Агада. Большая книга притч, поучений и сказаний.

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть II

Р. Ханин бен Доса

Горсть рожков

Каждый день раздавался Бат Кол:

"Весь мир получает питание свое ради заслуг сына Моего Ханины, а сын Мой Ханина довольствуется горстью рожков от одной субботы до другой. (Таанит, 24)

Самопекущая печь

Каждый раз в канун субботы жена р. Ханины, стыдясь своей бедноты, клала в печь дымящуюся головню. (Чтобы по дыму из трубы, думали, что она субботние хлебы печет.)

Была у нее злая соседка и однажды в канун субботы она сказала себе:

"Знаю ведь я, что нет у них ничего. Пойду ка погляжу, с чего это дым из трубы идет?"

Пришла и начала стучать в дверь. От стыда за свою бедность жена р. Ханины скрылась в другую комнату. В это время произошло чудо: соседка, войдя, нашла печь полною хлебами, а квашню тестом.

- Послушай, послушай, - закричала она, - неси скорее лопату, - хлеб твой подгорает!

- Я за лопатой и пошла, - спокойно ответила жена р. Ханины. (Там же)

Ножка золотого стола

Говорит однажды р. Ханине жена его:

- Доколе будем мы жить в такой бедноте?

- Но что же делать?

- Помолись Богу и попроси дать нам что нибудь из тех сокровищ, которые приуготованы для праведников в грядущей жизни.

Помолился р. Ханина. Появилось подобие руки и бросила ему ножку от золотого стола. В ту ночь увидел р. Ханина во сне: сидят за райской трапезой праведники, каждый за золотым столом о трех ножках, а он с женою за столом о двух ножках.

Рассказал он жене о своем сне и спрашивает:

- Приятно ли тебе будет, когда все праведники будут сидеть, каждый за столом о трех ножках, а у нашего стола одной ножки не будет доставать?

- Нет, нет! - заявила жена, - помолись, чтобы взяли ее обратно.

Помолился р. Ханина, и ножка была взята обратно. (Таанит, 25)

Чудо с кровельными балками

Соседка р. Ханины строила себе домик, и потолочные балки оказались недостаточно длинными. Пришла она и рассказала о том р. Ханине.

- Как зовут тебя? - спросил р. Ханина.

- Эйху.

- Эйху, - сказал р. Ханина, - повелеваю, чтобы балки сделались достаточно длинными!

Так и произошло.

Пелеймо рассказывал:

- Я видел этот домик. Балки выступали на целый локоть с одного и с другого конца, и соседи мне говорили: "Это тот самый домик, балки которого удлинились по молитве р. Ханины бен Досы". (Там же)

Сказка о чудесных козах

Были у р. Ханины козы.

Приходят соседи и говорят:

- Козы твои вред нам приносят.

- Если это правда, - отвечает р. Ханина, - то пусть медведи растерзают их, а если нет, пусть вечером каждая принесет медведя на своих рогах.

И вечером каждая коза принесла по медведю на своих рогах. (Одна из тех легенд Агады, к которым (как и к рассказу о чуде с балками) сами агадисты не могли относиться иначе как к невинной, забавной сказке. Любопытно, однако, в этих легендах то, что чудо вызывается данным лицом не по непосредственному его почину, ради прославления себя как чудо творца, а всегда вытекает из желания его оказать кому либо помощь и поддержку, вещественную или моральную - вплоть до защиты бедных коз от несправедливых на них нареканий.)

Откуда у бедного р. Ханины взялись козы?

По словам рав Пинхаса, дело было так:

- Однажды какой то прохожий оставил у дверей р. Ханины нескольких кур и ушел. Найдя кур, жена р. Ханины приютила их у себя в доме, но муж запретил ей пользоваться яйцами от этих кур. Пошли цыплята, и кур расплодилось столько, что не оставалось свободного места в доме. Тогда они продали кур и купили коз.

Вскоре после этого явился хозяин кур и говорит своему товарищу:

- Вот в этом месте я оставил своих кур.

Услыхал это р. Ханина и говорит:

- А можешь ли ты указать их приметы?

- Могу.

Указал тот человек приметы кур - и р. Ханина отдал ему коз. (Таанит, 25)

Чудо с горящим уксусом

Однажды в канун субботы, уже в сумерках, р. Ханина застал свою дочь чем то огорченною.

- Чем, - спросил он, - огорчена ты, дочь моя?

- Вместо сосуда с маслом я, по ошибке, взяла сосуд с уксусом и налила из него в лампаду.

- Не беда, дочь моя, - сказал р. Ханина, - Тот, Кто маслу повелел гореть, прикажет гореть и уксусу.

И лампада с уксусом горела весь субботний день, до тех пор, пока от нее же взяли огонь для Авдалы. (Восковая свеча, зажигаемая на исходе субботы, праздника и поста Йом Кипур при чтении молитвы того же названия.) (Там же)

Чудесные носильщики

Был с р. Ханиной такой случай:

Видя, как сограждане его отправляются в Иерусалим с разными приношениями, он стал жаловаться на свою судьбу:

- Все несут дары свои в Иерусалим, а мне и понести нечего.

Что же он надумал? Отправился на пустырь за город и, высмотрев там гранитную плиту, выломал ее, обтесал, отполировал - и решил:

- Беру на себя доставить этот камень в дар св. граду.

Стал он искать носильщиков, встретил пятерых и спрашивает:

- Возьметесь ли доставить этот камень в Иерусалим?

- За пятьдесят сэла доставим, - отвечают носильщики.

Р. Ханина готов был бы заплатить, но такой суммы у него не было.

Носильщики ушли.

Послал Господь пять ангелов в образе людей.

- Доставите ли вы камень этот в Иерусалим? - спросил р. Ханина.

- За пять сэла, - ответили они, - доставим, но только и ты хотя бы одной рукой, хотя бы одним пальцем подсоби нам.

Сделал так р. Ханина - и они мгновенно очутились в Иерусалиме. Обратился р. Ханина к носильщикам, чтобы отдать им плату, но их не стало.

Пришел р. Ханина в Синедрион и рассказал о случившемся.

- Не иначе, - сказали там, - как Ангелами Служения доставлен твой камень сюда. (Коэлет Раба, 1)

Змея

Появилось в одном месте чудовище змея, искусавшая множество людей. Сказали об этом р. Ханине.

- Укажите мне ее нору, - сказал р. Ханина.

Привели его туда. Наступил он ногою на отверстие норы. Поднялась змея, ужалила его - и упала мертвой.

Взял ее р. Ханина на плечо и принес в школу.

- Видите, дети мои, - сказал он ученикам, - не змея убивает, а грех.

По этому поводу сложилась поговорка:

"Горе человеку, который наткнется на змею, и горе змее, которая попадется р. Ханине бен Досе". (Брахот, 33)

"И тварь бессловесная"

Однажды воры увели у р. Ханины осла, поставили его у себя во дворе на привязи и дали ему сена, ячменя и воды. Но осел стоял, не дотрагиваясь ни до корма, ни до воды.

"Не стоит, - решили воры, - и держать его дальше: того гляди, еще околеет и весь двор заразит".

Отвязали осла и прогнали. Поплелся бедный осел домой.

Услышал крик его сын р. Ханины.

- Отец! Отец! - позвал он, - похоже на крик нашего животного.

- Открой поскорее ворота, - откликнулся р. Ханина, - бедное животное давно умирает от голода.

Впустили осла во двор, дали ему сена, ячменя и воды, и он принялся есть и пить.

Правду говорят: "В старину безупречны были не только сами праведники, но даже их животные". (Примером чего может служить осел р. Ханины бен Досы, не дотронувшийся до корма, данного ему ворами.) (Авот де р. Натан, 8)

"Пощажен, или обречен"

Про р. Ханину рассказывали, что молясь за больных, он предсказывал, кому выздороветь, кому умереть.

На вопрос: как он это узнает, он отвечал:

- Если плавно течет моя молитва, это служит мне указанием, что больной пощажен, если нет - что он обречен. (Брахот, 34)

Минута в минуту

Однажды, когда заболел сын у рабан Гамлиэля, он послал двух ученых мужей к р. Ханине просить его помолиться о милости Господней. Увидав их, р. Ханина взошел в верхнюю горницу и углубился в молитву. Сойдя вниз, он сказал посланным р. Гамлиэля:

- Вы можете идти: жар у больного прекратился.

Записали они, точно отметив время, когда сказал это р. Ханина. А когда они возвратились и передали слова р. Ханины, р. Гамлиэль заявил:

- Клянусь, что это произошло ни раньше, ни позже: в ту именно минуту жар у больного прекратился, и он попросил пить. (Там же)

Слуга и вельможа

Еще случай был с р. Ханиной бен Досой.

Пришел он к р. Йоханану бен Заккаю поучиться божественной мудрости, а в то время у р. Йоханана заболел сын, и стал патриарх просить р. Ханину, говоря:

- Ханина, сын мой! Помолись о милости Господней к моему больному.

Низко, до самых колен, склонил голову р. Ханина и углубился в молитву.

Больной выздоровел.

- Если бы я, - сказал р. Йоханан жене, - хотя целый день просидел, поникнув головой до колен, молитва моя не была бы услышана.

- Но настолько разве Ханина достойнее тебя?

- Не в достоинстве дело. Но Ханина кротостью своей подобен слуге перед царем, а я и перед Господом стою как вельможа перед царем. (Там же)

Со смертью р. Ханины бен Досы не стало более людей деятельного благочестия. (Сота, 49)


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =