ЭНЦИКЛОПЕДИЯ "ЕВРЕЙСКИЙ МИР"р. И.Телушкин |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Хотя в десяти казнях и рассечении вод Красного моря часто видят основные события Шмот, на самом деле это лишь преддверие более высоких целей. Еврейские рабы получили свободу не ради нее самой, а для служения Б гу. Вот почему Моше передал фараону: "Отпусти народ Мой, чтобы послужили они Мне" (Шмот, 7:26). И именно поэтому в еврейской традиции кульминация исхода - это дарование Торы, событие, которое принято называть откровением на Синае.
Спустя семь недель после исхода из Египта израильтяне достигли горы Синай. Здесь Б г - в первый и единственный раз! - обратился ко всему народу и возвестил ему Десять заповедей. Люди были испуганы грозным явлением Б га среди грома и пламени. Они стали просить Моше: "Говори ты с нами, и мы будем слушать, и пусть не говорит с нами Б г, а то умрем". Моше успокаивает их, объясняя, что Б г не для того вывел евреев из Египта, чтобы убить их: "Не бойтесь, ибо для того, чтобы испытать вас, пришел Б г, и чтобы страх Его был перед лицом вашим, дабы вы не грешили" (Шмот, 20:18-20). Тем не менее он соглашается в дальнейшем передавать евреям Б жьи послания.
Вскоре после этого Моше поднимается на гору Синай, где проводит сорок дней и ночей. Многие евреи считают, что на Синае Б г дал Моше сразу всю Тору. По мнению Талмуда, Тора давалась Моше Б гом постепенно, свиток за свитком, во время скитания евреев в пустыне.
Еврейская традиция считает, что на горе Синай Моше дана суть Торы (ее законы), а мудрецы Талмуда иногда подчеркивают древность и авторитетность тех или иных уложений еврейского права тем, что это "закон, данный Моше на Синае, - ѓалаха лемоше мисинай".
Поскольку событиям на Синае, посвящена значительная часть Торы (по сути, от Шмот, 19 до Дварим, 10:10), то кажется странным, что единственная сообщаемая об этой горе подробность - то, что она расположена на Синайском полуострове. Таким образом, нельзя точно идентифицировать местоположение горы Синай. Раби Гюнтер Плаут предполагает, что это сделано специально: "Если бы местонахождение святой горы стало затем доподлинно известным, то Иерусалим и его Храм никогда бы не стали центром еврейской жизни, так как их значение показалось бы ничтожным по сравнению с этой священной горой".
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |