвастовство богатством и пьяное веселье. В пирах же, которые установил для евреев Мордехай - наоборот, веселье и радость духовные являются основаниями для пира. И в то время как в описании придворных пиров подробно живописуется богатство и роскошь, золото и ткани, которыми кичился царь, в еврейских пирах в честь праздника Пурим подчеркивается заповедь посылания угощений друзьям и подарков бедным.

А ВЫШЛО ВСЕ НАОБОРОТ

Отблеск радостной неожиданности несет на себе праздник Пурим. Внезапного перехода от ужаса к ликованию, от обреченности к веселью. Страшную судьбу уготовил евреям Аман - но вышло все наоборот, дерево в пятьдесят локтей высотой приготовил он для Мордехая, но вышло уж точно наоборот.

Внешне это выглядит совпадением случайностей, чудом, но "все наоборот" говорит нам, что Всевышний не допустит исчезновения Его народа, и в последний момент срываются планы аманов.

Конечно, это совсем не случайные совпадения. Чудо Пурима произошло в последние годы вавилонского изгнания, в то время, когда Б-г был скрыт от людей за тысячи завес, когда евреи мучительно пытались выяснить для себя, должны ли они оставаться далее верными своему Б-гу. Именно в это время, в земле Элама (где евреи казались оторванными от Торы даже больше, чем в других местах) "случайные" события составили причудливые цепи причинно-следственных связей.

Вот звенья одной из этих цепочек: пир, устроенный Ахашверошем, оказался для царицы Вашти роковым, и Эстер заняла ее место. Поскольку Эстер стала царицей, она смогла, благодаря своему высокому положению, во-первых, успокоить подозрения Амана, пригласив его принять участие в своей трапезе, а, во-вторых, убедить царя спасти ее народ.

Другая цепочка Бигтан и Тереш составили заговор с целью убийства Ахашвероша. Но царь, благодаря Эстер, назначил Мордехая на высокую должность, Мордехай подслушал разговор Бигтана и Тереша и рассказал о нем Эстер, а она рассказала царю о преданности Мордехая. Это событие было записано в царских хрониках, где и осталось забытым до решающей ночи, когда "сон бежал от царя".

Еще одна цепочка "случайных" событий: царь назначил Амана на высокий пост, и поэтому все должны были преклониться перед вновь возвышенным потомком Агага. Мордехай отказался делать это. Аман, уверенный в своей власти и в своем влиянии даже на царицу Эстер, пригласившую его на пир, построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз в тот момент, когда Ахашверош узнал, что именно Мордехай когда-то спас ему жизнь.

Когда развитие событий достигло апогея, части Б-жественного плана соединились в единое целое, спасшее евреев и навсегда показавшее им, что и теперь Б-г продолжает присутствовать во всем, что так было и будет всегда, даже когда Его присутствие проявляется лишь в действиях того или иного царя, в отдельных случайных происшествиях, в ставящих нас в тупик событиях истории, смысл которых раскрывается для религиозного человека в словах "Я - первый и Я - последний, и кроме Меня нет Б-га (то есть, нет, кроме Меня, ни одной движущей силы на земле)" (Исайя 44:6)

В честь этого "все наоборот" в праздник Пурим мы можем перевоплотиться в кого-то совсем другого, кто делает "все наоборот", чем мы в обычные дни, носит другую одежду, имеет другие привычки, по-другому смотрит на мир...

Мы учимся за внешней, поверхностной канвой событий видеть "все наоборот".

Название праздника происходит от слова "пур" - жребий. Пурим - это множественное число от "пур" - жребий. Когда Аман задумал истребить еврейский народ, он принялся просить богов указать ему день, подходящий для такого дела. Каждый деньперед Аманом бросали жребий. Судьба целого народаразыгрывалась, как какая-нибудь вещь в лотерее. Жребий выпал на 13 адара, указав, что подходящий момент наступит через одиннадцать месяцев. Аман был уверен, что в этот день он навеки покончит с евреями. Но Б-г судил иначе. У Мордехая и Эстер оказалось достаточно времени для поисков путей спасения. Если бы Аман решил осуществить свой план уничтожения евреев сразу после того, как получил на то разрешение Ахашвероша, евреям Персии угрожала бы огромная опасность. К счастью, смертельная опасность обернулась победой и весельем.

Хотя в Пурим мы смеемся, шутим и дурачимся, но все-таки мы никогда до конца не забываем о том, что опасность действительно существовала, и что евреи находились на волосок от гибели.

Слово "жребий" имеет и еще одно значение - судьба. У каждого народа, так же, как у каждого человека, есть свое призвание, своя история, свое предназначение, своя судьба.

В истории еврейского народа было много тяжелых и трагических моментов. Угроза истребления не раз нависала над той или иной частью еврейства. Не только в Персидском царстве Ахашвероша, но и во многих других странах в разные времена находились ненавистники Израиля, или антисемиты, как их принято теперь называть, готовые обрушить на головы евреев всяческие беды.

КАК ЭТО БЫВАЕТ

Мегилат Эстер рассказывает, что Аман ненавидел евреев. Это был злобный, спесивый и завистливый человек. Когда он предложил царю свой план уничтожения евреев, Ахашверош ответил равнодушно: "Делай, как знаешь". Сам он ничего против евреев не имел, но Аман пообещал, что эта операция принесет казне десять тысяч серебряных монет. Царь решил, что эти деньги ему не помешают. Кроме того, Аман сказал, что евреи не похожи на другие народы - значит, не велик грех их истребить. Первый министр понимал, что в Персидском царстве найдется достаточно злобных и жадных людишек, готовых обогатиться за счет евреев. К тому же указ, предписывавший убивать всех евреев без разбору - от мала до велика, - был подписан царем и скреплен его печатью. Таким образом, убийцам была обещана безнаказанность и поддержка. Во всей стране ни один человек не поднял голоса в защиту евреев.

Зато когда был обнародован второй указ, разрешавший евреям вооружиться и отстаивать свою жизнь и имущество, многие перешли на их сторону. Эти люди не испытывали ненависти к евреям, возможно, они даже восхищались в душе Мордехаем, не желавшим кланяться Аману. Скорее всего, они сами без принуждения не стали бы убивать и грабить еврея, но они предпочитали оставаться в стороне, не вступая в конфликт с грозным Аманом.

Мудрый Мордехай понимал, что евреям в минуту смертельной опасности не приходится рассчитывать ни на кого, кроме самих себя.

ПУРИМ ПОВТОРЯЕТСЯ

Много поразительных случаев было в еврейской истории, когда в месяц Адар, в день Пурим, приходило к евреям неожиданное избавление от грозящей опасности, спасение от, казалось бы, неминуемой гибели. Вот лишь некоторые из событий, относящихся к XX веку.

ПУРИМ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Когда в Мюнхене, в самом начале прихода нацистов к власти, Гитлер произносил одну из своих пламенных речей, он не мог не заметить, как сидящий в первом ряду человек строит ему рожи и громко смеется. Поведение этого человека вызвало замешательство, а потом раздражение фюрера. Когда речь была закончена, Гитлер в гневе приказал привести того, кто мешал ему, и возмущенно спросил, что это за человек.

- Я - еврей, - сказал тот невинно.

- Тогда вам бы следовало относиться к моим словам серьезней, - предупредил Гитлер,- Вы что, не верите, что я выполню свои угрозы об уничтожении евреев?

- Вам следует понять, - ответил еврей, - вы - не первый антисемит, пытающийся уничтожить наш народ. Вспомните, что в Египте великий фараон пытался превратить евреев в рабов. В знак его поражения и нашего спасения мы едим мацу и справляем праздник Песах. Другим нашим врагом был Аман, и он сам уготовил себе гибель. Мы едим вкуснейшие гоменташи, и праздник Пурим напоминает о нашем избавлении от Амана. Пока я слушал ваши ядовитые обличительные речи, я думал, какое угощение придумают евреи и какой праздник мы устроим в честь вашего падения?

ЗАПРЕТ НАЦИСТОВ ОТМЕЧАТЬ ПУРИМ

Празднование Пурима в 1941 г. в Польше напоминало о временах инквизиции, когда евреи Испании и других стран вынуждены были тайно отмечать свои праздники, собираясь в подвалах и на чердаках, рискуя быть схваченными во время молитвы соглядатаями деспотических правителей.

Гитлер запретил публичные чтения Свитка Эстер (эта история казалась похожей на современную ситуацию, хотя карьеру Гитлера еще не постигла участь, аналогичная участи Амана), и также было запрещено использование трещоток и всех прочих шумов при упоминании имени Амана.

По приказу нацистов в день полной оккупации Польши были закрыты и опустошены все синагоги.

ПРОРОЧЕСТВО ГИТЛЕРА

В своей речи З0 января 1944 г. Гитлер сказал, что если нацисты будут побеждены, то евреи смогут праздновать "второй триумфальный Пурим".

ПУРИМ И ХОЛОКОСТ

Очередная попытка "окончательного решения еврейского вопроса" была совершена нацистами в годы Второй Мировой войны. Шесть миллионов евреев, погибших в Катастрофе - трагический итог гитлеровских злодеяний. Но как и две тысячи лет назад, планы врагов еврейского народа оказались несбыточными. После поражения под Сталинградом Гитлер истерически заявлял: "Даже если мы все погибнем и не останется ни одного немца, ни один еврей не придет отметить праздник Пурим плясками на нашей могиле, ибо не останется ни одного еврея". Через несколько месяцев после выступления фюрера по приговору военного трибунала в Киеве были повешены 12 гитлеровских офицеров (количество соответствует семье Амана), обвиняемых в уничтожении мирного населения Украины, в том числе двух миллионов евреев.

В конце 1946 года по решению Нюренбергского трибунала были повешены десять нацистских преступников, принимавших участие в Холокосте. Один из них, Юлиус Штрайхер, взойдя на эшафот, крикнул: "Пурим 1946 года!" Знал ли он, что в Пурим празднуют не казнь его предшественника Амана, а спасение еврейского народа?

ЧТЕНИЕ СВИТКА ЭСТЕР В АНГЛИЙСКИХ БОМБОУБЕЖИЩАХ

Во время вражеских налетов в Лондоне и в маленьких городках Пурим продолжали отмечать в традиционной манере, даже если Свиток Эстер приходилось читать под землей, в бомбоубежищах. Газеты придавали большое значение празднованию Пурима; так, например, газета "Ивнинг Стандарт" писала, что "история Пурима предвещает конец Гитлера".

Члены еврейской молодежной организации Англии "ха-Боним" обратились к своим лидерам с просьбой не использовать в этом году при чтении Свитка Эстер обычные трещотки, так как производимый ими шум был идентичен звукам важного сигнала - отбой воздушной тревоги.

ОТКАЗ ПАЛЕСТИНЫ ОТ ПРАЗДНИЧНОГО ВЕСЕЛЬЯ

Пурим, традиционно радостный и веселый праздник, на этот раз был отмечем в Палестине тихо и скромно. Национальный Совет (Ваад Леуми) принял официальное решение об отмене всех праздничных мероприятий по всему ишуву (еврейская община) в связи с трагической гибелью 759 еврейских беженцев из Румынии на борту судна "Струма", которое Британские власти отказались принимать у берегов Палестины.

Когда Главный раввинат провозгласил о начале Поста Эстер, в еврейских общинах Палестины провели службы в память погибших.

ПУРИМ И ДЕЛО ВРАЧЕЙ

В январе 1953 года в Советском Союзе гремело "дело врачей". Газеты и радио были переполнены жуткими разоблачениями "врачей-отравителей", которые покушались на жизнь ведущих военных и государственных деятелей. Было арестовано десять советских врачей, восемь из которых были евреями.

Сталинский план уничтожения советских евреев был поистине грандиозным: выслать всех евреев - три миллиона человек - в Сибирь (в январе месяце!), попутно спровоцировав погромы и приготовить публичную казнь врачей на Красной площади к 1 марта.

По приказу Сталина в Сибири, в окрестностях Верхоянска был построен целый город бараков, в которых не было никаких средств обогрева. Сталин предполагал, что часть евреев погибнет во время погромов, часть - в дороге от морозов и только незначительная часть достигнет Сибири. Таким было "окончательное решение" еврейского вопроса по Сталину.

Однако тут произошло то, чего Сталин предвидеть не мог. Пурим в 1953 году выпал на воскресенье 1-е марта. Ночь субботы 28 февраля на 1-е марта (ночь Пурим) Сталина хватил удар.

Через пять дней, 5-го марта, на Красной площади, на том самом месте, где советский Аман хотел повесить "врачей-отравителей", состоялись похороны Сталина... Дело "врачей-отравителей" было признано фабрикацией.

ВОЙНА В ЗАЛИВЕ

Зимой 1990-1991 года неожиданно для всего мира Ирак напал на Кувейт, спокойное и крохотное государство на границе с Ираком. Началась война, которая вошла в историю как "Война в Персидском заливе". И странное дело, воюет Ирак с Кувейтом, а ракеты почему-то падают на Тель-Авив и Рамат-Ган. США открыто вступилась за Кувейт, американские солдаты проводят операцию "Буря в пустыне", а в Израиле вот уже месяц не прекращаются ракетные атаки. Что же это за война? Может Саддам Хуссейн, президент Ирака с лицом, до странности похожим на портрет Сталина, решил показать свою безнаказанность всему миру: завоюю Кувейт, а там, глядишь, и Израиль недалеко! Саддама Хусейна можно понять, если вспомнить, что современный Ирак находится на территории бывшего Вавилонского царства, когда-то первым изгнавшего евреев из Эрец-Исраэль. Но второго "вавилонского изгнания" у Саддама не вышло.

Начался день 28 февраля 1991 года, день Пурим... В 2.30 ночи в спальне президента Израиля Ицхака Шамира зазвонил телефон. На другой стороне провода израильский посол в Вашингтоне сообщает главе правительства о том, что Ирак объявил о прекращении огня и готовности вывести свои войска из Кувейта.

Президент Шамир сказал в то утро: "Пурим. Только я еще не вижу дерева для петли".

***

Пуримский рассказ учит нас одной очень важной вещи: мы никогда не должны забывать, что мы народ, не похожий на все другие народы. Поэтому всегда находятся аманы, жаждущие нашей гибели. Евреи, где бы они ни жили, должны помогать друг другу. Взаимная помощь и поддержка не раз спасала евреев в тяжелые минуты. И те, кто сегодня живет свободно и счастливо, не смеют оставлять в беде своих братьев. Каждый из нас, подобно Мордехаю и Эстер, должен быть готов вступиться за свой народ, даже если порой это бывает нелегко и опасно.


=ПРАЗДНИКИ=НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ=ИСТОРИЯ=ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ=НОВОСТИ=ПЕСАХ=