ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

учебник "ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД В ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОМ МИРЕ"


=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление



Глава 13

Последний глоток свободы

Агриппа Первый

Гай Калигула был убит в Риме в 41 году. На престол взошел его дядя, Клавдий. Традиция приписывает Агриппе решающую роль в передаче власти в империи Клавдию. Новый император, желая отблагодарить своего друга, расширил территорию его владений и короновал Агриппу I как царя Иудеи в 41 г. Правда, другие историки утверждают, что это сделал Калигула, и приписывают Клавдию неприязненное отношение к еврейскому народу. В любом случае, новый император стремился успокоить волнения в Иудее после истории со статуей.

Агриппа I пользовался покровительством римского императора на протяжении всего своего царствования. В молодости его судьба складывалась так же, как и судьба большинства членов царской семьи Хасмонеев. Большую часть жизни они проводили в Риме, являясь заложниками на случай неповиновения правителей Иудеи. Там они получали эллинское образование и манеры. Ко времени воцарения они превращались в настоящих римлян, далеких от религии и традиций своего народа. Но, вернувшись на родину, Агриппа считал себя прежде всего еврейским царем, который должен действовать в интересах своего народа. Сохранилось предание о том, что с первых дней своего царствования Агриппа I начал изучать историю евреев. Он помнил, как много страданий принес евреям Ирод и не хотел повторять ошибок своего деда.

Свою резиденцию Агриппа I устроил в Иерусалиме. Затем он приступил к укреплению и развитию городов Эрец Исраэль и, в первую очередь, столицы, точно соблюдая при этом еврейские обычаи и законы. Агриппа I делал дорогие подарки Храму, лично оплачивал жертвоприношения неимущих. По словам Иосифа Флавия, Агриппа начал сооружение грандиозной городской стены, которое было прервано по распоряжению наместника Сирии. Тот же Флавий полагает, что после завершения третьей стены Иерусалим стал бы неприступным городом. Неудачная попытка укрепления города еще раз показала, насколько ограничена была власть царя.

Санѓедрину были возвращены его былые полномочия. Царь полностью отказался от вмешательства в дела Храма, но неукоснительно выполнял свои обязанности. Сохранился рассказ о том, как во время праздника Суккот Агриппа I всенародно читал главы из книги Дварим, как предписано законом. Когда он дошел до места, где сказано, что евреи не должны ставить царем над собою инородца, то плакал, вспомнив о своем предке Ироде-эдомитянине. Но еврейский народ, оценивший его преданность и благородство, восклицал: "Агриппа, ты брат наш!"

В 44 году Агриппа I неожиданно умер, процарствовав всего три года. С его внезапной смертью закончился короткий период в истории Иудеи, который евреи расценивали как время свободы и независимости.

Возобновление прямого правления римских наместников воспринималось как возвращение к мрачному времени тирании чужестранцев. Спокойствие могло быть достигнуто только при условии максимальной сдержанности наместников. Но именно сдержанности и не хватало новым властителям.

Период последних наместников, 44-66 гг. н. э.

Вдобавок к пренебрежительному отношению к подвластным народам последние наместники, опасаясь восстаний, постоянно ссорили евреев с греческим и римским населением провинции. В некоторых городах Эрец Исраэль большинство населения составляли евреи, в других - пришлое население. Если в городах возникали споры, наместник всегда занимал сторону иноземцев. Любое неповиновение евреев наказывалось самым жестоким образом. Уже первый наместник, Куспий Фад, начал вмешиваться в дела Храма; он взял на хранение праздничное облачение первосвященника и при каждом удобном случае грозил оставить его у себя. Только вмешательство Клавдия изменило ситуацию в пользу евреев. Существует мнение, что следующий наместник, Тиберий Александр (46-48 гг.) был евреем, но отказался от веры предков и стал язычником. При нем сыновья Иеѓ уды Галилеянина, Яаков и Шимон, призывали народ к восстанию. Они были пойманы и по приказу Тиберия распяты. Во время правления Кумана (48-52 гг.) неуважение римлян к евреям приводило к постоянным беспорядкам. Иосиф Флавий сообщает о трагедии, которая произошла в Иерусалиме во время Песаха.

В другой раз евреи напали на самаритянские деревни за то, что там постоянно убивали паломников, направляющихся в Храм. Куман отправил на помощь самаритянам своих легионеров. В результате столкновений погибло много евреев. Правда, в этот раз Кумана вызвали в Рим, где он предстал пред императорским судом, был признан виновным и приговорен к изгнанию.

Кумана сменил Феликс (52-60 гг.). Он был еще более жадным и жестоким. Именно во времена Феликса в Иудее набирало силу движение сикариев. Сикарий в переводе с греческого означает "кинжальщик". Постепенно это движение выродилось в группу настоящих головорезов, готовых за деньги убивать даже своих соплеменников. Так, Феликс использовал сикариев для уничтожения первосвященника Ионатана, сына Онии.

Ко времени наместничества Феликса простые жители Иудеи все сильнее ожидали прихода мессии. В годы бедствий и несправедливости верили в приход Машиаха, человека из рода Давида, который принесет своему народу освобождение. Сообщения историков того времени наполнены рассказами о появлении самозванцев, которые собирали вокруг себя толпы последователей, обещали явить чудеса, призывали отправиться в пустыню или просто обещали скорое избавление от страданий. Рим усматривал в мессианских движениях угрозу для своего владычества. Наместники не хуже евреев знали о том, что поддерживаемая ими знать принадлежит к роду Хашмонаим, а не к роду царя Давида. Таким образом, каждый претендент на роль мессии был для римлян еще и государственным преступником. Феликс сурово наказывал как руководителей мессианских движений, так и их последователей.

Жестокая политика наместника лишь усилила сопротивление евреев римской власти. В дни правления Феликса произошли столкновения между евреями и греками в Кейсарии, послужившие, по мнению Иосифа Флавия, искрой, из которой разгорелось пламя Великого восстания.

Волнения и беспорядки не прекратились и во время наместничества Феста (60-62 гг.) и Альбина (62-64 гг.). Сикарии продолжали убивать своих противников, а случаи появления людей, выдававших себя за мессию или пророка, все учащались.

К началу правления последнего наместника, Гессия Флора, Иудея переживала глубокий кризис, который характеризовали конфликты между евреями и язычниками, вооруженная борьба против римских властей, мессианские призывы сбросить чужеземное иго, жестокие казни, развал экономики и появление множества грабителей. К сожалению, Флор сделал все, чтобы ситуация вышла из-под контроля.

Даже Флавий вынужден был написать о нем: "В своей жестокости он был беспощаден, в своей наглости - без стыда". От ограбления отдельных богатых граждан он перешел к ограблению целых городов.

В 65 году на празднование Песаха в Иерусалим прибыл наместник Сирии Цестий Галл, к которому тут же обратились с жалобами жители города. Цестий выслушал их и пообещал изменить положение. Флор, опасаясь наказания, решил доказать Риму, что виновниками беспорядков являются сами евреи.

Он приказал забрать из храмовой казны 7 талантов серебра. Евреи громко протестовали, а некоторые из жителей города начали публично насмехаться над Флором, проходя по городу с мисками в руках и прося подать милостыню в пользу несчастного наместника. В ответ Флор послал солдат против толпы протестующих евреев. В результате стычки многие были убиты и ранены. Возможно, после подавления беспорядков, Флор отдал часть города на разграбление своему войску и казнил или предал бичеванию многих жителей. На следующее утро народ был готов к восстанию, но старейшины и первосвященник уговорили горожан разойтись по домам. Добиться этого было не легко, тем более, что Флор вызвал дополнительные войска.

Евреи вышли на улицы, чтобы приветствовать римских легионеров. Иосиф Флавий утверждает, что Флор заранее приказал своим солдатам напасть на евреев, расправиться с ними без жалости и прорваться к Храму. Эти события переполнили чашу терпения евреев и привели к народному восстанию. На улицах начались сражения. На головы солдат обрушился град камней. Евреи разрушили храмовые галереи и не позволили римлянам захватить Храм и овладеть крепостью Антония. Флор был вынужден вернуться в Кейсарию.

Для переговоров с восставшими из Александрии прибыл Агриппа II, официальный правитель Иудеи. Евреи потребовали, чтобы он отправился в Рим, к Траяну, и сообщил о беззакониях Флора. Агриппа уговаривал народ подчиниться власти и прекратить восстание. Народ не хотел его слушать и изгнал из города. Политика Флора возбудила ненависть в народных массах, и это серьезно ослабило влияние умеренного политического руководства. По предложению Элазара, сына первосвященника Ханании, было отменено ежедневное жертвоприношение за здоровье императора - шаг, равнозначный официальному объявлению войны.

Вопросы к главе

1. Что изменилось в Иудее с приходом к власти Агриппы?

2. Сравни отношение евреев к власти Рима в 6 и в 44 г. н. э.

3. Почему теперь режим наместничества казался евреям Иудеи особенно невыносимым?

4. Что, по-твоему, стало причиной обострения отношений между еврейским народом и римской властью?

Исторические источники

Клавдий становится императором

Существует предположение о том, что именно Агриппа уговорил сенат Рима утвердить Клавдия на посту нового императора. Прочитай, как описывает эти события Светоний.

[…] Из своего жалкого положения Клавдий вдруг поистине удивительным образом достиг императорской власти. Случилось так, что заговорщики, готовясь напасть на Калигулу, оттеснили от него толпу, будто император желал остаться один. Клавдий был вытолкнут вместе с остальными и скрылся в Гермесовой комнате. Оттуда при первом слухе об убийстве Калигулы он в испуге бросился в соседнюю солнечную галерею и спрятался за занавесью у дверей. Какой-то солдат, пробегавший мимо, увидел его ноги, захотел проверить, кто там прячется, узнал его, вытащил, когда тот [Клавдий] в страхе припал к его ногам, приветствовал его как императора. Он отвел Клавдия к своим товарищам, которые попусту буйствовали, не зная, что делать дальше. Они посадили Клавдия на носилки и сами, поскольку носильщики разбежались, отнесли его к себе в лагерь. Клавдий дрожал от ужаса, а встречная толпа его жалела, словно его тащили на казнь. Ночь он провел за лагерным валом, окруженный стражей, успокоившись за свою жизнь, но тревожась за будущее. В это время консулы, сенат и городские когорты заняли форум и Капитолий в твердом намерении провозгласить всеобщую свободу. Сенат, утомленный разноголосицей противоречивых мнений, медлил с выполнением своих замыслов. Толпа же требовала единого властителя и уже называла его имя. Клавдий принял присягу от воинов и обещал каждому по 15 000 сестерциев за поддержку. Он был первым из цезарей, кто за деньги купил преданность войска. […]

Гай Светоний. Клавдий, 1-42.

1. Подумай, достаточно ли аргументирован рассказ Светония о приходе Клавдия к власти?

2. Какие его сообщения вызывают наибольшее недоверие?

3. Как ты думаешь, почему в рассказе Светония ничего не сообщается о деятельности Агриппы?

Иосиф Флавий о воцарении Клавдия

Сравни рассказ Светония о воцарении Клавдия с рассказом Флавия.

[…] После того как Гай‚ процарствовав три года и восемь месяцев‚ был убит‚ расположенные в Риме войска потащили на трон Клавдия. Сенат между тем‚ по предложению обоих консулов‚ […] возложил охрану города на оставшиеся верными ему три легиона‚ собрался в Капитолии и решил за жестокости Гая начать войну с Клавдием. Имелось в виду достигнуть одного из двух: или восстановление старого аристократического правления‚ или же избрание на престол вполне достойного человека посредством голосования.

Как раз в это время Агриппа находился в Риме. Он был приглашен сенатом на совещание‚ но вместе с тем звал его к себе из лагеря и Клавдий‚ который также желал воспользоваться его услугами. Агриппа видел‚ конечно‚ что Клавдий силой уже сделался императором‚ и отправился поэтому к последнему. Тогда Клавдий уполномочил его изложить перед сенатом его виды и намерения. Против своей воли он был войском возведен на престол‚ и теперь он‚ с одной стороны‚ считает несправедливым пренебрегать рвением солдат‚ с другой же стороны‚ он еще не считает свое счастье обеспеченным‚ так как уже одно призвание к верховной власти приносит с собой опасности. А потому он‚ если ему суждено будет стать во главе государства‚ намерен держать скипетр мягкой рукой‚ как добрый правитель‚ а не как тиран; он будет довольствоваться честью титула и предоставит народу право участия во всех государственных делах‚ ибо если мягкость и кротость не была бы даже свойственна его натуре‚ то уже одна смерть Гая будет вечно носиться перед его глазами и напоминать всегда об умеренности. […]

Иосиф Флавий
Иудейская война. Гл. 11, 1-2

1. Что нового сообщает Флавий?

2. Чьи свидетельства кажутся тебе более аргументированными? Объясни свою позицию.

Флавий о наместничестве Кумана

Определи причины бедствия, описанного Флавием.

[…] Во времена наместничества Кумана в Иудее в Иерусалиме произошли волнения, причем погибли многие из иудеев. Но сперва я расскажу о причине этого волнения. Когда наступил праздник Песах, в который у нас принято есть мацу, и когда отовсюду в город стеклось большое количество народа, Куман стал опасаться, как бы не произошли беспорядки. Поэтому он приказал одному отряду солдат с оружием в руках занять галереи храма и подавлять в случае необходимости всякий беспорядок. Так обыкновенно поступали во время празднеств и прежние наместники.

На четвертый день праздника какой-то солдат позволил себе непристойную выходку в храме перед народом, который при виде этого рассвирепел, говоря, что солдат оскорбил не их, но самого Бога. Некоторые из более смелых иудеев стали даже ругать Кумана, указывая на то, что он разрешил это солдату. Когда Куман узнал об этом, он сам крайне рассердился и стал увещевать народ успокоиться, не волноваться и избегать смут и волнений. Но он не мог убедить их; они еще более ругали его. Тогда он собрал все войска и повел их в полном вооружении в крепость Антония, которая, как мы уже раньше упоминали, примыкала к самому храму. При виде солдат толпа испугалась и бросилась бежать. Но улицы были узки, и народ, предполагая погоню врагов, стал тесниться и толкаться, и таким образом на улицах были задавлены во время этого бегства многие; число человеческих жертв тут было исчислено в двадцать тысяч. Таким образом праздник обратился в печаль. Народ оставил свои молитвы и жертвоприношения, плакал и предавался горю. Вот какое бедствие навлек на народ святотатственный поступок одного солдата. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 20, 5:3.

1. Если бы тебе пришлось определять степень вины участников конфликта, как бы ты это сделал?

Флавий о мессианских ожиданиях евреев

Обрати внимание, как Флавий называет тех, кто объявляет себя мессией.

[…] Итак, деяния убийц преисполнили весь город ужасом. Тем временем разные проходимцы и обманщики старались побудить народ последовать за ними в пустыню, где обещали ему явить всякие чудеса и необыкновенные вещи, которые будто бы должны случиться по желанию Предвечного. Многие поверили этому и [жестоко] поплатились за свое безумие, потому что Феликс возвращал их обратно и наказывал. Около того времени в Иерусалим явился некий египтянин, выдававший себя за пророка; он уговорил простой народ отправиться вместе с ним к Елеонской горе, отстоящей от города на расстоянии пяти стадий. Тут он обещал легковерным иудеям показать, как по его мановению падут Иерусалимские стены, так что, по его словам, они будто бы свободно пройдут в город. Когда Феликс узнал об этом, он приказал войскам вооружиться; затем он во главе большого пешего и конного отряда выступил из Иерусалима и нагрянул на приверженцев египтянина. При этом он умертвил четыреста человек, а двести захватил живьем. Между тем египтянину удалось бежать из битвы и исчезнуть. Впрочем, разбойники вновь стали побуждать народ к войне против римлян, говоря, что не следует повиноваться. При этом они разграбляли и сжигали деревни тех, кто не примыкал к ним. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 20, 8:6.

1. Насколько справедливо такое отношение Флавия к этим людям?

2. Чем можно объяснить такое отношение историка к ним?

3. Почему евреи доверчиво шли за очередным мессией?

4. Узнай у учителя традиции, кто такой Машиах.

Флавий о наместничестве Гессия Флора

Обрати внимание на то, как римский подданный Иосиф Флавий описывает деятельность римского наместника.

[…] Флор настолько злоупотреблял своей властью и позволял себе такие насилия, что иудеи, в своем крайнем горе, вспоминали об Альбине как о благодетеле. Последний, по крайней мере, старался скрывать свою гнусность и заботился о том, чтобы не уронить себя окончательно; Гессий же Флор кичился своими беззакониями относительно нашего народа, как будто бы он был прислан лишь для выказывания своей испорченности: он не упустил ни одного случая, где бы он мог грабить или обижать людей. Чувство жалости было недоступно ему, и его любостяжание [корыстолюбие] было прямо ненасытно, так что он не делал различия между большим и малым, но делил свою добычу с разбойниками. Большинство из них действовало смело, потому что могло быть уверено в безнаказанности со стороны наместника, которому за это уделялась часть награбленного. Однако это было еще не все. Так как несчастные иудеи не могли сносить грабежей разбойников, то они видели себя принужденными отказаться от своих привычек и массой выселяться, думая найти убежище где бы то ни было среди иноземцев. Чего же еще больше? Флор был тем, кто принудил нас начать войну с римлянами, так как он держался мнения, что лучше погибнуть многим сразу, чем умерщвлять немногих отдельных лиц. Эта война началась на втором году наместничества Флора и на двенадцатом году правления Нерона. […]

Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 20, 11:1.

1. Иосиф Флавий пишет: "Вспоминали об Альбине как о благодетеле". Сравни эти слова с характеристикой Альбина, которую Флавий дал прежде:

[…] Не было того злодейства, которого он [Альбин] бы не совершил. Мало того, что он похищал общественные кассы, массу частных лиц лишал состояния и весь народ отягощал непосильными налогами, но он за выкуп возвращал свободу преступникам. Только тот, который не мог платить, оставался в тюрьме. […]

1. Как ты можешь прокомментировать этот отрывок?

2. Почему во времена Флора отношение к Альбину изменилось?



=Главная=Изранет=ШОА=История=Традиции=Музей=Антисемитизм=Учеба=Оглавление