Агада. Большая книга притч, поучений и сказаний.

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть II

Гилель старший

Вступление в академию

Рассказывают про Гилеля, что он нанимался на поденную работу и, получая половину динария в день, половину отдавал привратнику академии, а другую половину тратил на пропитание своей семьи.

Однажды случилось так, что он остался без заработка, и привратник не впустил его в академию. Тогда он взобрался на кровлю и, держась в полувисячем положении, припал лицом к решетчатому просвету, чтобы услышать слово Бога Живого из уст законоучителей Шемайи и Авталиона.

Случилось это, рассказывают, в канун субботы, в зимнюю пору. Выпал снег и засыпал его. Когда стало рассветать, Шемайя сказал Авталиону:

- Брат Авталион! Всегда в это время светло, а сегодня темно. На столько ли облачно сегодня?

Взглянули на верх и видят человеческий облик в просвете. Взошли на кровлю и нашли Гилеля покрытым слоем снега в три локтя толщиною. Очистив его от снега, умыли, умастили елеем и усадили у очага.

"Этот, - сказали Шемайя и Авталион, - заслуживает, чтобы ради него и субботний покой нарушить". (Йома, 35)

Долготерпение Гилеля

Был такой случай:

Двое заспорили о том, возможно ли рассердить Гилеля.

- Уж я то выведу его из терпения! - говорил один.

Побились об доклад в четыреста зуз. (четверть шекеля)

Было это в канун субботы. Гилель в то время собирался купаться. Пошел тот человек и, проходя мимо дверей Гилеля, стал выкрикивать:

- Кто здесь Гилель? Кто здесь Гилель?

Оделся Гилель и вышел к нему:

- Что угодно тебе, сын мой?

- Хочу задать тебе один вопрос.

- Спрашивай, сын мой, спрашивай.

- Отчего у вавилонян головы неправильной формы?

- Сын мой, - сказал Гилель, - важный вопрос ты задал мне, - оттого, что у вавилонян нет хороших повивальных бабок.

Ушел тот человек. Но через некоторое время вернулся и вновь принялся выкрикивать:

- Кто здесь Гилель? Кто здесь Гилель?

Оделся Гилель и, выйдя к нему, спросил:

- Что угодно тебе, сын мой?

- Хочу задать тебе один вопрос.

- Спрашивай, сын мой, спрашивай.

- Отчего у тармудян глаза больные?

- Важный вопрос, сын мой, задал мы мне, - должно быть оттого, что они в песчаных местностях живут.

Ушел тот человек, но вскоре вернулся и вновь давай кричать:

- Кто здесь Гилель? Кто здесь Гилель?

Оделся Гилель и вышел к нему:

- Что угодно тебе, сын мой?

- Хочу задать тебе один вопрос.

- Спрашивай, сын мой, спрашивай.

- Отчего у апракийцев ступни широкие?

- Важный вопрос, сын мой, задал ты мне, - оттого, что они живут среди болот.

- Много еще вопросов я имею, но боюсь рассердить тебя.

Облачился в одежды Гилель, сел и говорит:

- Спрашивай обо всем, что желаешь.

- Тот ли ты Гилель, которого величают князем израильским?

- Да.

- Пусть же не будет много тебе подобных в Израиле!

- Почему, сын мой?

- Потому, что из за тебя я потерял четыреста зуз.

- Будь же впредь осмотрительней. Ты не один раз четыреста зуз потеряешь, а рассердить Гилеля тебе не удастся. (Шабат, 30-31)

"Вся суть Торы"

Был такой случай:

Приходит некий иноверец к Шамаю и говорит:

- Я приму вашу веру, если ты научишь меня всей Торе, пока я в силах буду стоять на одной ноге.

Рассердился Шамай и, замахнувшись бывшим у него в руке локтемером, прогнал иноверца.

Пошел тот к Гилелю. И Гилель обратил его, сказав:

- Не делай ближнему того, что себе не желаешь. В этом заключается вся суть Торы. Все остальное есть толкование. Иди и учись. (Там же)

"Хочу быть первосвященником!"

Еще был случай:

Некий иноверец, проходя по задворки школы, услышал голос читавшего из Писания:

"И вот одежды, которые должны они сделать: наперсник и ефод, и верхняя риза, и хитон тонкий, кидар и пояс".

- Для кого это? - спросил иноверец.

- Для первосвященника, - ответили ему.

"Пойду, - подумал тот человек, - приму иудейскую веру и сделаюсь первосвященником!"

Пришел он к Шамаю и говорит:

- Обрати меня с тем, чтобы я стал первосвященником.

Шамай прогнал его.

Пришел он к Гилелю. Обратил его Гилель и сказал:

- Не венчают человека на царство прежде, чем он не усвоит весь обиход царский.

Начал новообращенный читать Писание. Дочитав до стиха: "А если приблизится посторонний к скинии Завета, смерти предан будет", - спросил:

- О ком в этих словах говорится?

- О всяком человеке, несвященнического рода, будь это сам Давид, царь израильский, - ответил Гилель.

И рассудил тот человек так:

"Если и про израильтян, прозванных детьми Божьими и Самим Господом любовно именуемых: "сын мой, первенец мой Израиль", если и про них сказано: "посторонний смерти предан будет", то тем более пришедший с посохом и котомкой, человек чужой и ничтожный".

Придя затем к Шамаю, он сказал:

- Разве не вполне понятно, почему недостоин я быть первосвященником? Ведь сказано в Торе: "Если приблизится посторонний, смерти предан будет".

А к Гилелю придя, сказал:

- Кроткий Гилель! Будь благословен за то, что помог мне приблизиться к благодати Господней.

Случай этот законоучители приводили в пример, поучая:

"Будь всегда кроток как Гилель, а не вспыльчив как Шамай". (Там же)

Чистота телесная

Каждый раз, когда Гилель уходил из академии, сопровождавшие его ученики спрашивали:

- Куда идешь ты, учитель?

- Иду совершить угодное Богу дело, - отвечал Гилель.

- Какое именно?

- Купаться.

- Разве это такое богоугодное дело?

- Бесспорно. Статуи царей в театрах и цирках - и для тех имеется особое лицо, которое обмывает и чистит их, и не только получает за это плату, но и почетом пользуется. Тем более должен соблюдать чистоту свою человек, созданный по образу и подобию Божию. (Ваикра Раба, 34)

"Гость в доме"

На тот же вопрос: "Куда идешь ты учитель?" Гилель иногда отвечал:

- Иду подкрепить себя пищей и этим оказать радушный прием моему гостю.

- Какой же это у тебя ежедневно гость в доме?

- А бедная душа разве не тот же гость в нашем теле? Сегодня она здесь, а завтра, глядишь, и нет ее. (Там же)

Патриарх слуга

Про Гилеля рассказывают, что одному впавшему в бедность, высокодостойному человеку он на свои средства нанимал лошадь для верховой езды и слугу для сопровождения его в пути. А однажды, не найдя подходящего провожатого, сам целых три мили сопровождал того человека, исполняя обязанности слуги. (Ктубот, 67)

Бедный жених

Был с Гилелем такой случай:

Приготовили у него обед для гостя. А в это время приходит к нему один бедный человек, останавливается у порога и говорит:

- Я сегодня справляю свою свадьбу, но у меня ничего не приготовлено для свадебного обеда.

Услышав это, взяла жена Гилеля все приготовленное для гостя и отдала бедному жениху, а сама замесила другое тесто, поставила варить другое кушанье и, когда наконец все было готово, подала мужу и гостю.

- Дочь моя, - обратился к жене Гилель, - отчего ты так долго не подавала обеда?

Она рассказала ему о случае с бедным женихом.

- Дочь моя, - сказал Гилель, - я всегда судил о тебе не с худшей, но с лучшей стороны, зная, что ты всегда стараешься делать только угодное Богу. (Д. - Трактат Эрувин, гл. 6)

По стопам Эзры

Когда забыта была Тора в народе, явился Эзра и возродил ее. Когда Тора снова была забыта, явился Гилель Вавилонский и снова дал крепкие устои ее.

Из Вавилона Гилель вышел в возрасте сорока лет, сорок лет слушал учение мудрецов и сорок лет был пастырем добрым своего века.

Рассказывают про Гилеля, что ни одной науки и ни одного наречия он не оставлял без изучения. Изучал он также голоса гор, равнин и долин, шелест деревьев и трав, язык зверей и животных, голоса демонов, притчи, басни и сказки народные. (Геологию, Ботанику. Зоологию. Мифологию. Небесный голос.) (Сукка, 20; Сиф.; Софр., 16)

Ученики Гилеля

Восемьдесят учеников имел Гилель. Тридцать из них достойны были принять благодать наравне с Моисеем; тридцать заслуживали, чтобы солнце остановилось для них, как для Иошуи бен Нун; двадцать остальных были людьми средних дарований. Старшим средь учеников был Йонатан бен Узиэль, младшим р. Йоханан без Заккай. (Сукка, 28)

"Праведный и кроткий"

Со смертью последних из пророков - Хаггая, Захарии и Малахии - Дух Святой покинул народ Израильский, только Бат Коль еще продолжал вещать ему.

Однажды, когда ученые сидели под кровом Бет Гурия, в Иерихоне, раздался Бат Кол:

- Здесь находится человек, достойный, чтобы благодать почила на нем наравне с Моисеем, только современники его этого не заслуживают.

При этих словах взоры всех обратились на Гилеля.

Оплакивая смерть его, ученые восклицали:

- Горе нам, о, праведный! Горе нас, о, кроткий! Эзры достойный ученик! (Сангедрин, 11)

Школа Шамая и школа Гилеля

Победа кроткого

Три года продолжался спор между школою Шамая и школою Гилеля. Каждая настаивала на правильности своих толкований Закона. Но раздался Бат Кол:

- Устами и тех, и других гласит слово Бога Живого, но поступать следует по толкованиям школы Гилеля.

Но если учение и тех, и других есть слово Бога Живого, чем же удостоилась преимущества школа Гилеля?

Тем, что ее последователи отличались духом кротости и смиренномудрия и наряду со своим учением преподавали также учение школы Шамая. Мало того, мнения школы Шамая они излагали всегда ранее собственных толкований.

Это учит нас, что того, кто сам умаляет себя, Господь возвеличивает и, напротив того, умаляет тех, кто сам себя возвеличивает. (Эрувин, 13)

Соперники во славу Божию

Не взирая на резкое различие своих толкований Закона, - при чем одними разрешалось то, что другими запрещалось, последователи обеих школ не переставали родниться друг с другом, заключая между собою брачные союзы и служа примером единения в приязни и дружелюбии, в исполнение сказанного: "Истину и мир возлюбите". (Иевамот, 14)


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИСТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = СИОНИЗМ = АТЛАС = ОГЛАВЛЕНИЕ =