ИУДАИЗМ




I ПРЕДЫДУЩАЯ I ОГЛАВЛЕНИЕ I СЛЕДУЮЩАЯ I
I ГЛАВНАЯ I ТРАДИЦИИ I ПРАЗДНИКИ I ИСТОРИЯ I НОВОСТИ II

ГЛАВА 13

СОСТАВЛЕНИЕ ТАЛМУДА

Преследования Адриана разорили и опустошили Палестину. Еврейское население рассеялось по разным странам. Кого казнили, кого продали в рабство, одних изгнали, другие сами покинули страну, бежав в соседние государства, особенно в Вавилон. Еврейская община Палестины стояла на краю гибели. Но в 138 году Адриан умер, и смерть его принесла немедленное облегчение. Новый император, Антоний Пий, отменил в ответ на поданные ему прошения много эдиктов своего предшественника. Вскоре вновь ожила деятельность фарисеев, собравшихся на этот раз в Галилее, которая сравнительно мало пострадала от разрушительных операций Адриана. В городке Уша возродился академический Синедрион под руководством раббан Шим'она бен-Гамлиэля, которого Антоний Пий признал Патриархом, т.е. главой еврейской общины. Снова открылись школы, возникла вновь организованная религиозная жизнь, и новый Синедрион — бледная тень славного Синедриона Явне — принял все же на себя, по примеру своего предшественника, обязанности верховного органа, управляющего жизнью евреев в стране и за ее пределами.

Своего расцвета Синедрион в Галилее достиг при сыне Шим'она-Бен-Гамлиэля, Иеуде а-наси (135-217), которого прозвали Рабби (Учитель с большой буквы). Традиция утверждает, что Иеуда был на дружеской ноге с одним из императоров Антонинов, с каким именно неизвестно, но многие полагают, что с Марком Аврелием. Как бы то ни было, несомненно, что благодаря значительному влиянию Рабби при римском дворе, несмотря на все хозяйственные и политические трудности, евреи жили в течение больше 50-ти лет патриархата Иеуды сравнительно мирно и спокойно, что стимулировало деятельность Академии. Сам Иеуда тем не менее хорошо понимал, что эти благоприятные условия — ненадолго. Не говоря уже о невозможности осуществлять централизованное руководство рассеянными по свету еврейскими общинами, само существование Академии было лишь вопросом времени.

Осознав серьезность положения, р.Иеуда решил создать такой инструмент, который занял бы место авторитетной центральной Академии. Им стала Мишна в своем законченном и оформленном виде.

Как мы уже видели, попытки компилировать традиционное учение в форме Мишны производились и раньше. Над этим трудились рабби Акива, рабби Меир и другие „танаим". Часто предания, зафиксированные одним составителем, отсутствовали в своде друго-го, и мнение одного противоречило мнению другого. Пока существо-вал центральный орган в виде академического Синедриона, в этих различиях беды не было: в задачи Синедриона входило рассматри-вать разногласия и выносить окончательное решение. Но с упадком этого органа и возросшей опасностью его ликвидации возникала насущная необходимость в авторитетном источнике, содержащем стандартный свод законов. Одновременно следовало обеспечить и ту свободу развития, которая составляла самое основу еврейского Закона и могла пострадать в результате создания такого сборника.

Высочайшим достоинством Мишны рабби Иеуды было то, что, фиксируя авторитетные нормы, она в то же время обеспечивала Закону гибкость и подвижность. Рабби Иеуда достиг этого тем, что сделал Мишну одновременно и кодексом, и сборником установлении Устного Закона. В качестве систематизированного свода законов Мишна приводит стандартные нормы, установ-ленные в прежних академиях или в академии самого Рабби. В качестве сборника устных традиций, она содержит все то, что Рабби счел нужным сохранить в памяти еврейского народа, в том числе и разноречивые мнения, имевшие место как в прежние, так и в новые времена. Таким образом, Мишна Рабби внесла вклад в кодификацию законов, не препятствуя свободному характеру дальнейших исследований, изысканий и усовершенствований.

Мишна, написанная на чистом и беглом древнееврейском языке, состоит из шести разделов (Седарим). Каждый раздел, в свою очередь, делится на трактаты (Масехот), всего их 63, трактат подразделяется на главы (пераким) и параграфы (мишны).

В состав Мишны входят следующие разделы:

I. Зераим (Семена). Здесь собраны и разъяснены библейские заповеди, обеспечивающие права неимущих, коаним и левиим (священников и левитов) на определенную часть урожая, а также религиозные законы, касающиеся земледельческого труда в полях, садах и на огородах — пахоты, обработки почвы и сева. Вводную часть к этим законам составляет трактат о ежедневных молитвах и обрядах. Ими поддерживается и вдохновляется вера в Б-га, от которого зависит точное соблюдение перечисленных выше предписаний Торы.

2. В разделе Моэд (Предписанные праздники) сформулированы правила соблюдения Шаббата, праздников и постов библей-ского и внебиблейского происхождения, а также порядок установления еврейского календаря.

3. Нашим (Женщины). Раздел содержит законы бракосочетания и развода, правила, регулирующие супружескую жизнь, и отношения между полами.

4. Незиким (Убытки). Раздел посвящен гражданскому и уголовному праву и судопроизводству. Естественной частью в этот раздел входит трактат Пиркей авот (Поучения отцов), в котором прослеживается цепочка непрерывной устной тра-диции, связывающей пророка Моше со знаменитой парой учителей: Гилелем и Шамаем. В поучениях, представленных в трактате, сформулированы этические принципы, которыми должен руководствоваться судья и подсудимый, учитель и ученик, а по существу всякий человек во всей своей социально-экономической, политической или домашней жизни.

5. Кодашим (Святое). Здесь во всех подробностях разбираются вопросы жертвоприношения и храмового Б-гослужения, а также касающиеся священнослужителей и их обязанностей. Сюда же входит особый трактат о правилах убоя скота и птицы, о пище, ритуально дозволенной и запрещенной. Это неотрывная часть закона Святости, который, как мы видели, лежит в основе обряда жертвоприношения.

6. Тахарот (Очищения). Раздел посвящен вопросам ритуальной чистоты предметов и людей.

Вскоре Мишна завоевала высокий авторитет, уступая по своему значению лишь Священному Писанию. Уже при жизни рабби Иеуды она стала общепринятым руководством, которое изучали в школах не только Палестины, но и Вавилона.

Рабби Иеуда скончался в 217 г. С его смертью, по словам древних источников, „отошла слава от Исраэля" и „безмерно умножились беды". В результате стечения неблагоприятных обстоятельства: возросших преследований, налогообложении, хозяйственных трудностей, неурожаев и эпидемий — жить в Палестине евреям становилось все труднее. Еврейские школы начали закрываться, и духовный центр нации постепенно пере-местился в Вавилон. С переездом в Вавилон в 219 году ученика рабби Иеуды Аббы Арихи (175-247) возникла знаменитая академия в Суре, где Абба Ариха стал преподавать Мишну своего учителя. Репутация школы поднялась так высоко, что руководителя ее прозвали Рав (арамейская форма древнееврейского слова „рабби"; так называли ученых вавилонского Талмуда). Приблизительно в то же время в Неардее возникла другая школа, не уступавшая сурской. Ее возглавил также ученик р.Иеуды а-Наси Шемуэль (180-250), крупный авторитет в вопросах гражданского законода-тельства. Шемуэлю принадлежит формулировака широкоизвест-ного принципа: дина демальхута дина (закон государства есть закон), который оказал большое влияние на дальнейшее развитие еврейского гражданского права. Несколько позднее, после разрушения Неардеи в 258 году, в соседней Пумбедите возникла новая академия, пришедшая на смену неардейской. Ее основал Иеуда бен-Ехезкеель (ум. в 299 г.). Вавилон-ские академии сотрудничали друг с другом, а также с мельчавшими тем временем школами Палестины, совместными усилиями развивая традиции еврейской учености.

Главным предметом изучения, исследования и изысканий стала теперь и в палестинских, и в вавилонских школах Мишна рабби Иеуды. Учителя, которых звали амораим (букв. „ораторы"), обрабатывали Мишну слово за словом, изучали ее содержание, обсуждали смысл, увязывали встречавшиеся противоречия и прослеживали корни мишнаистских учений в Священном Писании. Однако этим деятельность амораим не ограничивалась. Мишна содержала лишь малую долю того законодательного материала, который известен был в ученых академиях Палестины. Уже младшие современники рабби Иеуды, Бар Капара и рабби Хийя, создали свои собственные сборники, соперничающие с кодексом Учителя, в которых содержались постановления, по той или иной причине исключенные рабби Иеудой. Эти „внешние" „добавочные" учения (бараита, тосефта) представляли значительный интерес для изучения истоков и дальнейшего развития Закона и не могли не войти в круг исследования амораим. Изучая Мишну, они не могли игнорировать и те устные традиции, которые были оформлены в виде Мидраша в школах Акивы и Ишмаэля. Наконец, в обязанность амораим входило и такое важное дело, как принятие окончательных решений по вопросам Алахи и введение новых правил (алахот), отвечающих требованиям времени.

Интеллектуальная деятельность многих столетий кристаллизиро-валась в конце концов в виде Гемары (что буквально означает „завершение"). Вместе с Мишной Гемара образовала Талмуд (от корня nrh — учить), который сохранился в двух вариантах: палестинском и вавилонском.

Талмуд, таким образом, — это в основном Мишна рабби Иеуды и комментарии к ней. Поэтому характер Талмуда преимуществен-но алахический. Часто агадический материал стал в результате собираться в отдельные сборники, очень близкие Мидрашам. Часть этого агадического материала проникла, однако, в Талмуд. Это случалось преимущественно тогда, когда агадические мотивы вплетались в ткань алахических рассуждений. Таким образом, Талмуд оказался богат алахическим материалом, затрагивающим буквально все области религии и этики. Нравственные размышления, афоризмы житейской мудрости, метафизические идеи, исторические и легендарные рассказы из прошлого Исраэля, мечты о будущем еврейского народа и мессианские видения спасения всего человечества, а также много беглых замечаний, часто обнаруживающих редкостную наблюдательность в области геометрии, медицины, астрономии, физиологии, ботаники и пр. — все это входит в Агаду Талмуда. Назначение всего этого — вдохновить и возвысить душу, поучать и воспитывать лучшие свойства сердца и ума, которые способствуют праведности, предписанной Алахой.

Палестинский Талмуд и Вавилонский Талмуд, создания двух различных духовных центров, отличаются друг от друга по материалу и методологии, по стилю и языку.

Палестинский Талмуд написан на западно-арамейском диалекте и по объему равен одной трети Вавилонского Талмуда. Основы Палестинского Талмуда заложил рабби Иоханан бен-Нафха (279). Ученик рабби Иеуды а-Наси, превзошедший своими большими способностями всех своих современиков, он создал академию в Тиверии, которая стала ученым центром Палестины и „мастерской" по разработки Палестинского Талмуда.

Палестинский Талмуд в дошедшем до нас виде — создание середины IV века. В этот период в результате перехода императора Константина в христианскую веру христианство утвердилось в римской империи в качестве официальной государственной религии, и Иерушалаим превратился в столицу христианства. Иудаизм стал считаться политической и религиозной ересью, и воинствующая церковь, опиравшаяся на государственную власть, превратила жизнь евреев в сплошное мучение. В этой обстановке составители Палестинского Талмуда не располагали ни временем, ни душевным спокойствием, необходимым для плодотворной работы. Этим объясняется незавершенность Палестинского Талмуда, его фрагментарность, а также искажения в дошедшем до нас тексте. Несмотря на это, Палестинский Талмуд остается бесценным источником изучения еврейского Закона, так как дает представление о непрерывном процессе роста Алахи в лоне Мишны. Ценность Палестинского Талмуда повышает и содер-жащийся в нем агадический материвал, истинную сокровищницу сведений о внутренних и внешних связях палестинских евреев, который в силу своей древности представляет величайший исторический интерес.

Вавилонский Талмуд, написанный на восточно-арамейском диалекте, воссоздает перед нами дискуссии по Мишне рабби Иеуды а-Наси в том виде, как они проходили в школах Вавилона. Вавилонские евреи пользовались всеми правами и широкой автономией. Во главе еврейской общины стоял экзиларх (наси изгнания — рейш галута), наделенный большой властью и окруженный почти царскими почестями. Еврейские академии, располагавшие достаточными средствами и хорошо организо-ванные, находились в условиях, способствующих активной их интеллектуальной деятельности. В академиях Вавилона сложился обычай дважды в год, в месяц Адар (февраль-март) и в месяц Элул (август-сентябрь), проводить открытые конференции, которые на-зывались „кала" (что, по-видимому, означало „невеста") — Тору часто сравнивают с невестой. Эти дискуссии привлекали громадное число людей из близлежащих и отдаленных местностей, как ученых-профессионалов, так и любителей. В этой обстановке учителя Талмуда могли работать спокойно и не торопясь и сумели создать труд, превзошедший Палестинский Талмуд в отношении методики, композиции, стиля и содержания, труд, который послужил основанием для последующих кодексов еврейского Закона.

Между Вавилоном и Палестиной поддерживался постоянный контакт и оживленный обмен идеями как в области Алахи, так и Агады, и в Вавилонском Талмуде суждения палестинских амораим пользовались большим авторитетом и занимают существенное место. Подобно палестинской версии, Вавилонский Талмуд изобилует агадическим материалом, занимающим здесь около трети всего текста. Этот материал свидетельствует о разнообразии знаний в духовной и светской сферах жизни, которыми обладали составители Талмуда.

Интенсивная деятельность вавилонских амораим достигла наивысшего расцвета при двух учителях-оппонентах: Абайе (283-338) и Раве (299-352). Диалектика их блестящих дискуссий по Алахе стала образцом научных исследований в Вавилоне. Слой за слоем откладывались результаты научных трудов ряда поколений, и каждое объясняло, аргументировало и оценивало суждения предшествующих поколений. Масса традиций и теорий, переда-вавшихся в устной форме и накопившихся на протяжении нескольких веков, приняла, наконец, такие огромные размеры, что стало необходимо заняться редактированием этого необозримого материала, просеиванием, суммированием и систематизированием в соответствии с существующими трактатами Мишны...

Редактурой Вавилонского Талмуда занялся рав Аши (ум. 427 г.). Он очень успешно возглавил Сурскую академию и в течение 52 лет был ее блестящим руководителем. Результатом трудов Аши, на которые ушло 30 лет, явилась большая часть Тавилонского Талмуда. Деятельность рава Аши продолжили его последователи, особенно один из них, Равина II (ум. 500 г.), который отредактировал новый материал, накопившийся после смерти Аши. Равина был последним из амораим, т.е. последним из тех, кто обучал Торе на основании устной традиции. Можно считать, что при нем Талмуд был завершен.

Вскоре после завершения Палестинского Талмуда положение евреев в Палестине резко ухудшилось. В условиях растущей власти церкви, наложившей на евреев тяжелые ограничения, органи-зованная общинная жизнь стала почти невозможной. Членам Синедриона приходилось преодолевать все большие трудности, чтобы собраться для утверждения еврейского календаря и передать свое решение отдаленным общинам. Чтобы разрешить эту проблему, патриарх Гилель П (330-365) предпринял решительный и самоотверженный шаг, который, как показало будущее, принес огромную пользу современникам и потомкам. Он составил посто-янный календарь, построенный на основе астрономических вычислений, отказавшись, таким образом, от важнейшей прерогативы, которая обеспечивала патриарху влияние на общины диаспоры. Сохранив лишь тень своей прежней гегемонии, патриарх вскоре лишился власти и в самой Палестине: около 425 года, при императоре Феодосии П, сан патриарха был упразднен, вслед за этим вынужден был закрыться и Синедрион. Палестина перестала служить центром еврейской учености, продолжая жить в умах, сердцах и каждодневных молитвах евреев во всех уголках земли.

Закрытие академии в Палестине не положило, однако, конец всей литературной деятельности там. В то время как алахическим исследованиям был нанесен тяжелый ущерб, Агада стала пользоваться все большим успехом, и народ все чаще обращался к ней за утешением и поддержкой.

Так возникли агадические сборники, предназначенные для назида-тельного чтения дома и в школе. Эти сборники, известные под названием Мидрашим, распадаются на два класса. В первый входят комментарии к библейскому тексту и размышления о нем, следу-ющие друг за другом в относительном порядке. Другой класс образуют проповеди на темы библейских текстов, предназначенных для чтения по особым субботам и в праздники.

К первой категории принадлежит Мидраш Раба (Большой мидраш), охватывающий все Пятикнижие и пять мегил (свитков): сюда входят Шир аширим (Песнь песней), Рут, Эйха (Плач Иеремии), Коэлет (Экклезиаст) и Эстер. Древнейший из этих мидрашей — Мидраш на Берешит и на Ваикра, составление которого падает на начало VI века. Рядом с Мидрашем Раба стоит сборник Мидраш Танхума, получивший свое название по имени знаменитого палес-тинского агадиста IV века, Танхумы бар Ааба. Его проповеди в основном и представлены в этом сборнике. Характерной особен-ностью Мидраша Танхума, который принадлежит к тому же пе-риоду, что мидраш Берешит Раба, являются слова: „Да вразумит нас учитель..." (йеламдейну рабену). Это вступление ставит некую алахическую проблему, которую учитель тут же разрешает, а затем использует в качестве отправной точки своей проповеди.

Ко второй категории принадлежат мидрашим Песикта, самый древний из которых, известный под названием Песикта де-рав каана (Рав Каана — вавилонско-палестинский ученый VI века), по-види-мому, был создан в VI столетии.

Вскоре после составления Вавилонского Талмуда евреев Вавилона постигла та же участь, что и евреев Палестины. Признаки надвига-ющейся грозы появились уже после смерти Аши, когда Иезедгерд II (438-57), подстрекаемый фанатиками-огнепоклонниками, магами и жрецами, начал преследовать всех инаковерующих. При шахе Фи-рузе (459-86), который был сыном Йезедгерда, гонения еще более усилились. Академии в Суре и Пумбедите были закрыты. Высшей точки преследования достигли с возникновением движения Маздака, который проповедовал общность имущества и жен. Казнь Маздака в 528 г. принесла евреям некоторое облегчение. Они стали дышать свободней и вновь открыли свои школы. Выросло новое поколение учителей, которых звали сабораим (от корня — размышлять). Сабораим „размышляли" над идеями и учениями амораим, содер-жащимися в Талмуде, давали им объяснения и распространенное толкование, а также вносили некоторые дополнения в текст Талмуда, в основном пояснительного характера. Но лучшие времена еврей-ской учености в Вавилонии уже были позади, и только через 200 лет, в эпоху Арабского халифата, вавилонские академии отчасти возро-дили свою былую славу.

Еврейские духовные центры в Вавилоне, которые в течение ряда веков служили сплочению разбросанных по свету еврейских общин, утратили свое значение. Им на смену пришел Талмуд, который теперь стал единственной спаивающей силой еврейства. Из талмуди-ческих толкований Торы и споров родились те динамические основы религии, закона и морали, которые помогли впоследствии иудаизму применяться к любому времени и месту, любому социальному строю, уровню культуры и цивилизации, а также нормы и правила поведения, придавшие еврейству единообразие и жизнестойкость, благодаря которым евреи сохранились как нация, несмотря на все испытания и потрясения. И как далеко ни ушло наше время от эпохи Талмуда, нет, кроме Священного Писания, другой такой плодотвор-ной, духовно-нравственной силы, объединяющей еврейство, как Талмуд. Обряды, соблюдаемые современным евреем, литургия, законы бракосочетания — все это взято непосредственно из Талмуда. Именно Талмуд придал четкую форму тем религиозно-нравственным доктринам, которые составляют основу современ-ного иудаизма.




I ПРЕДЫДУЩАЯ I ОГЛАВЛЕНИЕ I СЛЕДУЮЩАЯ I
I ГЛАВНАЯ I ТРАДИЦИИ I ПРАЗДНИКИ I ИСТОРИЯ I НОВОСТИ II