МУДРЕЦЫ ТАЛМУДА |
Р. ИУДА-НАСИ (РАБИ, РАБЕНУ ГА-КАДОШ)
Обмен детьми
Вышел указ, воспрещающий совершать обряд обрезания. А у р. Симеона бен Гамлиеля
как раз к тому времени родился сын, прозванный впоследствии Рабену Га-Кадош.[74]
– Мыслимо ли, – сказал себе р. Симеон, – повеление Господа нашего нарушить,
а приказание этих нечестивцев исполнить?
Не колеблясь нисколько, он совершил обрезание новорожденного.
Узнал об этом начальник того города и, призвав р. Симеона, спрашивает:
– Как дерзнул ты нарушить повеление кесаря?
– Я исполнил повеление Бога, – отвечает р. Симеон.
– Слушай, – говорит начальник, – я, правда, должен оказывать тебе всяческий
почет и уважение как главе народа. Но тут дело касается императорского указа,
и я этого так оставить не могу.
– Что же ты намерен сделать?
– Отправить тебя в Рим, и пусть кесарь сам решит, как поступить с тобою.
Отправил начальник к кесарю жену р. Симеона с новорожденным.
После целого дня пути остановилась мать с ребенком на ночлег в доме одного знакомого
римлянина. У этого римлянина также был новорожденный сын, которому отец дал
имя Антонин. Мать Антонина, увидя жену р. Симеона, с которою была дружна, спрашивает:
– По какому случаю ты здесь?
Рассказала ей жена р. Симеона: так и так, вышел приказ кесаря, но мы с мужем
не послушались, совершили обрезание, и вот везут меня с ребенком к кесарю.
Услыша это, римлянка говорит:
– Если желаешь, возьми с собою к кесарю моего сына (он не обрезан, конечно),
а твой пусть остается у меня до твоего возвращения.
Жена р. Симеона так и поступила и с подмененным ребенком отправилась к кесарю.
Обнаружилось, что ребенок необрезанный. Разгневался кесарь на того начальника
и подверг его строжайшему наказанию, а мать с ребенком отпустил с миром.
Вернулась она к своей подруге, матери Антонина, и та сказала:
– Так как небесам угодно было через меня совершить чудо тебе, а я через моего
сына, твоему сыну, то пусть эти дети наши станут добрыми друзьями на всю жизнь.
(Бет-Гам. 6; Тосеф., Аб.-3. 10)