25 декабря и Ханука

Жду Ваших писем!

=ПРАЗДНИКИ=НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ=ИСТОРИЯ=ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ=НОВОСТИ= АТЛАС =

Как известно, в рождественскую ночь у евреев нитл.

Короткий, но насыщенный перерыв в изучении нашей святой Торы.

Проще говоря, этой ночью евреи не учат Тору. Такой у нас обычай.

Обычай, нужно сказать, очень древний.

Есть основания полагать, что ещё со времен р.Иеѓошуа бен Пархии, т.е. с тех времен, когда жил, а, главное, был казнен тот, обожествляемый христианами, человек.

Поэтому, например, один из главных вопросов, которые задаются по поводу известной истории о Гилеле, сидевшем в разгар тевета на заснеженной крыше бейт-мидраша, чтобы через дымоход послушать о чем говорят внутри, это

"А что это они там учили? Разве это не нитл выходит?".

Понятно, что, по мнению тех, что ученик р.Иеѓошуа бен Пархии - это другой человек, а тот жил все-таки попозже, и сроки возникновения святого обычая о нитле, к сожалению, отодвигаются на попозже.

Христиане знали о существовании этого обычая и, с тех пор, как вошли в силу, их цензоры систематически вымарывали упоминания о нем из наших книг. Ну и евреи, понимая чувствительность момента, старались не возвращаться к теме лишний раз.

Но этой деликатности, естественно, хватило только пока христиане не дали слабину. А как дали - мы тут же все восстановили и зафиксировали.

Кстати, еще в 18-ом веке бывало, что врывались в бейт мидраши с обысками, не отлынивают ли евреи в рождественскую ночь от учебы.Рассказывают, что у Маѓаршо книги падали с полок, предупреждая его об облаве: он поднимал книгу, чтобы поставить на место, тут врывались и обнаруживали его с книгой в руках.

В таких местах евреи предпочитали в эту ночь сразу понаступлении темноты, наскоропомолясь, лечь спать и не дразнить собак.

Итак, по порядку.

Первое. Почему. Почему, собственно, не учимся в эту ночь?

Вариантов ответа масса.

Самый главный, правильный, всеобъемлющий и не вызывающий вопросов вариант: не давать жизненность тому человеку и его последователям (естественно, не тем, кто, просто, придерживается верований своих предков, а идейных, если такие еще остались).

А, кроме того:

1) прячась от погромов и домогательств празднующих,

2) в знак скорби по поводу факта рождения того человека,

3) чтобы выспаться до полуночи, когда на улице самое рождество начинается, а мы тут такие бодрые и выспавшиеся, все в белом, хватаемся за гемару и давай учиться: контраст - разительный, на Небесах делают правильные выводы.

3а) привлечь внимание Небес к творящемуся внизу, вне связи с нашими заслугами, показать степень нашего отчаяния от этого мира, в котором возможно рождество,

4) во избежание ненужных контактов с порождениями нечисти (клипот), которые в эту ночь активизируются. В частности, собаки и вороны.

5) чтобы подчеркнуть уникальность судьбы того человека, единственного, умудрившегося серьезно, на уровне Торы, порвать с еврейством еврея.

6) чтобы в это темное время сосредоточиться на мыслях о Всевышнем, помедитировать, волей-неволей,

7) чтобы напомнить себе, что изучение Торы - это ещё не всё.

Вот, человек учился у р.Иеѓошуа бен Пархии и хорошо учился. И вот результат. Ну и т.д.. и т.д.

Второе. Что. Что значит "нитл"?

Тут ответов не меньше, чем в первом пункте.

От "нитла" - повешен, до "натила" - изъятие и обратно.

Два моих любимых варианта: латинский (NatalisDomini- он и есть рождество, и от него русское Наталья, между прочим.

Так что "нитл" можно было бы перевести как "Натальин день", если бы такого дня уже не было в сентябре, и идишский: аббревиатура ("евреи прерывают учебу").

Уверен, тому же Гилелю последний вариант тоже нравился особо.

Третье. Кто. Кто это "мы" воздерживающиеся от учебы в нитл?

Мы - евреи из христианских стран. В мусульманских странах евреи нитл не отмечали, и по сей день выходцы из этих стран, не прибившиеся к ашкеназскому берегу, не отмечают.

Конечно, у евреев не может быть такого, чтобы все придерживались одного обычая. Так и тут. Не все ашкеназы отмечают нитл.

Часть литваков, без всякой связи с миснагдизмом, нитл не отмечает.

Ну, вот, что тут можно сказать, когда все евреи придерживаются некоего обычая, а у некоторых вдруг возникает другой обычай, который они переняли от своих учителей и наставников?

Можно и нужно сказать: мы очень уважаем ваши обычаи, не лезем в ваши дела и с любовью принимаем вас такими, какие вы есть. Идите и учитесь.

Четвертое. Когда. Когда отмечаем-то?

Во-первых, с датой разброс.

У кого-то нитл на католическое рождество (25 декабря), у кого-то на православное (7 января), а у кого-то и 6.

Потому что мы-то лучше знаем, когда у них было, а кто-то вообще по еврейскому, хоть и солнечному, календарю: накануне или на исходе зимнего солнцестояния.

Правильный же вариант - тогда, когда отмечает рождество большинство христиан в данном конкретном месте. В земле Израиля это в ночь с 24-го на 25-ое декабря.

В любом случае, нужно определиться: два нитла в одном еврейском году отмечать не следует. Плохого - помаленьку. Хотя, есть несколько общин, где два нитла. Им - следует.

Во-вторых, нитл - дело ночное. Хотя и это не у всех.

Многие выходцы из Венгрии начинают с полудня накануне.

У остальных два варианта: либо закат (шкия), либо выход звезд (цетѓа-кохавим).

Как-то всегда считал, что у нас тоже от заката. Но в последнем номере "ѓиткашрута" р.Гинзбург высказывает осторожное сомнение в том, что это так очевидно. Теперь от заката до выхода звезд будем мучиться проклятой неизвестностью.

А вот заканчивают все, вроде, одновременно - в полночь.

В-третьих, если нитл приходится на субботу, значит, приходится. Правила те же, что и в будни.

Пятое. Что - 2. Что именно не учим?

А ничего. Ничего, что считается и является Торой. Хасидут - в первую очередь!

Даже мусар нельзя. Хотя, казалось бы.

Понятно, что речь идет только о том, что называется учебой в ѓалахическом смысле слова.

Поэтому, размышлять над словами Торы, по памяти и не проговаривая вслух, можно.

Бубнить, не думая, просто механически повторяя и не понимая что, в принципе, можно. Поэтому, казалось бы, Рамбама "делать" или маймор на бар-мицву заучивать должно быть можно. Но это только теоретически. А, практически, не следует, потому, что есть небольшая, но все-таки вероятность, что может перейти в танец.

Молиться можно. Включая, казалось бы, такие "учебные" куски, как мишна перед кадишем.

Теѓилим, соответственно, читать было бы можно, если бы не было нельзя, в те же первые часы ночи, по другой причине.

Гимны субботние петь, если это суббота, можно, естественно.

Биографии даже самых святых людей, сборники хасидских историй и т.п. - можно.

Шестое. Что - 3. Что ещё нельзя?

Во-первых, супружеская близость. Кое-где даже микву закрывали в эту ночь, чтобы людей не дразнить.

Некоторые разрешают после полуночи вернуться к этому вопросу. Нитл-то закончился. К учебе можно и нужно возвращаться, а с этим что? Но судя по тому, что пишет Ребе, это неправильный ход мысли. Лучше не надо.

Во-вторых, легкомысленное поведение. Азартные игры там, спорт, посиделки всякие, треп. Мы же вроде как пытаемся воспрепятствовать разгулу нечисти. Так зачем же ее подпитывать. Одну-то ночь можно потерпеть.

Седьмое. Что - 4. А что делать?

Едим чеснок.

Раз, потому, что, как упоминается в еврейских книгах, это отгоняет нечисть.

Два, чтобы не перешло в супружескую близость.

Три, зима: авитаминоз, цинга и прочее, не дай Б-г.

Громко читаем Алейну в маариве. В голос. И плюемся с особым цинизмом. Храбримся, типа.

Играем в шахматы. Ну, это специфически в ХАБАДе. В Гуре, например, бумагу рвут туалетную на год вперед. Где то ещё что-то. Многие, как уже упоминалось, настоятельно рекомендуют идти спать. И поставить будильник на полночь, чтобы встать и наверстать недоученное, с Божьей помощью.

Дай Бог, чтобы Машиах раскрылся ещё сегодня и завтра вся эта информация никому не потребовалась.

В заключение.

Рассказывают, что как-то некий просвещенный, судя по всему, и остроумный христианский священник (может и сам Хассембауэр) спросил р.ИонатанаЭйббеншуца:

-Вы ведь верите, что весь мир стоит только благодаря изучению Торы.

А как же "нитл"?

На чем же мир стоит в "нитл"?

Р.Йонатан ответил не раздумывая:

-Так ведь еврейский обычай - это Тора. На том и стоим.


=ПРАЗДНИКИ=НА ГЛАВНУЮ=ТРАДИЦИИ=ИСТОРИЯ=ХОЛОКОСТ=ИЗРАНЕТ=НОВОСТИ= АТЛАС =