Марин БуберХасидские предания. Первые наставники |
КОММЕНТАРИИ
Goldman Rene. Moral Leadership in Society: Some Parallels between the Confucian
"Noble Man" and the Jewish Zaddik // Philosophy East and West. A Quarterly
of Comparative Philosophy. Vol. 45. 3. July 1995. P. 329-365.
'Звездочками отмечены примечания переводчиков, помещенные в конце книги. Арабскими цифрами - постраничные примечания М. Бубера. - Примеч. ред. ' Мидраш. Бытие Рабба LXXXII. 7.
*См.: Leffz. Maerchen der Brueder Grimm. Эта книга была опубликована на основании материалов, оставшихся после смерти Клеменса Брентано.
Так называемые "чудесные истории", то есть такие, где нереальные
аспекты реальности наиболее очевидны, я обычно предварял фразой: "Рассказывают".
В соответствии с содержанием книги, в настоящем предисловии говорится только
о трех первых поколениях цадиким. Разделение на поколения не всегда подчиняется
хронологическому принципу: некоторые цадиким 3-го поколения хронологически относятся
ко временам 4-го и 5-го поколений, а некоторые из 4-го - ко времени 3-го поколения.
ХАСИДСКИЕ ПРЕДАНИЯ. ПЕРВЫЕ НАСТАВНИКИ
(Tales of the Hasidim. The Eriy Masters)
В настоящем издании впервые публикуется на русском языке. Перевод выполнен М.
Л. Хорьковым по изданию: Buber М. Tales of the Hasidim. The Early Masters. N.
Y., 1947.
С. 18. "Цадиким" (цадик - праведник, мн. ч.: цадиким) - лидер хасидской
общины. При переводе была сохранена авторская форма употребления множественного
числа на иврите.
Равви (учитель, наставник) - понятие равви означает в этих текстах преимущественно
главу местных хасидов. Иногда равви был также и равом (см. примеч. к с. 47).
Рыманов - названия городов даются в легендарной традиции, так как зачастую затруднительно
указать их современную локализацию.
С. 19. Маггид (проповедник, мн. ч.: маггидим) - некоторые маггиды были странствующими
проповедниками, другие назначались общиной; последние время от времени тоже
становились странствующими проповедниками. Понятие "маггидим" указывает
также на тот дух, которым отмечены избранные и благодаря которому им открываются
и тайны учения, и завеса будущего.
Диаспора (гола) - рассеяние Израиля среди других народов. С. 23. Per se (лат.)
- самого по себе, как такового. С. 26. Представлено по три поколения - в издании
дан перевод на русский язык первого тома двухтомного собрания хасидских преданий
М. Бубера, охватывающего времена трех первых поколений хасидов и названного
Бубером "Первые наставники".
Каббалистическое учение (каббала - предание) - средневековое религиозно-мистическое
учение в иудаизме (см. также примеч. к с. 299).
С. 27. Саббатианское движение - израильское мессианское движение последней трети
XVII в., охватившее ряд стран и получившее широкое распространение после того,
как в 1665 г. Саббатай Цви (см. примеч. к с. 88) объявил себя мессией.
Тора (учение, закон) - иудейские священные свитки из кожи, на которых написано
"Пятикнижие"; учение и закон как писаный (библейский), так и устный
(традиционный).
Искра Божия - во время изначального творения, предшествовавшего сотворению нашего
мира, божественная световая сущность взорвалась и ее "искры" ниспали
в низшие миры, облачившись в "раковины" вещей и всех творений нашего
мира.
Доктрина Шехины - божественная ипостась, Шехина, присутствующая в мире и разделяющая
с Израилем изгнание (Божественное Присутствие среди людей).
Каввана (мн. ч.: кавванот) - устремленность к Богу при совершении религиозного
или любого другого действия. В Каббале кавванот означают перестановки при произнесении
Божественного Имени, целью которых является преодоление разделенности с силами
Высшего Мира.
С. 28. Злое Начало - уклонение ко злу, противоположное стремлению к добру. Оно
не считается злом, как таковым, но возникает при неправильном использовании
человеком своих сил и способностей. Все действия человека связаны с его чувствами
и страстями. Человек призван служить Богу всеми своими устремлениями - к добру
и ко злу, - направляя свои страсти ко благу и святости.
С. 31. Йом-Kwiyp (День Искупления) - последний из Дней Благоговения (см. примеч.
к с. 81), которые начинаются Новым годом. Это день поста и непрерывной молитвы
об искуплении.
Благословение новой луны - церемония под открытым небом, которая проводится
по случаю появления на небе новой луны, что означает начало нового месяца по
иудейскому календарю.
Небесный Иерусалим - связан с земным Иерусалимом. Святилище Небесного Иерусалима
связано с Храмом на горе Сион.
Праздник Радования в Законе (Симхат Тора) - праздник в день, следующий за Суккотом
(см. примеч. к с. 121). В этот праздник вынимают свитки Торы и в торжественной
процессии носят по Дому Молитвы.
С. 32. Третья трапеза - главная субботняя трапеза. Ей предшествует послеполуденная
молитва (см. примеч. к с. 79). Третья трапеза сопровождается пением и беседой
с цадиком.
С. 34. Боал Шем (владеющий Именем [Божьим]) - это определение с эпохи средневековья
было эпитетом человека, который считался владеющим тайным знанием тетраграмматона
(YHWH) и других имен Бога и поэтому способным совершать разнообразные чудеса.
Баал Шемами называли также ряд литургических поэтов, например Шфатию и его сына
Амиттая из Южной Италии. С XIII в. этим понятием стали обозначать изготовителей
амулетов с одним из имен Бога. Многие Баал Шемы были известными раввинами и
талмудистами, например Элияху Лоанс, живший во Франкфурте и Вормсе, Элияху Баал
Шем из Хелма, Зекель Ицхак Лейб Вормсер (которого называли Баал Шемом из Михельштадта,
1768-1847). Ряд Баал Шемов занимались исключительно Каббалой; наиболее известен
из них Иоэль Баал Шем из Замосци (XVII в.). В XVII-XVIII вв. было много Баал
Шемов-целителей. Они, как правило, были сведущи в практической Каббале и народной
медицине и использовали в своей работе снадобья из трав, минералов и веществ
животного происхождения, а также молитвы, заклинания и амулеты. В XVIII в. широкую
известность приобрел Иаков Хаим Фальк, Лондонский Баал Шем (1710-1782), которого
христиане называли доктор Фальк. Рассказы о деяниях Баал Шемов со временем приобретали
легендарный характер. Время от времени возникали даже легенды о Баал Шемах,
не существовавших в действительности, например легенды об Адаме Баал Шеме из
Бингена, относящиеся к XVII в.
Баал Шем Тов (владеющий Благим Именем [Божьим]) - вариант эпитета Баал Шем.
Наиболее известный его носитель - Израэль бен-Елиезер Баал Шем Тов, основатель
хасидизма. Но известны и другие Баал Шем Товы: Эльханан Баал Шем Тов (ум. 1651),
Биньямин Кротошин, именовавший себя Баал Шем Товом в своей книге "Шем Тов
катан" (1706), Иоэль Баал Шем Тов, который, как и основатель хасидизма,
подписывался аббревиатурой Бешт.
С. 39. Девятый день Ава (Тиша бе-Ав) - день (в июле или августе) поста и оплакивания
разрушения первого Храма Навуходоносором и второго Храма - Титом. Верующие,
словно оплакивая умерших, сидят без обуви на полу в затемненной синагоге и читают
стихи из Книги Плача Иеремии. Согласно традиции. Мессия родился в Девятый день
Ава; он вновь появится также в этот день.
С. 41. Принц леса - согласно иудейской традиции, все элементы, силы природы,
а также нации, которых насчитывается семьдесят, представлены на Небесах своими
"принцами" - ангелами или демонами (принц Торы, принц Египта).
С. 45. См. историю "Малый страх и великий страх" (с. 189). Par excellence
((pp.) - по преимуществу. Per se (лат.) - как таковым.
С. 46. Кровопускания входили в число услуг, оказываемых цирюльниками.
С. 47. См. историю "Маленькая свистулька" на с. 81. Ров (раввин) -
глава религиозной общины.
С. 48. Митнагдим (митнатед - противник, соперник, мн. ч.: митнагдим) - явные
противники хасидизма.
С. 49. Близость (двекут - букв. прилипание) - беспредельная преданность Богу,
привязанность к нему; характеризуется постоянным душевным состоянием, определяющим
все поступки человека. Понятие "прилепляться к Богу" известно из Библии:
Втор. 4:4; 10:20; 11:22; 13:5; 30:20.
С. 51. "Кол-Нидре" (Все Обеты) - начальные слова торжественной формулы
освобождения от неисполненных и невыполнимых обетов, произносимой накануне праздника
Йом-Кипур.
С. 54. Все души пребывали в душе Адама - согласно Каббале, души всех людей были
заключены в душе Адама; затем они вышли из нее и стали скитаться.
См.: Песн. 3:7 ("Вот одр его - Соломона: шестьдесят сильных вокруг него,
из сильных Израилевых"). С. 55. Меламмед - учитель детей.
С. 56. Дом Учения (Бет ха-мидраш) - обычно объединен с Домом Молитвы. Это место
учения и почитания Бога. Путешественники, не нашедшие другого пристанища, останавливаются
в Доме Учения. Принц Торы - см. примеч. к с. 41.
С. 57. Суд Торы - раввинский суд Закона; состоит из главы (ав бет дин - отец
суда Закона) и двух судей (даяним).
С. 59. Ср.: Быт. 3:24 ("И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского
херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни").
С. 62. Гемара ("завершение" учения) - толкование на Мишну, древнейшую
часть Талмуда. Между Гемарой Вавилонского Талмуда и Гемарой Палестинского Талмуда
существуют значительные различия.
С. 64. Киддуш (освящение) - помимо прочих значений это понятие обозначает благословение
над вином в начале субботы и других праздников. Брачная церемония также обозначается
понятием "киддуш".
С. 65. Каддиш (освяти) - славословие; в основном произносится в память об умершем.
С. 66. Молитвенные одеяния (таллит) - прямоугольная молитвенная шаль, отороченная
кистями с бахромой (цицит). О кистях на краях одежд см.: Чис. 15:37-41. Песн.
6:3.
С. 67. Пророк Ахия - согласно легенде, библейский пророк Ахия (1 Царей 11:14(3
Царств. 11:14) являлся Баал Шему и наставлял его.
С. 68. Хавдала (отделение) - молитва, произносимая над вином, приправами и светильником
на исходе субботы и праздников, которые отделяют эти священные дни от будних.
С. 70. "Книга Творения" ("Сефер Ецира") - основная книга
по мистической интерпретации чисел и букв алфавита. Неясно, когда точно она
была составлена: в талмудические или постталмудические времена.
Проводы субботы - трапеза по завершении субботы. Эта трапеза. понимается как
прощание с царицей субботой. Она служит как бы "сопровождением" субботы
при ее уходе. Также эта трапеза носит название "трапеза царя Давида".
Согласно легенде, бог сказал Давиду, что царь умрет в субботу. Поэтому по завершении
каждой субботы Давид устраивал трапезу в честь того, что его жизнь еще продолжается.
С. 72. Клаус - комната для молитв в частном, преимущественно хасидском, собрании
верующих.
С. 73. Тайный цадик - согласно хасидским воззрениям, в каждом поколении существуют
тридцать шесть цадиков, которые тайно, в облике крестьян, ремесленников и носильщиков,
совершают свои благие деяния. Эти деяния образуют истинную основу, на которой
держится сотворенный мир. Равви Лейба бен-Сару вряд ли можно причислять к "тайным
цадикам" в полном смысле этого эпитета, поскольку как цадик он был широко
известен. Рассказывают, что, странствуя, равви Лейб однажды встретил группу
знатных вельмож, в том числе и австрийского императора, которые были враждебно
настроены по отношению к евреям. Говорят, что чудесным образом равви Лейб сумел
переменить их мнение. С. 74. См.: Втор. 28:15-68.
С. 76. Святое Братство (хевра каддиша - святое общество) - члены этого братства
посвящают свою деятельность погребению умерших.
С. 77. Бараний рог (шофар) - рог, в который трубят в синагоге, в основном на
Новый год. Глас бараньего рога будет возвещать пришествие Мессии. Каждому звуку
шофара соответствует своя каввана (см. примеч. к с. 27). Новый год (Рош ха-Шана)
- празднуется в первый и второй дни месяца Тишре, приходящегося на сентябрь-октябрь.
С. 79. Светоч Семи Дней - великий цадик сравнивается со светом семи дней творения,
который он в себя впитал и который олицетворял. Послеполуденная молитва (минха
- жертвоприношение) - изначально послеполуденная жертва (Эздра 9:4), позднее,
как ее замещение, послеполуденная молитва. С. 80. Пс. 89(88:16).
С. 81. Дни Благоговения (Ямим Нораим - грозные дни) - десять дней от Рош ха-Шана
(Новый год) до праздника Йом-Кипур. Дополнительная служба (мусаф - прибавление)
- первоначально дополнительное жертвоприношение в субботние и праздничные дни;
позднее, в качестве замещения, дополнительная молитва, читаемая после основной
утренней молитвы.
С. 85. Священные Имена - все элементы священного языка, которые понимаются как
живые сверхъестественные существа. Священные слова Единения - священная церемония,
целью которой является единение разделенных божественных принципов. И оно загорается
- данное выражение отсылает к похожей истории, которая приводится в Вавилонском
Талмуде (Таанит 25а).
С. 86. Семь Пастырей - считается, что намек на них содержится в Библии (Михей.
5:4). В Талмуде (Сукка 52в) они идентифицируются как Адам, Сиф, Мафусаил, Авраам,
Иаков, Моисей и Давид. Иофор - см.: Ис. 2:15-22; 3-1. Баня погружения - древняя
баня, которая в Каббале и особенно среди хасидов стала важной церемонией, имеющей
особый смысл и считающейся неким таинством. Погружение в реку или ручей имеет
большую ценность, нежели обычная ритуальная баня.
С. 87. Ари - аббревиатура имени Ашкенази равви Исаака (Луриа), выдающегося представителя
поздней Каббалы (1534-1572). CM.: Scholem G. Major Trends in Jewish Mysticism,
3rd ed. New York, 1954. Seventh Lecture.
"Книга Великолепия " ("Захар ") - основное сочинение эпохи
ранней Каббалы (конец XIII в.).
Саммаэль - постбиблейское имя Сатаны, принца демонов. Филактерии (тефиллин)
- маленькие кожаные коробочки с текстами из Писания, нанесенными на пергамент.
Согласно заповеди, содержащейся во Второзаконии (11:18), тефиллин надеваются
на левую руку и голову во время утренних служб в будние дни. Они являются знаками
завета между Богом и Израилем. Ошибка в текстах, помещаемых в филактерии, делает
их недействительными. Существует также талмудическая концепция "филактерии
Бога" (Беракот 5). Говорят, в этих филактериях содержится текст Второй
книги Самуила (7:23).
С. 88. "Баня Израиля - Господь" - такую интерпретацию дает равви Акиба
(Мишна. Йома 8.8.9) словам из Писания (Иер. 17:13). Зрев Рае - см.: Исх. 12:38;
Неем. 13:3.
Саббатай Цви (ум. 1676) - центральная фигура величайшего в истории диаспоры
мессианского движения. Вскоре после того, как Саббатай Цви провозгласил себя
Мессией, движение сошло на нет, а его лидер принял ислам. Час освобождения -
имеется в виду освобождение от земных уз, то есть смерть.
С. 89. Пасха (Песах) - праздник, продолжающийся восемь дней (в Палестине - семь
дней); начинается в пятнадцатый день месяца Нисан (март-апрель) и посвящен исходу
из Египта.
Пророк Илия - после своего вознесения на Небеса пророк Илия, согласно легенде,
продолжает помогать миру и наставлять людей как посланец Бога. Он является в
мир людей при каждом обрезании и в каждый праздник Седера. Видеть Илию и получить
от него наставление считается посвящением в таинства Торы.
Святое Общество - здесь: ученики Баал Шем Това, которых, по преданию, было шестьдесят.
С. 90. Якоб Франк (ум. 1791) - последний и самый сомнительный из Лжемессий;
лидер радикального крыла саббатианского движения в Польше (см. примеч. к с.
88- Саббатай Цви), затем перенес свою деятельность в Оффенбах в Германии. Он
и его ученики открыто принимали христианство.
Моше Пастух - слово пастух у Бубера написано по-польски. С. 92. Праздник Недель
(Шавуот) - праздник, длящийся два дня (в Палестине - один день); справляется
через семь недель после Пасхи. Это праздник первых плодов; он посвящен также
памяти откровения на Горе Синай. С. 93. Есф. 2:13.
С. 94. Еккл. 1:5, 4.
С. 95. Милосердие, суровость и слава (атрибуты Бога) - качества Бога, постигаемые
людьми в их мыслях и поступках. Каждый из трех патриархов, Авраам, Исаак и Иаков,
являются символами одного из атрибутов Бога. Песн. 8:8. Притч. 7:4. Песн. 8:8.
См. там же.
С. 96. Сжигал... квашеное - во время Пасхи в доме не должно быть ничего квасного,
никакой закваски. Вечером накануне Пасхи собирают все остатки закваски и квашеного
хлеба и сжигают их на специально разведенном для этого огне. Пс. 119(118):19.
С. 97. "Изречения отцов" ("Пиркей-Авот") - сочинение, которое
является частью Мишны и представляет собой собрание поучений этического характера
и изречений, призывающих к изучению Закона. Начинается "Пиркей-Авот"
с генеалогии традиции отцов.
С. 98. Семисвечный светильник (менора) - используется главным образом в синагоге.
Числ. 8:13. Раши - аббревиатура имени равви Соломона бен-Исаака из Труа (ум.
1105), классического комментатора Библии и Вавилонского Талмуда. Абаййи.. .Раба
- знаменитые талмудические учителя, жившие в Вавилонии в первой половине IV
в. н. э.
С. 99. Пятидесятые врата - согласно талмудической легенде, перед Моисеем распахнулись
сорок девять из пятидесяти врат разума. С. 101. Ис. 62:5. Ариель (Ариил) - поэтическое
название Иерусалима (Ис. 29:1). Возможно, оно означает "очаг Бога",
то есть место, откуда восходит дым от сжигаемых жертв.
С. 102. "Литовец" - литовские евреи были наиболее рационалистично
настроенными, последовательно выступали против хасидизма.
С. 104. Иоханан - Иоханан Изготовитель Сандалий - ученик равви Акибы, видного
учителя из Палестины, жившего во 2 в. н.э.
С. 105. "Древо Жизни" ("Эц Хаййим") - изложение каббалистической
системы Исаака Лурии, написанное его самым известным учеником Хаимом Виталом
Калабрийским. С. 107. См.: Пс. 92(91):13.
С. 108. Согласно Вавилонскому Талмуду, Глас с Небес произнес эту фразу перед
тем, как вынести решение в споре между умеренной школой Гиллеля и строгой школой
Шаммая (Эрубин 13в). Втор. 4:29. С. 110. Мал. 2:7. С. 112. Быт. 22:12.
С. 114. Гаон (Превосходство) из Вильны - равви Илия из Вильни (ум. 1797), знаменитый
книжник раввинского толка, лидер антихасидского движения. С. 115. Быт. 1:26.
С. 120. Рафаэль - Рафаэль из Бершада (ум. 1816) - любимый ученик Пинхаса из
Кореца.
С. 121 Лимон (этрог, цитрон) - плод "благого древа", упоминаемого
в Библии (Лев. 23:40). Это citrus medica; над этим плодом, вместе с которым
кладутся ветви пальмы (ваий), мирта и ивы, произносится благословение Суккот.
Медведь - имя Дов Баэр представляет собой игру слов: Дов на иврите, а Баэр или
Бэр на идиш и по-немецки означает медведь.
Праздник Кущей (Суккот) (сукка - шатер, мн. ч.: суккот) - восьмидневный праздник,
начинающийся в пятый день после Йом-Кипура. Во время этого праздника, посвященного
памяти о странствовании в пустыне, люди оставляют дома и живут в шатрах, покрытых
листьями.
С. 122. "Глава всех сыновей рассеяния" (эксиларх, реш галута) - глава
вавилонской диаспоры в талмудические и постталмудические времена.
Халлель - группа псалмов, читаемых на службах во время некоторых праздников.
Святые гости - говорят, что патриархи приходят в праздничные шатры к истинно
верующим. Для этого хозяева сначала произносят специальные слова приглашения
патриархов.
С. 123. Эти слова приписывают равви Мейру, известному учителю раннего талмудического
периода.
Ханукка (освящение) - восьмидневный праздник, начало которого приходится на
двадцать пятый день месяца Кислев (ноябрь или декабрь). Праздник проводится
в память освящения заново Маккавеями Святыни Храма в 167 г. до н.э. и их победы
над сирийскими греками, осквернившими Храм. Вспоминая о Маккавейском празднике
Светильников, в еврейских домах в каждый из восьми вечеров праздника Ханукки
зажигают свечи: одну свечу в первый вечер, две - во второй, три - в третий и
т. д. С. 125. Еккл. 1:2.
"Маком" (место) - одно из обозначений Бога, указывающее на то, что
в Нем существует все, что существует.
С. 126. По-видимому, имеются в виду слова Второзакония (10:21): "Он - хвала
твоя, и Он Бог твой. Который сделал с тобою те великие и страшные дела, какие
видели глаза твои". Слова псалом и хвала выражаются на иврите одним понятием.
С. 127. "Обязанности сердец" ("Ховот ха-левавот") - популярное
сочинение по иудейской религиозной философии и этике, написанное в последней
четверти XI в. на арабском языке. Автор: Бахья ибн-Пакуда. Пиркей-Авот IV. 3.
С. 128. См.: Иез. 38; 39. Это пророчество Иезекииля обычно трактуется как видение
великих войн народов во времена, предшествующие приходу Мессии. С. 129. Пс.
93(92): 1. Пс. 25(24): 15. С. 130. Ис. 57:15.
С. 131. Заключительные слова молитвы после трапезы. Согласно талмудической традиции
(Гиттин 55в), вражда между двумя иудейскими родами заставила один из них прибегнуть
к помощи римлян, что привело к войне римлян с Иудеей и в конце концов к разрушению
Храма.
С. 133. "Добрый еврей"- популярное в народе обозначение цадика. С.
135. Ис. 56:4. С. 140. Пс. 25(24): 14.
С. 141. Ср.: Числ. 12:3 ("Моисей же был человек кротчайший из всех людей
на земле"). С. 142. Быт. 2:18. Зло - см. примеч. к с. 28. Быт. 2:18.
С. 143. Мендель из Примишлана - ученик Баал Шема, один из первых хасидов, перенесших
свою деятельность в Палестину. Пс. 119(118):99. С. 144. Втор. 4:4. Лев. 26:3-^.
С. 145. Быт. 32:7.
С. 146. Так в Синодальной Библии (Втор. 5:5). Возможен и следующий перевод:
"Я" стояло между..." Песн. 7:11. Лев. 19:2.
Мидраш (толкование, мн. ч.: мидрашим) - сочинения талмудических и постталмудических
времен, посвященные толкованию Писания. Они обильно расцвечены назидательными
рассказами на библейские темы, легендами, притчами и изречениями. С. 148. Пс.
145(144):21.
Раздел песен (Перек Шира) - компиляция из стихов Писания. Составлена так, что
в ней каждый вид живых существ славит Бога своими словами, выраженными отдельными
стихами Писания.
Гиллель - великий учитель 1 в. Его жизнь и учение были основаны на идеале всеобщего
братства. С. 149. Быт. 7:7. Пс. 24(23):3.
С. 150. Колесница Бога - это видение пророка Иезекииля трактуется как таинство
божественного откровения и является одним из двух фундаментальных принципов
Каббалы. (Другой фундаментальный принцип Каббалы - таинство творения.)
Возвращение - слово шаббат (суббота), которое образовано от шават (остановиться),
ассоциируется здесь с корнем шов (возвратиться). С. 151. Еккл. 1:4-5. Исх. 6:1.
С. 152. "Единый" - истинно верующие иудеи, особенно мученики, умирая,
этим словом открыто заявляют о Единстве Бога, к которому они стремятся. С. 153.
Пс. 49(50):1-2.
С. 154. Чтец (хазан) - певец и чтец молитв в синагоге. "Сын заповеди"
(Бар-Мицва) - мальчик, который по достижении тринадцатилетнего возраста становится
ответственным за соблюдение религиозного закона в полном объеме. Бар-Мицва -
это и название праздника по случаю тринадцатилетия мальчика.
С. 159. Злу л - месяц, предшествующий Дням Благоговения и Дням Небесного суда.
Он посвящен внутреннему приготовлению и самоанализу. Числ. 28:11.
Обновить - на иврите игра слов: ходеш (месяц, новомесячье) - хадаш (новый).
См.: Пиркей-Авот 11.1 ("Знай, что превыше тебя: видящее око, слышащее ухо
и все твои деяния записаны в книге"). С. 160. Лиллит - женщина-демон, соблазняющая
мужчин. С. 163. Пс. 144(143):15. Там же.
"Родословия Иакова Иосифа" ("Толдот Иааков-Иосеф") - первое
подробное изложение учения Баал Шема, написанное в форме комментария к Библии
(1780).
С. 164. Седер (порядок, чин) - праздничная трапеза и домашняя служба в первую
и вторую (в Палестине - только в первую) ночь Пасхи. Во время Седера каждое
поколение отождествляет себя с поколением, исшедшим из Египта. Каддиш - см.
примеч. к с. 65. Киддуш - см. примеч. к с. 64.
С. 166. Пурим - праздник "жребиев" (пур - жребий, см.: Есф. 9:24 (25).
В этот праздник отмечается гибель Амана, сына Амадафа, вугеянина, врага всех
иудеев. Праздник сопровождается маскарадом и разнообразными играми.
Полночное оплакивание - у благочестивых верующих иудеев принято в полночь подниматься
со своего ложа, садиться на пол без обуви, посыпать голову пеплом, оплакивать
падение Сиона и молиться об освобождении.
"Проводы царицы субботы" - см. примеч. к с. 70. С. 170. Пояс и трость
- символы власти равви. С. 172. Азазел - см.: Лев. 16. В библейские времена
таинственное создание, которому на Йом-Кипур посылали "козла отпущения"
во искупление грехов Израиля. В постбиблейские времена стали считать, что Азазел
- это имя одного из падших ангелов.
С. 173. Звук рога (текиа, мн. ч.: текиот) - звук бараньего рога (шофара). Поздняя
Каббала присоединяет к каждому звуку шофара специальную каввана. Ср.: Вавилонский
Талмуд. Баба Батра 158.
С. 178. Сын Иессея - царь Давид. Имя Иессей означает "Иегова есть Сущий".
Исав - он же Эдом - брат Иакова-Израиля; "Исав" как нарицательное
часто употребляется в иудейской литературе для обозначения христиан.
Мишна - древнейшая и основная часть Талмуда. Акиба - Акиба бен-Иосиф - видный
палестинский учитель 1-II вв. Освящение Имени (Бога) - обозначает каждый акт
служения Богу; посредством освящения Имени человек участвует в установлении
на земле Божьего Царства. С. 179. Пс. 2:11. С. 181. Пс. 41(40):12. С. 182. Слова
молитвы после трапезы.
С. 183. Бог, отец и мать - согласно Талмуду (Нидда 31), от отца ребенок заимствует
кости, мозг, мышцы и жилы; от матери - кожу, плоть и волосы; от Бога - дух,
душу, чувства и речь.
С. 184. Таннаим и амораим (танна, мн. ч.: таннаим) - наставники, обучающие Мишне;
(амора - оратор, толкователь, мн. ч.: амораим) - наставники второй талмудической
эпохи (примерно 200-500 гг.), в которую возникла Гемара.
С. 185. В 5538 году - дата указана по иудейскому летосчислению от сотворения
мира. Соответствует 1778 г. С. 187. "Литовец"-см. примеч. к с. 102.
С. 189. Быт. 28:12. См.: Числ. 14:19.
С. 190. Я уговорил - киббушим - уговоры, букв. прижимание. Песнь Илии - песнь,
исполняемая в честь пророка Илии; в ней к Илие обращаются как к благому помощнику.
С. 192. Израэль из Рижина - внук равви Авраама Ангела.
Брачный договор (тенаим - условия) - пишется и скрепляется печатью во время
помолвки; непосредственно перед свадьбой к нему добавляется финансовый договор,
кетуба. С. 193. Втор. 4:35.
С. 194. Маца (мн. ч.: мацот) - неквашеный хлеб, который едят на пасхальной неделе.
С. 198. Фони - прозвище, которое часто употребляли евреи для обозначения русских.
Здесь оно указывает на русского царя.
Жизнь, дети и пища - согласно Талмуду (Моэд Катан 28а), три эти дара Небеса
преподносят людям независимо от их достоинств.
Завершающая молитва (нейла - завершение) - заключительная молитва во время праздника
Йом-Кипур.
С. 200. Хаггада - собрание изречений, толкований отдельных мест Писания и гимнов,
посвященных исходу из Египта. Хаггада читается на домашней службе Седер в пасхальную
ночь. С. 202. См. примеч. к с. 81. С. 203. Пс. 72(71):19-20.
С. 204. Раб (Абба Арека) - вавилонский учитель Талмуда III в. С. 207. Цыгане
- на иврите слово цоаним (цыгане) происходит от Цоан, одного из названий Древнего
Египта. Священная трапеза Семи Пастырей - грядущий мир. Известная легенда из
мидрашей. С. 208. См.: Талмуд. Шаббат 133. С. 209. Иер. 31:20. Пс. 85(84): 12.
С. 211. Быт. 12:2. С. 212. Втор. 25:17. С. 213. Втор. 25:19.
С. 214. Вавилонский Талмуд. Баба Мециа 49. Исповедание в грехах, читаемое на
Йом-Кипур. С. 215. Талмуд. Шаббат ЗОв.
С. 217. "Вот я, жертва за грехи Израиля" - подобные восклицания часто
встречаются в Талмуде. Произнося его, равви желает, чтобы Бог наложил наказание
за все грехи Израиля на него одного. С. 219. Притч. 5:19. С. 222. Исх. 25:2.
С. 225. Ис. 6:7. См. примеч. кс. 81. С. 226. Быт. 12:1.
В Синодальной Библии: "И увидели Израильтяне Египтян мертвыми на берегу"
(Исх. 14:30). Исх. 14:31.
Развод - единственно допустимая форма развода - письмо о разводе. С. 229. Быт.
18:8. С. 230. "Поляки" - польские евреи.
Savoir vivre (фр.) - знание света, владение хорошими манерами, умение себя вести.
С. 231. Свиньи - в иудаизме считаются нечистыми животными. С. 232. Бумажные
полоски - прошения (идиш: квиттель) пишутся на длинных узких полосках бумаги,
содержат имя просителя, имя его матери и содержание просьбы. С. 237. Илия -
см. примеч. к с. 89. С. 238. Суд Торы - см. примеч. к с. 57.
Лев. 25:55.
С. 240. Вино жизни - сохраняется в раю со дней творения для благочестивых людей.
С. 241. В Синодальной Библии: "Сделайте чудо" (Исх. 7:9). С. 248.
Митнагдим - см. примеч. к с. 48.
С. 249. Божественное Ничто - школа Хабад, развивающая учение Великого Маггида,
считает, что Божество беспредельно и противоположно всему, что определено, всему
"нечто". Божество - это "Ничто", включающее в себя все пределы
и ограничения. С. 252. Быт. 1:26. С. 253. Пс. 139(138):8. С. 254. Пс. 77(76):20.
Имя матери - называние имени матери, которое является частью "истинного
имени", - это основная составляющая ритуала, во время которого хасид раскрывает
цадику свое сердце.
С. 258. Пс. 87(86). Этот псалом называется также "золотым", так как
87 - числовое значение слова паз (золото).
Мессия, сын Иосифа - Мессия, который приготовит путь для Мессии, сына Давида,
собрав Израиль вместе и вновь основав Царство, и который затем падет в битве
с римлянами под предводительством Армилуса. Согласно другой традиции, этот Мессия
появляется "из поколения в поколение". Польское восстание - восстание
1792 г. С. 262. Игра слов: мицраим - Египет, мецарим - нужда. В Синодальной
Библии: "И она оставила отрока под одним кустом" (Быт. 21:15). Слово
сихим имеет двоякое значение: кусты, беседы. С. 263. Пс. 16(15):8.
С. 264. Князь Адам Чарторыйский (1770-1861) - польский и русский политический
и государственный деятель. Один из ближайших друзей Александра 1. В 1804-1806
гг. - министр иностранных дел России. С 1815 г.- сенатор Королевства Польского.
Во время Польского восстания 1830 г. - глава Национального правительства. После
подавления восстания эмигрировал в Париж, где его резиденция "Отель Ламбер"
стала центром польской эмиграции. В 1834 г. был провозглашен своими сторонниками
польским королем. О его отношениях с маггидом из Кожниц, как их описывает легендарная
традиция, см.: Buber М. For the Sake of Heaven. Philadelphia: The Jewish Publication
Society, 1945. P. 195 и далее.
С. 266. См.: Летопись (2 Пар.) 24:20-21 ("И Дух Божий облек Захарию, сына
Иодая, священника, и он стал на возвышении пред народом, и сказал им: так говорит
Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и
как вы оставили Господа, то и Он оставит вас. И сговорились против него, и побили
его камнями, по приказанию царя, на дворе дома Господня"). С. 273. Речной
поток - см. примеч. к с. 86.
С. 274. Девять дней - дни, предшествующие Девятому дню Ава (см. примеч. к с.
39).
С. 275. Сбрасывание грехов (ташлик) - эта церемония совершается в первый день
Рош ха-Шана (Нового года): читая псалмы Давида, в реку бросают крошки хлеба,
символизирующие грехи человека. С. 276. Втор. 7:10.
С. 279. "Деньги выкупа"- хасид, посещая цадика, подает ему, вместе
с прошением, деньги в качестве "выкупа" за душу просителя. С. 280.
Быт. 22:10.
Втор. 16:20. С. 281. Зах. 1:3. Плач. 5:21. Там же. Вавилонский Талмуд. Эрубин
19.
С. 284. Бадхан (шут, потешник, затейник) - распорядитель церемоний на свадьбе;
по завершении свадебного пира он обращается ко всем присутствующим, поднимает
их с мест и произносит в их честь восхваления, в основном в юмористической манере.
В честь деда - обычай называть мальчика в честь деда восходит к древнему поверью,
согласно которому человек заново рождается в своем внуке. См. также в этой же
главе историю "Переход" (с. 277). Примечания составил М. Л. Хорьков
МЕСТО ХАСИДИЗМА В ИСТОРИИ РЕЛИГИИ (Der Ort des Chassidismus in der Religiongeschichte)
Произведение написано в Иерусалиме в период 1940-1943 гг. первоначально на иврите
и вошло в качестве заключительного раздела в книгу "Be-Fardes ha-Hasidut"
("Хасидекая весть"), опубликованную в еврейском издательстве в 1944
г. Позднее эта книга вышла в Германии на немецком языке - Die chassidische Botshaft.
Heidelberg: Lambert Schneider, 1952. В настоящем издании данное произведение
впервые публикуется на русском языке. Перевод выполнен Е. Г. Балагушкиным по
изданию: Buber М. Werke. Bd. 3. Schriften zum Chassidismus. Munchen, 1963. S.
880-894.
С. 287. Маггид - см. примеч. к с. 19.
Имеется в виду суфийский орден (братство) мавлавия. Его основатель - персидский
мистик и поэт Джалал ад-дин Руми (1207-1273). Среди оставленного им богатого
литературного наследия наибольшей известностью пользуется мистическая поэма
"Маснави-и манави" ("Поэма о скрытом смысле"). Это своего
рода энциклопедия суфизма в стихах, которая, по замыслу автора, должна раскрыть
тайный смысл Корана.
Суфизм - мистическое течение в исламе, возникшее в VIII-IX вв. в противоположность
ортодоксальной догматике и канонической обрядности под предлогом поиска мистического
пути к Богу (вплоть до слияния суфия с ним в результате утраты собственной индивидуальности
и суверенности своей личности). Впоследствии усилиями аль-Газали (1059-1111)
была найдена возможность примирения суфизма и калама (ортодоксального ислама)
на основе компромисса и взаимопроникновения свойственных им представлений и
ориентаций. На своем историческом пути суфизм морфологически существенно изменялся:
первоначальное религиозно-философское течение превратилось в XII в. в сеть многочисленных
братств, или монашеских орденов.
Аль-Халладж Хусейн ибн Мансур (ок. 858-922) - одна из ключевых фигур в истории
раннего суфизма. В его учении культ любви к Богу достиг кульминации и первостепенное
значение получило представление о полной идентификации личности суфия с божеством.
Ему приписывается выражение: "Я есть Истина (т. е. Бог)". Был казнен
за проповедь отношения к Богу, которое не допускало абсолютного отделения Творца
от творения и поэтому было несовместимо с непреложностью Закона. Его проповедь
и трагическая гибель считаются апогеем истинного мистического переживания в
исламе. Для многих он стал примером одухотворенности и вершиной самовыражения,
которых верующие могут достичь путем подавления собственной личности и растворения
ее в абсолютной трансцендентности. Л. Массиньон (1883-1962), работы которого
произвели настоящую революцию в исследовании суфизма, усматривал в судьбе и
учении аль-Халладжа прямые параллели с образом Христа.
Солами - имеется в виду ас-Сулами (ум. 1021). Его знаменитое сочинение "Табакат
ас-суфийа" является первым дошедшим до нас суфийским биографическим сводом.
Турция саббатианского периода - см. примеч. к с. 27. Движение бхакти - народное
сектантское движение в Индии XII-XVII вв., идейной основой которого было религиозно-мистическое
течение в индуизме бхакти (санскр., букв.: преданность, любовь к Богу), провозглашавшее
равенство людей перед Богом и необходимость преданного служения ему, постоянного
культивирования экстатических переживаний посредством специфического культа
бхакти-йоги.
Дзэн-буддизм- школа чань (яп.: дзэн) китайского буддизма, перенесенная из Китая
в Японию в ранний период Камакура (1185-1333). Школа чань сформировалась в Китае
на рубеже V-VI вв. в процессе синтеза буддизма махаяны с традиционно китайскими
учениями.
С. 288. Махаяна (санскр., букв. - большая колесница, широкий путь спасения)
- одно из двух основных направлений буддизма. Чань (дзэн) - буддизм отверг такие
теистические элементы классической махаяны, как почитание Будды в качестве Бога,
представление о множестве райских миров, поклонение иконам, молитвы, заклинания,
упование на помощь бодхисаттв.
Ланкаватара сутра - одно из канонических произведений буддизма, которое Бодхидхарма
считал наиболее подходящим для своих китайских последователей.
Дао - главное понятие в даосизме, обозначающее сущность и первопричину мира,
источник его многообразия. Это и некий естественный путь, по которому должен
следовать окружающий мир и все люди.
Даосизм - философское учение, возникшее в Китае в IV-III вв. до н. э., на основе
которого во II в. н. э. складывается религия, получившая то же название. В начале
V в. оформляется вероучение и ритуал даосизма, он становится государственной
религией. Каноническое сочинение даосизма - философский трактат "Дао дэ
цзин" ("Книга о дао и дэ"), авторство которого приписывается
древнекитайскому философу Лао-цзы, жившему, согласно преданию, в VI-V вв. до
н. э. Позднее возникает множество даосских сект. К настоящему времени даосизм
давно утратил былые позиции, уступив их другим религиям, получившим распространение
в Китае.
Самара (санскр. - странствование) - в индуизме и буддизме представление о текучести
и непостоянстве всего живого, единая цепь переходов из одной телесной оболочки
в другую, круговорот рождений и смерти.
С. 289. Нирвана (санскр., букв. - угасание) - центральное понятие религиозной
философии буддизма. Означает освобождение от уз сансары, разрыв цепи перерождений,
прекращение перевоплощений. Высшее состояние духа, в котором все земные привязанности
преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Согласно махаяне, нирвана, в противоположность
совершенно иллюзорному миру, обладает подлинной реальностью и отождествляется
с "высшим абсолютом".
...Вопль, прославленный в истории этой школы - показательно сообщение из книги
о Линьцзы (ум. 867), чаньском патриархе, основателе одной из самых влиятельных
школ чань-буддизма. В нем говорится об эпизоде с разоблачением несостоятельности
малокомпетентного наставника Цзиншаня, которого Линьцзы должен был испытать.
"Линьцзы пришел в монастырь Цзиншаня и прямо с дороги, с дорожной сумкой
на плечах, вошел в зал для лекций и медитаций, где сидел сам наставник. Не успел
Цзиншань поднять голову, как Линьцзы неожиданно закричал на него: "Хэ!"
Цзиншань в замешательстве открыл рот, не найдя что ответить. Линьцзы тряхнул
рукавами и вышел". Далее сообщается, что, узнав о поражении своего наставника,
ученики ушли от него. По словам самого Линьцзы, чань-буддисты, находящиеся в
состоянии "просветления", испускали порой столь оглушительные восклицания,
что собеседник мог "оглохнуть и ослепнуть на три дня" или же упасть
в обморок (см.: Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции
в средневековом Китае. Новосибирск, 1989. С. Ill, 89). Вслед за своими китайскими
предшественниками подобные, неприемлемые с конвенциональной точки зрения поступки
практиковали и дзэн-буддисты в Японии. Их роль была многозначна: шоковое воздействие
на психику, преодоление привычного, "нормального" состояния сознания
и переход к мистическому просветлению, нарушение рутинных форм поведения с целью
бросить вызов неприемлемой социальной действительности и отбросить охраняющие
ее нормы и условности повседневной жизни. С. 291. Хасидут - идеал благочестия,
хасидизм. С. 294. ...Бесчисленное повторение одного из имен Будды - речь идет
об амидаизме - одном из течений в японском буддизме, возникшем в XII в. Здесь
на смену философским тонкостям раннего буддизма пришел культ одного только будды
Амиды, владыки обетованной "чистой земли", и обещание "легкого"
пути спасения благодаря непрестанному повторению формулы, прославляющей Амиду:
"нембутсу".
Духовно прилепился - см. примеч. к с. 49. Примечания составил Е. Г. Балагушкин
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ХАСИДИЗМА
(Noch einiges zur Darstellung des Chassidismus)
Это вторая работа Бубера по проблеме "изображения хасидизма" (после
статьи "Zur Darstellung des Chassidismus", опубликованной в "Merkur",
Jg. 17, Н. 2. Februar, 1963). В ней подводился итог его дискуссии с известным
историком иудаистского мистицизма Гершомом Шолемом и с его ученицей Ривкой Шатц-Уффенхаймер.
Впервые была опубликована в 1963 г. в книге "Работы по хасидизму"
(Schriften zum Chassidismus) третьего тома собрания сочинений Бубера. Издатели
отмечают, что появление этих дополнительных замечаний было вызвано критическими
выступлениями Шолема в английской ("Commentary", Oktober, 1961) и
немецкой ("Neue Zurcher Zeitung", May, 1962) периодике.
Перевод выполнен Е. Г. Балагушкиным по изданию: Buber М. Werke. Bd. 3. S. 992-998.
С. 299. Каббала (букв. - предание) - в широком смысле - традиционное обозначение
различных форм иудейской мистики; в узком смысле - доминирующая тенденция в
иудаистском мистицизме, возникшая в XII в. в Провансе и в Испании, а затем получившая
развитие в Галилее, откуда она распространилась по Европе и всей диаспоре. Ее
содержание определяется тремя источниками: раввинистическим иудаизмом, иудейским
гностицизмом и неоплатонизмом, неоаристотелизмом. Восемьсотлетняя история каббалы
разделяется на два периода исторической катастрофой 1492 г. - изгнанием евреев
из Испании и Португалии. В первом периоде каббала имела элитарный и эзотерический
характер, ее распространение ограничивалось небольшими группами религиозных
"виртуозов". Во втором периоде своего развития каббала превратилась
в эзотерическую доктрину и религиозную практику; пропагандируемые ею духовные
ценности получили самое широкое распространение, становились известными "в
каждом еврейском доме". Содержание этой "новой каббалы" определило
в основном учение Ицхака Лурии (ум. 1572).
Лурианская каббала - Ицхак Лурия и его ученики подвергли изменению всю мистическую
традицию "старой каббалы". Мессианские и апокалиптические традиции
иудазима и представление о коллективном спасении еврейского народа были ими
объединены с теософским содержанием "Зохар" ("Книги Великолепия")
- каббалистического канона, возникшего приблизительно в XIII в. Если ранняя
каббала представляла собой панентеизм и пантеизм, то Лурия повернул ее к теизму
и дуалистическому разделению Бога и вселенной. Лурианская каббала приблизительно
с 1630 г. стала чем-то наподобие мистической теологии иудаизма. Согласно его
воззрениям, реальность на всех уровнях проникнута силами зла, что в символической
форме воплотилось в разрушении Иерусалима и прочих тяготах и бедах, выпавших
на долю еврейского народа. Созданный Лурией космический миф о низвержении ("ссылке")
божественного начала и его избавлении и спасении как цели религиозной жизни
получил широкое распространение в народных массах: в XVII в. лурианская каббала
явилась основой мессианства саббатианского движения, а в XVIII в. - оживления
пиетизма в хасидизме. По мнению Г. Шолема, "лурианская каббала, саббатианство
и хасидизм, в сущности, - три стадии одного и того же процесса". Причем
"хасидизм представлял собой попытку сохранить те элементы каббалы, которые
могли вызвать отклик в народе, лишив их, однако, мессианского оттенка, которому
они были обязаны своим воздействием на массы в предыдущий период" (Шолем
Г. Основные течения в еврейской мистике. II. Иерусалим. Библиотека-Алия. 1989.
С. 163, 165-166).
С. 300. Top Андре (1885-1946) - историк религий и епископ шведской церкви. Бубер
ссылается на перевод его книги "I myrten tragarden" ("В миртовом
саду"), посвященной очерку ранней истории суфизма. Опубликована посмертно
в 1947 г.
Сестра Катри - Бубер имеет в виду средневековый немецкий трактат "Schwester
Katrei" о мистике XVI в., небольшой отрывок из которого он опубликовал
в своей книге: Ekstatische Konfessionen. Gesammelt von Martin Buber. Jena, 1909.
S. 226-231.
Коан - термин японского буддизма дзэн, обозначающий особое алогичное высказывание
(своего рода загадка, не имеющая разгадки), медитация над которым служит средством
достижения экстаза-просветления (сатори). Над своим первым коаном монах нередко
медитировал в течение трех лет, а потом затрачивал еще 15 лет на серию других
коанов, чтобы расширить и углубить полученный мистический опыт. С. 301. Особый
выкрик - см. примеч. к с. 289.
"Изумрудная скрижаль" Юань-ву - наиболее значительный сборник коанов,
из числа самых ранних, возникших в Китае в чаньской школе Линьцзы (известной
в Японии как школа риндзай). Составлен Юань-ву Ко-чином (1063-1135), впервые
опубликован в 1128 г. Примечания подготовил Е. Г. Балагушкин
библиотеке Royallib.ru