ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

учебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ"


=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление


Глава 19 - 20

Восстание Бар Кохбы

Восстания в диаспоре

КАРТА ВОССТАНИЯ  

В последние годы правления Траяна, 115-117 гг., в разных концах Римской империи вспыхнули многочисленные восстания евреев. Император, мечтая о славе Александра Македонского, двинул свои войска на захват земель между Тигром и Евфратом, которые находились под властью парфян. Евреи Парфии приняли активное участие в борьбе с римлянами. В ответ на это в странах диаспоры начались нападения на еврейкие общины.

Римские власти закрывали глаза на погромы, и тогда евреи поднялись на восстание. Евреи Кипра, Киренаики, Египта оказывали вооруженное сопротивление местному населению. Некоторые города оказались под их управлением. Волнения происходили и на территории Эрец Исраэль. Дион Кассий так сформулировал свои впечатления: "Можно сказать: содрогнулся весь мир". Когда Траян увидел, что волнения выходят за рамки обычных беспорядков, он принял самые энергичные меры по их пресечению. Пехота, конница и флот Рима с большим трудом подавили восстания. Ужасными были последствия поражения. Все еврейское население Кипра было уничтожено. В других областях грабежи и казни мирного населения стали обычным делом. Вынужденный бросить огромные воинские силы на подавление восстания, Рим отказался от идеи завоевания Парфии.

Политика императора Адриана в отношении евреев

В 117 году власть в Риме перешла к новому императору - Адриану. Принято считать, что в первые годы своего правления он пытался восстановить мир на Востоке, стараясь учитывать национальные особенности покоренных народов и не вмешиваться во внутренние дела восточных провинций. В угоду покоренным народам Рим восстанавливал их разрушенные города и храмы, строил новые дороги. Среди евреев стали распространяться слухи о том, что император собирается заново отстроить Иерусалим и его главную святыню - Храм.

Историки допускают вероятность такого развития событий. Но в отношениях между императором и евреями постоянно возникали недоразумения. Так, евреи полагали, что возрожденная столица станет, как и в былые времена, традиционным еврейским городом. Засияет красотой и величием Третий Храм, в котором они смогут служить Всевышнему. Адриан думал иначе: под восстановлением Иерусалима он понимал создание нового римского города, в котором будут жить и евреи, и язычники. Так римляне поступали и в других провинциях. Предполагалось, что в новом храме и евреи, и язычники будут молиться своим богам. Храм будет носить имя Зевса Олимпийского или Юпитера Капитолийского, а город будет называться в честь императора - Элия Капитолина (полное имя императора было Публий Элий Адриан).

Мы не можем с полной уверенностью обвинить Адриана в ненависти к евреям, просто эллины считали достижения своей культуры самыми значимыми. Большинство римлян, тем более императоров, мало интересовались тонкостями чужих верований, обычаев и традиций. Повсюду они стремились насаждать ту культуру, в которой родились и выросли, которую считали самой развитой. Они удивлялись упорству, с которым покоренные народы не хотели превращаться в эллинов.

К разряду недоразумений часто относят указ Адриана о запрещении обрезания. Римляне считали любое вмешательство в данное богами тело вредным и опасным занятием. Вот почему появился указ, который римляне воспринимали как запрещение нанесения увечья. Но для евреев этот указ обозначал национальную трагедию. Конечно, руководитель державы, под властью которой находились десятки разных народов, должен был учитывать особенности каждого из них, чтобы не задеть очередным указом религиозные чувства своих подданных. Почему этого не произошло? Талмуд считает виновниками недоразумения советников Адриана, которые знали, чем обернется для евреев новый указ, но не сообщили об этом императору. Указ Адриана вызвал недовольство среди евреев, но многие из них надеялись на лучший исход. Внешне евреи продолжали сохранять спокойствие и покорность Риму.

Адриан много путешествовал и весной 130 г. посетил Иерусалим. Город имел важное стратегическое значение. Он мог служить опорным пунктом против парфян, в стране которых поселились многие евреи. Жители разрушенной столицы встретили Адриана радушно. Они все еще надеялись, что император вернет им Храм, восстановления которого евреи всего мира ждали вот уже 60 лет. Видимо, именно во время приезда Адриана выяснилось, о каком городе мечтает император. Для мудрецов и для большей части народа складывалась ситуация, о которой еврейская традиция говорит "умри, но не преступи". Как только император покинул пределы восточных провинций, евреи взялись за оружие.

Шимон Бар Кохба

Возглавил восстание человек, о происхождении и жизни которого мы знаем немного. Есть сведения, что Бар Кохба был единственным сыном своих родителей. Несомненно, он происходил из семьи ученых, так как раби Элазар ѓа-Модаи, один из выдающихся мудрецов своего времени, приходился ему дядей. Раши полагал, что Бар Кохба "был из дома Ирода".

КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ РАБИ АКИВЫ Одно только его имя породило множество догадок и предположений. Римские и греческие летописцы называли его Бар Кохбой. Мидраши и Талмуд не иначе, как Бен Козибой. Обычно это объясняют тем, что "кохба" переводится как "звезда". Тогда известные слова из Торы "и взойдет звезда от Яакова" можно трактовать как пророчество - "придет Кохба от дома Яакова". Евреи увидели в этом человеке долгожданного Машиаха, который пришел освободить их от рабства. По мнению многих историков, Машиахом признал его и величайший еврейский мудрец раби Акива. После того, как Бар Кохба потерпел неудачу, его имя изменили на Бар Козиба, что означает - сын лжи, то есть лжемессия.

Это объяснение кажется не очень убедительным. Вряд ли оба Талмуда могли называть человека исключительно по его кличке. Сам руководитель восстания подписывал все свои бумаги именем Бар Косба. Возможно, Косбой звали его отца. Такое имя семья могла получить от названия местности или населенного пункта, в котором проживала.

Поколение Бар Кохбы было воспитано на уверенности в том, что Храм вскоре будет отстроен. Эта уверенность возрастала с каждым годом, отдаляющим евреев от Второго Храма. Евреи готовы были признать Машиаха в любом человеке, обещавшем восстановить Храм и освободить их от римского господства. Много споров вызывает объяснение причин, по которым раби Акива признал Бар Кохбу Машиахом. Но уже современники великого мудреца оспаривали правоту такого решения:

"Учил раби Шимон Бар Йохай:

- Акива, мой учитель, толковал: "Взойдет звезда от Яакова - появится Кохба от Яакова". Когда он видел Бар Козибу, он говорил: "Вот он - царь-Машиах!"

Сказал ему Иоханан бен Тората: "Акива, твои щеки ско-рее порастут травой, чем придет сын Давида"".

Действительно, мы не находим упоминаний о том, что Бар Кохба принадлежал к дому царя Давида или совершал необъяснимые чудеса. Тот факт, что раби Акива признал его не только "предводителем Израиля", но и царем-Машиахом, безусловно, свидетельствует о величии Бар Кохбы, но свидетельствует ли он о мудрости самого раби Акивы? Во всяком случае, такой мудрец, каким был раби Акива, имел веские причины, чтобы так высоко оценить личность Бар Кохбы.

Про физическую силу Бар Кохбы Талмуд и Мидраш рассказывают настоящие чудеса: "Когда ядро из катапульты попадало ему в колено, оно отскакивало от него и убивало нескольких человек". Агада говорит о 400 000 воинов, бывших в его распоряжении; по Мидрашу, "Адриан дал пятьдесят два сражения в Эрец Исраэль". А каждый воин Бар Кохбы мог на скаку выкорчевать ливанский кедр. Все эти описания, хотя и в преувеличенной форме, рисуют нам образ настоящего героя.

Восстание

Мы мало знаем о событиях 132-135 гг. У этого восстания не было своего историка. Дион Кассий вскользь сообщает, что евреи начали заранее готовиться к восстанию. Сохранилось сообщение, что накануне восстания евреи изготавливали для римлян недоброкачественное оружие. В Иудейских горах повстанцы создали целую систему подземных баз, в которых накапливалось вооружение и продовольствие. Они надеялись разбить римлян в ходе партизанских боев.
КАРТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
 

 

 

Удобный для восстания случай представился сразу после отъезда Адриана из Иерусалима. Тысячи людей вновь взялись за оружие. Они действовали стремительно и вскоре захватили несколько городов, укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы.

Сначала Адриан не обратил внимания на беспорядки в провинции. Прокуратор Иудеи Тиней Руф, которого негодующие евреи прозвали тираном Руфом, попытался потопить мятеж в крови, но это ему не удалось; легионы Руфа были разгромлены. Бар Кохба вел партизанскую войну небольшими одиночными отрядами, которые устраивали засады и нападали на врага, не давая покоя его войскам. Повстанцы прятались в пещерах и подземных ходах, в крепостях, ущельях и в горах. Восстание уже распространилось по всей Иудее, Самарии и Галилее. В короткий срок Бар Кохбе удалось установить контроль над всей Иудеей, включая, возможно, Иерусалим, а также над значительной частью Эрец Исраэль.

На помощь Руфу пришел наместник Сирии, но и он потерпел поражение. Успехи Бар Кохбы укрепляли веру евреев в то, что именно он - царь-Машиах, который пришел избавить еврейский народ.

Крупной победой восставших было взятие Иерусалима. На монетах того времени сохранились надписи "Иерусалим" и "Первый год избавления Израиля"; на монетах второго года - "Иерусалим" и "Второй год свободы Израиля". Обнаружена также монета, на которой вычеканена надпись "Шимон", а на другой ее стороне - "В честь освобождения Иерусалима". Именно монеты позволили предположить, что повстанцам удалось освободить священный город.

Монеты помогают нам лучше узнать и личность Бар Кохбы. На монетах первого года восстания читаем: "Шимон - наси Израиля", на других, относящихся к этому же периоду: "Священник Элазар". Через год монеты с надписью "Священник Элазар" совершенно исчезают. Отсутствуют и монеты со словами "наси Израиля". Вместо них появились монеты, на которых значилось только имя "Шимон". Что могло измениться в течение года? Возможно, после крупных побед Бар Кохба стал претендовать на царский престол или роль Машиаха. До сих пор не найдено монет, на которых было бы написано "Шимон - царь Израиля", а чеканить на монетах "Бар Кохба-Машиах" было бы в высшей степени неразумно. Поэтому и появляется только имя предводителя восстания "Шимон". Но куда же исчез "Священник Элазар"?

Возможно, археологические находки, которые позволят нам разгадать тайну исчезновения имени Элазара и слова "наси" с монет, появятся еще не скоро, однако Мидраш сохранил нам историю, которая может дополнить наши знания о Шимоне:

"Бар Козиба царствовал два с половиной года. Он сказал мудрецам: "Я - Машиах". (В книге Исайи написано: "И почует страх Господний, и будет судить не по взгляду очей своих и не по слуху ушей своих решать дела"), поэтому ответили ему: "Про Машиаха сказано, что он судит чутьем, посмотрим, так ли судит этот"[…]".

Иудея под властью Бар Кохбы

Второй год Иудея находилась под властью восставших. В последнее время найдено немало дополнительных материалов об этом времени. О деятельности правителя Бар Кохбы мы узнаем, в основном, из писем-распоряжений, которые он отправлял своим подчиненным. Письма рассказывают, что Бар Кохба руководил не только военными операциями, но и экономикой подвластных территорий. Он вдавался в мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар Кохба угрожал наказанием даже ведущим военачальникам своей армии, а порой действительно сурово их наказывал. Большинство писем Бар Кохбы начинаются одинаково: "От Шимона бар Косбы, наси Израиля (имя адресата) мир". В одном из писем своему военачальнику Бар Кохба пишет о галилеянах:

"От Шимона Бар Косбы Иеѓ ошуа бен Галголе и людям его крепости приветствие! Я призываю небеса в свидетели, что если кто-либо из находящихся с тобою галилеян подвергается дурному обращению, я закую твои ноги в кандалы..."

В другом письме он просит встретить людей, приносящих пшеницу:

"От Шимона Бар Косбы Иеѓ ошуа бен Галголе приветствие! Знай, что ты должен приготовить пять каров зерна для отправки через [работников] моего хозяйства. Так что приготовь для каждого из них ночлег. Пусть они остаются у тебя всю субботу. Следи за тем, чтобы сердце каждого из них исполнилось довольством. Будь храбр, и поддерживай мужество среди местных жителей. Шалом! Я приказал, чтобы те, кто сдает тебе свое зерно, принесли его на следующий день после субботы".

Начальникам тыловых областей, население которых не поставило провиант, Бар Кохба грозно пишет:

"Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших".

Сохранилось письмо Бар Кохбы, в котором он требует прислать ему четыре вида плодов и растений, употребляемых в Суккот, и напоминает о сборе десятой части. Даже во время военных действий восставшие строго соблюдали субботу, приношения коѓенам и левитам, исполнение праздничных обрядов.

Рим наносит решающий удар

Рим все еще не мог поверить в то, что восставшая провинция громит легион за легионом. Адриан посылал в Палестину все новые подкрепления; четыре легиона и сирийский флот должны были разгромить непокорную Иудею. Из Британии был вызван один из лучших полководцев империи - Юлий Север. По-видимому, Адриан и сам прибыл на короткое время в Эрец Исраэль, чтобы наблюдать за ходом тяжелой войны.

В борьбе с евреями Юлий Север использовал излюбленный прием римских полководцев: сначала уничтожить разрозненные силы противника, затем дать общее сражение его основным силам. Под ударами римской армии Бар Кохба отступил в крепость Бейтар, которую Талмуд называет Бейт Тора - дом Торы.

Почему Бар Кохба укрепился в Бейтаре, а не в Иерусалиме? Обычно это объясняется слабостью города, который все еще не был восстановлен после 70 года. Возможно, что к этому времени в Иерусалим уже вошли легионеры Юлия Севера. В любом случае, Бейтар показался Бар Кохбе более удобной крепостью. Он находился недалеко от Иерусалима, и в случае разгрома восставшие могли продолжать борьбу с Римом в других крепостях.

Началась долгая осада Бейтара. Евреи, окруженные римскими полчищами, сражались как львы и порой из осажденных превращались в осаждающих. Но мало-помалу они начали ощущать недостаток провианта. Как и во время осады Иерусалима Титом, римляне видели, что падение Бейтара неотвратимо. Адриан, не сомневаясь в успешном исходе осады, возвратился домой. Голод и жажда ослабили защитников Бейтара. Враг обнаружил, откуда осажденные доставляли воду и перекрыл идущие в город каналы. Положение осажденных стало безнадежным. Бар Кохба и его лучшие воины погибли в последней битве, защищая крепость. Бейтар продержался больше двух лет. В еврейской традиции падение Бейтара считалось несчастьем, равным разрушению Храма. Согласно Мишне, разрушение крепости произошло 9 Ава 135 г.

Последней крепостью восставших принято считать Бейтар, но документы показывают, что и после падения крепости существовало множество очагов сопротивления Риму. Возможно, Бейтар была цитаделью всего восстания. Даже во время осады крепости ее защитники поддерживали связь с восставшими в разных концах Иудейской пустыни.

Смерть Бар Кохбы окружена легендами. Он считался непобедимым. Одна из легенд повествует, что когда римский солдат принес Адриану голову Бар Кохбы и сказал, что убил еврейского героя, император ему не поверил. Возможно ли убить такого героя, как Бар Кохба? Император потребовал разыскать тело Бар Кохбы. Выяснилось, что его ужалила змея, и он умер. "Если бы Бог евреев не убил его, кто бы мог его осилить?"

После падения Бейтара Юлий Север учинил расправу над непокорными жителями Эрец Исраэль. Дион Кассий сообщает, что было разрушено 50 крепостей, 985 сел, 580 тысяч евреев погибло в ходе военных действий, не считая умерших от болезней и голода. Возможно, эти цифры преувеличены, как и те, которые приводят Талмуд и Мидраш, когда рассказывают, что в Бейтаре было 500 школ, в самой меньшей из которых училось 500 детей, и из всех остался в живых лишь один ребенок. Здесь важнее не точные цифры, которых мы никогда не узнаем, а ощущение истинных размеров трагедии.

Победа над евреями досталась римлянам дорогой ценой. Настолько дорогой, что император Адриан, сообщая Сенату о победе над Иудеей, не осмелился употребить обычную в таких случаях формулу: "Я и моя армия пребываем в благополучии".

Гонения Адриана

Но римляне не ограничились уничтожением непокорных. Они считали, что пока евреи живут по законам Торы и верят во Всевышнего, сломить их дух невозможно. Начались жестокие гонения на иудейскую религию - "эпоха преследований", как она именуется в Талмуде. Казнь десяти мучеников стала лишь началом преследований.

Римские власти запретили изучать Тору и назначать авторитетных законоучителей, закрыли синагоги и академии.

Евреев сжигали за то, что они соблюдали субботний отдых, убивали за то, что они ели мацу на Песах, избивали плетьми за постройку шалашей в праздник Суккот, за наложение тфилин, за вплетение голубой нити в цицит. Но евреи продолжали читать Тору. В Талмуде говорится:

"Рассказал раби Иеѓ уда: были случаи в "опасное время", когда мы переносили свиток Торы в субботу со двора на крышу, с крыши на двор и со двора на склад, чтобы читать из него". Видя страдания своего народа, еврейские мудрецы постановили, что можно отказаться от соблюдения субботы, если следование ей угрожает жизни, но даже ради спасения жизни нельзя отказаться от изучения Торы. Тора, народ Израиля и Эрец Исраэль неразрывно связаны друг с другом, поэтому еврею не следует покидать свою землю, чтобы не стать идолопоклонником. И еще одно важное правило напомнили мудрецы: "Все евреи отвечают друг за друга".

В это же время Адриан осуществил свое давнее стремле-ние: Иерусалим был превращен в римский город под названием Элия Капитолина, евреи были изгнаны из него, а вместо них здесь поселились язычники. Еврей, пойманный в Элии Капитолине, подвергался смертной казни. Позднее посещение города было разрешено, но только 9 Ава. В этот день евреи могли приходить к Западной стене и оплакивать разрушение Храма.

В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которую вели евреи древнего мира.

Положение Иудеи при последующих римских императорах

Уже преемник Адриана - император Антоний Пий, 138-161 гг., прекратил гонения на иудаизм и разрешил евреям следовать их законам и религии. Однако он сохранил в силе два ограничения: евреям запрещалось селиться в Иерусалиме и обращать в иудаизм иноверцев.

Когда прекратились гонения на евреев, в галилейском городке Уша был основан новый центр иудаизма, после нескольких переездов окончательно обосновавшийся в Тверии. Ученики раби Акивы открыли здесь академию по образцу явненской. Были возрождены Санѓ едрин и ешива. Вновь открывались синагоги и школы. Новым наси после Гамлиэля II стал его сын - Шимон бен Гамлиэль.

При Шимоне утвердилась триединая форма руководства евреями Эрец Исраэль; "наси", его заместитель - "ав бейт дин" - законоучители - признанные авторитеты в области Ѓалахи. В годы правления Шимона страна все еще переживала тяжелый кризис, в ней царила нужда, люди продолжали уезжать в другие страны. Общественно-экономический подъем начался в период правления старшего сына Шимона - Иеѓ уды ѓ а-Наси. Этому подъему способствовало благожелательное отношение к евреям императоров династии Северов (193-235 гг.).

Вопросы к главе

1. Вспомни причины Первой иудейской войны. Чем они схожи с причинами восстания Бар Кохбы?

2. Как относились к войне и восстанию разные группы населения?

3. Почему к 130 году мессианские ожидания достигли наивысшего напряжения?

4. Как ты понимаешь фразу: "И будет судить не по взгляду очей своих и не по слуху ушей своих решать дела"?

5. Что могут сообщить монеты о восстании и его руководителе?

6. Какие выводы можно сделать о личности Бар Кохбы на основе представленных писем?

7. Сравни ситуацию, возникшую после восстания Бар Кохбы, с ситуацией после разрушения Второго Храма. Чем они отличаются?

8. Вспомни, что спасло еврейский народ в Вавилонском плену.

9. Какие действия по реорганизации общины были тогда предприняты?

Исторические источники

Предание от раби Иоханана

Обрати внимание, как события в Бейтаре подтверждают то, что говорил Раби Иоханан.

[…] Раби Иоханан говорил: "Блажен человек, который всегда осторожен; ожесточенный сердцем впадает в несчастие" […]. Из-за Камцы и Бар Камцы разрушен был Иерусалим. Из-за петуха и курицы - Тур-Малка. Из-за тележной оси - Бейтар.

[…] Существовал обычай: когда родится сын, сажали кедровое дерево; когда родится дочь, сажали акацию; когда дети эти вырастали и вступали в брак, срубали деревья и изготовляли из них шесты для венчального балдахина. Однажды через Бейтар проезжала дочь императора, и сломалась ось в ее колеснице. Слуги срубили первый попавшийся кедр и сделали новую ось. Напали на них иудеи и побили их. Донесли римляне императору: "Иудеи взбунтовались". Пошел император на Бейтар. […]

Иерусалимский Талмуд
Трактат Таанит

1. Из-за чего же был разрушен Бейтар?

Агада о воинах Бар Кохбы

Прочитай еще раз текст, рассказывающий о силе воинов Бар Кохбы, и сравни с мнением Талмуда.

Предание от раби Иоханана:

- В числе римлян, нападавших на Бейтар, одних "трубящих в трубы" было восемьдесят тысяч человек.

[…] В Бейтаре находился в то время Бар Козиба. У него было двести тысяч воинов, каждый с отрубленным большим пальцем на руке. На вопрос старейшин: "Сколько ты будешь заставлять сынов Израиля увечить себя?" - Бар Козиба ответил: "Каким же другим способом испытать их мужество?"

На это старейшины сказали: "Кто верхом на лошади не сумеет на всем скаку вырвать с корнем кедр ливанский, того не принимай в ряды своего войска". Бар Козиба так и сделал, и оказалось у него два отряда воинов, прежних и вновь принятых, по двести тысяч в каждом.

Но люди эти, выходя на бой, говорили: "Властелин мира не поддерживай нас, но и не мешай нам! Ибо не Ты ли покинул нас, Боже, и не выходишь с войсками нашими!"

Сам Бар Козиба обладал такой силой, что пущенные в него с пращей камни он одним коленом отбрасывал обратно, убивая этим каждый раз множество неприятеля. […]

Иерусалимский Талмуд
Трактат Таанит

1. Для чего Талмуд использует эти преувеличения?

2. О каких проблемах повествует Талмуд?

Раби Йосе о причинах гибели Бейтара

Прочитай отрывок.

[…] Бейтар был разрушен за то, что он в свое время "зажег свечи при получении сообщения о разрушении Храма". […]

(Жители Бейтара радовались потому, что до этого члены совета Иерусалима отобрали у бейтарцев их законные земли. Но и Бейтар был наказан, поскольку "злорадный не избегнет кары", как сказано в Притчах, 17, 5).

Иерусалимский Талмуд,
Трактат Таанит

1. Талмуд называет датой падения Бейтара 9 Ава, намекая на сходство с трагедией Иерусалима. О каком еще сходстве с Первой иудейской войной говорит этот отрывок?

Талмуд о причинах гибели Бейтара

Найди в тексте главы рассказ об отношениях Бар Кохбы и Элазара.

[...] Три с половиной года Адриан держал Бейтар в осаде, и сидел раби Элазар из Модиина в мешковине в пепле и молился каждый день, говоря так: "Властелин миров, не суди сегодня, не суди сегодня".

Адриан хотел уже снять осаду и уходить, но сказал ему один самаритянин: "Не уходи, потому что я знаю, что делать, и отдам тебе этот город...".

Вошел он [в город] и увидел там раби Элазара из Модиина, который стоял и молился; и тогда притворился самаритянин, как будто он что-то шепчет раби Элазару на ухо... Увидели жители города и привели его к Бар Козибе.

Сказали ему: "Мы видели, что этот старик говорил с твоим другом".

Сказал Бар Козиба самаритянину: "Что ты сказал раби Элазару и что он сказал тебе?.."

Сказал ему самаритянин: "Сказал мне раби Элазар, что он сдаст мне этот город".

Пошел Бар Козиба к раби Элазару из Модиина, сказал ему: "Что сказал тебе этот самаритянин?".

Сказал ему раби Элазар: "Ничего". - "А что ты ему сказал?"

Сказал раби Элазар: "Ничего". Ударил его ногой один раз и убил его.

В эту минуту раздался глас небесный: "Ты убил раби Элазара из Модиина, руку Израиля и его правое око. За это рука твоя отсохнет и глаз твой потускнеет". Сразу же был захвачен Бейтар и был убит Бар Козиба. […]

Иерусалимский Талмуд,
Трактат Таанит

1. Какие черты характера Бар Кохбы отмечаются в этой истории?

2. Насколько, по-твоему, Бар Кохба виноват в поражении восстания?

Агада о злодействах Адриана

Обрати внимание на поведение императора.

Один иудей при встрече с Адрианом произнес обычное приветствие.

- Кто ты? - спросил Адриан.

- Иудей, - ответил тот.

- А разве смеет иудей приветствовать Адриана? Отсечь ему голову.

Другой иудей, видя, как поступили с первым, прошел мимо Адриана и не приветствовал его.

- Ты кто? - спросил Адриан.

- Иудей.

- А разве смеет иудей проходить без приветствия мимо Адриана? Отсечь ему голову.

- Государь! - сказали приближенные Адриана, - как объяснить поступок твой? Приветствуют тебя - ты велишь казнить, не приветствуют - ты также велишь казнить.

- Уж не хотите ли вы, - ответил Адриан, - указывать мне, как я должен истреблять врагов моих?

Иерусалимский Талмуд,
Трактат Таанит

1. В чем именно проявилась жестокость Адриана?

2. Как по-твоему, приближенные относятся к императору?



=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление